Ряд исследователей (Д. Р. Хиллерс, Бо Джонсон, И. Вейнберг и др.) продолжают настаивать на принадлежности всех глав книги одному автору. Местом создания И. п. многие считают Иудею ( Hillers. 1992; Вейнберг. 2005. С. 171-172), или более точно - Иерусалим ( Westermann. 1994. P. 105), на том основании, что описание катастрофы могло быть составлено только ее свидетелем. Нек-рые ученые не исключают возможности создания И. п. в Вавилонии ( Дьяконов, Коган. 1998. С. 88). Жанр И. п. принадлежит к жанру плачевных песней ( Благовещенский. 1899. С. II-III), развившемуся в Др. Израиле из торжественного плача по умершим. Этот древний обычай описан в повествовании о смерти патриарха Иакова (Быт 50. 3, 4) и широко распространился во времена установления монархии. Так, плачи на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1. 17-27) и на смерть Авенира (2 Цар 3. 33-34) принадлежат царю Давиду. Прор. Иеремия составил плачевную песнь на смерть царя Иосии (2 Пар 35. 25). С течением времени поводом для создания таких песней стали общенародные бедствия (ср.: Пс 77; 88; 142; Ам 5. 1-17; Иер 9. 10, 17; Иез 19. 1-14; 26. 15-21). Возможность отнесения И. п. к античному жанру элегии, обсуждавшаяся в научной лит-ре XIX в., оспаривается. Несмотря на грустное настроение, преобладающее в книге, скорбь не становится отчаянием, автор говорит о надежде на буд. восстановление. К жанру элегии И. п. нельзя отнести еще и потому, что в местах, где пророк упоминает о врагах и молит об отмщении, тон плача становится гневным (Плач 3. 64-66). Значительную часть И. п. составляет дидактика (Плач 3. 22-40), что также несвойственно произведениям элегического жанра ( Благовещенский. 1899. С. 20-21). Характерной особенностью И. п. является смешение элементов жанров индивидуального и коллективного плачей. Смена говорящего даже в одной песни может происходить неск. раз. Речь ведется либо от 1-го лица, персонифицированного Иерусалима (Сиона; Плач 1. 12-16, 18-22), либо от автора (Плач 2. 11-17; 3). Обычай составлять плачевные песни широко распространен на древнем Ближ. Востоке. В качестве параллельного материала для исследования часто привлекают месопотамские тексты, прежде всего шумер. плачи о разрушенных городах Уре, Ниппуре, Эриду и Уруке (ANET. P. 611-619). С. Н. Крамер полагал, что И. п. отражает традицию, «начатую в Шумере 4000 лет назад» ( Kramer S. N. Lamentation over the Destruction of Nippur//Eretz-Israel. Yerushalayim, 1969. Vol. 9. P. 89; ср.: Kraus. 1968. S. 9-11). Однако эти параллели можно объяснить не только влиянием месопотамской литературы, но и общностью темы - тяжелой участью людей, оказавшихся в осажденном городе ( McDaniel. 1968. P. 198-209). Поэтика

http://pravenc.ru/text/293616.html

Из представленного нами изложения содержания книги Плач нетрудно видеть, что предметом ее служит разрушение Иерусалима и храма халдеями при последнем Иудейском царе Седекии. Состояние города и государства до – и после описываемой в книге Плач катастрофы и самая катастрофа изображаются в книге такими чертами, что в них нельзя не узнать картины последних дней Иерусалима. Народ безусловно полагается на политику царя и князей (Ил.2:6, 9; 4:7, 8, 20. Ср. Иер.37:2, 15; 38:5 , и мн. др.). Последние поддерживаются в своей политике искусными убеждениями ложных пророков (Пл.2:14; 4:13. Ср. Иер.6:13, 14; 8:11; 14:13; 23:14–19 ). Результатом политики придворной партии является осада (Пл.4:18 