А.С.Глазева Глазева Алла Сергеевна, соискатель кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. Митрополит Платон (Левшин) – один из лучших представителей русской церковной иерархии. Обладая прекрасным образованием, он проявил себя не только как талантливый проповедник, учредитель духовных учебных заведений и воспитатель, но и как историк, инициатор и вдохновитель многих архитектурно-строительных мероприятий. Уже через 10 лет после смерти митрополита Платона появился первый посвященный ему биографический очерк И.М. Снегирева , который позже несколько раз переиздавался с дополнениями 1 . Из основных дореволюционных работ следует отметить труды А.А. Надеждина 2 и М.Л. Лысогорского 3 . Интерес к личности Платона достиг кульминации в 1912 г., когда к 100-летию со дня его кончины был приурочен выход трех наиболее значимых статей (В.В. Платоника, В. В. Виноградова и Б.В. Титлинова) 4 . В XX в. рассматриваемая тема затрагивалась в трудах эмигрантских ученых – Г.В. Флоровского 5 ; И.К. Смолича 6 , В.П. Зубова 7 и др. В советское время личности митрополита Платона были посвящены работы выпускников Ленинградской и Московской духовных академий 8 . В 1983 г. опубликована монография американского исследователя К. Пэпмэла (K.A. Papmehl) 9 . Начиная с 1990-x гг. до наших дней интерес отечественных исследователей к митрополиту Платону проявился в ряде публикаций. Особо стоит отметить работы П.С. Шкуринова 10 , Р.М. Короткевича 11 и Ю.В. Стенника 12 . Авторы двух последних статей о Платоне – М.М. Галанов 13 и Н.В. Бессарабова 14 – недостаточно, на узком круге источников, раскрывают темы, заявленные в названии их работ. Не все выводы, сделанные Бессарабовой, выглядят объективными и научно доказанными. Главными источниками для изучения жизни и взглядов митрополита Платона являются его автобиография 15 , проповеди 16 и переписка с разными лицами 17 . Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 г., в с. Чашниково Московской губ., в день первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь одного из них он и получил свое имя при крещении. Его отец Г. Данилов был сельским причетником и звонарем, впоследствии священником. Петр рано выучился грамоте, занимаясь по церковным книгам – Часослову и Псалтыри, и уже в 7-летнем возрасте мог пропеть целиком божественную литургию. Петр и его младший брат сначала обучались в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов IV глава Отец Платон занимал уже наместническую должность в Лавре, когда приехала к нему любимая мать 24 . Радостно и трогательно было свидание почтительного сына с доброй матерью. Он угощал ее всем чем мог, подарил ей сто рублей, шелковую материю на платье. Старушка была в восхищении. – Довольна ли ты, матушка, подарками? – спросил Платон. – Что ты! Как не довольна! Да у меня этого никогда и в жизни не бывало. – Как же, матушка, не благословляла меня идти в монахи? – Ведь я не знала, – простодушно отвечала старушка, –что ты меня будешь дарить такими дорогими подарками. Было такое: когда архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры придворный проповедник Гедеон (Криновский) 25 узнал коротко Петра Левшина и стал убеждать его принять иноческий чин, матушка воспротивилась тому, склоняла сына вступить в супружество, долго не благословляла его на этот подвиг, но наконец по любви своей к нему уступила твердому его желанию и решимости. Здесь же, истины ради, скажем, именно с ее благословения летом 1758 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру недавний выпускник и молодой учитель пиитики и греческого языка Славяно-греко-латинской академии Петр Левшин. Отправился, получив от архимандрита Гедеона благосклонное приглашение в учителя риторики в Троицкую семинарию. (Матушка и архимандрит, можно сказать, сыграли решающую роль в его судьбе.) Перед самыми стенами Сергиевой обители, по прибытии своем в Лавру, увидел Левшин шедших ему навстречу монахов в облачении, с хоругвями и крестами, в сопровождении множества народа. То был крестный ход 20 июля в Ильинской церкви в Посаде. Через много лет, став настоятелем Лавры, Платон почитал эту встречу «предварительным судеб Всевышнего предзнаменованием». В самом монастыре молодого учителя пиитики первым встретил келарь Иннокентий. Переселившись в Лавру, Петр испытал крайнюю грусть, даже с неделю беспрестанно плакал, хотя и был принят всеми благосклонно и ласково. «Новость места и неизвестность будущего жребия своего приводили его в таковое уныние. Но, мало-помалу ободряясь, начал привыкать и наконец столь привык, что... не было для него милее и любезнее во всем свете места, кроме Лавры», – напишет биограф митрополита Платона И. М. Снегирев 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXV глава В XVIII веке особым событием церковной жизни стало новое издание Библии . Она вышла в свет в Санкт-Петербурге в 1751-м и в Москве в 1756 году и неоднократно с тех пор переиздавалась. Кроме Библии , богослужебных книг, Церковь стремилась издавать и духовно-нравственную литературу. В 1779 году вышло «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета» епископа Амвросия (Подобедова) . Пять изданий выдержало сочинение святителя Тихона, епископа Воронежского, «Наставление о собственных всякого христианства должностях». Епископом Вениамином (Краснопевковым) в 1774 году напечатана «Священная история, краткими вопросами и ответами сочиненная». Особой же популярностью пользовались труды митрополита Платона. Его «Начальное учение человеком, хотящим разумети писания» только в XVIII веке издавалось шестнадцать раз, а «Сокращенный