Внутреннее устройство церкви представляет собой множество дополняющих друг друга помещений. И основной объем, и трапезная, разделены на два этажа. В двух этажах церкви размещены два ее престола. Их посвящения в настоящее время вызывают некоторые разногласия у исследователей. Некоторые из них называют храм Покрово-Васильевским но больше распространено мнение, что престол теплого (зимнего) нижнего храма был освящен во имя священномученика Власия епископа Севастийского. Таким образом, в литературе чаще всего встречается наименование «Покрово-Власьевская церковь Лядинского погоста». Большой интерес представляет собой почти полностью сохранившееся внутреннее убранство Покрово-Власьевской церкви. В трапезной перекрытия между этажами поддерживают два резных столба. Они выполнены в виде тройной «дыньки» с двумя перехватами тройным «жгутом». К столпам примыкают массивные скамьи. Такие же скамьи, но с более нарядной резьбой тянутся вдоль стен трапезной На таких же двух резных столбах покоится матица – перекрытие на стропилах между двумя храмами Верхний – Покровский храм – украшен еще более нарядно. В нем частично сохранился старинный иконостас (наиболее древние иконы конца XV-XVI веков, как было указано выше, хранятся в Государственном Эрмитаже). Два нижних ряда иконостаса украшены пышной ажурной резьбой. Сложные резные навершия с изображениями херувимов некогда венчали киоты наиболее почитаемых икон (сейчас полностью сохранился один из киотов). Особое великолепие придает убранству двенадцатигранное «небо» конца XVIII века, притягивающее взгляд почти первоначальной яркостью красок. «Небо» - это вид внутреннего потолочного перекрытия шатровых деревянных церквей и часовен Русского Севера. Оно выполняется в виде усеченной пирамиды (обычно, с двенадцатью гранями, но иногда их количество меняется - от восьми до восемнадцати), грани которой сходятся к центральному кольцу. Широкое распространение «небеса» получили в XVIII-XIX веках Роспись «неба» Покровской церкви относится к наиболее распространенному иконографическому типу «Небесное воинство».

http://sobory.ru/article/?object=06028

Летом 1923 года в связи с развернувшейся кампанией по переучёту церковного имущества с целью передачи церковных зданий от православных общин обновленцам, была снята с учёта и церковно-приходская Покрово-Болдинская община. Обновленцы отказались принимать соборный Покровский храм, он отошёл в гражданское ведомство. С осени 1923 года на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря обосновалась Садоогородная опытная станция, по взаимному ГЗУ и ГОНО на территорию монастыря из села Началово на двухлетний срок перевели Сельхозтехникум. В июле 1919 года возле монастыря были похоронены расстрелянные 23 июля Астраханский архиепископ Митрофан (Краснопольский) и его викарий – епископ Енотаевский Леонтий (фон Вимпфен). Похороны были тайные, так как тела убитых архиереев были фактически похищены верующими для достойного христианского погребения. До начала 1920-х годов эта могила не была отмечена ничем из страха перед советскими карательными органами, потом здесь был поставлен памятник из кирпича с надписью: «Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) – убиенные 23.(06)07.1919 г.» Многие астраханские священнослужители приходили служить панихиды на этой могиле. В 1927 году по распоряжению Тучкова эти служения были запрещены, а священнослужителей, посмевших служить панихиды, ссылали в концлагеря. В 1930 году разрушен был и сам памятник. В октябре 1927 года руководство Садо-огородной опытной станции в связи с расширением производственной деятельности попыталось добиться выведения с территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря Сельхозтехникума. Но Астраханский губисполком вынес постановление о разграничении монастырской территории между станцией и техникумом. Станции передавались помещения настоятельского дома, Варваринской церкви, южного корпуса келий, а также находившихся в южной части обители хозяйственных помещений. Техникуму отдавались северные корпуса келий и братской трапезы, собор и Екатерининская церковь. Руководство станции посчитало, что отданные ей помещения недостаточны, «в связи с расширением работы с хлопчатником встаёт вопрос об устройстве теплицы, расширении лаборатории, устройстве складских помещёний, и, наконец, для дополнительного персонала рабочих и служащих потребуется значительное увеличение жилой площади».

