II. Kahohы Вселенских соборов: 1. Никея (325 г.) — 20 канонов. 2. Константинополь I (381 г.) — 7 канонов. 3. Эфес (431 г.) — 8 канонов. 4. Халкидон (451 г.) — 30 канонов. 5. Пято–Шестой собор, известный также как Трулльский собор, а в византийской литературе нередко именуемый «Шестым» (692 г.), поскольку весь его канонический «корпус» получил post factum   статус «вселенского» и был процедурно приписан вселенским соборам 553 и 680 гг., — 102 канона. 6. Никея II (787 г.) — 22 канона. III. Kahohы поместных соборов: 1. Анкира (314 г.) — 25 канонов. 2. Неокесария (314—325 гг.) — 15 канонов. 3. Антиохия (341 г.) — 25 канонов. 4. Сардика (343 г.) — 20 канонов. 5. Гангра (первая половина IV в.) — 21 канон. 6. Лаодикия (IV в.?) — 60 канонов. 7. Константинополь (394 г.) — 1 канон. 8. Карфаген (419 г.) — 133 канона (иногда 147 канонов); свод известен также, как Codex canonum ecclesiae Africanae   . Этот сборник канонов явился результатом непрерывной законодательной работы африканских соборов. Окончательный текст свода составлен в 419 г. 9. Константинополь (859—861 гг.); этот собор известен также как «Перво–Второй» по той причине, что два собора, 859 и 861 гг., для удобства рассматривались в качестве одного собрания, — 17 канонов. 10. Константинополь (879—880 гг.), иногда именуемый «Восьмым Вселенским» собором, — 3 канона. IV. Kahohы святых отцов: патристические тексты, собранные в этой рубрике, представляют собой, по большей части, написанные по случаю письма или же авторитетные ответы отцов частным лицам. В сборниках они часто делятся или классифицируются по «канонам». В «Номоканоне» приводятся тексты следующих авторов: 1. Дионисия Александрийского († 265 г.) 2. Григория Неокесарийского († 270 г.) 3. Петра Александрийского († 311 г.) 4. Афанасия Александрийского († 373 г.) 5. Василия Кесарийского († 379 г.) (очень авторитетное собрание 92 канонов ) 6. Григория Нисского († 395 г.) 7. Григория Богослова († 389 г.) 8. Амфилохия Иконийского († 395 г.) 9. Тимофея Александрийского († 355 г.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

б) рукоположенных такими раскольниками, у которых сохраняется преемство апостольского священноначалия и таинство священства, вместе с другими таинствами, совершается по всем правилам и учреждениям Православной Церкви, – принимать с теми условиями, какие указываются древними правилами Церкви (I, 8 и собор. посл. к Алекс. Церк.; Карф., 57, 68, 79), и, наконец, в) рукоположенных такими еретиками, которые заблуждают в каких-либо частных догматах веры Христовой, не испровергая самых оснований её, которые при том соблюдают все таинства Православной Церкви (Прав. и практ. Церкви относ. присоед. к правосл. неправ. христиан, свящ. А.Серафимова. 168–169 стр.). – Относительно римско-католического священства Православная Церковь принимает за норму первое правило Константинопольского собора 879 г., когда была признана законность этого священства; и ныне католический священник, желая перейти в православие с сохранением своего сана, принимается в этом сане, без совершения над ним нового рукоположения (см. подр. Прав. цер. право, Никодима, Епископа Далматинского, 280–283 стр.). – По мнению митр. Филарета, присоединённый к православию католический священник может сохранить священный сан только в том случае, если он остаётся безбрачным; вступление же его в брак, хотя бы оно совершилось и до присоединения к православию, лишает его права присоединиться к православию с сохранением священства (см. подр. Соб. мн., V т., 711–713 стр.; Письма митр. Филарета к А.Н. Муравьеву. 641–644 стр.). – См. к 1015 стр. 2 прим. – Действительность англиканской иерархии митр. Филарет не признавал, но и не отрицал. В вопросе об этом он находил себя вынужденным «остановиться между отрицанием и утверждением, в неразрешённом сомнении», а потому и предлагал совершать над обращающимися в православие англиканскими членами клира рукоположение условное – «аще не посвящен есть» (см. подр. Прав. Обозр. 1866, II, 85–94 стр.). Современный нам исследователь данного вопроса, проф. В.