Любовь распинающая и распинаемая есть особенность кафолического церковного подвига: ни один не спасает себя сам, но всех спасает Христос в Церкви Своей, членов ее, членов Тела Христова, чрез нас, друг чрез друга, – призванных к кафолическому служению, да некия спасем ( 1Кор.9:22 ). На такую взаимозависимость личного спасения и спасения ближнего указывает и апостол Иаков ( Иак.5:20 ). «Крест, как высшее выражение любви Божией, есть слава Божия. Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его ( Ин.13:31–32 ), – говорит Христос Своим ученикам, идя на страдания и Крестную смерть. Его Крестная слава, как видим, есть Троическая слава, ибо в Крестной смерти Сына прославляется Отец. С прославлением Сына неразрывно связано и сошествие Святого Духа: еще не было на них (верующих) Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен ( Ин.7:39 ). На горе Фаворе, когда Троица была явлена в Божественной Славе, Моисей и Илия говорили об исходе Иисуса Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:31 ). Спасительная сила Христова Воскресения невидимым образом действует в мире со времени Воскресения Христова, завершившегося Вознесением Господним, когда вочеловечившийся Сын Божий воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную человеческую природу, и послал от Отца Духа Святаго, освящающего мир» 4 . Так претворяется в Церкви предвечный замысел Пресвятой Троицы о спасении человека. По воплощении Сына Божия и основании на земле Церкви Божией у Пресвятой Троицы «теперь одно попечение – всех привлекать к Себе для дарования им спасения. И Она действительно влечет. Отец Небесный уверяет: не хощу смерти грешника. Сын Божий одесную Отца всегда ходатайствует о нас. А Дух Святый? И Он тоже ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными» (святитель Феофан Затворник ). Мы же все – «камни храма Отчего, уготованные в домостроение Бога Отца, возносимые на высоту орудием Иисуса Христа, которое есть Крест, посредством верви Святого Духа». Поэтому все мы, христиане, – «спутники друг другу, богоносцы и храмоносцы, христоносцы, святоносцы, во всех отношениях украшенные заповедями Иисуса Христа» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Фотиния. 19 января 2016, 07:31 Георгий 17 (января 2016, 20:00) И та и другая статья имеют место быть. В данной статье даются разумные и практичные советы, как себя вести в экстремальной ситуации, надо логично думать. А вторая статья более романтична, успокаивает душу и наверное подходит для сегодняшних дней. Нам обычным людям тяжело будет сохранить мир в душе, если вдруг беда настигнет нас врасплох. Это под силу только святым. Сейчас когда ещё более менее все мирно и спокойно, мы думаем а вдруг пронесёт. Может и в правду пронесёт по молитвам святых подвижников? Но надо быть готовыми ко всему. Прошу прощения, но это лично моё мнение. Петр 19 января 2016, 02:56 Георгий17 января 2016, 20:00 " несоответствие пророчеств практически неизвестного старца Гавриила пророчествам канонизированных святых Паисия Святогорца и Косьмы Эталийского " . Георгий, а можно узнать, в чем несоответствие? Статью по Вашей ссылке прочитал, никакого несоответствия одних пророчеств другим не нашел. Статья на которую Вы ссылаетесь вообще о другом. Дале Георгий пишет: " Наш Путь к Богу и Спасению - Евангелие " . Георгий, это всё прописные истины. Но где Вы увидели в статье владыки Питирима несоответствие Евангелию? Вы сами то Евангелие читали? Например вот это: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как пошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (от Луки, 17:26-30). Ну и наконец Георгий пишет: " ...не означает, что Господь и Бог наш Иисус Христос перестанет быть главой Церкви " . Георгий, ну укажите же место, где Владыка утверждает что Христос перестанет быть главой Церкви? По-моему, Вы сами сочинили в своем воображении некий текст и сами его теперь опровергаете. Причем Вы здесь не первый уже...

