Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Какой смысл большинство современных людей вкладывает в слово Вседержитель? В процессе культурного развития языка часто происходит подмена понятий. В обыденном представлении «все» означает множество всех вещей и явлений мира, объединенное мыслительным актом в одну совокупность. В богословском святоотеческом понимании «все», напротив, целостность, когда мы говорим «все» (по–гречески панта), это значит, что мы воспринимаем мир не как составленный из отдельных частей, но как целостное творение Божие, происходящее из Единого Источника. Бог Вседержитель не собирает, не захватывает, подобно человеку, стремящемуся к обладанию всем миром; напротив, Он Один создает весь мир; не множества собирает в единое целое под Свою власть, но Сам составляет целостное здание мира. Такой смысл определения Вседержитель совершенно необходим для правильного понимания слов Христа: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ( Мф. 10, 29–30 ). Разумеется, это не значит, что Бог исчисляет каждый отдельный волос и заботится о том, когда ему выпасть. Бог печется о всем мире как едином цельном организме, который в Нем имеет свое начало, свое развитие и завершение. Бог Вседержитель потому, что в Нем сосредоточена и целостная история мира, и отдельная человеческая жизнь. Человек не может ни одного волоса сделать белым или черным ( Мф. 5, 36 ). Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? ( Мф. 6, 27 ). Только в союзе с Богом, в общности всего творения постигается ценность бытия, а это уже нравственная категория. Человек разорвал единение своего бытия с Богом – Источником Жизни. Единение, ради которого творческой силой Божией и был создан весь мир, было нарушено непослушанием прародителей в раю, но еще раньше оно было нарушено светлейшим из Ангелов – Денницей, который непостижимым для нас образом возгордился, противопоставил себя Богу и сделался злым и мрачным диаволом. Единство с Богом нарушается каждый раз, когда человек, согрешая, отпадает от благой воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Помолимся же сейчас и мы общей с ними молитвой, чтобы в единстве Святой Церкви наследовать и нам их блаженный удел. Аминь. В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Сейчас, отцы, братья и сестры, мы слышали слова Господа Иисуса Христа Его ученикам при избрании их о самозабвенном и бескорыстном служении ближним ( Лк.6:31–36 ). По прошествии некоторого времени Он послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите с собой на дорогу ( Лк.9:2–3 ). И еще позднее Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной ( Лк.18:29–30 ). Апостолы Христовы свято соблюли слова Учителя своего и пронесли их в мир, и оставили своим ученикам. И вот двадцатью годами позже святой апостол Павел пишет коринфянам Послание, в котором излагает особенность апостольского служения: Мы никому ни в чем не даем повода к соблазну, чтобы было наше служение беспорочным. Мы во всем являем себя как служители Божии в великом терпении... в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал. Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор.6:3–4, 8:10 ). Святой апостол обращается не только к своим коринфским ученикам, но и ко всей Церкви, к тем, кто называет себя христианами и кто приходит в храм для того, чтобы научиться христианской жизни. Мы все – служители Христовы и в жизни своей должны идти путем, которым шел Христос, исполнять заветы, которые Он нам оставил, жить так, чтобы ни в чем не давать повода к соблазну, чтобы не было порочно наше служение в мире, чтобы никто не мог упрекнуть нас в том, что мы, христиане, не исполняем того, чему мы учим в великом терпении, – говорит апостол, – ...среди славы и бесчестия, когда нас хвалят и когда нас порицают. Но почему апостол говорит, что мы всех обогащаем, что мы всем обладаем? Да потому, отцы и братья, что Господь оставил в мире великое сокровище – Свою Святую Церковь . Богатство Церкви – ее вера, ее терпение, ее мужество, ее молитва . Это богатство не тлеет, не исчезает, но год от года, день ото дня все более возрастает в сердцах верующих. Богатством своим Церковь делится со всем миром, не ожидая ни похвал, ни мзды, ибо таков завет Христов ( Лк.6:32–34 ) и такова природа добра: добро само по себе велико, добро не требует вознаграждения. Рука чистая от доброго сердца раздает сокровища, не ожидая получить обратно, ибо из доброго сердца исходят и дела добрые. Они наполняют сердце и не могут быть в нем затворены ( Лк.6:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Но как бы то ни было, житие святого, являлось ли оно до или после канонизации, всегда составляло необходимое условие ее. Все, что сказано о житиях, вполне приложимо и к службам, которые, как и первые, являлись