Л. Анисов V глава Дорога на Северную столицу была ужасна и опасна. Кто из путешественников не слышал тогда о Муромских дебрях и скрывающихся в них разбойниках! Богатые, разумеется, не испытывали таких душевных потрясений, как бедные; они ездили большим поездом, но все-таки с беспокойством. Собираясь в дальнюю дорогу, служили напутственные молебны, иные предварительно писали духовные на всякий случай. Дороги были безлюдны, селения на них отстояли одно от другого на большом расстоянии. В одном из таких селений, Чашниково 36 , что в сорока верстах от Москвы, и родился 29 июня 1737 года будущий митрополит Платон. Всякий раз, проезжая через него, иеромонах с интересом вглядывался в знакомые места. Сколько с ними было связано! В местной церкви служил скромным причетником отец – Георгий Денисов. Был он, как писал позже Платон, «свойства горячего, но простосердечного и откровенного, лести не знающий, также не корыстолюбив, особливо низшим образом корысть приобретать почитал противным и в других предосудительным». В этой же церкви крестили Платона. По желанию отца, в святом крещении нарекли младенца Петром, так как родился он в день великих учителей Церкви Петра и Павла. К слову, радость отца, когда сообщили ему о рождении сына, была столь велика, что он бросил звонить в колокола и кинулся домой «узреть родившегося». Не сразу поняли односельчане, отчего это вдруг перестали звонить к заутрене. Не дожил батюшка до той поры, когда стало известно, что сын его выбран в законоучители к государю наследнику. А как бы порадовался тому! Последний раз Платон видел отца незадолго до его смерти. Умер батюшка, можно сказать, от радости, после долгожданной и внезапной встречи с сыном. Ее описал Снегирев: «Платон был уже ректором семинарии, или, как полагают современные ему старожилы, архиепископом Тверским и ехал в Москву; на Лубянке ему попался отец его, который шел и, по обыкновению своему, разговаривал сам с собою. Платон велел кучеру остановиться и стал звать к себе родителя. Старик, выведенный из своей задумчивости, удивился и обрадовался, но тут же почувствовал боль в боку; пришедши домой, он все твердил о сыне своем Платоне, лег уснуть и более не вставал» 37 . Случилось это в 1760 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XIII глава Впервые в Тверскую епархию преосвященный Платон приехал 15 мая 1771 года, минуя карантины, поставленные на дорогах из-за свирепствовавшей в Москве моровой чумы. 119 «Встреча была у Вознесенья, и оттоль, облачившись, изволил итить в собор для служения литургии. Оный день была Пятидесятница», – запишет в дневнике один из тверских купцов 120 . Вступив в должность, архиепископ Платон обратился ко всем жителям с пастырским посланием, призывая соблюдать благочестие. Послание было зачитано во всех церквах. Владыка ревностно занялся устройством епархии. Для благочинных издал «Инструкцию», как управлять вверенною им частью. Благочинных он намеревался сделать активными проводниками мер, направленных на улучшение дел на местах. Для ставленников Платон составил сокращенный Катехизис с приложением церковных правил из Кормчей книги и «Духовного регламента» и написал «Присягу на священнослужительские чины (должности)». Для детей издал два кратких Катехизиса в вопросах и ответах и написал христианское нравоучение для первой русской Азбуки, изданной для народных училищ: буди благочестив, уповай на Бога и т.д. 121 В архиерейском загородном доме, называемом Трехсвятским, который так нравился ему (дом деревянный, с большим садом и прудами), Платон устроил консисторию, разобрал архив и принялся приводить расстроенные дела в порядок. Удалившись от двора и Синода, архиепископ особо начал входить в дела паствы. В управлении ею единственное его намерение состояло в том, чтобы исправить духовенство, «производя сколько возможно лучших священников, а худых или исправляя, или неуправляемых лишая звания» 122 . В производстве дел прямодушный, чуждый мздоимства архиепископ Платон не взирал ни на просьбы, ни на слезы, если то находил несообразным с законною справедливостью. Этим пользовались враги Платона, опасавшиеся его ума и влияния. Было время, когда только дружба с Г. А. Потемкиным спасала его от царской опалы. Заняв запущенную кафедру, он показал, что обладает не только даром проповедника, но и талантом администратора. Образование духовенства, его материальная обеспеченность, благолепие храмов, благоустройство обителей стало предметом неусыпных забот архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XII глава В Тверь, на кафедру, 33-летний архиепископ Платон смог прибыть не сразу. Задержали дела в