Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНОСИН БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный (с 29 дек. 1999), в дер. Аносино Истринского р-на Московской обл., учрежден в июне 1823 г. Основательница и первая настоятельница - игум. Евгения (Мещерская Евдокия Николаевна, кнг., урожд. Тютчева; 18.02.1774 - 3.02.1837). Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. В 1799 г. в Звенигородском у. кнг. Мещерская приобрела в собственность c. Аносино, в мае 1810 г. по благословению митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) на средства кнг. Мещерской там был заложен каменный храм во имя Св. Троицы с 2 приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых князей Бориса (небесного покровителя покойного супруга княгини) и Глеба. Когда основные работы по возведению и росписи храма были завершены, Аносино в 1812 г. было разграблено франц. войсками, поэтому освящение храма состоялось лишь 4 мая 1822 г. В 1820 г. кнг. Мещерская устроила при храме жен. богадельню на 11 чел., в 1822 г. богадельне был придан статус жен. общежития во имя святых князей Бориса и Глеба.Тем же указом по благословению архиеп. Филарета (Дроздова), , кнг. Мещерская была утверждена попечительницей общежития. 4 июня 1822 г. иером. московского Покрова Пресв. Богородицы мон-ря Иона совершил первый в общине постриг 5 сестер в рясофор. «Правила о составе, зависимости и устройстве высочайше утвержденного Борисоглебского общежития» были составлены свт. Филаретом. Целью организации общежития являлось «доставление пристанища и приличного содержания... отягченным бедностью» женщинам. Все, что производилось сестрами, передавалось в «общую пользу общежития». 25 июня 1823 г. указом Святейшего Синода Борисоглебское общежитие было преобразовано в А. Б. м., кнг. Мещерская пострижена в монашество с именем Евгения, возведена в сан игумении и 18 сент. вступила в управление мон-рем. В нояб. 1823 г. игум. Евгения докладывала свт.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ.-12(24).04. 1852, Баден-Баден, Германия), поэт, переводчик. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи (после крещения - Е. Д. Турчанинова). Фамилию получил от восприемника при крещении холостого дворянина А. Г. Жуковского (грамота на дворянство Ж. получена в 1795). Воспитывался в семье Буниных, с 1792 г.- в тульском доме своей единокровной сестры и крестной матери В. А. Юшковой. Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) В 1797-1800 гг. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где приобщился к лит. деятельности (1-я публикация - стихотворение «Майское утро» (1797)). Испытал влияние личности директора ун-та И. П. Тургенева, подружился с его сыновьями Андреем и Александром, проникся общей атмосферой пансиона, где господствовали нравственно-религ. и лит. интересы, почитались сочинения европ. мистиков. В речах и стихотворениях, с к-рыми Ж. выступал на пансионских актах, отразилось увлечение идеями нравственного самосовершенствования, всечеловеческого единства и т. п. («Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»), «Добродетель» («От Света светов луч излился…») (оба 1798), «Мир» (1800) и др.). Одно из ранних стихотворений - «Платону неподражаемому, достойно славящему Господа» (1800) было откликом на «Слово на день Рождества Христова» Московского митр. Платона (Левшина) (Ж. присутствовал при его произнесении в Троице-Сергиевой лавре 25 дек. 1800). Окончив пансион с серебряной медалью, Ж. в течение 1801 г. числился на службе в московской Главной соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и А. Ф. Мерзляковым стал основателем «Дружеского литературного общества» (янв.-нояб. 1801). Целью об-ва было служение «истине и добродетели» посредством «изящной словесности», в его планы входили популяризация малоизвестных в России достижений европ.

