Господь одарил владыку Питирима необыкновенным талантом – быть выдающимся специалистом в многих сферах деятельности, с которыми ему приходилось соприкасаться. Возглавив Издательский отдел Московского Патриархата, став всего лишь викарным епископом, он, казалось бы, не занимал особо выдающегося поста в Русской Православной Церкви. Но уже через короткое время владыка стяжал авторитет и признание как собратьев-архиереев и рядовых священнослужителей, так и простых верующих. В 60-е, 70-е, 80-е, да и в 90-е годы минувшего столетия он был, по сути, «лицом Церкви», иногда даже более известным, чем Святейший Патриарх. Именно через владыку Питирима многие наши сограждане узнавали о Православии, открывали для себя Христа, вставали на путь веры. Этому способствовала и личная харизма владыки, и внутренний аристократизм, воспринятый им от родителей и отшлифованный его учителем – Святейшим Патриархом Алексием (Симанским), и блестящее владение словом, и глубокая, сосредоточенная молитвенность, с которой хорошо знакомы имевшие счастье сослужить ему или присутствовать на проводимых им службах. Даже внешний облик митрополита Питирима производил сильное впечатление на видевших его: красота и строгость, простота и достоинство, пронизанные апостольским духом, вызывали доверие, он воспринимался как истинный «столп Церкви». Главной задачей владыки Питирима, решению которой он посвятил больше 30 лет своей жизни, было засеять образовавшуюся в ХХ веке духовную пустыню словом Божиим. И, несмотря на несочувствие, а то и противодействие властей предержащих, ему это удалось. Священное Писание, молитвословы, богослужебная и церковно-историческая литература, «Журнал Московской Патриархии», календари издавались и, главное, распространялись по всем уголкам огромной страны, индекс книг постоянно расширялся, тиражи постепенно увеличивались, а в конце столетия в этот процесс стали, с помощью Издательского отдела, втягиваться и другие организации. В этой его деятельности немалое место занимала и подготовка кадров. Мало того, что владыка предлагал творческие задания многим тайным христианам, ставшим негласными или внештатными сотрудниками Издательского отдела, но и молодых людей – семинаристов, а затем и выпускников светских вузов, владыка готовил, говоря военным языком, как «спецназовцев», которым, пусть и с разной степенью успешности, была по плечу самая разнообразная работа – журналистская, писательская, издательская, фоторепортерская, кинематографическая, научная, исследовательская, даже дипломатическая, ну и, конечно, богослужебная. Пример этому универсализму подавал сам митрополит, постоянно осваивая те профессии, специалистами которых ему приходилось руководить. И не случайно, говоря о кадрах, был использован военный термин, потому что люди, которые оставались работать с владыкой, приходили не зарабатывать, не делать карьеру или имя, а стремились именно служить, – служить Церкви и Отечеству.

http://pravoslavie.ru/139301.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Синод не внял искреннему представлению Питирима, подтвердив (23 марта 1727 г.) свое прежнее определение от 7-го марта 1726 г. Так дело сделалось не без участия новых членов Синода: Георгия (Дашкова) – архиепископа Ростовского, Феофилакта (Лопатинского), Игнатия (Смолы) и Горицкого архимандрита Льва (Юрлова), с 27 мая 1727 г. еписк. Воронежского, составлявших сильную оппозицию Феофану Прокоповичу , на авторитет которого Питирим всегда опирался, как епархиальный начальник и миссионер. Питирим, по словам его современника, Феофилакта Лопатинского, был покорным слугой Прокоповича и не мог сказать ни слова против него, а по выражению проф. П. В. Знаменского , он был один человек с Феофаном. 