Описывать подробно деятельность Питирима нет нужды, потому что она уже достаточно оценена и рассмотрена в специальных исследованиях с литературной и административно-миссионерской стороны, – тем более, что составление его «Духовной Пращицы» (1721 г.) и известные, наделавшие много шума, собеседования с раскольниками в с. Пафнутове (1719 г.) относятся ко времени до учреждения Св. Синода. Первое издание «Пращицы» было при Св. Синоде, в 1721 году. «Пращица» издана по именному Высочайшему повелению, в июле 1721 г. Книга ответов Питирима, т. е. «Пращица», приближалась печатанием уже к концу. Синодального указа о разрешении к печати «Пращицы» нам не известно; можно думать, что разрешение дано было ранее, до учреждения Синода. «Пращица» есть плод противораскольнической деятельности Питирима до учреждения Св. Синода. Сочинение это содержит 240 ответов на 240 вопросов со стороны раскольников, поповцев и беспоповцев, о спорных церковных предметах, разногласиях и причинах появления раскола при п. Никоне . В своих ответах автор «Прашицы» обнаружил обширную начитанность по истории церковных обрядов и по библиографии древних богослужебных книг; ответы Питирима были относительно удовлетворительны, хотя они не решали всех довольно серьёзных возражений, касавшихся главным образом тех источников, или памятников, на которые Питирим самоуверенно опирался в своих решениях и обличениях 49 . Указывая на множество заблуждений и худые стороны жизни раскольников, Питирим не скрывает успехов руководителей раскола, объясняя эти успехи хитростью, обманом и лицемерным благочестием. Мы коснёмся деятельности Питирима по части раскола на основании документов Синодального архива в общей связи с деятельностью Святейшего Синода. Епископ Питирим был самым видным деятелем по исследованию раскола в нижегородской епархии, по обращению последователей раскола в православие и влиянию на общий ход правительственной противо-раскольнической деятельности 50 . В личности Питирима церковно-гражданская власть нашла удобного деятеля для осуществления своих мер к упорядочению и умиротворению раскольнического вопроса. В рассматриваемый период деятельности своей по расколу, т. е. с 1721–1725 гг., епископ Питирим был и сыщиком, и миссионером, и администратором, и писателем-обличителем, и советником Петра. В своих отношениях к расколу, в качестве деятеля его, Питирим испытал все меры и способы для воздействия на раскольников, переходя от одних к другим, от мер кротости и увещания к мерам строгости и наказания, или соединяя то и другое одновременно, смотря по обстоятельствам и расчёту на успех. Принцип деятельности Питирима против раскольников существенно и документально может быть выражен так: следует «хватать, ловить раскольников, под тесноту штрафов, увещая писанием 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Как Господь заповедал ученикам не брать двух одежд (χιτνας) 1021 , а Сам имел пять, по св. еванге- (Продолжение следует) Аносов И.А. Акафист иже во Святых отцу нашему святителю Питириму, епископу Тамбовскому и Козловскому 1022 //Богословский вестник 1916. Т. 2. 6. С. 211–218 (2-я пагин.) —211— Кондак I Избранный чудотворце и святителю Христов, всем притекающим к тебе скорый помощниче, воспеваем ти с любовью похвальная; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, просвети омраченная сердца наша, да зовем ти: Радуйся святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Икос I Ангел церкви тамбовския воистину явился еси, святителю Питириме, тя бо избра Вседержитель камень во главу её быти; мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, зовем ти: Радуйся, Христа от юности возлюбивый. Радуйся, все упование на Пречистую возложивый. Радуйся, града Вязьмы украшение. Радуйся, града Тамбова защито и ограждение. Радуйся, храмов Божиих устроителю. Радуйся, жития иноческого насадителю. Радуйся, смирения и кротости учителю. Радуйся, Богоматери народной любовию к тебе умиление. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Кондак II Видящи Всеблагая Богомати во уделе своем страну нашу всякими напастьми обуреваему, избра тя от рождения кормчим нам быти, да вси зовем к Богу: аллилуиа. —212— Икос II Разум Предвечный предуведе тя ко спасению и во святем крещении дарова тебе наставника и учителя, преподобнаго Прокопия, ему же неуклонно следовал еси до конца. Мы же, зряще образ жития твоего, со умилением глаголем: Радуйся, цвете церкви российския. Радуйся, крине, иже в дому Богоматери возрасте. Радуйся мед от пустыни Предтечи. Радуйся, источниче, от воды живой начало приемый. Радуйся, от юности мудростию твоею иноки питавый. Радуйся, образом юнаго жития твоего старцем поучение. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Кондак III Сила Вышняго осени тя, святителю Питириме, и не по мнозех летех постави тя во обители Предтечи право правити слово Господней истины, выну взывающа: аллилуиа. Икос III

