Члены комиссии Помгола (помощи голодающим) при Петроградском Совете начали «кампанию по изъятию» с неоднократных визитов в Правление Общ-ва Правосл. Приходов. Придавая этому учреждению большое значение (весьма преувеличенное) в смысле влияния на верующие массы, члены Помгола стремились сообща с Правлением выработать такой порядок отдачи ценностей, который был бы наиболее приемлемым для этих масс. Со своей стороны, Правление, оказавшееся неожиданно для самого себя в роли посредника между населением и властью, проявило весьма большую уступчивость. Оно ещё более чем члены Помгола, боялось стихийных беспорядков и кровавых осложнений. Смягчить, насколько удастся, формы изъятия, не затрагивать, по возможности, религиозных чувств населения – к этому сводились, в сущности, все пожелания Правления, и в этом отношении вначале оно встретило известный отклик в среде Помгола. Митрополит находился в курсе переговоров. Наконец 5 марта 1922 г. митрополит получил официальное приглашение пожаловать на завтра в Помгол для участия в выработке порядка исполнения декретов о церковных ценностях. 6 марта митрополит явился в Смольный в сопровождении нескольких лиц (в числе коих находился бывш, прис. пов. и юрисконсульт Лавры – Иван Михайлович Ковшагов, впоследствии погибший вместе с митрополитом). Владыка представил комиссии Помгола собственноручно им написанное и подписанное заявление. В этой бумаге, изложенной в весьма корректном тоне, указывалось на то: а) что церковь готова пожертвовать для спасения голодающих всё своё достояние; б) что для успокоения верующих необходимо, однако, чтобы они сознавали жертвенный, добровольный характер этого акта; в) что для той же цели нужно, чтобы в контроле над расходованием церковных ценностей участвовали представители от верующих. В конце своего заявления владыка указывал, что если, паче чаяния, изъятие будет носить насильственный характер, то он благословить на это свою паству не может. Наоборот, по пастырскому своему долгу, он должен будет осудить всякое активное содействие такому изъятию. При этом митрополит ссылался на тут же процитированные им каноны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, если Алиде Т. не крещена, следов., она не может быть и православной, и потому к деянию Гольста никак не может быть применена ст. 194 1 Ул. о нак. Против этих соображений может быть, по мнению кассатора, сделано возражение, что крещение имеет общехристианский характер; как известно, при присоединении лютеранина к Православию оно не повторяется; поэтому его можно и не признавать недействительным, а лишь следует уничтожить противозаконные его последствия, вытекающие из лютеранского характера совершения этого таинства. Но каким образом сделать это? Совершить миропомазание над Алиде и присоединить её таким образом к Православию фактически немыслимо в виду изложенных выше соображений... Остаётся такой выход: признать, что весь обряд крещения, состоявшегося над Алиде, должен быть разделён на две части: одна, заключающая в себе элемент общехристианский, продолжающая оставаться действительной, а другая незаконная, придающая обряду специально лютеранский характер. Ноˆ1) подобное раздробление церковного обряда немыслимо, 2) оно создало бы состояние, совершенно не допускаемое нашим законодательством, именно, Алиде была бы обращена не в православную, не в лютеранку, католичку, а в христианку без определённого вероисповедания. Таким образом, даже став на точку зрения судебной палаты, Алиде нельзя признать православной и, следовательно, не может иметь места применение карательного закона ст. 193 и 194 1 Ул. о нак. Весь вывод судебной палаты, по мнению кассатора, основан на ошибочном предположении палаты, что можно присоединить к исповедной группе решением судебного места, и что такой приговор может заменить совершение религиозных обрядов, которых требует церковь . Ввиду всего этого кассатор ходатайствует об отмене приговора палаты и о передаче дела для нового рассмотрения в другой департамент той же Петербургской палаты. Дело докладывал сенатор В.