http://pravoslavie.ru/89596.html

Виктор 21 октября 2016, 22:28 Мономах канонизирован в 2009 году. Darina 21 октября 2016, 21:15 Укрепление России, единственной православной страны, способной на ведение самостоятельной политики, - это ли не миссия? Не были ли для выполнения этой миссии особых полномочий? Ольга 21 октября 2016, 18:31 Вызывают смущение комментарии после прочтения книги о нижегородском митрополите Питириме, времен Петра I, друзьями они являлись, совместно боролись на нижегородских землях с раскольниками, приемы борьбы были примерно те же, что описываются в статье. Митрополит! А вы обсуждаете царя с больным детством. Вся жизнь людей в миру в той или иной степени, это причинение боли другим, душевной или телесной. Православные очень воцерковленные люди порой ранят похлеще палачей, разве такого не было в вашей жизни? Антоний 21 октября 2016, 17:47 Добрый вечер, братья и сестры! Искренне благодарю редакцию и отца диакона Владимира за публикацию последних материалов об одном из самых значительных и неоднозначных правителей в истории нашего Отечества. Как всегда, объективно, четко и аргументированно! Спасибо и низкий поклон! Ольга 21 октября 2016, 15:34 Александр А.Б. пишет: " Но ведь всё познаётся в сравнении – не так ли? Ну так сравните «миролюбивые нравы» тогдашней Европы с «террором» Иоанна Грозного " . Александр, не знаю, кто вы по вероисповеданию, но для православных возможно сравнение ТОЛЬКО с тем, чему учил Христос. И судить каждого человека Христос будет по Своему Евангелию, по Своим заповедям. " Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорил, говорю, как сказал Мне Отец " (Ин. 12. 48–50). Поэтому ваше апеллирование к сравнению со злодеяниями других душегубцев в контексте православного учения совершенно несостоятельно. И еще по поводу вашей инсинуации: " Но у меня встречный вопрос: почему нет такого неприятия памятникам действительным душегубам и кровавым злодеям как Ленин, Войков?! Неужто эти кровавые тираны вам милее Царя? " . Православным ненавистны дела этих красных злодеев, но этих злодеев по крайней мере не пиарят священники и позиционирующие себя православными люди (до этого, слава Богу, не дошли, но тенденция есть и Сталин, в частности, уже реабилитирован многими именующими себя православными). Однако если уж доживем до такого времени, когда на православных ресурсах начнут красных палачей восхвалять,то, не сомневайтесь, реакция православных последует.

http://pravoslavie.ru/97925.html

III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века — Стефана Яворскаго; б) в о бличение всех вообще раскольнических заблуждений - книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского, Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, преосвящ. Филарета, митрополита московского и преосвящ. воронежского Игнатия. В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, Воскресном Чтении и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. Православно-догматическое Богословие Том 1 Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку 1. О Боге в самом себе Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино . 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую ..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33—34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Он говорит, что вы священство святое. Не мы одни, архиереи и священники, священство святое, – вас всех, христиан, называет св. Пётр священством святым, вас всех призывает к тому, чтобы вы, подобно нам, приносящим ежедневно Бескровную Жертву, приносили бы духовные жертвы, благоприятные Богу. Не только мы, но все вы должны быть строителями. И вот что говорит св. Павел об этом строительстве: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:12–13 ). Были великие люди, которые строили здание христианской жизни своей из драгоценных камней. Так строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святитель наш Питирим Тамбовский, святитель Тихон Воронежский, память которого ныне совершаем. Были меньшие угодники Божии, такие, которые строили из золота и серебра. И когда придёт великий день, страшный день Христов, когда все предстанут перед Господом Иисусом Христом, как перед Судией, тогда огнём будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже железа, не сгорят, устоят; золото и серебро ещё более будут блистать, обожжённые огнём. Но есть много, много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном ап. Павлом, на основании, которое есть Господь Иисус Христос, но строят негодные здания, жалкие лачуги – деревянные, соломенные, даже иногда на кучу сена только похожие. Ибо творят мало угодных Богу дел, но много грешат. Не много они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть и такие строители, здания которых подобны паутине. Эту паутину всю жизнь ткут некоторые люди и ждут, чтобы в сеть эту запутались братья и сёстры их. О таких нечего и говорить – они совсем забыли об основании, положенном ап. Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Наша вера проверяется сыновней, дочерней готовностью принять Божию волю о нас, доверием Его Промыслу, каким бы внешне ни казался он тяжелым и нежеланным. Как утверждают святые отцы и учители Церкви, Промысл – не принуждение, а предвидение, забота о спасении души человеческой. Господь… долготерпит нас, – пишет во Втором послании апостол Петр,–– не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет. 3, 9 ). Сам Господь Иисус Христос в словах, обращенных к Никодиму, говорит: не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3, 17 ). Промысл Божий всегда обращает все во благо. Однако как часто в болезнях, лишениях, искушениях, в бедствиях мы спрашиваем: «За что? В чем я виноват? Почему именно мне, а не другому? Почему жизнь того, кто гораздо хуже меня, более благополучна?» Притча о блудном сыне, в которой Господь в образной символической форме преподал нравственное учение простому народу, дает нам исчерпывающий ответ на эти вопросы. Неразумный, блудный сын, попав в бедственное положение, когда рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи ( Лк. 15, 16 ), сумел сетование о своем тяжелом положении и жалость к себе направить в правильное русло. Придя же в себя, [он] сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему ( Лк. 15, 17–18 ). Образ блудного сына, приведенный Христом в притче, намного понятнее, чем любые богословские, философские и психологические исследования. Неразумному сыну выход из бедственного положения подсказал его желудок: с одной стороны, нужда и голод, с другой – воспоминания о безмятежной жизни. Мы же, даже искушенные житейским опытом, не перестаем сопоставлять, сравнивать, рассуждать, искать причину наших бедствий в обстоятельствах или в окружающих людях, но только не в самих себе. Между тем у христианина вопрос «за что?» возникать не должен: православное учение ставит только один вопрос – «зачем?». В современном русском языке произошла также подмена первоначального смысла слова «наказание»; оно стало восприниматься как синоним слова «кара»: родители наказывают нашалившего ребенка, учитель – напроказившего ученика, начальник – недисциплинированного, не выполнившего поручения подчиненного, то есть в нашем представлении наказание равноценно возмездию. Однако первоначально это церковнославянское слово означало «поучение», «научение»: «наказание юным отроком» – встречаем мы в Церковном Уставе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