катехизис для священнослужителей» выдержал четырнадцать изданий 246 . Его «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» переводилась на греческий, армянский, грузинский, немецкий, английский, голландский и французский языки. Имя митрополита Платона было почитаемо не только в России, но и в Европе. Ученые из Германии, Италии, Швейцарии и Франции вели переписку с митрополитом, желая лучше познакомиться с духовным состоянием России. Английские ученые обращались к владыке через русского посланника графа Воронцова с вопросами о разделении Восточной и Западной Церквей, к чему дало повод сочинение Дютенса «О Греко-Российской Церкви». Митрополит Платон послал им в ответ свои примечания на книгу Дютенса, приложив к ним и свою «Христианскую богословию» в латинском переводе; эти сочинения были переведены на английский язык. Многие из знаменитых писателей как русских, так и европейских, отзывались с уважением о достоинствах и заслугах митрополита Московского. Тот же Вольтер, ярый противник христианства, писал: «Греко-Российская Церковь имеет проповедника по имени Платон, такие сочиняющий проповеди, коих не постыдился бы признать своими и греческий Платон».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XXXIII глава В 1804 году владыка Платон совершил поездку в Киев. Митрополитом там был прежний викарий и друг владыки Серапион Александровский. Много раз подумывал о поездке к нему митрополит Платон. Наконец, испросив дозволение у государя, несмотря на старческие болезни, 22 мая 1804 года владыка Платон выехал из Москвы. Путь лежал через Можайск, Гжатск, Вязьму, Смоленск, Могилев и Чернигов. Спутниками митрополита были архимандрит Андроньевского монастыря Феофан и его племянник, протоиерей Московского Казанского собора Иван Дмитриев. Дни стояли солнечные. Дорога пролегала по зеленеющим полям, густым рощам, смешанным лесам. Глаз радовали часто встречающиеся красивые церкви и помещичьи усадьбы. В Вязьме внимание митрополита Платона привлекла каменная церковь , построенная еще при Борисе Годунове. («Примечательного в ней усмотрели мы, что в церкви на стенах, в некоторых местах на подмазке, вырезаны или начерчены были ножичком или каким другим острым орудием слова польским языком, а литерами латинскими, кои хотя мы разобрать не могли, однако видны изображенные цифрою 1611, 1618 и 1620 годы, и некоторые имена польских панов... Сии надписи мы поручили списать и приложить старание, не можно ли их разобрать, что послужит к некоторому российской истории о времени мятежей от самозванцев объяснению».) Гжатск проехали ночью («...стоит на ровном месте; посреди течет река Гжать; хотя не велик, но хорошо устроен, домов много каменных...») 26-го, поутру, въехали в Смоленск. С преосвященным епископом Димитрием, который принял их, пошли в собор, где слушали Божественную литургию. («Соборная церковь строения огромного, вида величественного и веселого, и хорошо убрана... Много в украшении ее потрудился блаженной памяти преосвященный епископ Парфений, муж благочестивый, добродетельный и нам по духовной любви и дружбе известный».) Осмотрели в тот день две другие церкви, побывали в Вознесенском женском монастыре. Трапезничали в архиерейском доме. Простившись с Преосвященным, провели ночь в Троицком монастыре. Митрополита Платона подивила крепостная стена монастыря, построенная Борисом Годуновым. И вызывало сожаление, что она не поддерживается и во многих местах уже разваливается. «Желательно, – напишет митрополит Платон, – чтоб хоть она в целости осталась, как монумент древности, для удовольствия любопытствующего потомства; а может быть, преобращение времен, столь веку свойственное, когда-либо пользу и нужду в ней возымеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщание митрополита Платона в 1791-1792 годы на восточных вратах обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя Преподобного Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. В 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830 гг.; 1839-1843 гг. вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь Преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви Преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за полгода, и 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, храм был освящён. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ... «Встретившись, взаимно они поклонились до земли, прося друг у друга благословения, и никто из них не хотел принять на себя первенства дать благословение другому: так велико было их обоюдное смирение. Едва умолен был преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию…» (Из жития преподобного Стефана игумена Махрищского). В память о знаменательной встрече преподобных Сергия Радонежского и Стефана Махрищского у стен Махрищской обители над её восточными вратами, в 1791 году, по благословению митрополита Платона (Левшина), была устроена надвратная церковь во имя преподобного Сергия. Возведенный при строителе иеромонахе Астионе каменный храм был освящен 5 октября 1791 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игуменом Досифеем. Окончательная отделка была завершена летом 1793 года. Эта церковь с особым входом снаружи была отдана приходскому причту, долгое время не имевшему своего храма. В 1824 году Сергиевская церковь пришла в крайнюю ветхость, и Учрежденный Собор Лавры предписал ее запечатать. Лишь в 1830 году при строителе иеромонахе Тихоне были начаты восстановительные работы. Необходимо было «исправить храм с восточной стороны, починить кровлю листовым железом и окрасить ее, заменить деревянные кружала купола».

