Шлиссельбургский уезд Общий очерк Шлиссельбургский уезд занимает пространство в 3482 квадр. версты, граничит с уездами Петербургским, Царскосельским, Новгородским и Новоладожским, на севере прилегает к Финляндии, а на востоке подходит к берегам Ладожского озера. Он представляет местность ровную, болотистую, изредка прерываемую возвышенностями, как напр. в приходах: матокском, колтушском, покровском и лезьинском. Пространство его от Невы до Ладожского озера представляет собою как бы одно болото, идущее вплоть до озера и имеющее множество озер и лесов. Кроме Невы, Шлиссельбургский уезд имеет множество других, довольно значительных рек, впадающих, частью, в Ладожское озеро (Назья, Морья, Влога), частью – в Неву (Черная, Мга, Мойка, Тосна, Ижора, Славянка, Охта). Все население уезда простирается до 36 тысяч, и оно довольно значительно по Неве и ее притокам, а далее – к Ладожскому озеру есть большие пространства, вовсе не населенные. Первоначальные жители уезда – Финны, частью издавна здесь живущие, частью выселившиеся из соседней Финляндии. Население русское поселилось здесь после основания Петербурга. Это частью русские крестьяне, поселенные сюда помещиками, частью добровольные поселенцы, привлеченные сюда торговлею и промыслами, развившимися в следствие близости столицы. Занятия жителей определяются местностью. Ближе к Ладожскому озеру развиты промыслы, стоящие в связи с обилием лесов, а ближе к Неве развита торговля предметами, необходимыми для столицы. Здесь же довольно процветает и фабричная деятельность. Православная паства существует в Шлиссельбургском уезде с основания Петербурга. Хотя и есть основания полагать, что пространства на берегах Невы, с 16 века, были заселены православной паствой, так как в писцовых книгах указывается «Спасский Городенский погост» по берегам Невы до Шлиссельбурга, но следов этого первобытного христианства здесь никаких не осталось. Нынешнее православное население имеет своих родоначальников в лице русских, переселенных сюда из внутренних губерний волею правительства и помещиков. После Шлиссельбурга, имевшего православной церкви еще до времен Петра Великого, древнейшими приходами здешней местности должно считать приходы: матокский, колтушский, поречьский, лезьинский, Никольский, назьинский и путиловский. Позднее образовались приходы: Пеллы, Ивановского и Аннинского села. Приход ириновский образовался в нынешние времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Благодаря комсомольскому билету в части мне дали путевку на поступление в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве. После демобилизации я приехал в столицу, пришел в университет и подал заявление на химический факультет. Это была чистая авантюра. В аттестате одни тройки, денег нет. Ребят с красными дипломами могли за короткие брюки до экзаменов не допустить, такой там был строгий дресс-код, а мне на собеседовании декан говорит: «Тройки – это ничего! Вы попробуйте сдать экзамены!» Но на экзамены я не пошел. Понял, что не по Сеньке шапка. Да и не мое это. Характер у меня крутой, в маму. Пришел в приемную комиссию и говорю: «Отдайте документы: я решил, что не буду к вам поступать!» Они удивились: знаете, – говорят, – какой у нас большой конкурс, сколькие мечтают у нас учиться? Уговаривали. А потом видят, что бесполезно, отпустили с миром. Я вернулся домой и устроился работать на радиозавод имени Попова. Снова стал ходить на секцию бокса и каждый день утром и вечером устраивал пробежки до работы и обратно – до завода было семь километров. Мама приходила ко мне по вечерам и проводила беседы о Боге. Книжки из церкви какие-то приносила, Евангелие. Поначалу это мне очень не нравилось. Один раз не выдержал и говорю: «Мама, если не прекратишь агитировать, я все иконы у тебя выброшу!» Она в слезы. Но спустя время мне самому захотелось с ней поговорить о вере. Помню, как она читала мне старенькую затертую книжечку – житие преподобного Серафима Саровского. Я внимательно слушал, захотелось другой жизни, которая была бы с Богом. Как-то раз мама читала мне житие преподобного Серафима Саровского – и так захотелось мне другой жизни, с Богом! Видя такое мое настроение, мама говорит: «Поехали в Алапаевск, там храм есть, можно на службы ходить!» И я переехал туда – поближе к храму, устроился в местном совхозе учеником столяра, получил третий разряд. Но долго в столярке не задержался. Все мужики на работе поголовно пили, пили страшно, беспробудно. У моего учителя руки были золотые, а я его ни разу трезвым не видел. Думаю: как же так, люди такие хорошие, а Бога совсем не знают, гибнут ни за что?