АлександрД 27 октября 2015, 13:55 " Григорий Двоеслов говорит: нет, пусть лучше будет гордость, но человек будет нести подвиги, а Господь Сам найдет, как его смирить " - ага, да только Господь почему-то не смирил фарисея, постившегося 2 раза в неделю и благодарившего Его за то, что он не таков как прочие люди! :-) Павел З. 6 октября 2015, 14:35 Владыка, спаси Господи, а то я было не так Вас понял. Хоть ворчать не буду. НН 22 сентября 2015, 22:06 Роман: " Дорогой(ая)НН. Не хочу Вас обидеть, но у Вас какая-то удивительная мешанина из Православия и социализма-коммунизма. Очень напоминает бредовые идеи кургиняновской секты " .... Роман, я ничего не знаю про кургиняновскую секту... А вот эти слова мне очень близки: От Матфея,гл.20 " 25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " ... Я что-то не помню, чтобы Иисус Христос говорил о том, что если весь народ будет жить хорошо - то это плохо, не по-христиански; а если богатые угнетают бедных, то это хорошо. Само собой разумеется, что материальное благополучие не должно быть самоцелью. Только не надо достойную жизнь людей считать раем на земле, это передёргивание в пользу богатых угнетателей. Простите! Питирим Творогов 22 сентября 2015, 10:44 Отвечу про " фильтр " : по-моему глубокому убеждению, изменить грубых, а иногла и бесноватых, бабушек очень преклонных лет под силу только самому Богу - от людей это неисправимо. Поэтому многочисленные стенания о грубости в православных храмах вызывают у меня резонный вопрос: а что вы предлагаете? Отлавливать их и выгонять из храма? Кто это будет делать? Параволанов, слава Богу, у нас нет. Конечно, грубость, бестактность - не допустимы в храмах. Воспитывать нужно было внучек, чтобы бабушки из них вышли приличные. Эти бабушки и тетушки неистребимы. Я их и называю " грубым фильтром " , который отделяет очень гордых людей от не очень гордых. Вспоминаются в этой связи жалобы на такую тетушку со стороны кумира рокеров - Б. Гребенщикова. Он перестал заходить в православный храм после того, как на него там налетела ревнительница со словами типа: пошел вон отсюда, буддист проклятый! У БГ не хватило смирения стерпеть вполне заслуженный наезд. Мне кажется, что если человек приходит в храм в поисках Бога, то ни люди, ни бесы не смогут его выгнать. Если ты ищешь Бога, то почему обижаешься на человека?

http://pravoslavie.ru/81772.html

Да и Запад был другим, дехристианизация общества и культуры еще не достигала сегодняшнего уровня. В те годы Православие за рубежом имело гораздо больше возможностей для проповеди, чем в России и вообще СССР. Например, через " Русскую службу Би-Би-Си " , " Голос Америки " . Вспомним, что даже в 90-е годы первые учебники Закона Божия перепечатывались у нас с джорданвильских изданий. Другое дело, что многие, начиная с поколения шестидесятников, с жадностью глотали все, что приходит из-за бугра: и подлинное Слово, и современную западную философию. К сожалению, неразборчивость и всеядность " прогрессивной интеллигенции " никуда не исчезла. Поэтому, вместо строгости и определенности суждений о нашем настоящем, люди той эпохи и того склада мышления представляют нам нечто высокоумное, которое кажется со стороны плодом огромной эрудиции, а на деле является простой подменой понятий и уходом от существа вопроса. Юлия 13 февраля 2013, 16:11 Для Георгия. Лк, 32 зач., 7, 31 — 35 Сказал Господь: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее. Ольга 13 февраля 2013, 16:08 Да, правда, наше поколение тоже так,все духовные искания рано или поздно приводят к христианству, только общество от этого замедляется в научно-техническом прогрессе, и гражданско-правовом. СССР так двигался быстро материально, потому как были миллионы нигилистов, готовых мучиться и искать. Н.Н. 13 февраля 2013, 15:21 Статья хорошая, вывереная и взвешенная. Но мне не понравилось, что в качестве иллюстраций упадка религиозности помещены фотографии митрополита Питирима(Нечаева),в минуты отдыха, в то время он был Епископом Волоколамским и Юрьевским.