и др. Ср. Иер.39:1 и д. 52:3 и д. 4Цар.25:1 и д.). В осажденном городе возникает ужасный голод (Пл.1:19; 2:19; 4:4, 5, 9, 10. Ср. Иер. 37:21; 38:9; 52:6 ; 4Цар.25:3 ; Вар.2:3 ), сопровождающийся большой смертностью (Пл.1:19; 2,19; 4:9. Ср. Иер.38:2 ). Союзники изменяют Иерусалиму и переходят на сторону врагов (Пл.1:2, 19; 4:17. Ср. Авд. 11 и д. Иез.25:12 и д. Пс.136:7 ). После долгой осады город наконец взят, враги с шумом врываются во святилище и оскверняют его кровью убитых (Пл.1:2, 10; 2:1, 6, 7, 20. Ср. Пар.36:17). Городские стогны разрушены, укрепления срыты, храм сожжен и все драгоценности его вывезены в страну победителей (Пл.1:4, 10; 2:2, 5, 7, 8, 9; 4:1, 14. Ср. 4Цар.25:9, 10, 13 и д. 2Пар.36:19 ; Иер.52:13, 14, 17 и д.). Вся недвижимая собственность перешла в руки врагов. Оставшиеся в стране влачат печальное существование. Они подавлены нищетой и обременены непосильным трудом. (Пл.1:14, 19; 5:2, 5 и др. Ср. 4Цар.25:12 ; Иер.39:10; 52:16 ). Иерусалим и вся страна в запустении (Пл.1:4; 2:15 и д. Ср. 2Пар.36:31 ). Народ Иеговы погружен в глубокую печаль. Напротив, в соседних народах бедствия Израиля вызывают лишь насмешки и чувство злорадования. (Пл.1:21; 2:16. Ср. Авд.11 и д. Иез.25:12 и д.; Пс.136:7 ). Все эти черты с очевидностью указывают на окончательное разрушение Иерусалима при Седекии. При всяком ином историческом понимании пришлось бы стать в противоречие с ясным смыслом текста книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

В безумстве своем она не узнавала Его и причиняла Ему бесчисленные оскорбления и издевательства, по перенесении которых знавшие Его не узнали Его, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих ( Ис. 52:14 )! И сама она, когда прошло безумство ее, не узнала Его ( Ин. 20:14 ), пока Он не позвал ее по имени ( Ин. 20:16 ). Узнав же голос Его, она вспомнила и прежний вид Его и обратилась к Нему всем сердцем своим. Не таково ли было твое первое обращение от безумства настоящей жизни?! Не вернул ли Жених твой Свое полное благоволение к тебе, не восстановил ли утерянное благородство твое и утраченную красоту твою, не возжелал ли Царь вновь доброты твоея ( Пс. 54:12 ) и не возвратил ли тебе радость общения Своего?! Поистине любовь Божия превосходит не только всякое слово, но и всякий ум. Кто был обижен? Он. А кто прежде пришел для примирения? Он же примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их ( 2Кор. 5:19 ). Вспомни, что сказал тебе Господь, когда застал тебя в прелюбодеянии: «Хотя ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне» ( Иер. 3:1 ). Одного только потребовал Он от тебя: впредь не грешить ( Ин. 8:11 ). Что же мы видим?! О, лучше было бы нам ослепнуть, чем видеть такое бесчестие Жениху. Еще недавно ты была невестою Христовой и твоей пленительной красотой непорочности любовался весь свет. Не только Жених, но целые сонмы святых Ангелов и святых душ с нетерпением ожидали вступления твоего в брачный чертог для бесконечного общения с Господом в радости и веселии. И вот все это внезапно рушится. Рушится буквально на глазах. И уже виден гнев Женихов и взоры отвращающиеся от тебя; слышен плач небожителей и недоумение смешанное со страхом овладевает ближними твоими, замечающими как помрачает Господь во гневе Своем дщерь Сиона и с небес повергает на землю красу Израиля (Плач Иерем. 2:1). Уже не щадит, не милует тебя Господь наш, а в пылу гнева Своего разрушает все укрепления твои – добродетели и подвиги иночества твоего (Плач Иерем. 