Великий пост в 2016 году Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? 14 марта, 2016 Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? Великий пост в 2016 году начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Великий пост в 2016 году пройдёт с 14 марта по 30 апреля. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав материал на этой странице сайта «Правмир». Великий пост в 2016 году: главные службы Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта в 2016 году, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского . По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров . После литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы поста 18 марта в 2016 году  будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона . В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия , 20 марта в 2016 году, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста  (26 марта, 2 и 9 апреля в 2016 году), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля в 2016 году, — неделя Крестопоклонная , на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля в 2016 году, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской . «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 16 апреля в 2016 году, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы) , на утрене читается акафист Божией Матери.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

«Великому князю Российскому Андрею Боголюбскому надлежало некогда выйти на брань против Болгар. Как князь, не именем только, но и делом Благоверный, он имел обычай исходить на брань не с одним оружием плотским, но и с духовным, огражденный верой, вооруженный молитвой и упованием. В знак сего перед воинством его всегда носима была икона Спасителя и Честный Крест, и оно не прежде устремлялось на врага, как излив теплые молитвы перед сей иконой и облобызав сей Крест. Такое живое упование и молитва не умедлили принести и плод немертвый. Враги отечества сколько ни усиливались, не могли устоять перед лицом воинства православного; гордость и сила их сокрушены до того, что едва не все грады их достались в удел победителю. Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который во время самой упорной сечи исходил от иконы Спасителя и Честного Креста и видим был всеми. Еще не успели пройти дни радости и торжества, как получена весть о подобном же радостном событии из Греции. Одинаковая живая вера произвела одинаковое и действие: и там враги христианства, Срацины, были поражены и рассеяны Благоверным царем греческим Мануилом; и там, во время сражения, видимы были несомненные знаки особенной помощи свыше. Такая совокупность чудесных знамений, побед и радости всего православного христианства не могла не выразиться каким-либо особенным знаком благодарности Богу-благодетелю и не оставить по себе всегдашнего следа для потомства. И действительно, православные властители России и Греции, по взаимном сношении между собой и по благословению всего освященного Собора, не умедлили установить в память радостно-чудесного события новое светлое празднество, ныне нами благочестно совершаемое. Положено на все века не только праздновать в честь непобедимой силы Креста Христова и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоносного хождения Его в полках христианских износить его ныне из храма; обносить по стогнам и путям и творить в кладязях и реках освящение воды, дабы сим самым перед лицом неба и земли свидетельствовать нашу веру и нашу признательность к Животворящему Кресту и простерть победоносную и всеосвященную силу Его на все, нас окружающее» (Воскр. Чт. 1840 г. No 17, стр. 153–154).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Д.И. Протопопов Месяц август 1-е число Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу Нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Св. ветхозаветных мучч. Елеазара священника и семи по плоти братий, нарицаемых Маккавеи, и матери их Соломонии и иных многих. Св. 9 мучч. в Пергии: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея. (Муч. Папы нового. Муч. Елеазара. Муч. Кирика. Муч. Феодора. Муч. Полиевкта. Мучч. Мины, Минея и прочих. Св. Тимофея, еп. проконесского, чудотворца. Силуамские иконы Божией Матери). Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня Празднество это установлено в Константинополе, по причине болезней, весьма часто бывавших там в августе месяце. В отвращение этих болезней, в Константинополе издревле утвердился обычай выносить честное древо креста на дороги и улицы для освящения мест. Накануне, т. е. 31 июля, крест выносили из царской сокровищницы и полагали на св. трапезе великой Софийской церкви. С этого и до самого дня празднования Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение честного креста. Августа 14 крест опять возвращался в царские палаты. Этот обычай, соединенный с другим обычаем Константинополя –освящать в придворной константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 числа, и сентябрь, когда совершалось 14) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа. Обычай изнесения древа Креста Господня из царских палат