Вероятно, зная о потеплении отношений Церкви и государства, о. Пимен надеялся вернуться к священнослужению и не пришел в военкомат после лечения в госпитале. Накануне ареста, 18 ноября 1944 г., Л.П. Берия направил записку И.В. Сталину о том, что работники госпиталей выдают справки об освобождении от военной службы без достаточных оснований . Начались проверки. 15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор: «не усматривая необходимости применения ВМН... Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершенных им преступлений на основании ст. 193-7 п. " д " УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного, лишив его в/звания «ст. лейтенант»». Статья 193, которая называлась «Воинские преступления» и предусматривала наказание в том числе за дезертирство – от 5 до 10 лет лишения свободы или расстрел в военное время, однако применялся расстрел редко. Всего за войну за дезертирство было осуждено 376 тыс. человек. Часто это обвинение предъявлялось необоснованно. 24 ноября на встрече с архиереями участниками Архиерейского собора, прошедшего в Москве 21-23 ноября, глава Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов заявил, что «все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста» . О. Пимену необходимо было получить в Московской Патриархии назначение на приход, и тогда он автоматически освобождался от военной службы. Таким образом, на момент ареста, он не мог быть назван дезертиром, т.к. подлежал освобождению от службы как священнослужитель. Однако осуждение последовало. Иеромонах Пимен был доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг) 4 марта 1945 года . Условия этого лагеря были гораздо более жесткими, чем в Дмитлаге, где о. Пимен отбывал наказание в 1930-е гг. Суровые морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Как мы видели, о. Пимену не раз приходилось смотреть в глаза смерти и каждый раз молитва и упование на Бога побеждали страх смерти.

http://pravoslavie.ru/38249.html

Подобная программа в условиях сер. 60-х гг. была совершенно утопична, попытки ее реализации могли привести лишь к прямому конфликту с властями и резкому ухудшению положения Церкви. Поскольку Якунин и Эшлиман сами привлекли к своей декларации внимание светских властей, священноначалие РПЦ было вынуждено принять против них меры церковного прещения, поскольку в противном случае репрессии могли быть направлены уже не только против авторов обращений, но и против РПЦ в целом. 24 дек. 1965 г. Патриарх Алексий I предписал Крутицкому митр. Пимену (Извекову , впосл. Патриарх) указать находящимся под его началом иереям на незаконность и порочность их действий, направленных на соблазн Церкви, и представить в докладе о них «особое суждение». Митр. Пимен вызвал авторов обращений и довел до их сведения резолюцию Патриарха. При этом Совет по делам религий счел действия архиерея мягкими и пособническими по отношению к Якунину и Эшлиману, в связи с чем митр. Пимену позже пришлось давать объяснения. Ввиду отказа Якунина и Эшлимана раскаяться и прекратить деятельность, определенную как «вредную для Церкви», в мае 1966 г. они были запрещены в священнослужении и выведены за штат. Репрессий со стороны гражданских властей против них тогда не последовало. В условиях, когда большинство архиереев, пастырей и прихожан принимали все меры, чтобы уберечь храмы от закрытия, письмо Якунина и Эшлимана серьезно осложнило их положение, сыграв по существу провокационную роль в ужесточении позиций органов власти по отношению к Церкви. В 1966 г. Талантовым были подготовлены подписанные еще 11 мирянами Кировской епархии открытые письма о бедственном положении правосл. Церкви в их области, направленные Патриарху Алексию и в газ. «Известия». Талантов писал об адм. насильственном характере массового закрытия церквей в 1959-1964 гг. При этом в его письме к Патриарху содержался упрек, что «епископы (за исключением немногих) полностью устранились от какой-либо борьбы за законные права верующих» и даже «полностью поддерживают каждое мероприятие гражданских властей, направленное против Церкви». Впосл. в самиздате получили распространение работы Талантова, в к-рых Московская Патриархия подвергалась еще более резкой критике за недопустимое, на взгляд автора, приспособленчество к безбожной власти. Борис Талантов, арестованный в 1969 г. и скончавшийся в тюремной больнице, был канонизирован РПЦЗ (в 1981).

