17. О кресте Христовом «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Так возглашает св. церковь в неделю крестопоклонную, призывая верных чад своих воздать должное поклонение честному кресту Христову и чрез сие прославлению преславного Его воскресения. Почему крест Христов достопоклоняем и достопочитаем? Потому во 1) что на нем был распят Христос, Царь и Господь ( Ин. 19:17, 19, 25, 31 ; Мф. 27:40 и др.), искупивший нас через Свои крестные страдания от греха, проклятия и смерти, тяготевших над родом человеческим. Пригвоздивший ко кресту дерзновенный адамов грех, Он разодрал (уничтожил) и согрешений наших рукописание ( Кол. 2:14 ), примирил Бога с человеком Христом ( Еф. 3:16 ; Кол. 1:20 ; Ин. 14:27 ), в чем и проявилась безмерная любовь Божие к падшему человечеству. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). 2) Здесь на кресте совершилась победа над диаволом, врагом спасения рода человеческого. Чрез крест Христов разрушены его козни и сокрушены врата адова, и связанные греховным пленом получили свободу и право называться сынами Божиими и членами церкви Христовой ( Мф. 12:20 ; Лк. 11:21, 22 ; Ин. 1:12 ; Кол. 2:15 ; 2Кор. 6:16 ). 3) Крест Христов есть победное знамение церкви Христовой, ибо силою креста Христова побеждаются враги видимые и невидимые. Крест Христов есть божественное оружие к отгнанию всякого врага и супостата ( 1Кор. 1:18 ; Лк. 1:71–74 ; Мф. 22:44 ). 4) Крест Христов есть начало и конец нашего спасения ( Ин. 3:16, 17, 36 ). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы же сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем ( Мф. 10:38, 16:24, 28:19 ; Лк. 14:27 ; Мк. 10:21, 16:16 ). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться ( Мф. 20:22, 23 ; Мк. 10:38, 39 ; Лк. 12:50 ) вовремя нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего ( Апок. 7:3 ; Иез. 9:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Наступил у нас каждый год повторяющийся день, всечестнейшая и светоносная средняя седмица святого поста, когда приносится треблаженный и животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения, причем поклоняющиеся ему с чистым сердцем и с непорочными устами освящаются и делаются более ревностными и более бодрыми для последующего шествования на поприще святого поста. Поэтому, так как ныне день, установленный для поклонения Честному Кресту, то приступите сюда, друзья, обнимем его со страхом и любовью. Испуская лучи Христова воскресения, он своими дарами всех просвещает и освящает. Будем же лобызать его, душевно радуясь. Сегодня – радость на небе и на земле, потому что предлагается миру светоносный и животворящий Христов Крест, силой которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма и освещаются все пределы земли. Сегодня Христова Церковь делается другим раем, предложив публично всесвятое древо Честного Креста и торжественно предуказывая Крестом на грядущие страдание Христа и Его воскресение. Сегодня исполнилось пророческое изречение, говорящее: « поклонимся подножию ног Бога нашего» ( «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его») ( Псал. 131:7 ). Радуйся же и веселись, Христова Церковь , приведи своих чад, очищенных от страстей воздержанием и постом и блистающих сияющими божественным светом добродетелями, и ликуй с неизглаголанным весельем. Как некогда в пустыне те, которые были укушены змеей, взирая на медного змия, избавлялись от смерти, так и теперь прошедшие половину поприща поста, прикасаясь ко Кресту, умерщвляют духовного змия и сами получают бессмертие и, своим воздержанием показав себя общниками Христовых страданий, делаются участниками и в Христовом Воскресении. И не только это совершив, но мужественно устремляясь и к тому, что следует далее, они возносят Богу победные гимны. Крест Господень – оружие, доставляющее трофеи и победы; он – непреоборимое оружие царей, рог Церкви, истребитель врагов и спасение верных; и действительно, блаженны и треблаженны те, которые сподобляются обнимать его с непорочными губами и с чистыми устами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события 28.03.2022 571 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

