Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Несомненно исповедуем, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины,.ибо Дух Святой, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения. Послание восточных патриархов ( 113, 443 ). Церковь не уклонится во веки веков, ибо она есть предуставленный столп и утверждение истины. Блаженный Августин ( 113, 445 ). Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал святые церкви, в которых соблюдается учение истины. Святитель Феофил Антиохийский ( 113, 445 ). Истинная, спасительная и святая вода Церкви (учение Церкви) не может измениться и повредиться, как и сама Церковь неповрежденна, чиста и целомудренна. ...Те, кто отпал от Христа, погибнут по своей вине, но Церковь , которая верует во Христа и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 445 ). Церковь без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 445 ). Церковь – не стены и крыша, но вера и жизнь... Церковь – не стены церковные, но законы церковные. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 417 ). Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, то есть тем, которые имеют преемство свое от апостолов и которые вместе с преемством епископства по благоволению Отца приняли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, то есть у тех, у кого находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здоровое, безукоризненное учение и неискаженное, неповрежденное слово. Они-то и хранят нашу веру во Единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблуждения излагают нам Писания ( 113, 434 ). Кто хочет знать истину, тот во всякой Церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем назвать тех, кого апостолы поставили епископами, и преемников их даже до нас, которые ничему такому не учили и ничего такого не знали, что помышляют еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пс.113:17 . Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Пс.113:18 . Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Пс.113:19 . Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть. Из вышереченных слов выводит Пророк полезное увещание, напоминая сынам Израилевым, дабы гнушалися идолами и уповали на единаго истиннаго Бога, ежели хотят иметь Его помощником и покровителем. И во-первых, именует дом Израилев, то есть весь народ Еврейский, потом дом Ааронов, то есть колено священническое и Левитское, наконец, всех боящихся Бога. Ибо и кроме сынов Израилевых некоторые были такие, кои чтили и боялися Бога, в числе коих обыкновенно полагается Иов и друзья его, тако же Нееман Сирианин и другие. Пс.113:20 . Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь, Пс.113:21 . благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими. В заключение увещания, Пророк желает всем благословения и милости от Бога. И во-первых, себя самого полагает в числе покровительствуемых от Бога, яко такой, который паче других испытал на себе Божию милость. Потом тем же порядком, каким и выше, желает благословения дому Израилеву, дому Ааронову и всем боящимся Бога, как великим, так и малым. Пс.113:22 . Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя: Пс.113:23 . благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. От избытка сердца уста глаголют, сказал Господь у Луки ( Лк. 6:45 ). Понеже убо сердце святаго Пророка горело желанием Божией славы и спасения ближних: сего ради умножает слова, то пророчествуя, то увещавая, то благополучия желая, дабы сим образом убедить людей бояться Бога и всю надежду возлагать на Него. Итак, паки обратяся к верным, глаголет: да приложит Господь на вы, на вы, и на сыны ваша: то есть, да умножит благословение Свое и изобилие всех благ не токмо над вами, но и над сынами вашими. Таким образом, будете благословени от Господа полным и совершенным благословением не токмо здесь, но и в будущей жизни. Нарицая Бога Творцем неба и земли, напоминает, дабы верные не думали, аки бы Он един недоволен был сохранять их: ибо не с тем сотворил небо и землю, чтоб сидеть праздным на небеси, но чтоб промыслом Своих хранить и управлять всяческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Преподобный Макарий Египетский ( 33, 192 ). Христианин есть тот, кто, насколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями. Преподобный Иоанн Лествичник ( 113,278 ). Каждый из нас есть живописец собственной жизни. Наша душа – как бы полотно, добродетели – краски; Иисус Христос есть образ, с которого мы должны списывать. Святитель Григорий Нисский ( 113, 278 ). Он (Иисус Христос) неверных преклонял к вере убеждением, неблагодарных приводил в чувство снисходительностью, противоречащим отвечал с кротостью, милостиво терпел гордых, гонителям смиренно уступал, убийц пророков и всегдашних врагов Божиих, даже в самый час крестных страданий, желал привести к Богу ( 113,279 ). Если мы во Христе, если мы облеклись в Него, если Он для наспуть спасения, то, следуя по этому спасительному пути, будем подражать Его примеру, как