http://pravenc.ru/text/178554.html

В анкетных данных за 1953 и 1959 годы Пимен дает о себе противоречивые сведения. Так, в анкете в 1953 г. он писал, что в 1937–1941 гг. был студентом Ферганского педагогического института и одновременно преподавал русский язык в неполной средней школе, а в анкете в 1959 г. написал следующее: «1936–1938 гг. – санинструктор канала Москва–Волга, г. Химки Московской области, 1939–1941 гг. – заведующий домом санитарного просвещения, г. Андижан». О пребывании в институте в этой анкете ничего не говорит. Уполномоченный Совета по Узбекской ССР 28 сентября 1963 г. сообщил, что «учеба Извекова с 1937 по 1941 гг. в Ферганском пединституте и одновременная работа преподавателем русского языка школы не подтверждается». В анкетных и автобиографических данных, изложенных для уполномоченного Совета, отмечается и другая сторона неправдоподобного и неоткровенного сообщения Пименом о себе. Как известно, в 1937 г. он был судим за дезертирство из рядов Советской Армии и отбывал наказание, однако в анкете и автобиографии за 1959 г. Пимен пишет, что в это время «работал на строительстве Химкинского водохранилища канала им. Москвы в должности санинструктора», а в анкете за 1953 г. указал, что в 1935–1937 гг. находился на гражданской службе в г. Подольске. Таким же образом Пимен обходит факт вторичной своей судимости в 1944 году. Оказывается, в 1943 г., т.е. во время Отечественной войны, будучи майором, он дезертировал из рядов Советской Армии и жил по подложным документам, в 1944 году был задержан и осужден на 10 лет, но, благодаря амнистии в связи с победой над Германией, был освобожден в 1945 году. Однако в анкетах в 1953 и 1959 гг. Пимен фактически умалчивает об этом и пишет следующее: в анкете за 1953 г.: в «1944–1945 гг. – санинструктор Воркутауголь, г. Воркута», а в анкете за 1959 г.: «1943–1945 гг. демобилизован из РККА в связи с контузией и ранением и находился в госпиталях на лечении (в г. Фрунзе и Москве)». Зачем понадобилось Пимену сообщать указанные выше противоречивые и неправдоподобные сведения о себе, до сего времени остается вопросом непонятным и невыясненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо сказать, что владыка отличался тогда — не знаю, как теперь, — чудовищною способностью к канцелярским волокитам. Может быть, намеренно, он тянул Эшлимана в течение месяца. Может, он сейчас думает (если это помнит), что пророчески предчувствовал, во что это выльется, но, так или иначе, Николай каждый день ходил туда, как на работу, и ему отвечали: «Приходите завтра». Но возлюбил его владыка Пимен (Извеков), ныне Святейший Патриарх Московский. Он души не чаял в Николае Николаевиче как певце и вообще был к нему всячески расположен. А сам Николай Николаевич тоже его превозносил и всегда мне рассказывал про него самые трогательные анекдоты. Например, как пришел к Пимену кто–то из канцелярии и пожаловался, что его кто–то там оскорбил — а он ответил: «А если бы в зоопарке на вас плюнул верблюд, к кому бы вы пошли жаловаться?..» Другая женщина пришла и сказала: «Отец Пимен, наш батюшка ходит в уборную и не снимает креста». Он сказал: «А ты, когда идешь в туалет, свой снимаешь?» Или рассказ о том, как Пимен в Лавре построил иконостас, и к нему пришел, кажется, уполномоченный и сказал: «Как вы могли построить иконостас без нашего разрешения?» — «Это мебель, — отвечает Пимен, — все сделано на колесиках, можно зачалить и трактором вывезти». Я не знаю, подлинны ли все эти анекдоты, но Николай их рассказывал с большим воодушевлением, любя деятельного, активного и умного Пимена — это потом Святейший как–то переменился, здоровье