Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Поклонение честным веригам святого апостола Петра 28.01.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Поклонение честным веригам святого апостола Петра В книге Деяний святых апостол мы читаем, как апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. Апостол был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень явился Петру в темнице, и цепи спали с него. Ангел чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1—11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В память об этом событии был установлен общецерковный праздник поклонения честным веригам апостола Петра. В Риме, а затем в Константинополе, куда была перенесена часть вериг, они износились в этот день из алтаря для поклонения верующим. Отметим, что в Москве был, в том числе в годы безбожия, и доныне есть Петроверигский переулок, именование которого связано с этой святыней. В поклонении честным веригам апостола, как в поклонении страданиям всех древних и новых мучеников, — поклонение Кресту Христову. Мы знаем, что апостол Петр тоже был распят на кресте за проповедь Воскресения Христова, но сознавая невозможность быть причастным за свое предательство славе Креста Господня, он просил, чтобы его распяли «стремглав», то есть вниз головой. В этом году праздник поклонения честным веригам совершается в воскресенье. И за всенощной мы слышим Евангелие о начале благовестнических трудов Петра. Они исходят от его личной встречи с воскресшим Спасителем, как у всех апостолов, у всех проповедников — великих и безвестных. И все мы, какое бы служение ни дал нам Господь, призваны к этим трудам. Ради спасения многих, а не только ради нашего личного спасения, сподобляет нас Своей милости Господь. Мы видим, как воскресший Христос является Своим ученикам на Тивериадском озере. Раньше Он являлся им, когда они собирались вместе на молитву, а теперь — среди их будничного труда. У Господа много способов утешить любящих Его. Хорошо ученикам Христовым собираться вместе. Воскресший Христос часто избирает такое время для посещения их, чтобы напомнить, что вся Церковь призвана быть свидетелем его победы. Интересно, что Фома — один из них — назван сразу же после Петра, как если бы теперь он стал больше дорожить общением с другими апостолами. «Иду рыбу ловить», — говорит Петр. И они говорят: «И мы с тобою». И в малых заботах они не хотят расставаться друг с другом.

