Воронежский фронт провел огромную работу по строительству инженерных сооружений. Гитлер бросил против них отборные войска вермахта и наиболее опытных генералов. 7-я Гвардейская армия находилась на переднем крае фронта за Белгородом, имея за собой реку Корочу. 3 августа войска Воронежского фронта перешли в наступление. Преследование противника продолжалось до города Харькова до 20 августа. 23 августа был взят Харьков . Войска 7-й армии вышли к городу Мерефа, недалеко от Харькова. Здесь немцы создали мощный оборонительный рубеж. Нужно было под обстрелом врага, в том числе с воздуха, переправиться через р. Уду, приток Северного Донца. Прасковье Тихоновне Кориной Патриарх Пимен рассказывал о своем командире — генерале Ф.И. Шевченко: «Командир у меня был добрый. Под пули меня не посылал. Но, однажды, пришлось переправляться через реку...». В полковой красноармейской газете «За победу» 26 августа в передовице писалось: «Противник, укрепившись на заранее подготовленных рубежах, сильным огнем пытается сдержать наше наступление. Несмотря на яростное сопротивление врага, бойцы переправились на западный берег реки и закрепились там. Идет ожесточенная борьба за населенный пункт. Немцы предприняли сильную контратаку. Наши воины отбили ее» . 28 августа 1943 г. операция была закончена. Но среди выживших ст. лейтенанта Извекова не нашли. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]» . Однако о. Пимен был жив, хотя его военное командование не знало об этом. Он был направлен в госпиталь в Москву, где проходил лечение после ранения . Согласно послужному списку, о. Пимен (Извеков) прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии . 29 ноября 1944 года он был задержан милицией в Москве и доставлен в 9-е отделение милиции города Москвы для установления личности. Задержание было произведено за нарушение паспортного режима, т.к. у него не было нужных документов. Выяснилось, что он проживал на Сущевском валу у двух монахинь. Было предъявлено обвинение в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». Этот эпизод остается не проясненным до сих пор. Протоиерей Виктор Шиповальников утверждал, что Патриарх Пимен не был дезертиром: «Это работа СМЕРШа», — говорил он .   

http://bogoslov.ru/article/748140

А так как, показывал далее царевич, они с ним были от его младенчества, то он привык их слушать и бояться и всегда им угодное делать, а они его отводили от отца и утешали вышеупомянутыми забавами, от чего не только дела воинские и прочие от его отца дела, но и самая его особа ему зело омерзела и для того он всегда желал быть от него в отлучении. 154 По тому же показанию царевича, Вяземский по своим убеждениям держался стороны тех людей, которые поддерживали в нем память о его матери, как невинной жертве отцовского беззакония, и говорили ему, как его любят в народе, пьют за его здоровье, называя его российскою надеждою, а отцу его желают смерти. 155 По словам Алексея Петровича, Вяземский советовал ему послать отцу письмо с отречением от престолонаследия, при чем говорил: «волен Бог да корона, лишь бы покой был». 156 Когда же началось следствие по делу несчастного царевича, то был привлечен к допросу и Вяземский сперва в Москве, а затем в Петербурге, как лицо, оговоренное Алексеем Петровичем. В обоих случаях, даже на дыбе Вяземский показал, что обвинения царевича против него несправедливы. «Ханжить и водиться с попами он его не учил, а еще отводил от того и говаривал многажды, чтоб он того не чинил, за что и был бит от царевича не однажды». 157 В доказательство же того, что Алексей Петрович почти с самого переезда в Петербург относился к нему – Вяземскому – неблагосклонно, последний указывал на то, что в 1711 г. в Вольфенбителе, в герцоговом доме, царевич брал его за волосы, бил палкой и сшиб с двора, а в 1712 г., под Штетином, хотел его убить до смерти». И сам царь, с такою внимательностью и подозрительностью рассматривавший показания царевича и объяснения против них оговоренных им, нашел Вяземского мало прикосновенным к делу царевича и ограничился только ссылкой его на жительство в Архангельск. 158 (Окончание следует) Прот. Н. Извеков 1 Забелин. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII в. Издание 3-е. Москва. 1895 г. 1 стр. 2 К этим книгам составлен покойным Викторовым указатель, под заглавием: «Описание записных книг и бумаг московских старинных дворцовых приказов 1584–1725 г.», Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

