Л. Анисов XV глава Став московским архипастырем, владыка, как и в Твери, принялся с энергией за дело обучения народа важнейшим истинам веры и нравственности. Лучшим средством для достижения поставленной задачи являлись, конечно, школы. Но их было мало. Ввиду этого, владыка Платон требовал, чтобы прихожане сами обучали своих детей знать молитву Господню «Отче наш», « Символ веры », десять заповедей. Так как многие из родителей оказывались несведущими даже в начатках Закона Божия, владыка побуждал приходских священников старательно уяснять им при всяком удобном случае наиболее существенные христианские истины. – Долг служителей Иисуса Христа столь есть необходим, что они и тогда обязаны небесную истину проповедовать неослабно и с дерзновением, когда бы она была пренебрегаема, осмеиваема, когда была бы гонима, – говорил он. Сам отличный в свое время катехизатор при Славяно-греко-латинской академии, владыка Платон сознавал пользу живых бесед. Вступив на Московскую кафедру, он дал предписание открыть публичное толкование катехизиса в семи наиболее многолюдных церквах в разных концах Москвы. Трудно было найти достойных пастырей, соответствующих своему назначению. Духовенство в большинстве случаев было малознакомо не только с высшими науками, но и вообще с науками, даже с самыми необходимыми для священника. Уровень подготовленности духовенства в столичных храмах не отвечал самым снисходительным требованиям. Чтобы неученые священнослужители могли говорить в церквах проповеди, для них издали печатные поучения. Что же говорить о сельских священниках! «Как-то, объезжая епархию, архиепископ Платон остановился в одном селе. Священник, простодушный и малограмотный, желая угодить преосвященному, принялся читать на литургии проповедь, некогда сказанную владыкой и напечатанную теперь. Читал он с трудом, не понимая подчас написанного, делал не там ударения. Надо ли говорить, как могла звучать проповедь прежде, в устах автора. Теперь владыка не узнал ее. – Какой это дурак писал? – спросил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXIII глава Екатерина II давно пришла к окончательному выводу, что спасти государство, вывести его из внутреннего кризиса может только война, которая направит всё накопившееся недовольство на внешнего врага. Впервые она заговорила об этом с французским посланником Сегюром, когда во Франции начались народные волнения. Но посланник, по понятным причинам, не поддержал эту тему. У императрицы был свой опыт (Россия в ту пору вела две войны), и потому она продолжала настоятельно рекомендовать военное решение внутренних французских проблем 228 . Подталкивая Людовика XVI к войне с Голландией, Екатерина II руководствовалась и собственными интересами. Крушение Франции от внутренних неурядиц нарушило бы сложившееся в Европе относительное равновесие и привело бы к опасному усилению Англии и Пруссии, проявлявших откровенную враждебность к России. Вот почему озабоченность внутренними делами Франции была у императрицы совершенно искренней. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Грянул 1789 год. В Париже, 17 июня, палата третьего сословия объявила себя Национальным собранием, то есть верховным органом власти в стране. Было провозглашено: «Национальное собрание решает и декретирует». Попытка встревоженного таким поворотом событий Людовика XVI распустить Собрание успеха не имела. 14 июля, утром, многотысячная толпа горожан захватила Дом инвалидов и вынесла из его арсеналов 28 000 ружей и 5 пушек. К полудню под ружьем было уже 60000 парижан, устремившихся на штурм Бастилии. «Революция во Франции совершилась, и королевская власть уничтожена», – сокрушенно сообщал русский посланник Симолин 19 июля 1789 года в Петербург. Говоря об «уничтожении» во Франции королевской власти, Симолин, конечно же, погорячился. После 14 июля 1789 года Людовик XVI сохранял за собой трон еще более трех лет. Ученица Вольтера, Екатерина II тогда вынуждена была согласиться с утвердившимся среди иерархов Русской Православной Церкви мнением об ответственности просветителей, идейно подготовивших революцию, хотя и пыталась оправдать их. «Французские философы, которых считают подготовителями революции, ошиблись в одном, – писала она Гримму в декабре 1793 года, – в своих проповедях они обращались к людям, предполагая в них доброе сердце и таковую же волю, а вместо того учением их воспользовались прокуроры, адвокаты и разные негодяи, чтоб под покровом этого учения (впрочем, они и его отбросили) совершать самые ужасные преступления, на какие только способны отвратительнейшие в мире злодеи. Они своими злодеяниями поработили себе парижскую чернь; никогда еще не испытывала она столь жестокой и столь бессмысленной тирании, как теперь, и это-то она дерзает называть свободой!» 229

