Малое отлучение было связано в древней Церкви с публичным покаянием и налагалось исключительно епископом. Практика тайной исповеди и наложения Е. духовником в пресвитерском сане с тайным исполнением Е. распространилась в Церкви позже, не ранее сер. I тыс. Но уже в IV в. тайная Е. налагалась на жен, виновных в супружеской измене, ввиду того что при публичном покаянии жизнь таковых находилась бы под угрозой со стороны их обманутых мужей. Вас. Вел. 34 гласит: «Жен прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явным творити, да не подадим причины к смерти обличенных: но повелели стояти с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния». Порядок принятия в церковное общение грешников был установлен уже в III в., особенно рано в Понтийском диоцезе, и включал 4 ступени покаяния, к-рые перечислены в 11(12)-м правиле свт. Григория Чудотворца Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин». Кающиеся проходили все ступени последовательно: 1) «плачущие» стояли вне храма и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, просили входивших помолиться о них; 2) «слушающие» допускались в притвор, но присутствовали на богослужении только до начала таинства Евхаристии . После проповеди они вместе с оглашенными выходили из храма; 3) «припадающие», или «коленопреклоненные», могли находиться в главной части храма (до амвона). Перед началом литургии верных, когда оглашенные и «слушающие» уже покинули храм, «припадающие» опускались на колени и епископ читал над ними молитвы. На литургию верных они не допускались; 4) «купно стоящие», или стоящие вместе, могли присутствовать до конца литургии, но им не разрешалось принимать причастие и приносить жертвенные дары. Когда время Е. заканчивалось, кающихся принимали в церковное общение и они могли причащаться Св. Таин.

http://pravenc.ru/text/Епитимия.html

Он добровольно от них отказывается и решается на продолжительное время удалиться от своей важной и почетной должности при дворе, рискуя потерять ее навсегда во время своего отсутствия, по проискам врагов. Он предпринимает отдаленное и трудное путешествие с единственной целью – помочь своим бедствующим соотечественникам. Он предвидит впереди многочисленные опасности, клеветы и противодействия со стороны врагов своего отечества, – и все-таки решается выступить на борьбу, с надеждой победить все препятствия. Ничто не могло остановить святой ревности, которой воспламенился великий вождь иудейский. В этом случае, Неемия напоминает собою великое лицо Моисея, оставившего двор царя египетского, чтобы сделаться спасителем своих страждущих соотечественников. Решившись идти на спасение и благоустроение своей родины, благочестивый Неемия весь успех своего дела полагает в силе Божией; и потому, прежде всего, обращается с пламенной молитвой к Господу Богу о помощи и содействии своему предприятию. Ст. 5–7. В этой молитве он, прежде всего, исповедует праведность суда Божия, разразившегося над Евреями за их грехи и нарушение заповедей, уставов и определений Божиих. Ст. 8–9. Затем он приводит на память милостивое слово Господне к Моисею, что, в случае обращения и раскаяния Евреев, Господь соберет их снова и водворит их на земле Обетованной, хотя бы они изгнаны были на край неба 907 . Ст. 10–11. После этого он преклоняет Господа па милость к довольно уже пострадавшему народу еврейскому, который Он искупил силой Своей великой и рукой могущественной; и затем, в смиренном чувстве благоговения пред именем Господним, Неемия умоляет Господа, присоединяя к участию в своей молитве и прочих истинных Израильтян, дабы благопоспешил Господь в задуманпом предприятии и помог найти