Девочка, подраставшая на чтении классической литературы и небезуспешно вскармливаемая мамой в плане хороших манер, столбенела и робко спрашивала бабушку, как это у нее совмещается «вот это всё» с хождением в церковь? Бабушка пожимала плечами, разводила руками, вроде как, не видя ничего несовместимого и противоестественного для христианской души в этом. Однако не будем торопиться с выводами, что, дескать, обе они одинаковые, и народ, вот, «крещен, да не просвещен», и «все они – язычники», ну и прочий, хоть и не лишенный оснований, а все же поверхностный бред. Так вот, собралась, значит, соседка бабушкина помирать. Но помирала она не дома, а в больнице. И тогда бабушка моего чада, превозмогая дикую боль в суставах, оделась-обулась и по черноземной грязи, в которой порой даже трактор застревал, пошла за тридевять земель в эту больницу. Пришла, присела возле кровати и заговорила с умирающей о том, что, вот, лаялись они всё–лаялись, а теперь ей, видимо, пришел час помирать, и давай-ка мириться, прости меня, старую, а то, что ж?.. Та молчала, слушала. Выслушала. И, так же молча, отвернулась к стенке… Как рассказывала бабушка: «Зубы сцепыла, тай к стенки, м о вчки, пов э рнулась». Вот так. С виду они как бы одинаковые: и в церковь обе ходили, и лаялись омерзительно тоже обе, и сквернословили в лицо, и фигуру канкана показывали с одинаковой завидной прытью, как списанные танцовщицы «Мулен Руж», идя ноздря в ноздрю к своему финишу на радость бесам. Да только на пороге вечности в них произошел суд (суд, по-гречески, кризис – выявление сущего): и одна повиновалась голосу Божиему, а другая предпочла «чужой глас» (Ин. 10; 5). Потому что внутренне были разными. Не стали, а именно были. Только проявилось это при расставании, при прощании. При прощении. Одностороннем. Трудно было уловить «разность» под грубостью. Тем более эта внутренняя «разность» с трудом просматривается, когда люди «обучены благочестивым манерам». Можно ведь и все нормы этикета соблюсти, и в глаза смотреть, и улыбаться, а при этом по сути стоять к человеку спиной, изящно, утонченно (а потому глубоко и болезненно) давая ему это почувствовать.

http://pravmir.ru/sakramentalnoe-slovo-p...

Заканчивая наши речи о константинопольской патриархии и её состоянии в разных отношениях, нельзя не коснуться вопроса о значении многочисленности архиереев на Востоке. Как смотреть на это явление? Составляет ли оно благо церкви? Наблюдатели церковных дел на Востоке дают на этот вопрос несходный ответ. Одни, как наприм., преосв. Порфирий (Успенский) , известный знаток Востока, смотрит на явление оптимистическими глазами. Он говорит: «На Востоке много архиереев. Константинопольскому патриархату (кстати сказать, – не очень большому) подведомы предстоятели 150 епархий (сюда включены и епархии болгарские). Итак, восточная церковь – замечает автор – есть как бы многоочитый херувим. Восточные архиереи, обозревая свои епархии, посещают в селах каждый дом и каждую овцу глашают по имени. Такою близостью их к народу отчасти объясняется беспрекословное повиновение им мирян». 1058 Другого рода взгляд на разбираемое явление встречаем в одном, имеющем официальное значение, документе. Здесь читаем (речь идет о последних десятилетиях): «несомнительно, что малочисленное и бедное греческое население обременяется содержанием значительного числа своих еписко- —397— пов и уменьшение их составило бы существенное и большое облегчение для Греков». 1059 Кто же правее? Те ли, кто смотрит оптимистически на многочисленность греческих епископов, или же те, кто считает это как бы некоторого рода злом? Нет сомнения: чем больше епископов тем лучше, – религиозный надзор за христианами усиливается. Но нельзя не сказать о греческих архиереях: во 1-х, их слишком много (управление церкви возможно и при меньшем числе епископов); а во 2-х, греческие архиереи поставляются и в таких местностях, где нет или мало греков, вследствие чего рождается рознь между архипастырем и паствой. К нашему утешению, нужно сказать, что приходское духовенство всегда пользовалось любовью и преданностью пасомых в Восточной церкви, главным образом потому что оно всегда народное, у Болгар священник Болгарин, у Арабов – Араб, и т. д., тогда как в епископы во всей греческой церкви до последнего времени всегда поставлялись одни Греки, преимущественно фанариоты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я вскочил. Она