Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Проповедь на начало Успенского Поста 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Успенский пост Об Успенском посте и о стоянии у Креста Христова Поздравляем всех с началом Успенского поста! Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, многими историками считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в благодать Христову, когда открывается тайна Креста. Мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://moral.ru/uspensky-post/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово Божие — всегда крестное 26.03.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Крестопоклонная Слово на литургии Преждеосвященных Даров в среду 4 седмицы Великого поста Сегодня у нас средопостная среда, святая Церковь приносит поклонение Честному Животворящему Кресту Христову. А что говорит о Кресте Христовом слово Божие? Мы слышали, как всегда за литургией Преждеосвященных Даров, книгу Бытия, пророчество Исаии и Притчи Соломоновы. Как будто не о Кресте это слово, но слово Божие — всегда крестное, как свидетельствует апостол. Крестное в самом конкретном смысле, как сейчас мы увидим. Все, что открывает нам жизнь, — две противостоящие друг другу тайны: «тайна беззакония» и «тайна благочестия», тайна греха и тайна креста. Тайна креста заключается в отдаче себя Богу и людям. А тайна греха — в сосредоточенности на себе. Некоторые спрашивают, откуда появилось зло. Почему тот, кто был светлее всех, денница, стал темнее всех? Каждый из нас может увидеть на себе эту коренную причину греха. Отсюда произрастают все прочие грехи, и никто не свободен от этой порчи. Только любовь Божия, Крест Христов, Его жертвенная отдача может исцелить нас от этой замкнутости на себе, от этого саморазрушения, ищущего утвердиться в душе человеческой и в истории. Сегодня книга Бытия повествует нам о Ное, о том, как после спасения от потопа, единственный со своей семьей во всем роде человеческом, он устраивает пир. Праздник у него, он пьет вино. Но он пьет, от избытка радости, слишком свободно, не зная удержу, и становится пьяным. Это был его грех, великий грех. Хуже всего, что это произошло так скоро после избавления, которое даровал ему Господь. Бог оставил его, когда он слишком замкнулся на себе, на своей радости, и забыл о Боге. И Бог предоставил его собственной свободе. А нам оставил его в Священном Писании, чтобы показать, что даже лучшие из людей, после того как совершилось грехопадение, не могут избежать греха. Они могут быть бдительными в своей духовной жизни, исполненными решимости быть верными Богу, и когда приходят к ним испытания, мужественно одолевают их. Но из-за самонадеянности, из-за забвения благодати Божией, когда они уже кроме себя ничего не видят, внезапно впадают в грех. Они могут впадать в грех, когда час испытаний, кажется, миновал. Они, как говорится, терпят кораблекрушение в гавани. Именно это произошло с Ноем. Он пережил всемирный потоп, все погибли, а он за верность Богу остался живым. И вот после всего не избегает падения.

http://moral.ru/sredopostnaya/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Чем больше возрастает в мире зло 22.03.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Пассия Слово на Пассии. Евангелие от Марка Поклонение Кресту Христову — Божия и наша победа над диаволом, а значит и над всем грехом, и над смертью. Слушая каждый год подробности описания страданий Христовых, мы должны задуматься о том, как велика сила зла, действующего в мире. И как то, что происходит со Христом, имеет отношение к каждому из нас. Зло хочет уничтожить нас и навеки погубить. После того как человек отпал от Бога и подчинился злу и смерти, он подпал под власть диавола. Мы призываемся в подлинной мере увидеть, что зло всегда измеряется участием в нем диавола. Так было с Христом в Его земной жизни. С самого рождения сатана ищет погубить Богомладенца руками Ирода. И потом — с первых лет жизни Христа в Назарете до выхода Его на служение роду человеческому — лукавый внимательно наблюдает за Ним, ожидая подходящего момента. После Крещения Иоаннова, когда Господь постился в течение сорока дней в пустыне, диавол приступает к Нему, искушая Его земным царством. Будучи посрамленным, он не успокаивается. Если ему не удалось достигнуть желаемого своими силами, он попробует осуществить свои намерения через людей. Он воспользуется надеждой богоизбранного народа, который видит в Христе ожидаемого политического мессию и в своих ложных упованиях готов сделать Его царем. Сатане удается проникнуть даже в ряды учеников Христовых, когда через Симона Петра он убеждает Христа отказаться от пути Креста. И чем дальше идет Христос по Своему пути, тем больший ужас охватывает диавола и все его царство, сознающих бессилие и невозможность сокрушить Господа. Но когда наступила судьбоносная пасха, сатана не мог поверить от радости новому повороту событий. Один из ближайших учеников Христа, Иуда, согласился с сатаной, что Христос должен утверждать земное царство с его ценностями. Христос, разумеется, знал об этом, но как будто не предпринимал ничего, чтобы противостоять замыслам Иуды. Господь перестал явно обнаруживать Свою попаляющую диавола силу, а Его сердце неусыпающий взор сатанинской злобы не мог видеть. Единственное, что мог видеть сатана, это трепет и ужас Христа перед предстоящими страданиями, и он подумал, что возможно ему победить Господа. Пусть у Христа еще оставалась страшная связь с Богом Отцом, но наступало время, когда эта связь, казалось, ослабевала. Как бы там ни было, решает сатана, если уж Христос не будет земным царем, пусть Он умрет, пусть Он уйдет в Свои небеса. По крайней мере, Его не будет больше на земле.

