Слово в день Воздвижения 20 Кресту Твоему поклоняемся, Владыко. Праздник, совершаемый ныне Св. Церковию, имеет предметом воспоминание обретения животворящего древа Креста, и целию поклонение распятому на нем Господу. Взглянем на предмет. Когда, где и как обретено животворящее древо Креста Господня? Константин Великий , испытав во многих случаях силу Креста Христова против врагов, возъимел сильное желание найти настоящий Крест Христов. Побуждаясь сим благочестивым желанием, а паче собственною своею ревностию по славе Креста Христова, мать христолюбивого Царя Константина, Царица Елена, поспешила в Иерусалим. Здесь престарелый Еврей, Иуда, знав по изустному преданию место сокровения креста, предложил раскопать основание под одним идольским капищем. Предложение исполнено. Нашли три креста. Теперь, как узнать из трех крестов настоящий Крест? Чтобы разрешить недоумение, иерусалимский Патриарх Макарий приказал приложить кресты к мертвому. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего мертвый воскрес. Такое чудо удостоверило всех, что сие животворящее древо есть Крест Христов. Бесчисленное, по сему случаю, стечение народа не позволяло тотчас каждому лобызать сие драгоценное сокровище: посему многие изъявляли желание, по крайней мере, видеть оное. Дабы удовлетворить благочестивому требованию народа, Патриарх, возшед на возвышенное место, воздвиг честное древо крестное и благословил оным народ. От сего-то действия нынешний праздник и назван воздвижением честного и животворящего Креста Господня. Посмотрим на цель. Для чего Церковь выносит ныне с торжественностию Крест из алтаря, и полагает посреди Церкви? Для того, чтобы мы, созерцая оный, воспоминали о страданиях Господа нашего, о своих к Нему обязанностях; для того, чтобы, поклоняясь распятому на нем Господу, не переставали идти за Ним и нести свой Крест: аще кто хощет по Мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе, и возмет Крест свой, и последует Ми. И: иже не приимет Креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин ( Лк. 9:23 ; Мф. 10:38 ). Вот существенная цель настоящего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Воздвижения Креста Господня 21 Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорил некогда Св. Апостол Павел ( Гал. 6:14 ). Протек год, как я недостойными своими руками положил знамение креста Господня в основание Соборного Храма вашего, православные жители сего града; протек год, как я вместе с вами молил Господа о всесильном Его содействии и призывал Его святую благодать; и се что вижу ныне, вступив в Богоспасаемый град ваш? Храм, чертеж коего за год пред сим своею обширностию и великолепием наводил сомнение в возможности исполнения, сей храм ныне сооружается, и сооружается столь скоро, успешно и прочно, что знавшему те способы и средства, какие были тогда в готовности, надобно удивляться теперь вашему необычайному усердию, вашей ревности и деятельности. Спрашиваю вас, возлюбленные, что помогает вам в сем великом и важном деле, вам, которые смотрели на дело сие, как на самое трудное и даже невозможное? Пожертвования? Но кто располагает людей к сим пожертвованиям? Господь. Что заставляет Господа располагать людей? Сила ваших молитв и прошений пред Ним, и сила вашего усердия и трудов, подъемлемых ко славе Святого имени Его. На чем основана та и другая сила? На силе Креста Господня. Видите, благ. слуш., как основная сила храма, положенная во главу угла в чувственном знамении креста Господня, содействует силе ваших молитв и трудов; видите, как Господь помогает вам в сооружении Храма и явно и тайно. Возблагодарим же теперь Господа, яко услышал нашу молитву в день сей, и с Апостолом не престанем хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. О сем скажу вам и слово мое, тем паче, что нынешний день есть день слова крестного, день поклонения Кресту Господню. Кто не знает сколь великие и высокие достоинства имел пред человеками св. Апостол Павел? Сам он говорит, что ежели дерзнет кто похвалитися, то дерзаю и аз; Евреи ли суть; и аз: Израилите ли суть; и аз: семя ли Авраамле суть; и аз: служителие ли Христовы суть; не в мудрости глаголю, паче аз. Непщую бо ничимже лишитися предних Апостол ( 2Кор. 11:5, 21–23 ). Однако же чем он хвалится? тем ли, чем сынове века сего? Нет. Мне же, говорит он, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Воздвижения Креста Господня 22 Собравшись в сей св. храм для