погладила меня по лицу; рука у нее была прохладной. Я успокоился. — Что мы знаем? С диспозицией нас не знакомят, зачитывают лишь приказ, касающийся нашего подразделения. Некоторые считают, что крепость смеха — это последний оплот, куда сползаются разбитые войска. А вдруг это сборный пункт всех сил радости и веселья, и именно оттуда будет нанесен решающий удар? Эта крепость отрезана от главных сил, и гарнизон думает, что о них забыли. Но надо верить командирам и не сдавать позиции. Я посмотрел в ее нежные серые глаза. — Что бы я без тебя делал! — сказал я. — Да? — ответила она. — Я очень рада. И я ощутил крепкое пожатье ее руки. Примечания Ист-Энд — рабочая окраина Лондона (Здесь и далее примечания переводчика.) Поплар — ближний пригород Лондона. Валлийцы (уэльсцы) — народ кельтского происхождения, населяющий пов Уэльс, сохранивший свой язык и культуру. По-видимому, речь идет о философской концепции Б.Спинозы (1632–1677), в которой постулируется единство материальной и духовной субстанций. Король Канут (Кнуд) II Великий (9951035) — датский канунг, ставший в 1018 г. королем Англии. Его коронация ознаменовала окончание почти двухвековой вражды англосаксов и датчан. Плейстовские болота — заболоченный берег Темзы в районе Плейстоу, ближайшего пригорода Лондона. Речь идет о С. Джонсоне, авторе орфографического словаря. Собор Святого Павла — самый большой собор в Лондоне. Подснеп, Догберри — персонажи комедий Шекспира, ставшие олицетворением тупости и занудства. Крысолов из Гамельна согласно средневековой легенде вывел из города Гамельна сначала крыс, а затем, не получив обещанной награды, и детей, которые исчезли в пещере; сюжет популярен в мировой литературе (Р.Саути, С.Лагерлеф, М.Цветаева и др.). Принц Уэльский — титул наследника престола в Великобритании. Хакни, Пондерс-Энд — пригороды Лондона. Вильям Каупер (1731–1800) — английский поэт-сентименталист. Итон, Харроу — привилегированные учебные заведения закрытого типа. Der Bummel — прогулка (нем.). Георгианская эпоха — эпоха правления короля Георга III (1760–1820).

http://azbyka.ru/fiction/pol-kelver-dzhe...

Любопытного), «обратили на себя взоры внешних православных, их умы, бывшие в заблуждения, просвещались, и христиане умножали теми свою церковь » (История раскола у раскольников Костомарова. Хронол ядро старообрядческой церкви, объясняющее все отличные их деяния с 1650–1819 г., соч. П. Любопытного, рукописное, «Вести. Европы» 1871 г. т. IV. апр., стр. 514). 7 Справедливость побуждает оговориться, что пр. Аркадий значение православного монастыря полагал не в одной только обрядности благолепного православного богослужения. Вот что он писал, между прочим, при опровержении умозаключения г. Арсеньева, по поводу 1-го довода: «Олонецкое епархиальное и губернское начальство, после тщательных исследований причин и обстоятельств, послуживших развитию и укоренению поморского раскола, пришли, наконец, в 1856 г., к мысли, что этот, и в то время огромный еще и своевольный, сброд бродяг, – вертеп беспорядков и всякого разврата, после правительственных ограничений со стороны гражданской, должен же быть, наконец, для блага церкви, заменен законным духовно-нравственным учреждением, которое бы, действуя на окружающую его среду добрым примером с силой и энергией, само пред начальством отсчитывалось во всех частях своего действования и управления, а епархиальная кафедра, в охранении православия и борьбе с расколом, имела бы в нем опору и оружие. Не говоря о других благостных для церкви последствиях такого учреждения, которые будут выяснены в своем месте, здесь должно указать на пользу только одной религиозной обрядности». 8 Нельзя при этом умолчать о следующем случае. Пр. Аркадий исходатайствовал пособие 20–40 руб. на разъезды некоторых причтов по дальним деревням в великий пост, для служения в часовнях, исповеди и приобщения запасными дарами жителей этих дальних деревень и вообще для пастырского назидания. Когда сделалось это известным, тогда становой 2 стана Пов. уезда предписал волостным правлениям не давать причтам обывательских подвод без прогонов. Следствием сего было то, что крестьяне стали требовать прогоны с причтов при всех случаях, даже тогда, когда они, по повестке, ехали в дальние деревни, для исправления какой – либо требы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

