Святитель Феофан Затворник говорит: «Есть слезы от слабости сердца, от большой мягкости характера, от болезни, и насильно раздражают себя иные на плач, есть слезы и от благодати. Цена слез не водой, текущей из глаз, определяется, а тем, что бывает на душе при них и после них. Не имея благодати слез, не берусь рассуждать о них, догадываюсь только, что благодатные слезы состоят в связи со многими изменениями в сердце. Главное – сердце должно тогда гореть в огне суда Божия, но без боли и жжения, а с умилением, приносимым надеждой от престола милосердного Бога, судящего грех и милующего грешника. Также, думается мне, что слезы сии должны приходить уже под конец трудов, не внешних, а трудов над очищением сердца, – как последнее омытие или ополаскивание души. Еще – бывают они не час, не день и два, а годы. Еще есть, говорят, какой-то плач сердца без слез, но так же ценный и сильный, как и слезы. Последний лучше для живущих с другими, кои могут видеть» письмо 2]. Обратим внимание на то, как святые отцы оберегаются тщеславия во всяком духовном делании: даже такой великий подвижник, затворник, молитвенник, как епископ Феофан (28 лет затвора, последние 11 лет каждый день служил литургию), говорит о себе, что он не имеет дара слез и поучает об этом делании с таким смирением, как бы он сам не стяжал плача, а знает об этом только от других. Конечно, этому святому отцу был открыт этот дар, как раз непризнание им за собой опытного знания плача, столь смиренное отношение к себе и есть свидетельство истинно покаянного духа. Истинно сокрушающиеся о своих грехах не дают цены своему плачу. Говорил отец Моисей: «Когда плачем, не будем возвышать глас воздыхания, да не уведает шуйца, что творит десница. Шуйца есть тщеславие» с. 287, ст. 2]. Также встречается у святых отцов такой важный совет: те слезы, которые имеют основу не духовную, происходят от естества или даже от греховных побуждений, надо немедля прелагать на богоугодное, на правильное настроение, изменяя сами помышления, производящие слезы, т. е. приводить на память нашу греховность, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, – и плакать уже по этим причинам т. 1, с. 194].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Из самой книги Плач видно, что писателем ее был пророк Иеремия. Это доказывается сходством образов и тона речи с книгой Иеремии. Кроме того, в книге указываются те же исторические обстоятельства жизни писателя, особенно в 3-ей главе, где говорится, что он был заключен в темницу и освобожден по разрушению Иерусалима. Когда народ Иудейский был отведен в плен, Иеремия остался в Иерусалиме и на развалинах этого города воспели эту песнь, в которой оплакал опустошение Иерусалима, уничижение древней святыни еврейской, отведение народа в плен, и выразил уверенность в спасении. Разделение и очерк содержания книги Вся книга состоит из пяти глав, из которых в первых двух содержится поэтическое описание первых трех переселений евреев в Вавилон: 1) переселение в 4-й год Иоакима, 2) в 11-й год Иоакима и 3) переселение Иехонии, через три месяца после второго переселения. Пророк, описывая опустошение Иерусалима, говорит, что в Иерусалиме осталось мало народа, на улицах Сиона никого не видать. В 3-й главе пророк описывает свои личные обстоятельства, описывает не для того, чтобы прославиться через это, но чтобы поставить себя примером того, как нужно терпеливо переносить горе. Сам он переносил большие страдания, чем народ: кроме общих страданий, он имел свои частные страдания в темнице и всюду. В 4-й главе описывается