4.14 100. Сам Бог наставит, как поступить с сиротами 4.15 101. Чтобы поработать Господу, постарайтесь развязать себя с миром. Кто надеется на людей или на богатство, а не на Бога, не получает мира и спокойствия 4.16 102. Прибегайте к Господу с усерднейшей молитвою, чтобы разрешить свои сомнения 4.17 103. Сделанное без благословения приносит вред и смущение 4.18 104. Усердие к Богу доказывается смирением, молчанием, кротостью и благословением. Как убедить родителей позволить уйти в монастырь. Молитва - средство духовного преуспеяния 4.19 105. Терпите и не вдавайтесь в печаль и уныние 4.20 106. Научитесь противостоять печали. За ваши грехи не наказываются ваши ближние. О постриге болящей 4.21 107. Не ропщите на Бога и на людей 4.22 108. Премилосердый Господь все попускает на пользу и в назидание душевное 4.23 109. Совет о размере келии 4.24 110. Какими правилами руководствоваться, живя в миру, если в сердце вы решили поступить в монастырь. Умеренность необходима для новоначальных и для поступающих в монастырь 4.25 111. При желании оставить мир, полагайтесь на волю Божию,- не надейтесь на свои силы и на свой разум 4.26 112. Желание оставить мир укрепляется житейскими испытаниями 4.27 113. Упущение правила сопровождайте смирением и покаянием. Хранение внутреннего мира. Молитвенное правило во время великого поста 4.28 114. Как избавиться от находящих помыслов, прелестей и коварства бесовского? Брань и оружия дьявола велики против людей 4.29 115. Смирение - самонужнейшее оружие. Своей наставнице не стыдитесь открывать своих душевных ран 4.30 116. Что такое духовная гордость? Без послушания никто не узрит Господа. Необходимо иметь духовного наставника. Нельзя следовать своему хотению и разуму. Надо смиренным путем идти к Господу и опасаться самонадеянности. Не победив страстей, нельзя получить утешение от молитвы. Преуспеяние зависит не только от молитвы, но и от выполнение заповедей Божиих 5 Письма к монашествующим 5.1 117. О поступлении в монастырь. Возложите все упование на Господа Бога |
207 В оригинале оно оставлено без заголовка, а назвали мы его так во внимание к содержанию и заключительным словам его: «Заключим сие поминовение преосвященнейшего Иова размышлением» и т. д. 210 За текст этого примечания и за сличение статьи об архиеп. Иове с книжкой приносим глубокую благодарность C. А. Булгакову (Спб., Импер. Публичная Библиотека). 211 Существуют и в литературе отзывы об архиеп. Иове, отражающие малое знакомство с ним и потому слишком строгие. Таков отзыв прот. Герболинского (Странник, 1861 май, – в воспоминаниях об архим. Макарии), A. М. Фадеева (в Воспоминаниях – в Русском Архиве, 1891, I, 322, 323). Макариевского понимания Иова придерживался и A. С. Стурдза (Странник, 1860, т. 2, 118). 212 Интересно, что сам о. Макарий по нуждам обители ездил в Москву и хлопотал пред м. Филаретом (Письма м. Филарета, 109, 110). 215 22 июля 1830 г. м. Филарет писал архим. Макарию: «За книгу св. Григория много благодарю. Вы хорошо делаете, что не заботитесь о напечатании, а мне хочется прежде просмотреть ее с подлинником. Но уповаю, что ваш труд не будет тощ пред Господом (113–114). 222 Письма Макария оптинского к монашествующим (М. 1860), 198, 200. Эти показания тем более ценны, что в очерке литературной деятельности оптинской козельской пустыни в средине XIX в. и в частности ее изданий св.-отеческих творений имя Макария Глухарева не упоминается. См. напр. «Козельская Оптина пустынь и ее значение в истории русского монашества» в Чтениях общества любителей дух. просвещения, 1893, отд. I, 2-е полугодие, 425 и сл. 223 Впрочем, как видно из одного письма Непряхиной от 1851 г., в миссии не осталось ни одного и из библейских переводов о. Макария, так что она должна была делиться с миссией своими экземплярами. 226 «Письма», стр. 56–58. В Лепте стихи эти озаглавлены: «Песнь надгробная в утешение одного благородного семейства, лишившегося матери, жившей и скончавшейся в Господе». 229 Перечислить все издания Лепты затруднительно, так как не все они имеются даже в Императорской публичной библиотеке и даже в Алтайской миссии. |
Братия наши тебе кланяются, и благодарят за память об них. Просишь моего благословения для начатия заниматься переплетным мастерством. Если есть на это воля настоятеля вашего и благословение, то благословит Господь. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. Отца М-а письмо получил, поздравляю его с получением монашеского образа и желаю ему пожить достойно сего звания, а оное есть смирение; писать – сам не могу, а посылаю ему недостойное мое благословение. 