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXI глава 24 декабря 1785 года Высочайшим указом, присланным архиепископу Платону и московскому главнокомандующему графу Я. А. Брюсу, повелено было рассмотреть напечатанные в типографиях Н.И.Новикова книги сомнительного содержания. Владыке также вменялось «произвести испытание» литератора в Православии. В глазах Екатерины II издатель знаменитых сатирических журналов, один из виднейших масонов, Новиков был личностью одиозной. Около 1785 года он наладил контакт с берлинскими теософами и сделался в Москве начальником так называемых мартинистов. Императрица, опасаясь вредных тайных замыслов этого общества, запретила ложи, но, зная, что масоны не перестают работать, тайно собираются в домах, проповедуют, обращают, внутренне досадовала и велела московскому градоначальнику наблюдать за ними. Некоторые обстоятельства умножали ее подозрения. Во-первых, один из мартинистов, или теософических мистиков, архитектор В.Баженов написал из Санкт-Петербурга к своим московским друзьям, что он, говоря о масонах с великим князем Павлом Петровичем, удостоверился в его добром о них мнении. Государыне вручили это письмо. Она могла думать, что масоны или мартинисты желают преклонить к себе великого князя и сделаться его опорой. Во-вторых, Новиков вел переписку с прусскими теософами, в то время когда двор Екатерины II был в явной вражде с берлинским. Вот почему ей нужны были аргументы для пресечения деятельности Новикова. Становилось очевидным: владыке Платону и Брюсу надлежало их отыскать и сформулировать. И сделать это должен был, прежде всего, владыка, авторитет которого был велик 215 . По согласованию между архиепископом Платоном и главнокомандующим Брюсом цензорами избраны были с духовной стороны архимандрит Серапион и игумен Моисей; а с гражданской – полицеймейстер Годеин. Первым предписано «освидетельствовать книги, выходящие из вольных типографий, где что-либо касается до веры или дел духовных и наблюдать, чтоб таковые печатаны не были, в коих какие-либо колобродства, нелепые умствования и раскол скрываются» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XX глава Мысль об уходе «на покой» не оставляла его последние годы. Владыка чувствовал влечение к уединению. Сказывались болезни и то, что в свои сорок шесть лет «начал скучать он правлением епархиальных дел» и не потому, что дела отягощали или паствою был недоволен. Нет! К трудам он был привычен и паствою любим. Но, как писал владыка, «некоторые в главной его команде или завистью подстрекаемы... или... приметя, что императрица, по некоторым... внушениям... немало уменьшила своей благосклонности ... начали по команде причинять архиепископу многие затруднения, досады, приказные привязки и добрых его намерений и дел в худую сторону толковать». Он «скучал борьбою» с обстоятельствами и людьми как в самой епархии, так и при императорском дворе и в Синоде, где нередко должен был выслушивать превратное толкование своих слов и дел. Известно, на него были доносы, даже оскорбительные, уничтожавшиеся, впрочем, сами собою. В конце 1782 года владыка Платон вновь уведомил императрицу о своем желании уйти на покой. О том же сообщил и цесаревичу. Великий князь Павел Петрович тотчас отозвался письмом. «Намерение ваше оставить место свое не только меня удивило, но и опечалило, как любящего свое отечество и как друга вашего; я нахожу его и с той и с другой стороны осудительным, – писал он своему наставнику. – В необыкновенном течении вещей качества душевные показываются, а при трудностях, где они испытываются – тут прямое их достоинство и цена им узнаются. Извините, если противоречу вам; но к сему долг меня обязывает. Если чему-либо научило меня путешествие, то тому, чтоб в терпении искать отрады во всех случаях... Не знаю, преуспею ли в моем предприятии отвратить вас от вашего намерения; но иного во мне быть не может, как сообразного вашему добру, ибо вас люблю и есмь ваш верный друг». Пришел ответ и от императрицы. На прошение владыки об отпуске в епархию и удалении от Синода навсегда в этот раз Екатерина II отвечала, что «он и без увольнения может быть свободным», поручив во время своего отсутствия управление епархией своему викарию Амвросию 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