Крест верных утверждение. «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов (Светилен Кресту). Такая великая для нас святыня Крест Господень, что, помимо частых обращений к нему и упоминаний о нем в повседневных службах и молитвах, Св. Церковь сочла нужным для вящего прославления его установить в честь его особый  великий  праздник – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вошедший в ряд самых больших, так называемых «двунадесятых» праздников. Дивный это осенний праздник! Он как бы завершает собою круг всех остальных праздников – подводит итог им. Нарисовав нам умиляющую наши души картину всего домостроительства Божия – благостного и премудрого промышления Божия о нашем спасении, в целом ряде Господских и Богородичных великих праздников, св. Церковь в заключение всего приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы так говоря нам: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что надлежит делать тебе самому, дабы спастись. Вот сегодня я и говорю тебе:  если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову и спасешься. В нем сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень, великое знамение любви Божественной и орудие спасения твоего, возлюби Крест Господень  превыше всего на свете, прильни к нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всем внутренним существом твоим, и спасешься! " Это потому, что Крест Господень – славное орудие нашего спасения, нашего искупления от греха, проклятия и вечной смерти. На Кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших». На Кресте «Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори». На Кресте Христос «распятие претерпев, смертью смерть разруши». Вот поэтому-то Крест для нас, христиан, перестал быть орудием страшной позорной казни, каким он был в древности, орудием проклятия: «проклят всяк висяй на древе», как сказано было в Ветхом Завете ( Втор. 21, 23 ), а стал орудием благословения Божия, знамением радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кто мы: «погибающие» или «спасаемые»? – Мысли на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. – «Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» ( 1Кор.1,18 ) . Сегодняшний день для нас, христиан, исполнен неизъяснимой духовной отрады, ибо это день поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню, на котором распят был Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». «О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь», умиленно воспевает Святая Церковь : «Крест – хранитель всея вселенные, крест – красота церкве, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва». В своем восторженном умилении Святая Церковь обращается ко кресту даже как к одушевленному существу. «Радуйся, живоносный кресте», поет она: «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, имже тля разорися и упразднися и вознесохомся от земли к небесным». В таких возвышенных выражениях Церковь Христова прославляет Крест Господень, указывая этим на величайшее значение его для нас, ибо Крест Господень есть дивное знамение (символ) неизреченной любви Божией к падшему человеку, а одновременно – знамение, или символ нашего спасения. На кресте Господь пригвоздил рукописание грехов наших: крестными страданиями Господа Иисуса мы все избавлены от власти дьявола и мук адских и сделались способными стать наследниками вечного блаженного небесного Царствия. Как же не радоваться, как не ликовать нам в сегодняшний день?! И, однако, как прежде, во времена Апостола Павла, так и ныне были и находятся люди, которые не чтут Креста Господня, для которых святыня его и спасительная сила его – ничто, пустой звук, а «слово крестное», то есть проповедь о кресте, или Евангельское благовестие – «юродство есть», то есть сумасшествие, или безумие или, в лучшем случае, что-то нелепое, ни с чем несообразное. Имея в виду такое различное отношение людей ко Кресту Господню, св. Апостол Павел и разделяет все человечество на два лагеря, два разряда: на «погибающих» и «спасаемых».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О радости в скорбях 03.10.