Синод с соответствующей запиской и проектом изменения штатов и повышения содержания преподавателям духовных академий соответственно нормам, введенным для университетских преподавателей. Надежду на успех этой акции академические профессора связывали с митрополитом Питиримом (Окновым). «Мне представляется, что м. Питирим, ныне – первоприсутствующий в Синоде (до 1 окт.), благожелательно относится к академиям. А при его связях с Б. В. Штюрмером (хотя ходят упорные слухи, что он скоро уйдет), можно рассчитывать и на содействие светской власти», – замечал профессор МДА священник о. В. Н. Страхов в письме Глубоковскому 2443 . В Государственную думу был направлен законопроект 31429 от 8 октября 1916 г.) – «Об увеличении с 1917 г. окладов содержания и пенсий личного состава служащих в духовных академиях и об усилении кредитов на учебную часть сих академий», подготовленный духовным ведомством. 19 ноября 1916 г. он был принят к рассмотрению и передан в Комиссию по делам Православной Церкви; та отнеслась к законопроекту с полным сочувствием, внеся лишь незначительные исправления. Обсуждение законопроекта происходило в заседаниях 4, 8, 10 декабря 1916 г. и 17 февраля 1917 г. Однако Февральский государственный переворот вновь отложил решение этого вопроса 2444 . И без того тяжелое положение высшей духовной школы с началом войны неуклонно ухудшается. К недостаточному финансированию прибавилась нехватка площадей, нарушение учебного процесса и многое другое. На период войны были отменены вступительные экзамены, почему резко возросло число студентов на I курсе: так, в ПДА в 1914 г. на первый курс было зачислено 85, а в 1915 – 103 студента. Вместе с тем часть академических зданий передавалась под госпитали, военные школы и тому подобные учреждения. В южной половине главного академического здания Петроградской академии был размещен госпиталь для 150 раненых из числа нижних чинов. Вследствие этого определением Синода от 18 августа 1915 г. начало учебного года было отложено до ноября 1915 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Будучи истинным христианином, Государь Николай Александрович 8 понимал, что осуетившаяся и объязычевшаяся «образованная» Москва нуждается в окормлении Старца как пастыря высшей ступени опытности, прошедшего молитвенный искус, познавшего духовную брань, стяжавшего дар прозорливости и рассуждения и поэтому способного руководить паствой. Особое потрясение в связи с назначением в Москву Старца Макария (Невского) претерпел архиепископ Антоний (Храповицкий) – автор двух ересей (крестоборчество и имяборчество), мечтавший о патриаршем куколе. У владыки Макария появились новые заботы по причине того, что всякий архиерей, занимая столичную кафедру, обязан был занять своё место в Синоде. Митрополит Московский Макарий вместе с митрополитом Санкт-Петербургским Питиримом ( Окновым ), также врагом всякого либерализма и поборником церковного учения о Священных правах в Церкви Богопомазанника, удостоились от синодалов отношения, мало поддающегося описанию. На заседаниях Синода их обоих погружали в атмосферу недоброжелательства и интриг, нескрываемой неприязни и революционного угара, исключавшую возможность нормальной работы, приводившую Синод к недоразумениям и конфликтам. Митрополит Макарий заслуживал иного отношения к себе уже хотя бы потому, что был вдвое старше этих господ, возомнивших себя «Генерал-губернаторами в рясах». О том, что святитель Макарий за свои твёрдые убеждения систематически подвергался травле и насмешкам со стороны членов Синода, свидетельствует даже один из них – протопресвитер армии и флота отец Георгий Шавельский в своих «Воспоминаниях»: «В Синоде митрополит Макарий всегда молчал и безропотно принимал все решения. В его присутствии Синод проваливал одно за другим все его представления, а он не находил ни одного слова, чтобы защитить самого себя» 9 . «Благостнейший митрополит Московский, обессмертивший своё имя подвигами (миссионерскими) на Алтае, человек выдающегося ума и величайших достоинств, – вспоминает товарищ Обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов, – чувствовал себя чужим в Синоде, и, хотя общая молва и называла его святым, в чём действительно не было преувеличений, однако же, именно эта святость его и отталкивала от него его собратьев по Синоду...