http://sobory.ru/article/?object=41153

Астрахань. Покрово-Болдинский монастырь. Покровский мужской монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1708. Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, улица Покровская роща Координаты: 46.350586, 48.102694 Проезд:Из центра по улице Софьи Перовской, до поворота направо на улицу Покровская Роща. Далее прямо до ворот городской больницы. Проход на территорию свободный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покрово-Болдинский монастырь, заштатный, в 6 верстах от Астрахани. Основан в 1708 году митрополитом Астраханским Сампсоном. В 1823 году в него переведена была Болдинская пустынь, которая находилась на месте, где Волга раздвоилась с другими рукавами, называющимися Болдой. В монастыре находится особо чтимая икона Покрова Божией Матери, которая носится в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Покрово-Болдинский монастырь, называвшийся прежде просто Покровским, основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном. Земли, на которых находился монастырь, принадлежали крупному астраханскому откупщику дьяку Василию Кучукову. В январе 1708 года Кучуков обратился к митрополиту Сампсону с просьбой о денежной ссуде, дав ему закладное письмо: «Лета 1708 года в 25 день дьяк Василий Кучуков заложил свой сад с плодовитыми овощами, со всякими деревьями и виноградными кустами, с хоромными строениями и со всякими садовыми и дворовыми заводы, с пашенною землёю, с бугры и с сенными покосы и со всеми угодьями меж реки Кутумовой и притоки Луковки». Получив от владыки тысячу рублей и не имея возможности отдать эту сумму, Кучуков уступает ему заложенный участок земли в полное владение. Митрополит решает основать на этом месте обитель, и в том же 1708 году выстраивает здесь каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменною колокольнею. При храме им же было поселено несколько иноков из архиерейского дома. Вместе с возведением храма митрополит Сампсон выстроил рядом с ним деревянный дом, куда сам часто удалялся из шумного города, от мирской суеты, подышать «воздухом пустыни». Среди астраханцев того времени этот загородный монастырь так и назывался «Покровская пустынь». Вероятно, тогда же была построена и каменная ограда монастыря, представлявшая из себя правильный четырёхугольник с каменными башнями на каждом его углу.