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот еще подобный случай. Русский князь Петр Долгорукий не раз писал своему родному брату Владимиру Долгорукому, который жил в Пруссии, что вольномыслие последнего очень неосновательно и даже опасно. Владимир читал письма своего брата, посмеивался над набожным Петром, а затем рвал эти письма и бросал в печку… Однажды Владимир, возвратясь от короля прусского, лег на диван отдохнуть и забылся. Вдруг он слышит: кто-то отдергивает занавес его спальни, и звучат шаги, приближаясь к нему. Затем он чувствует, как холодная рука крепко-крепко жмет его руку… Владимир смотрит – пред ним его родной брат. «Верь», – сказал Петр тихо. Владимир вскочил и готов был броситься к брату в объятия (они давно не встречались), но видение исчезло. Он спрашивал слугу: «Где брат Петр, куда вышел?» Слуга крестился и божился, отвечая, что никакого брата он не видел и в комнату никто не входил. Владимир был в недоумении, он записал время этого посещения, а к вечеру из России пришло известие, что брат его Петр умер скоропостижно в такой-то день и час. Время кончины и видения точно совпадало. Отец Питирим всю свою жизнь ломал в себе гордость и учился смирению. В мире его звали Степан Яковлевич Полухин. Был он красив и строен, ловок и умен. И ученость имел приличную. И все-таки он пришел в Лавру и стал монахом. Пред ним были большие пути и дороги, но он избрал один – тернистый монашеский путь. И когда отец Питирим пошел по нему, то дух гордости стал преследовать его каждую минуту. Будучи умен и учен, монах Питирим прекрасно понимал, что с этим спутником – с гордостью – далеко не уйдешь, дела не будет. Гордость – советник плохой. Тогда он вступил в непримиримую, смертельную борьбу с бесовской гордостью. Мы не будем входить в подробности, как монах Питирим боролся с гордостью. Да об этом и трудно говорить, так как мы не знаем всей внутренней жизни этого Божьего человека. Но, несомненно, монах Питирим боролся с гордостью по-святоотечески, то есть как учат этому святые отцы. Оружием непобедимым против гордости он избрал смирение. Он пред всеми смирялся, пред всеми умолкал, всех считал лучше себя и всех просил о себе помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Нас же, смиренных, — желает себе Питирим, — да сподобит тот же Господь Бог паству врученную нам добре упаствити и на путь правый наставити… Всех же православных христиан, малых и великих, всякого чина и возраста, сущих под державой вашего благочестивого царствия — утвердит быть благопокорными и удобопослушными, как словесных овец, своему пастырю, водящему на пажити злачные, на место прохлаждения». Недавно еще Питирим не знал, как «упаствить» прямо в рай самого себя. С патриаршего места он бодро объявил, что натурально приведет «в кровы небесные» все население Российского царства! От государя требовалась лишь общая защита и неустанное обогащение Церкви (что после запрета на расширение церковно–монастырского землевладения в Уложении 1649 г. выглядело смелой мечтой), а от овец — повиновение воле патриарха. Проверить эффективность предложенной Питиримом системы россияне не смогли: в апреле 1672 г. патриарх скончался, перед смертью вновь впав в трепет и страх и переписав свое исполненное ужаса перед Божьим судом завещание. Заметных деяний менее чем за год архипастырства Питирим не совершил. Однако надо признать, что с ним считались больше, чем с Иоасафом. Не случайно новый украинский гетман Иван Самойлович уже 12 августа 1672 г. поздравил Питирима, прося у него покровительства. Другой документ свидетельствует, что патриарх старался навести порядок в делах Церкви  . С. М. Соловьев весьма живо описывает, как Питирим вступился перед царем за боярыню Федосью Морозову и сестру ее княгиню Евдокию Урусову, брошенных в заточение за «сумасбродную лютость» в защите старой веры. «Советую тебе, — говорил якобы Питирим царю Алексею, — боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!» «Давно бы я так сделал, — мягко ответствовал государь проявившему полное непонимание женщин патриарху, — но не знаешь ты лютости той женщины… Если не веришь моим словам, изволь сам испытать, и сам узнаешь ее твердость… и вкусишь приятности ея». «Патриарх, — по замечанию Соловьева, — вкусил приятности ее и отступился»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Так владыка Питирим проповедовал