http://pravoslavie.ru/135287.html

Назначение это ясно сознавалось нашими предками и в этом заключается причина как благоговейного отношения их к иконе, так и сильных протестов против всяких иконографических новшеств. Русская древность до XVI–XVII в. не часто встречалась с подобными явлениями рабской подражательности западному искусству: с одной стороны чувство благоговения к иконе, с другой относительная слабость иноземного влияния вообще спасли наше искусство от порабощения западу. Но отсюда еще не следует, чтобы оно всегда и всюду стояло на высоте подобающего ему положения. Огромная масса наших иконописцев всегда принадлежала к числу лиц простых, не получивших не только художественного, но даже и обычного книжного образования; поэтому неудивительно, если здесь встречались нередко разнообразные злоупотребления: бывали случаи искажения смысла иконы, благодаря его непониманию, а еще чаще обнаруживались недостатки техники; и никакие художественные таланты, хотя бы они и никогда но переводились у нас, не могли, при отсутствии правильной организации дела, прекратить эти злоупотребления. Громадный спрос на дешевые произведения порождал множество иконописцев ремесленников, и нередко склонял церковное искусство к упадку. На это печальное явление и обратил свое внимание Стоглав: он видел, что число иконописцев ремесленников увеличивается весьма быстро, что они, не имея ни вкуса, ни исправных образцов под руками, пишут иконы «не учася, самовольством и не по образу, а от самомышления своими догадками», пишут скоро и небрежно и такие иконы продают дешево простым людям поселянам невеждам. Примеры этого рода встречались не только в XVI, но также и в XVII столетии; они нередки даже и в настоящее время, и неоднократные попытки церковной и гражданской власти, даже грозный указ царя Алексея Михайловича, направленный против суздальцев, не могли уничтожить зла; оно засело слишком глубоко, особенно в провинциальной глуши и требовало иных мер столько же энергических, сколько и целесообразных. В ряду таких мер представляют немаловажный археологический интерес меры Стоглава и московского собора 1667 года. Оба собора имели в виду, между прочим, прекращение злоупотреблений в иконописании, но по характеру мероприятий значительно различаются между собою: Стоглав старается держаться исключительно на исторической точке зрения, его основное начало – предание, его цель – возвращение к этому преданию; никакой оценки этого предания здесь нет: «до нас положено, лежи свято»; наоборот московский собор 1667 года, не отвергая важности предания, проверяет его с точки зрения теоретической богословской мысли; здесь ясно уже стремление – отнестись критически к традиционным формам, очистить их от случайных наростов и раскрыть их истинный смысл... Обращаемся к Стоглаву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

такие же горшки обследованы священником Полянским в часовой башне села Коломенского, построенной при Алексее Михайловиче. Ввиду подобных соображений, особенно последнего, некоторые из новейших археологов склоняются к мысли об ином назначении этих голосников. Самое местоположение горшков в парусах сводов, столбах и арках дает руководительную нить для другого объяснения: очевидно, они помещались там, где сосредотачивалась сила давления тяжести сверху; а потому не употреблялись ли они для противодействия давлению тяжести. Что полости, наполненные воздухом, способны выдерживать сильный напор, это доказано опытами, и древние архитекторы, в том числе и архитекторы византийские, знакомые с этим секретом, пользовались им в своих сооружениях. Присутствие этих голосников в церквах Грузии и Армении, насколько нам известно, доселе еще не было отмечено, и потому мы занесли его в ряд наших наблюдений для будущих соображений. Еще несколько часов езды от Уплис-Цихе, и мы были в гостеприимном Кутаисе, о котором, без сомнения, все члены экскурсии сохранят наилучшие воспоминания. Замечательный своим прелестным местоположением на берегах Риона у подножия Окрибских гор, губернский город Кутаис владеет капитальным памятником древности – собором, построенным в 1003-м году царем Багратом III-м. Древнее великолепие этого храма вполне соответствовало высокому историческому значению Кутаиса. И громадные размеры храма, и богатство внутренних и внешних украшений – все в нем напоминало древнее величие Колхиды с ее классическим золотым руном. Но беспощадный фанатизм мусульманства наложил свою железную руку и на эту святыню Кутаиса. В 1691 году собор был разрушен ахалцихскими турками. Там, на высокой скале, где стоял этот храм, теперь видны одни лишь развалины; и только в последнее время удалось местным археологам несколько разобраться в массе накопившегося здесь