http://sobory.ru/article/?object=06918

поиск:   разделы   рассылка Надежда Лаврова Митрополит Платон (Левшин): " А денег после меня не ищите " " Получая от власти достаточно средств без своей просьбы, митрополит Платон не гнушался обращаться к ней за деньгами, если речь шла о вверенных его попечению церковных заведениях " Источник:  Нескучный сад 24 ноября исполнилось 200 лет со дня кончины митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Как жили иерархи в эпоху, когда Церковь была полностью зависима от царской власти, и чего им это стоило? С точки рения современного человека, непросто оценить отношение митрополита Платона, человека XVIII века, к материальным благам. Действительно, будучи наместником, а затем и настоятелем, священно-архимандритом Троице-Сергиевой лавры в сане митрополита Московского, живя, так сказать, " на всем готовом " , он ни в чем не нуждался. Однако постоянный достаток, по нашим меркам граничивший почти с роскошью, был следствием отнюдь не личного пристрастия этого выдающегося иерарха к власти или ее пышным атрибутам. Положение при блестящем петербургском дворе как законоучителя наследника престола, придворного проповедника, постоянное присутствие в Св. Синоде, обязывало усваивать нравы и правила игры екатерининского времени, диктуемые обстановкой и кругом необходимых знакомств. Одеваться в рубище и проповедовать в нем перед высочайшими особами, как и быть вхожим в покои наследника российского престола, или присутствовать на заседаниях Синода, было просто невозможно. Как невозможно было и отказаться, к примеру, от жалованья и стола, назначаемых " сверху " . По свидетельству " Записок " митрополита Платона, при назначении на должность законоучителя ему, тогда молодому лаврскому иеромонаху, были " покои нехудые отведены, в бывшем деревянном зимнем дворце, что на Мойке. Содержания кроме 1000 р. жалованья, положено на стол 500 р., по штофу водки на неделю; по бутылке рейнвейну на день, меду, полпива, кислых щей, дров и свеч неоскудное число, белье столовое и посуда всякая дворцовая; да истопник и работник, а сверх того карета дворцовая с парой лошадей и конюхом " ). Что же говорить о дальнейшем его содержании, все более и более увеличивающемся по мере продвижения по иерархической лестнице (почувствованная им самим разница, к примеру, нашла отражение в его личных календарных записях за 1775 г., когда уже в сане архиепископа он был всего лишь переведен с одной кафедры на другую с Тверской на столичную Московскую).

