Затем развилось вторичное значение – перебирать (пальцами струны), бряцать, ударять по струнам», а уж затем – и «петь (в сопровождении струнного инструмента)». Отсюда и «псалмос» стал значить нечто вполне определенное – «звуки струнного инструмента», «пение под струнную музыку». Соответствующий струнный инструмент по-гречески назывался «псалтерион», откуда и славяно-русское слово псалтырь. Этот инструмент – «псалтерий» – упоминается в произведениях греческих классиков (Аристотеля, Плутарха), а также Секста Эмпирика, но все же мы не знаем точно, как он был устроен и как выглядел. По надписаниям и по составу Псалтирь отражает две традиции – масоретскую и традицию Септуагинты. Иногда один псалом в масоретской традиции (116, 147) оказывается разделенным на два в Септуагинте (соответственно 114–115 и 146–147). Напротив, два отдельных в масоретской версии псалма (9, 10 и 114, 115) оказываются слитыми в Септуагинте воедино (соответственно 9 и 113). В славянской и русской синодальной Библиях принята традиция Септуагинты. Еврейская традиция Греко-славянская традиция 9, 1–21 10, 1–18 9, 1–39 11 – 113 10 – 112 114, 1–8 115, 1–18 113, 1–26 116, 1–19 114, 1–9; 115, 1–10 117–146 116–145 147, 1–20 146, 1–11; 147, 1–9 148–150 148–150 С древних времен существовало мнение, о том, что все псалмы написаны царем и пророком Давидом. Так считал, например, святитель Иоанн Златоуст . Однако это мнение никогда не было всеобщим. Более распространена точка зрения о том, что псалмы написаны разными лицами. Считают, что имена авторов большинства псалмов указаны в надписаниях над ними. Надписания еврейской Библии указывают на принадлежность Давиду 73 псалмов 113 , а греческой и славянской – 87. Надписания псалмов являются очень древними. Однако они не могут считаться точным доказательством авторства, так как в древнееврейском языке предлоги, указывающие на авторство, имеют разные значения. Например, надписание, переводимое как «Псалом Давида» может означать, что псалом написан им самим или, что он написан для Давида или посвящен Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Никто не поленится помянуть своих родителей, но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и будем нуждаться в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаще воды. Помни, что молитва об умерших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности, мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке – Церковь дышит общей молитвой всех, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня... Святитель Феофан Затворник ( 107, 155 ). Когда в молитвах воспоминаются имена усопших, что может быть полезнее этого для них? Живые веруют, что и умершие не лишены бытия, но живут у Бога. Как Святая Церковь учит нас молиться о путешествующих братиях с верой и упованием, что совершаемые о них молитвы им полезны, так надо понимать и молитвы, совершаемые за ушедших из мира сего. Святитель Епифаний Кипрский ( 113, 673 ). Вино в зарытом сосуде, когда цветет виноград в поле, слышит запах и цветет вместе с ним. Так и души грешников: они получают некоторое благодеяние от приносимой за них Бескровной Жертвы и благотворения, как знает и повелевает Бог наш, единый Владыка живых и мертвых. Святитель Афанасий Великий ( 113, 674 ). Когда стоите на молитве, поминайте и меня с собою. Прошу возлюбленных моих, заклинаю знающих меня: помолитесь обо мне с таким же сокрушением, с каким я заклинаю вас. Преподобный Ефрем Сирин ( 113, 674 ). Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб, – то есть, несмотря на свое желание, не сделал этого или по лености, или по беспечности, или же потому, что откладывал со дня на день и неожиданно был застигнут и пожат смертью, – не будет забыт праведным Судией и Владыкой. После его смерти Господь побудит его родных, близких и друзей, направит их мысли, привлечет сердца и преклонит души к оказанию ему содействия и помощи. И когда Бог подвигнет их, Владыка коснется сердец их, они поспешат возместить упущения умершего. А тому, кто вел порочную жизнь, сплошь усеянную тернием и исполненную скверн и нечистоты, кто никогда не внимал совести, но с беспечностью и ослеплением погружался в похоти, удовлетворяя всем пожеланиям плоти и нимало не заботясь о душе, чьи мысли были заняты только плотоугодием, и если в таком состоянии его постигла кончина, тому никто не протянет руки. Но так с ним случится, что ему не подаст помощи ни жена, ни дети, ни братья, ни родственники, ни друзья, поскольку Бог не призрит на него ( 113, 674 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Одевающий небо облаками,/одевается в сей день в струи Иорданские,/и мне подобающим очищением очищается/Подъемлющий мира грех./И принимает свидетельство свыше от сродного Себе Духа/Сын Единородный Высочайшего Отца./К Нему воззовем:/«Явившийся и Спасший нас,/Христе Боже наш, слава Тебе!» Слава, глас 6, Анатолия: Водами Иорданскими оделся Ты Спаситель,/Одевающийся светом, как одеждою,/и склонил голову перед Предтечей,/небо Измеривший пядью,/чтобы обратить мир от заблуждения/и спасти души наши. И ныне, глас 2, его же: В сей день Христос на Иордан пришел креститься,/в сей день Иоанн касается темени Владыки./Силы небесные ужаснулись, видя чудное таинство./Море увидело и побежало;/Иордан, увидев, возвратился./Мы же, просветившись, взываем:/«Слава явившемуся Богу,/и на земле виденному,/и просветившему мир!» Славословие великое. Отпуст Во Иордане креститься благоволивший от Иоанна нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. НА ЛИТУРГИИ Антифон 1, глас 1 Стих 1: По исходе Израиля из Египта,/дома Иакова из народа чуждого. Пс 113:1 По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Стих 2: Стала Иудея святыней Его,/Израиль – владением Его. Пс 113:2 По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Стих 3: Море увидело – и побежало,/Иордан обратился вспять. Пс 113:3 По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Стих 4: Что тебе, море, что ты побежало,/и тебе Иордан, что обратился ты вспять? Пс 113:5 По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Антифон 2, глас 2 Стих 1: Я возрадовался, что услышит Господь/глас моления моего. Пс 114:1 Спаси нас, Сын Божий, во Иордане крестившийся,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 2: Ибо склонил Он ухо Своё ко мне,/и во все дни мои буду Его призывать. Пс 114:2 Спаси нас, Сын Божий, во Иордане крестившийся,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 3: Охватили меня муки смертные, беды адские постигли меня;/скорбь и муку я встретил, и имя Господне призвал. Пс 114:3 – 4а

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Из воспоминаний о митрополите Филарете, в: Чтения. 1877. 1. С. 141. 673 Письмо А. Н. Муравьева патриарху Константинопольскому Григорию VI от 23 января 1868 г. цит. по: Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. С. 565. 674 Савва. Хроника. 7. С. 423. К различным оценкам Филарета Дроздова следует прибавить и отзыв о нем И. С. Аксакова: Русс. ст. 1885. 6. С. 561–565. 675 Филарет. Собрание мнений. 4. С. 145 (здесь и высказывание Филарета против восстановления патриаршества). 676 Курсив автора. Там же. 4. С. 578 (написано в 1838 г.). Ср. письмо Филарета обер–прокурору С. Д. Нечаеву (1833), в: Русс. арх. 1895. 1. С. 122. 677 Данную цитату не удалось уточнить по русскому оригиналу, поэтому она дается в переводе с немецкого. — Ред. 678 Филарет. Ук. соч. 5. С. 362; 4. С. 469; 5. С. 232. 679 Кизеветтер А. А. Исторические очерки (М., 1912). С. 420; ср. с. 202–218, 419. Об эпохе Николая I см. упомянутую работу М. Полиевктова, а также: Гершензон М. О. Эпоха Николая I. М., 1910. Ср. характеристику времени Николая I у Д. А. Милютина: Дневник. 1. (М., 1947). С. 20. Известное высказывание С. С. Уварова о «православии, самодержавии и народности» как основах политики правительства относится к 1832 г., эта идея была еще раз изложена в одном из докладов Уварова в 1843 г.; его текст см.: Гершензон. С. 115–118. 680 Сборник. 113. 1. С. 161. 