окончательное разрушение Иерусалима при Седекии. В 5-й главе содержится молитва пророка от лица народа, где он просит, чтобы Господь дал ему милость, просветил его светом Боговедения, очистил от греха и возвратил из плена. – Относительно внешней формы книги Плач надо сказать, что язык книги поэтический и что стихи книги расположены по порядку букв еврейского алфавита так, что каждый стих или отделы начинаются особой буквой. Алфавитный порядок нужен был для того, чтобы эту песнь лучше было запомнить. Первые две главы содержат по 22 стиха, соответственно числу букв еврейского алфавита, в 3-й главе на каждую букву написано три стиха, следовательно, всех стихов в этой главе 66, чем выражена сугубость страданий пророка; 4-я глава расположена подобно первой, в 5-й главе стихи расположены по буквам еврейского алфавита, но эти буквы не следуют одна за другой по порядку, а, напротив, в большом беспорядке, чем выражалось то, что величайший беспорядок и смятение произошли в Иерусалиме и во всех иудеях во время Вавилонского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Композиционно книга состоит из 3 частей: В первой (1:2-2:5) ставится центральная богословская проблема всей книги — проблема теодицеи: как Творец, правящий миром и историей, может допускать притеснение праведных (1:11-12) нечестивым народом. В ответ на «плач» о насилии и беззаконии в Иудее (1:2-4) Господь дает пророку предсказание о нападении халдеев, посланных Им как наказание (1:5-11) с целью восстановить Закон (1:12б). Пророк оплакивает насилие, творимое нечестивым народом халдеев (1:12-17), и получает ответ-обетование Господа, раскрывающий Промысл Божий в истории: все насилие и высокомерие врагов будет уничтожено, спасен же будет тот, кто верен Богу (ст. 2:1-5; особенно ст. 4). Господу подчиняются и языческие державы, которые Он использует как инструмент своего промыслительного действия в истории — с целью восстановить закон — и которые сами потом становятся объектом Его карающего суда. Во второй части это обетование конкретизируется в пяти проклятиях халдеям (2:6-20) за их жестокость, беззаконие и идолопоклонство. Третья часть — «молитва пророка Аввакума» (3:1-19) — изображает пришествие Судии мира и традиционно толкуется как содержащая мессианские предсказания о боговоплощении Иисуса Христа (3:3). В толкованиях на Книгу пророка Аввакума неоднократно предпринимались попытки найти богословское решение проблемы промедления спасительного действия Бога в истории, причем все толкователи, как правило, видели в пророчествах Аввакума предсказание современных им исторических событий. Слова Авв 2: 3-4 («ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, и не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет») стали центральными для более поздних авторов в их поисках богословского решения проблемы промедления ожидаемых эсхатологических событий. Переводчик на греческий (LXX) истолковал Авв 2:3 как предсказание о пришествии Мессии, грядущего Судии мира. Слова Авв 2:4 («праведный верою жив будет») неоднократно цитируются в Новом Завете в обоснование учения апостола Павла об оправдании (Рим 1:17, Гал 3:11, Евр 10:37-38). Тему промедления ожидаемого действия Бога поднимает 2 Петр 3:9: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то промедлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, чтобы все пришли к покаянию». В святоотеческом толковании слова о даровании жизни праведнику традиционно понимаются как предсказание о будущем спасении во Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/965005.htm...