в продолжение целых столетий мусора. Стены этой святыни сохранились довольно хорошо. С восточной стороны уцелели три алтарные ниши и место, где стоял престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Отец Владимир уполномоченной говорит: «Мы не дадим вам ничего сносить, под бульдозер ляжем!» В общем, обстановка накалилась, и тогда мы решили собирать подписи горожан в защиту храма, а потом везти их в Управление по делам религий в Москве. Всего было собрано более 5 тысяч подписей. Это были бланки с указаниями всех данных конкретного человека, местом его работы, домашним адресом и личной подписью. Потом мы сделали ксерокопию всех собранных заявлений на случай, если нас арестуют. Бухгалтером в нашем храме была Валентина Романовна, бывший секретарь партийной организации в большом институте (потом ушла из партии), которая взялась организовать это дело. Была отобрана группа прихожан для поездки в Москву, куда я тоже вошел. Благословляя нас на дорогу, отец Владимир без обиняков сказал, чем нам это грозит, и, если кто сомневался, просил не рисковать, а остаться дома. Но никто не отказался. Нас было 8 человек. Отец Игорь и матушка Фотиния с первенцем. 1990-е годы – Страшно было? – Честно говоря, да, страшно! Но мы понимали, что это дело Божие и кроме нас никто его не сделает, поэтому помолились и поехали. В это время в Москве проходил Международный фестиваль студентов и юношества, никого иногородних без московской прописки не пускали. Валентина Романовна говорит: «Спокойно, берем билеты не в Москву, а до Владимира». Во Владимире уже продавали билеты в Москву без проблем. Мы ехали на разных местах, между собой не разговаривали. Помню, стою в тамбуре, смотрю в окошко, читаю про себя 90-й псалом «Да воскреснет Бог». Проходят контролеры, у всех билеты проверяют, а на меня даже не оборачиваются, вообще внимания не обращают! И так со всеми из группы! Ходили, проверяли, а к нашим ни к одному за всю дорогу не подошли! Билеты у нас были до Новогиреево, дальше на метро. Мы сразу направились в Совет по делам религий. Нас провели к заместителю этого учреждения. У того глаза на лоб: «Как вы сюда попали?!» Мы ему честно отвечаем: «Так с Божией помощью!» От такого ответа он опешил, накричал на нас и выгнал вон. На улице Валентина Романовна говорит: «Раз нас тут слушать не стали, поедем в Кремль, в ЦК партии!» Поехали. Первым в ЦК в фойе нас встретил офицер КГБ: «Что нужно?» Мы объясняем. Он взял наши паспорта, бумаги, ушел куда-то наверх. Стоим, молимся, рассуждаем между собой: может, сейчас придут и всех арестуют! Но обошлось.

http://pravoslavie.ru/135287.html

По отъезде Епифания пустынники нитрийские, доведенные до изнеможения преследованиями Феофила, принуждены были искать правосудия и защиты у самого императора. Они подали ему жалобу, в которой, изложив все козни и злодеяния Феофила, а так же и злословия и клеветы монахов, действовавших в Константинополе по его внушению, просили его, вызвав Феофила, отдать это дело на суд и рассмотрение константинопольского архиепископа. Император согласился на их требование, и послал одного чиновника за Феофилом. Между тем судьи рассматривали обвинения, составленные против его поверенных. Сии, не имея сил оправдать своих неправых действий, признались, что они действовали по внушению патриарха александрийского. Вследствие такого признания они объявлены были злонамеренными клеветниками, и заключены в темницу. Некоторые из них там и умерли, а некоторых сослали в ссылку. Но этот справедливый суд над преступниками не прекратил злонамеренных действий против самого святого архиепископа константинопольского, а, можно сказать, только послужил началом враждебных преследований против него, окончившихся, наконец, его изгнанием и смертию. Феофил, услыхав об участи, постигшей монахов, посланных им в Константинополь, пришел в сильное негодование. Призываемый в столицу указом царя для оправданий, он спешил туда, но не с тем, чтоб быть подсудимым, а судить. Убежденный в слабости характера императора Аркадия, поддерживаемый императрицею Евдоксиею, которая, в поучении, сказанном св. Златоустом вообще против женщин, видя личное оскорбление для себя, писала ему, чтобы он поспешил освободить ее от ненавистного епископа; уверенный в содействии епископов, клира и разных лиц придворных, негодовавших на св. Златоуста за его строгость и сильные обличения, он отправлялся в Константинополь с уверенностию обвинить, наконец, и низложить казавшегося непримиримым врагом св. Златоуста. Поэтому Феофил созвал многих епископов из разных городов и прибыл с ними в Константинополь. На собор съехались большею частию такие, которые по каким либо причинам питали вражду против св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