http://pravoslavie.ru/59385.html

Вообще послание заслуживает внимания в двух отношениях: во-первых, содержит несколько интересных сведений о стародубском расколе, а во-вторых, характеризует автора его с невыгодной стороны, т. е. как миссионера, который не мог действовать в примирительном духе с заблуждавшимися. Из сведений, относящихся к деятельности Решилова, видно, что подобно расколу выговскому на севере, поповщина здесь, на юге России пустила глубокие корни. Была большая потребность в миссионерах, но с иным характером и приёмами, чем Решилов и ему подобные. Миссию Иосифа Решилова в пределах Стародубья нужно считать неудачной. Более удачной была миссионерская деятельность архиепископа нижегородского Питирима в пределах обширного нижегородского края. 3 . Характеристика административной противо-раскольнической деятельности нижегородского архиепископа Питирима Деятельность нижегородского архиепископа отличалась смешанным характером; это была деятельность административно-миссионерская, совершавшаяся при ближайшем содействии и непосредственном участии гражданской власти, под особым покровительством царя. Этот смешанный двойственный характер миссионерской деятельности Питирима даёт некоторым исследователям основание неодинаково смотреть на миссионерские труды Питирима: одни миссии Питирима одобряют, а другие – порицают. С другой стороны, деятельность Питирима по обращению раскольников к православной церкви началась и развилась гораздо ранее учреждения Св. Синода; начало её относится к 1705 г. 48 ; ко времени учреждения Св. Синода успешная деятельность Питирима в сане епископа доставала ему уже известность и авторитет. Поэтому, когда явился Св. Синод, то он смотрел на миссионерскую деятельность Питирима как на дело, заслуживающее одобрения и подражания. Отсюда самая мысль Св. Синода об избрании и посылке достойных миссионеров в места с густым раскольническим населением могла явиться под влиянием известий об успешных и полезных трудах нижегородского епископа; Св. Синод только одобрял и вознаграждал Питирима за его труды, побуждаемый к тому ещё вниманием Петра к нижегородскому деятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Глава «Архипастырь» завершается изложением обстоятельств назначения преосвященного Питирима на кафедру экзарха Грузии в 1914 г. Автор приводит ряд свидетельств источников, показывающих, что доверять историографическому стереотипу о том, что это назначение состоялось благодаря Распутину, серьезных оснований не имеется. Третья глава («На пути к вершинам») посвящена экзаршему служению преосвященного Питирима. Первые же ее строки возвращают читателя к теме типичности преосвященного Питирима как православного архиерея позднесинодальной эпохи. Точнее, здесь С.Л. Фирсов начинает с разговора о его нетипичности, которая заключается, по его мнению, в том, что владыка, прибыв в Грузию, стал учить грузинский язык. Для изучаемой эпохи в этом, по идее, не было ничего необыкновенного: растущее национальное самосознание грузин требовало, чтобы фактический глава их Церкви если и не был грузином по своему происхождению, то хотя бы пытался соответствовать месту своего церковного служения. Кстати, уже упоминавшийся в нашей рецензии святитель Гермоген (Долганов) в бытность инспектором и ректором семинарии в Тифлисе занимался ровно тем же – учил грузинский язык и старался ознакомиться с основами грузинской национальной культуры. Но другие подобные примеры привести представляется затруднительным, и в этом смысле исследователь прав в оценке роли преосвященного Питирима в развитии церковной жизни Грузинского экзархата в предреволюционный период. Излагая историю продолжившегося служения преосвященного Питирима на Кавказе, автор книги не мог не отметить факта очередной встречи архиерея с императором Николаем, как и факта монаршей милости в виде пожалования бриллиантового креста на клобук (С. 76). Надо сказать, что анализ деятельности архиепископа Питирима в экзархате у исследователя оказался достаточно подробным и интересным в связи с привлечением в этой главе «Вестника Грузинского Экзархата» (привлечения епархиальных ведомостей, как мы отмечали выше, недоставало при рассмотрении предшествующих этапов его архипастырского служения) и впервые вводимых в научный оборот архивных документов. Из числа последних хотелось бы особо отметить проведенный исследователем разбор записки епископа Бакинского Григория Яцковского «Общий взгляд на состояние Бакинского викариатства и его нужды», сохранившейся в синодальных фондах РГИА. Анализ записки позволил автору вскрыть некоторые характерные черты преосвященного Питирима как политика, не способного подвергать свои личные карьерные интересы какой-либо угрозе ради попытки оптимизировать строй церковной жизни или церковного управления (см. об этом в особенности на С. 82 – 83).

http://bogoslov.ru/article/2461193

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010