не только в духовной академии, не только в храмах, но и во многих государственных организациях. Например, в военных частях, где его проповеди были весьма успешными. Об этом говорил начальник отдела патриотической работы Российского комитета ветеранов войны и военнослужащих Геннадий Иванович Галибин: – Мы очень озабочены ситуацией, которая складывается в вооруженных силах. И особенно – с начала 1990-х годов, когда был нанесен мощнейший удар по духовности общества, и в том числе армии. И вот владыка Питирим одним из первых в Русской Православной Церкви задумался над этим и стал больше внимания уделять военнослужащим – молодым и ветеранам. И мы стали сотрудничать. Я скажу, что владыка Питирим просиял в итоге многими гранями своего истинно патриотического таланта. Он был и хороший пропагандист, и оратор, и очень доходчиво говорил с простыми людьми. И люди ему верили и шли за ним. Вот матушка одного из монастырей говорила: «Уткнуться в плечо и поплакать…». Это так трогательно! И эта искра пламени духовности, которую возрождал владыка Питирим, начинает разгораться все ярче. Есть надежда, что духовность нашего общества, нашей державы укрепится. И в этом будет большая заслуга владыки. Телеграмма от Питирима Блестяще рассказал на вечере о владыке Питириме заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии правительства РФ, почетный профессор МАИ, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Георгий Иосифович Житомирский. Этот поучительный рассказ будет интересен многим: – Как-то в один из праздников мы с женой выступали на концерте, где был владыка Питирим. И вдруг я почему-то решил, что могу подойти к нему и пригласить в наш гостиничный номер. Первая попытка была неудачной: окружающие владыку молодые люди не подпускали к нему. Но он, по-видимому, заметил это – повернулся ко мне. Я подошел и представился: профессор Московского авиационного института. Мол, прошу вас посетить нас с женой в номере гостиницы. «Пожалуйста, пожалуйста, с удовольствием, с удовольствием», – ответил он.

http://pravoslavie.ru/29407.html

Перемещения происходили и в составе самого Св. Синода. По смерти в 1915 г. Киевского митрополита Флавиана на Киевскую кафедру был переведен митрополит Петроградский Владимир с оставлением его первоприсутствующим членом Синода; Петроградскую же кафедру занял с помощью Распутина экзарх Грузии Питирим. По свидетельству председателя Государственной Думы Родзянко, это «был великий интриган, и о его нравственности ходили весьма определенные слухи. Он сразу стал играть роль: его посещали министры, считались с ним, и его имя все время появлялось в печати» 312 . «Мы, – писал С. П. Белецкий, – проводили через Вырубову и Распутина Питирима в Киев, но Волжин получил от государя приказание о назначении митрополита Владимира в Киев, а Питирима в Петроград. Из всей обстановки назначения Питирима ясно было видно желание Двора иметь около себя близкого человека. Мы поняли, что в силу занимаемого им положения ему будет отведено крупное влияние во дворце» 313 . С митрополитом Питиримом часть духовенства стала связывать надежды на реформу прихода. Саблеровский проект, вовсе устранявший мирян от участия в руководстве жизнью прихода, как явно неприемлемый для Государственной Думы, предстояло переработать заново, что заняло бы немало времени. Митрополит Питирим предложил внести проект в Думу, как он есть, но снабдить представителя духовного ведомства в думской комиссии правом санкционировать любые вносимые ее членами изменения в рамках проекта Предсоборного Присутствия 1906–1907 гг. Вопрос о приходе признавался теперь неотложным. Статья митрополита Питирима на эту тему в «Новом Времени» вызвала крайнее волнение среди правых в Государственной Думе, настроенных против демократического характера реформы прихода. Последние попытки ускорить реформу прихода Надежды на скорую реформу прихода сильно возросли с назначением Б. В. Штюрмера председателем Совета Министров, состоявшимся, по свидетельству Родзянко 314 , при участии митрополита Питирима, а Питирим – «верный слуга Распутина». «Из всех лиц правящего класса, – писал С. П. Белецкий, – никто не пользовался таким постоянным и неизменным доверием как государя и государыни, так и Вырубовой, как митрополит Питирим. Его постоянно приглашали к себе высокие особы и Вырубова. К его мнениям по вопросам Церкви и государственной жизни прислушивались, также считались с его отзывами и оценками лиц, интересовавших высокие сферы» 315 В январе 1916 г., когда заговорили, что молодая императрица недовольна Горемыкиным, Белецкий, как кандидата на его место, рекомендовал митрополиту Питириму Штюрмера, который, по его словам, в своей будущей деятельности будет руководиться советами Владыки. С письмами императрицы и Распутина митрополит Питирим выехал в Ставку к царю – и назначение Штюрмера состоялось.