Синоде и при дворе. В июне 1773 года в Гатчине Екатерина встречала невесту Павла Петровича – Гессен-Дармштадтскую принцессу Вильгельмину. Тогда же впервые наследник русского престола увидел свою избранницу. Архиепископ Платон был избран в законоучители невесте великого князя Павла Петровича. Того пожелали принцесса и ее мать, читавшие в немецком переводе его «Богословие». Хотя архиепископ Платон по тогдашним обстоятельствам и уклонялся от этой должности, но должен был уступить просьбе наследника Павла Петровича и убеждениям матери Вильгельмины 100 . – Я не польстилась бы на все царства мира, – сказала она ему, – когда бы не уверена была, что дочь моя спасется и в этом законе, как христианском, если только пребудет добродетельною. Но более всего владыку Платона склонило к принятию решения то обстоятельство, что он видел искреннее расположение к православной вере в принцессе. Архиепископ Тверской взялся подготавливать ее, родившуюся в лютеранском исповедании, к принятию Православия. 15 августа 1773 года владыка торжественно совершил священный обряд присоединения невесты наследника к Греко-Российской Церкви, приобщив принцессу Вильгельмину (после миропомазания она была наречена Наталией Алексеевной) Святых Христовых Таин и сказав ей приветственную речь. Почтительная к своему наставнику принцесса избрала его своим духовником и с той поры почитала его своим другом 101 . Бракосочетание наследника престола, состоявшееся в воскресенье 29 сентября 1773 года, было окончанием его богословского учения, и законоучитель за свои уроки, продолжавшиеся десять лет, награжден был пенсионом в 1000 рублей. Вслед за тем он отправился в свою епархию, которой до того времени управлял из Петербурга и редко из Твери – во время коротких наездов. Забегая вперед, скажем, Тверскую кафедру архиепископ Платон занимал четыре с небольшим года. И в этот период большую часть времени он жил в Петербурге, посещая тверскую паству только в периоды отпусков. Их он имел два: первый – в 1771 году, а второй – в 1774–1775 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXIV глава Мысль о написании русской церковной истории носилась в воздухе. Ее исследованием занимался Московский архиепископ Амвросий. Но исторические записки, составленные им, были уничтожены после его гибели. Написал «Начертание истории Греко-Российской Церкви» протоиерей Архангельского собора Петр Алексеев. Но труд его так и не увидел свет. В Славяно-греко-латинской академии историю не преподавали. Академия давала прежде всего богословское образование и знание языков. Первые попытки ввести преподавание Церковной истории в русских Духовных школах можно отнести к началу XVIII века. Но по «Духовному регламенту», составленному Феофаном (Прокоповичем) , историческим дисциплинам уделялся всего лишь год. В конце XVIII столетия Святейший Синод отмечал недостатки учебной программы, предлагая школьной администрации усилить преподавание исторических дисциплин, однако оставил их в ряду экстраординарных наук, то есть второстепенных. Изучение истории было сочтено необязательным и предоставлялось «на собственную волю и желание учащихся». Еще в 60–70-х годах XVIII столетия митрополит Платон делал личную попытку ввести общую историю, то есть церковную и гражданскую, в круг наук, преподаваемых в Троицкой семинарии. Ему удалось открыть курсы истории для всех желающих посещать их семинаристов. Однако желающих изучать историю оказалось очень мало. Необязательные курсы посещало три человека из богословского класса и по пять человек из философского и риторического. Митрополит не раз напоминал начальству семинарии, «чтобы прилежное тщание иметь, дабы ученики учены были в истории церковной и гражданской, ибо сие наипаче человека просвещенным делает» 240 . Но преподаватели, отдавая большую часть времени изучению основных предметов, не соблюдали предписания владыки Платона, и историческая наука была в небрежении. Владыке же хотелось ввести преподавание Церковной истории в Духовных училищах и «составить опыт к ней руководства». Для этого задумана была им «Краткая российская церковная история». Поводом к ее публикации послужило появление в 1803 году исторического труда известного масонского деятеля И. П. Елагина «Опыт повествования о России», в которой трактовка Крещения Руси изобиловала фантастическими домыслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXVII глава Коронация императора Павла I назначена была на 5 апреля 1797 года – день Светлого Воскресения. В середине марта государь приехал в Москву. Федор Головкин, церемониймейстер, оставил любопытные записки, запечатлевшие события тех дней, по