в Софию перед 1 августа существовал уже в 9 веке; в обрядник Константина порфирородного изложены подробно правила, когда выносить крест из палаты пред 1 августа: иногда выносили за 8 дней, иногда за 7, 6, 5, 4, 3 и два дня. В России до конца 14 и начала 15 века, т. е. до введения иерусалимского устава, в употреблявшихся у нас с 11 века студийских минеях ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы кресту (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2 зам т. стр. 222–223. Христ. чт. 1852 г. ч. 1, стр. 506.). Празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу Нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Догмат о Знамении Честного Креста Предисловие к читателю Разбойники, увидев виселицу, отводят свои глаза и не хотят смотреть на нее, ни вспоминать, ни говорить о ней. И это не удивительно, ибо виселица для разбойников есть древо погибели. Но более, чем удивительно, что животворящий Крест Господень, благодаря которому была дана жизнь всему миру, так омерзителен для наших противников, что они не только поклоняться ему, но даже и смотреть на него отказываются. Мы же, сыны Православной Церкви, не подражаем лукавым и не завидуем творящим беззаконие ( Пс. 36, 1 ), а благочестиво рассуждаем противоположным образом. Итак, намереваясь высказаться по этому Догмату о почитании Святого Креста, представляем, как обычно, две части: В первой части – камень Православной веры, на котором утверждается благочестие. Во второй части – камень претыкания, на котором противники претыкаются и падают. Часть I. Камень Православной Веры Животворящему Кресту Господню полагается почитание и поклонение не по веществу, но по образу, то есть, не веществу Креста Господня, дереву, или золоту, или серебру, или камню достойно поклоняться, но содержанию образа, то есть, поскольку святой Крест представляет нашему зрению тайну нашего спасения и Самого распятого за нас Христа, во ум и память приводит и само животворящее Крестное древо, освященное прикосновением Пречистой Плоти Христовой и обагренное Его Честной Кровью, он достоин большей чести, чем другие Кресты, созданные по подобию первого. Глава 1. Твердость камня веры. от проображения Креста Христова в Ветхом Завете 1 . Проображением святого Креста было древо жизни посреди рая ( Быт. 2 ). Об этом так говорит святой Дамаскин в четвертой книге о Православии, в главе 12: «Почитающий Крест прообразует древо жизни, посаженное Богом в раю: поскольку от древа произошли смерть и падение, подобает древом же дароваться жизни и восстанию». 2 . Проображением Креста был Ноев ковчег, из не гниющего дерева, на четыре угла ( Быт. 6 ). Об этом пишется в Соломоновых Премудростях, в главе 14: надежда мира (...) прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. Благословенно дерево, через которое бывает правда ! ( Прем. 14, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Достойно и праведно, слушатели благочестивые, покланяться Кресту Христову: ибо сим благословенным древом умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а древом крестным оживотворены: первым мы были изгнаны из рая, а этим, как бы по некоей лествице, восходим на небо; первым враг победил нас, а древом креста Господня мы побеждаем врагов наших. Посему достойно всякого почитания это благословенное древо. Если некогда было в великом почитании и было хранимо честно (за алтарем – в Соломоновом храме) то оружие, которым Давид победил и обезглавил Голиафа: то тем большего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос Господь победил адского голиафа-диавола со всем воинством его. Гордый Голиаф думал, что в Израиле уже нет никого, кто мог бы одолеть его, и однако же, к большому стыду своему, был побежден и обезглавлен кротким и юным Давидом: так и прегордый диавол думал, что никто не может одолеть его; он побеждал всех людей от Адама до пришествия Христова. Супостат рода человеческого гнал святых пророков и патриархов, заключал мертвецов в темницах адовых; никто из людей не мог противиться ему. Но распялся на древе крестном Христос Господь и, как кроткий Давид, Своим распятием погубил его. Человек безоружный не может противиться вооруженному: куда вооруженный влечет его, туда он и идет, и что повелевает ему делать, то и делает. Вот также – и до пришествия Христова: люди не могли противиться диаволу, потому что не имели оружия крестного. Весь мир покланялся тогда идолам, кроме одного избранного народа израильского, да и в том народе (израильском) многие впадали в идолослужение Ваалу и излиянному тельцу: и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом ( Пс. 105:37 ), а не Богу, по свидетельству Псалмопевца. Люди покланялись даже гадам и птицам и другим бессловесным, нечистым животным; почитали вместо Бога и тварь бездушную. Так диавол ослепил род человеческий, повелев пленникам своим отступить от Бога, а почитать кумиров своих, и приносить им жертвы. Когда же Христос Господь распялся на Голгофе, на древе крестном, то все идолы пали, бесы вострепетали и люди обратились к вере Христовой. Уже земля не оскверняется жертвами идольскими, и воздух – от дыма, исходящего от