http://moral.ru/vozrastaet-zlo/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Крест, который был орудием позорной казни, стал символом спасения для миллионов людей 27 сентября 2020 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту Христову. Затем архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это торжество было установлено в честь событий, происходивших в IV веке, когда город Иерусалим по решению императора Константина Великого был превращен в крупнейший христианский паломнический центр. До этого на протяжении трех столетий на месте разрушенного римлянами древнего Иерусалима стоял город, который получил название Элия Капитолина. Это был языческий город, в котором не оставалось никаких памятников, напоминавших о Господе Иисусе Христе, Его апостолах или о древнем Израильском царстве. Но когда христианство, благодаря равноапостольному императору Константину, вышло из катакомб и получило фактический статус государственной религии Римской империи, тогда вспомнили и о христианских святынях, и о святом граде Иерусалиме. Равноапостольный Константин направил свою мать царицу Елену, чтобы она обрела святыни, которые еще могли сохраниться в этом городе. Именно тогда чудесным образом был обретен Крест Господень. Иерусалимский епископ воздвиг этот Крест, чтобы люди его увидели. В память об этом значимом событии установлен праздник Воздвижения Креста Господня и вчера на всенощном бдении мы совершали чин воздвижения Креста.

http://mospat.ru/ru/news/45374/

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче Тропарь праздника, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4-й Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу. Волею — добровольно. Тезоименитому Твоему — носящему Твое имя. Жительству — обществу. Пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу — да имеем мы Твою помощь, как ограждение мира и знамя непобедимости. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой Креста, на котором был распят Христос. Содержание текстов обращает мысленный взор на Пасху – на крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великой Пятницы. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя, и собранные воедино они объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразовательное значение. Первая существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель (первенствующий священник или епископ) выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии – ради особой торжественности службы и особого почитания Креста.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Разделы портала «Азбука веры» Начало богослужебного дня в 16:00. Выберите настройки для вашего храма в Личном кабинете . Богослужебные указания Богослужебные указания за 10 апреля 2024 года 28. Среда 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мч. Бояна, кн. Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с этого дня) . На утрене – кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Каноны рядовой службы Минеи поются на повечерии. Примечание 1. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3-я, 8-я и 9-я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6-й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9-й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов...», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая...». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честному Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 26 марта). На 3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма 4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта.

http://azbyka.ru/worships/posledovanie-p...

