27 июля. Донесение Св. Синоду по делу иеромонахов, прибывших в Тифлис, с поручением доставить главноуправляющему Закавказским краем образ преподобного Сергия Радонежского: «Гвардии поручика Владимира Шелашникова, находившагося на службе в закавказском крае, мать и брат, получив неопределенное сведение, что он или убит, или взят в плен, в прошедшем ноябре обратились ко мне со словесною просьбою послать кого-либо из монашествующих, чтобы выкупить, если он в плену, а если убит, то отыскать тело его и доставить в Россию для погребения, на что ими особо испрошено было в то же время Высочайшее разрешение поскольку же главнокомандующий закавказским краем исправлял прежде должность московского военнаго генерал-губернатора, благоговением к православной церкви, и в других отношениях оставил по себе достопочтенную память, то заблагорассудил я при сем случае послать ему от лавры преподобного Сергия икону, сопроводив сие приличными желаниями, и изъяснясь о преподобном Сергие как о благопоспешном молитвеннике за христолюбивое российское воинство Как предполагалось, что иеромонах Владимир и монах Авель, для выкупа из плена или для отыскания тела Шелашникова, должны будут отправиться в места пограничныя, где расположены войска, то кресты даны им в значительном числе, на случай раздачи воинам. Впрочем, случая сего им не представилось, так как они, прибыв в Тифлис, получили о предмете своего путешествия такие сведения, по которым далее идти не имели нужды» (Мнения. Т. III. С. 112–113). 28 июля. Письмо матери: «Желаю Вам успешно произвести исправление дома, как предположили. Если уже и с подрядчиками согласились: хорошо приступить к делу скорее, чтобы дело сделалось ранее осенней сырости. Если до моего возвращения понадобятся деньги: можете взять еще 500 р. асс. у эконома, показав ему сие» (Письма. 1882. С. 382. 451). 29 июля. Предложение Его Высокопреосвященства правлению Московской духовной академии об устроении быта учащихся (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 92. 10149). 3 августа. Резолюция на представлении мнения Московского комитета для цензуры духовных книг о корректуре русской хрестоматии Галахова: «На странице первой выражение Остромирово Евангелие неодобрительно; должно сказать правильнее: Евангелие по списку Остромирову или по рукописи Остромировой (Евангелие одно; и нет особаго Евангелия Остромирова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

64 Впоследствии, эти творения были систематизированы и изданы в 6 томах, в следующем виде: т. 1, 2 и 3-ий – «Аскетические Опыты», т. 4 – «Аскетическая Проповедь» и «Письма к мирянам», т. 5 – «Приношение современному монашеству» и т. 6 – «Отечник». Кроме этих, напечатанных 6 томов, до нас дошли его рукописи (еще неизданные), представляющие собой его частную переписку с лицами монашествующими. Эти рукописи или точнее, письма, довольно верно отражают духовно-нравственный облик Преосвящ. Игнатия и своим содержанием вполне подходят к его напечатанным трудам. 65 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 113, ср. «Синод. Церк. Ведомств.» за 1903 г., 31 – статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игнат. Брянч.». 71 Ibid., т. IV, стр. 143, ср. т. I, стр. 460–463, 486; т. III, стр. 4–5, 281–286, 300; т. IV, стр. 14. 74 Ibid., т. I, стр. 328; т. II, стр. 340, 355; т. III, стр. 258; т. IV, стр. 22, 137, 187, 232, 233, 270, 273, 277, 281, 311, 348. 76 «Добротолюбие», т. I, стр. 523. – «Сочинения еп. Игнатия», т. I, стр. 109; т. III, стр. 5; т. IV, стр. 23; т. V, стр. 161. 80 Ibid., т. III, стр. 4–5, ср. т. I, стр. 460–463, 486, 517; т. III, стр. 281–286, 300; т. IV, стр. 14, 143. 81 Особенно ярко эта мысль проведена им в первом томе его творений, где он порицает всю человеческую науку, называя ее «изобретением падшего человеческого разума» или «исчадием падения человеческого» (Ibid., т. I, стр. 553–557, ср. т. IV, стр. 78, 511). 84 «Сочинения еп. Игнатия», т. IV, 296–331, ср. III, 258, 262, 270, 282–283, 286–288; т. IV, 225, 348, 384–398. 92 Ibid., IV, 359–363, ср. IV, 499; V, 29–31. – Вот почему и Божия Матерь, по мнению Преосвящ. Игнатия, ублажается Христом Спасителем не столько, потому что родила и вскормила Его, сколько за то, что слушала и исполняла Его учение ( Лк.11:27–28 , – «Сочинения еп. Игнатия», IV, 363, 430). 93 Ее мы встречали у Преосвящ. Игнатия и раньше, когда говорили о значении подвига в деле Богопознания. 94 Ibid., I, 102–104, 106, 117–120, 127–130, 138–165, 191–295; II, 52–76, 117, 124–125, 139, 14–321, 330–412; III, 281–288; IV, 20–34, 225, 228–239, 266–276, 296–331, 338–346, 351–359, 384–398, 452, 461–463, 467, 506–507, 508–509, 510, 531–534, 535–540, 548–549; V, 29–31, 55–70, 93–119, 136–143, 271–281, 319–336, 354–360, 366–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Пиши и внимай пишемым; в стужении страстей не малодушествуй, но по силе противляйся оным и смиряйся; а Господь помощник твой и защититель! Многогрешный И. Макарий. 