милость у царя персидского. Глава 8. Чтение пред народом книги закона а) Всеобщее собрание сынов Израилевых в Иерусалим и расположение на площади перед Водяными воротами (ст. 1). б) Деревянное возвышение на площади, и внятное оттуда чтение книги закона от рассвета до полудня священником Ездрой, при помощи левитов, которые поясняли народу прочитанные места из закона (ст. 2–8). в) Плач народа при слушании слов закона, и совет Неемии, и Ездры, и священников – не омрачать плачем праздника, а лучше – есть тучное и пить сладкое и посылать части тем, у кого ничего не приготовлено, – и повиновение народа (ст. 9–12). г) На другой день Ездра разъясняет собравшемуся народу законное предписание о празднике кущей, и народ устрояет кущи, и живет в них узаконенное число дней, непрерывно слушая объяснение книги закона (ст. 13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Они, как молитвенные храмины, служат к распространению или поддержанию в народе веры и благочестия, удовлетворяют религиозное чувство, напоминают чудеса милосердия Божия и способствуют сохранению памяти великих и святых мужей. На пути утомленный странник находит в них место для молитвы и отдыха 4 . Впрочем такие места, священные по своему значению, не обходились без злоупотреблений, так что при Петре I (указом его 25 ноября 1707 года) запрещено было строить новые часовни и возобновлять старые. В 1722 г. 28 марта Св. Синод, рассуждая о том, что в оградах и в селах имеется и кроме часовен довольно церквей, в которых правоверные христиане должны возсылать общее моление; принимая во внимание и другие резоны, не только не дозволил вновь строить часовен, но предписал и прежде построенные деревянные часовни разобрать, а каменные обратить на другую потребу; иконы и все прочее из часовен отдать в те церкви и монастыри, которым они принадлежат (полн. собр. постан. и распор. Св. Синода 11, 156–57). Во исполнение синодального определения, последовавшего в царствование Петра I, была упразднена и каменная часовня Спасо-Андрониева монастыря, с обращением ее на другую потребу, как показывает ведомость о московских часовнях, помещенная в доношении Св. Синоду из Приказа церковных дел от 17 января 1723 г. 5 Нашу часовню, по свидетельству той же ведомости, осматривал Приказа церковных дел подьячий Степан Халезов с десятскими и в допросе его, первого декабря 1722 г., написано: «часовня каменная близ Андроньева монастыря, а в ней торгует тогоже Андроньева монастыря крестьянской сын Федор В–в калачами» (Опис. докум. и дел Св. Синода, т. II, ч. 2, стр. 576–79) 6 . Часовня, молитвенная храмина, употреблена в торговую лавку! Крест на ней был, конечно, снят. Приходит на мысль: како потемне злато, изменися сребро доброе ( Плач. 4:1 )! Не надолго была упразднена монастырская часовня, как и другие, закрытые отчасти вследствие злоупотреблений, но злоупотребление не уничтожает употребления. В царствование Екатерины I, указом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

«Радуйтеся о Господе... вси правии сердцем» ( Пс. 31:11 ), – говорит пророк; а также и апостол говорит: " Всегда о Господе радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всём благодарите» ( 1Сол. 5:16–18 ): в этих трех обязанностях заключается наше спасение. Ни о чем другом, а только о Господе радуйся; всякая радость, если не о Господе, лжива и обманчива; всякое утешение, если не о Господе, составляет тягость и смятение для души. Итак, не радуйся ни о пище и питании, ни о богатстве и славе мира сего, ни о какой-нибудь красоте и неразумных удовольствиях, но радуйся о Господе и в Боге одном ищи веселия; в этих временных вещах нет истинной радости, а