его подорвалось, и все эти качества утратились. И задумал владыка Пимен, тогда только что рукоположенный молодой епископ, рукоположить Эшлимана не мытьем, так катаньем. Он его подговорил поехать в Кострому — он тогда был временно костромским епископом, — там его рукоположил и потом перевел в Москву, как говорится, «ходом коня». Служение Эшлимана было просто потрясающим. Во–первых, голос. Во–вторых, молитва в нем пробудилась необычайная. Он был человек, всегда склонный к мистическому, он мне рассказывал массу историй о том, как где–то в алтаре зажглась сама собой лампадка и т. п., в общем, его очень увлекали всякие такие вещи, ну а я относился к этому снисходительно, любя его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Обращение к Патриарху и записка Е., получившие известность как в СССР, так и за рубежом, вызвали крайнее недовольство советских властей, потребовавших от Патриархии принять меры против находившегося на покое архиерея. 30 июля 1968 г. Свящ. Синод издал определение, в к-ром осудил Е. за то, что он «по-своему истолковывал свое увольнение и выражал устно и письменно недовольство постановлением Священного Синода и при этом тенденциозно излагал некоторые стороны церковной жизни; в отношении Святейшего Патриарха, Священного Синода и других Преосвященных архиереев выражал недопустимую несдержанность...». Деятельность Е. была названа «неполезной для Церкви», определение его на архиерейскую кафедру сочтено невозможным, ему было указано и дальше жить на покое в Жировицком мон-ре. В нояб. 1969 г. Е. обратился в Совет по делам религий с проектом внесения изменений в советское законодательство о культах. Е. предлагал: допустить исполнение религ. обрядов по просьбе верующих в домах, квартирах и на кладбищах без предварительного согласия местных органов власти; запретить уполномоченным Совета по делам религий вмешиваться в вопросы назначения священнослужителей; допускать священнослужителя в число учредителей религ. об-ва; ограничить основания к закрытию церквей только прекращением существования религ. общины, аварийным состоянием здания и его сносом по градостроительному плану. В беседе, состоявшейся в Совете по делам религий, Е. упомянул о противозаконном массовом адм. закрытии правосл. церквей. В ответ зампредседателя Совета по делам религий заявил, что подобные обращения Е. используются за рубежом в «антисоветских клеветнических целях». Даже находясь на покое, Е. продолжал вызывать беспокойство властей, установивших за ним в мон-ре негласный контроль. Под нажимом Совета по делам религий был смещен сочувствующий Е. настоятель Жировицкого мон-ря архим. Михей (Хархаров , впосл. архиепископ Ярославский и Ростовский). 26 апр. 1971 г., во время подготовки к Поместному Собору для замещения вдовствующего после кончины Патриарха Алексия I Патриаршего престола, Е. обратился с письмом к Патриаршему Местоблюстителю Пимену (Извекову, со 2 июня 1971 Патриарх Московский и всея Руси), в к-ром вновь поднял вопрос об изменениях, внесенных Архиерейским Собором 1961 г. в организацию приходского управления, указав, что отстранение духовенства от управления приходом ведет к расцерковлению приходской жизни, искажению пастырско-молитвенных отношений между священником и прихожанами, в обращение пастыря в наемника, лишенного даже права быть членом общины, где он служит. Е. предлагал не выносить постановление Архиерейского Собора на утверждение Поместного Собора без необходимых изменений. Против изменений в «Положении об управлении РПЦ», сделанных в 1961 г., выступали и др. архиереи, однако в силу политических причин их предложения не нашли поддержки.