жертв бесовских: ибо Христос Господь распростер руки на воздухе, обесив ноги к земле, дабы освятить воздух и землю кровью Своею. Уже жрецы Вааловы не вопиют великими гласами как вопили и резали тела свои при Илии пророке. Уже люди не приносят бесам в жертву сынов и дщерей своих, но приносят истинную жертву Богу истинному, как Единому Творцу и Создателю своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Георгий Митрофанов - проповедь в неделю Крестопоклонную Протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь в третью неделю Великого поста. Крестопоклонная (Мк. 8,34 - 9,1) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день называется Неделей‚ Крестопоклонной. Ею открывается четвертая седмица Великого поста, когда уже половина этого важнейшего для каждого из нас периода церковного года оказывается пройденной. И вот именно в это время Церковь напоминает нам в Евангельском чтении о том Кресте, который каждый из нас должен нести на своих плечах. И это неслучайно. Те тяготы, которые мы вольно или невольно с радостью или с печалью возложили на себя во время Великого поста, наверное, дали нам почувствовать в той или иной степени, что такое крест, который каждый несет на своих плечах в этом мире, что такое тот крест, который нам заповедал нести Спаситель. Кто-то со скорбью, кто-то может быть с радостью ощутил его бремя на своих плечах и почувствовал, тем самым, что предшествующие несколько недель Великого поста не прошли случайно. Он стал еще более ясно ощущать, что земной жизненный путь — это крестный путь. Однако сегодняшнее воскресенье должно стать для нас с вами не только днем поклонения святому животворящему Кресту Господню, но и днем размышления над тем, а что же Означает для нас, христиан, этот Крест. К сожалению, для Многих из нас изображение Креста Господня стало настолько привычным и обыденным, что мы очень часто перестаем осознавать главный подлинный смысл этого великого символа христианской Церкви. Надевая на свою грудь Крест, делая изображение Креста на косяках наших дверей, мы очень часто воспринимаем Крест как некий магический знак, как инструмент, который должен гарантировать нас, застраховать нас от всех жизненных неприятностей. По существу кощунственно мы ждем от Креста легкости, радости, мы ждем того, что ношение Креста, к которому призван каждый христианин, сделает нашу жизнь легкой и безоблачной. По существу, мы тем самым надеемся, что Крест Господень, который мы надеваем на себя, должен избавлять нас от самого главного нашего христианского долга — следовать за Христом в несении Им этого самого главного Креста. И здесь мы остаемся теми же самыми обезбоженными обывателями, каких часто видим вокруг себя и каких очень часто осуждаем. Давайте задумаемся над тем, к чему обязывает нас Крест, который мы несем на своей груди, к чему обязывает нас, христиан, этот великий символ Христова страдания.

http://zavet.ru/a/rss_1270193150.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Многая лета, дорогой Владыка! Во Владивостоке торжественно поздравили митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием 08.11.2023 88 Время на чтение 3 минуты Фото: vladivostok-eparhia.ru В среду, 8 ноября, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского сонмом архиереев была совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе Владивостока, сообщает пресс-служба Владивостокской епархии . В этот день 85-летие празднует митрополит Вениамин (Пушкарь). Богослужение совершили митрополит Вениамин (Пушкарь), митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, епископ Находкинский и Преображенский Николай. Богослужение посетили глава города Владивостока Константин Шестаков и президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» Сергей Дарькин. Богослужебные песнопения исполнил сводный мужской хор Владивостокской епархии под управлением регента иерея Константина Талько. На сугубой ектении архипастыри вознесли молитву ко Господу о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес игумен Алексий (Несмеев). По отпусте литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню и славление святому великомученику Димитрию Солунскому. В завершение литургии было провозглашено многолетие. По окончании Божественной литургии митрополит Вениамин принимал многочисленные поздравления. Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир огласил поздравительный адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство! Примите искренние поздравления с 85-летием вкупе с молитвенными пожеланиями крепости телесных и душевных сил, радости, мира и терпения на пути стяжания христианских добродетелей. Более четверти века Вы несли архиерейское послушание в родном для Вас Приморском крае, заботясь о восстановлении храмов и созидании православных общин, о поставлении пастырей словесного стада Христова и о просвещении светом Евангелия ближних и дальних. Отрадно свидетельствовать, что Вы примером личного благочестия и совершением дел любви и милосердия неизменно стремились прославлять Отца нашего Небесного (Мф. 5:16).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/mn...