А. Соколов , считая доказанным апостольское преемство в англиканской церкви, признаёт и англиканский чин посвящения удовлетворяющим требованиям Православной Церкви, а догматические заблуждения англикан таковыми, что они не уничтожают безусловно благодатную силу рукоположений, совершаемых в англиканской церкви, вследствие чего рукоположения эти, по усмотрению Православной Церкви, могут быть признаны и действительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Без сомнения, и сам он принимал живое и деятельное участие в самоотверженном служении александрийских пресвитеров и диаконов во время болезни, и если мы не имеем прямых указаний на это в посланиях самого св. Дионисия, то причина этого заключается в обычной скромности св. Дионисия. Но приближалось уже то время, когда Господу угодно было призвать к себе великого епископа Александрии. Церковные историки сохранили нам драгоценное свидетельство о том, что до последних дней своей жизни и даже на смертном одре св. Дионисий, несмотря на преклонные лета и слабость телесных сил, продолжал неутомимо трудиться не только на пользу александрийских и египетских христиан, но и на защиту истины от искажений за пределами вверенной его попечению области. Последнее пасхальное послание св. Дионисия к египетским братьям, 878 написанное уже по окончании моровой язвы, с водворением спокойствия в городе, если относить его по принятому нами предположению к Пасхе следующего 265 г., составлено было св. Дионисием незадолго до смерти. По свидетельству Евсевия, в тот же период времени, т. е. по прекращении моровой язвы, св. Дионисий написал «несколько других различных посланий». 879 По всей вероятности, здесь имеются в виду послания, написанные св. Дионисием по поводу ереси Павла Самосатского. Как мы видели, 880 есть некоторое основание предполагать, что по поводу этой ереси св. Дионисий написал до четырех посланий. Из них три были ответными посланиями на письма Павла Самосатского, а одно написано было к епископам, собравшимся в Антиохии для обличения еретика, в ответ на приглашение принять участие в занятиях собора. В посланиях к Павлу Самосатскому св. Дионисий старался склонить еретика оставить свое заблуждение 881 и доказывал истину божества Иисуса Христа, подробно опровергая те выводы, какие Павел Самосатский делал из различных мест Священного Писания, относившихся к человеческой природе Спасителя. В послании к епископам, собравшимся в Антиохии, св. Дионисий, отказавшись от личного присутствия на соборе по причине старости и слабости телесных сил, высказал свое мнение об учении Павла Самосатского, побуждая собравшихся епископов к ревностной защите истинного учения о Христе. Подробное изложение содержания всех этих посланий, а особенно последнего из них, которое впоследствии разослано было предстоятелям всех Церквей вместе с посланием отцов нового Антиохийского собора против Павла Самосатского, состоявшегося в 269 или 270 г., без сомнения, составило бы блестящую страницу в истории жизни и трудов св. Дионисия, но, к несчастью, ни одно из этих посланий не сохранилось до нашего времени в подлинном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

В 878 г. папа Иоанн VIII анафематствовал всех греческих епископов и священников, находившихся в Болгарии, обещая дать им соответствующее место в Византийском царстве, если они подчинятся ему (это была вершина папской «борьбы за инвеституру» с Греческой Церковью). «Патриарха Игнатия тоже предаю анафеме условно, если он в месячный срок не отзовет всех греческих клириков из Болгарии». До получения этого письма Игнатий скончался, а царь Василий Македонянин, поняв претензии пап, призвал на патриарший престол Фотия. Иоанн VIII, признав свое бессилие в открытой борьбе против Фотия, прибегнул к интригам. Профотианский собор 879 г., на котором присутствовало 380 епископов, при участии папских легатов предал анафеме постановления собора 869 г., направленные против Фотия. Иоанн VIII уже в директивах, данных своим легатам, признал этот собор недействительным 66 . Папа надеялся, что Фотий за эту «милость» отдаст ему Болгарию. Фотий Болгарию не отдал, и папа Иоанн VIII в 881 г. предал анафеме Фотия и снова стал придерживаться положений противофотианского собора 869 г. Такую-то грустную славу имеет католический Восьмой Вселенский Собор, сперва проведенный папами, потом анафематство-ванный папами и снова признанный «непогрешимым» папами, в зависимости от того, как и что требовала политика. Сын Василия Македонянина и воспитанник Фотия, новый царь Лев VI Философ, снова низложил Фотия и заточил его в монастырь. Тот же царь желал заключить в четвертый раз брачный союз, на что никак не мог получить согласия от тогдашнего Цареградского Патриарха Николая Мистика , соблюдавшего традицию Восточной Церкви. Папские легаты по приглашению пришли и благословили четвертый брак царя. Оскорбленный царь изгнал Николая Мистика (906). Римским папой тогда был Сергий III (904–911), «homo vitiorum omnium servus» 67 , не лучше Стефана VI (896–897), который приказал вынуть из гроба труп своего предшественника Формозы, произвел над ним суд, после чего умершему отрубили пальцы правой руки, тело влачили по улицам Рима и, наконец, бросили в Тибр. Римских пап уже охватило настоящее безумие владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. И. Малышев установил, что Домница имела в Пустозерске свой дом, после казни уехала из Пустозерска и через некоторое время имя её встречается среди имен поволжских деятелей (Малышев В. И. Неизвестные документы 1680 г. о протопопе Аввакуме//Русская литература. 