Реформация в Православии – Иудино предательство. «Бодрствуйте, стойте в вере мужайтеся, утверждайтеся!» (1 Коринф. 16, 13) Содержите Христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой, и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять, или отменять что в нем, а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его!» (Еп. Феофан – «О Православии».) Приближается к концу св. Четыредесятница – время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа – преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской. Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к  христианскому совершенству,  в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя:  «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть»   ( Матф. 5, 48 ). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей. Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример  истинного и действенного покаяния,  которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него. И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение. И тут, сверх замечательных событий, совершившихся в эти поистине пречестные дни, и исключительных по глубин и силе последних речей и наставлений Господа, св. Церковь обращает наше внимание на страшный, зловещий образ одного из ближайших учеников Господа, удостоившегося избрания в число Двенадцати, но ставшего предателем – Иуды Искариотского. Каких только красноречивых слов и выражений ни употребляет она в своих песнопениях в эти дни, чтобы ярче и наиболее отталкивающим образом охарактеризовать его мрачную личность!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf 36. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста Господня (Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35) «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся " " 157 . Три раза в году Православная Церковь , благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: 1) обретение Креста Господня в Иерусалиме; 2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм. Вот как происходили эти события: после прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого , отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множества народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошёл на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй». С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим. Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, ещё и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf – Алексей Сергеевич, Крещение Господне, или Богоявление, Церковь празднует с той же торжественностью, что и Рождество Христово; в богослужении этих праздников очень много общего. Почему? – У этих праздников общая история. В ранней христианской Церкви, начиная с III века, это был единый праздник – воспоминание Рождения Иисуса и Его Крещения в Иордане. Оба эти события объединялись понятием Богоявления. Позднее, в IV веке, Рождество стало отдельным праздником – сначала на Западе, затем в Константинополе и Антиохии, а в Иерусалиме – лишь в VI столетии. Память о едином празднике долго сохранялась в Церкви, отсюда и сходство богослужения. При этом нужно, конечно, говорить не только о том, что когда-то эти два события – Рождение Богомладенца и Крещение Иисуса в Иордане – вспоминались Церковью в один и тот же день, но и о тесной связи богословского смысла обоих праздников. Рождество есть воплощение Сына Божиего, Рождение Его от Духа Святого; Крещение – первое откровение о Святой Троице: Иоанн и, судя по Евангелию от Луки (см.: Лк. 3, 21–22 ), другие люди, собравшиеся для крещения, смотрят на Сына, слышат голос Отца и наконец видят сходящего Духа. Об этом говорит тропарь праздника: « Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение… ». Именно это откровение стало именоваться Богоявлением, когда Рождество обособилось в отдельный праздник. С этого откровения начинается общественное служение Богочеловека, Его земная проповедь . – Однако праздник этот называется не только Богоявлением, но и Крещением… – Крещение Иоанново, которое правильнее было бы назвать погружением (от греческого слова «баптисмос»), не было таинством в христианском смысле слова – оно было очищением, подготовкой к встрече народа с Мессией. Предтеча сам говорит об этом: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас духом Святым и огнем ( Мф. 3, 11 ). Что же произошло после того, как Господь вошел в воды Иордана? Как поется в песнопениях на Крещение, «днесь вод освящается естество» . Господь освятил водную стихию, благодаря чему вода используется для христианского крещения. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих праздничных проповедей говорил: «…воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Хрис­тову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин, вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех , обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия». О том же говорится в каноне преподобного Иоанна Дамаскина , который поется на утрене Богоявления: «…раждается паки земнородных обновление» .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf С концом лета – с августом и началом сентября – совпадает ряд больших христианских праздников: Изнесение Честного Креста 1-го августа, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Усекновение Главы св. Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Чем объясняется такое сосредоточение евангельских воспоминаний в полуторамесячный период? Имела ли Церковь достаточные основания для каждого праздника соединить его с той именно календарной датой, какую хранит церковный Устав? Иногда спрашивают: почему праздник Успения Богородицы предшествует празднику Ее Рождества? Почему совершается дважды, а именно 1-го августа и 14-го сентября торжественное изнесение Честного Креста и поклонение ему при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»? Почему в августе обычная катавасия на канонах Утрени «Отверзу уста моя» уступает место ирмосам «Крест начертав Моисей», и поются они даже в самый праздник Преображения? Почему введен т. наз. Успенский пост? Можно ли найти основание тому, что праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи приходится на конец августа? В церковно-исторической литературе в наши дни высказанно было суждение, основанное, очевидно, на протестантских источниках, что названные праздники и некоторые другие «установлены вне всякой связи с церковным годом», установлены «вопреки последовательности», что «единственным основанием» для приурочения их к отдельным дням было освящение в эти дни воздвигавшихся впервые в память этих событий храмов: отсюда вывод, что наш церковный Типикон логически не выдержан, что он носит характер случайности. Однако – доверимся церковному Уставу, выработанному облагодатствованными творцами его и проверенному многовековой практикой лучших монастырей Востока, и вникнем усерднее в его богослужебный строй, взятый в своей целости. Что касается праздников Успения и Рождества Божией Матери, то люди, посещающие храм Божий, знают, что православный церковный год от древности начинается 1-го сентября, как он был утвержден еще первым Вселенским собором, согласно римским индиктам. Торжественные богослужебные воспоминания событий Священной Истории поэтому начинаются в церковном году Рождеством Богородицы и заканчиваются Ее Успением, выражая полную последовательность. И между ними самые главные евангельские события празднуются в естественном порядке: Вход во храм Пресвятой Девы Марии, Рождество Христово, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Христовы, Воскресение, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010