Игумен Алипий (Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году, человек интересной судьбы и крепкой веры. Учился в изостудии, работал на строительстве метрополитена в Москве, позже трудился учителем рисования, служил в рядах Красной Армии, затем работал на военном заводе. В связи с началом Великой Отечественной войны повторно был призван в действующую армию, в составе войск прошел весь тяжелый путь вплоть до Берлина. Война, близость смерти, страдания и тяготы боевой жизни окончательно утвердили Ивана Михайловича в том, что его призвание – это монашеский подвиг, подвиг служения Богу и людям. Свой обет Иван Михайлович исполнил: после демобилизации поступил в братию открывшейся после войны всероссийской святыни – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В Лавре отец Алипий нес различные послушания, в том числе руководил художественными работами по росписи домовой церкви на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в село Лукино, за что был отмечен Патриаршей грамотой. Кроме того, отец Алипий в 1953 году работал над художественным оформлением Патриаршей загородной резиденции в бывшей усадьбе бояр Колычевых в Переделкино. Отцу Алипию выпало управлять Псково-Печерским монастырем в тяжелые советские годы с августа 1959 по 12 марта 1975 года. Своим назначением на должность наместника Псковской обители игумен Алипий был обязан тогдашнему наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Пимену (Извекову), будущему Патриарху Московскому и всея Руси, который порекомендовал отца Алипия Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому). Региональные власти не сразу признали назначение нового наместника монастыря. Долгое время отцу Алипию чинили различные препятствия в деле получения постоянной прописки в монастыре. Когда же последняя была получена, она была эквивалентна разрешению властей на исполнение обязанностей наместника монастыря. Отец Тихон (Секретарев) описывает любовь отца Алипия к произведениям искусства, особенно к живописи: «Церковные люди жертвовали финансовые средства монастырю для сохранения культурного наследия России. Архимандрит Алипий (Воронов) на эти средства купил и отреставрировал картины известных художников, а затем подарил собранные картины в Русский музей города Санкт-Петербурга и в Псковский музей» . В книге помещены репродукции картин, переданных архимандритом Алипием (Вороновым) в музеи страны в 1974 году. Список поражает своей масштабностью, почти все выдающиеся живописцы-передвижники были представлены в коллекции отца Алипия, среди них: А.Иванов, Н. Клодт, И. Крамской, И. Айвазовский, В. Поленов, В. Суриков, В. Маковский, И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов, М. Нестеров, А. Головин, Б. Кустодиев, И. Грабарь.

http://bogoslov.ru/article/1880327

Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в Муроме. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие послушания. Вскоре переведен в Ростовскую епархию , где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Указом Святейшего Патриарха Алексия I  в 1949 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря ; весной 1950 г. митрополитом Ленинградским Григорием возведен в сан архимандрита. В 1954-1957 гг. — наместник Троице-Сергиевой лавры . Так же, как и в Печерском монастыре, провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве лавры. 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе г. Одессы хиротонисан во епископа Балтского, викария Херсонской епархии. В конце того же года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии . В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. 16 марта 1961 г. назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. За период с 1959 по 1962 гг. владыке Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской , Смоленской , Костромской и Тамбовской епархиями. Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем московского  Богоявленского кафедрального собора . В октябре 1963 г. стал митрополитом Крутицким и Коломенским. После кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» вступил в должность Патриаршего местоблюстителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1093769.ht...

