Скачать epub pdf КРЕЩЕНИЕ «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19 ). Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности. Православное исповедание ( 113, 487 ). Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 488 ). Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 488 ). Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно. Иустин Философ ( 113, 492 ). Через Крещение ... образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается ( 12, 112 ). Итак, будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают лучше законной крови, священнее, чем «пепел телицы», который «через окропление освящает оскверненных» ( Евр. 9, 13 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех. Святитель Григорий Богослов ( 113, 492 ). Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 476 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пс.113:8 .   Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод. «От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля», «Обращшаго камень во озера водная, и несекомый во источники водныя». Все сие, говорит Пророк, совершилось ради явившагося Господа; – вот причина и колебания земли и разделения моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающий сечения, наполнил Он множеством вод, повелев дать из себя обильные источники. Поэтому ни мало сие не удивительно, говорит Пророк. Творец повелел, и разделилось море, несекомый камень источил воду, небо ниспослало манну, ветры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению. Пс.113:9 .   Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей. Пс.113:10 .   Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»? «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»: «Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?» Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: «где есть Бог их?» Пс.113:11 .   Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет. «Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори». Они говорят: «где есть Бог их?» Но мы знаем, что Ты – Бог, Творец всего, что жилище Твое – небо, что могущество Твое соразмерно изволению. Потом Пророк, по сравнению, делает обличение идолов. Пс.113:12 .   А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих». Ты творишь все, что угодно Тебе; а идолы, которым покланяются язычники, не созидают, но созидаются, и ценятся по веществу; потому что уготовляются из золота, серебра и красок, получают благообразие от искусства; их приуготовляют серебренники, золотари и живописцы; поэтому от вещества и искусства заимствуют идолы состав свой. Потом Пророк во многих чертах представляет их безсилие, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf СМЕРТЬ Смерть – избавление от дурной бесконечности греховной жизни падшего человека Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным. Феофил Антиохийский ( 113, 239 ). После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), ибо потому, что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная. Святитель Григорий Нисский ( 113, 240 ). За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева ( 113, 239 ). Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 240 ). Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 629 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Великая вещь – Крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на Небо, утешение райское, ходатайство Царствия, дар усыновления ( 113, 492 ). Так как человек состоит из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела, – вода очищает тело, а Дух запечатлевает душу, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым чистою водою. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 490 ). При совершении Крещения предстоят и Ангелы, но объяснить способ этого дивного рождения не может ни один из них ( 42, 164 ). Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 492 ). Действия Крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, сотворенных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, Крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, делает их храмами Божиими. Послание восточных патриархов ( 113, 492 ). «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ). Слова эти не противоречат словам: «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19 ), потому что Церковь мыслит Святую Троицу нераздельно, так что, вследствие единства трех Ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу. Блаженный Феофилакт ( 113, 488 ). Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества; невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь... не вступив в христианство посредством Святого Крещения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 336 ). «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» ( Ин. 20, 17 ). Изречение это имеет сокровенный смысл и заключает в себе таинство. Женщина пришла к Господу и спешила коснуться Его; это, однако, воспрещается ей по той причине, что, как говорит Господь, Он еще не восшел к Отцу Своему. Почему из этого следует, чтобы любящие Его не прикасались к Нему?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

