25-е Св. Ап. и Евангелиста Марка Святого Апостола и Евангелиста Марка из лика 70 Апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом Еврей, от колена Левиина, из племени священнического, мать его – Мария жила в Иерусалиме; её посещал Ап. Пётр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник Ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и через него сделался известен Ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их Апостольском путешествии ( Деян.12:25,13:5,13 ). Когда Варнава отдельно от Ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:23 ). Евангелист же Марк был Еллин из Кирены, города в Пентаноле Ливийском. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан Ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ), конечно в том смысле, что Ап. Пётр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником Ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с Апостолом Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию Римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного Апостолом Петром об Иисусе Христе, написал через 10 лет по Вознесении Господа на Греческом языке святое Евангелие, «еже похвали Пётр и Церкви предаде». В Евангелии своём преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия. Из Рима посылаемый Апостолом Петром, св. Марк, взяв списанное им Евангелие, около 49 года по Р. X. перешёл для проповеди веры Христовой в Александрию, а вместо себя оставил в Риме ученика своего Гермогора, который рукоположен был в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простёр в западные области Африки Ливию, Мармарику, Киренаику или Пентаноль. Церковь Александрийская приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви, и доселе в Богослужении Египетских христиан – Коптов сохраняются некоторые молитвы, приписываемые Марку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Исцеление хромого апостолом Петром 59 . Апостолы перед старейшинами 60 . Смерть Анании и Сапфиры 61 . Исцеление Тавифы апостолом Петром 62 . Видение апостолом Петром плащаницы с животными 63 . Изведение из темницы апостола Петра 2 ярус 64 . Крещение евнуха апостолом Филиппом 65 . Симон-волхв предлагает деньги апостолам 66 . Обращение Савла 67 . Ослепление лжепророка 68 . Исцеление хромого апостолом Павлом 3 ярус 69 . Встреча народом апостолов Павла и Варнавы 70 . Встреча апостолов Павла и Силы с учеником Тимофеем 71 . Изгнание духа прорицания из служанки 72 . Апостолов Павла и Силу ведут в темницу 73 . Воскрешение юноши Евтихия 74 . Проповедь апостола Павла в доме в Троаде. Исцеление отца начальника острова Публия 75 . Изведение из темницы апостолов Павла и Силы 4 ярус 76 . Чудо на море около острова Мелита 77 . Исцеление отца начальника острова Публия 78 . Деисус 79 . Притча о книжнике, подобном хозяину, выносящему свои богатства из сокровищницы 80 . Притча о сучке и бревне 81 . Притча о мытаре и фарисее Алтарь 82 . Распятие (лопасть свода) 83 . Группа святых – патронов заказчика церкви и его семьи (арка алтаря) 84 . Новозаветная Троица (арка алтаря) 85 . Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (свод) 86 . Таинства – семь медальонов (конха апсиды) 87 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст (свод) 88 . Святители (свод) 89 . Христос «Великий Архиерей» и «Царь царей». Богоматерь крылатая, Иоанн Предтеча крылатый. Агнец (откосы и арка центрального окна) 90 . Евхаристический агнец (жертвенник, откос и арка левого окна) 91 . Христос «Благое молчание», архидьякон Стефан и Лаврентий (дьяконник, откосы и арка правого окна) 92 . Апостольская церковь (западная стена алтаря) 93 . Недреманное око ( над северной дверью) 94 . Деисус (19 в.) (над южной дверью) Южный придел 95 . Явление ангела пророку Ездре (южная лопасть свода) 96 . Христос Эммануил, раздающий венцы праведникам (западная и северная лопасти свода) Южная стена 97 . Архидьякон Стефан, побиваемый камнями Западная стена 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