108 Почтеннейший о Господе N! Пишешь ты, что проходишь пономарское послушание и часто оскорбляешь других; сам же не переносишь укоризн, и смущаешься, видя частые поползновения свои. Смущаться не должно, а надобно смиряться и просить помощи Божией, и каждый день полагать начало; когда исправишь что-нибудь, то должно благодарить Господа и отнюдь не приписывать исправления своим силам; сия измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ); не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дадим славу ( Пс.113:9 ). Мы должны всегда подвизаться против страстей своих, наипаче же против гордости; но в короткое время совершенно победить их невозможно. Спрашиваешь меня: как приготовить себя к принятию великого ангельского образа? Так как образ монашества есть образ смирения, то и советую тебе стараться снискивать сию царицу добродетелей. Касательно посещения тебя гостями спрашиваешь: как избавиться от этого? Очень просто: не приглашай, то, вероятно, никто и не придет; а если и придет, предложи ему духовную беседу, – то может быть и не будут ходить, сам же остерегайся празднословия. Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный И. М. 14 декабря 1857 года. 109 Достопочтеннейший о Господе отец N! 10 Ты пишешь, что враг борет тебя сильнее против прежнего, и что здоровье твое слабеет; что делать? надо молиться Богу и просить Его святой помощи. Прочти у св. Иоанна Лествичника , в русском переводе, слова 15-го стих 57, что помогает много во время этой брани; также – в той же степени стихи: 78, 79, 80 81, 82 и 85; в них изложены случаи, в коих наиболее бываем боримы и средства противостать им, в чем и да поможет тебе Господь. Что же касается до клеветы, поношения и других искушений, надобно потерпеть, памятуя блаженство, обещанное тем, которых поносят и рекут всяк зол глагол... ( Мф.5:11, 12 ). Да и притом, что же мы за воины, когда не будем сопровотивляться врагам, и дадим им вход к нам. Господь да укрепит тебя, возлюбленный брате, и да поможет тебе снискать смирение и успех в других добродетелях. Испрашиваю на тебя благословение Божие, остаюсь желатель тебе здравия и спасения и сомолитвенник, многогрешный И. М. 3 мая 1858 г. 110 |
106. Сны твои суть мечты, ведущие в прелесть того, кто не остережется от них. Надо блюсти ум и содержать его безвидным и безмечтательным. Никаким снам не верь, и милость Божия да покрыет тебя. 107. Одно молчание может обнаружить пред тобою твое кровяное действие и заключающуюся в этом действии прелесть. 108. По словам святых Отцев, умеренному и постоянному правилу цены нет. И потому в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством. 109. Игумену оказывай по возможности и с возможным понуждением послушание, умерщвляющее в нас ветхого человека. От послушаний, превышающих силы, отказывайся со смирением. 110. Нам, находящимся в переходном состоянии, приходят соответственно ему и различные слезы: горькие, яко нам свойственные, а временем и утешительные, по особенной милости Божией. Господь да простит всем нам все согрешения наши и да дарует, в свое время, Ему известное, силу не впадать в грехи и противиться нападениям врага. 111. Своя воля ведет человека к искушению, хотя внушения ее, по-видимому, и кажутся благими, но мы не можем видеть, к каким последствиям поведет исполнение ее. 112. Когда человек отречется своей воли, тогда только он может быть причастником истинной молитвы, которая есть соединение человека с Богом. Сего соединения невозможно достичь без отречения от своей воли, своей правды, своего разума. 113. Святый Апостол Павел в послании своем к Солунянам передает им, что предание, исходящее от самого Бога, молитвенное непрестанное благодарение за все случающееся. О всем благодарите, — говорит он, — сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5. 18). Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога: то за все случающееся надо славословить Бога. Благословен Бог промышляющий! Благословен Бог попущающий! Ничто вне воли Его совершиться не может. 114. Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтоб сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его. Охранись от вменения себя в нечто. Письма монашествующих разных монастырей к святителю Игнатию Письмо иеромонаха Гавриила [ 173 ] |
109 Многие ученые считают это замечание паломницы решающим для определения времени ея посещения Эдесы. Оно должно было произойти вскоре после 363 года. 111 Созомен пишет (4:33): «Отшельник Аон имел келию в Фадане; это и есть то место, где Иаков, потомок Авраама, выйдя из Палестины, встретился со своей невестой, впоследствии – женой, и отвалив камень от находившагося там колодца, впервые напоил стадо. Говорят, что этот Аон положил начало у сирийцев уединению и подвижничеству, подобно тому, как Антоний у египтян» (по Помяловскому). 112 Тарс был родиной апостола Павла и главным городом Киликии. В нем была также главная школа стоиков. 113 Город Помпееполь, прежде называвшийся Соли, был разрушен Тиграном и восстановлен Помпесм. Археологическия раскопки свидетельствуют о присутствии там христиан уже в третьем веке. Сразу же за Помпееполем начиналась провинция Исаврии. Во время реорганизации своей империи Диоклитиан основал Исаврию как отдельную провинцию. 114 Церковь , где находились мощи первомученицы, была расположена и трех милях от города, в Мериамлике, на плоской возвышенности. Об этой церкви пишет Григорий Назианский, что она уже существовала во время собора 359–360 года. Василий Селевкийский подтверждает слова паломницы, что «дорога из города к церкви шла садами, и что сам храм был выстроен наверху горы, к югу от города. Храм был окружен келиями многочисленных отшельников и отшельниц. Он был обнесен стенами, и там находилась военная стража для защиты от варварских набегов». 116 Святая Евфимия пострадала в 303–304 году при Диоклетиане в Халкидоне. На ея гробнице была воздвигнута базилика, в которой происходил Вселенский Собор в 451 году. Мощи мученицы при имп. Ираклии были перенесены в Константинополь. 118 Точно установить, когда эта служба начиналась, трудно. Предполагают, что она начиналась за два или три часа до восхода солнца, и соответственно менялась в зависимости от времени года. Паломница называет эту службу службой до пения петухов. Из слов ея видно, что эта служба предназначалась, главным образом, для монашествующих. |