поклонения Кресту Господню, вы желали бы, братия, услышать что-либо от Распятого на нем для своего назидания. Он не безмолвствует, если хотите. Стоит только быть нам внимательными к Его язвам, и – услышим. Он говорит ими многое и важное для каждого. Вот что: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ). Не раз, думаю, вы читали об обязанности самоотвержения в Евангелии у себя дома, и не раз слышали о ней в храме, а потому не новое что слышите, а известное уже, и может быть освоенное с вашею мыслию и чувством. Но это не новое требует во всякое время нашего внимания, тем более ныне, когда покланяемся кресту и лобызаем Его. Вникнем же, братия, в заповедь Христову. Когда Господь Иисус призывает нас идти за Ним, это значит, что мы идем за другим кем-либо. За кем же? и куда? У нас главных три пути. Одним идем к наслаждениям и удовольствиям чувств, другим – к земным сокровищам, третьим к почестям и славе. Пути не одинаковы, но главная точка, от которой начинаются – одна, – это наше самолюбие и общий предел, у которого сходятся, – это погибель души. Не больно ли нашему Спасителю видеть нас, идущих путями плоти и мира к погибели? Быв проникнут скорбию о слепоте нашей, Он, как Создатель разумно свободных существ, приглашает нас идти за Ним. Но как? без всякого принуждения, без насилия для разума и свободы: иже хощет. Как вождь и Царь существ свободных, Он не хочет управлять никем насильственно: иже хощет. Как Основатель царства мира и любви, Он не хочет, чтобы кто входил в него из страха наказания: иже хощет. Что может быть кротче такого приглашения? кто не пойдет за Христом? Господь, призывая нас идти за Ним, требует от нас самоотвержения: иже хощет по Мне ити да отвержется себе ( Мф. 16:24 ). Что значит отвергнуться себя? – Не то, чтобы не любить себя совершенно; ибо Господь поставляет любовь к себе мерою любви к ближнему: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе ( Мк. 12:31 ); но чтобы не иметь приверженности к своей мудрости, к своим достоинствам, к своим благам и удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в третью неделю Великого поста 62 Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мк.8:34 ). Св. Церковь установила в средине св. Четыредесятницы предлагать для нашего, христиане, поклонения честный крест. Как это отрадно и поучительно для подвизающихся в посте и молитве! Нужно ли для них ободрение? – Церковь представляет Крест Христов, да воспоминанием Его страданий подкрепят ревность в распинании плоти своей. Нужно ли духовное успокоение на поприще поста? – Церковь предлагает животворящее древо Креста Господня, да почиют они под его спасительною сению. Нужно ли услаждение в скорбных постных подвигах? Вот то древо, которое усладило некогда горькие воды Мерры. Нужно ли назидание и поучение? Вот и слова: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. С верою и благоговением поклоняясь Кресту Господню, мы исполняем только одну обязанность, налагаемую ныне Церковью. Нам надлежит исполнить ещё другую обязанность, принять и сохранить слово, которое вещает от лица Распятого на Кресте: вникнем в воззвание к нам Распятого. В видимом и временном мире, в котором мы живём, нет ничего неподвижного, но всё идёт и проходит. Так и мы все идём и проходим. Если не идём телом, то идём своими помыслами и желаниями; если не путём истины и правды, то путём заблуждений и неправды; если не вверх к небу, то вниз к аду. Господь Иисус, видя нас идущих разными путями, в разные стороны, за разными предметами, и нигде и ни в чём не обретающих душевного успокоения, указует нам один путь: иже хощет по Мне ити. Какая кротость и снисхождение в воззвании! Почему бы, кажется, не употребить здесь решительного тона! Почему бы не заставить нас идти за ним словом всемогущества своего? Тот, кто сказал: да будешь свет, и бысть ( Быт.1:3 ), мог бы, без сомнения, сделать нас своими последователями в одно мгновение, но как вождь и царь свободных существ Он не приневоливает нас в пути, но вызывает желающих: иже хощет; не хочет, чтобы мы шли слепо, без размышления и принуждённо, но предоставляет нашему уму право размышления и нашей воле право избрания: иже хощет. О, сколь важен дар свободы в человеке, не взирая на то, что человек раб греха и страстей!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в воду крестную, благодать Христову, так что открывается людям тайна Креста и они готовы все принести Господу, и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Вы знаете, что мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека тоже завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы тоже питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://pravoslavie.ru/63434.html