иногда до канонизации (и в этом случае они составлялись в большинстве случаев без ведома высшей власти), а иногда после нее (и в этом случае инициатива составления их принадлежала последней), составляли также необходимое условие канонизации, подготовляя или сопровождая ее. Так как житие и служба имели церковное употребление, то само собою разумеется, что они, прежде чем получить таковое значение, должны были быть, если не просмотрены, то, по крайней мере, одобрены высшею духовною властью. По некоторым фактам можно заключать, что такой надзор высшей власти над житиями и службами существовал в нашей Церкви и в это время. Так, в одной из редакций жития св. Алексия, митрополита Московского, между прочим говорится, что составленная Питиримом, епископом Пермским, служба в честь открытия мощей его принесена была им к митрополиту Ионе; затем с вероятностью можно предполагать, что все службы, которые писались по поручению высшей власти, представлялись ей на рассмотрение и одобрение. Но как производилось это рассмотрение житий и служб в данный период и в чем оно состояло, – на этот вопрос, за неимением сведений, трудно сказать что-нибудь положительное. Впрочем, относительно второй половины вопроса еще можно сделать более или менее вероятные предположения. Известно, что у нас для житий и служб существовала особенная форма или стиль, которого наши агиобиографы строго всегда и держались. Поэтому можно думать, что «официальный церковный надзор бодрствовал только над установленным стилем жития. Простые биографические записи не годились для церковной службы и мало распростарялись даже в неофициальной читающей среде» 365 . Последнее предположение очень вероятно, если мы примем во внимание то обстоятельство, что и в последующее время на Макарьевских соборах и после них этот надзор, как увидим ниже, не шел дальше внешней стороны житий и служб или их стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Были великие люди, которые строили здание своей христианской жизни из драгоценных камней, как строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святители Питирим Тамбовский и Тихон Воронежский 15 . Были такие, которые строили из золота и серебра. Но есть много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном апостолом Павлом, на Основании, Которое есть Иисус Христос, но создают негодные, жалкие лачуги – деревянные соломенные, иногда даже только похожие на кучу сена, ибо редко творят богоугодные дела, а чаще грешат. Немного они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть некоторые люди, чьи здания подобны паутине, и ткут они эту паутину всю жизнь, ожидая, чтобы в нее запутались братья и сестры их. О таких уже нечего и говорить. Когда придет великий, страшный День Христов, когда все предстанут перед Господом, как перед Судией, тогда огнем будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже из железа, не сгорят, устоят; золото и серебро, обожженные огнем, заблещут еще ярче. А жалкие лачуги в Страшный День Христов сгорят, как горит сено, солома и дерево. Уцелеют только небольшие частицы из прочного материала – каменные, железные, медные, иногда даже серебряные и золотые, ибо и у таких строителей бывает кое-что доброе. У «кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3:14–15 ). Как же они спасутся? Почему Господь убережет их от сожжения в вечном пламени, того сожжения, которому подлежат злодеи, хулители Христа, все ткавшие паутину в жизни своей? Господь помилует их только потому, что они, хоть и плохо, но все же строили здание своей жизни на верном основании. За их малую веру, за малые добрые дела, за их малую любовь и милосердие они спасутся, но будут тяжело обожженны на пути страшных мытарств от злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Людмила 12 октября 2023, 13:12 Как жаль,что не поставили ни часовенку ни маленькую церковь...люди то живут,и они конечно престарелые в основном Но им мне кажется ещё больше требуется этот духовный островок для молитв,покаяния,причащения ....Царствие небесное и вечная память иеромонаху Димитрию и монахине Елизавете. р.