300 Синод, однако, вносит небольшую поправку в свое прежнее определение, быть может, по настоянию Феофана Прокоповича , чтобы окончательно не обидеть несомненного ревнителя по раскольничьим делам и автора знаменитой «Пращицы». Он предписал Дикастерии для крепкого надзора за духовенством послать в названные города и области «достойных неподозрительных персон», которые должны во всем поступать тщательно и без послабления, как поступал Питирим, а в случае надобности советоваться с нижегородским преосвященным о способах действий. Самому Питириму, по личному усмотрению, в управление местами Синодальной области вступать не велено. Только в случаях явных злоупотреблений со стороны духовных управителей ему разрешалось писать в Дикастерию и Московскую синодальную канцелярию, а в крайности он мог писать прямо в Синод, но с ясными доводами; о раскольнических же противностях писать в Москву в Контору розыскных раскольничьих дел, бывшую в ведении стольника Савелова. Лишенный деятельного участия по духовному управлению и раскольническим делам в обширной области, лишенный непосредственного надзора на правах епархиального архиерея, Питирим остался по отношению к ней на положении духовного фискала. Пользуясь этим правом, он не раз доносил Синоду о состоянии раскола, а кстати (18 июня 1728 г.) жаловался на архим. Лаврентия, настоятельствовавшего уже в нижегородском Благовещенском монастыре, бывшем в непосредственном ведении Св. Синода. Лаврентий, который ранее «сшивал» на него вымышленные клеветы и ложные доносы, по жалобе Питирима, теперь сам «чинил вящие противности». 301 Само собой понятно, что подобные доносы Питирима, не как непосредственного епархиального начальника, а как доносчика, только расстраивали духовное управление в синодальных городах и монастырях. 302 Подобное положение дела ясно говорило о нецелесообразности синодального определения от 23 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Митрополит Питирим был потрясающе деликатен в постановке проблем и никогда ни о чем не просил. Но если его собеседник был чутким, то понимал, что Владыка нуждается в какой-то поддержке. Или даже не он лично, а кто-то другой, о ком он сейчас говорит. Владыка был не только многогранно талантливым – он еще был трудолюбивым и добивался в разных направлениях своей деятельности нужных результатов. Такой человеческой мобильности, организованности, энергичности и целеустремленности мог бы позавидовать любой, кто сегодня числится в гениях. Но для него не было альтернативы. Думаю, его земной путь был предопределен свыше, а также всеми предшествующими поколениями его семьи: ведь он священнослужитель в девятом поколении. Все, кому довелось знать митрополита Питирима, не могли не заметить его аристократизма в лучшем смысле этого слова. Владыку часто приглашали на всевозможные мероприятия на разных уровнях, после которых устраивались фуршеты-«междусобойчики», где один говорит что-то свеженькое, другой что-то вспоминает. Владыка и здесь был в центре внимания. У него было тонкое чувство юмора! На таких встречах он непременно рассказывал что-нибудь красочное, смешное из своей коллекции историй известных и малоизвестных. К примеру, когда его спрашивали, почему одни верят в Бога, а другие нет, он шутил: «Мы все – верующие! Кто-то верит, что Бог есть. А кто-то, что Бога нет». Поражала его афористичность – настолько ясно он думал и логично мог изложить. Владыка Питирим многим политикам давал уроки ораторского искусства. На любом торжестве Владыка никогда не говорил более полутора-двух минут. Но слова его были настолько точны и продуманны, что глубоко отпечатывались в уме и сердце, оставаясь в памяти на долгие годы. Генерал-полковник Тоцкий пригласил митрополита Питирима в ГКЗ «Россия» на 70-летие «Отдельного погранотряда МОСКВА» и, открывая вечер, сказал, что не хотел бы начинать это торжество, пока собравшихся в зале не благословит выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Питирим. Оценивая про себя эту ситуацию, я, профессор университета, подумал: какие же найти слова, чтобы запомнились навсегда, и как продумать это выступление в течение 15 секунд, пока поднимаешься на сцену. Кстати, необходимо подчеркнуть, что у него была не походка, а именно поступь – другого слова я подобрать не могу. Митрополит Питирим поднялся на сцену и сказал буквально следующее: «Граница между добром и злом всегда проходит через сердце. Вам выпала высокая честь охранять сердце России – Москву от зла. Я желаю вам в этом преуспеть» (овация зала).