http://pravenc.ru/text/182353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 7.11.1761, Гжатская пристань Верейского у. Смоленской губ. (ныне г. Гагарин) - 2.02.1815, Псков), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог. Род. в семье священника Троицко-Георгиевской ц. г. Вереи Алексея Сергеевича Смирнова. Каменный храм, построенный на месте старого в 1789 г., был разрушен в 50-х гг. XX в. Свящ. Алексей был командирован в «Комиссию для увещания» в Гжатскую пристань, где он служил в Богоявленской (Казанской) ц. (1734-1737), затем - в Александровском у. Владимирской епархии: в Николаевском храме с. Дерюзино и в Николаевской ц. с. М. Алексино (бывш. вотчины Троице-Сергиевой лавры ). В последнем храме (не сохр.) впосл. служил и брат М. свящ. Никита Смирнов, именем которого подписано соч. «История о достопамятном Флорентинском соборе, по части унии, каковая предпринята была для соединения Восточной церкви с Западною… из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула, собранная» (СПб., 1805). Митр. Евгений (Болховитинов) писал, что М. издал эту книгу «под именем родного брата» ( Евгений. Словарь. С. 71). По желанию своего отца, выпускника Троице-Сергиевской семинарии, М. учился в ней в 1774-1782 гг. По указанию Московского митр. Платона (Левшина) поступил в МДА и поселился в московском Греческом во имя святителя Николая Чудотворца монастыре для изучения греческого языка. Митр. Платон стал покровителем М. 25 дек. 1782 г. митр. Платоном пострижен в монашество и рукоположен во диакона. 10 февр. 1783 г. назначен префектом и библиотекарем семинарии, 25 дек. 1783 г. рукоположен во иерея и определен ректором, «богословия учителем» и соборным иеромонахом лавры. По окончании курса 22 авг. 1786 г. определен учителем греч. и евр. языков в лаврской семинарии. Истолковательное, догматическое и деятельное богословие преподавал на лат. языке. В лаврской церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов М. служил на греч. языке.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (13.10.1836 (1835?), г. Щигры Курской губ.- 12.11.1894, Москва), прот., д-р богословия, историк Церкви. Жизнь и служение Род. в семье священника. Окончил Курское ДУ, в 1856 г.- Курскую ДС, в 1860 г.- МДА со степенью магистра. Стал последним в истории академии студентом, получавшим (в 1858) стипендию Московского митр. Платона (Левшина) для лучших учеников и имевшим добавление к фамилии - Платонов. Он выделялся среди студентов своего курса и должен был окончить МДА 1-м магистром с оставлением на кафедре психологии. Но в последний момент этому помешал ректор архим. Сергий (Ляпидевский ; впосл. митрополит Московский), несправедливо заподозривший И.-П. в авторстве повестей (Современник. 1860. 3), в к-рых описывались события в МДА весной 1860 г. и неблаговидная роль ректора в них. 3 авг. 1860 г. по рекомендации проф. МДА прот. А. В. Горского И.-П. был приглашен в СПбДА на только что открытую кафедру церковной истории на должность бакалавра. 24 авг. 1863 г. рукоположен во иерея свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским; в 1874 г. возведен в сан протоиерея. 1 сент. 1863 г. назначен на должность законоучителя московского Александровского военного уч-ща. Состоял также законоучителем гимназии Л. И. Поливанова. С 5 сент. 1867 по 9 сент. 1870 г. был членом правления Заиконоспасского ДУ, с 3 мая 1871 по 25 авг. 1872 г.- членом правления МДС. 11 марта 1872 г. по инициативе ректора Московского ун-та С. М. Соловьёва И.-П. был избран экстраординарным профессором ун-та по кафедре церковной истории, 12 мая 1879 г. (1878?) - ординарным профессором. В университетских курсах значительное место отводил историографии христианства. Его опубликованные лекции по истории Церкви сохраняли значение и после смерти И.-П. Пользовался любовью и уважением студентов Московского ун-та и слушателей военного уч-ща за талант педагога и лектора. Помимо обязательных учебных часов устраивал богословские чтения у себя дома, на них присутствовали члены семьи С. М. Соловьёва. Много внимания уделял вопросам жен. образования. В 1865-1866 гг. читал публичные лекции в доме кнг. Голицыной, в 1883-1886 гг. вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории для женщин. Содействовал открытию в 1872 г. Высших жен. курсов при Московском ун-те. Им также была создана специальная б-ка по церковной истории в одном из залов Московской епархиальной б-ки.