Второй (неканонической) книги Ездры нет. Книга Неемии названа 2-й книгой Ездры. Послание Иеремии включено в книгу Варуха, как шестая глава. 3-й Ездры и 3-й Маккавейской книги нет. Таблица 4 Расположение священных книг в Вульгате 1.      Бытие 2.      Исход 3.      Левит 4.      Числа 5.      Второзаконие 6.       Иисус Навин 7.       Судьи 8.       Руфь 9–10. 1–2 Самуила 11–12 1–2 Царств 13–14 1–2 Хроника 15.      1 Ездры 16.      2 Ездры (Неемии) 17.      Товит 18.      Иудифь 19.      Есфирь 20.      Иов. 21.      Псалмы 22.      Притчи Соломона 23.      Екклезиаст 24.      Песнь Песней 25.      Премудрость Соломона 26.      Иисус сын Сираха 27.      Исайя 28.      Иеремия 29.      Варух (в нем и Послание Иеремии) 30.      Иезекииль 31.      Даниил 32.      Осия 33.      Иоиль 34.      Амос 35.      Авдий 36.      Иона 37.      Михей 38.      Наум 39.      Аввакум 40.      Софония 41.      Аггей 42.      Захария 43.      Малахия 44–45 1–2 Маккавейские Как приложение, к Латинской Библии, издают 3-ю Ездры Ездры неканоническая] и 4-ю Ездры Ездры неканоническая]. 4.4. Славяно-русская Библия Славянская Библия собрана к 1499 г. архиепископом Новгородским Геннадием. На работу свт. Геннадия значительное влияние оказывала Вульгата. Священные книги он расположил в соответствии с их расположением в латинской Библии. Законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические книги: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь. Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пророческие: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил, 12 малых пророков; 1–3 Маккавейские, 3 Ездры. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4 Обол ( οβολος — четырехгранный стержень); название восходит к тем временам, когда средством денежнаго обращения были железные прутики ( οβολοι ), шесть штук которых, зажатых в горсть, составляли драхму. Весовая единица, серебряная, а впоследствии медная, монета в Древней Греции (1 6 драхмы). Вес серебрянаго аттическаго обола составлял около 0,73 г. 5 25 июня ­ 1 Epeiph. 6 В свете этого становится более понятной глубина некоторых выражений из службы Петру: «Новый Петр некий нам явился еси, истинно апостольскими сияя даровании священнодетель же и свидетель страстей Владыки Твоего, всебогате». (Минея. Месяц Ноемврий. М., 1895, л. 228). «Первостоятель лика ангельскаго Петр явися, Божественный верховник, столп же мучеников был еси, всемудре богоносе, и священнодействитель Божественных таинств» (Там же, л. 230 об.). «Рукою Божиею помазався во иерея, верховнаго соименне и делы сопричастниче...» (Там же, л. 232 об.). Об этом же говорит Г. Милле, описывая миниатюру, изображающую Петра (табл. IV): «Святой изображен в рост, в фас, в руках держит Евангелие, — т. е. в таком виде, как изображали епископов в синаксарях или в Церквах по стенам алтаря. Он черточка в черточку напоминает апостола Петра, отличаясь от него лишь тонзурой. Подобное же изображение мы встречаем также на фреске Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d’Alexandrie, p. 105). Вспомним также выражения из жития Петра Александрийскаго: «Петр — начало Апостолом, Петр же — конец мучеником». Великия Четии-Минеи, с. 3352. 7 το κερας (досл. — рог) — сила, крепость, преимущество, упование, надежда (Втор. 33:17; 1Цар. 2:1—10; 2Цар. 22:3, Псал. 74:11, 88:18—25, 91:11, 111:9, 131:17, 148:14, Иер. 46:48, 25; Плач. 2:17; Иез. 29:21; Лук. 1:62). 8 Несомненно, что святой Петр и в святительском звании продолжал изучать Священное Писание, почему Евсевий Памфил и говорит, что он славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов «как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании» (Сочинения Евсевия Памфила, т. 1. СПб., 1858, с. 473).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2608...

