462 Т. 10 ч. 3, полагается в 33 десятины, то поэтому вся остальная земля, за исключением этого количества, должна быть обложена поземельным сбором. В ст. 13 врем.для земск. учрежд. прав., между прочим, изъяснено: «уездные земские учреждения не могут налагать поземельного сбора на земли, изъятые от этого по закону» (прил. к ст. 55 Уст. о Зем. Пов.). На основании же последнего узаконения, от поземельного сбора на местные земские повинности освобождаются земляные, лесные и прочие угодья, данные Правительством на содержание, между прочим, церквам и церковным причтам, монастырям и архиерейским домам. За тем в отношении размера, в каком надлежит наделять церкви и церковные причты землей и угодьями на содержание, межевыми законами постановлено: Ст. 462., «Если в том селе будет церковная земля, то ее измерять, и когда окажется не менее 33 десятин в бесспорном владении церковнослужителей, тогда это село, а потом и все деревни этого прихода с их землями и пустошами, по порядку, обмежевать и в то же время церковную землю отделить от владельческих дач особыми межами.» Примечание. 1) «В положении 1829 г. о способах к улучшению состояния духовенства, полагается в церковный удел большая пропорция земли на следующем основании: в селениях казенных, имеющих земли сверх 15 десятинной пропорции, также при горных и соляных заводах, изобилующих землей, полагается тройная пропорция земли против узаконенной, а именно 99 десятин. Где казенные крестьяне имеют только от 12 до 15 десятин земли, там на церковь полагается 66 дес. Где у крестьян во владении состоит от 8 до 12 десят., там на церковь полагается полуторная пропорция против узаконенной, а именно 49 десят.; если же крестьяне имеют менее 8 десятин, там учинить к церковной земле надбавку, какая будет возможна, по усмотрению Государственных Имуществ. Определяемая настоящим положением пропорция земли назначается на один причт. Если же при церкви находятся два или три причта, то на каждый нарезывается особая пропорция по возможности». Из буквального смысла приведенных выше правил следует, что узаконенной пропорцией, отводимых Правительством церквам и церковным причтам на содержание, земель следует считать не 33 дес,, как ошибочно полагают некоторые земские учреждения, а 99 десят., и если означенный размер (99 десят.) может быть уменьшаем до 66 и 49 дссят., то лишь по необходимости, в случае недостатка земель по местным условиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

462 т. X. ч. 3. полагается в 33 десятины, то посему вся земля, за исключением этого количества должна быть обложена поземельным сбором. В ст. 13 врем. для земск. учрежд. прав., между прочим, изъяснено: «уездные земские учреждения не могут налагать поземельного сбора на земли, изъятые от этого по закону (прил. к ст. 55 Уст. о зем. пов.)» На основании же последнего узаконения, от поземельного сбора на местные земские повинности освобождаются земляные, лесные и прочие угодья, данные правительством на содержание, между прочим, и церквам и церковным причтам, монастырям и архиерейским домам. За тем в отношении размера, в каком надлежит наделять церкви и церковные причты землёю и угодьями на содержание, межевыми законами постановлено: Ст. 452 «Если в том селе будет церковная земля, то оную измерять, и когда окажется не менее 33 десятин в бесспорном владении церковнослужителей, тогда оное село, а потом и все деревни этого прихода с их землями и пустошами, по порядку, обмежевать и в тоже время церковную землю отделить от владельческих дач особыми межами». Примечание. 1) «В положении 1829 года о способах к улучшению состояния духовенства, полагается в церковный удел большая пропорция земли на следующем основании: в селениях казённых, имеющих земли сверх 15-десятинной пропорции, также при горных и соляных заводах, изобилующих землёю, полагается тройная пропорция земли против узаконенной, а именно 99 десятин. Где казённые крестьяне имеют только от 12 до 15 десятин земли, там на церковь полагается 66 д. Где у крестьян во владении состоит от 8 до 12 десят., там на церковь полагается полуторная пропорция против узаконенной, а именно 49 ½ десят.: если же крестьяне имеют менее 8 десятин, там учинить к церковной земле надбавку, какая будет возможна, по усмотрению Государственных Имуществ. Определяемая настоящим положением, пропорция земли назначается на один причт. Если же при церкви находятся два или три причта, то на каждый нарезывается особая пропорция по возможности». Из буквального смысла приведённых выше правил следует, что узаконенною пропорцией, отводимых Правительством церквам и церковным причтам на содержание, земель следует считать не 33 дес., как ошибочно полагают некоторые земские учреждения, а 99 десят., и если означенный размер (99 десят.) может быть уменьшаем до 66 и 49 ½ десятин, то лишь по необходимости, в случае недостатка земель по местным условиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Как луч солнца, появившись, быстро прогоняет тьму, так добрый и кроткий быстро изменяет смущение и ссору в мир и тишину (свт. Иоанн Златоуст , 55, 388). Источник. ...