http://sobory.ru/article/?object=41153

С давних времён жители города Астрахани, с разрешения монастырского начальства, носили эту святую икону по своим домам для освящения их и молитвы перед нею. Не останавливало их и то, что долгое время не было на это разрешения епархиального начальства, и только в 1893 году Астраханский епископ Павел (Вильчинский) дал на то своё благословение: «отпускать святую икону из обители во всякое время в сопровождении благочестивого иеромонаха с послушником и с подобающей святыне церковной честью». Из других святынь обители можно назвать: Икону «Явление Воскресшего Спасителя апостолам» (Уверение апостола Фомы), которая была раньше главною святынею упразднённого Воскресенско-Болдинского монастыря. Эта икона, как и чудотворный образ Покрова Божией Матери, находилась в иконостасе соборного храма Покрово-Болдинского монастыря. Фёдоровская икона Божией Матери, точная копия с чудотворного образа, находившегося в городе Костроме. Икона Божией Матери «Споручница грешных», точная копия с чудотворного образа, находившегося в Николаевской Одриной пустыни, близ города Карачева Орловской губернии. Ахтырская икона Божией Матери, вторая чтимая святыня упразднённого Воскресенско-Болдинского монастыря. В обители находились два креста: восьмиконечный среброзолочёный и четырёхконечный серебряный, со вложенными в них: частицей животворящего древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников – Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Никифора, патриарха Цареградского, великомученицы Евфимии Всехвальной, благоверного князя Михаила Муромского и Преподобного Григория, иконописца Печёрского. Оба креста были вставлены в икону, на которой изображались святые. Был в обители ещё один небольшой образ святого архистратига Михаила с находящимися в нём частицами мощей неизвестных святых. Ежегодно около Преполовения Святой Пасхи, накануне этого праздника или на другой день, из Покрово-Болдинского монастыря направлялся крестный ход на Чумной бугор, находящийся к востоку от обители. Этот крестный ход совершался в память о престольном празднике Воскресенской Болдинской пустыни, присоединённой к Покровскому монастырю в 1823 году.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Обращаясь в Астраханский губисполком 25 октября 1927 года, руководство станции заявило, «что дополнительное строительство могло бы быть произведено со значительно меньшими затратами денежных средств при условии использования строительного материала находящихся на территории Опытной станции церковных сооружений (церкви и колокольни)». В заявлении отмечалось, что «помещения эти (церкви и колокольни) в настоящем виде использованы быть не могут и лишь загромождают и без того ограниченную площадь станции». 25 октября 1928 года Астраханский окрисполком выносит постановление: «Передать в Госфондовую комиссию при Астраханском ОФО для реализации церковные здания – колокольню и церковь в быв. Покровском монастыре». К 1930 году колокольня и соборный храм были разобраны на кирпич, была разобрана и монастырская ограда. В 1950-х годах, по свидетельству бывших работников Садо-огородной опытной станции, из центральной возвышенной части монастыря брали землю для укрепления дамбы и засыпке речки Луковки. Были разрушены большинство склепов, находившихся возле соборного храма, между храмами во имя Великомученицы Екатерины и Великомученицы Варвары. Склепы эти варварски разграблялись местными жителями. В 1970-х годах на территории бывшего монастыря расположилась 1-я городская туберкулёзная больница. Развернувшееся здесь строительство исказило облик бывшей обители: появились новые здания, из шлакоблоков выложена ограда. До настоящего времени сохранилась лишь часть прежних зданий Покрово-Болдинского монастыря. Это двухэтажный настоятельский корпус, до начала 1990-х годов обнесённый особой стеной с колючей проволокой наверху, десь помещалась тюрьма для туббольных. Сейчас это здание передали больнице, здесь помещаются больничные палаты. Таким же образом используется и южный корпус братских келий и Варваринская церковь. Уникальный и один из древнейших астраханских храмов сейчас находится в катастрофическом состоянии, особенно его алтарь, выстроенный ещё при митрополите Сампсоне в начале XVIII века как угловая башня. До недавнего времени в алтаре помещалась столярка, теперь он пустует и прямо на глазах разрушается. Сохранилась до наших дней и Екатерининская церковь: до последнего времени здесь располагалась больничная лаборатория, сейчас находится больничный архив. Верх шатра храма срезан вместе с крестом и теперь ржавеет. Сохранилась часть хозяйственных построек в юго-западной части монастыря и корпус братской трапезы – в северной. В начале 1990-х годов был сломан корпус братских келий. Сохранившийся комплекс Покрово-Болдинского монастыря до сих пор не возвращён Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Покрово (Покровское), урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова-на-Лузе, Близь-Лальская Покровская церковь, Покровский погост Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Устюжская школа , Нарышкинский , Строгановская школа , Барокко Год постройки:Между 1729 и 1750. Адрес: Кировская обл., Лузский р-н, ур. Покровское (Покрово) Координаты: 60.67515, 47.5037 Проезд: свернуть направо с а/д Лальск - Коржа через 2 км после понтонного моста через Лузу, держаться правой накатанной колеи. Через 7 км пешеходам-велосипедистам лучше свернуть направо, вдоль противопожарной борозды к берегу Лузы (раньше не сворачивать - там болото!), далее вдоль берега вниз примерно 3 км. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда свернуть направо с а/д Лальск - Коржа через 2 км после понтонного моста через Лузу, держаться правой накатанной колеи. Через 7 км пешеходам-велосипедистам лучше свернуть направо, вдоль противопожарной борозды к берегу Лузы (раньше не сворачивать - там болото!), далее вдоль берега вниз примерно 3 км. Ручей переходится по мостику в 150 м от реки. Держаться противопожарной борозды, вдоль нее периодически читается дорога. Есть заросшая тропа от моста вдоль обрыва левого берега, переходящая в осыпавшуюся в обрыв дорогу, по ней короче, но со стороны храма найти трудно. Зимой лучше идти напрямую от моста по правому берегу всего 6 км и через Лузу по льду. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Километрах в пятнадцати от Лальска и в трех от ближайшей деревни Заборье на побережье Лузы, возле полузаросшего лесом кладбища стремительно убегают к небу изысканные объемы храма. Это Покровский погост с одноименной церковью. Скупые строки лальского летописца И. Пономарева повествуют, что в 1729 году епископом Лаврентием Горкой была дана грамота на построение каменной церкви «в Покровском приходе на реке Лузе». Тут же названы заказчики — лальские купцы Семен и Максим Пестовские. Под 1740 годом сообщается об освящении нижнего теплого храма Трех Святителей, а под 1750-м — и верхнего, холодного во имя Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=12547