Вскоре, в 1950 году, отец Кирилл окончил Духовную Семинарию, выпуск состоялся 20 июня. Выпускникам вручили аттестаты и Библии, в которых были сделаны памятные записи: «Согласно постановлению Совета Московской Духовной Семинарии, окончивший Семинарию в 1950 году (фамилия, имя) награждается этою Святой Библией для постоянного жизненного руководства и назидания» 19 . Это благопожелание было весьма близко Батюшке, и он пронес его через всю жизнь. Затем выпускник Семинарии поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1954 году, представив работу «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви III веков христианства». В характеристике выпускника было отмечено: «...на протяжении всего времени его занятий в Московских духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание в занятиях, его дружественное, по-товарищески отзывчивое обращение с сокурсниками – всегда и всеми отмечались как основные черты его характера». Последний экзамен в Академии был 15 июня, а выпуск – 17 июня. Выпускникам была вручена книга «Патриарх Сергий и его духовное наследие» 20 . В день последнего экзамена выпускник Академии пишет прошение наместнику Лавры, архимандриту Пимену (Извекову): «Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я имею сердечное желание в настоящее время после окончания Духовной Академии поступить в обитель Преподобного Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться. Поэтому прошу Вас, о. наместник, принять меня в число послушников братии Троице-Сергиевой Лавры». Вскоре последовало прошение отца наместника на имя Патриарха о пострижении послушника в монашество. Двадцать пятого августа 1954 года архимандритом Пименом выпускник Академии был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Кирилла Белоезерского (память 9/22 июня). Так промыслительно монашеские именины отца Кирилла приходились на день начала Великой Отечественной войны. В этом же году осенью, на праздник Преподобного Сергия, митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском соборе рукоположил Батюшку в сан иеродиакона, а 30 ноября епископ Иоанн, Псковский и Порховский (Разумов), в Трапезном храме рукоположил отца Кирилла в сан иеромонаха 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Существуют свидетельства очевидцев жизни преподобного Симеона, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. В годы, когда Печоры оккупировали немецкие войска, монахи прятали в пещерах и куполах Успенского храма наших Так, известно, что именно преподобный Симеон носил скрывавшимся тогда в Псково-Печерском монастыре бойцам хлеб и В марте 1944 года, в связи с активным наступлением Красной армии, немецкие оккупационные власти вывезли в Германию сокровища монастырской ризницы. Готовясь к отступлению, немецкое командование потребовало от настоятеля обители письменного согласия на эвакуацию всех насельников в Германию. Монастырь предполагалось взорвать. В ночь перед назначенной немцами насильственной эвакуацией братии и запланированным взрывом зданий все насельники обители собрались в Успенском пещерном храме перед мощами преподобномученика Корнилия и чудотворной монастырской иконой Успения Пресвятой Богородицы и молились о том, чтобы угроза миновала; соборную молитву в ту ночь возглавлял преподобный На следующий день твердое нежелание братии подчиниться оккупационным властям и приближение советских войск спасли Псково-Печерский монастырь от уничтожения. 11 августа 1944 года Печоры были освобождены. В послевоенные годы преподобный Симеон, находясь уже в преклонных летах, целиком посвятил себя келейной молитве, храмовым богослужениям (ежедневно причащался) и пастырским трудам — окормлению многочисленных духовных чад. Говорил он всегда просто и доступно, с любовью и в то же время с отеческой твердостью наставляя в соблюдении Христовых заповедей. По многочисленным свидетельствам, в этот период его жития по молитвам святого совершались многочисленные исцеления — от паралича, рака, желудочных и глазных болезней и многих других недугов; также известны и неоднократные случаи его прозорливости. По свидетельству казначея обители архимандрита Нафанаила (Поспелова), старец предрек будущему Предстоятелю Русской Православной Церкви архимандриту Пимену (Извекову), являвшемуся с 1949 по 1954 год наместником Псково-Печерского монастыря, его Известно, что преподобный Симеон пользовался особым уважением наместника обители игумена Алипия (Воронова; наместник с 1959 по 1975 год).