Назначение Н. обер-прокурором Синода было единственным в XVIII в. примером определения на данную должность синодального чиновника. Вероятно, в это время имп. Екатерина II Алексеевна перестала опасаться синодальной и вообще церковной оппозиции. Н. удалось, не проявляя особых инициатив, сохранить доброжелательные отношения как с синодалами, так и со светской властью, иногда устраняясь от серьезных церковных дел. При этом Н. принимал некоторые меры, касавшиеся упорядочения церковного управления. Наиболее известным в его бытность обер-прокурором оказалось дело, связанное с доносом вятского кафедрального прот. Евсигния Тукмачёва на еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) . 2 янв. 1786 г. Тукмачёв направил Н. прошение, в к-ром писал, что он недоволен своей карьерой и считает, что его способности были бы оценены лучше в гражданском ведомстве. Он просил о снятии сана и пожаловании соответствующего гражданского чина. В ответ Синод поручил еп. Лаврентию проверить состояние психического здоровья Тукмачёва. 26 февр. 1787 г. архиерей сообщил, что никакого помешательства у протоиерея, пользующегося значительными привилегиями, не заметил. В ответ Тукмачёв обвинил еп. Лаврентия в утаивании казенных сумм - средств на строительство и восстановление после пожара архиерейского дома и соборных денег, предназначенных для семинарии. 4 окт. 1788 г. Н. направил генерал-прокурору кн. А. А. Вяземскому представление с запросом о необходимости возвращения всех средств в казенную палату. Решение Вяземского было направлено скорее в пользу Вятских архиереев - еп. Лаврентия и его предшественника архиеп. Варфоломея (Любарского) : хищения с их стороны не усматривалось. Н. довел эти сведения до Синода и предложил сделать финансовую отчетность более строгой. Еще в 1782 г. императрица отвергла ходатайство архиепископов С.-Петербургского Гавриила (Петрова) и Московского Платона (Левшина) об упразднении отчетности по ремонтным работам и покупке церковной утвари, но этот указ не был доведен до епископата. Поэтому 26 марта 1789 г. по предложению обер-прокурора и на основе именного указа имп. Петра I (от 10 мая 1723) Синод предписал епархиальным архиереям незамедлительно присылать копии с получаемых ими именных указов и ежемесячно уведомлять об исполнении предписаний. Стремлением улучшить делопроизводство можно объяснить и более раннее предложение Н. (1786) о том, чтобы служащие консисторий собственноручно заполняли данные в годовых ведомостях.