2:2). Как огонь излил ярость Свою на самую скинию дщери Сиона (Плач Иерем. 2:4) – дух твой, и как цвет опаленный солнечным зноем, увядает духовное благолепие твое; подобно сухим листьям опадают помыслы и чувствования святые; растут на их месте, заменяя их, помыслы греховные, плотские и ощущения страстные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Содержание I. Суд Божий над Иудеей и Иерусалимом (1,1 24,27) А. Призвание пророка (1,1 3,27) Б. Символы, предсказывающие грядущее разрушение Иерусалима (4,1 5,17) В. Пророчества о горах израилевых (6,1–14) Г. Пророчество о грядущем конце (7,1–27) Д. Видение мерзостей в Иерусалиме и наказаний за них (8,1 11,25) Е. Пророчества о прегрешениях Израиля и Иерусалима (12,1 24,27) 1 . Два знамения (12,1–20) 2 . Слова Господни (12,21–28) 3 . Лжепророки и лжепророчицы (13,1–23) 4 . Последствия идолопоклонства (14,1–23) 5 . Пример виноградной лозы (15,1–8) 6 . Уподобление Иерусалима найденышу и неверной жене (16,1–63) 7 . Притча о двух орлах (17,1–24) 8 . Индивидуальное воздаяние (18,1–32) 9 . Плач о князьях Израиля (19,1–14) 10 . Обозрение истории иудейского народа и его будущего (20,1–49) 11 . Вавилон, меч Божий (21,1–32) 12 . Грехи Иерусалима (22,1–31) 13 . Притча о двух распутных сестрах (23,1–49) 14 . Притча о кипящем котле (24,1–14) 15 . Смерть жены Иезекииля (24,15–27) II. Пророчества о соседних народах (25,1 32,32) А. Суд над Аммоном (25,1–7) Б. Суд над Моавом (25,8–11) В. Суд над Едомом (25,12–14) Г. Суд над филистимлянами (25,15–17) Д. Суд над Тиром (26,1 28,26) Е. Суд над Египтом (29,1 32,32) III. Благословение Иудеи и Иерусалима (33,1 48,35) А. Иезекииль страж дома Израилева (33,1–33) Б. Пророчество о пастырях Израиля (34,1–31) В. Пророчество о Едоме (35,1–15) Г. Пророчество о горах израилевых (36,1–38) Д. Видение поля, усеянного сухими костями (37,1–14) Е. Соединение двух жезлов (37,15–28) Ж. Пророчество о Гоге и Магоге (38,1 39,29) З. Видение восстановленного Иерусалима (40,1 48,35) 1 . Устройство внешнего и внутреннего двора и ворот в храме (40,1–49) 2 . Святилище (41,1–26) 3 . Комнаты для священников (42,1–20) 4 . Возвращение славы Господней (43,1–27) 5 . Князь, левиты и священники (44,1–31) 6 . Священный участок земли (45,1–12) 7 . Наставления о приношениях (45,13 46,24) 8 . Жизнетворный поток из-под храма (47,1–12) 9 . Границы и распределение земли (47,13 48,29)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

выше объясн. на Пс.6:6 стр. 123–4); но прекращением язвы Господь избавил от ада и как бы вывел оттуда душу его, и снова оживил его, когда он уже сходил в могилу. 2-ю пол. ст. букв. в евр. (=сирск.) следовало бы перевести: «оживил меня из нисходящих в могилу», т. е. из мёртвых, назначенных к погребению=слав.-грек.-лат.: спслъ м низходщихъ въ ровъ (ср. Пс.27:1:5 ). Русск. пер. чтобы я не сошел в могилу букв. соответствует халдейскому и менее точно выражает мысль подлинника. Пойте гдеви, и исповдайте памть стыни 5. Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, к гнвъ въ рости и животъ въ воли вечеръ водворитс плачь, и затра радость. 6. ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость. 5–6. Но как опасность смерти, так и избавление, касались не самого псалмопевца лично, а всего народа: поэтому он приглашает всех благочестивых благодарить Господа хвалебными песнями (пойте Господу) и восхвалять память святыни Его, т. е. достойное благодарного памятования действие Святости Его, в которой соединяются и примиряются и бесконечная правда, карающая грешников, и бесконечное милосердие к кающимся, всепобеждающее праведный гнев Его и скоро ниспосылающее избавление от заслуженных наказаний (ср. Пс.85:11 ). Посему, представляя далее побуждение к прославлению Господа и изъясняя, в чем именно состояло вызывающее к прославлению достопамятное действие Святости Его, псалмопевец и говорит: ибо на мгновение, т. е. на весьма короткое время сравнительно с постоянным явлением благости гнев Его, а на всю жизнь благоволение Его: вечером водворится плач о постигшем наказании праведного гнева Его, а на утро уже следует радость о милостивом даровании избавления от заслуженного наказания. Так именно и было при указанных обстоятельствах написания псалма. Господь постоянно благоволил Давиду и вообще еврейскому народу в его царствование; за грех самомнения и гордости при исчислении народа Он наказал его царство губительною моровою язвою, вызвавшею всюду плач и глубокую скорбь раскаяния: но наказание Божие продолжалось лишь один день, а на утро, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

13. страхование Страхование более серьезная вещь чем кажется. Важно, что страховщики входят в сообщества страховых компаний, которые страхуют друг друга. Но наши страховщики экономически не тянут страхование рисков такого уровня как наводнение. 12. Ответ на 11., Люся: Вы наверное в другой компании трудитесь? Насчёт судов: они также предсказуемы, как и страховщики. Что их бояться? И ваше последнее высказывание: " ушёл " и " сама " - очень интригует, и доказать действительно трудно. Не сердитесь за шутку. 11. к.2 Соболев Ну по ОСАГО страховка очень низкая от 3 до 5 тыс.КАСКО в пределах 30-ти тыс.рублей.Вас же не насильно заставляют страховаться в РОСГОССТРАХЕ.Идите в другую компанию,а лучше спросите в мастерской в которой делаете ремонты,с которой компанией им менее проблемно работать.Даже по КАСКО повреждение бампера будет стоить порядка 40-тыс,а страхуем за 30.Не надо бояться судов,по суду страховку выплачивают полностью.А вот с соседями,я тоже белю потолки и клею.Это может случиться с каждым,ушёл на работу,а кран сорвало и никому не докажешь,что ты его сама не оставила открытым. 10. Re: Плач на тему страхования… Наводнение в Германии. Как показывают предварительные расчеты, общие экономические потери пострадавших от наводнения стран составят более 12 млрд евро, из них застрахованные убытки - 3 млрд евро. При этом разлив Эльбы в 2002 году нанес немецкой экономике ущерб в 11,6 млрд евро, из которых 1,8 млрд были покрыты за счет страховок, передает dpa. (с) финмаркет.ру 9. Ответ на 6., Субъект: Чтобы страховшик не обанкротился, собирается статистика, на базе которой рассчитываются суммы платежей страхуемых. Статистика штука коварная. Она работает в типовых ситуациях на однородной массе. Как только либо случай оказывается уникальным (специфический риск или большая сумма) или как только тренд резко меняется, страховики оказываютс яна грани банкротства. Представим себе, что народ действительно страховался бы на случай наводнения. Как бы рассчитывался страховой платеж? Исходя из существующей до сих пор статистики подъёма воды в Амуре. И если бы случилось то, что случилось, то страховщики просто не смогли бы выплатить.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/24/pl...