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Добавим от себя к этому замечательному свидетельству, что организованное Владыкой Амвросием Елабужское Братство Трезвости, действительно, весьма активное и деятельное, устроившее чайную-столовую для бедных, выпускавшее множество литературы и пр., возглавлял тот самый о. Павел Дернов, что в 1918 году вместе с чадами своими был зверски убит большевиками, и чье имя среди прочих было помянуто Святейшим Патриархом Тихоном на литургии 31 марта/13 апреля 1918 года в память всех за веру и Церковь Православную убиенных. Сам о. Павел закончил Казанскую Духовную Академию (Миссионерские Курсы). На некоторое время кампания против Епископа Амвросия утихла. Св. Синод рассматривал даже вопрос о выделении Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию с отпуском необходимых средств государственным казначейством, однако, Февральский переворот дал ход иным преобразованиям. Монархически настроенные архиереи, не слишком согласные с декретами Временного правительства (ведь декрет об отделении Церкви от государства — плод деятельности именно Временного правительства) или открыто выступавшие против охлократического засилья, были смещены новым обер-прокурором Львовым. Вместе с действительно одиозными иерархами — митрополитом Питиримом (Окновым) и архиепископом Тобольским Варнавой, были уволены на покой и такие замечательнее святители, как архиепископы: Нижегородский Иоаким (Левицкий), Тверской Серафим (Чичагов) , Харьковский Антоний (Храповицкий) , епископ Черниговский Василий (Богоявленский) и др. 18 марта ст. ст. 1917 года на покой был уволен и Владыка Амвросий Сарапульский с назначением его настоятелем Свияжского Успенского монастыря (в аналогичную «ссылку», только в Николо-Угрешский монастырь, попал и митрополит Московский Макарий (Невский) , при жизни прозванный Апостолом Алтайских инородцев). С этого момента начинается другой славный период деятельности Преосвященного Амвросия — свияжский. Вступив в управление Свияжским монастырем, епископ Амвросий столкнулся с трудностями двоякого рода. Внутренними, ибо хозяйственные дела обители были запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих вели соблазнительный для паломников образ жизни. И внешними — по причине неизбежного столкновения с властями. Так, уже 28 августа 1917 года Владыка телеграфировал в Москву оберпрокурору Св. Синода:

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

В 1882 году после окончательного переезда епархиального управления в город Курск семинария тоже была перемещена туда. Учащиеся бывшего Курского, с этого момента Белгородского, училища остались в городе Белгороде, в здании бывшей семинарии. В 1906 году на базе Белгородского духовного училища епископом Питиримом (Окновым) было открыто отделение Курской духовной семинарии в составе четырех общеобразовательных классов (до 200 чел.) в здании Николаевского монастыря. Оно действовало до октябрьского переворота 1917 года . Новейшая история семинарии 17 июля 1996 года Священным Синодом было принято решение об открытии в Белгороде Православной духовной семинарии с миссионерской направленностью. Благодаря поддержке администрации Белгородской области за короткий срок были созданы необходимые условия для открытия семинарии. Торжественное открытие семинарии состоялось 28 сентября 1996 года при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Преподавательский состав сформировался благодаря подготовительному отделению Курской духовной семинарии и коллегам епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, среди которых, например, были С. П. Пискарев, О. Н. Воробьева (до октября 2011 года возглавлявшая канцелярию семинарии, затем заведующая отделом кадров Белгородской митрополии и преподаватель семинарии), а также выпускники первого выпуска Курской семинарии И. В. Кутепов (ныне старший помощник проректора по воспитательной работе семинарии), И.В. Борчук (с 2014 года - проректор по административно-хозяйственной части семинарии), С.Н. Веретенников, А.И. Тригер (преподаватель семинарии) и др. С первых лет после возрождения в семинарии трудились такие преподаватели как прот. Олег Кобец, прот. Павел Вейнгольд, прот. Сергий Пашков, прот. Александр Яровой, прот. Леонид Константинов, прот. Евгений Сапсай, прот. Сергий Шумских, прот. Сергий Клюйко, прот. Игорь Панкратов, прот. Николай Кацы, мат. Елена Кравец и другие. В июне 2000 года состоялся первый пятилетний выпуск воспитанников семинарии.