только мнимая, скоро преходящая, неразумная. В тьме нет света, в смерти не найдешь жизни, во лжи не окажется истины. Радость этого мира ложная, утешение его не постоянно, веселие легко изменяется. Несколько времени продолжается радость и утешение, а потом внезапно горе; несколько времени веселие, а вслед за ним плач и рыдание; еще не успеет пройти утешение, как вдруг наступает скорбь и печаль. Радуйся же радостию и веселись об одном Господе» (из творений св. Димитрия Ростовского ). О любви к ближним 1. Поступай со всеми так, как желаешь, чтобы поступали с тобою (Отца Иоанна Кронштадтского ) Поступай со всеми так же, как желаешь, чтобы поступали с тобою; искренно уважай и люби всякого; доброжелательствуй всякому от души; жалей о согрешающих; сочувствуй несчастию, горю, скорби, потере, бедности ближнего; пользуйся случаем сделать кому-либо добро; радуйся с радующимися и плачь с плачущими; не думай ни о ком худо без достаточной причины, а мысли о всех доброе; не имей в душе ни к кому вражды и неприязни или зависти и недоброжелательства; не унижай и не презирай никого в душе своей из каких-либо недостатков и погрешностей, а покрывай всех и всё любовию и снисхождением, смотри на согрешающих, как на немощных, как на больных душевно; не плати злом за зло, а воздавай добром за зло, – и ты исполнишь заповедь Христову и увенчан будешь от Него нетленным венцом правды и жизни вечной. 2. Любовь к ближним, простирающаяся до самопожертвования

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иудейское предание (Вавилонский Талмуд, Бава Батра. 15a; Моэд Катон. 26a; Мидраш Рабба на Плач. 1. 1; Мидраш Иалкут; ср.: Таргум на Плач. 1. 1; Юнгеров. 2003. С. 313), а также экзегеты древней Церкви (ср.: Iust. Martyr. I Apol. 55. 5) уверены в принадлежности И. п. прор. Иеремии. В пользу авторства Иеремии кроме предисловия к И. п. в Септуагинте исследователи приводят ряд аргументов: во-первых, прор. Иеремия считается свидетелем разрушения Иерусалима; во-вторых, И. п. содержит нек-рые метафоры и выражения, встречающиеся и в Книге прор. Иеремии; в-третьих, пророк призывал народ еще до падения Иерусалима оплакивать самих себя и свою землю (Иер 7. 29; 9. 10-11, 20-22), а также составил плач по царю Иосии (2 Пар 35. 25); в-четвертых, нек-рые стихи И. п. можно соотнести с жизнью пророка (Плач 3. 14, 53-56, ср.: Иер 20. 7; 38. 6). Вопросы об аутентичности и о целостности И. п. стали предметом дискуссий в библейской критике XIX в. Мн. авторы, признавая целостность И. п., отрицали его принадлежность пророку (Г. Эвальд и др.), некоторые приписывали текст неск. авторам, в т. ч. и прор. Иеремии (напр., К. А. Х. Калькар). Другие пришли к заключению, что И. п. состоит из неск. независимых частей, ни одна из к-рых не принадлежала пророку (И. К. В. Августи, Т. Нёльдеке, К. Будде). Несмотря на то что отдельные авторы все же признавали подлинность книги (К. Ф. Кейль, Ф. Гитциг), начиная со 2-й пол. XIX в. общим стал вывод о том, что пророк не является автором И. п. ( Благовещенский. 1899. С. V-IX). Эта позиция продолжает доминировать в совр. лит-ре. Вывод о неподлинности И. п. совр. исследователи обосновывают рядом особенностей содержания книги, ее структуры и местом в иудейском каноне. Иеремия неоднократно предсказывал поражение царю Седекии (Иер 21. 1-10; 24. 1-10; 32. 1-5; 34. 1-7), заключившему пророка в темницу (Иер 37), а автор И. п. говорит о надежде на царя: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов»» (Плач 4. 20). Пророк осуждал упование народа Израиля на военную помощь соседних народов (Иер 2. 8), автор И. п. относит себя к тем, кто ждали помощи от союзников (Плач 4. 17).