Утреня Утреня начинается чтением шести псалмов, или шестопсалмием, во время которого священник читает про себя утренние молитвы. После шестопсалмия произносится великая ектения, а затем поется: «Бог Господь и явися нам; благословен грядый во имя Господне». Этим напоминается нам явление Христа на проповедь спасения. Поется молитва празднику; читаются псалмы царя Давида (кафизмы). Открываются царские врата, и раздается пение молитв: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа. Аллилуиа (т.е. хвалите Бога). Благословен Господь от Сиона (Гора в Иерусалиме), живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви (прославляйте Господа), яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу (славьте Бога) Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. Во время пения этих стихов священник с кадилом, а диакон со свечей походят весь храм для каждения. Читается Евангелие, и в воскресную утреню выносится на середину храма для поклонения верующих. Певчие поют в это время песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именум (призываем). Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо – (потому что) прииде крестом (через крест) радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распитие бо претерпев, «смертию смерть разруши». Затем следует пение канонов или ряда песнопений в честь Господа, Его Пресвятой Матери и святых (Каноны состоят из девяти священных песней; некоторые из них взяты из ветхозаветных песнопений: например, первая песнь канона взята из торжественной песни евреев после перехода через Красное море (§ 30). Третья – из благодарственной песни Анны, матери Самуила (§ 37), шестая – из молитвы пророка Ионы, когда он был в рыбе (§ 52), седьмая и восьмая – из молитвы трех юношей и Вавилонской печи (§ 56), в том числе песни Богородицы: «Величит (прославляет) душа моя Господа – и возрадовася дух Иой Мой о Бозе Спасе моем» (§ 66) с прибавлением к каждой части песни: «Честнейшую Херувим»...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Этот русскоязычный молитвослов разработан коллективом педагогов и вожатых приходского подросткового лагеря Свв. Космы и Дамиана в Шубине. Подростки — народ чувствительный к попыткам на них как-то повлиять, воспитать. Им важно нащупывать собственную позицию по всем вопросам, важно иметь возможность спорить, не соглашаться. Задача приходского лагеря — построить такие отношения с ребятами, в которых станет возможным искренний и открытый разговор о личном опыте и подлинных переживаниях, в том числе и опыте веры. Именно для построения собственного, живого опыта веры создан этот молитвослов, который можно использовать детям в возрасте от 11 до 17 лет и для домашней молитвы. Над компиляцией работали: Евгения Курашвили, Наталия Рыскина, Елена Грицюк. Группа Вконтакте Facebook группа molitviennik Введите сюда краткую аннотацию Приходской подростковый лагерь храма свв. Космы и Дамиана в Шубине Молитвенник Над компиляцией работали: Евгения Курашвили, Наталия Рыскина, Елена Грицюк. Москва 2016 Вечерняя молитва Предначинательные молитвы (см. стр. 1) Молитва святого Иоанникия Надежда моя - Отец, прибежище моё - Сын, покров мой - Дух Святой; Троица Святая, слава Тебе. Молитва вторая, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержитель, Слово Отчее, Иисусе Христе! Будучи Сам совершенным, по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда во мне пребывай. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня мятежу змия и на волю сатаны не оставь меня, ибо семя погибели есть во мне. Но Ты, Господи Боже, от всех принимающий поклонение, Царь Святой Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты освятил Твоих учеников. Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твоё на ложе моем: просвети ум мой светом разумения святого Евангелия Твоего, душу - любовью ко Кресту Твоему, сердце - чистотою слова Твоего, тело моё - Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани. И подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Ибо прославлен Ты со безначальным Отцом Твоим и с Пресвятым Духом вовеки. Аминь.

http://predanie.ru/book/219801-molitvien...

Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского 17 Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду? Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел ( Рим. 8:17 ). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Страсти Господни «Тогда распята с Ним два разбойника, единаго одесную и единаго ошуюю» ( Мф. 27:38 ). Там, где совершилась тайна примирения Бога с человеком и приносима была жертва за грехи всего мира, на Голгофе, приличествовало стоять, по-видимому, не многим, а единому всеосвящающему Кресту Сына Божия, дабы сосредоточивать в себе взоры и внимание всей вселенной: между тем, мы видим здесь не один Крест Искупителя, а вместе с ним и два других. Чьи? – Не пророков, не апостолов, не людей праведных, даже не людей обыкновенных, а разбойников – злодеев! Может ли быть это без тайны, и сия тайна без поучения для нас? Если и живописец искусный не позволяет стать в своей картине никакому лицу и никакой вещи без особенной цели, тем паче премудрость Божия не попустила бы у Креста Искупителя мира стоять крестам разбойников, если бы в них не заключалось что-либо важное и для всех поучительное. Что же значит сие дивное троекрестие?.. Мне кажется, братие, что в нем выражено свойство и значение всех наших человеческих крестов, выражено для того, чтобы каждый из нас, взирая на Голгофу, тотчас без труда мог узнавать, под каким крестом он сам, и чего должно ему ожидать от своего крестоношения. Чтобы увериться в сем, подойдем, братие, внимательной мыслью ближе к таинственному троекрестию Голгофскому, и рассмотрим каждый из стоящих там крестов порознь. Первый Крест Единородного Сына Божия, возлюбленного Спасителя нашего. Здесь прежде всякого размышления повергнемся, братие, в духе пред сим Крестом и поклонимся тем Божественным язвам, от коих исцелел весь мир. Что было бы с нами, что было бы со всем миром, если бы сей всепримиряюший Крест не воздвигся посреди земли для спасения погибавшего рода человеческого? Да не выходит же никогда из памяти нашей сие благодеяние! Да не забывает никто, кем и чем мы все искуплены! И если подобает нам хвалитися, «да не будет» и нам, как апостолу Павлу, «хвалитися, токмо о Кресте Господа... Иисуса!» ( Гал. 6:14 ). Но, воздав таким образом подобающее поклонение Кресту Господа нашего, не оставим, братие, приметить того, что в сем Кресте должно служить предметом нашего подражания. Мы сказали, что кресты Голгофские изображают свойства и участь всех наших крестов. Трудно ли уразуметь, чьи и какие кресты изображаются Крестом Сына Божия? Кресты тех, кои, подобно Спасителю своему, страдают, творив всякое, возможное для них, добро, страдают не от себя и за себя, а совершенно невинно, по одной воле Божией, от злобы или неразумия человеческого. Хотя таковые непорочные страдальцы в нашем веке лукавом и грешном крайне редки; однако же, могут найтись и между нами, и может быть там, где мы менее всего ожидали. Да приблизятся же сии чистые души ныне ко Кресту Спасителя своего, и да поверят собственные страдания пресвятыми Его страданиями!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Воспоем, о, люди, новую песнь правде Царя Господа и принесем Ему исповедание, а лучше сказать – воспоем Ему гимны, прославим, восхвалим, поклонимся и возвеличим пришествие Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, с торжеством поклонимся и похвалами возвеличим честное и преблаженное древо Владыки. Придите, возлюбленные, с хвалебными ликами и благоговейной верой, воскликнем вместе с пророком Давидом словами псалма «Яви нам свет лица Твоего, Господи» ( Псал.4:7 ). Какой это свет, если не Крест Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которым был мир спасен и мы, уверовавшие, освобождены были от плена Велиарова, и рукописание грехов наших уничтожено? Лицо Отца, конечно, Христос: «Видевший Меня видел Отца», – сказал Он сам ( Ин.14:9 ). Свет лица, т. е. Господа, есть Крест, потому что на нем, как светильник на свещнице, Он просветил вселенную и землю всколебавшуюся утвердил и скалы расторг и мертвых воскресил и солнце помрачил, покрыв небо тьмой, чтобы показать неблагодарным, нечестивым и богоненавистным иудеям, что распинаемый на Кресте был Владыка и Творец. Ради этого, возлюбленные, я стремлюсь и горячо желаю привлечь вас к Кресту и по достоинству его восхвалить, но страшусь сделать это, чувствуя свое недостоинство: тело мое трепещет, язык немеет, уста смыкаются и рассудок внушает молчать. В самом деле, как я, ничтожный, смог бы по достоинству изобразить силу Честного и Животворящего Креста? Единственно по благодати Божьей я скажу то, что мне посильно: ведь даже и ангелы не в состоянии восхвалить силу Креста подобающим образом. Ангелы преклоняются перед этим видимым знамением Креста – не ради его внешнего вида, как дерева, но ради волей на нем плоть Свою пригвоздившего Христа. Адам за вкушение от дерева потерпел осуждение, а новый Адам – Христос Бог наш древом крестным нас укрепил. Исполнилось, таким образом, пророческое слово: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Псал.59:6 ). Знамением является крест на лице и руке верного, лук – заблуждение, стрелок – дьявол , стрелы – постыдные помыслы, раны – грехи. Поспешите же, верные, воздадим поклонение Честному и Пречистому Кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010