http://pravenc.ru/text/200519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСМАЙЛОВ (Измайлов) Филипп Филиппович (1794, Москва - 27.11.1861, там же; в ПБЭ: 1794-1863; по данным Ш. А. Гумерова, 1797-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ (26 авг. 1831 - июль 1840), обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ (6 янв. 1841 - 20 окт. 1856), автор автобиографических сочинений, содержащих сведения по истории РПЦ и Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 1-й пол.- сер. XIX в. Род. в семье московского свящ. Филиппа Ивановича Исмайлова, служившего в ц. свт. Николая на Болвановке (в семье было еще 5 дочерей). Чтению, письму, начаткам древнегреч. и лат. языков и др. наук обучался дома, в 8 лет был отдан в Славяно-греко-латинскую академию (1802-1814). Когда И. было 10 лет, умерла его мать; детей взяла на воспитание 17-летняя старшая сестра. С 15 лет И. давал частные уроки. Особое предпочтение отдавал точным наукам, в МГУ слушал курс лекций физика П. И. Страхова. Учился в Перервинской ДС (1814-1816), где играл в студенческом театре, и в МДА (1816-1820), к-рую окончил со степенью магистра. Период жизни до 26 лет, «время воспитания и образования», И. описал в соч. «Взгляд на собственную прошедшую жизнь» (изд. в 1860), к-рое считалось «первым опытом автобиографии современного нам человека из духовного звания» ( Троицкий. 1860. С. 538). В книге содержится яркое и подробное описание домашнего уклада жизни московского священника на рубеже XVIII и XIX вв., духовных учебных заведений, а также событий 1812 г. Уйти в ополчение или в кавалерию И. помешало запрещение митр. Московского Платона (Левшина ; † 1812) вербовать учащихся духовных учебных заведений. Отец И. продолжал служение в Москве, детей отправил к родственникам во Владимирскую губ. И. рассказывает о жизни военного времени в подмосковных селах, в занятой французами Москве, в Троице-Сергиевой лавре , о разорении французами Москвы и ее восстановлении жителями города, о др. событиях. С симпатией И. отозвался о ректоре Перервинской ДС и ректоре МДА (1816-1819) еп. Калужском и Боровском Филарете (Амфитеатрове) . Служение в России

http://pravenc.ru/text/674987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Констанций I, патриарх К-польский. Фотография с портрета [Константий; греч. Κωνστντιος Α] (1768 или 1770, К-поль - 5.01.1859, там же), патриарх К-польский (6 июля 1830 - 18 авг. 1834), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский с именем Констанций II (1804-1859) и игумен Екатерины великомученицы мон-ря на Синае , богослов, историк, археолог. Начало церковной карьеры Род. на синайском подворье св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Балат, где постоянно проживал его дядя, архиеп. Синайский Кирилл I (1759-1790). Окончил народную школу прихода Ксилопорта, а затем Патриаршую школу в квартале Фанар. По завершении обучения принял монашество, был рукоположен во диакона и в 1787 (или 1788) г. сопровождал архиеп. Кирилла в Молдавское княжество для инспектирования мон-рей и подворий, принадлежавших Синайскому мон-рю. В Яссах К. продолжил образование, в т. ч. овладел франц. языком. Там на него обратил внимание главнокомандующий русской армией граф П. А. Румянцев-Задунайский; по его рекомендации в 1790 г. К. отправился в Киев, где было синайское подворье - киевский во имя вмц. Екатерины мужской монастырь , и поступил в КДА. В течение 4 лет К. прослушал полный курс обучения, изучил лат., рус. и церковнослав. языки и усовершенствовался в нравственно-аскетическом отношении. В 1794 г., по окончании академии, К. вернулся в К-поль и через год отправился в Каир на Джуванийское подворье Синайского мон-ря. В нач. 1796 г. он был вызван в К-поль, рукоположен во иеромонаха, а затем получил сан архимандрита и в 1797 г. был назначен игуменом греческого монастыря вмц. Екатерины в Киеве. В этой должности К. оставался до избрания в 1804 г. архиепископом Синайским, успев за 8 лет управления благоустроить киевский мон-рь. В Киеве К. начал заниматься археологией и историей, познакомился со мн. рос. учеными. К. пользовался расположением Московского митр. Платона (Левшина) . Высшее духовное начальство неоднократно привлекало К. в качестве посредника к переговорам с представителями Вост. Церкви. Избрание архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским

http://pravenc.ru/text/2057130.html

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Стефана Махрищского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Махрищского Год постройки:Между 1996 и 1997. Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, с. Махра Координаты: 56.269616, 38.680373 Проезд:На территории монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца В середине XVI века при игумене обители Варлааме, на пожертвования царя Иоанна Грозного, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви было начато строительство каменного собора. При копании рвов для фундамента нового храма были обретены мощи первоначальника Махрищской обители преподобного Стефана. Над мощами решено было возвести храм в честь преподобного, который и был воздвигнут в течение 1557-1558 годов. Эта церковь стала северным приделом еще строившегося в то время Троицкого собора. В 1558 году придел был освящен в присутствии государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Стефановский придел считался самостоятельным храмом, был небольшого размера (около 12 м в длину и 8 м в ширину), прямоугольный в плане, с одним алтарным полукружием, увенчан световым барабаном и главкой с крестом. В северо-западном углу храма была устроена двухъярусная шатровая колокольня. У южной стены церкви, у алтарной преграды, напротив правого клироса, под спудом покоились святые мощи преподобного Стефана. На протяжении XVII века русские цари и именитые бояре вносили в монастырь богатые вклады. На эти пожертвования благоукрашался и Стефановский храм. В 1807 году была разобрана обветшавшая Троицкая церковь, и на ее месте, по указанию митрополита Платона (Левшина), в 1808 году была возведена новая. После разборки Троицкой церкви придел преподобного Стефана стал отдельно стоящим храмом. К этому времени он состоял из прямоугольной в плане центральной части, к которой с востока примыкала полукруглая, смещенная к югу апсида, а к северо-западному углу – шатровая колокольня. Завершалась центральная часть небольшой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=05788

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мобильное приложение 03:55 08.04.2024 Константин Ефимович Скурат Персональные сведения Публикации Радиоэфир Родился 29 августа 1929 года в селе Комайск, Польша (ныне Витебская область ) в крестьянской семье. Учился сначала в польской школе, в годы оккупации — немецкой, после освобождения Белоруссии — советской. Окончил общеобразовательную среднюю школу с серебряной медалью. В 1951 году с отличием окончил Минскую Духовную Семинарию , после чего поступил в Московскую Духовную Академию , которую окончил в 1955 году . За труд на тему «Христианское учение о молитве и её значении в деле нравственного совершенствования» получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии. С 1955 года  — преподаватель Московских духовных школ ( катехизис , история Русской Церкви , общая церковная история, догматическое богословие , греческий язык , история Древней Церкви). В 1964 году удостоен звания доцента. В 1970 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» и был удостоен звания профессора . В 1978 году присвоена степень доктора церковной истории за работу «Поместные Православные Церкви». В июне 2014 года удостоен звания доктора богословия. Награды 19.02.2017 20:23 " Пишет своим духовным чадам архимандрит Тихон (Агриков). Передача 5. У микрофона – доктор богословия К. Е. Скурат. 12.02.2017 20:22 " Пишет своим духовным чадам архимандрит Тихон (Агриков). Передача 4. У микрофона – доктор богословия К. Е. Скурат. 05.02.2017 20:20 " Пишет своим духовным чадам архимандрит Тихон (Агриков). Передача 3. У микрофона – доктор богословия К. Е. Скурат. 29.01.2017 20:26 " Пишет своим духовным чадам архимандрит Тихон (Агриков). Передача 2. У микрофона – доктор богословия К. Е. Скурат. 22.01.2017 20:16 " Пишет своим духовным чадам архимандрит Тихон (Агриков). Передача 1. У микрофона – доктор богословия К. Е. Скурат. 15.01.2017 20:15 «К Свету Вечному!» Из писем митрополита Московского Платона (Левшина).

http://radonezh.ru/authors/Skurat

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010