22 января 1846 года. 111 Ты пишешь, что теперь во всём покойна, и опасаешься, будет ли от сего польза? Не надейся на сей твой покой, будет еще и брань к познанию твоих немощей и увидению страстей; впрочем не убойся сего, Бог посылает по мере сил наших, как можем понести, чтобы и обучались в брани и в смирение приходили; а истинный покой рождается от истинного смирения, до которого ты еще далека. Однако помни, что «от послушания рождается смирение», и постарайся идти сим путем; а паче когда ощутила от оного пользу душевную, хотя враг и старается занять тебя разными на нее смущениями; но это от того происходить, что враг завидует твоей пользе, ибо Он ненавидит гласа утверждения. И, по вере твоей, Бог возвещает сказать тебе полезное; а без веры лишишься пользы. Бойся самонадеяния, охраняйся от праздности: от сих велий вред происходит, а мнения избегай об людях; тебе то покажется, чего совсем нет, и будет тебя смущать. Мир тебе. Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный И. Макарий. 1846 года. 112 В недавнем времени, кажется, довольно мы с тобою говорили о всём, о чем было нужно; и о бранях духовных, кои нужно побеждать самоукорением и смирением; теперь учись этому на опыте: стой твердо, аще же и падешь, не разбиешься; не медля восставай; врагу оскудеша оружия вконец. Больше не могу писать. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 1846 года. 113 Не смущайся о том, что падаешь в борьбе страстей, но смиряйся, обуздывая свою гордость падениями. И благодари о сем Бога, имея укрепление в..., старайся о тех средствах, которые приносят тебе пользу; я говорю; не доверять своему разуму, и повергнуть свою волю; обличение же правильное, или неправильное, не отвергать, когда не хочешь отвергнуться своего спасения. Все сии делания приведут тебя к познанию своих немощей и смирению. Против каждой страсти надобно бороться, и противопоставлять ей добродетель; против гордости – смирение, против чревообъядения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь; но когда этого нет, то поне будем укорять себя, смиряться, и просить помощи от Бога. О зависти и злопомнении прочти у св. аввы Дорофея , как с ними бороться; и у св. Лествичника.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Я ее не похвалил за неосновательное намерение ехать в С-к учиться тамошнему порядку; когда есть наше усердное желание к исполнению воли Божией, то Сам Он напишет закон Свой на сердцах наших; токмо при изволении надобно иметь тщание к послушанию, терпению, смирению и любви, и прочим добродетелям, которые без самоотвержения и без помощи Божией не исправляются. Мир Божий да почиет на тебе. Болезнь терпи и благодари Бога. Многогрешный И. М. 1847 года. 536 В восторге духовного твоего утешения, ты приписала очень много мне таких достоинств, коих и тень едва на меня упадает. Не нам, не нам, но Господу дадим славу ( Пс.113:9 .). Его воле угодно было послать тебе утешение посреди твоих скорбей и болезней; Он действовал, яко орудием, хотя и недостойным, к начертанию строк к вам; то Ему приносите о всем славу и благодарение, а Он силен подать вам силу к перенесению болезней и разум, как поступать в скорбных случаях и не упадать духом. Пишешь о брате своем, упоминаешь о чистоте сердца его и правоте деяний; в чем же еще нужно мудрого совета? к оным качествам его деяний нужно только иметь смирение и самоукорение; все свои дела добрые приписывать Божьей помощи, а не своей силе, или разуму; себя же считать неключимым рабом, по заповеди Господней, которая ясно повелевает: аще и вся повеленная сотворим, считать себя неключимыми рабами ( Лк.7:10 ). В таком случае еще более получит помощь Божию, а во всех его искушениях и недоумениях утверждение и укрепление. А ежели и при добрых качествах и исполнении заповедей Божиих будет иметь возношение и людей укорение, то и искушения могут быть тяжки и неудобоносимы; от чего да избавит его Господь! И. М. 7 июня 1847 года. 537 Что я значу? ты много приписываешь мне: вразумить и утешить токмо Бог силен, по вере их; они с верою приходят, а мое дело токмо с готовностью отвечать на вопросы; а что? – этого я не знаю. Бог силен вразумить и омраченное мое сердце, для пользы ищущих оной; и ежели они не получат никакого утешения и пользы за толико подъятый ими труд, то припишите моему недостоинству и молите за меня, да не осужден буду, – говоря, а сам ничтоже благо творя; а ежели чем воспользуются, то пусть приносят благодарение Господу, утешающему и пользующему Своих рабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