681 Филарет Дроздов, митр. Московский, в: Русс. ст. 1885. 7. С. 9. 682 Там же. С. 5–9; Сборник. 113. 1. С. 4–6, 19–27, 37–43, 28. Об отношении Филарета к увелечениям мистикой во время Александра I см.: Флоровский. С. 166–173. 683 Сборник. 113. 1. С. 36–46, 157; Письма Филарета к С. Д. Нечаеву, в: Русс. арх. 1893. 1; Шильдер. Николай I. 1 (1903). С. 466; Русс. ст. 1885. 7. С. 9–15. 684 Филарет. Письма к архимандриту Антонию. 1. С. 18; Рассказы митр. Филарета, записанные А. В. Горским, в: Русс. арх. 1888. 3. С. 592. 685 Сборник. 113. 1. С. 71, 85, 53–56, 107, 146, 148; Никанор. Биографические материалы. 1. С. 231; Русс. арх. 1900. 11. С. 426. О времени Протасова см. также большую монографию Н. Н. Глубоковского: Высокопреосв. Смарагд (Крыжановский), в: Христ. чт. 1913. 686

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пс.113:5 . Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Пс.113:6 . горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? Пророк вопрошает здесь море, Иордан и горы в том же разуме, в каком и выше приписал им страх и почтение к Богу. А сими фигуральными выражениями сильнее изобличает безчувствие людей, кои будучи одарены разумом, не хотят упражняться в разсматривании чудных дел Божиих. Самое воззрение на море, о котором беседует здесь Пророк, довольно служит к изобличению слепоты их: ибо море не могло само собою изсушиться, ниже река Иордан обратить течения своего вспять, ежели бы Бог сокровенным повелением Своим не понудил их к повиновению. Итак, хотя слово обращается здесь к морю, к горам и ко Иордану, но Пророк паче к нам беседует, дабы всяк из нас, входя в самого себя, прилежно на сем размышлении останавливался и ведал, что не можно такой перемены приписывать природе или естественным причинам, но что рука Божия очевидно действовала здесь. Подобие взято от овнов и агнцев, хотя, по-видимому, не соответствует великости вещи (ибо как на горах, некоторым образом, основана непоколебимость вселенныя, то есть ли нечто общее горам с овнами и агнцами, прыгающими туда и сюда?), но Пророк имел намерение самыми простыми словами изобразить, каким образом Бог являет невероятную силу Свою в самых безчувственных тварях. Таким образом, не уменьшает чуда, но простым выражения родом напечатлевает на грубых умах чудные признаки Божией силы. Пс.113:7 . От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: Пс.113:8 . обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Пробудив вопросом усыпленныя чувства людей, здесь присовокупляет ответ, чего ради море побегло, Иордан возвратился вспять, горы и холмы вострепетали, и говорит, что все сие произвела Божия сила, которая не токмо море обратила в бегство и потрясла землю, но и, что удивительнее, одну стихию превратила в другую; ибо кремнистую и твердую гору обратила в мягкия и быстротекущия воды. Сие чудо дважды соделал Бог в пустыне по переходе Израильскаго народа через море. А сим образом Пророк напоминает, что Божия сила, по исходе Израиля из Египта, не в один токмо день явилася, но чрез все продолжение времени и в других делах безпрестанно видима была. Имя Бога Иаковля с намерением присовокупляет, дабы удалить от Израиля всех ложных богов. Ибо как Израильтяне весьма склонны были к идолопоклонству, сего ради боялся, дабы не поставили идолов на место истиннаго Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

СПб., 1916. С. 282. 419 Журнал Яковлева. С. 87—112. 420 Там же. С. 88, 92, 95, 100, 97. 421 О Голицыне: Рождественский С. В. Исторический обозор деятельности Министерства народного просвещения: 1802—1902. СПб., 1902. С. 105—113; Стеллецкий; Goetze; ср. характеристику Голицына у Флоровского. С. 132; см. ниже § 8 и 9. 422 Рункевич. Русская Церковь в XIX в. (библиогр. к Введению Б). С. 540. 423 ПСЗ. 34. 27106; Рождественский. Ук. соч. С. 110—113. 424 урсив автора. ПСЗ. 34. 27106. Об отношениях между Сенатом и министром юстиции см.: Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 235; Вернадский Г. Очерк (библиогр., общ. лит. б). С. 67—70. 