http://pravenc.ru/text/190191.html

Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия! Многие помнят одного из православных Патриархов советского времени — Патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его Местоблюстителем Патриаршего престола, примерно за год до избрания Патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране. И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к Патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь. Это лишь некоторые примеры, о которых нам известно. Желающие могут обратиться также к «Настольной книге для священно-церковно-служителей», изданной впервые в конце XIX века. Впрочем, в «Фоме» уже была подобная публикация. В «Книге» внимательный читатель обнаружит особые меры предосторожности и для пастырей, и для паствы в связи с эпидемиями. Нынешние события заставят внимательнее изучать историю Православия именно в связи с этой темой, вызвавшей у части людей вопросы. Это еще одно реальное свидетельство. Думаю, что нынешние события заставят особо потрудиться историков Церкви, чтобы люди без сомнений слушались голоса Священноначалия и проявляли разумное послушание власти. Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.

http://patriarchia.ru/db/text/5622601.ht...

В декабре 1947 г. он последовал за епископом Сергием в Ростов-на-Дону, где стал секретарем епархиального управления и ключарем кафедрального собора. Административные способности, проявленные игуменом Пименом, способствовали его назначению 11 августа 1949 г. наместником Псково-Печерского монастыря. Нынешний наместник обители архимандрит Тихон (Секретарев) свидетельствует о предсказании, сделанном тогда старцем Симеоном (Желниным): «Старец Симеон предсказал архимандриту Пимену о его Архиерейс­кой хиротонии и Патриаршем служении» . Пророчество это, как известно, сбылось. Как говорится, об этом – отдельный рассказ...          Надеемся, что нынешний юбилей, а также предстоящее в июле 100-летие со дня рождения Святейшего Пимена вызовут появление новых исследований, публикаций в прессе, фильмов и передач о Патриархе-Исповеднике, как справедливо было бы назвать Святейшего Пимена. Студенческий билет Извекова С.М. Андижанский вечерний педагогический институт. 1940 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря. Выписка из личного дела Извекова С.М. Ростовское епархиальное управление. 4 июня 1949 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря. Мысли Русских Патриархов от начала до наших дней. М., 1999. С. 382. Цит. по: Сафонов Д.В. Единоначалие и коллегиальность в истории Высшего церковного управления Русской Церкви от свт. Тихона, Патриарха Всероссийского до Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Часть 1: Годы 1917-1925//Богословский вестник издаваемый МДА и С. 2009. 8-9. С. 318. Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1. Дионисий (Шишигин), архим. Былое Степашкин В.А. Хроника событий, связанных с именем преп. Серафима Саровского//Преп. Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография. М., 2004. С. 58. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. Маякова И.А. Иероним (Захаров)//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 317. Патриархи Московские. М., 2001. С. 101. Маякова И.А. Иероним (Захаров)//ПЭ.