назад Ректор Ленинградских духовных школ 26 декабря 1974 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и Священного Синода 28-летний архимандрит Кирилл был назначен ректором Ленинградских духовных школ . Он стал самым молодым ректором в истории академии. Официальное вступление в должность состоялось 12 января следующего года. На богослужении в Троицком соборе Александро-Невской лавры в присутствии ленинградского духовенства, преподавателей, учащихся духовных школ и многочисленных верующих митрополит Никодим , вручая новопоставленному ректору жезл, так определил задачи будущего ректорского служения архимандрита Кирилла: «Возглавление воспитания и формирования тех, которые будут благовестниками Евангелия, священниками Бога Вышнего и служителями Господа Иисуса Христа… развитие отечественной богословской науки, что является непременной обязанностью духовной академии, центра научной богословской мысли». Выполнить этот наказ в условиях постоянного противодействия со стороны советских властей, стремившихся к разрушению богословских образования и науки, было непросто. Молодой ректор дал новый импульс работе Библеистической группы, созданной в 1969 г. Ее задачей было возрождение отечественной библеистики «на основе методологических принципов, выработанных исследователями в конце XIX — начале XX в., и на базе организационных принципов работы над Библией, предложенных Святейшим Синодом в 1850-1860-е гг.». В 1975 г. группа опубликовала в «Богословских трудах» ряд важных архивных документов. В 1976/77 уч. г. ректор приступил к пересмотру учебных планов, чего не делалось в ЛДАиС более 20 лет. Это была длительная и сложная работа, призванная путем системных преобразований повысить уровень подготовки семинаристов и студентов академии, приучить их к самостоятельной научной работе. В учебный процесс были введены семинары, на которых студенты в докладах осмысливали лекционный материал, к курсам лекций были составлены обязательные для самостоятельной проработки учащимися библиографические перечни, одновременно повышались требования к дипломным и курсовым работам. Не все удавалось сделать сразу: журналы совета ЛДАиС свидетельствуют, что, например, самостоятельная работа над книгами из библиографических списков внедрялась под нажимом ректора в течение несколько лет, пока не стала нормой в учебном процессе. Еще одной задачей стала корректировка содержательного наполнения учебных курсов, чтобы сделать изучение богословских дисциплин более концентрированным и избежать повторения семинарских и академических предметов.

http://patriarch.patriarchia.ru/rektor-l...

Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: « βος κα πολιτεα το σου πατρς μν ντονου συηηραφε ς κα ποσταλες πρς τος ν ρη ξνη μονχους " 1 , обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний 2 , Росвейд 3 , основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив Антоний» 4 , полагают, что это жизнеописание было составлено прежде смерти Антония и до встречи его с Павлом Фивейским и смерти последнего (около 341 г.). Но что жизнеописание составлено Афанасием не в это время, а уже после смерти Антония, это открывается из самого предисловия к «жизни Антония». В этом предисловии говорится: «требовали вы у меня сведения о жизни Антония и пожелали знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни» 5 . Это показывает, что жизнеописание составлено после смерти Антония. Относительно же молчания автора о встрече Антония с Павлом нужно с одной стороны припомнить то, что жизнь св. Антония изложена не очень подробно, как это видно из предисловия к ней 6 , а с другой стороны этим молчанием автора «жизни Антония» заподозривается самый факт – встречи подвижников между собою, передаваемый Иеронимом 7 . Что касается свидетельства Иеронима о Маркелле, из которого выводят, будто она читала письменное житие Антония, то относительно этого замечают следующее: 8 Иероним не говорит, что Маркелла изучала жизнь Антония в письменном изложении, но указывает только, что она познакомилась с жизнью Антония и Пахомия чрез Афанасия, который был тогда в Риме и еще – при жизни Антония. А что подвиги Антония были известны в Риме еще при жизни этого отшельника, об этом свидетельствует сам Афанасий, говоря: «как в Испании, Галлии, в Риме и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе» 9 . Таким образом нужно признать, что «жизнь Антония» написана св. Афанасием по смерти отшельника; но в какое именно время – это с точностью указать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Глава IV. Государевы певчие дьяки К числу лиц, служивших если не при всех, то – при многих дворцовых церквах в XVII в., должно отнести государевых певчих дьяков, на обязанности которых