http://drevo-info.ru/articles/13678632.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕВАХОВ Николай Давидович (24.12.1874, Полтавская губ.-1946, Закарпатье), кн., политический и церковный деятель, мемуарист. Происходил из груз. княжеского рода, брат сщмч. Иоасафа (Жевахова) , еп. Могилёвского. До 1917 г. владел имением (386 дес.) в Пирятинском у. Полтавской губ. Ж. обучался во 2-й киевской гимназии, затем в Коллегии П. Галагана. В 1898 г. окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом, принимал участие в проведении 1-й всеобщей переписи населения России в 1897 г. Начал службу в нояб. 1898 г. младшим кандидатом на должность в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. 14 нояб. 1900 г. переведен в штат канцелярии киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В мае 1902 г. назначен земским начальником 1-го участка Пирятинского у. Полтавской губ. В 1904 г. в ж. «Гражданин» печатались его «Письма земского начальника». 11 авг. 1913 г. избран почетным мировым судьей Пирятинского судебно-мирового округа, 13 февр. 1915 г. утвержден почетным попечителем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Пирятинского у. 26 апр. 1905 г. Ж. был переведен в С.-Петербург, служил в отделении свода законов Гос. канцелярии. 6 апр. 1909 г. получил должность старшего делопроизводителя Гос. канцелярии (сверх штата), 18 июля 1912 г. включен в штат. 24 янв. 1914 г. вошел от Гос. канцелярии в образованное при Святейшем Синоде Междуведомственное совещание для обсуждения проекта изменения штата церковно-учительных школ. 6 мая 1914 г. получил звание камер-юнкера двора, 1 янв. 1915 г. получил чин статского советника. 20 июля того же года стал помощником статс-секретаря Гос. совета (сверх штата) с оставлением в придворном звании, а 22 дек. помимо этого введен в совет Главного управления по делам печати (сверх штата). После того как Ж. провел авг. 1906 г. в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , у него появилось желание стать монахом. Он не создал семью, но до конца жизни так и не принял постриг. С 1906 г. собирал сведения для жизнеописания свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского, к-рый был дальним родственником Ж. и очень почитался в семье Жеваховых. Подробные материалы в 3 т. были опубликованы в Киеве в 1907-1909 гг., в издание вошли сведения о предках свт. Иоасафа, его жизни, чудесах, а также его сочинения. Весной 1909 г. по указу Святейшего Синода была создана комиссия для рассмотрения вопроса о канонизации святителя, которую возглавил Ж. В кон. 1909 г. он направил в Синод доклад, в к-ром обосновывалась необходимость церковного прославления свт. Иоасафа. Канонизация состоялась в 1911 г. Благодаря этой деятельности Ж. сблизился с Курским архиеп. Питиримом (Окновым) .

http://pravenc.ru/text/182211.html

И только одна колокольня монастыря св. Митрофания, чудом уцелевшая, одиноко напоминает то далекое, хорошее, что потерял русский православный народ. Глава 26. Мученики Курской Епархии Протоиерей о. Петр Сионский Петр Васильевич Сионский окончил Духовную Академию и продолжительное время был смотрителем Обоянского Духовного Училища (Курской губ.). Архиепископом Питиримом (Окновым) был рукоположен в иереи и назначен в Белгород смотрителем Духовного Училища и открытых при нем 4-х классов Духовной Семинарии. Пользовался известностью строгого начальника, но был в то же время человеком мягким и доброжелательным. Был первенствующим протоиереем в числе Белгородского духовенства. Беспорочно и ревностно исполнял обязанности на поприще воспитания учеников Духовного Училища и Семинарии. Любил совершать богослужения и в этом был примером совершения служения истово и проникновенно. Перед наступлением добровольческой армии на Белгород (весною 1919 г.) в числе 28 человек был арестован и отправлен в г. Курск, где при взятии добровольцами города, был расстрелян большевиками вместе с другими заложниками и присыпан землей в братской могиле за Херсонскими воротами в г. Курске. Тело его, при открытии могил – жертв большевизма, было опознано и перевезено в Белгород, где и погребено на братском кладбище Белгородского Св. Троицкого Мужского Монастыря. Протоиерей о. Порфирий Амфитеатров О. Порфирий Иванович Амфитеатров был преподавателем Белгородского Духовного Училища (1893–94 гг.). Потом принял сан священника и был назначен в пригородное с. Кошары. Был внимательным к людям, но строгим и требовательным и при этом справедливым. Таким он был учителем. Став священником, о. Порфирий ревностно исполнял свои обязанности. В церкви с. Кошар находился чудотворный крест, а при церкви – источник целебной воды. Эта святыня привлекала к храму много паломников, отечески принимая которых, о. Порфирий стяжал славу доброго пастыря, дерзновенного пред Богом молитвенника, наставника и печальника о страждущих. Таким образом к посещению Кошар стали стремиться верующие не только ради поклонения святыне, но и ради молитвенной и назидательной встречи с о. Порфирием, известность которого начала распространяться уже за пределы уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