Ф. Фененко. Присяжный пов. фон Брекер, поддерживавший кас. жалобу, в своей речи сгруппировал изложенные выше доводы кас. жалобы, причём подробно остановился на положениях канонич.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Может быть, как-либо сумеете дать знать в Лыково. Может быть, староста или кто-нибудь из мужичков наберется смелости 23 . А впрочем – Господь все устроит к лучшему. Буди Его Святая воля. Белье я сегодня получил. Спасибо. На днях мне прислал Влад[имир] Мих[айлович] Палицын 24 простыню, наволочку и полотенце. С передачей заливного не присылайте, сразу всего не съешь, а долго хранить не годится. Лучше сырой рыбы пришлите. Теперь сам буду готовить. Вчера и сегодня я разогревал уху. Жареной рыбы еще на завтра хватит, а заливного я съел немного в среду, и сегодня остального не доесть. Вообще готовой пищи присылайте не больше, как на два дня. Зачем это из Москвы-то к нам повадились гости. Или, может быть, в дополнение к севрюжке теперь привезли забытый в прошлый раз «зефир»?.. Какие же новости? Вернулся ли о. Неофит? М[амочка]! Прошу побывать у Ю[лии] М[ихайловны] – не прислал ли ей еп. Дамиан бумажку арх(иепископа) Николая о лишении сана архим[андрита] Александра 25 с собственноручной его распиской? Если у Ю[лии] М[ихайловны] нет – хорошо бы побывать на квартире еп. Дамиана (М.-Алексеевская, д. 8) и сказать, что эта бумага очень нужна здесь. Потом ее надо переслать с оказией Митр[ополиту] Сергию. Крепко, крепко целую тебя, моя родная. Да хранит тебя Господь. Нам ведь не привыкать врозь жить. Попытайся получить свидание, хотя уж очень плохо через 2 барьера говорить. Разве запасешься свидетельством от доктора, что страдаешь глухотой. Привет и благословение всем, всем, всем и во Владимире и в Москве. Передайте мое благословение Ковровским отцам. Да хранит Вас всех Господь. С любовью Е[пископ] А[фанасий] Прилагаемые письма с марками опустите в ящик. Не удастся ли в воскресение передать бутылочку молока чрез о. Алек. Пов. Пришлите старых газет. Пришлите конвертов и бумаги. Письмо 19 Агнии 1926г. г. Владимир, исправдом Пакетик передайте маме. † Добрая Агнюша! Спасибо тебе за хлопоты для меня и прости за беспокойство, которое тебе причинил моими поручениями. То, что я просил взять у Юлии Мих[айловны], очень нужно. Поэтому прошу сломать замок или ручку, что легче и что скорее можно будет исправить. Подрясник бумажный починивши – пришли мне в тюрьму. Поздравляю тебя с принятием Святых Тайн. Да будет во здравие телу и во спасение души.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Единоверие, исповедая догматы христианской веры в духе и истине вселенского православия, однако отправляет богослужение и церковные требы по книгам, не чуждым, в словах и обрядностях, некоторых погрешностей, с отступлением от общепринятого на всем православном востоке церковного чина. (4 Июля 1881 г. Высоч. утв. опред. Св. Синод. о дополн. некоторых пунктов правил единоверия Ц. В. 37. Указ. 19 Августа 1881 г. 11.) Клятвы Московского Собора 1667 г. положены не на обряды, содержимые приемлющими единоверие, а на тех, которые, по неразумному пристрастию к этим обрядам, вопреки любви христианской и послушанию, отделились и отделяются от православной церкви, почитая ее еретическою. (Там.) Учреждение единоверческих церквей последовало по снисхождению православной церкви для облегчения отторгшимся от нее пути