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

«Я, – начинает своё письмо Святитель к Управляющему делами Московской Патриархии архиепископу Пимену (Извекову, †1990), – получил сведения о том, что ... архиепископ Онисим (Владимирский и Суздальский, †1970. – К. С.) представил отзыв о моей статье «О поминовении усопших», в коем ходатайствует о присвоении мне за эту статью не только учёной степени магистра, но и сана архиепископа. Умоляю Вас, убедите Святейшего Патриарха этого не делать. Для меня это будет не утешение, а великое огорчение» (1:35). О магистерской степени. – «На степень магистра богословия я не имею права претендовать, даже если бы написал и значительно более солидное и действительно учёное сочинение. Я окончил Академию по второму разряду и если бы пожелал искать степени магистра, то ранее представления солидной магистерской диссертации я должен бы был ещё сдать несколько экзаменов по предметам, по коим недостаточные для первого разряда отметки. Затем, моя статья в печатном виде будет небольшая брошюра размером менее ста страниц. Таких диссертаций, вероятно, никогда не бывало. У серьёзного читателя этой брошюры легко может сложиться впечатление, что степень магистра присвоена мне ... по блату... Самой дорогой наградой для меня будет разрешение напечатать её, ... исключительно только потому, что, как мне кажется, моя статья может быть с интересом прочитана теми из наших священнослужителей, которые ревнуют о возможном приближении современного богослужения к уставному идеалу и для которых эта статья может быть небесполезна» (1:35–36). О возведении в сан архиепископа. – «Что касается присвоения мне за мою статейку сана архиепископа, то против этого я ещё решительнее возражаю, скажу сильнее, протестую, и, при всём моём сыновнем послушании Святейшему Патриарху» на этот раз я скажу: «Благодарю, но не приемлю и многое, многое вопреки глаголю»» (1:36). И святой Афанасий напоминает, что в истории нашей Церкви не было такого, чтобы епископа, находящегося на покое, возводили в архиепископа. Два великих Святителя – Феофан Затворник (†1894) и Игнатий Брянчанинов (†1867), – написавшие, находясь на покое, «горы ценнейших богословских книг», остались епископами – «О награждении их саном архиепископа тогда ни у кого и мысли не было» (1:36). – Как же быть? – Ответ предельно ясен: «Церковно-богослужебные отличия и церковные саны не должны даваться в качестве награды, а должны быть отличием определённых церковных служений. В частности, сан епископа носят викарии, а сан архиепископа должен принадлежать лишь епархиальным архиереям независимо от времени пребывания их в архиерейском сане» (1:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Б.м., у тебя будет время ее просмотреть и хотелось бы знать оценку хотя бы очень краткую гл. обр. по разделу объяснения символики. До твоего ответа показывать никому не буду. Если толкование может б. использовано, то можно уменьшить «богословскую» часть для передачи лицам, интересующимся творчеством Рублева – по твоему указанию. Коренным образом переделывать не смогу, т.к. много времени у меня взяла и, б.м., никакой ценности для ценителей искусства не представляет. Прилагаю рукопись Тарабрина, подаренную Надеждой Григорьевной. Ты ее лучше [чем я] поймешь и используешь. Если работа заслуживает внимания, нужно ли ее кому посылать на отзыв? Любящий брат Николай P.S. Владыка [Макарий] никуда не ездил, отдыхает на даче. Вл. Пимен [Извеков] обосновался в Сокольническом храме и служит часто по Москве. Имеет большой успех проповедями. Привет от Вл. Мануила и Вл. Михаила. На приходе без перемен, много треб. 24/X (1958 г.) 338 Дорогой Павлик! Хорошо ли доехал [?], я, к сожалению, не смог с тобой увидеться. Посылаю список литературы, пока в черновом виде, печатного еще нет. Буду надеяться, что ты все–таки прочтешь мою работу, хотя, б.м., она не представляет научного интереса как размышления обычного зрителя, но может навести на некоторые мысли в части толкования символов. Когда прочитаешь, посоветуй, что с ней дальше делать. Через неделю постараюсь выслать конспективное изложение ее, стр[аниц] на 20, которую можно показать искусствоведам (там устранено богословие, но, конечно, и не виден ход рассуждения, а только истолкование). Нужно ли дать еп. Пимену (Епископ с 17–XI–57 г.) и вл. Макарию, можно ли напр. Патриарху – об этом сообщи. Дома пока без перемен. Володя устроился на временную работу. Сегодня решил послать письмо в райвоенкомат с характеристикой и автобиографией Володи, чтобы ему не отказали в призыве. Валя получила первые оценки своей работы – по шитью – 3 и по черчению выкроек– 4. Занимается усердно. Относит, прописки Лилли Эдуардовны получили разрешение из