http://pravenc.ru/text/293616.html

Мф.8:11 . «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;» Мф.8:12 . «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» " Плач и скрежет зубом. И теперь диавол так тебя огорчает, палит, теснит, омрачает, что хоть плачь и скрежещи зубами. Подумай, до какой степени истинны слова Господа: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф. 8:12 ) – и как велико милосердие Господа, спасающего нас от когтей духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 )!» 284]. «Важное сокровище – христианская вера: она из зверя делает ягненка, из гордеца – смиренника, из многоядцы и пьяницы – воздержника, из блудного – целомудренного, из сребролюбца – милостынолюбца, из себялюбца – боголюбца, из ленивого – трудолюбивого, из сонливого – бодренного, из робкого – мужественного, из лицемера – боговера, из роскошного – всеумеренного, из завистливого – доброжелательного, из обманщика и вора – правдивого и честного, из унылого – присно радостного, из бессильного – всесильного и всемогущего, из грешника – святого, из чада диавола – чаде Божие, из земного – небесного! Вот какая важная вещь христианская вера! Вот для чего мы стали христианами! Вот какими мы должны сделаться по сущей истине! Вот в чем истинное христианство ! Если же мы не изменяемся, не обновляемся духом, а остаемся равнодушными во грехах всяческих, то имя христианина, которое мы носим, пустой звук и горшей, сравнительно с язычниками, сподобимся мы муки. Кто во Христе, тот новая тварь [ 2Кор. 5:17 ]. Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» [ Мф. 8:12 ]. 24]. Мф.8:17 . «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» " Немощи немощных носите ( Рим. 15:1 ), и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Часто придется тебе в жизни иметь столкновение с немощными и волею или неволею носить их немощи. Носи их волею и с терпением, без ропота, без неудовольствия и горьких выражений, имея в виду Христа, Мздовоздаятеля, Который Сам понес на Себе немощи всего мира. Той недуги наши прият и болезни понесе ( Ис. 53:4 ; Мф. 8:17 ). Должни есмы мы сильнии по сану, по власти, по уму и образованию, по имуществу, по положению в свете и по силе физической – немощи немощных носити и не себе угождати: ибо и Христос не Себе угоди ( Рим. 15:1, 3 ). Плотский, ветхий человек твой будет требовать настойчиво, чтобы ты угождал только себе и чтобы ты не носил немощи немощных, чтобы не беспокоился, не тратился для них, не терпел их при себе, но ты отнюдь не слушай его, а стремись с усердием исполнить закон Христов, твердо веруя, что за исполнение его тебя ожидает венец бессмертия» 568].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Древний город Ниневия, нечестивый и полный обмана, жаждал господства и власти (2,12; 3,1.4), что проявлялось в беспощадной жестокости его захватнических войн. Ниневия подвергается суду также за нечестие в торговых делах и стяжательство (2,12; 3,16). Наум утверждает неотвратимость Божественного отмщения и возмездия (1,8.10.14.15; 2,10; 3,7–15). Земная власть, бросающая вызов Богу, не сможет избегнуть Его суда. Осуждение, однако, не есть последнее слово Господа. Акт возмездия является также и актом искупительного суда, и проявлением Его любви к Своему народу, и верности заключенному с ним завету (1,15; 2,2). Бог сокрушает силы хаоса, чтобы воссоздать новый мир свободы, покоя (1,13) и благоденствия. Он знает надеющихся на Него и по отношению к ним Он благ (1,7). Предсказание Наума отличается, во-первых, тем, что пророк не упоминает ни грехов собственного народа, ни ожидающийся над ним суд, во-вторых, тем, что его взор неукоснительно обращен на врагов Иудеи. Содержание I. Название (1,1) II. Судья Ниневии, справедливый и милосердный (1,2 2,2) А. Ревность и могущество Господа (1,2–8) Б. Горе нечестивым и утешение Иудее (1,9–14) III. Ниневия бессильна перед армией Господа (1,15 2,14) А. Благая весть Иуде (1,15 2,2) Б. Ниневия захвачена и разграблена (2,3–10) В. Сила Ниневии сломлена Господом (2,11–13) IV. Неотвратимость разрушения Ниневии (3,1–19) А. Плач о гибели нечестивого города (3,1–7) Б. Подобная судьба Фив (Но-Аммона) (3,8–17) В. Неизбежность Божественного суда (3,18.19) Глава 1 1:1 Название. См. Введение: Особенности содержания и темы 1:2–14 Описание Господа как вселенского Судии, обладающего властью вершить Свою волю. Суд Божий несет уничтожение нечестивым и избавление Его народу (19–14). 