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя по Воздвижении Слово в Неделю по Воздвижении Крестным знамением запечатлевая мысли, чувства и весь наш телесный состав, мы выражаем исповедание веры. Величайшее таинство Тела и Крови Христовых и все таинства Церкви совершаются крестным знамением. Все православные храмы увенчаны крестами. И каждый из нас носит нательный крестик. Сегодня Церковь — вся любовь и хвала, поклонение Кресту Христову. Крест — наш щит и оружие, победа над демонами. Он — печать, трепеща которой ангел-губитель, как говорит Писание, не может коснуться нас. Крест восставляет поверженных, не дает упасть стоящим, укрепляет немощных, выводит на дорогу заблудших, открывает цель идущим. В нем здравие души и тела, смерть греха, все истинные блага. «Крест, — как говорит святой Иоанн Дамаскин, — насаждение воскресения, древо вечной жизни. Господь привязал к крестному древу спасение человеческого рода, чтобы новая жизнь воссияла от древа, принесшего смерть». И чтобы враг, победивший древом, был побежден на древе. Как узнать, не одними ли устами воспеваем мы вместе с Церковью хвалу Кресту Христову? Крест присутствует в нашей жизни, прежде всего, различными скорбями. Болезнью, усталостью, нищетой, одиночеством, потерей близких, равнодушием и презрением по отношению к нам других людей. Сегодня в наших молитвах поклонения Кресту каждый может испытать свою совесть, что происходило в его душе, когда этот крест становился порою слишком тяжелым. Не было ли у нас уныния и ропота? Продолжали ли мы нести наш крест с любовью ко Господу, узнавая, что в нем — очищение от наших грехов, источник истинной жизни и радости? Благодарим ли мы Бога за наши поражения и скорби, за то, что все идет не так, как мы хотим? Приближают ли нас эти испытания к Богу или удаляют от Него? Отныне путь святости проходит через Крест. И то, что когда-то казалось лишенным смысла, — болезни, горе, нищета, поражения, смерть — обретает полноту смысла. Так что человек вольно принимает все как из рук Божиих. Бог благословляет Крестом, когда хочет даровать высшее благо Своим чадам. Это знак Его особого благоволения.

http://moral.ru/radost-i-skorbi/

Поучение первое на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, месяца сентября, в 14 день («Кресту Твоему покланяемся, Владыко!») Достойно и праведно поклоняться Кресту Христову, слушатели возлюбленные! Ибо этим благословенным древом «смерть умертвися» и «живот даровася». Первым древом райским мы умертвились, древом же крестным получили жизнь. Первым изгнаны были из рая, вторым же, как по лествице некой, восходим на небо. Первым победил нас враг, этим же благословенным древом Креста Господня мы побеждаем врагов наших. А потому древо это благословенное достойно почитания. Если то оружие, которым некогда Давид победил и обезглавил Голиафа, было в великом почитании и с честью сохранялось за алтарем в храме Соломоновом, то тем более достойно почитания и поклонения оружие крестное, которым Христос Господь победил не человека Голиафа, а Голиафа адского – дьявола со всем его воинством. Как Голиаф гордился и думал, что нет никого у израильтян, кто бы мог победить его, и, однако, был побежден и обезглавлен кротким и юным Давидом, чтобы понести больший позор, так и прегордый дьявол гордился и думал, что его победить никто не может, ибо он побеждал всех людей от Адама и до самого пришествия Христова. Как супостат, когда он побеждает наиболее сильных и храбрых воинов какого-либо царя земного, скорее побеждает и остальных его воинов: одних убивает, других преследует, иных берет в плен, – так и супостат рода человеческого – дьявол , победив сначала в раю крепких, как созданных руками Божиими и потому не столь склонных и подверженных греху, прародителей наших Адама и Еву, остальных людей побеждает легче: одних убивая грехами и беззакониями, других преследуя и порабощая, иных отводя в плен. Он внушил Каину убийство праведного Авеля, он же отдал во власть греха и весь мир перед всемирным потопом. Он преследовал и побеждал святых пророков и патриархов, он пленял мертвых и заключал в темницах адских. Говоря кратко, никто из людей не мог противиться ему, пока Христос Господь не был распят на древе крестном и, как кроткий Давид, Своим распятием не победил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Распятие как маркер на пути в Рай Каждый человек чему-то поклоняется: кто-то деньгам, кто-то рыбалке, кто-то аэробике 19 марта, 2017 Каждый человек чему-то поклоняется: кто-то деньгам, кто-то рыбалке, кто-то аэробике «Свободных людей нет. Абсолютная свобода – это смерть. То, что кажется свободой, чаще всего видимость свободы. Каждый человек чему-нибудь да поклоняется: кто-то деньгам, кто-то блуду, кто-то вину, себе, а кто-то Богу. Поклонение – факт признания над собой власти некоего духа, которого нужно знать». Священник Константин Камышанов предлагает каждому читателю «Правмира» спросить себя честно о том, что