40. Александр Евгеньевич, Выборг: Удивительно, как Вам удалось снять такой хороший во всех отношениях фильм на такую трудную тему?! Надо полагать не без помощи Божьей. В Церкви бытовало мнение, что снимать житийные фильмы, не важно художественные или про реальных святых, — нельзя, так как актеры все равно не смогут сыграть, а режиссеры поставить. Теперь можно с уверенностью сказать, что это не так. Нет ли у Вас планов продолжить работы в этом жанре, например снять фильм про о.Иоанна Кронштадтского? Павел Лунгин: Петр Мамонов не совсем играл эту роль. Природа его актерского таланта такая, что он всегда остается Петром Мамоновым. В его жизни есть много аналогий. Про Иоанна Кронштадтского с Петром Мамоновым в главной роли я, признаться, думал. И скажу даже вещь более кощунственную, думал про Ивана Грозного с тем же Петром Мамоновым в главной роли. 41. Наталья, Санкт-Петербург: Павел, скажите, а ваш герой — он умный или духовный? Он сам-то понимал, что делает? Или это такой дар, творить чудеса и видеть время, и вы о том кино и снимали? Павел Лунгин: Мне кажется, что он и не умный и не духовный. Он блаженный. В том смысле, что он такой обнаженный нерв, который подключается к боли этого мира. Его всеведение — это реакция на боль тех людей, которые к нему приходят. Как например, в эпизоде со вдовой в исполнении Нины Усатовой. Пока он ее не увидел, он не подозревал ни что у нее есть муж, ни что он жив. Мне кажется, это знание просыпается мгновенно. Хочу обратить ваше внимание на то, что, как правило, когда чудо происходит, то миряне, просящие о чуде, всегда недовольны. Скорее бытовой мир не терпит чуда. Потому что или чудо, или дом, быт, скот, который надо кормить, и так далее. Дмитрий Соболев: Мне кажется, что когда человек что-то просит у Бога, а он часто бывает не прав, потому что Господь лучше понимает, что нужно человеку в данный момент. Поэтому есть такое изречение: «Святой Дух дышит, где хочет». Поэтому воля Господня проявляется в совершенно неожиданных для нас формах. Господь для нас непостижим.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204049...

При страшных обстоятельствах последнего дня земной жизни Господа, любовь к Нему ап. Иоанна победила его слабость и страх. Он был в доме первосвященника и здесь видел унижение и мучения Христа и осуждение Его на смерть; а когда распяли Господа, он стоял при кресте Его, причём Господь поручил его попечению Свою Матерь и назвал его вместо Себя сыном её. Вероятно, он находился при кресте и в последние минуты жизни Господа и видел последние страшные происшествия. В книге Деяний Апостольских о нём рассказывается сравнительно мало. Первый раз он упоминается в обществе верующих, собравшихся в иерусалимской горнице для молитвы ( Деян. 1:13 ). Потом рассказывается, как они с ап. Петром, по исцелению хромого и после проповеди о Христе, были взяты под стражу, а наутро отвечали пред синедрионом, что они должны повиноваться больше Богу, чем людям; далее рассказывается, как в другой раз он вместе с прочими апостолами был заключён в тюрьму, терпел за Господа позор и бичевание. После этого вместе с ап. Петром он путешествовал в Самарию для низведения Св. Духа на обратившихся там ко Христу ( Деян. 3 гл., 4 гл., 5 гл., 8 гл.). Принимая участие вместе с ап. Петром и прочими апостолами в деле проповеди о Христе и созидании Церкви Его, он вместе с сим жил и попечением о Матери Господа и благочестивыми размышлениями. Святые апостолы Иаков, брат Господа, ап. Пётр и ап. Иоанн, живя в Иерусалиме, были представителями иудео-христианства, но, как рассказывает ап. Павел, во время пребывания его в Иерусалиме и он вместе с другими столпами Церкви также подал ему руку общения и признал его миссию к язычникам. ( Гал. 2:9 ). Предание о деятельности ап. Иоанна очень обширно, но в нём трудно выбрать достоверное. Несомненно, что после смерти его брата Иакова в 44 г., и затем смерти Богоматери, с началом иудейской войны (66-го года) он из Иерусалима удалился в Малую Азию, избрал главным пунктом своей жизни и проповеднической деятельности один из важнейших городов иудейского рассеяния Ефес; затем в царствование Нерона или Домициана, за свидетельство об Иисусе был сослан (или сам удалился) на остров Патмос, где написал свой Апокалипсис; затем опять возвратился в г. Ефес и здесь уже в глубокой старости в конце 1-го века написал Евангелие и послания. 2. Содержание послания Во введении к посланию (1:1–4) апостол указывает содержание его и цель. Исходя из понятия о христианском состоянии, как общении христиан во Христе с Богом Отцом, ап. Иоанн излагает в своём послании учение об этом Богообщении с той целью, чтобы споспешествовать христианам – это Богообщение обнаруживать в святой жизни и делать его более и более совершенным, в противоположность заблуждению, при котором с презрением к святости жизни христианство ограничивалось только чистым знанием, и чтобы его радость о пребывании христиан в общении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом была совершенной (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