Скончался от туберкулеза. 11 дек. 1806 г. состоялось погребение, к-рое совершал живший в астраханском Спасо-Преображенском мон-ре на покое груз. еп. Григорий. А. похоронен в нижней церкви астраханского кафедрального Успенского собора. Завещал Астраханской ДС ок. 2 тыс. томов из своей б-ки. Блестящий проповедник, А. был последователем митр. Платона (Левшина) . Речи А., в большинстве своем обличавшие идеи энциклопедистов, были посвящены наиболее общим богословским вопросам: смерти и бессмертию, вере и неверию, благочестию и нечестивости. Материализму и атеизму А. противопоставлял пафос искренней веры, привлекавший к нему сердца слушателей. Проповеди А. помещались в хрестоматиях как образцы русского духовного красноречия. Не издано толкование А. на Евангелие от Иоанна. Прижизненный список «Поучительных слов» (ок. 1802), произнесенных А. в 1792-1795 гг., хранится в РНБ. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 87. 845; Ф. 797. Оп. 1. 3223; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 153; РНБ. Ф. 359. 331. Соч.: Поучительные слова. СПб., 1796. Т. 1, 2; 1806. Т. 3; 1807. Т. 4; Tractatus de concionum dispositionibus formandis im usum juventutis, ad sacra Graeco-Russicae Ecclesiae munia ambienda formandae, adornatus. М., 1806; Сочинения. СПб., 1850. Пер.: Предохранение от безверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытами доказанное. СПб., 1794 (с фр. яз.); Арнод Ф. Плач Иеремии пророка. СПб., 1797 (с фр. яз.); Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и его Божества. М., 1801, 18512; Формей Ж. А. Опыт о совершенстве. СПб., 1805. Лит.: Покровский Н. Проповедническая деятельность преосв. Анастасия Братановского//Странник. 1876. 2. Ч. 1. С. 173-195; Каменский Н. Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886; К биографии преосв. Анастасия Братановского//Странник. 1887. 8. С. 500-525; Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 529-533; Анастасий, архиеп. Астраханский//Астраханские ЕВ. 1898. 20; Цесаревич Николай в Астрахани//РА. 1898. Кн. 3; Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902; Горючко П. Анастасий Братановский, архиеп. Астраханский и Кавказский. Астрахань, 1902; Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Григорович И. И. , прот. Белорусская иерархия. Минск, 1992. С. 25-26.

http://pravenc.ru/text/114838.html

5. Невольник - не богомольник 6. Страдание - признак заблуждения 7. Причина страдания — существование вне Бога 8. Скорбь - переживание страдания 9. Счастье - блаженство в Боге 10. Видящий тьму сам есть тьма 11. Ум без Бога - палач 12. Природа помыслов - ложь 13. Малодушие - корень искушений 14. Плач - примирение с Богом 15. Христос не в молитве, а в милующем сердце 16. Смирение - это исповедание Христа 17. Духовное сердце - истинный человек 18. Старец - тот, кто учит нищете духа 19. Спасение- свет Христов 20. Свобода - это отсутствие привязанностей 21. Незаходящее Солнце - Христова Любовь 22. Монах - это тот кто умер, но жив 23. Искренность - врата к Спасению 24. Лучшее приобретение — Царство Небесное 25. Книги - не для развлечения, а для Спасения 26. Истинное сокровище - люди 27. Признак ошибки - самомнение 28. Отречение от гордости - основа вечной Жизни 29. Мир души - это отсутствие конфликтов 30. Очищение сердца — освобождение от заблуждений 31. В духовном сердце места хватит всем 32. Сначала - благодать, а сражения с помыслами - потом 33. Послушание - безценная польза 34. Решимость - подлинное достоинство человека 35. Безстрашие - великая сила духа 36. Покой - истинный отдых во Святом Духе 37. Свобода духа во Христе 38. Милость Божия и неэгоистическое сердце 39. О молитвенной практике 40. Любовь истинная и любовь ложная 41. Самый лучший плод - святость Заключение ЧАСТЬ 2 ЗЕМНОЕ СЧАСТЬЕ И НЕБЕСНОЕ БЛАЖЕНСТВО 1. Люди мира сего 2. Самооправдание привязанности к миру 3. Построение темницы и разрушение ее 4. Скорби - скрытое благо 5. Гордый ум и смиренный ум 6. Земное счастье и Небесное блаженство 7. Истинное счастье 8. Возвращение души 9. Встреча со Христом 10. Спасение души 11. Результаты привязанности и отречения 12. Любовь к Богу и ближним 13. Пребывание в молитве 14. Молитвенная борьба 15. Уединение 16. Необходимые условия для уединенной практики 17. Препятствия в духовной жизни 18. Покаяние 19. Ошибки в молитвенной практике 20. Послушание Старцу — путь к Спасению

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=156...