1:2–3 Противление власти Господа вызывает его Божественный гнев и завершается справедливым возмездием. Когда Бог вершит Свой суд, открывается раздел между справедливым и безбожным; один получает утешение, а для другого настает час ужаса. 1 ревнитель. Ревность Божия требует безраздельной верности и обнаруживает себя в гневе, направленном на любое отвержение Его Самого и Его господства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Плач о Моавитянах (15:5, 16:9, 11) напоминал ему плач Исаии о Самарии (22:4, 28:1). «Элегию о Моавитянах пророк предваряет эле­гию о Самарии», – говорит Гитциг. Из пророче­ства о Моавитинах в 16-й гл. Фюрст выделяет первые 6 стихов, не объясняя причины этого. По­следнее, кажется, можно найти у Эвальда. Он признал первые шесть стихов 16-й главы «под­делкой» под дух и характер речей Исайи, так как они сходны с Ис. 29, 20 . Из дальнейших примеров увидим, что такие «подделки» нуж­но признать почти в каждом стихе пророчества о Моавитянах. А потому, вместо подделок, сходст­во нужно объяснить принадлежностью Исайи проро­честву о Моавитянах. Что же значит выражение пророка о «давнем» пророчестве? Оно, действительно, указывает на «дав­нее» пророчество, только не Ионы или другого «не­известного» пророка, а пророка Моисея. Как в 12 главе Исаия повторяет песнь, находящуюся в 15 гл. книги Исход, так здесь повторяется пророчество, находящееся в 21 и 24 гл. книги Чисел. На это сходство двух пророчеств указывают и имена Мо­авитских городов Беер-Элим Ис. 15, 8 = Чис. 21, 26 , Есевон Ис. 15, 4 .= Чис. 21, 28 , Ар-Моав Ис. 15, 1 = Чис. 21, 28 . Тоже подтверждают и черты древности языка рассматриваемого пророче­ства, замеченные Эвальдом. Пророк вспоминает древнее пророчество о падении Моавитской земли и определяет время исполнения его. Вот значение замечания пророка в 16, 13–14. ст. Подлинность пророчества Исаии о Моавитянах подтверждается и сходством содержания и выраже­ний, встречающихся в 15–16 главах с неоспоримо-подлинными речами Исайи. Так в 15 главе: а) Пророк подробно перечисляет города Моавитские, которые будут опустошены и будут рыдать ( Ис. 14:1–2, 4–5 ). Подобный обычай, по замечанию Клейнерта, свойственен Исайе, и часто встречается в его речах ( Ис.10:9, 28–32 ). б) Жители всех этих городов будут горько плакать от тяжкого бедствия, настигнувшего их. Радость и веселие исчезнут ( Ис. 15:2–1, 8, 16:7,10 ). Также точно пророк описывает будущее бедствие Иудеев и Филистимлян ( Ис. 13:25, 10, 30:14, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2. В Книге пророка Иезекииля встречается видение царя Тира («Слово начальствующему в Тире», «Плач о царе Тирском»). В этом видении описывается могущества царя, возжелавшего стать равным Богу, и гибнущего от ужасного огня. При этом царь называется «помазанным херувимом», «херувимом осеняющим». Такое наименование уникально в Библии, поскольку ангельское достоинство придается языческому правителю. В святоотеческих толкованиях этот отрывок рассматривается вместе с «победной песнью на царя Вавилонского» пророка Исайи. Этот отрывок многие Святые Отцы относят к падшему ангелу, бывшему в чине херувима, но восставшему против Бога и низверженному с небес. Видения Иезекииля рассматривалось и как прообраз возвышения и падения антихриста. Иез.28:1-19 («Слово начальствующему в Тире», «Плач о царе Тирском»). (1) И было ко мне слово Господне: (2) Сын человеческий! Скажи начальствующему в Тире : так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей », и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум свой наравне с умом Божиим, — (3) вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; (4) твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; (5) большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, — (6) за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, (7) вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красоты твоей мудрости и помрачат блеск твой; (8) низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. (9) Скажешь ли тогда пред твоим убийцею: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? (10) Ты умрешь от руки иноземцев смертью необрезанных; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. (11) И было ко мне слово Господне: (12) Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.

http://azbyka.ru/apokalipsis/osnovy-prav...

3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, 586 потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). 587 О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни. – Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010