возвращения в лоно церкви. (Там.) С этой целью старообрядцам позволяется иметь у себя церкви и особенных священников, рукоположенных от Епархиального Архиерее, для отправления службы Божией по старопечатным книгам; при этом собственному усмотрению Епархиального Архиерея предоставляется и исправление тех священников, в случае каких-либо учиненных ими преступлений, духовной епитимии подлежащих. (Выс. пов. 12 Марта 1798 г. Указ. 27 Октября 1800 г. 1962.) При выполнении ВЫСОЧАЙШЕГО указа 12 Марта 1798 г., всякий раз, когда нужно вновь основать приход и церковь единоверческие, испрашивается на то разрешение Святейшего Синода; вместе с этим представляется на усмотрение и все те обстоятельства, на основании которых устроение церкви предполагается. В представлениях по этому предмету изъясняется всегда и о том, какому где должно быть причту, и чем содержание и помещение его обеспечиваются. Вступающим из раскола в единоверие Преосвященные могут давать, в подобных случаях, священников для исправления между новыми единоверцами христианских треб, по старопечатным книгам, и прежде построения ими единоверческой церкви – если только они будут со своей стороны обеспечивать содержание и пребывание священника. Этим священникам, в таких местах, где нет близко единоверческой церкви, и где православные церкви отдалены, на основании указа Святейшего Синода от 18 Марта 1766 г. 107 , дозволяется совершать в нужных случаях между единоверцами браки и в часовнях, на сколько возможно убеждая, дабы они составлялись предпочтительно в церкви. При этом разрешается по нужде и приобщать запасными дарами в местах, удаленных от церкви, но сколько возможно, следуя 14 прав. Лаодикийского Собора 108 , предлагать исполнение этого христианского долга всегда в церкви, в какой кому представляется удобнее. (Опред. 13 Марта 1836 г. кн. прот. ч. 2, 190, л. 264.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

пов. Минятовым под залог в 100 т. его согласились выпустить, и Гермоген отправился назад в Тобольск. Однако дальше Тюмени он не доехал. Из Омска через Тобольск уже наступали чехи. На реке Туре близ с. Покровского Гермоген был утоплен конвоирами. 2. В «доме особого назначения» Записью 30 июня (следовательно, 13 июля, т.е. за несколько дней до гибели) закончился дневник Императора Николая II. Последняя ее фраза, как было сказано, гласила: «вестей извне никаких не имеем». Мы имеем право заключить, что именно в эти дни резко оборвались какие-то надежды на спасение. Призванный 1 июля совершить богослужение в доме Ипатьева священник екатеринбургского собора о. Сторожев засвидетельствовал в показаниях следствию, что его внимание привлек внешний утомленный вид заключенных (они были «я не скажу в угнетении духа, но все же производили впечатление как бы утомленных»), отличный от того, который он заметил при первом своем посещении царской семьи: тогда царевны имели вид «почти веселый», не было «следов душевного угнетения» и на лице бывшего Императора. Сопровождавший о. Сторожева дьякон для выполнения очередной церковной требы, в свою очередь, увидел происшедшую перемену и сказал о. протоиерею: «у них там что-то случилось… они все какие-то другие, точно даже и не поет никто» (это нарушало установленную традицию). Непосредственными свидетелями жизни царской семьи в доме Ипатьева были те члены охраны, которые прошли через следственный допрос: сохранивший жизнь камердинер Николая II «старик Чемодуров», который прибыл в Екатеринбург вместе с Царем и был отпущен им для «отдыха» уже 11 мая, т.