убеждает нас апостол Иоанн: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» ( 1Ин. 2,6 ). Святитель Киприан Карфагенский ( 113,279 ). Если бы Иисус Христос не был истинным Богом, то не оставил бы нам примера. Святой Лев, папа Римский ( 113, 279 ). И Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидевших Его, и чем немощнее они были, тем более заботился о них. Он удостаивал трапезы Своей мытарей и грешников. Чем более народ иудейский презирал и поносил Его, тем больше Он оказывал ему помощи и милосердия. И ты подражай Ему ( 113, 279 ). Если ты тело Христово, то неси крест, потому что Он нес; претерпи оплевание, удары по лицу, распятие, как претерпел Он, хотя был безгрешен... ( 45, 28 ). Если ты ученик, то подражай учителю, это долг ученика. Если Он Сам шел через скорби, а ты идешь через спокойствие, ты идешь не тем путем. Как же ты следуешь, не следуя? И как ты можешь быть учеником, не следуя Учителю? Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 279 ). Каждый христианин должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавая злом за зло, потому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил побои и удары по лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Брат, не нужно отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань; так и ты – видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути... Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в состояние усердных делателей и не возьмет души его до тех пор, пока не приведет его в меру высокую, «в мужа совершенного» ( Еф. 4, 13 ). Итак, не ослабевай, но пока есть время, делай, и – поможет тебе Бог! ( 113, 558 ). Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу Своему. Преподобный Исаак Сирин ( 113, 557 ). Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, не отступай, но стой мужественно, и Ангел Хранитель твой, без сомнения, вознаградит тебя за терпение ( 113, 558 ). Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся ( 113, 558 ). До падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении – неумолимым. Преподобный Иоанн Лествичник ( 113, 558 ). Кто льстит согрешающему, обласкивает его, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. «Кого Я люблю, – говорит Господь, – тех обличаю и наказываю» ( Апок. 3, 19 ). Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми утешениями, но промышлять о спасительных лекарствах. Неискусен тот врач, который слегка только ощупывает рану; сохраняя заключенный внутри, в глубине, яд, он только увеличивает его силу. Надо вскрыть рану, рассечь и, очистив от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной плачет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль, – он будет благодарить потом, когда почувствует себя здоровым. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 554 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мы приемлем Евхаристию не как простой хлеб и не как простое питие, но каким образом Иисус Христос-Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего Плоть и Кровь, таким же образом и Пища эта, над которой произнесено благодарение молитвой Слова Его, по преложении питающая нашу кровь и плоть, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа. Священномученик Иустин Философ ( 113, 521 ). Как земной хлеб, через призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не тленны, но имеют надежду Воскресения. Святитель Ириней Лионский ( 113, 521 ). Хлеб и Вино Евхаристии, прежде святого призывания поклоняемой Троицы, были простым хлебом и вином. По совершении же призывания хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровию Его. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 521 ). Помни, что хлеб, который мы вкушаем в Таинстве, не есть образ Тела Господня, но есть самая Плоть Господа... Ибо хлеб таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Святого Духа претворяется в Плоть Господа... Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово. Блаженный Феофилакт ( 113, 521 ). Хлеб и вино – не образы Тела и Крови Христовой, но самое Обоженное Тело Господа, ибо Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), а не образ Тела; «сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26, 28 ), а не образ Крови... Если же некоторые и называли хлеб и вино «вместообразными» Тела и Крови Господней, как, например, богоносный Василий в литургии, то называли так это приношение не по освящении, но до освящения. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 522 ). В Святых Тайнах Христос присутствует всецело Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва. Послание восточных патриархов ( 113, 523 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Тебя, (девство), возлюбил и святой евангелист Иоанн и за это удостоился возлежать на груди Господа славы. Преподобный Ефрем Сирин ( 113, 614 ). За это ему более других апостолов была открыта дверь к таинствам небесным ( 113, 614 ). Хочу, чтобы вы, (девственники), подражали в девстве апостолу Павлу, который удалился от брачных связей, чтобы теснее соединиться с Иисусом Христом. Он не мог бы достичь такого апостольского дара, если бы был связан узами брака. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 615 ). Семя зла коренится в развращенной воле (человека) и невнимании к помыслам. Если воля целомудренна, то никакого не будет вреда от естественных движений. Поэтому, сказав о скопцах, о тех, которые напрасно скопят себя, не будучи целомудренными в помыслах, и о тех, которые ради Царства Небесного сохраняют девство, Иисус Христос прибавляет: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19, 12 ). И таким образом, по неизреченной кротости Своей показывает, как важно соблюдение девства, но не возводит его в предписание закона и тем пробуждает любовь к нему. И тем самым Он показал совершенную возможность этой добродетели ( 116, 234 ). Девство – дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, чем царей диадема и золотые одежды. Что достойнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние ярче солнечных лучей, и отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать Солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и заключено в сосуде, наполняет воздух благовонием... так и благовоние девственной души, воспринятое чувством, свидетельствует о сокровенной внутри добродетели. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 613 ). Дева – невеста Христова и сосуд святой, посвященный Богу. Девой именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и предпочитающая жить в освящении. Святитель Василий Великий ( 113, 614 ). Сказанное о девстве: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19, 11 ), сказано не в том смысле, что это дается по какомуто жребию (в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства). Напротив, этим показывается, что, во-первых, подвизающиеся этим вышеестественным подвигом имеют нужду в Божией помощи; во-вторых, этот совет сходит с неба не как закон, но предлагается в виде совета; в-третьих, девство дается тем, которые победили невоздержание, призывают содействие свыше, хранят себя постами и бдениями, а не предаются зверю нерадением и роскошью. Если бы давалось оно по жребию, то излишней была бы награда. Не по милости оно дано, но желающим принять; а кто не хочет, тем и не будет дано. Преподобный Исидор Пелусиот ( 113, 618 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf БОГОМАТЕРЬ Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! Заключительное слово на III Вселенском Соборе ( 113, 252 ) . От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня три громкие таинства, которые совершились в тишине Божией. Священномученик Игнатий Богоносец ( 113, 253 ) . Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей. Мученик Иустин Философ ( 113, 253 ) . Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства. Святитель Григорий Нисский ( 113, 253 ) . Сказавшая слова: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1, 38 ) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева ( Ис. 7, 14 ) Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 253 ) . Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа – не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 253 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Церковь совершенно непреоборима, ибо Христос – ее основание и непоколебимая опора. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 445 ). Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь – страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен! Преподобный Ефрем Сирин ( 113, 443 ). Вне Церкви нет спасения и духовной жизни Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения. Блаженный Августин ( 113, 428 ). Кому Церковь не мать, тому Бог не отец ( 113, 435 ). Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь , которая будет царствовать, не может сподобиться царствования. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 428 ). Хочешь спастись? – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь, будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней – твое спасение ( 113, 434 ). Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь , твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет ( 37, 415 ). Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто захочет с нею бороться, тот неизбежно погибнет, это все равно что ополчиться войной против Неба. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 449 ). Во время Своего пребывания на земле Господь только обетовал устроить Святую Церковь на камне твердого исповедания Его воплощенного Домостроительства. Само же создание ее по воле Отца совершил Он со Святым Духом через святых апостолов, утвердив и оградив ее догматами, заповедями, таинствами, священнодействиями, канонами и достодолжным руководством и во всем этом показав верный путь в Царствие Небесное, уготованное верным, к которому благоволил призвать и нас всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010