http://moral.ru/poklonenie_verigam/

Д.В. Дементьев Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная неделя На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною. В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропарь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Поучение в неделю крестопоклонную «Кресту Твоему покланлемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» (Тропарь св. кресту). Святая Церковь , вынося из глубины алтаря с престола животворящий крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотию и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, – взирая на крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, как бы так вещает нам Господь со креста, что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха: вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом; а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь. Слово в неделю четвертую Великого поста Сегодня, возлюбленные братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христем бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – чрез изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. «Дух немой и глухой»! сказал Господь нечистому, «Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о том, что по силе очистившим свой ум постом, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественных Таин. Опознавая первые приступы находящих на нас болезней, врачи умело смешивая некия лекарства, часто отгоняют имеющия прийти болезни, приключающияся в результате отсутствия отпора у организма, так чтобы (благодаря этим лекарствам) человек не получил какую-либо болезнь и не возъимел от этого нестерпимыя страдания. Часто же, на основании большого опыта, они бывают в силе и уже затянувшиеся болезни в теле удачно излечивать и, особенно, если больной всецело предает себя в руки врача и послушно следует методам его лечения. Так и наш благой Бог поступил и предлагает нам целебное лекарство: этот священный и прекрасный пост, ограниченный не на известные периоды и времена, но всегда долженствующий соблюдаться, как обуздывающий плотския страсти и удерживающий недуг, приключающийся нам по причине потворства своим страстям, и чтобы не допустить, дабы дух, побежденный жаждой удовольствий, и сам опустился, и тогда произошло бы не малое падение. Потому что, по-истине, по слову величайшаго проповедника ап. Павла, тело и дух находятся в тяжкой войне друг с другом. «Плоть бо , – говорит он, – похотствует на дух, дух же на плоть. сия же друг другу противятся» ( Гал. 5, 17 ). Поэтому, вот, возлюбленные, Бог всех определил для всех нас общественный сорокодневный пост, назначенный для более строгих во всех отношениях подвигов и для победы над воздушными, злыми духами; дабы полностью отогнав их, нам, путем чистаго образа жизни, достичь Господняго Дня Тридневнаго и Живоноснаго Воскресения, и чистыми воззреть на чистаго Бога нашего и вместе с Ним прославиться и с любовию быть принятыми Им. Так и путник, когда ради достижения цели своего путешествия будет должен ежедневно проходить часть пути, если только представит себе место ожидающаго его покоя, то уже большую часть путешествия совершает с удовольствием; и хотя бы он и утомился от множества тягостей на пути, однако, надежда на ожидающий его покой весьма поддерживает его. И мы также являемся путниками, пробегающими краткую стезю нашей жизни и совершающие наш путь; и одни, прожив прекрасным, святым образом жизнь, достигают Небеснаго Царства, где – наше жительство, а другие, живущие нечестиво, подобно мне, бывают держимы в некоей дольней яме своих страстей, которым раболепствовали при жизни, и здесь будут зримы погруженными в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Слово на поклонение честному и животворящему Кресту. Св. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского Ныне приносится треблаженный и животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения. Приступим же и обнимем его со страхом и любовью. Испуская лучи Христова воскресения, крест своими дарами всех просвещает и освящает. Будем же лобызать его, душевно радуясь. Ныне – радость на небе и на земле, потому что предлагается миру светоносный и животворящий Христов крест, силою которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма и освещаются все пределы земли. Ныне исполнилось пророческое изречение, говорящее: вот поклонимся на место, идеже стоясте нозе Бога нашего ( Псал. 131:7 ). Крест Господень – оружие, доставляющее трофеи и победы; он – непреоборимое оружие царей, рог Церкви, истребитель врагов и спасение верных; и действительно, блаженны и треблаженны те, которые сподобляются обнимать его с непорочными губами и с чистыми устами. Поистине, они на деле исполняют то, что сказано Господом: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Матф. 16:24 ). И смотри, как Господь говорит, не делая никому принуждения. Он не сказал: „хотите ли или нет, но вам надлежит испытать это»; а как говорил? Аще кто хощет по Мне ити. „Я не делаю насилия, не принуждаю; но делаю каждого господином своего выбора: зову к тому, что прекрасно и честно, а не к худому и ненавистному, – не к наказанию и истязанию, но к небесному царству и к небесной жизни. Ате кто хощет по Мне ити, будет ли то муж или женщина, начальник или подчиненный, и если он желает спастись, пусть идет этим путем». Три предмета, о которых говорится: отречение от самого себя, подъятие креста и следование. Отрекающийся от другого, например, от брата или друга, хотя бы видел этого бичуемым или терпящим что-либо иное, не защищает его, не проявляет к нему сострадания, не испытывает в виду его никакого чувства скорби; раз навсегда отрекся от него, как бы от чужого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 25. О поклонении Христу Теперь нам надлежит рассмотреть то, что принадлежит Христу в отношении нас: Во-первых, поклонение Христу, которым мы поклоняемся Ему: во-вторых, мы исследуем, каким образом Он является Посредником между нами и Богом. Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа: 2) должно ли поклоняться Его плоти поклонением «Latria»; 3) должно ли воздавать поклонение Latria» образу Христа: 4) должно ли воздавать «Latria» кресту Христову: 5) [должно ли воздавать Latria " ] Его Матери: 6) о поклонении святым мощам. Раздел 1 Должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не следует одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа. В самом деле, поклонение Божеству Христа должно быть общо Отцу и Сыну, в связи с чем читаем [в Писании]: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5, 23 ). Но человечество Христа не общо Ему и Отцу. Следовательно, человечеству Христа и Его Божеству не должно поклоняться одинаковым поклонением. Возражение 2. Далее, как говорит Философ, честь в строгом смысле слова является «наградой, присуждаемой за добродетель» 326 . Но добродетель заслуживает награду посредством своего действия. Поэтому коль скоро в Христе действие божественной Природы отличается от действия человеческой природы, о чем уже было сказано (19, 1), то похоже на то, что человечеству Христа должно поклоняться иначе, чем Его Божеству Возражение 3. Далее, если бы душа Христа не была соединена со Словом, то она была бы достойной преклонения по причине превосходства ее мудрости и благодати. Но ее соединение со Словом нисколько не убавило ее достоинства. Следовательно, Его человеческая природа заслуживает приличествующего ей почитания помимо того почитания, которое воздается Его Божеству Этому противоречит сказанное в постановлении Пятого собора 327 : «Если кто-либо говорит, что Христу надлежит поклоняться в двух природах, и поэтому вводит два вида поклонения, но не почитает в едином поклонении Воплощенного Бога Слова одновременно с Его плотью, как Церковь Божия приняла с самого начала, да будет анафема»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  Слово в Неделю Крестопоклонную Всенощное бдение 16 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! " Крест - самое главное явление близости Божией к нам видимым образом, так что существование Бога (то, что Бог Ость) становится очевидным для человека, и только безумец может говорить, что Бога нет. " Рече безумен в сердцы своем: несть Бог " (Пс. 13, 1). Поклонение Кресту Господню открывает близость к нам Бога, более очевидную, чем при Фаворском свете, хотя Великим Постом мы каждый день молимся на третьем часе Духу Святому: " Приближися нам, приближися, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе, Щедре... " Господь никогда не бывает так близок человеку, как в страданиях человека и в его смерти. Мы видим на Кресте Христовом самое тяжкое, предельное страдание, какое только может быть, и самое, какое только может быть, несправедливое. И мы понимаем тайну восхождения, которое Господь совершил Своим Крестом через нисхождение к нам оттуда, где Он превечно пребывает во Свете неприступном. Нисхождения с тем, чтобы стать близким к нам и взять каждого из нас за руку на нашем земном пути, так чтобы мы могли ощутить, что с нами Бог. В нашем страдании и в смерти, в их внешнем, материальном проявлении всегда бессилие и немощь. Но в духовной сути здесь кроется сила, и какая сила! - Самого Господа, который этому соединился. Мы всегда исповедуем, что после всего, что совершил Христос, для нас благо, если мы умираем; и если бы мы не умирали, то не имели бы части со Христом. Благо для нас, что нам даются страдания, потому что через них мы становимся Христовыми. Эта великая и единственная истина, которая есть на свете, на самом деле, очень дорого стоит. Ее, может быть, легко сказать, но очень трудно постигнуть. И для этого нам дается весь жизненный путь со всеми его скорбями, со всеми искушениями и болезнями. Он дается нам, как приуготовление к смерти. Для того мы и вступаем в Великий Пост, чтобы углубилось наше видение того, что такое жизнь, и что такое страдания и смерть, и для того, чтобы мы поняли особенность нашего времени, про которое древние святые отцы говорят, что в последние времена человек будет спасаться не столько молитвами, не столько благочестием, сколько хранением истинной веры. То есть хранением тайны спасительного Креста Господня и скорбями. И это означает, что наша приобщенность к страданиям Христовым должна заключать в себе не только наши личные страдания, но и все страдания, к каким мы прикасаемся живою душою.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_34...