—762— чисто экстатической глоссолалией сектантов наибольшее сходство имеют бессвязные и совершенно бессмысленные неологизмы, импульсивно произносимые помешанными в приступах экзальтации (напр., при маниакальном возбуждении). 1124 —763— Встречаются неологизмы, в роде глоссолалических, и в связи с экзальтацией воображения, при некоторых особенных состояниях сознания, – в состоянии бреда, грез, сомнамбулизма, медиумического транса, опьянения и проч. «Современные спириты приписывают многим из своих медиумов способность говорить в состоянии транса на иностранных языках». 1125 Некоторые медиумы и сомнамбулы создают из своих неологизмов нечто подобное настоящим языкам, 1126 а иногда воспроизводят в приступах слова и выражения какого-либо из существующих языков, отчасти им известного, и выдают это за языкоговорение. 1127 Наконец, при органических поражениях речевого аппарата могут обнаруживаться неологизмы, на подобие сектантских глоссолалических сочетаний звуков. Напр., при афазии образуются артикуляторные спазмы, вследствие чего больные импульсивно произносят непонятные слова, в роде: «macassi coussi cassa». 1128 Д. Коновалов (Продолжение следует). Покровский А.И. Ветхозаветный профетизм как основная, типическая черта библейской истории Израиля: [Пробная лекция] 1129 //Богословский вестник 1908. Т. 1. 4. С. 764–793 (3-я пагин.) —764— Ваше Преосвященство, Мм. Государи! Кому приходилось бывать в крупных культурных центрах западной Европы, в таких мировых её столицах, как Рим, Париж и Лондон, или если не посещать их самому, то слышать или читать описания чужих посещений, тем, без сомнения, должен быть хорошо знаком один похвальный обычай всех заграничных гидов, или проводников. Они, именно, прежде чем начать с доверившимися им клиентами детальный осмотр местных памятников и достопримечательностей, обыкновенно, ведут их на какой-либо наиболее центральный, возвышенный пункт – будет ли то колокольня собор, специальная башня, или особый монумент – но непременно такой, с высоты которого открывалась-бы наиболее широкая и свободная перспектива города. Стоя здесь, иногда чуть не на высоте птичьего полета, и наслаждаясь дивным видом расстилающейся у его ног панорамы, очарованный турист имеет полную возможность сразу-же, одним взором охватить почти всю картину города, и таким путем получить о нём первое, б. м. самое сильное, хотя и очень еще общее, представление. А умелые объяснения проводника, искусно подчеркивающие наиболее важные штрихи этой картины, усиливают и дополняют впечатление от неё: они помогают лучше ориентироваться в рассматриваемой картине и за-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Центральный купол храма, большой и массивный, находится в окружении четырёх малых глав, которые имеют традиционную луковичную форму куполов и покоятся на глухих барабанах. По свидетельствам историков, прежде купола Покровского собора были золочёными. Ныне они - голубые со звёздами, что считается отличительным признаком православных храмов, посвящённых Богородице. Звёзды на куполах символизируют Вифлеемскую звезду, которая сияет на чистых и непорочных небесах. Форма же покровских куполов - луковичная, она тоже связана с сиянием. Считается, что это свет свечи Господа, который Он дарит миру. Как известно, кресты, что венчали соборные купола этого храма, в пору его строительства золотили монастырские сёстры. Сами кресты были изготовлены на известном заводе Лаврова в Мириенбурге. Когда большевики закрывали православные храмы, первым делом они стремились сорвать с них кресты. Между тем обычай увенчивать крестами православные храмы берёт своё начало с IV века. Это символ христианской веры, всегда устремлённый к небесам. Подобно ориентированию здания храма по сторонам света существуют и особые правила установки надкупольных крестов. Поскольку алтарь, как правило, находится в восточной части здания, то и крест храма устанавливается так, чтобы, если встать к нему лицом, за крестом оказался тоже восток, слева - север, справа - юг и позади - запад. Новые колокола обновлённому Покровскому собору в наши дни были преподнесены в дар руководителем Федерального агенства по недропользованию Анатолием Ледовских. Перед установкой они были по традиции окроплены святой водой, после чего был произведён первый, символичный удар - чтоб звенели! Есть особая символика в том, что нынешние 9 каменско-уральских " звонов " отлиты по форме тех знаменитых колоколов, что когда-то изготавливали на гатчинском заводе " Товарищества А. С. Лаврова " , впоследствии - завода Рошаля в Мариенбурге. Также стоит обратить внимание на арки - важный элемент и композиции, и оформления здания Покровского собора, формирующие основной архитектурный мотив храма.