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В 1722 г. Св. Синодом удовлетворено было ходатайство Питирима об определении жалованья и кормовых денег монахам и монахиням, обратившимся из раскола в православие, из собираемой с раскольников суммы, по пяти рублей в год на каждого. Это было сделано по причине «большой скудости монашествовавших в самых нужных потребах и для того, чтобы обратившиеся усерднее потщались прочих от раскола обращати» 59 . Действия и хлопоты по устройству церквей и монастырей и обеспечению их были не чем-либо случайным, а входили в постоянную административную систему Питирима; таких церквей устроено было много в целях обращения 60 . Этим самым Питирим привлекал на свою сторону многих раскольников из бедных и бесприютных. Но не все поддавались этой приманке. Когда на раскольников не действовало ни слово увещания, ни предложение им материальных и служебных выгод, тогда Питирим прибегал к мерам строгости, штрафам и наказаниям, пользуясь предоставленной ему властью, поддержкой вице-Губернатора Ю. Ржевского и доверием царским. Когда выборные расколоучители-керженцы диаконовского толка не согласились на условие Питирима – или дать ответы на спорные вопросы веры, или сознаться в своей слабости и неправоте, то он арестовал выборных и держал их в заключении более года, до тех пор, пока не получил от них решительного ответа; от самоуправства Питирим был далеко не свободен. Строго Питирим относился к тем из раскольников, которые посылались в Нижегородскую губернию, от духовных властей 61 , для водворения на место их прежнего жительства, и в то же время на испытание, исправление и утверждение. Так, в 1722 г. 7 крестьян Нижегородской губернии, сосланные за раскол в каторжную работу в Ревель и помилованные по случаю заключения вечного мира со Швецией в силу заявления их о непринадлежности к расколу, проверенного в Святейшем Синоде, отправлены были с допросными речами к Питириму для учинения им исправления, как Его Величества указы о таковых повелевают. Если верить донесению Питирима об означенных раскольниках, то они оказались сущие раскольники, и отцов духовных не имели, только крестилась двуперстным сложением, а во всём остальном явились святой церкви противны, притворяясь церковниками пред Святейшим Синодом. Впоследствии все эти 7 раскольников были обращены Питиримом в православие 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Помимо полученного им солидного церковного образования, Питирим учился в знаменитом Московском институте инженеров транспорта (МНИТ). В годы перестройки он учредил в МИИТе кафедру теологии и возглавлял ее. Действительный член Российской Академии естественных наук, он имел также звание доктора теологического факультета Пражского университета и профессора кафедры ЮНЕСКО «Золотое наследие Руси». Русский интеллигент с большой буквы, митрополит Питирим глубоко вникал в проблемы развития отечественной культуры, внес большой вклад в возрождение русского духовного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров. Он и сам был талантливым музыкантом, великолепно играл на виолончели. Его глубоко волновали вопросы культурной жизни нашего общества. И совсем не случайно он вошел в состав руководства созданного в те годы Советского фонда культуры. Членом президиума Фонда культуры была и моя жена, Раиса Максимовна. Между нею и Владыкой Питиримом установились уважительные и дружеские отношения. Они нередко вели доверительные беседы. Об одной из них Раиса рассказывала мне так: она поведала митрополиту о своих тревогах и заботах и попросила совета – как быть? «Ну, надо с Богом общаться», – отвечал Питирим. «Но я даже не знаю слов ни одной молитвы, – возразила Раиса. – Вам ведь известно, в каких условиях мы росли и воспитывались». «Это не главное, – возразил ее собеседник. – Вы просто говорите то, что на душе у Вас...» ... Митрополит не раз посещал и мой Фонд – участвовал в наших конференциях, любил приходить на наши праздники. А мы всегда были рады видеть его. Когда он ушел, мы остро ощутили утрату. Митрополит Питирим был замечательный человек, выдающийся гражданин нашего российского Отечества. Михаил Горбачев , первый Президент СССР «В аудитории ВКШ словно повеяло добротой...» Наверное, время и обстоятельства моего знакомства с митрополитом Питиримом покажутся достаточно интересными. В 1989 году я, журналист, работавший в узбекской партийной газете «Наманганская правда», поступил в Высшую комсомольскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Он не спешил выполнением своего намерения, исподоволь запасался средствами к дальнему пути и вел свои приготовления со