С. 265–274. [Книга подарена Цесаревичу митрополитом Питиримом (Окновым), о чем свидетельствует вложенный в нее листок]. 18-го Декабря. Воскресение. Приехали в Царское Село в 6.10. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 257. 25-го Декабря. Рождество Христово. […] Были у обедни и молебна по случаю изгнания галлов и дванадесяти язык. В 2 часа с Ольгой и всеми детьми отправился в Манеж на елку Конвоя и Сводного полка. По обыкновению были песни и балалаечники. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 257. При Алексее Николаевиче состояли тогда няня Мария Ивановна Вишнякова и дядька боцман Деревенько, но няня была скоро сменена, и на ее месте появился гувернер-швейцарец м-сье Жильяр, образованный и удивительно милый человек, которого сразу все полюбили, а Алексей Николаевич завязал с ним тесную дружбу и вскоре заговорил по-французски лучше своих сестер. Мельник Т. (рожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье. М., 1993. Четверг. 5 Января. Павловск. 1912 г. Который раз приезжали играть с Георгием и Верой маленький Наследник, Мария и Анастасия Николаевны. После чаю у Веры они приходят в мой кабинет и играют у нас. Мы с женой опасались, что им это скучно, что на приход к нам смотрят, как на скучную обязанность. Но оказывается, они это очень любят. Милейшие дети. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. Вербное Воскресенье. 18 Марта. (Страстн. Понедельник.)[…] Недавно, 14-го, жена завтракала у Их Величеств и возмущалась поведением Наследника, который однако почти на 2 года старше Веры: он сидел развалившись, плохо ел, облизывал тарелки, дергал других. Государь часто отворачивался, может быть, чтобы не иметь необходимости выговаривать, а Императрица журила старшую дочь Ольгу за то, что она, сидя рядом с братом, не унимала его. А Ольга не может с ним сладить. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. Я не стану говорить о тех условиях, среди которых росла Императрица, о тех влияниях, которыми определилось Ее развитие и которые повлияли на формирование Ее характера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Оказавшись в положении первоиерарха Российской Церкви, митрополит Московский Макарий продолжал ревностное служение делу проповеди Евангелия, ни о чём не помышляя, кроме славы Божией и спасения ближних. Несмотря на то, что будущие царские изменники (революционеры-февралисты), переучившиеся карьеристы – архиепископы Антоний (Храповицкий) , Сергий (Страгородский) , одержимые страстью властолюбия, претендовали на столичные кафедры, Господь, видя их лицемерное «верноподданничество», дал Царю опору в Москве в лице святого Старца – митрополита Макария, единственного из владык того времени, не имевшего духовного образования . За владыкою Макарием были полувековой миссионерский подвиг и продолжительный монашеский, святительский и старческий опыт, разумеется, во сто крат превышающие всякие академические степени. Будучи истинным христианином, Государь Николай Александрович понимал, что осуетившаяся и объязычевшаяся «образованная» Москва нуждается в окормлении Старца как пастыря высшей ступени опытности, прошедшего молитвенный искус, познавшего духовную брань, стяжавшего дар прозорливости и рассуждения и поэтому способного руководить паствой. Особое потрясение в связи с назначением на Москву старца Макария (Невского) претерпел архиепископ Антоний (Храповицкий) – автор двух ересей (крестоборчество и имяборчество), мечтавший о патриаршем куколе . Святой старец в Синоде У владыки Макария появились новые заботы по причине того, что всякий архиерей, занимая столичную кафедру, обязан был занять и своё место в Синоде. Митрополит Московский Макарий вместе с митрополитом Санкт-Петербургским Питиримом (Окновым) , также врагом всякого либерализма и поборником церковного учения о священных правах в Церкви Богопомазанника, удостоились от синодалов отношения, мало поддающегося описанию. На заседаниях Синода их обоих погружали в атмосферу недоброжелательства и интриг, нескрываемой неприязни и революционного угара, исключавшую возможность нормальной работы, приводившую Синод к недоразумениям и конфликтам.