http://sobory.ru/article/?object=00131

б) другие, указывая на то, что в роли докладчика в данном случае является Предсоборный Совет, который при выработке своего законопроекта имел возможность использовать и использовал все относящиеся к вопросу материалы, рекомендовали начать занятия Отдела непосредственно с рассмотрения законопроекта, внесенного Святейшим Синодом, как того основного фундамента, на котором должна базироваться работа Отдела... в) наконец, третьи высказываются за предложение примирительного характера – поручить ознакомление собрания с работами Предсоборного Совета кому-либо из членов этого Совета, который и выступит в качестве докладчика... Вместе с этим высказывается пожелание, чтобы собрание было ознакомлено с теми двумя статьями общего характера, которыми предварялся законопроект Предсоборного Совета, но которые были исключены из него Святейшим Синодом; рассмотрение этих статей даст возможность Отделу установить принципиальный взгляд по вопросу об отношении Церкви к государству (проф. Покровский, А. Ф. Одарченко). Председателем вносится предложение просить члена Предсоборного Совета проф. Мищенко Ф. И. выступить в качестве докладчика и ознакомить собрание с работами Предсоборного Совета; вместе с этим собрание должно быть ознакомлено с теми вводными статьями к законопроекту, которые исключены Святейшим Синодом. Это предложение собранием принимается и на этом заседание собрания председателем закрывается» 68 . Состоялось 17 заседаний Отдела. 17-е заседание Отдела состоялось 6 ноября, на котором были обсуждены вопросы в связи с предстоящим докладом на пленарном заседании Собора выработанным Отделом «Основных начал правового положения Церкви в государстве». Второе заседание Отдела состоялось 5(18) сентября 1917 г. По предложению Председателя было решено в протоколах заседаний приводить наиболее существенное в речах членов Отдела, с тем, «чтобы ораторы, желающие более подробной и точной передачи своих речей, представляли секретарям письменное изложение сказанного в заседании для занесения в протоколы» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Кроме того, теперь правят с нас еще пятнадцать человек ярыжных и три лошади, да со всякого человека по трубе медной: и нам стало не в силу, взять труб негде, купить нечем, людишки все бедные, молодшие, и от такого тягла бредут розно. Государи указали: с черных сотен, и с гостиной и суконной сотни быть сотне ярыжных, но лишних лошадей брать необходимо для пожаров, зимою велеть быть по четыре лошади, а труб больше прежнего не наметывать, дать им для пожарного времени по сотням тридцать труб держать на земском дворе, и приказать по сотням накрепко: где случится пожар, и у них бы с трубами были люди готовы тотчас, и людям велеть смотреть для того, если уже взяли это на себя, то на пожары ходить не ленились бы. Но сотни ярыжных оказалось недостаточно: в 1629 году прибавлено было еще 100 человек, деньги велено давать им из государевой казны, из большого приходу; велено устроить 50 парусов, по пяти сажен и по четыре, на щиты взять 100 лубов и сделать с рукоятьми; устроить телеги и бочки из государевой казны – 20 телег и 20 бочек, извощиков росписать по 20 человек в ночь, а днем съезжать им для извозу; если же и днем случится пожар, то быть им на земском дворе по 20 человек; в Белом каменном городе и за городом, по большим улицам, сделать большие колодези с десяти дворов по одному, для пожарного времени. Пожары по-прежнему были страшные: в 1626 году загорелось в Китае-городе на Варварском крестце, начали гореть ряды, Покровский собор, перекинуло в Кремль, загорелись церкви в монастырях Чудове и Вознесенском, двор государев и патриарший, в приказах всякие дела погорели, так что государь послал писцов во всю землю; в 1629 году загорелось в Чертолье и выгорело по Тверскую улицу и за Белым городом погорели слободы; а потом загорелось на Неглинной, на Покровке и в других местах. После этого пожара черные сотни били челом: «Ставят у нас в сотнях и слободах выходцев панов, немцев и всяких иноземцев, и русских людей, сибирских и донских и Круговой станицы козаков, дворян и детей боярских, которые приезжают из городов с государевыми делами и отписками, и городовых писцов; а в нынешнем году погорели Дмитровская, Новгородская, Ржевская, Ростовская, Устюжская и Чертольская сотни, и погорелые люди разведены по нас же стоят, и из Белого города всяких чинов торговые люди у нас же поставлены; и нам от этих стояльцев теснота великая».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010