Не обличают злотворяющих, потаковницы властелем иже зло творящим и стыдятся богатых: слабо учат, дабы от них чести и даров не лишится; а правое и святое учение таят» 259 . Зло здесь заключалось не в том, что подобные духовники (а их, кажется, было немало) унижали своё звание, а как раз наоборот, что это не унижало их в глазах детей и содействовало нравственному развращению духовной семьи. Самым важным моментом, в котором проявлялось нравственное влияние духовного отца на детей, была, разумеется, исповедь. Древнерусские поучения, обращаясь к духовным детям, советуют им каяться «по вся дни, исповедающе своя грехи», не задерживая и малые согрешения 260 ; а духовным отцам – часто призывать детей: «а покаяльныа дти часто призывайте к себ и въспрашиваите, како живут: друзии бо (стыдливы) бывают, а другым запрщает, а того ловя, негли быша неисправлени умерли» 261 . Но обыкновенно исповедь происходила постом, так как «покаяние без поста», по нашим древним понятиям, «праздно есть» 262 . Говенье в древнерусской церкви происходило не так, как у нас теперь. Прежде всего, есть основания полагать, что в глубокой древности на Руси исповедовались и причащались трижды в год, в посты: великий, петров и филип- —184— пов 263 . Потом говенье продолжалось не одну неделю, а весь пост и верующие приступали к таинству причащения только по окончании поста – в великую субботу или на святой неделе после великого поста, в Рождество Христово и Крещение после филиппова 264 . На обязанности —185— духовника лежало – регламентировать жизнь духовной семи в пост, согласовать требование устава с силами каждого духовного чада, определить для каждого правила о пище, количество ежедневных поклонов 265 , указать замужним и женатым необходимость плотского воздержания 266 и потом тщательно следить за жизнью духовной семьи, «пасти» её. «А постныя дни духовною радостью проводим, – говорит древнее поучение, обращаясь к верующим, – с чистотою, страх Божии имющи в срдьцих своих, отца духовнаго послушающе, заповди Господни храняще да достойни и упасени будем честными ереи» 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поелику речь сию одобрили епископ Мелетий и брат сопресвитер Диодор (ибо и он находился при этом), то и достопочтен нейший брат Феодот согласился там и, пригласив прийти в Ни кополь, чтобы и Церковь его посетить и, отправляясь в Саталы, самого его взять сопутником, оставил меня в Гитасах. Когда же пришел я в Никополь, тогда забыл и что слышал от меня, и на что согласился со мною, отпустил же меня от себя с теми оскорб лениями и бесчестиями, какие незадолго пред сим описал я тебе. Поэтому, о достопочтеннейшая глава, как было можно сделать мне что–нибудь из предписанного и дать Армении еписко пов при таком расположении ко мне сообщника в порученном деле, от которого ожидал, что с его помощью найду людей спо собных, потому что в епархии его есть мужи благоговейные, разумные, знающие язык и имеющие сведения и о прочих свой ствах сего народа, известные мне и по именам, но с намерением умолчу о них, чтобы не послужило сие препятствием воспользоваться ими Армении, по крайней мере в другое время. И теперь, при таком состоянии дела дошедши до Сатал, по благодати Божией устроил я, кажется, все прочее, примирил армянских епископов и переговорил с ними, о чем следовало, чтобы отложили обычное свое хладнокровие и возымели искреннее усердие о Церквах Господних; а касательно того, что и в Армении с таким равнодушием нарушаются законы, дал я им начертания правил, как надобно им прилагать свое попечение. От Церкви же в Саталах получил я и приговоры с прошением, чтобы дал я им епис копа. Была у меня забота и о том, чтобы разыскать справедли вость хулы, распространенной о брате нашем Кирилле, еписко пе армянском; и по благодати Божией нашел я, что она пущена ложно, по клевете его ненавистников, в чем они открыто призна лись мне. Кажется, что довольно благосклонным к нему сделал я и жителей сатальских, и они не бегают уже общения с ним. Если же все это маловажно и не имеет никакой цены, то я не мог сделать ничего большего по причине взаимного, по диавольскому ухищрению, у меня с ними несогласия. О сем надлежало бы мне молчать, чтобы не показаться разглашающим, что самому мне слу жит в укоризну. Но поелику иначе невозможно и оправдаться пред твоим высокородием, то приведен я в необходимость донес ти всю истину, как было.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