http://pravoslavie.ru/38249.html

После чудесного утешения почитатели Святейшего Патриарха Тихона во главе с Иваном Сергеевичем решились на визит к митрополиту Пимену (Извекову), будущему Патриарху. Он в юности был прихожанином Данилова монастыря и помнил Ваню Сарычева еще канонархом. В день тезоименитства святителя Тихона — 26 августа владыка Пимен каждый год приезжал в обитель и совершал торжественную панихиду по российскому архипастырю-исповеднику. Однако желающие закрыть храм были непреклонны. За две недели до предполагаемого закрытия заслезоточила Донская икона Богоматери. Тогда уже Иван Сергеевич начал активный сбор подписей в защиту храма. Ему помогли духовные чада отца Сергия Мечёва и протоиерея Николая Голубцова. С петицией, подписанной огромных количеством людей, отправилась делегация к митрополиту Пимену. Поездка увенчалась успехом. Он сумел отстоять и сохранить монастырской храм Донской иконы Богоматери в руках верующих. К сожалению, количество служб было сокращено: богослужение совершалось только на двунадесятые праздники и в дни памяти особо чтимых святых, например, святителя Николая Чудотворца. Позднее, в 1983 году, Патриарх Пимен способствовал открытию и возрождению любимого им Данилова монастыря. Слово о митрополите Николае Крайне нелегко было сохранять Церковь в годы правления Хрущева. Батюшка Даниил вспоминал, как открыто против гонителя выступил митрополит Николай (Ярушевич). За этот подвиг его ждала неминуемая гибель. Приведем проповедь отца Даниила о судьбе этого замечательного подвижника и исповедника. «Ранней осенью 1959 года в Москве в Преображенской церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай произнес проповедь: “Сегодня вы читали в газете «Правда», а, как известно, эта газета никогда правды не писала, хулу на Святую Церковь. Я говорю с этого амвона со всей ответственностью, что эта газета пишет ложь. И хулу на Святую Церковь возносили у нас всегда”. Исповедник, новый великомученик митрополит Николай не мог переносить издевательств над верой и верующими. Он был вторым человеком в церковной иерархии и при Патриархе Сергии, и при Патриархе Алексии. С 1946 года митрополит возглавлял Отдел внешних церковных сношений, в 60м был снят с этого поста и отправлен“на покой”. Сначала он долго и тяжело болел, потом у владыки Николая случился инфаркт, после которого он уже не оправился.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Пимену 3 мая 2010 г. 14:38 3 мая 2010 г., в день 20-летия со дня кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру . У гробницы Патриарха Пимена в крипте Успенского собора лавры Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по почившему Первосвятителю. На богослужении также возносились заупокойные молитвы о Святейшем Патриархе Алексии I , 40-летие со дня кончины которого отмечалось в минувшем месяце. Патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года; его гробница также находится в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. На панихиде молились Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин , архиепископ Истринский Арсений , ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , архиепископ Брянский и Севский Феофилакт , руководитель Административного секретариата Московский Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , епископ Переяслав-Хмельницкий Александр , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятели московских храмов, служившие в разные годы иподиаконами у приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, — ключарь кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Михаил Рязанцев , настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве протоиерей Георгий Студенов, настоятель храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин; а также настоятельницы женских монастырей Московской епархии. По окончании панихиды всем молящимся были розданы иконки преподобного Пимена Великого — небесного покровителя Святейшего Патриарха Пимена. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) был избран на Московский Первосвятительский престол в 1971 году. В годы его Патриаршего служения государственные органы целенаправленно проводили политику жесткого контроля деятельности Церкви, вмешиваясь в любые внутрицерковные вопросы. В этих непростых условиях Святейший Патриарх Пимен достойно, мудро и осмотрительно осуществлял управление Русской Православной Церковью вплоть до своей кончины 3 мая 1990 года. Широкое празднование тысячелетия Крещения Руси, отмечавшееся в 1988 году и ставшее своего рода переломным моментом в отношениях Церкви и государства, — во многом личная заслуга приснопамятного Предстоятеля. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1151946.ht...

25 февраля 1964 года епископ Павел был возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 23 июня 1964 года был переведен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру . Это известие опечалило и самого владыку, и его паству. В соборе составили петицию на имя патриарха об отмене указа, и некоторые прихожане вызвались лично поехать в Москву с ходатайством об оставлении владыки в Астрахани. И сам владыка послал об этом прошение патриарху. Вслед за прошением, архиепископ Павел вылетел на самолете в Москву и там имел аудиенцию у патриарха Алексия I . Но патриарх не отменил своего решения. В 1971 году во время работы предсоборной Комиссии архиепископ Павел обратился к председателю комиссии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову) с " Предложением " за 21 от 28/I-1971г., в котором высказал пожелание пересмотреть на предстоящем Соборе Русской Православной Церкви решения Собора 1961 года , в частности раздел " О приходах " . Его предложения были выражены в трех основных пунктах: 2 февраля 1972 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским . 11 октября 1972 года решением Синода был отправлен на покой с формулировкой " за нарушение канонических норм, недостойное поведение и неспособность управлять церковной жизнью " . Проживал в Кисловодске , неоднократно устно и письменно обращался к патриарху Пимену с просьбой назначить его вновь на кафедру, но его прошения остались без ответа. 25 октября 1975 года выехал во Францию к своему брату. Во Франции он был принят под юрисдикцию Константинопольского патриарха и назначен управляющим православными приходами в Бельгии , Голландии , ФРГ . Скончался 21 января 1979 года от лейкемии. Отпевание состоялось 23 января 1979 года в Брюсселе. Погребен во Франции, под Парижем (кладбище Bois-Colombes, г. Asnieres). Сочинения Литература Использованные материалы Редакция текста от: 23.08.2017 21:52:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676642.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010