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Вознесыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

http://bogoslov.ru/article/6175574

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Москов-скаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души хри-стианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Воз-несыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В. Чернов Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня События праздника Праздник Воздвижения честного и животворящего креста Христова единственный из двунадесятых праздников напоминает нам не о временах земной жизни Спасителя или Богородицы, но с гораздо более поздней эпохе. Обнаружение Креста Христова Когда император Константин положил конец гонениям на христиан в Римской империи, его мать, императрица Елена, будучи христианкой решила по возможности сохранить места и предметы, связанные с земной жизнью Спасителя. На тот момент со времени смерти и воскресения Христова прошло около 300 лет – примерно столько же, сколько в нашу эпоху миновало со времени основания Санкт–Петербурга. Однако империя все эти годы была языческой, христиан было сравнительно немного и места, связанные с евангельской историей, никак не оберегались. На Голгофе спустя недолгое время после распятия Спасителя был воздвигнут храм языческой богини Венеры. Было известно, что по обычаю орудия казни зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у святителя Григория Турского , место обретения креста Господня под развалинами языческого храма указал один престарелый иудей по имени Иуда Кириак. Впоследствии он крестился, стал иерусалимским епископом и принял мученичество в правление императора-отступника Юлиана. Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе креста Господня. Одно из преданий повествует, что как раз в то время мимо двигалась погребальная процессия. На покойного по очереди возложили все найденные кресты, но только лишь к телу прикоснулось древо креста Христова, как усопший воскрес.  В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») святой крест, показывая его народу. Народ поклонялся кресту, восклицал: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения честнато и животворящето креста, который был уже установлен в год обретения святого древа. Так как крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010