Кроткий – отец сирот, заступник вдов, попечитель о бедности, помощник обижаемым, всюду правдив (свт. Иоанн Златоуст , 55, 388). Источник. ...Много есть добродетелей, приличествующих христианским мужам, но больше всех – кротость, потому что только сияющих ею Христос называет ревнителями Божиими. Нам следует, когда оскорбит кто-либо, или ударит, или сделает другое что ужасное, переносить все благородно со спокойною душою, помышляя о том, что кротость делает подражателями Богу. И Сам Владыка и Спаситель наш, будучи оскорбляем, получая удары, подвергаясь пригвождению, распятию на Кресте, кротко перенес иудейское безумие, и не отомстил, имея столько силы для отмщения нечестивым... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 390–391). Источник. ...Из многого и великого, чем была и украшена жизнь праведных... жизнь по доброте и кроткое отношение к обижающим прежде всего другого сделали блестящими этих мужей (свт. Иоанн Златоуст , 55, 392). Хотя бы ты творил чудеса, хотя бы воскрешал мертвых, хотя бы делал что-нибудь другое подобное, язычники никогда не будут удивляться тебе в такой мере, как видя тебя кротким, добрым и обходительным (свт. Иоанн Златоуст , 55, 484). Кротостью называется не то только, когда кто-нибудь Кротко переносит обиды от сильных людей, но когда уступает, будучи оскорбляем и людьми, которые считаются Низшими (свт. Иоанн Златоуст , 55, 531). ...Не будь кроток с одним и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый, потому что в этом и состоит смирение. Можно быть кротким, и между тем раздражительным и гневливым; однако в этом нет никакой пользы, потому что одержимый гневом часто губит все (свт. Иоанн Златоуст , 55, 532–533). Источник. Самое великое благо – кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, сколько человеку видеть можно (прп. Нил Синайский , 72, 342). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Владыку всех бессловесных Бог создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними и дал небольшое тело, указывая этим не иное что, как то, чтобы мы стремились к другой жизни (свт. Иоанн Златоуст , 55, 158). ...Чем больше тело питается и тучнеет, тем больше душа истощается и становится немощною (свт. Иоанн Златоуст , 55, 712). Источник. ...Не порицай тела, которое сподобилось такой чести , перед которым трепещут даже бесплотные силы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 735–736). ...Тело наше не что иное, как земля, скрепляемая теплотою души (свт. Иоанн Златоуст , 55, 796). Источник. Если бы мы совершали добродетель одною душою, то нам не нужно было бы заботиться о теле. Для чего же и вообще мы так созданы? А если и тело много участвует в этом, то не крайнее ли безумие – пренебрегать им? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 845). Источник. ...Когда тело получает преобладание над душой, оно само сохраняется, а душа гибнет (свт. Иоанн Златоуст , 55, 927). Источник. В какое бурное море обратило нашу жизнь угождение этому телу? Сколько произвело оно волнений, сколько смущения, сколько потрясений, сколько крушений, сколько беззаконий и грехов, сколько несчастий и ужасов?.. (свт. Иоанн Златоуст , 55, 942). Умертви тело твое и распни его, и ты также получишь венец мученичества (свт. Иоанн Златоуст , 56, 106). ...Когда тело делается изнеженным, то по необходимости вместе с ним и душа испытывает то же зло, потому что отправления души по большей части соответствуют состоянию тела (свт. Иоанн Златоуст , 56, 245). Как самое совершенное искусство делается бессильным, когда струны на гитаре мягки, слабы и не хорошо натянуты и принуждается быть рабом дурного состояния струн, так точно и душа, когда тело пользуется у нас большим уходом, терпит горькое рабство (свт. Иоанн Златоуст , 56, 569). Источник. Необычно, да и невозможно дружиться со змием и носить его в недрах своих; невозможно и тело всячески ласкать, любить его и угождать ему, кроме доставления необходимо потребного, и вместе с тем пещись о добродетели небесной. Ибо тот (змий) по естеству своему не удержится, чтобы не уязвить прегревшего, а это (тело) – чтобы не осквернить угождающего ему движениями похотной сласти. Когда тело в чем-либо погрешит, бичами бить его надобно нещадно до ран, как беглого раба, исполненного вином, да ведает, что есть над ним господин (ум), готовый наказать его, и да не ищет упивства похотию, будто вином в корчемнице, да не не ведает и госпожи своей (души) нетленной эта раба нощная, – прах тленный. До самого исхода своего не доверяй плоти своей (прп. Исихий Иерусалимский , 91, 173–174). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Для сохранения глубинных сокровищ духа надо освободиться от дел человеческих (не удивляйся), избрав безмолвие, которое чистотой сердца, сладостью умиления сильнее разжигает любовь к Богу, разрешает душу от уз чувств, возводит силы ее в естественное состояние и возвращает им первоначальное устроение. Преподобный Никита Стифат ( 70, 160 ). Блажен, кто ради Бога пребывает в безмолвии... потому что он всегда беседует с Богом ( 56, 52 ). Вследствие обучения безмолвию и продолжительного пребывания в нем, легко и скоро дается каждому внутреннее созерцание и приводит их в изумление созерцаемым ( 55, 213 ). Безмолвие умерщвляет внешние чувства и пробуждает внутренние движения ( 55, 101 ). Но если человек в начале своего безмолвия не ощущает силы... созерцаний по причине парения ума, то пусть не приходит в уныние и не оставляет тишины безмолвной жизни ( 55, 109 ). Приверженность к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти ( 55, 179 ). Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства ( 55, 179 ). Если желаешь в краткие дни свои обрести жизнь нетленную, то с рассудительностью вступи в безмолвие ( 55, 182 ). Святые не иначе дерзали на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным таинствам, как при немощи членов тела, при бледности лица, происходящих от труда, алчбы, при безмолвии ума и отречении от всех земных помыслов... ( 82, 279 ). Безмолвие, как сказал святой Василий [Великий], есть начало очищения души. Ибо когда во внешних членах прекратится мятеж и развлечение во внешнем, тогда ум от внешних развлечений и парения возвращается в себя и упокоевается в себе, а сердце пробуждается к исследованию внутренних душевных мыслей. И если человек хорошо устоит в этом, то он понемногу приходит в состояние шествовать к душевной чистоте. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 99 ). Безмолвие служит для души началом очищения, когда ни язык не произносит чего-либо человеческого (суетного), ни глаза не заняты рассматриванием многоцветности и гармонии, ни слух не расслабляет душевного напряжения вниманием к песням, сложенным для удовольствия, или разговорами людей, склонных к шуткам и смеху, что обыкновенно более всего ослабляет душевные силы. Святитель Василий Великий ( 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

...Нам следует наперед избирать доброе, и когда мы изберем, тогда и Он оказывает Свое содействие (свт. Иоанн Златоуст , 55, 115). ...Если мы будем всегда созерцать Бога умом, если будем постоянно помнить о Нем, то для нас все окажется легким, все сносным, все мы будем переносить удобно и станем выше всего (свт. Иоанн Златоуст , 55, 215). ...Если ты придешь поклониться Богу и примешь участие в здешнем (церковном) занятии, то более легкими станут для тебя и предстоящие (житейские) дела (свт. Иоанн Златоуст , 55, 490). Источник. ...Когда Бог находится с нами и защищает нас, все печали исчезают... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 543). ...Никакая сила не превозможет того, кто огражден высшею помощию, и нет никого слабее, чем тот, кто лишен ее, хотя бы он был окружен тысячами войск (свт. Иоанн Златоуст , 55, 775). Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь из Его слуг, и никогда не оставит без ответа, если Его позовут, как должно (свт. Иоанн Златоуст , 55, 823). Бог есть ревнитель и особенно гневается, когда мы не обращаемся к Его помощи, (поэтому) приводит в такое положение, которое вынуждает нас искать Его помощи (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1152). ...Мало того, чтобы начала только спасения были положены благодатию Божиею, если притом они не будут возводимы и к совершенству тем же милосердием и непрестанною помощию Его. Ибо не свободная воля, но Господь решит, окованыя, не наша сила, но Господь возводит низверженныя, не прилежное чтение, но Господь просвещает слепцы, не наша осторожность, но Господь хранит пришельцы ( Пс. 145, 7–9 ), не наше мужество, но Господь утверждает вся низпадающия (ср.: Пс. 144, 14 ). Впрочем, это говорим мы не с тем, чтобы упразднить всякое свое попечение или труд и заботу, как будто бы они напрасно были употребляемы, но с тем, чтобы показать, что как самое попечение не может у нас родиться без помощи Божией, так и все труды наши не сильны доставить нам совершенную чистоту, если она не будет дарована благостию и содействием Господа (прп. авва Пафнутий, 56, 218–219).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