И. Крылов Глава VI Прошло много времени после того, как Ирод хотел увидеть Главу Иоаннову, и не обрёл её в земле. Сокрытая Иоанною, женою Хузы, Глава Крестителева не была никому известна до тех пор, пока один знаменитый Царедворец Иннокентий, веровавший в Господа нашему Иисуса Христа, покинув суету мира, пришёл в Святый град Иерусалим и купил на горе Элеонской то место, где некогда было село Иродово. Построив там келью и облекшись в иноческий чин, он проводил жизнь в молитве и беспрестанном размышлении о Боге. Задумавши выстроить у себя небольшую каменную церковь , Иннокентий стал копать ров для фундамента, и по воле Божией обрёл в земле глиняный сосуд и в нём главу. По чудесам, совершившимся в то время, и по откровению Божию, Иннокентий узнал, что глава эта Предтечи Христова, и с должным Ей почитанием, сохранял Главу у себя. Когда же Иннокентий, предъузнав свою кончину, видел мерзость запустения на святых местах (потому что ими владели идолопоклонники, построили на них храмы идолам и приносили гнусные жертвы); тогда Иннокентий, боясь, что бы по кончине его и Святая Глава Предтечева не была обесчещена, опять зарыл Её в землю на прежнем месте, где находилось село Иродово и где он имел свою келью и малую церковь , которая после него опустела, и по прошествии долгого времени развалилась и сравнялась с землёю. Таким образом Честная Глава Предтечева снова на долгое время оставалась для всех сокрытою. В начале четвёртого века, когда воцарился великий Император Константин, и просветился Святым Крещением; тогда матерь его, Святая Елена, очистила и обновила Святые места Иерусалимские. Святая Вера процвела там повсюду и воссияла, как солнце. Тогда два инока, жившие на востоке, сговорились сходить в Иерусалим на поклонение найденному Святою царицею Еленою Животворящему Кресту Христову и Гробу Господню, а также увидеть и все Святые места. Во Иерусалиме одному из иноков явился во сне Святый Иоанн Предтеча, и повелевая вырыть из земли Честную Главу Свою, показал место на селе Иродовом, где Она зарыта. Инок проснувшись, пересказал сон другу своему, но тот не поверил этому, как будто обыкновенному сну, а тем возбудил неверие и в самом видевшем сон. В другую ночь снова во сне явился Предтеча уже обоим инокам, и сказал: «отложите своё неверие и леность, и соделайте повелеваемое вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Иаков (Цветков) Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных (необозначенные в акростихе именем песнописца), заимствованные из 3–й и последней части кондакария кардинала Питры, с дополнением из Афонского кондакария. Перевод с древне – греческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) Источник Содержание Предисловие Акафист на успение Пресвятыя Богородицы Акафист на успение Божией Матери На тот же день Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу На погребение В субботу мясопустную В субботу сыропустную В неделю сыропустную Утешительный кондак с икосами, поемый над болящими Другой утешительный кондак с икосами Пресвятей Богородице На положение честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (2-го июля) На положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы В субботу поминовения душе (пред Пятдесятницею) В неделю пред Рождеством Христовым ( – Св. отец) Другой кондак и икос, заимствованные из кондакария XI в. Москов. синод. Библиотеки Святым мученикам младенцам, убиенным (в числе 14,000) за Христа от Ирода Другой кондак Св. младенцам, избиенным от Ирода Тем же Св. младенцам В неделю по рождестве Христове В неделю блуднаго В туже неделю В неделю 2-ю Св. Велик. Поста В неделю третью Св. Поста (Крестопоклонную) В субботу Святого Праведного Лазаря В неделю Ваий Во святый и великий Понедельник Кондак и икос на Святый и Великий Вторник Во Святую Великую Среду В Святой Великий Четверток На тот же день Во Святой и Великий Пяток I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. ΙΙ. (Крестное поношение) На преполовение пятидесятницы Св. пророку Захарию, отцу Предтечеву На зачатие честного славного пророка и предтечи, Крестителя Господня Иоанна На рождество св. Предтечи и Крестителя Иоанна В день усекновения честныя главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Архистратигу Михаилу На тот же день Тому же архистратигу Св. апостолу Андрею Св. апостолу Иакову, брату Св. апостола Иоанна Богослова Св. апостолу и Евангелисту Матфею Св. апостолу Филиппу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010