которым можно судить, что интриги в отношении митрополита Платона продолжались и в это время 251 . «Их Величества были встречены под Москвой, в Петровском дворце, придворным штатом, тайным советом и дамами трех первых классов. Как только духовенство совершило установленные священнодействия, Их Величества удалились во внутренние покои. При встрече, между прочим, присутствовал знаменитый Платон, митрополит Московский, которому надлежало, по праву его сана, совершить чин коронования; но государь его недолюбливал и, не желая его оставлять в сомнении на этот счет, объявил, что он не хочет быть им коронованным. Гавриил, митрополит Новгородский, должен был его заменить. Платон, стоявший выше подобного оскорбления, сказал, что он в таком случае будет присутствовать на короновании как простой иерей, а Павел не чувствовал в себе достаточной самоуверенности, чтобы запретить ему это. Будучи очень болен, Платон велел перенести себя на руках в Петровский дворец. Никто из присутствовавших в продолжение всего времени, которое нам пришлось ожидать Высочайшего приезда, не подходил к нему. Я один, знавший его хорошо, так как...устоял против его красноречия, когда он, по поводу моей женитьбы, хотел обратить меня в Православие (Головкины были протестанты. – Л. А.) – я стал около него. Это его растрогало, и он сказал мне, улыбаясь: „Во всей этой толпе благочестивых христиан я могу рассчитывать только на одного еретика!“ После отдыха, продолжавшегося четверть часа, Их Императорские Величества снова появились в круглой зале. Митрополит Новгородский как первоприсутствующий в Святейшем Синоде обратился к нам с речью. После него произнес Слово Платон как митрополит Московский. Его речь была длинна, но так хороша, так преисполнена бессмертных истин, что Их Императорские Величества были тронуты до слез и приложились к его руке в большом волнении. Император ему ответил, после чего началось прикладывание к руке с коленопреклонением; сначала подходили дамы, потом кавалеры, а по окончании этой церемонии Их Величества показались на балконе и, хотя народу было запрещено выходить из Москвы, но во дворе дворца стояла все-таки огромная толпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXVIII глава Входя с владыкой в митрополичьи покои, государь вдруг выразил желание на другой день отобедать в Вифании. Владыка Платон смутился. Все приготовления были сделаны в Лавре, в Вифании даже покои были не убраны. – Покои там малы, и приготовления никакого для стола не сделано, – осторожно произнес он. – Хоть в уголке, но хотел бы там обедать, – подтвердил свое желание государь. На другой день император осматривал церкви, ризницу, семинарию, в которой воспитанники приветствовали его речами и стихотворениями, до того понравившимися Павлу I, что он прислал потом ректору Августину золотые часы, а семинаристам 2 000 рублей. Наконец отправились в Вифанию. Митрополит Платон встретил государя. Побывали в большой церкви, которую Павел Петрович похвалил, домовая же так понравилась ему, что он решил такую же сделать у себя. Похвалил государь и покои митрополита. – Вот так тесны они у тебя, – говорил он, – на что более? Здесь и поведал Павел I митрополиту Московскому о наговоре, будто стены келлии Платона оклеены государевыми письмами. – Теперь вижу – неправда, – смеялся государь. Видя доброе расположение духа Павла Петровича и то, что он все хвалит, владыка Платон осмелился в шутку сказать: – Когда, государь, все удостоилось здесь вашей похвалы, то хотя бы игуменство здесь благоволили учредить. – На что тебе игуменство? – отвечал император. – Ты сам здесь игумен. За столом Павел Петрович был весел и долго говорил с митрополитом. Доверие было восстановлено. После трапезы отправились в Лавру. Приложившись к мощам Преподобного Сергия, Павел Петрович направился к выходу из церкви. Но владыка Платон, поднеся ему образа в благословение, подал государю прошение об увольнении его от епархии. Прочитав прошение, Павел I произнес: – Сему быть нельзя. И сколько митрополит ни просил, чтоб он явил милость, государь стоял на своем: – Сему быть нельзя. Вышел из церкви, сел в карету и, напомнив, чтобы митрополит Московский скорее приезжал в Москву на ближайшие торжества, выехал под звон колоколов из Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXXIX глава В октябре 1812 года стояли такие морозы, каких в эту пору давно не видели в России. Владыка Платон переехал в Махрищский монастырь, на что уговорили его троицкие монахи. Старость сильно изменила облик владыки. Знавшие и слышавшие его прежде люди, видя теперь согбенного и дряхлого старца, едва передвигавшего ноги, иногда не узнававшего окружающих, невольно спрашивали: «Неужели это Платон?» И. М. Снегирев , тогда совсем еще молодой человек, покинувший Москву вместе со своим прадедушкой Иваном Саввичем и родителями, побывал в монастыре, где и увиделся со старцем. Вспоминая позже об этом, он писал: «...