54.5. Cito uiolatur auro iustitia nullamquereuspertimescit culpam quam redimere nummis existimat. Plus enim obtinet mentem censoris amor lucri, quam aequitas iudicii. 54.6. Tres sunt munerum acceptiones quibus contra iustitiam humana uanitas militat, id est fauor amicitiarum, adulatio laudis et corporalis acceptio muneris. Facilius autem peruertitur animus rei corporeae munere quam gratiae laudisque fauore. 54.7. Quattuor modis iudicium humanum peruertitur: timore, cupiditate, odio, amore. Timore dum metu potestatis alicuius ueritatem loqui pauescimus; cupiditate dum praemio muneris alicuius corrumpimur; odio dum contra quemlibet aduersari molimur; amore dum amico uel propinquis praestare contendimus. His enim quattuor causis saepe aequitas uiolatur, saepe innocentia laeditur. LV. De testibus. 55.1. Etsi mendacium gratis dicitur, quanto magis si uenale quaeratur? Neque enim deerit multiplex conuentus falsorum, si tantum praesentia sit nummorum. 55.2. Testis falsidicus tribus est personis obnoxius. Primum Deo quem periurando contemnit; sequenter iudici quem mentiendo fallit; postremo innocenti quem falso testimonio laedit. 55.3.[Vnum pene crimen habent et qui falsitatem promit et qui supprimit ueritatem, quia et ille obesse uult, et iste prodesse non uult. Peior est testis qui laedit quam qui praestare nolit, nam ille malignus est, iste inutilis.] 55.4. Testibus falsis coniunctis tarde mendacii falsitas repperitur. Quod si separati fuerint, examine iudicantis cito manifestantur. Namsicut in unitate prauorum grandis est fortitudo, ita in separatione maior infirmitas. 55.5. Fraudulentiae cito reprehenditur mendacium, falsidicorum enim testimonium sibi non conuenit. 55.3. Vnum pene crimen habent et qui falsitatem promit et qui supprimit ueritatem, quia et ille obesse uult, et iste prodesse non uult. Peior est testis qui laedit quam qui praestare nolit, nam ille malignus est, iste inutilis. 55.6. Iniquus testis, quamuis sua falsitate corpori rebusque inpediat, animo tamen nihil damni confert. Erit autem ille apud Deum condemnatus, qui aduersus innocentem falsum testimonium uel dicit, uel dicentibus credit. Namnon solum illereusest qui falsum de alio profert, sed et is qui cito aurem criminibus praebet.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

10. Плодом добровольных страданий Христа за народ было воскресение и основание Церкви – потомства долговечного, верующих во Иисуса Хри ста (53, 10). 11. Мессия, Праведник, будет явлен всем в Божестве Своем, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (53, 11). 12. Сего ради Христос Спаситель наследит многих – языческие народы, бывшие во власти диавола, получат свободу чад Божиих, и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа Богочеловека, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть (53, 12). 13. Исаия воспевает гимн, призывая язычников к Богу: Возвеселись, неплодная, нерождающая, ибо много будет детей Божиих, и шатры и жилища их распространятся – Церквами Христовыми покроется земля (54, 1–4). 14. Ибо Творец всего и Искупитель – Святой Израилев, Господь Иисус Христос, призывает язычников и милостию вечною милует и завет мира хранит, и все сыновья будут научены Господом, и великий мир будет с Богом (54, 5–13). 15. Уверовавшие во Христа утвердятся правдою Его, ибо они наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь (54, 14–17). 16. Всех Господь призывает в Царствие Небесное: Жаждущии, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без сребра и цены вино и тук (55, 1). 17. Послушайте Мене, – говорит Господь, – и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне, послушайте, и жива будет душа ваша, и завещаю вам завет вечен (55, 2–3). 18. Дух вещает: Се, свидетелство Евангелия для народов дах Христа, князя и повелителя народам (55, 4). 19. Народы познали Отца Небесного, ибо Сын Божий, Святый Израилев, прославил Его на земле (55, 5). 20. Взыщите Господа Иисуса Христа и призывайте Его (55, 6). 21. Да оставит нечестивый путь свой, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет (55, 7). 