В греческой традиции все 10 книг, не входящие в еврейский канон, но печатаемые в греческих Библиях, считаются каноническими (правда, у греков нет 3 Ездры, но сути это не меняет, главное, что греки допускают, что богодухновенными могут быть книги не только иудейского канона). У нас же двойственная ситуация: с одной стороны, мы (то есть богословская традиция Русской Церкви) среди книги Ветхого Завета считаем каноническими только книги иудейского канона (и этим близки к протестантам), с другой стороны, печатаем в своей Библии еще 11 книг (+ так называемые «неканонические отделы»: мо­литва Манассии (в конце 2 Пар.); Есф.1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3; Иов.2:9; 42:17; Псалом 151; Дан.3:25–95 и 13–14я глл.) и этим сближаемся  с православной греческой традицией. Нужно сказать, что наше деление книг на канонические и неканонические – очень спорное; в любом случае, отрицать богодухновенность и авторитет книг, не входящих в иудейский канон, но имеющихся в нашей Библии – однозначно не следует. По моему мнению, некоторые «неканонические книги» гораздо интереснее и полезнее отдельных канонических (например, книги Товита, Премудрости Соломона и Премудрости Сираха, и, с другой стороны, книги Плач, Есфирь, Песнь Песней). И еще примечательный момент: в конец Ветхого Завета 3 книга Ездры попала только в Елизаветинской Библии (XVIII век), тогда как в Геннадиевской и в Острожской она находилась в середине книг Ветхого Завета. Свод неканонических книг и отрывков Библии имеют учительный, научающий характер. Церковь не признает их догматики (учений о вере), но полагает нужным принять их учения о нравственности. Здравствуйте. Кроме Третьей книги Ездры, под обложкой православной Библии собраны еще 10 неканонических книг. Их наличие Вас не смущает? Если кратко, то по учению Церкви эти книги являются назидательными и вместе достоверными человеческими свидетельствами. Однако они могут содержать отдельные догматические неточности, почему и не признаются точным и безошибочным словом Божиим. Остальные 66 канонических книг Ветхого и Нового Завета, по вере Церкви, как раз и являются истинным и безукоризненным словом Божиим.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-nekanoni...

Епископ ради блага своих пасомых призван отрицаться себя, изнемогая , по слову апостола Павла, с теми, кто изнемогает, воспламеняясь за тех, кто соблазняется (2 Кор. 11:29). «Вот, какая нежная любовь…! Вот, какова бдительность! Вот, какова заботливость!» — восклицает святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот стих из Послания к Коринфянам (Беседы на книгу Бытия. Беседа XI). Таковое отношение надлежит иметь истинному пастырю к вверенному ему словесному стаду Христову. Ему следует жить чаяниями и нуждами своей паствы, разделять радость с радующимися, плач с плачущими (Рим. 12:15), утешать скорбящих и поддерживать немощных, вразумлять немудрых и возвращать на путь спасения заблудших. Иначе говоря, епископ призван стяжать жертвенную любовь к тем, кого он окормляет. Такую любовь явили многие архипастыри Церкви Божией, прославленные ныне в лике святых. Такую любовь явили наши новомученики и исповедники, имена которых мы особо поминаем в этот день, совершая богослужение в храме, где служил и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Такую любовь показали нам и апостолы, один из коих дерзновенно свидетельствует о себе: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Высший же образ такой любви нам явил Господь Иисус, Сын Человеческий, Который пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Помни, что отныне все дарованные тебе свыше способности и силы, приобретенные знания и навыки, весь накопленный духовный, административный и жизненный опыт тебе надлежит употреблять «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Согласно решению Священного Синода ты будешь управлять Касимовской епархией, которая была учреждена не так давно. Тебе предстоит продолжить и преумножить благие начинания твоих предшественников, возделывавших здесь Виноградник Божий. Хотел бы особо обратить твое внимание на то, что сегодня, чтобы успешно осуществлять церковную миссию, чтобы оказывать действенное влияние на духовно-нравственное состояние современников, недостаточно только открывать новые храмы и монастыри. Нам необходимо активно развивать миссионерскую, катехизаторскую, просветительскую работу, в том числе в моложеной среде, а также организовывать на приходах служение милосердия и осуществлять различные образовательные программы. К этому призывают нас Соборы нашей Церкви, к этому призывает нас сама жизнь. Добрым подспорьем тебе в этих трудах будут принятые за последние годы церковные документы, в которых ты найдешь правильные ориентиры для воплощения различных полезных начинаний во вверенном тебе уделе.