425 Рождественский. Ук. соч. С. 110—113; Рункевич. Ук. соч. С. 550—552; Доброклонский. 4. С. 86. 426 Цит. по Флоровскому. С. 134. 427 Флоровский. С. 152. О Михаиле Десницком: Ист. — стат. Петербург. 8. СПб., 1878. С. 25; Чистович И. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия: Комиссия духовных училищ. СПб., 1894. С. 114—116, 189—211; Рункевич. Александро-Невская лавра: 1713—1913, СПб., 1913. С. 847—852. 428 О Серафиме Глаголевском см.: Сборник. 113. 1. С. 19—27, 2—4; Ист. — стат. Петербург. 8. С. 33. Ср. ниже § 9. 429 ПСЗ. 39. 29914, 30037. Много лет спустя митрополит Филарет Дроздов утверждал в письме к А. Н. Муравьеву, что важнейшую роль в падении Голицына сыграл крайне реакционно настроенный М. Л. Магницкий; именно он, по словам Филарета, уговорил митрополита Серафима пойти к императору с просьбой удалить Голицына (Филарет. Письмо к А. Н. Муравьеву. Киев, 1869. С. 507). 430 Курсив автора. ПСЗ. 34. 30037; Благовидов (1900). С. 449. 431 Ростиславов Д. Петербургская Духовная Академия при графе Протасове, в: ВЕ. 1883. 7. С. 124; Сборник. 113. 1. С. 152. 432 Сборник. 113. 1. С. 154; ср. письма митрополита Филарета Дроздова к Нечаеву, в: Старина и новизна. 9 (1905) и Русс. арх. 1893. 1, особенно с. 42. 433 Ростиславов. Ук. соч. С. 125. 434 2 ПСЗ. 10. 8001, 8007; ср. 14. 12068; Свод законов. 1 (1857). 1. Раздел 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Подвиг девства, говорит Спаситель, есть жребий немногих. «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так» ( Мф. 19, 12 ), то есть люди, которые по природе не имеют влечения к женщинам, но их целомудрие не приносит им пользы. Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же себя ради Царства Небесногоэто те, ...кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решились на подвиг целомудрия, ...вступают на путь к Царствию Небесному. Желая, чтобы мы добровольно подвизались в этой добродетели (девства), Господь говорит: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19, 12 ). Таким обра зом, Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается. Блаженный Феофилакт ( 116, 234–235 ). Девственницы – это цветы в саду церкви, красота и благолепие благодати, торжество природы, славнейшая часть стада Христова. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 613 ). Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва, венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся близ нее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном. Преподобный Антоний Великий ( 113, 613 ). О, девство! – богатство неистощимое, венец неувядаемый, храм Божий, жилище Святого Духа, драгоценный алмаз, радость пророков, слава апостолов, жизнь Ангелов, венец святых. ...Есть два пути: один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, которого нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, тот не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя и получит некие, ибо и он приносит плод тридцатикратный. Кто же воспринял чистый и надмирный путь, хотя он и труднее первого, тот приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, стократный... Святитель Афанасий Великий ( 113, 613 ). Неизвестна нам будущая слава чистоты (девства): ибо она – ангельский венец и добродетель сверхчеловеческая. Сохраним же тело, которое призвано просиять, как солнце. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 613 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Большой интерес представляют произведения Е., включенные в составленный им в 1575-1587 гг. Канонник: духовная грамота и предсмертная исповедь (черновики с правкой автора), канон на исход души и канон за умершего друга, в виде летописных записей краткие некрологи насельникам Иосифова монастыря за время настоятельства Е., краткий семейный летописец (Е. записал даты своего пострига, кончины архиеп. Феодосия, смерти отца, деда и дяди (РГБ. Ф. 113. Вол. 412. Л. 30 об., 116-120 и др.)). На внутренней стороне верхней крышки переплета А. А. Зимин нашел предсмертное письмо матери