лежало пение в церкви, в присутствии царя и членов его семьи в праздничные дни. Число таких дьяков невсегда было одинаково. Так, в 1584–1585 г. их было лишь 10 человек 1865 . При царе Михаиле Феодоровиче до 1628 г. певчих значилось не более 25 1866 . Но к концу XVII в., по мере усиления гармонического пения и увеличения числа придворных храмов, число певчих доходит уже до 70. По своим голосовым средствам певчие первоначально разделялись на станицы, которых в 1584–1585 г. было лишь 2, а в начале XVII в. и до 1628 г. 3 станицы и еще 10 «молодших певчих»,. которые в сем году образовали 4 и 5 станицу 1867 . Вероятно, уже в следующем году образовались 6 и 7 станицы, так как в 1630 г. певчие обеих этих станиц приходили славить к патриарху 1868 . Но, кроме этих 7 станиц иногда были еще прибылые дьяки, которые не значились в окладах; число их бывало от 7–10, и они были, так сказать, запасными, и, в случае открытия места в хоре, вступали в него уже по окладу. В каждой станице было обыкновенно по 5 человек, и лишь в редких случаях больше и меньше сего числа. Самыми почетными станицами были первая и вторая, которые по сему назывались большими станицами. Всякий молодой певчий, поступивпий в царский хор, обыкновенно зачислялся первоначально в низшие 7 или 6 станицу, и только впоследствии, по мере усмотрения его способностей и усердия, постепенно переходил в высшие станицы с соответственным увеличением его содержания. Для составления хора певчие набирались из разных мест, даже из Сибири. Так, в 1628 г. был принят в государевы певчие дьяки из Тобольска певчий архиепископа Киприана Самойло Сергеев. Во главе хора певчих стоял уставщик, выбиравшийся, обыкновенно, из певчих первой станицы, обладавший твердым голосом, большею частию баритоном, и имевший опытное знание церковного пения и всего порядка в церковном богослужении. Так, в 1644 г. в уставщики был пожалован певчий первой станицы Иван Семенов, а на его место был переведен из второй станицы в первую Иван Макаров 1869 . Под ведением и управлением уставщика находились все станицы государевых певчих. Как полный начальник хора, он обучал певчих нотному пению, в церкви предначинал пение, управлял им, наблюдая за соблюдением церковного устава, и вместе с тем смотрел за благочинным стоянием певчих в храме. Единственным повышением певчего дьяка первой станицы могло быть назначение в уставщики или крестовые дьяки 1870 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Глава VI. Меры правительства в Литовской епархии для борьбы с враждебным влиянием католицизма Внешние меры, принимавшиеся правительством в Литовской епархии для борьбы с враждебным влиянием римско-католицизма и полонизма на православное население, а именно: разбирательство прихожан между православным и римско-католическим духовенством, закон о смешанных браках и ограничение права строить и починять римско-католические храмы и часовни. Недостаточность сих мер. При том невысоком уровне, на котором находилось религиозно-нравственное состояние православного населения в Литовской епархии, благодаря указанным нами причинам, естественно было ожидать со стороны духовной и гражданской власти употребления тех или других мер, которые, с одной стороны, должны были парализовать враждебное влияние на православных латинства и полонизма, а с другой – способствовать утверждению их в истинах православия, дабы они сознательно представляли себе превосходство исповедуемой ими веры пред католическою. В настоящей главе мы коснемся только лишь одних внешних мер, какие были принимаемы правительством для ограждения православных прихожан от нежелательного влияния на них со стороны римско-католичества, и к числу коих прежде всего следует отнести разбирательство прихожан, предпринятое для более точного определения лиц, долженствовавших числиться в списках прихожан православных церквей и римско-католических костелов, и имевшее своею целью содействовать тому, чтобы эти прихожане знали только своих пастырей и не знали гласа чуждого пастыря, а последний не вторгался бы в чужое стадо, «прелазя инуде».  В основе сей меры лежал синодальный указ с Высочайшим повелением, состоявшийся в 1842 году, коим духовенству епархии предписывалось приступить к возвращению в православие из латинства некогда совращенных в него бывших униатов. 