е. на другой день после приезда оставшихся в Тобольске членов семьи, и привезенные из Тобольска и погибшие в Екатеринбурге «дядька» Цесаревича, матрос Ногорный, и лакей Седнев – взятые 14 мая на допрос, они уже не вернулись назад, следовательно, они были в доме Ипатьева только три дня. (Ногорный и Седнев оказались затем в заключении вместе с кн. Львовым, их рассказы последнему и были зарегистрированы следствием).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Малая ектения (стр. 94) и молитва (стр. 84). Ексапостилларий. Теперь я успокоился и нашел полное освобождение, потому что перешел от смерти к жизни: Господи, слава Тебе. Народ повторяет ексапостилларий. Стихи: 1. Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет. (После каждого стиха ексапостилларий). 2. Пройдет над ним ветер и нет его. 3. Истина Господня пребывает во век (Пс. 102; 15, 16, 116; 2). Слава и ныне: Ныне я избрал своей защитницей Богоматерь Отроковицу, ибо от Нее родился Христос — спасающий всех: Господи, слава Тебе. Затем «Хвалите Господа с небес…» ( Пс. 148, 149, 150) и стихиры 6 гласа: 1. Обожествленный Твоим, Христе, животворящим таинством, Твой священнослужитель, переселившись ныне, пришел к Тебе. Прийми же его душу, как птенца, в Свои руки, посели его в Твоих обителях, причисли к ангельским чинам и, по Твоей великой милости, упокой, Господи, Твоим повелением принятого Тобою. 2. Непостижима тайна смерти, ибо ко всем она приходит неожиданно, насильственно разрушая природу. Она берет и старцев, и начальников, и законоучителей, и пастырей, и еписк? пов, и подвергает тлению ложно мудрствующих учителей. Поэтому со слезами воззовем ко Христу: по Твоей великой милости упокой, Господи, Твоим повелением принятого Тобою. 3. Благочестиво живший, украшенный священством Твой, Христе, священнослужитель и совершитель Божественных Таинств, по Твоему Божественному повелению, перешел от житейской суеты к Тебе. Прийми же его, Спаситель, как священника, и спаси, и, по Твоей милости, упокой с праведными его, принятого Тобою. Слава и ныне: Мы, Богородица Дева, познали Воплотившегося от Тебя Бога, которого и моли о спасении наших душ. Великое славословие: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя…» После чего стихиры (самогласны) святого Иоанна Дамаскина. Глас 1.1. Какая житейская радость не смешана с горем.. с»(стр. 100). Стих: Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. (Пс. 22; 1). 2. Ты, Спаситель мой, являешь на деле, что Ты есть Воскресение всех, ибо Ты, Слово — Сын Божий, словом воскресил из мертвых Лазаря и тогда сокрушились запоры и смутились силы ада; тогда же обнаружилось, что человеческая смерть есть сон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

47 Нет необходимости распространяться в опровержениях против фальшивого взгляд, умышленно составленного, в этой речи Бенёвского, под влиянием национальной злобы. В особенности, обвинение на московское правительство относительно Церкви кажутся нелепыми. Историческое знание у нас развито настолько, что всем, без сомнения, известно, как о единстве греческой и русской Церкви в XVII веке, так и о неизменности ее древних уставов и постановлений. Как можно было сказать, что цари установили патриаршество вопреки церковному порядку, когда оно было установлено согласием других патриархов? Никона также судил не царь, а духовный собор. 50 См. Гадячск. Ком., Ист. Малор. Маркев. III, 159. 172. – Ann. Polon. Cl. II, 316–317. – Лет. Малор. – Hist. ad exc. Vlad. IV, 419. – Лет. Велич. I, 335–337. – Hist. pan Jan. Kaz. I, 361–365. – Кр.опис. о коз. мал. нар., 83–89 – Лет. пов. О Мал. Рос., II, 7. – Jerl. II, 17–30. Списки в делах Архива Иностр. Дел, и в Архиве синодском. 70 Ann. Polon Clim. II ,377. – Лет. Сам. 32. – Лет. Велич. I, 373 – Лет. нов. о мал. Росс. II, 20. – Ист. Мал. Росс. II, 38. 