1, д. 206, лл. 39—40об).. 55 Варвара Ивановна Федосихина . 25 июля 1908. — Эта запись может быть связана как с письмом священника Архангельского подворья Сурского монастыря о. Димитрия Федосихина, в котором он благодарит отца Иоанна «за все благодеяния» и передает поклоны и просьбы о благословении своей жены В.И.Федосихиной и детей — Дмитрия и Ангелины (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 14в, л. 11—11об)., так и с ответным письмом самой В.И.Федосихиной от 20 числа (без года), в котором она пишет, что по получении письма от отца Иоанна «ожила духовно», и рассказывает о торжественном богослужении на Архангельском подворье в день Ангела Батюшки (Там же, д. 7г, лл. 3—4об).. 56 Никольский приход — в с. Малахове, где служил упомянутый выше священник Николай Васильевич Виноградов. 57 Пашковцы — последователи религиозной секты, начавшей свое существование в результате проповедей лорда Редстока (Англия), последователь которого, отставной гвардии полковник В.А.Пашков, получил разрешение на учреждение «Общества поощрения духовно-нравственного чтения» протестантского толка. В 1884 г. по предписанию Святейшего Синода «Общество» было закрыто, но секта продолжала существовать. ... в Ивановский монастырь . — Иоанновский женский общежительный монастырь в Петербурге. В 1901 г. отцом Иоанном на участке земли, пожертвованном ему потомственным почетным гражданином С.Г.Раменским по набережной р. Карповки в Петербурге, было устроено подворье Сурского женского монастыря. Определением Святейшего Синода (1902—1903 гг). подворье было «обращено в самостоятельный монастырь с таким числом монашествующих, какое обитель в состоянии содержать на свои средства, причем монастырь этот, названный Иоанновским, был перечислен из Архангельской епархии в Петербургскую» (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 113, д. 4106, л. 39об).. В главном каменном здании монастыря были устроены храмы: верхний — с главным престолом во имя 12-ти Апостолов и приделами — во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя прп. Андрея Критского и прп. Марии Египетской; нижний — во имя прп. |
А что касается до скорбных случаев, то терпению оных научись не от моего неразумия, но от Самой Премудрости и слова Господа нашего Иисуса Христа; во Святом Его учении обрящем, что скорби бывают нам посылаемы Промыслом Божиим, и что влас главы нашея не погибнет без воли Божией; терпением стяжаваются души наши ( Лк.21:18–19 ); претерпевый до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ), и святой Апостол научает, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). В послании к Евреям, в 12 главе, святой Апостол Павел явственно говорит, что егоже любит Господь, – наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет и проч. И святые отцы в учениях своих весьма много преподали нам наставлений о терпении скорбей и какая бывает от них польза; из коих некоторые только тебе скажу. Св. Марка Подвижника прочти главы 42, 43, 44, 45, 57, 65, 66, 67, 72, 73, 88, 113, 114, 115, 133, 143, 156, 163, 174, 189, и других глав 47, 48, 65, 66, 68, 127, 137, 139, 134, 141, 150, 153, 154, 155, 157, 168, 169, 197, 198, 200, 202, 208, 209. Его же в «Восторгнутах Класах» – «совет ума к своей душе (стран. 68). В 4-м слове страница 127, и далее – св. Иоанна Лествичника , в первых 4 степенях, много есть о терпении; у св. аввы Дорофея чти слово – «наказание о терпении скорбей»; у святого Варсонуфия много находится советов о терпении скорбей; также у св. Исаака Сирина , в словах: 34, 35, 36, 37, 51, и у других святых отцов также есть много убеждений, к терпению скорбей; и многие учат нас, укрепляя и надежду подавая. Все же они не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни, и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надежды, – богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая благодарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поучаться в них, и, в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам; а познавая немощь нашу в неисполнении по их учению, будем елико возможно смирять себя и укорять: то и милость Божия будет близ нас. Да устроит Господь по воле Своей, как Ему угодно. Он не оставит ищущих Его и хотящих спастися. |