http://pravenc.ru/text/2564758.html

После восстановления порядка императрица хотела или делала вид, что хочет понять причины бунта: был ли он поддержан или спровоцирован каким-либо иностранным государством в целях ослабления Российской империи? Такая гипотеза была выдвинута в ее окружении еще в 1772 году, когда участие в движении стали принимать мусульманские народы юга России. Это могло навести на мысль, что Турция, воевавшая с Россией, хотела таким образом заставить Екатерину перенести все внимание на эти неспокойные районы, а то и перебросить сюда войска с турецкого фронта. Идея показалась правдоподобной, когда в руки русским властям попали письма, направленные султану пресловутой княжной Таракановой 152 , выдававшей себя за внебрачную дочь императрицы Елизаветы Петровны 153 . Автор писем убеждала султана не вести мирные переговоры с Россией, которая, как она писала, ослаблена и будет слабеть все больше из-за восстания Пугачева. Известно, что за спиной этой авантюристки действовали поляки во главе с князем Карлом Радзивиллом, который пытался сделать ее кандидатом на трон вместо «узурпаторши». Так вот, ее советы давали основания полагать, что Турция или какие-нибудь поляки могли быть зачинщиками этого движения 154 . Пали подозрения и на Францию, поощрявшую турок к сопротивлению растущей мощи России. Дипломатия герцога Шуазеля, министра иностранных дел Людовика XV, спровоцировала нападение Порты на Россию в самое неблагоприятное для Петербурга время, когда императрица была занята польскими делами. А когда в России разгорелся пугачевский бунт, та же французская дипломатия заняла весьма двусмысленную позицию в отношении главаря бунта. У Екатерины была информация о якобы имевших место попытках установления контактов между французами и Пугачевым, а также об участии нескольких французских офицеров в боевых действиях на стороне мятежников 155 . Теперь, после расспросов Пугачева на следствии, императрица убедилась (так она утверждала) – ни одна страна не участвовала в создании этой проблемы в России. Екатерина II призналась в этом Вольтеру. «До сих пор нет ни малейшего следа, что он был инструментом в руках какой бы то ни было державы, – писала она ему. – Надо полагать, что г-н Пугачев – изрядный разбойник, а не слуга чей-то» 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Ученые и подвижники. Часть 1 Митрополит Евгений (Болховитинов) История Русской Церкви как отдельная отрасль исторической науки начинается в XIX веке. В Древней Руси, с ее специфическим летописным взглядом, история церковная не отделялась от гражданской, а XVIII столетие, с его огромным интересом и весьма серьезными трудами по светской истории, не внесло существенного вклада в разработку истории церковной в значительной мере из-за своего рационалистического пафоса. Отдельные исследования как русских, так и иностранных ученых, сохранившиеся в рукописях, остались известны лишь узкому кругу специалистов. Первой систематической работой на эту тему в России была «Краткая российская церковная история» митрополита Московского Платона (Левшина), изданная в 1805 году. Несомненными достоинствами ее были критическое отношение к достоверности исторических источников и особый дар исторического прозрения у автора. Следующим крупнейшим трудом по истории Русской Церкви стала работа, не утратившая своего значения вплоть до недавнего времени. Это «История Российской иерархии» (М., 1807–1815), задуманная замечательным деятелем русской церковной историографии митрополитом Евгением (Болховитиновым), осуществленная его энергичным и деятельным помощником, префектом Новгородской семинарии иеромонахом Амвросием (Орнатским), впоследствии епископом Пензенским, а затем, после смерти последнего, вновь отредактированная и частично переизданная самим митрополитом Евгением. Митрополит Евгений (Болховитинов) родился в 1767 году в Воронежской губернии, в семье бедного священника. Оставшись в 10 лет сиротой, Евфимий, как его звали в миру, поступил в архиерейский хор, затем в Воронежскую семинарию. В 1785 году он был послан в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. Хотя академия тогда и входила в единую систему духовных школ вместе с Московской духовной семинарией, но, будучи исторически первым высшим учебным заведением России, сохраняла некоторую широту и универсальность образования, а также традиции классической школы, заложенные еще братьями Лихудами.