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Вспоминая митрополита Питирима 8 января, всего лишь один день, в выставочном зале «Малый Манеж» была открыта фотовыставка, посвященная памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (8.01.1926 – 4.11.2003). На выставку пришли многие люди, лично знавшие владыку. Чудо выставки Фотомастер Анатолий Жданов/Фото М. Дмитрука Пятнадцать лет фотографировал митрополита Питирима известный фотохудожник Анатолий Дмитриевич Жданов. Они познакомились на пушкинском празднике в усадьбе Гончаровых в Яропольце. Несколько раз случайно встретились на подобных торжествах, и потом владыка стал приглашать фотохудожника на съемки знаменательных событий. У мастера накопилось много фотографий владыки. И вот недавно Анатолий Жданов был в храме на панихиде по митрополиту Питириму. И, как говорит фотохудожник, «словно кто-то подсказал» ему, что надо делать выставку, посвященную владыке. Сначала думал, что она будет очень скромная, «бюджетная». Но тут – очень кстати – его познакомили с первым заместителем директора Московского государственного выставочного зала «Малый Манеж» Вячеславом Михайловичем Ермаковым, который предложил фотовыставку о митрополите Питириме устроить в этом зале. Правда, оказалось, что даже один день работы выставки будет стоить во много раз больше, чем может заплатить фотохудожник. Он с горечью рассказал об этом своим друзьям, и узнав, кому будет посвящена выставка, они тут же организовали сбор средств. Денег хватило на оформление выставки и выпуск красивого буклета о ней. А за аренду выставочного зала, которая стоила в разы больше, его руководители не взяли ни копейки. Этой благотворительной акцией они тоже решили почтить память митрополита. – Я понял, – рассказал мне Анатолий Дмитриевич, – что на самом деле, когда прикасаешься к такой теме, деньги – это не вопрос. Я ведь специально не готовил эту выставку, как-то все само собой сложилось. Это «само собой» было весьма многозначительно: за пятнадцать лет работы с митрополитом Питиримом Анатолий Жданов прекрасно понял, что всех, кто помогает ему в добрых делах во славу Божию, сопровождает успех. Люди чувствовали молитвенную поддержку владыки. И столь удачная организация выставки была еще одним подтверждением его помощи, которая теперь идет из горнего мира.

http://pravoslavie.ru/28959.html

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим: Призываю христиан молиться со мной о упокоении погибших горняков Моим благословением в ближайшие дни во всех храмах и монастырях Сыктывкарской и Воркутинской епархии будут совершаться панихиды и заупокойные литии по погибшим в катастрофе и молебны о здравии пострадавших горняков. 12 февраля, 2013 Моим благословением в ближайшие дни во всех храмах и монастырях Сыктывкарской и Воркутинской епархии будут совершаться панихиды и заупокойные литии по погибшим в катастрофе и молебны о здравии пострадавших горняков. 11 февраля в 10:38 на шахте «Воркутинская» ОАО «Воркутауголь» произошел взрыв, в результате которого погибли и были ранены люди. В Республике Коми объявлен трехдневный траур. Преосвященнейший епископ Питирим направил свои соболезнования родным и близким погибших, сообщает сайт Сыктывкарской и Воркутинской епархии: Дорогие братия и сестры! С горечью и сердечной болью узнал я о трагедии, произошедшей 11 февраля на шахте «Воркутинская». Техногенная катастрофа унесла жизни 18 человек, еще три человека ранены и находятся в медицинских учреждениях. Призываю всех православных христиан Республики Коми, вместе со мной, возносить молитвы ко Господу об упокоении душ погибших и о здравии выживших. Также хочу выразить свои искренние соболезнования семьям погибших, их близким, друзьям и всем жителям города Воркуты. Молюсь о том, чтобы Господь даровал вам силы для перенесения столь тяжкой утраты, послал утешение в скорби и упокоил души ваших близких в своих небесных обителях. Моим благословением в ближайшие дни во всех храмах и монастырях Сыктывкарской и Воркутинской епархии будут совершаться панихиды и заупокойные литии по погибшим в катастрофе и молебны о здравии пострадавших горняков. С любовью о Господе, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим Читайте также: Архимандрит Филипп (Филиппов): В Сыктывкарской и Воркутинской епархии молятся о погибших горняках и их близких Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/episkop-syktyvkarskij-...