1967. С. 102). Наиболее яркие отрывки из этого списка были опубликованы В. И. Малышевым в ТОДРЛ: в т. 8 (1951 г.) и т. 9 (1953 г.), список в целом был опубликован В. И. Малышевым в издании: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения/Под общ. редакцией Н. К. Гудзия. С. 305343. Выбранные для настоящей публикации фрагменты Прянишниковского списка «Жития» печатаются по этому изданию. 875 ...Евдокия и Фекла... – Евдокия Кирилловна, жена Еремея Пашкова; Фекла Семёновна – жена Афанасия Пашкова. См. коммент. к с. 78. 877 И нынешняго, 174-го году, в великой мясоед... – Аввакум называет 7174 год «нынешним», следовательно, этот фрагмент текста был написан им в 1666 г. до 1 сентября (до начала нового, 7175 г.); великой мясоед – по-видимому, время между двумя постами – между Рождеством (25 декабря) и сыропустной неделей, которая в 1666 г. началась 19 февраля. Аввакум привезли в Москву 1 марта 1666 г. 879 ...Питирим... – Питирим (ум. 19 апреля 1673 г.), местоблюститель патриаршего престола, с 1672 г. – патриарх. 880 Тут мне Божие присещение было. – «Видение» Господа, явившегося Аввакуму «из облака», во время его молитвы в день Вознесенья (Аввакум находился в тюрьме Николо-Угрешского монастыря после суда над ним и лишения сана – «расстрижения» – 13 мая 1666 г.), было кратко описано Аввакумом в письме семье от 30 мая 1666 г. и в пятой челобитной царю Алексею Михайловичу. 883 ...Артемон... – Артемон Сергеевич Матвеев (16251682), начальник Посольского приказа, доверенное лицо и ближний боярин царя Алексея Михайловича. 884 Чюдов монастырь – кремлёвский монастырь (основан в XIV в., назван в память о чуде архангела Михаила «в Хонех»), один из центров поддержки церковной реформы и греческого направления в сфере образования и культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последнем из них излагается высокое учение о святости таинства причащения, требующей от готовящихся к таинству полной душевной чистоты. Сопоставляя мысли Фотия с сплетней Псевдо-Симеона о ремесленнике, не причащавшемся натощак, можно лишний раз убедиться в злостности вымысла (ср. ριστρχης I, 447). Аристархи думает, что Фотий когда-либо ссылался на 9-е пр. п. Никифора, разрешающее причащать опасно больных и после принятия ими пищи; это и могло дать повод к сплетне, совершенно исказившей суть дела. 2235 Из них сохранились две 36:37) и восстановлены у Аристархи 14: три против ересей вообще 35,38 и 39) и 11 против манихеев (43–46, 53–59). 2236 У Аристархи беседа восстановлена под 69 и отнесена к маю 866 г. С датой издателя нельзя согласиться уже потому, что письма, на основании которых восстановлена беседа, относятся к годам первого низложения Фотия. Но Аристархи прав в том, что проповедь, сказанная для успокоения населения, могла содержать научные, по Демокриту и Аристотелю, объяснения причин землетрясения, а враги перетолковали ее в том смысле, что патриарх вообще отрицает религиозно-мистические причины народных бедствий (ριστρχης II, 269). 2238 У Аристархи 74. Архим. Порфирий Успенский , стр. 39. Ко второму правлению Фотия относятся слова, сказанные в присутствии собора 879 78 и 79), на смерть Григория Сиракузского 80) и на освящение храма, построенного Василием Македонянином 82). 2241 Из них сохранилось две (у Аристархи 36 и 37) и три восстановлены тем же издателем 35, 38 и 39). Время произнесения их устанавливается Аристархи на основании близкого сходства § 11 проповеди 36 с отделом из апологии (Βαλ. σελ. 150; P. G. CII, р. 600; см. выше) и отнесено им к первой половине Великого поста 859 г. (ριστρχης I, 252–253). С большими основаниями однако можно отнести проповеди к 860 г. Едва ли Фотий, неожиданно для себя оказавшийся в декабре 858 г. на патриаршей кафедре, успел через два месяца приступить к планомерной борьбе с ересями, тем более, что как раз в начале поста игнатиане выступили против него на соборе в храме Ирины, и это выступление ие могло не занять Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В январе 1621 года, после праздника Богоявления, Феофан простился с Киевом, благословив братство новой грамотой и своим кипарисным крестом, который доныне сохраняется над царскими вратами братской Бо- —171— гоявленской церкви; 878 в этой грамоте патриарх Феофан поучал братчиков: «да пребываете в нём (т. е. в братстве) богобоязненно, со всякими усердием, приемля друг друга, не питая друг к другу зависти, и не завидуя ни в чём, но преимущественно исполняясь духом кротости, последуя преданиям древнейших братств». 