всевозможною скрытностью, чтобы огласкою не повредить успеху предприятия; когда же все было готово, он вдруг созвал всех вогулических князей с их бродячими ватагами и, вооружив их луками и стрелами, летом 1455 года пустился на плотах вниз по Вычегде, стараясь скорее достигнуть Устьвыма. Не останавливаясь нигде на пути и задерживая прибрежных жителей, чтобы они не предупредили Питирима о приближении неприятеля, Асыка вскоре доплыл до Устьвыма и остановился в виду его, в десяти верстах от впадения Выми в Вычегду на высоком бору, который доныне зовется «Юр» становище, также «Вогул-яг», «Асык-яг» – вогульский или Асыкин бор. Здесь он несколько времени ожидал вятской вольницы, к которой еще с устья Сысолы отправил послов звать ее для грабежа и добычи. Вятчане не замедлили явиться на зтот призыв. Соединившись с ними, Асыка искал удобного случая напасть на Устьвым. Прежде всего он хотел разведать, что делается в Устьвым, не знают ли там о его прибытии, не укрепляют ли города, дома ли владыка Питирим и не намерен ли куда ехать? Для этого надобно было добыть «языка». Был воскресный день. Рано утром один из устьвымских жителей, но домашним надобностям, поплыл в маленькой лодке вверх по Вычегде и нечаянно наткнулся на становище вогуличей. Его поймали и Асыка пытками узнал от него какова стража в Устьвыме и дома ли Питирим. Зырянин между прочим объявил, что в этот самый день Питирим пойдет для молебствия на мыс, что близ устья Выми, и что о вогуличах ничего не знают. Соображая эти обстоятельства, Асыка поспешил пристать к Устьвыму именно в то время, когда Питирим выйдет на мыс и займется проповедью, – тогда веезапностью нападения он всего легче надеялся поразить и пастыря и стадо, а чтобы обмануть бдительность Питирима и скорее захватить его в руки, Асыка велел набросать на плоты срубленных елей и ветвями их прикрыть свое войско. В таком виде плоты издали казались плывущими деревьями, подмытыми напором и быстриною реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наш университет готовит чиновников для такого крупного мегаполиса, как Москва. И духовно нравственные аспекты воспитания очень важны для нас, для будущих городских управленцев. Владыка Питирим неоднократно бывал в нашем университете и затронул сердца наших студентов. Владыка Питирим обладал самым важным даром: спасать человеческие души! И для нас примером должна являться вся его жизнь: он, невзирая ни на что, не жалея «живота своего», этот дар использовал – спасал многие души. Это сложно, но он знал, как это делать, и делал. Продолжая традиции своих великих предшественников, митрополит Питирим в суровые годы богоборчества просвещал людей, защищал, восстанавливал российскую духовность, нравственность, сердечную чистоту. Татьяна Ужва , ректор Московского городского института управления Правительства Москвы, доктор исторических наук, профессор Прерванный диалог Во время работы над книгой по истории кафедрального Богоявленского (Елоховского) собора нашим авторским коллективом было найдено много неизвестных и неопубликованных фотографий, сделанных в 1940-х годах. Но кто изображен на них? Самостоятельно справиться с этой задачей мы не смогли, и я обратился за советом к настоятелю собора протопресвитеру Матфею Стаднюку, по благословению и под кураторством которого велись наши исследования. Отец Матфей ответил определенно и твердо, что только митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим может помочь в нашем деле. Наш разговор состоялся в конце ноября 2002 года, и вскоре отец Матфей сообщил мне номер телефона, по которому я должен был позвонить Владыке Питириму и договориться о встрече. Не без душевной робости набрал я указанный номер телефона, сознавая, что мне доведется говорить с человеком, яркая личность которого давно вызывала у меня чувство глубокого уважения. Много раз я видел его на экране телевизора, свободно беседующим со знаменитыми деятелями нашего государства и зарубежных стран, выступающим на Съезде народных депутатов и на заседаниях в Советском фонде культуры. Его спокойный, величавый и, смею отметить, красивый, даже аристократичный облик запомнился по фотографиям богослужений в Елоховском соборе, запечатлевшим его рядом со Святейшими Предстоятелями Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010