Редакторы обязаны быть в постоянном творческом поиске; серьезных научно-богословских разработок требует от сотрудников Издательского отдела участие в научных межцерковных и миротворческих встречах. От дореволюционного периода осталось немало специфических проблем. Эти проблемы Издательский отдел постепенно решал посредством систематической работы основной редакционной коллегии и редколлегий отдельных изданий, в составе которых трудились высококвалифицированные редакторы – богословы, историки, источниковеды, археографы, специалисты по русскому языку и по многим другим языкам – как новым, так и древним – художники, фотографы, опытные администраторы и так далее. К своим работам Издательский отдел всегда привлекал консультантов – специалистов по отдельным темам. Помимо всего сказанного, редакция Владыки Питирима отличалась уникальной особенностью: по свидетельству самих сотрудников, она была для них не только местом работы и центром по совершенствованию церковно-издательского профессионального мастерства, но и училищем благочестия и постоянного нравственного возвышения, духовно-нравственной школой Владыки Питирима. Вот некоторые из принципов этой школы: особо бережное отношение к святыне; благоговейная строгость и мерность при совершении богослужений; любовь к порядку и чистоте во всём, наипаче в том, что касается храма и совершаемых в нем служб; умение видеть проблему и правильно, своевременно ее решать; развитие в себе способности искреннего, открытого общения с людьми; умение находить прекрасное даже в малом; умение проявить в нужный момент выдержку и терпение; умение ждать и не форсировать события, а с другой стороны, быть быстрым и энергичным; быть бережливым и одновременно щедрым хозяином-руководителем; иметь любовь к иллюстрации и уметь в совершенстве владеть фотоаппаратом и другой техникой журналиста; профессионально видеть текст и проявлять способность работать с ним быстро и весьма качественно... Это были не просто слова и пожелания – в них отображались личность и творческий характер Владыки Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Следует подчеркнуть его редкую эрудицию, его остроумие и обаяние – он, ведь, был не просто красивым внешне человеком, но воистину обаятельным. А остроумием он мог просто блистать. Ему некоторые в Отделе пытались подражать – и в остроумии, и в манерах вообще – но тщетно. Являясь убежденным поборником христианского единства, митрополит Питирим отнюдь не избегал молиться вместе с католиками или протестантами. Он не раз цитировал излюбленное выражение митрополита Антония (Вадковского) , что конфессиональные перегородки до неба не достигают. Этот так называемый экуменизм для него был, прежде всего, возможностью донести православную истину, которую он знал и любил. И он делал это повсюду, где бы ни был, а он ведь очень много ездил по всему миру. Он вообще обладал какой-то редко встречающейся – особенно в наше время – не только внешней, но и внутренней энергией. Они в нем гармонично сочетались. И это было очень важно в перестроечное и постперестроечное время, когда к Владыке благоволила «первая леди» СССР Раиса Максимовна Горбачева. В редакционных делах митрополит Питирим серьезно подстраховывался даже в те сравнительно либеральные годы: перемены происходили слишком быстро, идти с ними в ногу в таком убыстренном темпе для человека уже немолодого было непросто. Ощущалась явная и естественная для него инерция осторожности, связанная с опытом минувших выстраданных лет. Но при всех неизбежных уступках по отношению к контролировавшему нас Совету по делам религий, осуществлявшему цензурные функции, митрополит Питирим оставался на высоте – ему не изменяла врожденная интуиция, когда речь шла о вещах важных и принципиальных. Помнится, как в конце декабря 1987 года по чрезвычайному поручению митрополита Питирима, за несколько дней до его январской встречи с М. С. Горбачевым, я готовил важный фрагмент о Русской Православной Церкви для предполагаемой вставки в речь генерального секретаря ЦК КПСС. Речь эта должна была прозвучать на глобальном форуме, организованном международным Фондом «За выживание человечества». В руководство Фонда от Советского Союза кроме митрополита Питирима входили академики А. Д. Сахаров, Е. П. Велихов, Р. 3. Сагдеев. (Владыка Питирим был одним из учредителей этого Фонда). В то время власть пыталась продемонстрировать свое благоволение к Церкви: приближался великий юбилей 1000-летия Крещения Руси, и, разумеется, надо было сделать какой-то эффектный шаг в сторону Церкви. Казалось, витает в воздухе и напрашивается само собой: «Идя навстречу пожеланиям верующих, Советское правительство предполагает открыть Киево-Печерскую Лавру». За этой элементарной фразой – чаяния миллионов православных... К этому призывал известный правдоискатель епископ Полтавский Феодосий (Дикун) в самиздатовском письме, ходившем по рукам; письмо было опубликовано в Париже в «Вестнике русского христианского движения». Эту идею поддерживали академик Б. В. Раушенбах, летчик-космонавт В. И. Севастьянов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010