879 Из России патриарх Феофан направился в Валахию, и на границе в г. Буске (древ. Божьскый, Бужеск) простился с православными. Прощание было весьма трогательное и святитель, гетман и войско казацкое – все плакали. Патриарх стал на городской площади и долго поучал духовных и мирян строго держаться православия и с покорностью переносить гонения и скорби; читал разрешительную молитву и в это время все преклонили пред ним колена; затем снял с казаков грех , тяготивший их совесть и состоявший в том, что они пред тем ходили походом с польским королевичем Владиславом на единоверную Москву, и убеждал их впредь этого не делать. Восстановление православной иерархии вызвало повсюду большую радость у православных, особенно в г. Вильне. Мелетий Смотрицкий вернулся в Вильну архиепископом Полоцким осенью или зимою 1620 года. Виленское купечество поспешило приготовить великолепное архиерейское облачение и упросило архиепископа Мелетия служить в нём в братской церкви. 880 Но весь этот восторг скоро сменился большою печалью. Как только весть о восстановлении в Киеве православной иерархии дошла до униатов и католиков, они поставили всех своих приверженцев на ноги, чтобы возбудить короля и властей против православных. Дело о восстановлении иерархии в —172— правительственных универсалах было объявлено государственной изменой; патриарха Феофана, не смотря на недавние письма к нему короля, признали шпионом турецкого султана, а новопосвященных епископов предписано было ловить и арестовывать. Вся тяжесть удара обрушилась на несчастную Вильну и местное православное братство, заподозренное в тайных сношениях с Киевом, чрез посредство Мелетия Смотрицкого. Киев и казаков польское правительство боялось тронуть, зная их ревностную и решительную защиту православия, а потому и начало производить жестокое расследование всего дела в Вильне. 881

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Военные экспедиции Никифора, – пишет хронист, – стали радостью для его солдат, так как никто на них не нападал и им не сопротивлялся. Он двигался вперед, куда ему хотелось, разрушал, что ему нравилось, не встречая ни мусульманина, ни какого-либо другого человека, который мог бы его остановить или воспрепятствовать ему делать то, что он хочет... Никто не был в состоянии ему сопротивляться». 877 Греческий историк этого времени Лев Диакон писал, что если бы Никифор не был бы убит, то он оказался бы в силах «установить границы их [греческой] империи на востоке в Индии, а на западе – на границе мира», иными словами, по Атлантическому океану. 878 На западе политика Никифора Фоки была неудачна. При нем последние пункты, принадлежавшие еще в Сицилии Византии, были завоеваны мусульманами. Сицилия на этот раз всецело перешла в их руки. Главной задачей преемника Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия (969–976), было укрепить за империей приобретения в Киликии и Сирии. Первые годы своего правления Иоанн Цимисхий не мог лично участвовать в военных действиях на восточной границе. Война с русским князем Святославом и Болгарией и внутреннее восстание Барды Фоки, провозглашенного императором, требовали со стороны нового государя неустанного внимания. Но война закончилась удачно; восстание Барды Фоки было подавлено. Итальянские недоразумения разрешились бракосочетанием византийской принцессы Феофано с наследником германского престола, будущим императором Оттоном II. Только после этого Иоанн Цимисхий мог обратиться на восток. Походы его против восточных мусульман были в высшей степени удачны. Особенно поразительным является его последний поход, о котором до нас дошел драгоценный источник в виде письма Иоанна Цимисхия к своему союзнику, армянскому царю Анюту III, сохранившегося у армянского историка Матфея Эдесского. 879 План этого похода поражает своей смелостью. Император, поставив целью освободить Иерусалим из рук мусульман, предпринял настоящий крестовый поход. Выступив из Антиохии, он завладел Дамаском, после чего, устремившись к югу, вступил в Палестину, где ему добровольно подчинились города Назарет и Кесария; из самого Иерусалима пришла просьба о пощаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Вполне светский литературовед замечает по этому поводу, что это не что иное как «словесный погром»: «Какой штатный атеист последующих десятилетий не позавидовал бы этому сочному отвращению, этому таланту ненависти и азарту „попрания святынь“?» (Новикова М. Маргиналы.