Об оглашении послания Священного Синода в связи с вредоносным поветрием августа 2020 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил огласить во всех храмах и монастырях епархии после Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, " Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием " . +++ Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующ им и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и её последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15, 13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8, 22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. " Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? " - такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13, 4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор. 4, 5). |
Мы приемлем Евхаристию не как простой хлеб и не как простое питие, но каким образом Иисус Христос-Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего Плоть и Кровь, таким же образом и Пища эта, над которой произнесено благодарение молитвой Слова Его, по преложении питающая нашу кровь и плоть, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа. Священномученик Иустин Философ ( 113, 521 ). Как земной хлеб, через призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не тленны, но имеют надежду Воскресения. Святитель Ириней Лионский ( 113, 521 ). Хлеб и Вино Евхаристии, прежде святого призывания поклоняемой Троицы, были простым хлебом и вином. По совершении же призывания хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровию Его. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 521 ). Помни, что хлеб, который мы вкушаем в Таинстве, не есть образ Тела Господня, но есть самая Плоть Господа... Ибо хлеб таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Святого Духа претворяется в Плоть Господа... Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово. Блаженный Феофилакт ( 113, 521 ). Хлеб и вино – не образы Тела и Крови Христовой, но самое Обоженное Тело Господа, ибо Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), а не образ Тела; «сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26, 28 ), а не образ Крови... Если же некоторые и называли хлеб и вино «вместообразными» Тела и Крови Господней, как, например, богоносный Василий в литургии, то называли так это приношение не по освящении, но до освящения. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 522 ). В Святых Тайнах Христос присутствует всецело Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва. Послание восточных патриархов ( 113, 523 ). |
Тебя, (девство), возлюбил и святой евангелист Иоанн и за это удостоился возлежать на груди Господа славы. Преподобный Ефрем Сирин ( 113, 614 ). За это ему более других апостолов была открыта дверь к таинствам небесным ( 113, 614 ). Хочу, чтобы вы, (девственники), подражали в девстве апостолу Павлу, который удалился от брачных связей, чтобы теснее соединиться с Иисусом Христом. Он не мог бы достичь такого апостольского дара, если бы был связан узами брака. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 615 ). Семя зла коренится в развращенной воле (человека) и невнимании к помыслам. Если воля целомудренна, то никакого не будет вреда от естественных движений. Поэтому, сказав о скопцах, о тех, которые напрасно скопят себя, не будучи целомудренными в помыслах, и о тех, которые ради Царства Небесного сохраняют девство, Иисус Христос прибавляет: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19, 12 ). И таким образом, по неизреченной кротости Своей показывает, как важно соблюдение девства, но не возводит его в предписание закона и тем пробуждает любовь к нему. И тем самым Он показал совершенную возможность этой добродетели ( 116, 234 ). Девство – дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, чем царей диадема и золотые одежды. Что достойнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние ярче солнечных лучей, и отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать Солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и заключено в сосуде, наполняет воздух благовонием... так и благовоние девственной души, воспринятое чувством, свидетельствует о сокровенной внутри добродетели. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 613 ). Дева – невеста Христова и сосуд святой, посвященный Богу. Девой именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и предпочитающая жить в освящении. Святитель Василий Великий ( 113, 614 ). Сказанное о девстве: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19, 11 ), сказано не в том смысле, что это дается по какомуто жребию (в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства). Напротив, этим показывается, что, во-первых, подвизающиеся этим вышеестественным подвигом имеют нужду в Божией помощи; во-вторых, этот совет сходит с неба не как закон, но предлагается в виде совета; в-третьих, девство дается тем, которые победили невоздержание, призывают содействие свыше, хранят себя постами и бдениями, а не предаются зверю нерадением и роскошью. Если бы давалось оно по жребию, то излишней была бы награда. Не по милости оно дано, но желающим принять; а кто не хочет, тем и не будет дано. Преподобный Исидор Пелусиот ( 113, 618 ). |
| |