http://pravoslavie.ru/30861.html

Первой леди Кипра представили Московскую Православную классическую гимназию им. митрополита Платона (Левшина) 27 февраля, 2015. Новостная служба Первая леди Кипра высоко оценила Духовно-социальный центр им. митрополита Платона (Левшина). 27 февраля. ПРАВМИР. 26 февраля в Православной классической гимназии им. митрополита Платона (Левшина) при Московском Николо-Перервинском монастыре встретили первую леди Кипра Андри Анастасиади и супругу российского посла на Кипре Стеллу Осадчую. В гимназии, рассчитанной на 250 учеников, помимо прочих дисциплин изучают греческий язык, который на Кипре является одним из двух государственных, сообщает Пресс-служба группы компаний «Новард» «Учиться у нас могут все желающие получить качественное светское образование по самым современным методикам. Но главной задачей является духовное воспитание детей через изучение православия. Особое внимание в учебном процессе уделяется греческому компоненту. Греческий язык вводится как второй обязательный с пятого класса, истории и культуре Греции посвящаются уроки, различные мероприятия, экскурсии.  Прошлым летом для наших детей был организован отдых в летнем лагере в Греции, там у них появилось много друзей. Надеемся, что в будущем у них появятся друзья и на острове Кипр», — рассказала директор  Православной классической гимназии  им. митрополита Платона Инна Медведева. Супруге президента Кипра представили не только уникальную православную гимназию, но и приют для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, рассчитанный на 54 воспитанника. Духовно-социальный центр был создан при финансовом и организационном участии Группы компаний «Новард» (в частности, дочерней девелоперской компании «Сити- XXI век») и субсидирован Правительством Москвы. Первая леди Кипра высоко оценила Духовно-социальный центр им. митрополита Платона (Левшина). Участники встречи рассмотрели возможность сотрудничества с православной гимназии на Кипре. Учебные заведения могли бы стать побратимами. «Я хотела бы поблагодарить ребят и персонал гимназии за всю работу, которую они проводят, — сказала в завершение встречи Андри Анастасиади. –  Мы приглашаем вас посетить Кипр, чтобы вы своими глазами увидели культурные памятники и познакомились с теми традициями, о которых сегодня рассказывали, а также пообщались с носителями греческого языка».

http://pravmir.ru/pervoy-ledi-kipra-pred...

Духовно-социальный центр при Николо-Перервинской обители победил в национальном конкурсе недвижимости 22 октября, 2014. Новостная служба Духовно-социальный центр им. митрополита Платона – пример нового строительства с сохранением исторически ценного фасада здания. 22 октября. ПРАВМИР. Проект Духовно-социального центра имени митрополита Платона (Левшина) с приютом для детей-сирот при Николо-Перервинской обители победил в национальном этапе всемирного конкурса FIABCI Prix d’Excellence в номинации «Общественный сектор». FIABCI Prix d’Excellence – конкурс реализованных девелоперских проектов в области жилой и коммерческой недвижимости, — сообщает РИА Новости Одна из крупнейших наград в сфере недвижимости проводится раз в год. «От всей души благодарим патриаршее подворье Николо-Перервинского монастыря, всех коллег, с которыми мы работали над проектом. Они вложили не только все свои силы, но и душу в этот объект, которым можно по праву гордиться. Надеемся, что в центре имени митрополита Платона дети обретут главное – крепкую духовную основу, которая позволит им стать достойными членами общества», – передает СИНФО слова Антона Борисенко, генерального директора компании «Cumu-XXI век», участвовавшей в реализации проекта. Духовно-социальный центр им. митрополита Платона – пример нового строительства с сохранением исторически ценного фасада здания. В борьбе за победу в номинации «Общественный сектор» обычно принимают участие больницы, аэропорты, образовательные учреждения, театры, библиотеки. Выиграв в этой номинации, духовно-социальный центр получил возможность побороться за победу в следующем этапе конкурса – на мировом уровне. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 марта, 2023 28 декабря, 2022 9 февраля, 2022 17 июня, 2021 24 мая, 2016

http://pravmir.ru/duhovno-sotsialnyiy-ts...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010