Е. инокини Марины (публ.: Зимин А. А. Рукописи Евфимия (Туркова) и письмо Марины (Турковой)//Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 136-139). Помимо текстов Е. в Канонник вошли неск. канонов, службы преподобным Евфимию Великому, Иосифу Волоцкому. В 1571 г. Е. дал «по своей душе» вкладом 7 книг, из них 4 - «своего писма». В 1575-1587 гг. он переписал основную часть Псалтири РГБ. Ф. 113. Вол. 213. Л. 1-481 об., 490 об. Игумен следил за составлением сборников его учениками. В рукописи РГБ. Ф. 113. Вол. 133, принадлежавшей ученику Е. Левкию (Аишеву), есть помета: «Благословение Евфимия», здесь же имеется автограф Е. Выявлены пометы Е. на рукописи, хранящейся в ГЛМ 204),- на обороте форзацного листа читается его указание: «Сие тетрати по кельям не давати, держати в казне у книгохранителя». В сборнике 20-х гг. XVI в., написанном, по-видимому, в Симоновом Новом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (РГБ. Ф. 113. Вол. 566), на пришитых к основному блоку листах 537-538 также найдены записи Е. ( Плигузов. 2002. С. 103). На обороте последнего листа кодекса, имеющего в составе «Собрание некоего старца» (наиболее раннее произведение, излагающее идеи нестяжательства (см. Нестяжатели )), Е. указал, что «сий соборник владыки Леонида Резанского и Муромскаго. Переделан лета 7084, месяца июня, 2 дня» (Л. 538 об.). Участие Е. в управлении Волоколамским монастырем Е. играл значительную роль в управлении монастырским хозяйством еще прежде назначения настоятелем.

http://pravenc.ru/text/187717.html

Надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и на земле некие поклонники и все исполнилось славы Божией (потому что все Божие) – для этого созидается человек, почтенный рукотворением и образом Божиим ( 113, 176 ). Мы получили бытие, чтобы благоденствовать; и благоденствовали после того, как получили бытие; нам был вверен рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу ( 113, 176 ). Мы сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворившего, и насколько возможно, подражать Богу. Святитель Григорий Богослов ( 113, 176 ). Надлежало, чтобы человек, созданный для наслаждения Божественными благами, имел в природе своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться; потому он и наделен жизнью, и разумом, и мудростью, и всеми богоподобными свойствами ( 113, 177 ). Богатый и щедрый Угоститель естества нашего, убрав всякого рода красотами это жилище (землю), приуготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит и человека, вменив ему в занятие... наслаждаться созданным. Поэтому в основание устройства полагает в человеке сугубое начало, смешав с земным Божественное, чтобы ради того и другого иметь ему наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому; наслаждаясь и Богом, по естеству Божественному, и земными благами, по одному с ним чувству ( 17, 85 ). Как в этой жизни художники придают вид орудию, соответствующий ею назначению, так наилучший Художник создал наше естество как некий сосуд, пригодный для царственной деятельности и по душевным преимуществам, и по самому телесному виду, устроив его таким, каким нужно быть для царствования. Ибо душа прямо являет в себе царственность, и возвышенность, и удаленность от грубой низости тем самым, что она, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями. А кому иному это свойственно, кроме Царя?...Человеческое естество поскольку приуготовлялось для начальствования над другими и по своему подобию Царю вселенной выставлялось как бы неким изображением Его, то имело общие с Первообразом и достоинство, и имя. Но не в порфиру (как у художников) было облечено, не скипетром и диадемой показывало свой сан. Вместо багряницы оно облечено добродетелью, что царственнее всех одежд; вместо скипетра – утверждено блаженством бессмертия; вместо царской диадемы украшено венцом правды, так что, в точности уподобляясь красоте Первообраза, всем доказывало свой царский сан ( 17, 87 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010