82 За рекою, переправою, за деревнею Сосновкою. Под Конотопом под городом, под стеною белокаменной, На лугах, лугах зеленыих, Тут стоят полки царские, Все полки государевы, Да и роты были дворянские. А издалеча, из чиста поля, Из того ли раздолья широкого, Кабы черные вороны табуном табунилися, – Собирались, съезжались Калмыки со Башкирцами, Напущалися Татарове на полки государевы; Они спрашивают Татарове Из полков государевых себе сопротивника. А из полку государева сопротивника Не выбрали ни из стрельцов, ни из солдат молодцов. Втапоры выезжал Пожарский князь, – Князь Семен Романович, Он боярин большой словет, Пожарской князь, – Выезжал он на вылазку Сопротив Татарина и злодея наездника: А татарин у себя держит в руках копье острое, А славной Пожарской князь Одну саблю острую во рученьке правыя. Как два ясные соколы в чистом поле слеталися, А съезжались в чистом поле Пожарской боярин с татарином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

1038 Собран. постанов. по ч. раскола. Спб. 1875 г., стр. 379–380 – Высочайшее повеление от 11 сент. 1847 г.; см. также постанов. особого секретного комитета от 23 мая 1853 г. Русск. Вестн. 1881 г. т. 156, стр. 658. 1040 Там же. Об аресте некоторых из таких заграничных выходцев у Варадинова, стр. 587–588, – у Кельсиева в I вып., стр. 145–148. Подробности об аресте и допросе Геронтия, настоятеля Белокриницкого монастыря, в Чтен. общ. ист. и древн. 1871 г. кн IV. 1043 Вероятно, здесь разумеется поездка в Белую-Криницу рогожских депутатов – Василия Борисова и Федора Жигарева. Описание этой поездки см. Русск. Вестн. 1864 г. т. 50, стр. 42–78. 1052 Здесь, очевидно, разумеется, столь известный впоследствии Московский владыка Антоний Шутов, произведенный митрополитом Кириллом 3 Февраля 1833 года «во епископа граду Владимиру». 1054 Собран. постановл. по части раскола. Спб. 1875 г. стр. 496 – Высоч. пов. – 15 декабря 1854 г. 1055 Собран. постановл. по ч. раскола. Спб. 1875 г. стр. 493–494 – Высочайшее повеление от 9 августа 1834 года. Об энергической деятельности Мозжакова см. в ст. – «Из истории рогожского кладбища». Брат. Слово 1891 г. т. II; стр. 452–454. 1056 Монастырев. «Историч. очерк австрийского священства после Амвросия». Казань, 1877 г., стр. 51. Если верить Швецову, биографу Антония Шутова, то этот последний в первые два года своего служения (1853–1854) поставил более полсотни попов. Брат. Слово 1883 г., стр. 219. 1057 Собран. мн. и отз. т. IV, стр. 10–11. Как, действительно, трудно приходилось в это время лицам австрийской иерархии, особенно лжеепископам, от преследований полиции, в каких скитаниях и укрывательствах они принуждены были проводить свою жизнь, то отчасти можно видеть из той же биографии Антония Шутова. Бр. Слово. 1883 г., стр. 155–160, 212–219. 1062 Письмо преосв. Аркадию от 2 марта 1855 г. Чтен. общ. любит. духовн. просвещ, 1878 г., отд. III, стр. 219. 1065 См. рапорт смотрителя рогожского кладбища, Лонгинова, гр. Закревскому. Брат. Слово 1891 г., т. II, стр. 628.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

582. Сборник богослужебный , в четвертку, 471 л., полууставом нескольких почерков XV и XVI вв., в кожаном переплете. Рукопись сильно пострадала: верхняя часть всех листов истлела с большим ущербом для текста; 1, 2 и 296 листы писаны полууставом XVII в.; нескольких листов не достает в средине рукописи. На полях внизу листов 4–27 приписка скорописью XVI в.: «Книга Трефолой Козмодемьянская домовая церковная а подписал поп Борис Анкидинов сын Прото(по)пов Двинян(ин) лета 7095 (1587) месяца октября, в 12 день». Состав: 1) оглавление (1 л.); последования царских часов: 2) в вечерие Рождества Христова, неполное (2–22), 3) в навечерие Богоявления, неполное (22–38); 4) в великий пяток, неполное (38–68 об.); 5) чин освящения воды (69–76) ; службы: 6) Димитрию Солунскому, без конца (77–98 об.); 7) безсребренникам Косме и Дамиану, без начала и конца (99–108); 8) Архангелам, без начала и конца; (109–118 об.); 9) Введению Пресвятыя Богородицы во храм, без начала (119–137), 10) великомученице Екатерине и великомученику Меркурию (137–150 об.); 11) священномученику Клименту папе Римскому и Пегру архиепископу Александрийскому (150 об.