//Новый мир. 1993, с. 231). О Русской Православной Церкви Лев Левинсон, помощник Глеба Якунина, пишет так: «Разговоры о возрождении Русской православной церкви представляются бессмысленными. Это все равно, что надеяться на воскресение лежащей в Мавзолее куклы или, вернее, недолговременного ее (его) соседа, зарытого неподалеку. Надо избавляться от всего этого: и от мертвецов, и от Патриархии, как от затяжной болезни, которая непременно оставит следы на теле, но станет наконец вчерашним днем» (Левинсон Л. Несколько замечаний о торжествующей идеологии.//Экпресс-хроника. 26.5.95). Наконец, о России в целом Михаил Капустин пишет в таком стиле: «Одиозный пример Салтычихи, забившей в Подмосковье более 100 своих крестьян собственноручно, является уродливым национальным символом России» (Капустин М. Поиски жертвы. Россия и евреи.//Независимая газета. 9.12.94). По убеждению Якова Кротова «Зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народа» (Христианство в России. 1995, 3, с. 31). А если бы русский автор написал подобную фразу ( например: «Зверства изральской армии в палестинских лагерях Сабра и Шатила свидетельствуют о безнравственности еврейского народа») – разве не напоролся бы он на вполне естественное встречное обвинение в расизме? Но для сегодняшней демократической прессы такого рода пощечины, отвешиваемые и русскому народу, и русской истории и культуре – вполне норма. 878 Св. Василий Великий. Творения. – М., 1846. Ч. 4, с. 291. 879 Св. Василий Великий. Творения. Ч. 4, с. 277. 880 см. Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 257. 881 Сам Ориген тогда не пострадал, очевидно, потому, что закон Септимия Севера был направлен не на искоренение христианства как такового, а на ограничение его распространения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Второе заседание состоялось 17 нояб. 879 г. Оно открылось краткой литургией с участием легатов, которые пели части службы на латыни. Затем были зачитаны послания папы и восточных патриархов. По запросу легатов свт. Фотий рассказал об обстоятельствах своего вторичного возведения на Патриаший престол, указав на то, что не он был инициатором этого деяния, но не было и давления со стороны императора. Особо свт. Фотий упомянул о своем примирении с покойным свт. Игнатием. Третье заседание, 19 нояб., началось с чтения письма папы епископам всех Восточных Церквей, в котором Иоанн VIII настаивал на недопустимости возведения мирян в архиереи (в свое время это было одним из главных обвинений против Фотия). В последовавших прениях епископы возражали против такого подхода, видя в этом вмешательство во внутренние дела К-польской Церкви. Затем было зачитано послание Феодосия, патриарха Иерусалимского, в к-ром ставилась под сомнение легитимность представителей Востока на Соборе 869-870 гг. В связи с этим легаты папы стали выяснять полномочия присутствовавших делегатов от вост. патриархов и убедились в их законности и беспристрастности. В конце легаты засвидетельствовали, что «Константинополь долгие годы не знал такого мужа, как Фотий», и стали зачитывать части полученной ими от папы и Римского Собора инструкции (Commonitorium). Четвертое заседание состоялось после продолжительного перерыва, 24 дек. Ввиду приближавшегося Рождества епископы собрались не в Св. Софии, а в помещении «великого секрета». Заседание началось с принятия грамот митр. Василия Мартиропольского, представителя Антиохии, прибывшего на Собор с посланиями нового патриарха Иерусалимского Илии. Затем было рассмотрено дело двух патрикиев, к-рые отказывались вступить в общение с патриархом Фотием, но впосл. раскаялись и получили положенную епитимию. Остальное время было посвящено обсуждению инструкции папских легатов. «Болгарский вопрос» (гл. 9) сразу же был отложен, как находящийся всецело в компетенции императора. Возражения папы против рукоположения мирян (гл. 8) были оспорены на множестве примеров, после чего было указано, что, если такой запрет существует в Римской Церкви, это не значит, что он должен быть навязан другим. Отмена решений Собора 869-870 гг. (гл. 10) была встречена с ликованием. Наконец, кард. Петр был приглашен сослужить патриарху Фотию за рождественским богослужением (Ibid. Col. 492).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010