http://religare.ru/2_98175.html

1766–1819 В этом году исполняется 250 лет со дня рождения архиепископа Московского Августина (Виноградского) . Как по отцовской, так и по материнской линии будущий архипастырь принадлежал к духовному сословию. Один его прадед был священником в храме Рождества Христова на Петровке, другой – в храме Михаила Архангела в селе Архангельском, дед по матери служил викарным священником у Николы в Хамовниках, а дед по отцу – в Покровском храме на Лыщиковой горе. Мать владыки Августина звали Пелагеей Антиповой, а отца – Василием Михайловым. Будущий архиерей родился 6 марта 1766 года, когда его отец служил дьяконом в Александро-Невском соборе Кремля, что на Тайницких воротах. Младенец был наречен Алексием, и примерно через 2 года у него появился брат, названный Александром. В 1771 г. Александро-Невский собор был упразднен, а дьякон Василий Михайлов рукоположен в священника в храму Димитрия Солунского на Ильинке. В том же году дети лишились матери, а спустя еще 4 года, остались круглыми сиротами и были определены родственниками в Перервинскую семинарию. Здесь они получили фамилию Виноградских. Вскоре Алексей успехами в учебе обратил на себя внимание учителей и часто посещавшего семинарию митрополита Платона (Левшина) . Особо он преуспел в латинском языке. Для дальнейшего обучения Алексей Виноградский был переведен в Славяно-греко-латинскую академию, которую закончил в числе лучших учеников в 1787 г. и был направлен учителем латинской грамматики на Перерву, а через год переведен учителем риторики в Троицкую семинарию. С этого времени его жизнь в течение 13 лет была связана с Лаврой Преподобного Сергия . В 1789 г. молодой учитель преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Архипастырю так понравились стихи, что он назвал их «золотыми» и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения. С этого времени Алексей Виноградский находился под непосредственным руководством митрополита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Гедеон, епископ Псковский, Изборский и Нарвский (Криновский или Ричковский) Родился около 1726 года в г. Казани в семье пономаря. По окончании курса Казанской духовной семинарии оставлен в ней учителем и принял монашество. В июле 1751 года в сане иеродиакона тайно уехал из Казани в Москву для продолжения образования и в декабре того же года был принят в академию. 8 января 1753 года в сане иеродиакона назначен императрицей Елизаветой Петровной придворным проповедником. 2 февраля 1758 года – член Святейшего Синода, а с 17 апреля того же года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 7 октября 1761 года хиротонисан во епископа Псковского и оставлен придворным проповедником. В июне 1762 года вызван в Святейший Синод. Скончался 22 июня 1763 года в пригородном Пантелеимоновском монастыре, где, не доехав до Пскова, остановился по болезни. Погребен в Псковском Троицком соборе. Епископ Гедеон, постоянно вращавшийся в блестящем придворном обществе, был далек от обязательной для инока простоты в обстановке и одежде. Еще будучи архимандритом Троицкой лавры, он прославился своею роскошью: его гардероб с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату; он носил шелковые чулки, бриллиантовые пряжки, которые стоили до 10 000 рублей. Ходили слухи и о его баснословной роскоши и богатстве. Даже сложилось присловье (поговорка – прим. ред.): «Гедеон нажил миллион». Правда, опись оставшегося после его кончины имущества и наличных денег не подтвердила этих баснословных сумм. Преосвященный Гедеон имел необыкновенный дар красноречия. Успех его как проповедника объяснялся тем, что он старался говорить языком народным, говорить просто, чтобы быть понятным для всех, не только образованных, но и необразованных, предпочитая душевную пользу народа славе оратора. По отзыву митрополита Платона (Левшина) , слушатели Гедеона «бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить». Искренность и добродушие в обращении с людьми украшали личность преосвященного Гедеона. По отзыву того же митрополита Платона, он (Гедеон) «сердце имел откровенное и искреннее и очень удалялся от хитростей политических».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Л. Анисов III глава 17 октября 1762 года в Троице-Сергиевой Лавре с рассвета готовились к приезду Екатерины II. Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 14 , заключив, что после коронации императрица не преминет прибыть в обитель для поклонения святым мощам Преподобного Сергия, поручил ректору Троицкой семинарии иеромонаху Платону (будущему митрополиту Московскому) сделать загодя надлежащее к тому приготовление. Белорус родом, человек неученый, но добродушный, недавний уставщик придворных певчих, архимандрит благоволил к Платону и в важных делах полагался на него. Царица прибыла в Лавру 17 октября, под вечер. У Святых ворот ее встретила вся монастырская братия в черных клобуках, черных мантиях, со старинными хоругвями в руках. Сверкали золотом одеяния священнослужителей, приехавших из окрестных селений. Едва Екатерина II ступила на землю, сорок молодых воспитанников в белых одеждах, с венцами на головах и с пальмовыми ветвями в руках запели кант. Царица, милостиво улыбаясь, в сопровождении свиты проследовала в Троицкий собор. Весь путь ее был усыпан цветами. В святой обители звонили колокола и раздавались пушечные выстрелы... На другой день, после литургии и трапезы у настоятеля государыня посетила Троицкую семинарию. Питомцы ее в честь государыни читали стихи и произносили речи на русском, латинском и греческом языках. Молодой и красивый ректор произнес в честь венценосной покровительницы торжественное слово. Тогда же, по предложению князя Г. Г. Орлова , проведены были диспуты; причем императрица требовала от иеромонаха Платона изъяснения некоторых важных положений из богословия и советовала «состязаться об оных более на латинском, нежели на русском языке» 15 . Речь оратора произвела на Екатерину II большое впечатление. И она, не без женского кокетства, спросила: – Почему вы избрали монашескую жизнь? – По особой любви к просвещению, – отвечал Платон. – Да разве нельзя в мирской жизни печься о просвещении своем? – возразила императрица. – Можно, – сказал иеромонах, – но не столь удобно, имея жену и детей и разные суеты мирские, сколько в монашеской жизни, где инок по-своему свободен.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010