А что касается до скорбных случаев, то терпению оных научись не от моего неразумия, но от Самой Премудрости и слова Господа нашего Иисуса Христа; во Святом Его учении обрящем, что скорби бывают нам посылаемы Промыслом Божиим, и что влас главы нашея не погибнет без воли Божией; терпением стяжаваются души наши ( Лк.21:18–19 ); претерпевый до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ), и святой Апостол научает, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). В послании к Евреям, в 12 главе, святой Апостол Павел явственно говорит, что егоже любит Господь, – наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет и проч. И святые отцы в учениях своих весьма много преподали нам наставлений о терпении скорбей и какая бывает от них польза; из коих некоторые только тебе скажу. Св. Марка Подвижника прочти главы 42, 43, 44, 45, 57, 65, 66, 67, 72, 73, 88, 113, 114, 115, 133, 143, 156, 163, 174, 189, и других глав 47, 48, 65, 66, 68, 127, 137, 139, 134, 141, 150, 153, 154, 155, 157, 168, 169, 197, 198, 200, 202, 208, 209. Его же в «Восторгнутах Класах» – «совет ума к своей душе (стран. 68). В 4-м слове страница 127, и далее – св. Иоанна Лествичника , в первых 4 степенях, много есть о терпении; у св. аввы Дорофея чти слово – «наказание о терпении скорбей»; у святого Варсонуфия много находится советов о терпении скорбей; также у св. Исаака Сирина , в словах: 34, 35, 36, 37, 51, и у других святых отцов также есть много убеждений, к терпению скорбей; и многие учат нас, укрепляя и надежду подавая. Все же они не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни, и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надежды, – богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая благодарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поучаться в них, и, в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам; а познавая немощь нашу в неисполнении по их учению, будем елико возможно смирять себя и укорять: то и милость Божия будет близ нас. Да устроит Господь по воле Своей, как Ему угодно. Он не оставит ищущих Его и хотящих спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но оставь все это; будь уверена, что ни мало на тебя не оскорбился: ежели ты на меня скорбела, и хотя бы совсем оставила – я считаю себя того достойным; но как ты в оном сознаешь свою немощь, раскаеваешься и просишь писать к тебе – я и исполняю это, как послушание, простираю руку мою; и когда твое сердце расположено к принятию с верою, то и я верую, что Бог пошлет слово к твоему вразумлению и укреплению. В последнем твоем письме ты пишешь, что не можешь внимать себе от многих скопившихся тебе скорбных приключений, и от внутреннего душащего тебя креста. Слово о внимании, часто и в первых письмах твоих воспоминала, и что прежде больше внимала себе; а, кажется, ты сим только себя обольщала, считая себя за внимающую; а ежели от сего что-нибудь и исправляла, то в оном полагала свое спасение. Это не есть истинное внимание, ибо оно не принесло никакого плода смирения, а без сего последнего никакие наши добродетели, хотя бы они и действительно были, не благоугодны Богу; так как и при лишении любви, другие добродетели не принесут никакой пользы. Советую тебе испытать себя внимательно, имела ли ты, при внимании твоем, попечение о сих двух добродетелях: любви и смирении? А когда нет, то в чем же и о чем ты имела над собою внимание? Ты имеешь довольно отеческих книг, которые поучают нас, как при борьбе со страстями противиться им, а при побеждении познавать свою немощь и смиряться; и что скорби для нас необходимы, ибо чрез них мы приходим в истинный разум и что оные постигают нас не иначе, как попущением Божиим, по мере нашего устроения к пользе нашей; когда же мы обвиняем в оных наших ближних, а не себя в том, что не понесли их, то оные еще больше умножаются и тягостнее бывают. Я скажу тебе о сем некоторые, немногие места, а ты сама потрудись и более испытать в писаниях отеческих, и верно найдешь недостатки в себе, а не в других, которые хотя и действительно нас оскорбляют, но они суть только орудия промысла Божия, действующего в деле нашего спасения. У св. Марка подвижника (в Добротол.) в первых главах (прочти) 42, 43, 44, 45, 46, 56, 57, 65, 66, 67, 88, 113, 114, 115, 143 и 156, во вторых: 47, 48, 56, 65, 66, 68, 82, 124, 127, 134, 137, 139, 141, 150, 154, 155, 157, 169, 171, 197, 200, 202, 209. Его же в книге Восторгн. класы стр. 132, с 10 строки снизу; и 133 стр, св. аввы Дорофея , «поучение о еже терпети искушения.» У св. Исаака Сирина сл. 34, 35, 36, 37, 51. Есть много у св. Иоанна Лествичника , у преподобного Зосима и у св. Петра Дамаскина и у проч. Но когда внимательно будешь поучаться в сих, то и оных довлеет тебе и получишь великую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Об оглашении послания Священного Синода в связи с вредоносным поветрием августа 2020 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил огласить во всех храмах и монастырях епархии после Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, " Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием " . +++ Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующ им и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и её последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15, 13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого  " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8, 22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. " Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? " - такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13, 4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор. 4, 5).