6. «Палестинские штаты»: Указ императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1735 года//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 47–53. 7. Памятники Романовского Иерусалима. К 160-летию со дня рождения основателя и первого председателя ИППО великого князя Сергия Александровича//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 55–144. 8. Письма секретаря ИППО В. Н. Хитрово к профессору Санкт-Петербургского университета И. В. Помяловскому (1881–1899)/Подгот. текста Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой, И. Ю. Смирнова; предисл. и коммент. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 147–201. 9. Неизвестные документы экспедиции ИППО под руководством Н. П. Кондакова (1891)/Подгот. текста и предисл. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 202–219. 10. Время О. Г. Пересыпкина. Документы РПО при АН СССР (1989–1992) и ИППО (1992–2000) (Продолжение)/Сост. и коммент. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 223–243. 11. Россия граничит только с небом (В 1917 году большевики отменили религию и взамен дали высокую идею)//Учительская газета. 2 мая 2017 г. 12. Архимандрит Антонин (Капустин): наследство и наследие//Православный Палестинский сборник. Вып. 114. М., 2017. С. 15–23. 13. Империя и Церковь в истории России: духовные основы политики, национальной безопасности и русского присутствия в мире (Х VIII – начало ХХ вв.)//Историческая память и российская идентичность/Под ред. В. А.   Тишкова и Е. А.   Пивневой. М., 2018. С. 70–97 (в соавторстве с Л. В. Мельниковой, А. В. Назаренко, И. Ю. Смирновой). 14. Сергий Александрович (орфоэпический этюд)//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 31–46. 15. Под знаком Тавифы: к 125-летию освящения Русского храма в Яффе//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 125–155. 16. С Шулхан-Арухом к Святому Гробу (Рецензия на книгу: Король М. Храм Гроба Господня. М., 2013)//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 399–403.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968878/

Если бы ты был всегда склонен только к добру, невозможно было бы тебе приписать ни добродетели, ни заслуги, ни чести; ты был бы тогда неким невольным орудием, которым действует другой, а не ты сам. Ты казался бы хорошим, но эта доброта, как не твоя, не от твоего произволения и усилия происшедшая, не приносила бы тебе ни чести, ни славы, ни награды. Нет! Премудрый Бог устроил тебя иначе, чтобы более тебя прославить и возвеличить; дал тебе свободную волю; поэтому ты стал склонен к добру, но стал склонен и к злу. Платон, митрополит Московский ( 106, 133 ). Любовь к мудрости учит, что свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее и что она по естеству есть достояние каждого человека. Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощенного грехом, не тяготимого осуждающей совестью, при свете Истины Божией избирать лучшее и приводить его в действие при помощи благодатной силы Божией. Филарет, митрополит Московский ( 113, 167 ). Наделенный свободой выбора человек ответствен за грех и зло Не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, пусть каждый признает себя самого виновником собственного злонравия ( 113, 234 ). Скоро оказался Адам вне рая, вне блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству. Святитель Василий Великий ( 113, 240 ). Ржавчина портит железо, а я, самоубийца, насадил в себе порчу – грех – по своему умышлению, последовав коварным внушениям завистника. Святитель Григорий Богослов ( 113, 235 ). Поскольку от произволения зависит избрание доброго и противоположного ему, то справедливо одни получают победные венцы, а другие несут наказание за произвольные грехи. Блаженный Феодорит ( 113, 235 ). Если написано: «Никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин. 10, 29 ), то почему же многие погибают? Отвечаю на это: Никто не может похитить из непобедимой и непреодолимой десницы тех, которые правой верой и доблестной жизнью приготовили себя к тому, чтобы быть хранимыми этой десницей. То есть никто не сможет отвлечь насильно и самоуправно, но может иной обольстить, обмануть ложными умствованиями и прельщениями. Зависит же это не от непреодолимой десницы, но от беспечности людей, одаренных свободой, и гибель постигает не по немощи Хранителя, но по легкомыслию охраняемых. Преподобный Исидор Пелусиот ( 116, 165 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Могущество Творца и сила Всесильного и Вседержащего есть причина существования всего творения. И если бы эта сила когда-либо перестала управлять тварями, они сразу перестали бы существовать, и погибла бы вся природа. Воздвигнутое здание стоит даже после того, как строитель закончит его и отойдет, но мир не мог бы стоять и мгновение ока, если бы Бог отнял от него Свое промышление. Блаженный Августин ( 113, 186 ) . Мы должны веровать, что есть Промысл, все содержащий и все связывающий в мире. Ибо тем существам, которым необходим Творец, необходим и Промыслитель, иначе мир, носимый случаем, как корабль вихрем, должен был бы мгновенно разрушиться в первоначальный хаос из-за беспорядочных движений вещества. Святитель Григорий Богослов ( 113, 186 ) . Неверующие в бытие Промысла и безрассудно утверждающие, что мир без кормчего движется в таком согласии и порядке, мне кажется, поступают так же, как если бы плывущий на корабле и видящий, как кормчий правит рулем, стал утверждать явную ложь, будто нет кормчего, корабль не имеет весел, не управляется рулем, а несется сам по себе, сам по себе одолевает шквалы и вовсе не нуждается в кормчем. Думающие так, несмотря на то, что явно и несомненно видят Владыку вселенной, Который управляет творением и все ведет и движет в согласном порядке... добровольно ослеплены или поступают бесстыдно, получая дары Промысла, в то же время бесчестя их, и тем же, чем наслаждаются, вооружаются против Промыслителя ( 113, 186 ) . Ничто не происходит без воли Божией; но или Бог содействует во благом, или попускает бедствия за прежние грехи. Блаженный Феодорит ( 113, 186 ) . Зависящее от Промысла бывает по благоволению или по попущению Божию. По благоволению бывает все то, что безусловно добро, по попущению же противоположное... Выбор дел зависит от нас, результат же добрых дел – от Божиего содействия: по предведению Своему Бог праведно содействует избирающим доброе правой совестью. А конец плохих дел зависит от того, что Бог оставляет человека по тому же предведению. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 187 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Блаженна жизнь девственников, которые отрешились от плоти и приблизились к чистому Божеству ( 14, 273 ). Приветствую тебя, великое богодарованное девство – податель благ, жребий Христа, свойство небесных сил, которым не известны супружеские узы! А не знают этих уз, во-первых. Бог, потом – лик присносущного Бога ( 15, 50 ). Супружество послужило украшением земли, а девство – Божиего Неба. Святитель Григорий Богослов ( 15, 56 ). Священный образ девства, который уважается всеми, полагающими совершенство в чистоте, усваивается теми, кому по благоволению содействует благодать Божия в этом благом стремлении. Святитель Григорий Нисский ( 23, 287 ). Но дарование девства заключает в себе не только то, чтобы воздерживаться от деторождения, но весь образ жизни. Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия. Святитель Василий Великий ( 113, 614 ). Первым примером девственной жизни служит для нас Сам Подвигоположник Иисус Христос. Господу предоставлено преподать это учение (о девстве) людям, поскольку Он один, придя на землю, научил возноситься к Богу. Архиерею и Главе пророков достойно именоваться и Главою девственников Святитель Мефодий ( 113, 614 ). Христос – девственная слава Сущего, не только рожденный от Бога безначально, как человек, подобный нам, но высший нас, воплотившийся от Девы без мужа, – показал в Себе Самом истинное и совершенное девство. Он сам учит этому самой Своей жизнью, хотя и не положил его законом (ибо не все вмещают, как Он говорит). Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 614 ). Первая Дева Божия есть Преблагословенная Мария. В непорочности младенческой посвященная Богу на постоянную чистоту, Она навсегда сделалась непоколебимым основанием ангельской жизни на земле. Филарет, митрополит Московский ( 113, 614 ). С того времени, как Дева стала Божией Матерью, уже открытым образом многие стали проводить безбрачную жизнь. Святитель Григорий Назианзин ( 113, 614 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Когда отойдем туда, то, если проявили и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим пользы, но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем, напротив, мы услышим то же, что и евангельский богач: что «между нами и вами утверждена великая пропасть» ( Лк. 16, 26 ). Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души? Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 703 ). Бессмертны и души нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны, потому что, мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию. Святитель Климент Римский ( 113, 708 ). Что означает плач и рыдание, как не величайшее сожаление о грехах? Тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться, скрежеща зубами... когда покаяния уже не будет. Преподобный Антоний Великий ( 113, 703 ). Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатки сделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, сделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их ( 113, 702 ). Грешники будут преданы огню вечному, не тому, какой мы знаем, но такому, какой известен одному Богу. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 702 ). Ад и тамошние муки всякий представляет так, как желает, но каковы они – никто определенно не знает. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 59, 57 ). О, как страшен тот огонь, которого боится и сам сатана! Если для бесов страшна гееннская бездна, тем более людей должна она приводить в трепет. Если и здесь страшна огненная казнь, на которую бывает осужден человек, то несравненно страшнее то наказание, которое последует в геенне огненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ахматова (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889–1966), поэтесса 102, 113, 357–358, 393, 460, 463 Бабель Исаак Эммануилович (1894–1940), писатель 235 Бабореко Александр Кузьмич (1913–1999), литературовед 497, 509 Багрицкий (наст. фам. Дзюбин) Эдуард Георгиевич (1895–1934), поэт 351 Бадыкины, семья, в которой родилась Е. П. Пришвина, первая жена М. М. Пришвина 83, 99 Бакулев Александр Николаевич (1890–1967), хирург 492 Бальзак Оноре де (1799–1850), писатель 91 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942), поэт 99, 107 Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800–1844), поэт 19 Барков Иван Семенович (по другим данным Степанович) (1732–1768), поэт, переводчик 31 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, исследователь древнерусской письменности 96 Барышников, владелец усадьбы в Алексине 527 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975), литературовед 257, 509 Бебель Август (1840–1913), немецкий политический деятель, социал-демократ 54–55, 175, 433 Бедный Демьян (наст. имя Ефим Алексеевич Придворов) (1883–1945), поэт 234, 369, 376 Бейлис Мендель Тевье (1874–1934), приказчик кирпичного завода, обвиняемый в совершении ритуального убийства, оправданный судом 134 Бекренев, знакомый М. М. Пришвина по елецкой гимназии 36 Белинский (Белынский) Виссарион Григорьевич (1811–1848), критик 222, 263, 482–483, 487 Белоус Владимир Григорьевич (р. 1951), литературовед 356, 516, 529 Белый Андрей (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880–1934), поэт 107, 113–114, 120–121, 123, 126, 167, 212, 331–333, 345–346, 350, 353–357, 380, 403, 466, 499, 515 Бердяев Николай Александрович (1874–1949), философ 53, 77, 107, 109, 113, 122, 124, 155, 400, 475, 499 Берия Лаврентий Павлович (1899–1953), государственный деятель 360, 371, 474 Бжезинский Збигнев (р. 1928), американский политолог 209 Блок Александр Александрович (1880–1921), поэт 39, 43, 46, 74, 102, 107, 113–116, 118, 123–126, 128, 132, 152, 156, 165–171, 173, 177–178, 210, 212–213, 215, 217, 219, 224, 228, 231, 248, 258, 264, 268, 311, 346, 353, 355, 364, 402–403, 456, 475, 487, 495, 497, 499, 502, 506, 526

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010