Мы поспешили к Махрищскому монастырю, стоящему на устье реки Махрища, от которой он заимствовал название. Расстоянием от Троицкой Лавры он в 30 верстах... Там мы застали митрополита Платона, привезенного на Махру из Вифании, когда неприятели появились уже на Троицкой дороге и угрожали самой Лавре, где было только несколько десятков казаков для летучей почты. С Платоном находились архимандрит Евгений, ныне архиепископ, и племянник его Иван Платонов Шумилин. Мы приютились в монастырской слободке. Когда мы сидели, грустные, в избе, вдруг отворилась дверь, и двое послушников вошли к нам с блюдами кушанья. «Его Святейшество, – сказали они, обращаясь к батюшке, – узнав о вашем сюда приезде, изволил прислать вам три блюда своего кушанья: пирог, похлебку и жареную рыбу». Такое участие и милость митрополита тронули до слез моего батюшку и матушку... После узнали, что митрополиту дали знать о приезде моего отца перед самым обедом; стол был накрыт, и кушанье поставлено. «Несите все к Михайле Матвеевичу». Батюшка после обеда ходил со мною благодарить его за такое родственное участие. Первые его слова были: «Куда делся злодей?» Батюшка, думая, что это относится к Наполеону, отвечал: «В Москве». – «Нет-нет, я спрашиваю о твоем злодее-кучере». Надобно сказать, что наш крепостной кучер, обокравши нас, уехал; в то время уже разнеслась в простом народе пущенная Наполеоном молва, ко вреду России, что он дает крепостным волю. «А Бонапарту с ватагою своей, – продолжал Платон с расстановкою, –несдобровать и в Сергиевой обители не бывать. Слышь, я ведь не велел убирать там мощей и драгоценностей. Бонапарт восстанет на святыню, а святыня против него. Куда ему устоять! – потом, как бы обращаясь на самого себя, сказал: – Каков же стал теперь Платон. Хуже богаделенного старика».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов X глава В конце января 1767 года, вскоре после перенесенной болезни (у Платона случились мучительные колики), он был отпущен в Лавру. Двор собирался в Москву. Нового архимандрита в святой обители приняли сердечно, как прежнего собрата и как настоящего начальника. Лавра после отобрания от нее многочисленных и богатых вотчин, выглядела иной. Многого ждала она от попечения своего нового настоятеля... Чувствуя еще слабость после болезни, архимандрит Платон совершил Божественную литургию, сказал Слово, как надлежит жить добрым монахам, и принялся подробно входить в хозяйственные дела. После кончины архимандрита Лаврентия (Хоцятовского) их накопилось немало. Некоторые начатые строения, как, например, колокольня, оставались незаконченными, другие требовали поправок, да и «училище надо было в лучшее привести благоустройство» 87 . По особому ходатайству великого князя Павла Петровича новому архимандриту, не в пример прочим, определен был штат певчих с подьячими, – восемнадцать человек. Выделено и жалованье на них – 1000 рублей в год. Самому отцу Платону определили жалованье в 2000 рублей в год, «да сверх того от двора все то содержание, что и прежде получал» 88 . 5 июля 1767 года в Лавре в четвертый раз Платон встречал и приветствовал своим Словом Екатерину И. Меж тем отношения между ними начинали претерпевать изменения. Всегда любившая собою подавать пример благочестия народу, государыня императрица в сопровождении свиты пешком дошла от Москвы до Троицкой Лавры, приурочив свое прибытие к празднику Преподобного Сергия. Чужестранные министры, именитые вельможи и толпы московских жителей сопровождали ее молитвенный поход. Императрица обошла Лавру, побывала в семинарии. Довольная распоряжениями Троицкого архимандрита для ее приема и заведенным порядком в семинарии и монастыре, Екатерина II изъявила отцу Платону свое благоволение и на его просьбу достроить колокольню, которую начали строить еще при императрице Анне Иоанновне, пожаловала значительную сумму. При отъезде Екатерины II архимандрит, Лавра и семинария «взысканы» были ее милостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА) (Бакшевский Лука Николаевич; 11.10.1776, с. Ивановское-Прозоровское Покровского у. Владимирской губ.