Обл. Упр. Мил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Известно высказывание Председателя Совета министров Алексея Николаевича Косыгина, которое он сделал на торжественном обеде, состоявшемся в гостинице «Россия» после интронизации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова): «Мне очень помогла своими молитвами старица Мария из Никольского собора...» Дело в том, что после блаженной кончины Патриарха Алексия I в высших эшелонах власти ставился вопрос об упразднении патриаршества, что было бы равносильно разгрому Церкви. На заседании Совета министров все отмалчивались по этому поводу. Один только Алексей Николаевич твердо сказал: «Если мы такое сделаем, то сгорим...» Эти слова впоследствии упомянул он в разговоре с архиепископом Никоном (Фомичевым). А Святейшему Патриарху Пимену Алексей Николаевич сказал: «Желаю Вам, Ваше Святейшество, твердо держать предание православной веры!» Когда вопрос о патриаршестве решался на государственном уровне, матушка Мария вновь взяла на себя особый подвиг поста и молитвы. В то время она и без того была очень слаба, и мы так сокрушались, переживая за свою наставницу. Только через благодатную помощь свыше выдержала она это испытание. О ней можно сказать те же слова, которые матушка произносила об отце Серафиме Вырицком : «Какую она прожила жизнь! Скольким людям она помогла!» Когда из Псково-Печерского монастыря по навету изгнали архимандрита Антипу, матушка Мария добилась у Патриарха его восстановления. Таких примеров можно привести множество – Правда Божия была для старицы превыше всего. Великую подвижницу любили и почитали многие иерархи Церкви и настоятели обителей. Тесная духовная связь существовала между матушкой и Святейшим Патриархом Алексием I. Однажды она дала мне большое-большое красивое яблоко и велела отвезти его в Москву Святейшему. Первосвятитель Церкви принял этот необычайный дар, поцеловал и положил перед собою. Затем задумчиво посмотрел на яблоко и передал матушке высочайшее благословение. Второй раз таким же образом старица передала патриарху Богородичную просфору из Псково-Печерской обители. С просфорой он поступил точно также, как и с яблоком. Что все это означало, ведомо Единому Господу, но когда Святейший приезжал в город на Неве, он всегда встречался с матушкой Марией и уединенно беседовал с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В день последнего экзамена Иван Павлов пишет прошение наместнику Лавры архимандриту Пимену (Извекову) — будущему Патриарху Московскому и всея Руси: «Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я имею сердечное желание в настоящее время после окончания Духовной академии поступить в обитель преподобного Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться. Поэтому прошу Вас, о. Наместник, принять меня в число послушников братии Троице-Сергиевой Лавры». Вскоре последовало прошение отца наместника на имя Патриарха о пострижении послушника Иоанна Павлова в монашество, и 25 августа 1954 года, под отдание Преображения, архимандритом Пименом он был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Кирилла Белоезерского (†1427; память 9 (22) июня). Так промыслительно монашеские именины бывшего защитника отечества пришлись на день начала Великой Отечественной войны. В том же году на праздник осеннего преподобного Сергия митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском соборе Лавры рукоположил монаха Кирилла в сан иеродиакона, а 30 ноября епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) в Трапезном храме обители рукоположил его в сан иеромонаха. В это время в Лавре велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, наместник архимандрит Пимен устроил в Трапезном храме два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского (†1754; память 10 (23) декабря) и преподобного Серафима Саровского (†1833; память 2 (15) января и 19 июля (1 августа)), канонизованных в начале ХХ века. В 1954–1955 годах, в первые годы пребывания в Лавре, отец Кирилл был пономарем в Троицком соборе, затем позднее — лаврским кассиром, помощником казначея и наконец казначеем Лавры. В 1956 году последовало его награждение набедренником, в 1957 году — наперсным крестом. 30 октября 1959 года епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возвел иеромонаха Кирилла в Трапезном храме Лавры в сан игумена; в 1962 году Батюшка получил крест с украшением. В 1961 году епископ Афанасий (Сахаров) в письме лаврскому духовнику архимандриту Феодориту (Воробьеву) поздравил двух новых лаврских архимандритов и при этом написал: «Передайте от меня приветствие и всечестному батюшке игумену Кириллу, которому желаю поскорее уподобиться своим друзьям». 7 октября 1965 года Святейший Патриарх Алексий I boзbeл отца Кирилла в сан архимандрита. В мире скорбны будете