III. Похвала премудрости. В 3. 9 - 4. 4 говорится, что несчастья постигли Израиль, потому что народ оставил «источник премудрости» и не ходит «путем Божиим» (3. 13; ср.: Притч 2. 4; Иов 28. 12-28; Сир 24). Автор призывает: «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир» (3. 14-15). В Вар 3. 16-23 описываются группы людей, к-рые имеют власть и, по распространенному мнению, могут обладать мудростью, на самом деле ни они, ни их потомки не достигли мудрости («князья народов», богатые, жители Ханаана и Фемана). Не достигли мудрости и «исполины... искусные в войне», они погибли из-за «неразумия своего» (3. 26, 28). Единственный, Кто владеет премудростью,- Бог, Творец всего: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (3. 37-38). Премудрость - это закон (Тора), к-рый дает жизнь (ср.: Втор 30. 15-19) и счастье: «Счастливы мы, Израиль, потому что мы знаем, что благоугодно Богу» (4. 4; ср.: Втор 33. 29). В отличие от Сир 24, где рассматривается та же тема, В. применяет более общий подход к определению местопребывания премудрости (такой подход также в Книге Иова и в Книге Притчей Соломоновых). Автор отождествляет премудрость с законом (ср.: Втор 30. 11-13) и подчеркивает, что она обитает среди людей Израиля, тогда как Иисус, сын Сирахов, подчеркивает связь премудрости прежде всего с Иерусалимом и землей Израиля. IV. В заключительной части книги (4. 5-5. 9) - «псалме утешения» - плач о страданиях в изгнании из-за прошлых грехов сменяется выражением надежды на чаемое возвращение в землю отцов. Люди Израиля рассеяны, Иерусалим опустошен, и его враги торжествуют. Но все изменится: изгнанные вернутся в Иерусалим, к-рый обретет прежнее великолепие и станет городом, имя к-рому «мир правды и слава благочестия» (5. 4). Врагов Сиона ожидает поражение, а «Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (5. 9). Эта часть книги содержит мысли, характерные для т. н. Второисаии (Ис 40-55; см. ст. Исаия , книга) и Второзакония . Книга Плач Иеремии, возможно, повлияла на завершающую часть Вар. Если в 4. 9-29 Сион оплакивает беды, постигшие его жителей, то в 4. 30 - 5. 9 молитвенное восклицание выражает надежду на спасение и возвращение. Вар 5. 1-9 имеет сходство с Пс 11. Единство книги

http://pravenc.ru/text/154383.html

плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем. 1 Марофы. «Горький город» по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи. 13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей». начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5,10). дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима. 1 дары. Иначе: «приданое» ( 3Цар. 9,16 ) метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии. селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар. 4,21–23 ). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14). 1 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах ( 2Цар. 22,1; 23,13 ). См. 1,10 и ком. Глава 2 2:1–5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1, 2). Вторая приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1,2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4,5). 2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков ( Исх. 20,17 ; Рим. 7,8 ) и избавиться от него можно только полным перерождением. наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление ( Лев. 25,10.13 ). 2 в собрании. После плена земля будет перераспределена. 2:6–11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 - 4. 3); пророк обличает богослужение в Вефиле и Галгале (4. 4-13) и завершает свои слова призывом «приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (4. 12) и славословием Господа, Всемогущего Творца (4. 13). Затем следуют погребальный плач над Израилем и призыв к обращению к Богу (5. 1-17), предостережения против нечестивого богослужения (5. 18-27); слова против столицы Сев. царства (6. 1-14). В 3-й части описываются 5 видений А., к-рые служат подтверждением неизбежности предстоящего суда над Израилем: 7. 1-3 - саранча, пожирающая траву; 7. 4-6 - судный огонь, пожирающий море и землю; 7. 7-9 - Господь со свинцовым отвесом, обещающий уничтожить «святилища Израилевы» (повествование о видениях прерывается в 7. 10-17 описанием конфликта прор. А. со свящ. Амасией, служащим обоснованием предсказанного разрушения святилищ, к-рые не только не способствуют проповеди слова Господа, но и препятствуют его распространению); 8. 1-3 - корзина со спелыми плодами как образ Израиля, к-рый готов к суду-жатве (8. 4-14 - обоснование предстоящего суда); 9. 1-4 - Господь, стоящий над жертвенником, повелевает разрушить его, и никто не спасется от Господа, Судии Вселенной (9. 5-6 - третье славословие Творцу). В заключительной части книги дается объяснение предсказанного в 5 видениях конца как очистительного суда, в к-ром народ Израиля не будет уничтожен полностью (9. 7-10), обетование восстановления скинии Давидовой (9. 11-12), возвращения из плена и благоденствия Израиля (9. 13-15). Стиль книги Язык пророчеств А., яркий и поэтический, насыщен метафорами, гиперболами (2. 6-8; 3. 9-11; 4. 1-3; 5. 21; 6. 12-13), игрой слов (5. 5б; 8. 1-2), антитезами (2. 13; 5. 4-5, 24), что позволяет говорить об А. как о прекрасном ораторе. В 1-й и 2-й главах использованы числовые фигуры, напр.: «За три преступления и за четыре не пощажу его». Этот поэтический прием был распространен особенно в лит-ре мудрости (ср.: Притч 6. 16). В своей искусно сотканной речи А. обращается к жанру притчи (3. 3-6), мудрости (5.