IV. Твердость святого Павла в учении о свободе от закона, обнаруженная в отношении Апостола Петра, когда тот некстати оказал снисхождение иудействующим христианам ( 2 : 11 – 21 ) Лжебратия внушали галатам, что святой Павел сам не стоек в своих убеждениях и действиях, у вас учит, что нет нужды держаться закона, а в других местах, между иудеями, блюдет закон и других подчиняет закону. Так он обрезал сам ученика своего Тимофея. Какой же он Апостол? Против этого святой Павел рассказывает им, как он поступил со святым Апостолом Петром, когда тот своим поведением в Антиохии послужил соблазном для братьев, не согласно с благом Церкви и успехами Евангелия. Смысл этого сказания такой точно – между иудеями я бываю как иудей, и на других, действующих так смотрю снисходительно, но только дотоле, пока это служит ко спасению многих и тем созидается вера Когда же из этого выходит что-либо вредное для веры и Церкви, тогда я восстаю против этого со всею силой, несмотря ни на какое лицо. Рассказав о своем столкновении с Апостолом Петром (2:11–14), святой Павел излагает свою речь о спасении в Господе Иисусе Христе, с совершенным отрешением от всех дел закона, с которою он обратился к Апостолу Петру в присутствии иудеев и эллинов (2:15–21). Эта речь служит темой для подробного раскрытия ее в следующей части послания. А). О столкновении с Апостолом Петром ( 2:11–14) Святой Апостол Петр, придя после Иерусалимского Собора в Антиохию (где были святые Павел и Варнава), как Апостол по преимуществу обрезанных – иудеев, из ревности к успехам своей проповеди между ними, своим поведением внес соблазн в Антиохийскую Церковь , состоящую, главным образом, из необрезанных. Святой Павел, заметив это, объяснил святому Петру и Церкви, что так делать не следует. Святой Петр молчанием своим согласился с этим. 2:11. Возвратившись с Иерусалимского Собора в Антиохию, святые Павел и Варнава в последний раз учили вместе Церковь Антиохийскую, потому что вскоре они разлучились и уже не видно, чтобы они были вместе в Антиохии. В это время в Антиохию пришел святой Апостол Петр. Но он, как уже замечено раньше и будет видно позднее, своим образом действований подвергался нареканию, жалобам, порицанию (в слав. стах яко зазорен) между братий. Тогда святой Павел противостал ему, перед всею Церковью лично высказал свое мнение о его поведении. Что же зазорного сделал святой Петр?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

1. Петр — «корифей» апостольского лика; он первый ученик Христа и всегда говорит от имени всех. Правда, другие апостолы — Иоанн, Иаков, Павел — также называются «корифеями» и «первоверховными», но один Петр является «церковным камнем». Его первенство носит, таким образом, не только личный характер, основанный на его собственных достоинствах, но оно имеет экклезиологическое значение. 2. Слова Христа на пути в Кесарию Филиппову — «на сем камне созижду Церковь Мою» — связаны с исповеданием Петра. Поэтому для Фотия, как и для всех отцов Церкви, западных и восточных, не составляет существенной разницы сказать «Церковь основана на Петре» или сказать «она основана на исповедании Петра». Церковь существует в истории, потому что человек имеет веру в Христа как Сына Божия: без этой веры не может быть Церкви. Петр, первый исповедавший эту веру, ставший «богословов начальником», как мы поем в Церкви, получил мессианское звание «Камня», то есть воспринял на себя звание, принадлежащее, на библейском языке, самому Мессии, Новому Адаму. Но поскольку это звание связано с верою, человек может его лишиться: это случилось и с Петром, и ему нужно было пройти через слезы покаяния, чтобы быть восстановленным в своем звании. 