–163 об.); 12) преподобному Алипию столпнику (164–170); 13) апостолу Андрею Первозванному, неполная (171–178 об.); 14) святым праотцам (179–186); 15) в неделю Святых Отец (186 об.–205); 16) в день Рождества Христова (205–223 об.); 17) в день Обрезания Господня (223 об.–240); 18) в день Богоявления (240–257 об.); молитвы: 19) над оскверненным сосудом (258): Святый Господи Боже наш, иже твоим благоутробным на землю пришествием всяку нечистоту вражию упразднив», та же, что в 877 на л. 1 об.; сл. 867 на 120 л. и 868 на 265 л.; 20) над оскверненным кладязем (259–259 об.) та же, что в 868 на лл. 264–264 об.; 21) литийныя на великой вечерне (260–262); 22) чин бываемый в литию хотящии великыя церкви исходити (262–264); 23) молитва от всякыя скверны внегда служити священнику литургиа, без конца (264–264 об.): «Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един свят и на святых почивая; в полном виде эта молитва в 735 на лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архим. Антоний Исправление человеком. Чудо 11-е Ты верных спасительница, Богородице, и слепых наставница, и падающих исправление (Кан. на пов., гл. 1-й, п. 8-я, четв.) У жителя Черниговского Василия Болдаковского был слуга Клим. Наказующий, ради нашего исправления, различными болезнями, чадолюбивый Отец наш Бог, попустил бесу мучить сего слугу Клима; однажды привели его в Ильинский монастырь и привязали к столбу в пещере преподобного Антония, который некоторое время жил на том месте. О сем в Патерике Печерском говорится следующее: «Прелестник диавол возбудил Киевского князя Изяслава удалить пр. Антония из пределов Киевских. Брат князя, Черниговский князь Святослав, узнав о гневе на преподобного, ночью прислал за ним своих людей и взял к себе в Чернигов, где преподобный поселился в пещере, понравившейся ему, близ города горе Болдинской. На сем-то месте ныне и построен Ильинский монастырь. Молитвами пр. Антония и предстательством Пресвятой Богородицы Клим освободился в той пещере от мучения злого духа. Беседа 11-я Желающий исправить свою жизнь пусть взывает вместе с Давидом – о если б исправились пути мои, сохранити оправдания Твоя!? ( Пс. 118:5 ). Кто же их исправит? От Господа стопы человека исправляются ( Пс.36:23 ), и без Его помощи ничего нет возможного. И так, да исправит Господь стопы наши по ходатайству за нас Пресвятой Богородицы, Своим представительством Которая многим дарует исправление. – В размышлении о том, что именно спасло благоразумного разбойника учители толкуют неодинаково – одни, как и мы указывали выше в третьем нравоучении, говорят, что разбойник спасся верою, другие – покаянием – разбойниче покаяние рай отверзе (Ипак. Глас 1), говорит Дамаскин; некоторые причину спасения приписывают сокрушенному в молитве сердцу, ибо с сокрушенным сожалением о грехах разбойник обратился к Господу, воззвав – помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си ( Лк.23:42 ); а между тем известно, что сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Иные утверждают, что виною спасения послужило исповедание, ибо, сознавшись, он говорил – мы достойная по делом наю воспримлева ( Лк.23:41 ), за исповедание удостоился спасения, ибо сказал исповем на мя беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс.31:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010