http://mitropolia.spb.ru/docs/ob-oglashe...

Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига, говорит о себе, что прекращаются тогда в нем срамные помыслы, но кто истинностию сердца своего уцеломудривает созерцание ума своего, так что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам... (прп. Исаак Сирин , 58, 11). Источник. Возлюби целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей перед Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. Если любишь целомудрие, отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительною молитвою... (прп. Исаак Сирин , 58, 306). Источник. Целомудрие и беседа с женщиною – то же, что львица с овцою в одном доме (прп. Исаак Сирин , 58, 411). Источник. Драгоценно перед Богом тело целомудренное паче чистой жертвы (прп. Исаак Сирии, 58, 412). Чист тот, кто (плотскую) любовь отражает любовию (божественною) и телесный огонь угасил огнем невещественным (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудрие есть чистота души и тела (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо, без всякого прекословия, меньшее упраздняется большим (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается с блудными прилогами, и без мечтаний случается по временам во сне истечение; а средина чистоты, когда от довольства пищи бывают естественные движения, но без мечтаний; конец же чистоты – умерщвление тела (т. с. телесных движений), предваряемое умерщвлением нечистых помыслов (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.113:1 .   Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар: Пс.113:2 .   Бысть Иудеа святыня Его, Израиль область его. Пророк свидетельствует о большом снисхождении и милости Божией в том, что Он наперед являет собственную силу, а потом и требует поклонения Себе. Прежде нечистая и презренная " Иудея» соделалась «святынею Его» через богослужение, исполнение закона, жертвоприношения и другие священные обряды; а " Израиль», т.е. народ иудейский стал «областью Его», т.е. особенно подвластен и близок к Нему (Златоуст). Пс.113:3 .   Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Самая природа покорялась и отступала назад, видя Предводителя и давая путь Вождю народа: чтобы иудеи знали, что сила Божия распростерта всюду. Господь через чудеса хочет смягчить безчувственную душу и грубый ум, чтобы сделались покорными и способными к принятию и познанию Бога (Златоуст). Пс.113:4 .   Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Пророк, желая сильнее выразить радость и величие чудес, представляет и самые неодушевленные твари играющими и скачущими: ибо эти безсловесные, когда радуются, то скачками выражают свою радость (Златоуст). Пс.113:5 .   Что ти есть, море, яко побегло еси; И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять; Из всех рек земных Христос совершает таинство Крещения в «Иордане» . Эта река состоит из двух источников " Иора» и " Дана», которые, сливаясь, образуют реку, которая не течет в живое море, ее принимает Мертвое море. «Иордан» – есть образ нашего смертного рода. Что Мертвое море для живых вод, то ад для умирающих. Поэтому и все чудодеяния совершались для того, чтобы живая вода не текла более к смерти. Спаситель освобождает наш род от течения к смерти, восстановляет смертную природу в древний вид (Златоуст). Пс.113:6 .   Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии; Пс.113:7 .   От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: Пс.113:8 .   Обращшаго камень во езера водная, и несекомый во источники водныя. Обращается к стихиям в виде вопроса и сам же дает ответ за неодушевленных: «от лица Господня, от лица Бога Иаковля» . Все совершилось ради явившегося Господа и по Его мановению (Афанасий, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Скачать epub pdf МИРОПОМАЗАНИЕ «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня...» (Ис. 61, 1) Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия. 48-е правило Лаодикийского собора ( 113, 505 ). Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в Крещении. Тертуллиан ( 113, 503 ). Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры ( 113, 506 ). Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» ( Флп. 4, 8 ). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние – к наставлению и утверждению воли в добре. Православное исповедание ( 113, 507 ). Что сделано [апостолами] Иоанном и Петром над самарянами, то у нас совершается доныне: принявшие Крещение представляются начальникам церкви и посредством наших молитв и возложения рук приемлют Святого Духа и совершаются запечатлением Господним ( 113, 503 ). Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму (греч. «помазание»), он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову ( 113, 505 ). Крещение и Миропомазание – два отдельные акта Крещения, хотя и соединенные самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010