91. Не прекращается число жертв от КОВИДа среди православного духовенства Русской Православной Церкви. Протоиерей Игорь Боев, клирик храма РПЦ МП в честь Воздвижения Креста Господня в Волгограде, около 20 лет служивший его настоятелем, скончался 19 мая на 62-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции, сообщает официальный сайт Волгоградской епархии РПЦ МП. О. Игорь принял священнический сан в 1992 году. С 1 ноября 1999 года по 19 августа 2019 года был настоятелем Крестовоздвиженского храма, а до этого служил на Лазаревском (старом Ворошиловскому) кладбище и в Казанском кафедральном соборе г. Волгограда. 90. КОВИД забирает земные жизни православных священников, но не Небесные... Отошел ко Господу клирик Тихвинской епархии протоиерей Алексий Качапкин 17 мая 2021 г. 15:37 17 мая 2021 года на 56-м году жизни в результате осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, отошел ко Господу протоиерей Алексий Качапкин, старший священник Покрово-Тервенического мужского монастыря Тихвинской епархии (Лодейнопольский район Ленинградской области). Алексей Васильевич Качапкин родился 28 марта 1966 года в станице Добринской Урюпинского района Волгоградской области. В 1985 году окончил Бутурлиновский механико-технологический техникум. С 1985 по 1987 годы служил в армии. В 1997 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. 1 декабря 1996 года рукоположен в сан диакона епископом Тихвинским Константином, ректором СПбДАиС. 8 сентября 1997 года рукоположен во пресвитера митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. С 23 октября 1997 года нес послушание штатного священника храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического женского монастыря в Санкт-Петербурге. С 23 января 1998 года — старший священник Покрово-Тервенического женского монастыря. Последняя богослужебно-иерархическая награда — право ношения наперсного креста с украшениями (2019 г.). В 2021 году награжден медалью преподобного Александра Свирского II степени. Мне удалось коротко знать отца Алексия, поскольку он ббыл чадом Отца Петра (Кучминского) из Сергиева-Посада. Это был очень смиренный, добрый и настоящий пастырь -воин Христов. После его соборования Отец Петр тихо и мирно отошел ко Господу 21 марта 2016 года в своем доме. И вот теперь Господь забрал душу своего верного раба в селения райский. Помолимся о его упокоении в обителях Небесных !

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/si...

В 1822 году в жизни монастыря произошли сильные изменения, сказавшиеся даже на самом его названии. По именному Высочайшему повелению от 22 июня 1822 года и в указе Святейшего Синода от 13 июля за 3496 прописанному Астраханский Воскресенский Болдинский монастырь был соединён с Покровским с присоединением последнему наименования Покрово-Болдинского. Присоединению Воскресенского Болдинского монастыря к Покровскому предшествовали ряд катастрофических событий. Воскресенский Болдинский монастырь был основан в 1708 году митрополитом Сампсоном на стрелке рек Волги и Большой Болды. Со дня своего основания эта обитель дважды переносилась на новое место в связи с постоянным подмывом берега водой. Поэтому и было принято решение о присоединении этого монастыря к Покровскому с передачей последнему всего церковного имущества, угодий и сада упраздняемой обители. Строитель Воскресенского монастыря игумен Евгений и его братия (в числе двенадцати человек) были перемещены в Покровскую обитель. В начале 40-х годов XIX века Покрово-Болдинский монастырь пришёл в печальное состояние. Соборный Покровский храм сильно обветшал: в стенах его над самыми дверями, с северной и южной сторон, появились большие трещины, штукатурка кругом церкви и колокольни внизу обвалилась; двери, окна стали совершенно негодными для выполнения своего назначения. В 1841 году временно управляющий монастырём вдовый священник Дмитрий Бедняков доносил Астраханскому архиепископу Стефану (Романовскому), что «в братский келиях заведываемого им монастыря печи ветшают, а окна побиты с давнего времени; при службах, где готовится пища, всё рушится; нет при многих запасных амбарах ни замков, ни запоров твёрдых и не имеется даже караульщика; братия терпит недостаток как в одеянии себя, так и нуждается». В 1842 году управляющий монастырём иеромонах Иерофей писал астраханскому архиепископу Смарагду (Крыжановскому), что Покровская церковь дала ещё более сильные трещины, из-за чего в ней уже не совершалось богослужение, которое отправлялось только в башенной церкви Преподобного Илариона. Исправления в монастыре начались при игумене Вассиане (Чудновском), благодаря содействию и на средства архиепископа Смарагда (Крыжановского). В сентябре 1845 года был закончен ремонт Покровской соборной церкви, отреставрированы все монастырские здания, братские келии и ограда обители. В 1846–1847 годах при посредстве подрядчика Морозова была выстроена новая каменная баня и отреставрированы настоятельские келии и братская трапеза.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Но сама судьба Афонского храма, как и прилегающего к нему монастырского имения, была решена в 1874 году, когда Указом Святейшего Синода от 9 октября за 2829 и церковь, и сад со всеми находившимися в нём строениями были переданы в ведение Покрово-Болдинского монастыря. Вслед за передачей Афонского сада Покрово-Болдинскому монастырю сразу же возник вопрос о приобретении его городским кладбищем. Городское кладбище, расположенное к востоку от Афонского сада, к тому времени было уже переполнено захоронениями и срочно требовалось его расширение. Городская управа была очень озабочена этим вопросом, и внимание её обратилось на смежное с кладбищем «Афонское подворье». В 1875 году городской голова вошёл к Астраханскому епископу Феогносту (Лебедеву) с ходатайством о безвозмездной уступке монастырского «Афонского подворья» городу. Владыка посчитал возможным уступить это подворье под городское кладбище, но заявил, что вопрос этот может решить только братия Покрово-Болдинского монастыря во главе с архимандритом Августином. Архимандрит согласился на уступку городу подворья с церковью Афанасия Афонского, но за определённую сумму в 4 500 рублей. Преемник владыки Феогноста на Астраханской кафедре епископ Хрисанф (Ретивцев) 5 июля 1875 года обратился с прошением на отчуждение этого монастырского участка в ведение городского общества, и, когда разрешение это последовало, Афонская церковь со всем к ней прилегающим местом и строениями сделалась собственностью города. Вся территория Афонского сада постепенно была занята захоронениями, а церковь Афанасия Афонского стала городским кладбищенским храмом, приписанным к Духосошественской церкви. В скором времени древний монастырский храм пришёл в очень ветхое состояние, требовавшее капитального ремонта. Из-за крайней ветхости служба в храме совершалась с риском для жизни. К тому же внутреннее пространство храма было очень незначительным, что было уместным, когда он служил местом молитвы для небольшого числа монашеской братии, жившей на подворье, но когда он стал кладбищенским, появилась необходимость в его расширении.