- 17.12.1837, переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы мон-рь), архиеп. Черниговский и Нежинский. Род. в семье свящ. Николая Васильева († 1819) и Агафии Петровой († 1813). В 1795-1810 гг. свящ. Н. Васильев служил в Борисоглебском храме с. Волохова Александровского у. Владимирской губ. Сестры архиерея впосл. вышли замуж за священнослужителей. По воспоминаниям сестер и др. родственников, когда в 80-х гг. XVIII в. Переславль-Залесский и Дмитровский еп. Феофилакт (Горский) распорядился переписать всех сыновей епархиальных священнослужителей, родители Л., опасаясь отправки единственного сына на военную службу, поспешили отдать его в Переславскую училищную семинарию, располагавшуюся в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы монастыре ( Радугин. 1862. С. 442). Здесь он получил фамилию Бакшевский. Первоначально отставал от товарищей в учебе, подвергался наказаниям и насмешкам, но постепенно стал одним из лучших воспитанников, был переведен в Троицкую лаврскую семинарию, обратил на себя внимание митр. Московского и Калужского Платона (Левшина) . 6 сент. 1799 г., по окончании семинарского курса, Бакшевский был определен учителем низшего грамматического класса Перервинской ДС, учрежденной в 1775 г. владыкой Платоном; 7 авг. 1800 г. переведен учителем в высший синтаксический класс. 2 марта 1800 г. по совету митр. Платона, но «против воли» родного отца принял монашеский постриг. 25 марта того же года митр. Платоном Л. был рукоположен в сан диакона, 6 дек. 1801 г.- в сан иерея и 29 апр. 1804 г. назначен префектом (инспектором) семинарии, учителем риторики. 6 янв. 1806 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Платоном возведен в сан игумена, назначен настоятелем Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря , награжден палицей. С 25 янв. 1808 г. ненадолго возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . В том же году был назначен настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря . 14 окт. 1808 г. в Вифанском Преображенском скиту возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Близнецов-Платонов Михаил Ильич; 20.12 (по др. сведениям, 20.10).1770, с. Тешилово (Покровское) Дмитровского у. Московской губ.- 10.01.1825, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в многодетной семье священника ц. Покрова Пресв. Богородицы (1703) Ильи Иванова. В духовном завещании М. писал, что «рожден и воспитан был в бедном состоянии», и с благодарностью вспоминал, что семье помогали окрестные помещики - тешиловские прихожане кн. П. П. Щербатов и М. П. Нарышкина, тетя Щербатова по матери ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 200). Обучившись грамоте, «с малых лет обращал на себя особенное внимание своими быстрыми дарованиями, громким чтением и пением в церкви» (Там же. С. 200-201). С 1780 г. Михаил учился в Дмитровском ДУ, где ему была дана фамилия Близнецов, «потому что он был при рождении близнецом брату», впоследствии московскому священнику. Затем поступил в Троицкую лаврскую семинарию. Отличался глубокими познаниями в различных науках, «относящихся не только к духовному, но и общенародному просвещению». Содержался на иждивении митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) и получил 2-ю фамилию - Платонов. По окончании курса в числе первых учеников по настоянию митр. Платона оставлен при Троицкой семинарии; 2 февр. 1792 г. определен учителем греческого языка, с 26 февр. 1795 г. преподавал также евр. язык. 14 авг. 1795 г. пострижен в монашество с именем Моисей. В духовном завещании писал, что «от юности» «пленен был жизнию уединенною» (Там же. С. 202). С 15 авг. являлся префектом Троицкой семинарии, с сент. того же года преподавал философию. После пострига «с большею ревностию углублялся в познании истин откровенных и естественных», проявлял «необыкновенные» успехи, особенно на диспутах, в сочинении речей и в проповедях на рус., греч., лат. и франц. языках. В марте 1797 г. назначен соборным иеромонахом, 9 февр. 1800 г.- префектом московской Славяно-греко-латинской академии, 14 февр. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря , 10 окт. 1802 г. назначен настоятелем московского в честь Богоявления монастыря , в февр. 1804 г.- ректором академии и настоятелем ставропигиального Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря . В 1806 г. составил инструкцию о преподавании церковного устава и нотного пения в низших и высших классах академии ( Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 313-314). М. «изменил несколько прежний метод преподавания наук» в академии, сам преподавал богословие. Большую известность, в т. ч. среди сановников, приобрел как блестящий проповедник. За труды по управлению академией награжден орденом св. Анны 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/2563988.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010