Б 12 октября 2023, 08:10 Иеромонах Питирим (Волочков) теперь архиепископ Сыктывкарский. Михаил Сизов 12 октября 2023, 03:07 Спасибо, Наталья, за интересный рассказ! Маленькое уточнение. В Печорском десанте был только один человек из Коми, знавший коми язык, - Александр Доронин, его взяли проводником, он вместе с радистом Одинцовым и был организатором самоликвидации десанта. Статью отца Питирима тогда, в 1991 году, напечатали не только в " Ленинце " , но и в православной газете " Вера " , называлась она " Подземная церковь отца Димитрия " , вот ее можно здесь прочитать - http://www.rusvera.mrezha.ru/6/28.htm Галина 11 октября 2023, 21:26 СПАСИБО Галина И. 11 октября 2023, 18:19 Спасибо за замечательный рассказ! Собор всех святых, известных и неизвестных, канонизированных и неканонизированных, описан в книге Отк.7:9-14./«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. ... И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца»./Несомненно, среди них и отец Димитрий. И дай Бог возрождения Кедровому Шору! Людмила 11 октября 2023, 05:46 Боже мой как грустно слёзы заливают... Помяни Господи во царствие Твое небесное раба Божия монаха Димитрия и всех знаемых и незнаемых поминаемых и непоминаемых православных христиан и всех тех кого помянуть некому и сотвори им вечную память Пусть прочитают эту статью те кто жалуется на плохую жизнь в это трудное для России время --уверена никто так не страдает -- милые наши предки не выразить словами через что они прошли

http://pravoslavie.ru/156574.html

†Никодим 2015/11/16, 19:20:18 Господи, Иисусе Христе! Сподоби всех православных к покаянию во спасение душ и России! С покаянием каждого Русь Православная очищается, обновляется. Надежда 2015/11/15, 21:50:21 С чего начинается Родина? С Церквушки над тихой рекой. Со Спасова древнего Образа, с горящей свечи восковой. С чего начинается Родина? С часовни у Красных ворот. С Заступницы Матушки Иверской, к Которой стремится народ. С чего же Она начинается? С признания в детских грехах. Отчизна моя отражается в священника добрых глазах. А где же Она продолжается? В бездонной небес синеве, где время и вечность сливаются в молитве о Русской земле! †Никодим 2015/11/15, 16:41:14 В интервью, которое в августе 2015 года, было опубликовано на нашем портале, - епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в частности сказал: «Посмотрите, как начала строиться эта пирамида: антихристианство стало захватывать Европу, и тут же возник ИГИЛ – возникает сила, которая должна снести антихристианскую Европу. Расстановка сил уже определилась. И это наказание Божие безбожной Европе за содомские грехи, которые она сделала легитимными. А это уже вопиет об отмщении. Долго это продолжаться не может: это грехи, которые Бога вынуждают действовать. И наказание будет – об этом говорят многие афонские старцы. Они говорят, что Европу и весь западный мир ждет страшная кара, наказание, и орудием является как раз " Исламское государство " ». «И как будет распространяться эта кара Божия, зависит от того, что мы сейчас делаем, – также сказал тогда владыка. – Эта сила (ИГИЛ. – прим.ред.) готовится пойти не только в Центральную Азию, но и на Россию, и в Москву, и куда угодно». " Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете " (Лк.13:1-3). http://www.pravoslavie.ru/news/87712.htm †Никодим 2015/11/14, 18:10:16

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=219...

Николай 27 апреля 2020, 13:48 Какие нападки, бравада, ревнители веры! И как это напоминает обычную фронду, когда при первых намеках на гонения в 1917 интеллигенция и захожане напоказ толпились в храмах. Но только большевики гайки начали закручивать, только полилась кровь христиан, только запахло ссылкой - куда все делись! Остались лишь " белые платочки " , на которых фронда свысока в тех же храмах глядела. В 1980-е, когда уже не сажали за веру, но еще не не открывали храмы, такая же фронда толпилась в храмах - а потом стала врагами Церкви. Гляньте хоть на Невзорова. " Ревнители " - берегитесь чтоб вам не стать такими же! Фотиния 27 апреля 2020, 13:27 Уважаемый Владыка Питирим, хочу пожелать Вам сил и скорейшего выздоровления! Чтобы вы поскорее вернулись на ниву служения Церкви. А также облегчения страданий и выздоровления всем заболевшим: и монахам Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры, сестрам Дивеевского монастыря и о. Георгию (Брееву) и заболевшему священнику храма в нашем микрорайоне и всем священникам и всем МЕДИКАМ - СПАСИБО ИМ за их труд, и всем болящим! Да пошлет им Господь по милости своей выздоровления и сил. Выздоравливайте скорей! Юлия 27 апреля 2020, 13:23 В Храмы сейчас ходить не надо. Но рост больных, по-моему, зависит от организации здравоохранения. Т.е. врачи выходят из больниц наружу. Не всех заболевших изолируют, а некоторым можно болеть дома. Тоже самое в Италии и Испании. В Китае все сделали по-другому. В тоже время карантинные меры в Швейцарии другие - можно гулять в парках, соблюдаю дистанцию. Работают дистанционно. Наталья 27 апреля 2020, 13:05 Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Наталья 27 апреля 2020, 12:59 Патриарх все сказал, о чем спорить:«Необходимо соблюдать все необходимые санитарные правила, ни в коем случае их не игнорируя, как это делают люди зловредные, но именующие себя верующими, заявляя: «Где же вера наша, если мы боимся инфекции», — заявил Патриарх. Он отметил, что никто не станет прыгать с пятого этажа, уповая на свою веру.