http://sobory.ru/article/?object=41147

Женский городок жил своей жизнью, изолированно от остального мира, и казалось, что никакие ветры перемен не способны нарушить покой святой обители. Однако за тринадцать послереволюционных лет советская власть смогла полностью уничтожить Покровский монастырь, который обустраивался на этом месте два с лишним столетия. В 1922 году власти изъяли большинство монастырских ценностей. Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. В ней разместился клуб имени Калинина. В январе 1925 года на монастырской территории были муниципализированы многие кельи, а в октябре это же года отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Точной даты закрытия монастыря нет, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», похоже, свидетельствует о том, что это произошло чуть раньше. Сотни монахинь и послушниц вынуждены были вернуться в мир, который они когда-то добровольно покинули. Мир этот оказался к ним достаточно суров... Территория девичьего монастыря быстро ушла под частную застройку. Через нее по направлению к реке прошли две параллельные улицы, названные обе в 1930-е годы Рабочим городком. Кельи и служебные здания были быстро приспособлены под жилье. Преображенская церковь и колокольня исчезли бесследно, произошло это, по всей видимости, еще до войны. На пустыре на углу Солдатского переулка и Рабочего городка еще видны следы одного пилона от въездных ворот. Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. При внимательном изучении там можно отыскать в перестроенном виде до десятка старинных зданий, к примеру — Рабочий городок, дома 32, 34, 36. Где-то здесь был дом настоятельницы. И сейчас еще остатки парка рядом называют садом игуменьи. А сохранившиеся остатки от Печерской церкви превращены в жилой дом (ул. Рабочий городок, 30). По материалам - А.Н. Акиньшин " Храмы Воронежа». - Воронеж, 2003 г., и сайтов и http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=628084 Существовавшая ранее церковь Успения Анны Праведной в колокольне Воронежского Покрово-Девичьего монастыря весьма малая. Устроена в честь ангела графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, в память о ее благотворениях этому монастырю. Богослужение в этой церкви совершается только в храмовый праздник. Монастырская колокольня построена в 1880 г. Преображенская церковь в Покрово-девичьем монастыре в г. Воронеже каменная, с приделами в трапезной по правую сторону – Покрова Божией Матери, по левую – Смоленской иконы Божией Матери. Первоначально женский монастырь находился пониже нынешней Вознесенской церкви, на полугоре выше Успенской улицы, затем в 1702 г. по благословению св. Митрофана, при игуменье Ирине монастырь перенесен был на нынешнее место, и была построена деревянная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Покрова Божией Матери. В этот монастырь, по преданию, при самом его основании прислал в благословение икону Смоленской Богоматери патриарх Филарет Никитич.

http://sobory.ru/article/?object=20605

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010