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Было ясно и другое: в этом противостоянии проявляла себя третья сторона, незримая и могущественная, к которой сходились все нити и которая была заинтересована в стагнации и параличе церковной жизни. Что же касается отца Иннокентия, то он был всего-навсего марионеткой, впрочем, так же, как и сам архиепископ. С этой точки зрения между ними не было большой разницы. Да, да, не было большой разницы между ограниченным карьеристом Иннокентием и образованным, умным, интеллигентным архиереем, который в нормальных условиях был бы хорошим, а может быть, даже очень хорошим епископом. — Мое положение и положение моих собратьев, — продолжал архиепископ, — трагическое. Трагическое, отец Иоанн! И вы не во всем правы, когда нападаете на епископат. У меня нет сомнений в благородстве ваших помыслов. Но… будем откровенны… — Будем откровенны, владыка. — Я с глубоким интересом прочитал вашу статью о  Симеоне Новом Богослове , ту самую статью, которая переполнила чашу терпения синодалов. Я прочитал ее с жадностью, залпом. И когда читал, меня разрывали противоречивые чувства. Мне было ясно, что, обратившись к истокам, вы стремитесь найти ответ на вопросы нашего времени. Но меня смутило другое: ваш исторический анализ был очень похож на мистификацию. Слишком прозрачны намеки на современность. Статья читалась, как памфлет. В самом деле: Патриархи! Если вы не друзья Бога, Не сыновья Его, Не боги по благодати, Отступите тогда от престола! Яснее сказать невозможно. Цитирование Симеона Нового Богослова никого не введет в заблуждение. Наоборот, оно придает особую весомость вашему призыву не к абстрактным патриархам, а к конкретному Первосвятителю, Пимену Извекову. Тут я с вами солидарен. Но вы идете дальше. Опять же, ссылаясь на преподобного Симеона, противопоставляете церковной иерархии старчество, противопоставляете харизматический дар, полученный непосредственно от Бога, благодати, передаваемой через рукоположение. Если эту мысль довести до логического конца, Церковь как организация оказывается ненужной для спасения.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Патриарх Пимен — светлый пастырь Семьдесят пятый год я молюсь в храме пророка Илии в Обыденном переулке. Святейший Патриарх Пимен считал себя прихожанином этого храма. 23 июля, 2010 Семьдесят пятый год я молюсь в храме пророка Илии в Обыденном переулке. Святейший Патриарх Пимен считал себя прихожанином этого храма. 23 (10 по старому стилю) июля исполняется 100 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). О Патриархе Пимене вспоминает Вера Николаевна Глазова, 94 года, прихожанка храма пророка Илии в Обыденном переулке. Читайте также: Жизнь, вместившая шесть патриархов Вера Николаевна Глазова фото: Нескучный сад Я живу при шестом Патриархе. В сложное время начала 30-х годов прошлого столетия я ходила в храм преподобного Пимена Великого. Патриарх Пимен (Извеков) 8 сентября 1931 года после Литургии я подошла под благословение к иеромонаху Пимену. В те годы он был регентом хора храма преподобного Пимена Великого. Будущий Патриарх спросил меня, почему я в этот день пришла в храм. Это был будний день, людей в храме было немного. «Мне сегодня 16 лет», — ответила я. Он благословил и вынес из алтаря просфору. Это был драгоценный подарок. Будущему Патриарху был тогда 21 год. Он отличался строгостью и сдержанностью. Был высокого роста, с длинными распущенными волосами, с проникновенным голосом. После кончины Святейшего Патриарха Тихона художник Павел Корин по совету своего учителя художника Михаила Нестерова приступил к созданию картины «Русь уходящая». На ней должны были быть изображены предстоятели уходящей Руси – монахи, священнослужители. Художнику удалось сделать всего несколько эскизов к этой картине. На одном из эскизов запечатлен будущий Патриарх Пимен. Этот портрет почти не имеет фотографического сходства. Но Корину удалось передать внутреннее содержание будущего Патриарха. Он представлен как светоч веры. Художнику удалось увидеть великое предназначение этого человека. Иеромонах Пимен и епископ Антоний Семьдесят пятый год я молюсь в храме пророка Илии в Обыденном переулке. Святейший Патриарх Пимен считал себя прихожанином этого храма. Храм Илии пророка расположен рядом со зданием патриархии в Чистом переулке. Несколько лет подряд Святейший совершал всенощную под память преподобного Серафима, всенощную накануне Ильина дня и позднюю Литургию в день храмового праздника. С особым благоговением Патриарх Пимен читал по пятницам акафист перед чудотворным образом Божией матери «Нечаянная радость» .

http://pravmir.ru/patriarx-pimen-svetlyj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010