3. Византийские авторы рассматривают слова Христа, обращенные к Петру (Мф.16:18), как имеющие окончательное и вечное значение. Петр — смертный человек, но Церковь — неодолима вратами ада: она пребывает вечно и всегда основана на Петре. Петр утверждает верных братьев «до скончания века», пишет Феофилакт. «Господь дает ключи Петру, — читаем мы у Феофана Керамевса, — и всем тем, кто ему подобен, чтобы дверь Небесного Царства оставалась закрыта перед еретиками и была легко проходима верными». Феофан отражает здесь древнюю патристическую традицию, восходящую к Оригену, на основании которой слова Господа о ключах вовсе не говорят о какой–то «власти ключей», позволяющей Петру открывать царство другим людям, а о возможности ему самому войти в Царство, то есть спастись верой. Таким образом, все спасенные верой во Христа также получают ключи Царства, чтобы войти в Него. Во всей патристике только у Оригена мы находим подробное объяснение слов Спасителя и ясное учение о преемстве Петра: «Если и мы говорим, — пишет Ориген, — Ты — Христос, Сын Бога Живого… то и мы становимся Петром (ginometha Petros)… ибо всякий, уподобляющийся Христу, становится Камнем (Petros). Разве одному Петру дает Христос ключи небесного Царства, и ни один другой блаженный муж не получает их?» Для Оригена «стать Петром» — значит спастись через уподобление Христу, ибо Христос есть Камень.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

1135 Св. Ириней, епископ Лионский, писатель II века, говорит, что величайшая и древнейшая и всем известная Римская церковь основана и устроена преславными апостолами Петром и Павлом: «Maximae, et antiquissimae, et omnibus cognitae, a gloriosissimis duobus apostolis Petro et Paulo Romae fundatae et constitutae ecclesiae, eam quam habet ab Apostolis traditionem et cet…» [«Величайшая, древнейшая и всем известная церковь , основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом… так как в ней апостольское предание…»] (Св. Ириней Лионский . Против ересей. 3, 3). В «Постановлениях Апостольских» говорится: «Первый епископ Римской церкви Лин рукоположен Павлом, а второй, по смерти Лина, Климент, – мною, Петром» («Апостольские постановления» 7, 46). 1136 «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими, понеже и Римскому епископу сие обычно [то есть иметь под ведением своим ближайшие Западные церкви]. Подобно в Антиохии и в иных областях да сохраняются преимущества Церкви…» (правило 6-е I Вселенского Собора). 1141 См.: Там же. Ср. письмо к Афанасию Александрийскому , где св. Василий просит св. Афанасия «подать ему [то есть Дамасу] мысль, чтобы, избрав людей, которые кротостью и постоянством нрава могли бы привести в разум совратившихся у нас…» 1145 См.: Письма 66 и 69. Общей всех главою (σπερ επ κορυφν τν ολων). Афанасий Великий называется в 69-м письме (Свт. Василий Великий . Письмо 69//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 562). В греческом подлиннике в обоих случаях употреблено слово κορυφαος, значение которого («главный», «старший», «начальник», «предводитель», «вождь») указывает на старшинство Александрийского и Римского епископов в ряду других епископов, занимающих менее важные и влиятельные кафедры. Наименование «главы», сверх того, прилагается у Василия Великого к частным лицам, пользовавшимся его уважением, например к Терентию Комиту (письмо 99) и к другим епископам – Евсевию, епископу Самосатскому (письмо 198), Иннокентию и др. Правда, в греческом подлиннике при этом в письме к Терентию и Евсевию делается различие в названии: «τιμιωττη μοι κεφαλ» (а не «κορυφαον»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Если же преп. Сергий не был формально причтен к лику святых непосредственно вслед за открытием его мощей, то, естественно, возникает вопрос, когда же это случилось и как? На первую половину вопроса, хотя и предположительно, можно еще ответить; на вторую же половину вопроса, – о том, как он причислен: собором ли русских архипастырей, или одним только митрополитом, за неимением данных, ответить положительно невозможно. То великое уважение, каким преп. Сергий пользовался при жизни и после своей блаженной кончины, его великое значение для северного монашества и, наконец, чудеса, совершавшиеся от его мощей, – все это не позволяет нам слишком далеко относить начало всеобщего почитания его. Правда, известно, что празднование преп. Сергию в Новгороде началось не ранее конца XV в. 237 ; но это, как увидим ниже, условливалось особенными причинами, вследствие которых почитание святых за весь этот приод отличалось преимущественно местным характером. Вообще же начало всеобщего празднования преп. Сергию нельзя относить далее конца первой половины XV века, когда имя его, как святого и чудотворца, начинает нам встречаться в святцах, в официальных актах и других памятниках наравне с ранее уже признанными святыми: Петром и Алексеем, митрополитами Московскими, Леонтием, еп. Ростовским, и др., а главное приблизительно в это же время явились житие и служба ему. В первый раз мы встречаем имя Сергия, как уже прославленного святого, наравне с митрополитами Московскими Петром, Алексием и епископом Ростовским Леонтием, в летописи под 6956 (1448) годом и в послании митрополита Ионы того же года. В летописи под этим годом рассказывается о походе в.