http://patriarchia.ru/db/text/5304483.ht...

В этом списке до полного канонического списка недостает только 2 книг (Есфирь и Плач Иеремии). Последняя в списке - каноническая Книга Ездры. Нужно отметить, что в греч. переводе Книги Самуила, Царей и Летописи (Паралипоменон) уже разделены - каждая на 2, однако в приведенном списке Ездра остается одной книгой. Древнейшие рукописи LXX, к-рые были положены в основу критических изданий, это подтверждают. Масоретской Книге Ездры в Септуагинте соответствует Εσδρας Β (в синодальном переводе Первая книга Ездры (1 Езд) + Книга Неемии (Неем)). Ей предшествует в LXX апокрифическая (второканоническая) книга Εσδρας Α (в синодальном переводе Вторая книга Ездры - 2 Езд). Эта книга является соединением и новой интерпретацией следующих мест из ВЗ: 2 Пар 35. 1 - 36. 23; 1 Езд 1. 1 - 10. 44; Неем 7. 72 - 8. 13a, к к-рым добавлен рассказ о споре 3 телохранителей царя Дария (2 Езд 3. 1-5. 6), не имеющий параллелей в BH. Книга Неемии в рукописной традиции В III в. Ориген и в IV в. свт. Кирилл Александрийский, свт. Афанасий Великий, блж. Иероним свидетельствовали о появлении греч. рукописей, в к-рых книга Εσδρας Β (23 главы в критических изданиях) была разделена на 2 книги: Εσδρας β (Первая книга Ездры, главы 1-10) и Εσδρας γ (Книга Неемии, главы 1-13, бывшие 11-23). От греч. рукописей это разделение было воспринято в Вульгате (I и II Ezrae), а с 1448 г. употребляется в евр. рукописях ВЗ. (На внутреннем, немасоретском поле в BHS напротив Неем 1. 1 стоит постмасоретская помета -    .) Третья книга Ездры (в Вульгате - IV Ezrae) - также второканоническая, по жанру апокалипсис; датируется I в. по Р. Х. Сохранилась только в переводе на латинский и некоторые восточные языки, сделанном с утраченного греческого текста, а тот в свою очередь был переведен с одного из семит. языков, скорее с древнееврейского, чем с арамейского (см. в ст. Ездры третья книга ). Литературные предания о Ездре и Н. Восстановление храма (Езд 3.12). Гравюра П. Г. Доре. 1864 г. Восстановление храма (Езд 3.12). Гравюра П. Г. Доре. 1864 г. Книга Ездры (1 Езд + Неем) в евр. каноне включает лит. предания о Ездре и Н., к-рые складывались независимо друг от друга, но в кон. IV - нач. III в. до Р. Х. были объединены редактором в одно произведение (ныне распределенное по 2 книгам). 1 Езд в сущности составлена из 2 отдельных историй: рассказа о возвращении депортированных Навуходоносором II евреев из Вавилона в Иудею и восстановлении храма (1 Езд 1-6) и о деяниях книжника Ездры (1 Езд 7-10). Рассказ 1 Езд 1-6 был добавлен в качестве предисловия в процессе развития базового текста о Ездре ( Pakkala. 2004. P. 263-264). Книга Неемии - это по существу одна история, но повествование иногда прерывается разнообразными перечнями и др. типа текстами (примером служит блок текстов Неем 7-12, разрывающих рассказ об окончании ремонта стены в Неем 6 и о торжественной процессии по этому поводу в Неем 12. 27 слл.).

http://pravenc.ru/text/2564830.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010