г) Иметь в виду, что, для выяснения и освещения народу сущности афонского дисциплинарного движения и связанного с ним религиозного умственного движения, понадобится от имени Собора издать не только определение, но и особое печатное изъяснение   . Этим, к сожалению, исчерпывается информация о заседаниях Подотдела, содержащаяся в архиве Поместного Собора 1917–1918 годов. Архив содержит текст доклада В. И. Зеленцова, написанного по поручению Подотдела и посвященного отношению русской высшей церковной власти к имяславцам с 1913 по 1916 годы   (основной материал этого доклада использован нами в Главе VI), а также подборку сопутствующих документов, включающих отдельные обращения имя–славцев в адрес Собора, жалобы на имяславцев монаха Климента, письма частных лиц и печатные издания, посвященные проблематике имяславских споров. Однако у нас нет сведений о том, обсуждались ли эти материалы на заседаниях Подотдела, или нет. Из сопутствующих документов некоторый интерес представляет письмо студента 4 курса Киевской духовной академии Кирилла Ису–пова, в котором он солидаризируется с имяславцами и ссылается на книгу священника К. Стратилатова, удостоенную премии Святейшего Синода. В этой книге, в частности, говорится:«Самое имя — имя Божие, есть не другое что, как Сам Бог. Что есть Бог, то есть и имя Его, что есть имя Божие, то есть Он Сам»   .«Это учение проповедническое, — пишет студент Киевской академии, — одобрено Святейшим Синодом в 1903 г. и одобрено еще денежной наградой — премией. Таким образом власть Синода сама себя изобличает в ошибке первостепенной важности и ответственности серьезной»   . В заключение Ису–пов высказывает мнение о том, что»обидчики и ругатели Афонских русских исповедников должны быть судимы и гражданским и церковным судом»   . Среди архивных документов привлекает внимание датированное 1–м августа 1918 года»Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора»: автором его является иеросхимонах Антоний (Булатович). Это обращение можно считать последним манифестом имяславцев перед их окончательным уходом в подполье.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

36-й: «кладбищ среди селения не иметь, а места под оные избирать позади селений при построении новых церквей. Существующие среди селений по дорогам старые кладбища оттуда исподволь переводить». 43-й: «обвалившуюся штукатурку на церквах и оградах церковных немедленно починивать». 44-й: «церковные ограды содержать в исправности и должном приличии». И по указу Его Императорского Величества, Святейший Синод приказали: с изъяснением означенных статей из Высочайше утвержденных правил, как для сведения, так и для должного по оным исполнения и наблюдения, в зависящем от духовной стороны послать.... куда следует... указы. Ноября 26 дня 1818 года. 322. О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений кроме Святых образов (по Выс. пов). Г. Тайный Советник, Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, князь Петр Сергеевич Мещерский двумя предложениями своими Святейшему Синоду объявил: первым, о том, что Государь Император Высочайше поручает Святейшему Синоду предписать, дабы нигде по церквам не иметь никаких изображений, кроме Святых образов, а вторым, что Его Величеству благоугодно было подтвердить о объявлении непременной Высочайшей воли, дабы портретов Его Величества нигде в церквах не вешать. По сим Высочайшим повелениям Святейший Правительствующий Синод приказали: о Высочайшей воле Его Императорского Величества не иметь в церквах никаких изображений, кроме Св. образов, и самых портретов Его Величества не поставлять в оных, объявить печатными указами по всему ведомству Святейшего Синода к надлежащему исполнению. Ноября 30 дня 1832 года. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: во первых, предложение г. Тайного Советника, Синодального Обер-Прокурора и Кавалера, князя Петра Сергеевича Мещерского, при котором предлагает на рассмотрение и заключение Синода полученную им от г. Министра Императорского Двора всеподданнейшую просьбу Фатежского купеческого сына Петра Лукьянчикова, в котором, прописывая о простой живописи икон, каковую производят жители Владимирской губернии со многими погрешностями, – просит о поставлении и утверждении единственного изображения икон, и об учреждении для присмотра за сим особенного комитета из духовных особ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19231924 гг. Процесс по делу русских католиков, обвиняемых в создании монархической организации, связях с Ватиканом и передаче за границу материалов, порочащих советскую власть. – 1930 гг. Процесс по делу польских священнослужителей на Украине, обвиняемых в создании контрреволюционной повстанческой организации «ПОВ». – 1931 гг. Процесс по делу немецких католических священников в Поволжье, обвиняемых в создании «Фашистской контрреволюционной организации». 