http://pravenc.ru/text/пророк Амос.html

Мф.8:11 .  Глаголю же вам: яко мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небеснем. Пророк Исаия предсказал о вере во Христа и спасении язычников тако: «приидут к ней вси языцы» ( Ис.2:2 ). «Се дах тя в завет рода, во свет языков, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли» ( Ис.49:6 ). И Малахия: «зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). Почему и Богочеловек Иисус, взяв доказательство от веры язычника сотника, предъявляет приближающееся и начинающееся обращение языков и вхождение их в небесное царствие. Но вот как искусно и мудро в сем поступает! Чтобы не соблазнить Иудеев, и не показаться презирающим в законе Богу угодивших, не сказал: многие языки уверуют и наследят царствие небесное, но: «мнози от восток и запад приидут». Потом упоминает о Аврааме и Исааке, и Иакове, показывая что они наслаждаются царствием Божиим, но что и язычники, с ними сообитая и совозлежа, будут причастниками Божией славы. Сицевым образом предрасположив слушателей, и всякий повод к обвинению Его от них отъяв, сюда же присоединяет и остальную часть своего пророчества: Мф.8:12 .  Сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом. Язычники, уверовавшие в таинство воплощения Сына Божия, наследят царствие небесное: Израильтяне же не уверовавшие изгнаны будут во тьму кромешную. Сынами царствия называет Израильтян, поелику их «бяше всыновление и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования, ихже и отцы, и от нихже Христос по плоти» ( Рим.9:4–5 ). О сих-то Бог чрез Моисея глаголал: «ты же возглаголеши Фараону: сия глаголет Господь: сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ). А чрез Исаию: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася» ( Ис.1:2 ). Но вместо Израильтян, отвергшихся веры, приведены обратившиеся в веру язычники. Сие-то есть то таинственное восстановление, о коем говорит пророк Осия: «и помилую непомилованную, и реку не людям Моим, людие Мои есте вы: и тии рекут, Господь Бог наш Ты еси» ( Ос.2:23 ). Богоглаголивый же Апостол тех (Иудеев) падение называет спасением языков: «неверием отломишася, ты же верою стоиши» ( Рим.11:20 ). Приметь, что, понеже упомянул Он о тьме кромешной (или внешней), где плач и скрежет зубом, то есть, следовательно, и другая тьма, хотя вечная же, но легчайшая и внутреннейшая. Посему, якоже в дому Бога и Отца обители суть многи, то есть, многие чины и степени славы и блаженства: тако и во аде суть многие разделения наказаний и мук. Отсюда же научаемся, что ни спасаемые все равною мерою славы наслаждаются, ни мучимые все тожде подъемлют мучение: но каждому Бог разделяет меру славы или мучения, по мере веры и дел его. О сем Господь предрекши и сказавши, вступает в другую речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010