22. Христиане, со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы и холми – пророки и апостолы – буду петь пред вами песнь, и все дерева в поле – верные – восплещут ветвьми, и будет Господь Иисус Христос во знамение вечное и не оскудеет (55, 12–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В грехе он не допускает человеку стыдиться, потому что знает, что если грешник почувствует стыд, то убежит от греха; а в покаянии заставляет его стыдиться, знал, что стыдящийся не покается (свт. Иоанн Златоуст , 55, 498). Если ты не потрудишься этим прекраснейшим трудом покаяния, то в будущем мире, несомненно, испытаешь тяготу и мучительные труды иным образом (свт. Иоанн Златоуст , 55, 502). Для того ведь Бог и наперед оказывает нам благодеяния, и согрешивших опять удостоивает прощения, и наказания тотчас не наводит, чтобы всеми средствами привлечь нас к покаянию... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 503). ...Грешившие и не желающие покаяться сберегают самим себе сокровище гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 697). То же самое, что мы делаем в ветхих домах: когда они разрушаются, мы убираем разрушающееся и поправляем новым, никогда не переставая заботиться. Если сегодня ты пришел в ветхость от греха, восстанови себя назавтра покаянием (свт. Иоанн Златоуст , 55, 802). Источник. Если не можешь поститься, как ниневитяне, тогда омой, как блудница, слезами грехи твои. Если не в состоянии дать милостыни, раскрой грехи твои и прибегни к милосердию Божию вместе с Давидом, говоря: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей ( Пс. 50, 3 ). Ведь это не упущение ехидны, чтобы я стал накладывать на укушенное место лекарство, и не грязная нечистота, чтобы я стал омывать ее водою; это – рана от укушения дьявола, она нуждается в сострадании Твоего человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 808). Хотя различным людям полезны разные советы, но врачевство покаяния всем, думаю, потребно (свт. Иоанн Златоуст , 55, 963). Всего лучше – не грешить и быть ближе к Богу; но хорошо, и согрешив, преобороть себя и немедленно восстать от падения. Итак, поскольку первого, как невозможного, без сомнения, ты не достиг; то приложи попечение о втором, как о возможном и удобном, чтобы не поработило тебя мучительное отчаяние (прп. Исидор Пелусиот , 60, 218). Источник. Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием; потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым (прп. Нил Синайский , 72, 252).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Без милости и молитва бесплодна. Без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 54, 763). Источник. Милостыня есть мать любви – любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 880). Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. Милостыня убеляет души и уготовляет (вечные) наслаждения. О, милостыня, жизнь душ, водительница души, прекраснейшее оружие! Бросьте золото – и получите Христа. Дайте серебро и примите Духа Святаго. Разбросайте медь – и вместе с нею выбросится яд греха (свт. Иоанн Златоуст , 54. 941 942). ...Истинная милостыня тогда и бывает, когда оказывается грешникам или виновным ... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 100–101). О, жестокость! О, бесчувственность! Для чего, говоришь ты, они обнажают изувеченные члены? Для тебя. Если бы мы были сострадательны, то им не нужно было бы прибегать к таким средствам Ты называешь нищего бесстыдным. Сам, похищая чужое, ты не считаешь себя бесстыдным; а просящий хлеба бесстыден? Ужели ты не знаешь, как сильна потребность желудка? Не делаешь ли ты все для него? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 108–109). Источник. ...Когда кто-нибудь просит пищи, то не исследуй; здесь ты не столько даешь, сколько сам принимаешь (свт. Иоанн Златоуст , 55, 110). ...Если мы будем подавать всем без разбора, то постоянно будем оказывать милосердие; а если станем исследовать, то никогда не окажем милосердия... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 110). Источник. ...Мы по дружбе с людьми часто подвергаемся опасностям, а для (дружбы) с Богом не хотим даже истратить денег (свт. Иоанн Златоуст , 55, 193). Если же ты не хочешь подать столько, сколько эта вдова, то отдай по крайней мере все лишнее; пусть будет у тебя всего достаточно, но без излишества (свт. Иоанн Златоуст , 55, 233). ...Готовность помогать нуждающимся у всех любящих Христа ни откуда больше происходит, как только от добросердечия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 387).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010