1934 г. Процесс по делу русских католиков, обвиняемых в создании «Контрреволюционной монархической террористической организации». 19371938 гг. Процессы по делам католических священнослужителей и верующих в лагерях и ссылках, обвиняемых в шпионаже, в создании филиалов контрреволюционных организаций для свержения советской власти и подрывной террористической деятельности, завершившиеся расстрелами обвиняемых 21 . Гонения на католиков в СССР являлись составной частью общей государственной политики в отношениях с религиозными организациями. И если до 1929 года богоборческая власть вела особенно упорную борьбу с Русской Православной Церковью как основой духовного сопротивления, то с 1929 года под молох жесточайших гонений попали все конфессии. Особая же политика со стороны власти по отношению к католикам и греко-католикам в первую очередь будет формироваться в последние военные годы (начиная с осени 1945 года) и первое послевоенное десятилетие. Именно тогда противостояние Ватикану станет составляющей внешнеполитической деятельности СССР, куда будет интегрирована и Русская Церковь . Начало Второй мировой войны совпало с началом понтификата Эудженио Пачелли, вошедшего в историю как Папа Пий XII. Позиция Ватикана в 19391940 годы очевидно противоречива. С одной стороны, традиционный пацифизм, нежелание сказать лидерам германского нацизма правду в лицо, с другой – попытка моральной помощи Католической Польше, положение которой, по мнению «Радио Ватикана», является «состоянием террора, одичания, и мы бы даже сказали, варварства... Голод и болезни являются следствием этого... У поляков создается впечатление, что их просто хотят уничтожить как нацию. Что касается религиозных условий, из получаемых нами донесений явствует, что немцы используют те же, а может быть, и худшие методы, что и Советский Союз» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пушкин Григорий Гаврилович, дум. дв., ок., бр. Пушкин Матвей Пыпин А.Н. Р адзивилл Я., вел. гетман Литовский Разин Степан, атаман Райков Б.Е. Рамазанова Н.В. Ранчин А.М. Рафаил Корсак, униатский митр. Рафаил, еп. Коломенский Рейнер, фабрикант Репнин Борис Александрович, кн., бр. Робинсон А.Н. Ровинский Д.А. Ровоам, сын ц. Соломона, ц. Израиля, библ. Рогачевская Е.Б. Рогов А.И. Рогожкина Е.И. Родин Неофит, латинский миссионер Розенкампф Романенко А.И. Романов Н. Романова А.А. Романовы, царская династия Романчук Р. Ромодановская В.А. Ромодановская Е.К. Ромодановский Юрий Иванович, кн., бр. Ронен О. Роспильози, кардинал Ротар И. Ртищев Фёдор Михайлович, стряп. с ключом, постельничий, ок. Рувим, старший сын Иакова и Лии, библ. Руди Т.Р. Румянцев Н.П. Румянцева В.С. Рыбаков А.А. Рыжова Е.А. Рюрик, вел. кн. Рюхин Афонька, прис. Рюхин Игнашка, прис. Рягузова М.Л. С авастьянов Ивашка, пятидес., стр. Савва (Севастос, Савелий, Савастьян) Дмитриев, грек Савва (Тихомиров) , архим. Савва В. Савва Сторожевский, прп., св. Савва, кел. Чудова мон. Савва, певчий, сторонник патр. Никона Савватий, инок, см.: Вонифатьев Стефан Савей, библ. Савина Л.Н. Савицкая О.Д. Савка, пов., сторонник патр. Никона Савл, библ., см. Павел, ап., библ. Саврасов Любим, сот. стр. Садок, первосвщ., библ. Сазонова Л.И. Салмина М.А. Салтыков Пётр Михайлович, бр. Самей, пророк, человек Божий, библ. Самойлова Т.Е. Самуил, сын Елканы и Анны, последний великий Судья Израиля, библ. Сапожникова О.С. Сапунов Б.В. Сапфира жена Анании, библ. Сарафанова Н.С. см.: Демкова Н.С. Сарра жена Авраама, библ. Саруя, библ. Саул, первый ц. Израиля, библ. Сафонов Василий, д. Сахаров И.П. Свечин Пётр, новгородец, гонец Свильнева Василиса Ионовна, крепостная Святослав Мстиславич, кн. Святославский А.В. Севастьянова С.К. Севериан, еп. Гавальский Седов П.В. Седова Р.А. Седрах, еврейский пленник у вавилонского ц. Навуходоносора Семей, израильтянин, библ. Семён, очевидец чудесного явления над Иверским мон. Семёнов Добрыня, д. Семёнов Микишка, порт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010