http://pravoslavie.ru/130546.html

Юродство как вид аскетического подвижничества возникло в среде восточного монашества около V в. К VI–VII вв. оно оформилось как особый вид подвига, особый путь к святости. Первые упоминания о юродстве находим у прп. Ефрема Сирина , посещавшего пустыни Египта в 371 г. 851 , и в «Лавсаике» епископа Елеонопольского Палладия (420 г., главы «О юродивой девственнице» и «О Питириме»). Епископ Палладий рассказывает о монахине одного из египетских монастырей Исидоре , которая делала вид, что она безумна и одержима бесами. Она жила обособленно, выполняла всю грязную работу, монахини всячески оскорбляли ее, и лишь позднее обнаружилась ее святость. Евагрий (†600 г.) рассказывает в своей «Церковной истории» об аскетах, которые питались травами и растениями. Эти подвижники вернулись из пустыни в мир и там продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна. Это демонстрировало то совершенное бесстрастие, ту неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно упоминавшемуся выше житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон , юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса. После его кончины жители Эмесы убедились в его святости 852 . В подвиге юродства видят высшее осуществление того противопоставления мудрости века сего и веры во Христа, о котором говорил апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (слав.: буй да бывает), чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие (слав.: буйство) пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор.3:18–19 ). «Мы безумны Христа ради»( 1Кор.4:10 ). Святитель Феофан Затворник так объясняет эти слова: «Мудрец, имея свое мировоззрение, ставит себя в этом мире на высоту и в устроении своей участи, своего бьгга, в ведении своих дел руководствуется только своими собственными соображениями, не сознавая нисколько нужды в высшей помощи... Несмотря на то, что житейская его мудрость и сумма познаний очень ограничены, он всегда высоко ставит себя по мудрости и находится потому в прелести, так как считает себя имеющим то, чего нет. Разсеявая эту прелесть, Апостол и говорит: всякий такой «буй да бывает», т.е. прежде всего пусть познает сам себя, что не имеет никакой мудрости, потом и самую мнимую мудрость пусть признает не мудростию, а пустым призраком мудрости, затем пусть примет учение и образ жизни такие, которые и сам он прежде считал буйством» 853 . Этим буйством, безумием для мира является, по толкованию блж. Феодорита, тайна Креста. Мудрости человеческой казалось, что Крест – свидетельство немощи, и веровать в него – неразумие, а на самом деле было совсем по-другому: верующие в него исполнялись силою и премудростию 854 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Крестный путь Церкви является единственно возможным путем следования за Христом и усыновления ее членов Богу. Кто не берет креста своего и не идет вслед за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк.14:27 ). Всякий верующий, т. е. ищущий оправдания во Христе и приходящий для этого в Церковь , должен «сораспяться Христу». Я сораспялся Христу, – говорит апостол, – и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:19–20 ). Это значит, что я живу во плоти, но жизнью истинной, жизнью вечной, верой, духом, «воздыханиями Духа Святого» – сопребываю во Христе, и Он во мне: Он, возлюбивший меня так, что предал Себя на Крест за меня; я – возлюбивший Его, уверовавший в Него и сораспявший себя Ему на кресте личного подвига. В том и состоит благодать Божия, а мое оправдание и спасение ( Гал.2:21 ), в том смысл Церкви Христовой, что она дает мне право, власть и силу вознестись со Христом на Крест. Внешним выражением «сораспятия Христу» является для православных часто творимое крестное знамение, не только символическое, но и духовно реальное самораспятие своей самости, ветхого человека в себе. Осеняя себя «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» знамением Креста, мы силою Христа Распятого пригвождаем себя к Кресту и внедряем себя в Церковь . Сораспять себя на Кресте Христовом можно только ради братьев своих по Церкви. В этом жизнь Церкви и смысл ее кафолической сораспинающейся природы. Бог есть Отец Милосердия – Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ), пославший Господа Бога Духа Святого, Утешителя. Он через Духа-Утешителя укрепляет нас на предлежащем нам в этой жизни «тесном пути» трудов и терпения, чтобы и мы общением Духа Святого могли утешить других членов Церкви – Тела Христова, находящихся в таких же трудах, и тем же утешением – радостью Креста, которым Бог утешает нас самих ( 2Кор.1:4 ). А что речь идет именно об утешении радости Креста, показывает следующий стих ( 2Кор. 1:5 ). По мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, т. е. чем истовее сораспинаемся мы Христу, причащаемся Святого Тела Его – Церкви, Страдающей и Воинствующей, умножается Христом (=Крестом) и утешение наше в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010