к. Василия на Шемяку. Последний, убоявшись, стал просить у вел. князя мира «и крест на том целовал и грамоты проклятыя на себя дал», в которых на ряду с чудотворцами – Петром, Алексием и Леонтием – поминает и Сергия, игумена, чудотворца 238 . Митрополит Иона в своем послании 1448 года причисляет преп. Сергия к числу великих чудотворцев наравне с преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Останавливаясь в крестьянских избах, преподобный не дозволял готовить для него особой пищи, довольствуясь тем, что находил в доме; когда однажды ученик его, думая угодить ему, сам изготовил для него пищу в чужом доме, как бы от лица хозяина, то преподобный укорил его, обличив его неправду и человекоугодливость. После долгих лет подвижнической жизни, проведенных в посте, молитве и непрестанных трудах, преп. Арсений почувствовал изнеможение телесных сил своих и близкую кончину. Он собрал братию, завещал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов и, с теплою молитвою приобщившись св. Тайн, предал душу свою Богу 24 августа 1550 года. Иноки с плачем похоронили своего любимого наставника близ алтаря построенной им церкви Богоматери. Впоследствии мощи его источали многие исцеления. Спустя сто лет после кончины пр. Арсения, игуменом Иоасафом была сооружена каменная церковь , с приделами во имя пр. Сергия и самого пр. Арсения, где под спудом почивают его мощи. (Пролог. Ист. Росс. иер. т. 3, стр. 279–297. Ист. слов. о свв. стр. 43. Русс. свв. Филарета, арх. черн. Жит. свв. Муравьева). Петровские иконы Божией Матери Петровскою называется икона Богоматери, написанная св. Петром, митрополитом всероссийским. Хотя св. Петром, по древним сказаниям, написаны две иконы Богоматери – Владимирская, находящаяся в Владимирском соборе, и Успения, находящаяся в Московском Успенском соборе, однако под именем Петровской преимущественно разумеется последняя, написанная св. Петром в то время, когда он был игуменом Ратского монастыря на Волыни. Об этой иконе известно следующее: митрополиту Максиму, занимавшему в то время престол первосвятителя всей России, случилось проходить из Владимира Русскую землю. На пути к нему пришел игумен Петр с своею братиею принять от него благословение и принес образ Божией Матери, который сам написал. Благословив его, митрополит с радостью принял образ Пречистой Богородицы, украсил его золотом и дорогими каменьями и до конца жизни благоговейно хранил у себя в кельи, молясь пред ним днем и ночью о соблюдении вверенной ему паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э!» Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем. – А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?» Дас. А вот он-то и есть этот чиновник. Городничий. Кто, какой чиновник? Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получить нотицию, – ревизор. Городничий (в страхе). Что вы, Господь с вами! это не он. Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов. Бобчинский. Он, он, ей-богу он… Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, – больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка… да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом. Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет? Добчинский. В пятом номере, под лестницей. Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались проезжие офицеры. Городничий. И давно он здесь? Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина. Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! за голову.) Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? – ехать парадом в гостиницу. Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»… Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось Бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек? Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим. Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей. Эй, Свистунов!

http://azbyka.ru/fiction/revizor-nikolaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010