488 Митрополит Иосиф, по представлению которого и состоялся вышеозначенный синодальный указ, делу разбирательства прихожан придавал очень важное значение и потому, когда в 1841 году возникло было предположение у правительства оставить в латинстве всех давно совращенных униатов, он в составленной им записке по сему делу указывал на необходимость предоставить власти и усмотрению местных православных преосвященных оставлять в латинстве совратившихся униатов в том случае, если они найдут это удобным и полезным, по давности совращения, или же по другим причинам. Относительно же остальных совратившихся из унии в латинство, по мнению пр. Иосифа, следовало предписать вести дело о сем в присутственных местах на общем основании о совращенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Объяснительный словарь А Адамашка – сорт камки, которая, как видно из названия, привозилась первоначально в Европу из г. Дамаска 2095 . Аксамит – дорогая ткань, приготовлявшаяся в шесть ниток, от чего получила свое назваше «ξμιτος». Это была золотная или серебреная материя, плотная, ворсистая, похожая на бархат, с травами, разводами и узорами разных цветов, как парча, шитая золотыми и серебреными петлями. Аксамит добывался русскими преимущественно в Византии и по своей высокой ценности не был в большом употреблении 2096 . Алтабас – ткань на золотой или серебреной земле, с серебреными или золотными узорами 2097 . Алтын – монета XVII в., стоимостью в три копейки 2098 . Аспид – мрамор, преимущественно темного цвета. Работа «аспидом», т. е. под мрамор 2099 . Атлас – шелковая, глянцевитая, гладкая ткань. Атласы были: виницейские, т. е. привезенные из Венеции, кизыльбашеские, т. е. из Персии, турецкие и немецкие 2100 . Цвета атласа были: синий и серый – с изображениями, зеленый в цветах, с звериною охотою и с цветами по серебряному полю, а также – просто – белый, синий, желтый, серый, красный и коричневый 2101 . Архивольт – красивая резьба на сводах или лепная работа 2102 . Б Багрец – сорт сукна 2103 . Байберек – ткань из крученого шелка, гладкая, или с золотыми и серебряными узорами 2104 . Бакан – краска из кошенили 2105 . Барма – драгоценная, украшенная священными изображениями широкое оплечье, которое до времен Петра I возлагали на себя при венчании на царство и в других торжественных случаях русские государи 2106 . Бархат – шелковая, с лица ворсистая ткань 2107 . Басма – отсюда басемный – слово татарское, означающее оттиск, отпечаток. Басемными изображениями назывались кожаные, когда на них были оттиснуты изображения, слова или фигуры. Басемными также называли металлические оклады иконостасов с оттисками 2108 . Бахрома – снур или тесьма с обращенными в одну сторону мохрами из нитей или прядей, золотых, серебряных, шелковых и гарусных и пришивалась для украшения к краям одежд и уборов, с кружевом или без оного 2109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Глава IX. Состояние церковной проповеди в Литовской епархии Обучение прихожан молитвам в церкви. Вне богослужебные собеседования. Благочиннические и церковные библиотеки. Церковно-приходские и народные школы. Общества трезвости. Братства. Богадельни. После собственно церковного богослужения, служащего первым и главным средством религиозно-нравственного воспитания народа, очень важное значение в этом отношении имеет назидание народа пастырями, как в храме, так и вне оного, посредством живого слова истины, а также учреждение такого рода просветительных и благотворительных заведений, как библиотеки, школы, общества трезвости, братства и богадельни. Что касается до проповеднической деятельности духовенства, то св. Синод, сознавая важное значение проповеди для народа, всегда требовал от епархиальных преосвященных, чтобы они прилагали особенные заботы об усилении проповедничества в своих епархиях. В виду сего, св. Синод в скором же времени, после воссоединения униатов, предписал духовенству западных губерний читать, по возможности, в церквах в воскресные и праздничные дни проповеди на простом общепонятном языке, или изъяснять, в виде бесед, катехизис. Пр. Иосиф, в исполнение сего предписания св. Синода, со своей стороны, предложил духовенству Литовской епархии, чтобы менее опытные священники в отношении проповедничества, в случае какого-либо недоумения, обращались за советом и наставлением к своим собратьям, более сведущим в духовных науках и в знании простонародного языка, 633 а св. Синоду, по сему поводу, донес, что более точные и подробные наставления по настоящему предмету еще не могли быть даны духовенству от епархиального начальства, как по новости самого предмета, так и но разнообразию наречий и состава самого духовенства Литовской епархии. В тоже время Литовским епархиальным начальством предписано было всем благочинным иметь неослабное наблюдение за священниками в отношении преподавания ими в воскресные и праздничные дни катехизических поучений, с обязательством ежегодно, в декабре месяце, представлять сведения об успехах поучающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