стоит за поступками, молитвами и поклонами. Сделать книксен перед распятием Казалось, все просто и ясно. Вот, пришла Крестопоклонная неделя, следовательно, нужно целую неделю делать поклоны кресту, еще суровее поститься и молиться. Все-таки середина поста. Что такое Крестопоклонная неделя для обычного человека? Это такая особенная служба, когда выносят на середину церкви крест в цветах, поливают его розовой водой и оставляют его на аналое до следующего воскресения, и ему нужно кланяться. Что такое Крестопоклонная неделя для клириков? Это особенная служба, совершаемая в воскресение, понедельник и пятницу по чину поклонения Кресту. Там есть особенные тропари и делают много поклонов. Но задумаемся о том, как кланяться кресту? Поклоны – это часть древнего языка тела. Мы его почти утратили. Иногда только жених на свадебной фотосессии может себе позволить роль коленопреклоненного обожателя, и то ради постановочного кадра. А так нам этот язык чужд. Зато на Ближнем Востоке генералы и сегодня целуют руки президентам, как у нас священники целуют руку владыке. Там до сих пор мужчины носят рубахи-подрясники, а женские наряды часто неотличимы от наших женских монашеских облачений. Так что в самих формах – поклонах и целовании рук вождям племени – ничего сакрального нет . Это просто невербальный инструмент общения древности. Мало того, сами поклоны у нас трансформировались. Пожилые маститые священники не кланяются владыке, а приседают, указывая рукой в пол, и слегка обозначают поцелуй руки владыки. Сами поклоны мы кладем не по-писаному. У нас на службе все крестятся и кланяются, как хотят и когда хотят. Правильно кладут поклоны только старообрядцы, полагая руки на подручник и строго по расписанию Устава.

http://pravmir.ru/raspyatie-kak-marker-n...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Крестопоклонная 8 мин., 17.02.2024 Содержание 7 апреля 2024 года — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост. Во время Всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». «Преполовение» (половина) Великого поста: крест Из книги протопресвитера Александра Шмемана " Великий пост " : Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

http://foma.ru/nedelya-krestopoklonnaya....

Сопровождающий святыню в этом продолжительном пути, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела иерей Дионисий Гришков в общении с представителями уральских СМИ рассказал о том, как встречают крест в городах Святой Руси. «Особенность крестного хода в том, что он достаточно быстро передвигается. Мы привозим его (крест, – ред.) в центральные города, и, конечно, люди, жители республик, областей, приезжают. Встречают всегда много людей. Обычно очередь длится с утра и до вечера. Например, в Белгороде при поклонении кресту храм не закрывался ночью, потому что был большой поток людей. Сейчас, несмотря на уже более холодную погоду, мы видим, что для людей это символично собраться перед крестом, везде мы видим народное единение», – сказал отец Дионисий. По данным паломнического отдела Екатеринбургской епархии, пятничным вечером в Иоанно-Предтеченский собор приехали паломники из Нижнего Тагила и Качканара, Невьянска и Каменска-Уральского, Пышмы и Березовского, Верхотурья, Сарапулки и Верхних Серёг, а также из Тюмени и Кургана. После всенощного бдения к Годеновскому Кресту продолжали подходить верующие с разных приходов города святой Екатерины. Ночью храм не закрывался, а на утро, за праздничной Божественной литургией в храме собралось такое множество народа, что все не вместились и образовалась очередь. Ее регулировали священнослужители и добровольцы Православной службы милосердия, дежурившие в эти дни у святыни. Верующим раздавались иконки с изображением Годеновского Креста. Между богослужениями перед святыней непрестанно звучала молитва — клирики Екатеринбургской митрополии с прихожанами совершали молебны с чтением Акафиста Честному и Животворящему Кресту Господню. Первый молебен прозвучал по окончании архиерейской Божественной литургии. Его совершил протоиерей Игорь Бачинин, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете. Свои молитвы также вознесли прихожане Никольского храма. Отец Игорь поделился важностью присутствия в этот день у святыни, которая в жизни Церкви имеет особое значение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/23/ve...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010