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Немалое внимание уделяла Глинская пустынь изданию церковных проповедей. О важности церковных проповедей писал в 1904 году профессор Московской Духовной Академии Е.Е. Голубинский : «Из письменных произведений ненаучных первое место должны были бы занимать у нас церковные проповеди . Главную обязанность пастырей Церкви составляет обязанность учить пасомых или мирян истинам веры и правилам нравственности христианской, отчего именно они и называются пастырями; а церковное проповедование есть одно из обязательных средств этого учения». В своих печатных проповедях Глинская пустынь ставила задачи просвещения народа, разъяснения основ христианской морали и в целом религиозно-нравственного воспитания. В широко известном издании «Россия: Полное географическое описание нашего отечества» о Глинской обители сказано: «Монастырь занимается книгоиздательством для народа». Глинская пустынь стала инициатором миссионерской деятельности в Курской епархии. В 1908 году в целях укрепления устоев православной духовно-нравственной жизни в стенах этой обители открывается миссионерский кружок во имя св. апостола Иоанна Богослова. Идея создания кружка, как писал настоятель схиархимандрит Иоанникий, была соборно обсуждена со старцами обители. Из числа 60 братий, изъявивших желание участвовать в работе этого кружка, были избраны наиболее способные 30 человек, в том числе 20 человек из монастыря и 10 человек из Спасо-Илиодоровского скита. Все члены кружка освобождались от монастырских послушаний. Они занимались исключительно изучением Св. Писания в целях борьбы с сектантскими лжеучениями (в частности, штундо-баптизмом), которые появились в епархии. Был разработан устав кружка, утвержденный Курским Преосвященным Питиримом (Окновым), выделено особое помещение, организована миссионерская библиотека. Позднее в большинстве курских монастырей и пустыней из числа монашествующих были организованы проповеднические кружки, подобно Глинскому. Но кружок проповедников Глинской обители, в отличие от кружков других монастырей, был самым многочисленным, а деятельность его наиболее плодотворной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

248 После богослужения отец Иоанн посетил квартиру наместника подворья иеромонаха Игнатия. О тесных связях отца Иоанна с архимандритом Игнатием свидетельствуют строки письма наместника к Батюшке от 16 февраля 1908 г.: «Покорнейше благодарю за собственноручное письмо Ваше, за щедрый дар Вашей любви, за великое утешение, которое соблаговолили мне доставить, – говорилось в письме. – Я теперь от ног до головы облагодетельствован Вашими милостями . Радуюсь о Господе, что Вы поправляетесь здоровьем, да даст Вам Господь полного выздоровления во утешение и в мощь духовную и спасение людей . Да удостоит нас Господь опять попутешествовать с Вами летом… " (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7в. Л. 114–115). 249 У отца Иоанна в дальнейшем сохранялись дружественные отношения с Антиохийским патриархатом. В письме от 16 февраля 1908 г. архимандрит Игнатий сообщал: «От нашего патриарха Григория я получил письмо для Вас» (Там же), а вскоре после смерти отца Иоанна патриарх Григорий направил в Св. Синод следующую телеграмму: «Глубоко сожалеем о кончине прот. Иоанна Кронштадтского , вместе с нашею антиохийскою церковью горячо молим Бога упокоить его праведную душу в недрах Авраама, участвуем в горе многих тысяч почитателей этого верного молитвенного служителя Божия, шлем наше искреннее братское соболезнование православной России и желаем, чтобы в ней всегда были лица, являющиеся образцами благочестия и добродетели. Григорий, патриарх Антиохийский» (Котлин. 1909. 6 янв., 4). 251 22 января отец Иоанн совершал Божественную литургию в Иоанновском монастыре соборне с епископом Тульским и Белевским преосвященным Питиримом (Окновым) (Вед. 1904. 23 янв., 18). Помимо этого он, вероятно, мог быть приглашен 18 января в Исаакиевский собор на архиерейское богослужение епископа Нарвского Антонина (Грановского); 19 января – напразднование памяти прп. Макария Римлянина на подворье Воскресенского практически-миссионерского монастыря; 22 января – па Божественную литургию и панихиду по Киевскому митрополиту Феогносту (Лебедеву) в день годовщины со дня его смерти в церковь Киевского подворья и во многие другие столичные храмы. 29 января отец Иоанн освятил придел во имя прп. Серафима Саровского в Сергиевской церкви на Новосивковской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010