полторы деньги, и штаны из сукна багрецу – цена 1 р. 30 алт. 2 деньги «за то, что его в походе медведь драл» оп. 287, л. 102 на об.). Сын протопопа Андрея занимал видную должность «стольника» как при царе Алексее Михайловиче, так и в последующие царствования. Даже сын ключаря Благовещенского собора Никиты, Иван Ключарев, занимал должность приказного в серебряной палате, а не состоял в клире (Г. 171, ст. 117). После своего определения на место или перевода с одного места на другое в дворцовом клире, каждый вновь назначенный, наравне с приходскими клириками, должен был взять у патриарха ставленную или перехожую грамоту и уплатить положенную за то пошлину. Из докладной выписки, представленной патриарху Иоакиму в 1675 г., видно, что при прежних патриархах, каждому определенному на то или другое место в приходских церквах определялось патриархом испытание, и уже только после оного, давалось благословение на занятие известного места 541 . Но едва ли может быть какое-либо сомнение относительно того, что лица, получившие свое назначение от самого царя в клир дворцовой церкви, не подвергались испытанию у патриарха. Допущение сего испытания, с одной стороны, было бы бесцельно, в виду уже состоявшегося указа царя об определении на место, а с другой стороны – и неблаговидно, так как подвергало бы контролю патриарха самый выбор царя. Что касается до размера пошлины за ставленную и перехожую грамоту, то она была довольно значительна. Со времени патриарха Филарета и до 1675 г. в патриаршей области, как видно из выписки из патриаршего казеного приказа, поданной в сем году патрарху Иоакиму, «попом и дьяконом в поставлении была многая волокита, и убытков становилось по 4 р. и больши» 542 . Патриарх Иоаким уменьшил пошлины со ставленников до 2 р. со священника и до 1 р. с диакона. Впрочем, иногда бралось и больше со ставленника. Так, в 1679 г. с новопоставленного к каменной, Григоря Кесарийской церкви, диакона Зиновия взято было в патриарший приказ два рубля с полтиною, которые были ему выданы из царской казны (Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Бирюза – драгоценный камень небесно-голубого цвета 2110 . Богомольцы – верховые нищие, старцы и старицы, жившие подле царских хором, в особом отделении дворца на полном содержании и попечении царя и весьма уважаемые им за благочестивую жизнь и древность лет 2111 . В Вода праздничная – освящавшаяся в храмовой праздник в известной церкви. Эту воду из дальних монастырей и церквей в восковых сосудах привозили для поднесения в дар царю и всему его дому, патриарху и государевым сановникам, вместе с храмовою иконою 2112 . Ворворка – шарик на снуре или тесьме над вотолкою (головкою). Кисти ворворки делались золотные, серебряные, шелковые, шерстяные, нитяные, часто жемчужные, иногда с камешками 2113 . Вошвы – лоскут или вырезок дорогой ткани, пришивавшейся для украшения к другой ткани. Как материей, так и цветом вошвы всегда были отличны от тех тканей, к которым пришивались 2114 . Вставни или ставни – особые станки глухие или со слюденными оконницами, обиваемые полстьми и сукном 2115 . Г Галун – тесьма или лента золотная, серебряная, мишурная, шелковая или гарусная – узорчатая, сотканная. Употреблялся для обшивки и украшения одежд и других предметов и заменял кружево 2116 . Гзымз – карниз 2117 . Гнездо – металлическая ямочка, в которую вставляется драгоценный камень или жемчужное зерно 2118 . Голубьо – лубок. Городы – 1) выемка в виде сплошных зубцов или полукругов на краях кружев; 2) в вышивании – такого же вида узоры 2119 . Гривенка – или цата – женское украшение, составленное из 10 монет 2120 . Гривна – денежный знак – 10 копеек 2121 . Гривна – шейное украшение, состоявшее из металлического кольца или обруча, большею частию с постененным утончением его к сходившимся на зади концам 2122 . Гривна была золотая, серебряная, медная, с гранями и витая жгутом или искусно сплетенная из проволок 2123 . Гумаюн – птица – Павлин. Гуноараба – смесь желтой краски с лаком, употребляемая для золочения. Д Двор: Аптекарский – с приказом ведал аптеку, докторов и лекарей иных государств и находившихся при них для учения русских около 210 человек. Помещался он вместе с аптекою подле двора государева в Кремле 2124 . Двор Казенный помещался между Благовещенским и Архангельским соборами и ведал царскую казну, домовую казну, дорогую посуду и материи 2125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010