– Сургут, заложен воеводой Фёдором Барятинским по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1595 г. – Обдорск (ныне Салехард) заложен казаками по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1604 г. – Томск, заложен казачьим головой Гаврилой Писемским и стрелецким головой Василием Тырковым по наказу царя Бориса Годунова; 1618 г. – Кузнецк (ныне Новокузнецк), заложен казаками по наказу царя Михаила Федоровича; 1619 г. – Енисейск, заложен отрядами казаков Петра Алыбачева и стрельцов Черкаса Рукина; 1626 г. – Братск, заложен отрядом казаков Максима Перфильева. В память о нём остались сёла Масимовщина и Максимиха под Иркутском и мыс Максимин на Байкале; 1628 г. – Красноярск, заложен енисейскими казаками; 1632 г. – Якутск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1634 г. – Вилюйск, заложен отрядом казаков Посника Иванова; 1638 г. – Верхоянск, заложен как казачье зимовье отрядом Посника Иванова; 1644 г. – Нижнеколымск, заложен атаманом Михаилом Стадухиным; 1647 г. – Охотск, заложен атаманом Семеном Шелковниковым; 1648 г. – Нижнеудинск, заложен атаманом Елисеем Тюменцевым; 1653 г. – Чита, заложена сотником Петром Бекетоваым; 1653 г. – Нерчинск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1661 г. – Иркутск, заложен отрядом казаков Якова Похабова; 1666 г. – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), заложен казаками как зимовье; 1667 г. – Дудинка, заложена казаками как зимовье. Землепроходцы делали «государево дело» – расширяли территорию государства, приводили в русское подданство многочисленные племена и народности Сибири, собирали с аборигенов и отправляли в Москву дань «мягкой рухлядью» – пушниной (которая тогда составляла до трети доходов государственного бюджета). Но не только это. Они собрали на территории площадью 13 млн. кв. км (!) метеорологические, гидрологические, биологические, этнографические и весьма точные географические сведения, которые более 100 лет служили основой для географических карт. Они сыграли громадную роль в зарождении и развития хлебопашества, огородничества и бортничества в Сибири, в разведке и разработке полезных ископаемых, в зарождении дерево- и металлообработки.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

«Посмотри, куда идет молитва (говорит блаженный Феофилакт), на высшее небо и становится пред престолом царским. Обрати внимание и на Ангела: он сначала возвышает и возносит мысли Корнилия к высшему, потом уже говорит: и ныне посли в Иоппию. Так как истинное Око и великий Судия знает, что и великие дела без веры мертвы, то Он и посылает Ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верою те, которые хорошо подвизаются. Корнилий видит Ангела для восполнения (веры) Петра, или лучше, не для него, но для других, более слабых (в вере)». Бог, так сказать, вспомнил о Корнилии, как человеке могущем теперь получить воздаяние за свои подвиги, молитвы и милостыни, а вместе и послужить делу спасения многих о Христе Иисусе. И вот, по повелению Божию, явился ему Ангел, который его укрепил и указал ему, что он должен делать дальше, чтобы спастись ему, домашним его, а через них и многим другим. 279 Повеление Корнилию послать за Апостолом Петром в Иоппию с подробным указанием его местопребывания показывает незнакомство Корнилия ни с Петром, ни с Симоном кожевником. Знаменательно вообще и то, что дается поручение послать за Апостолом Петром, чтобы движение это шло своею стезею, как бы особливым потоком чистой воды которой мало было вне колодцев, вырытых Авраамом, Иаковом и другими праотцами Израиля. Примечание. Конец 6-го стиха в принятом тексте Греческом, читается так: «οτος λαλσει σο τ σε δε ποισν» (т.е. он скажет тебе, что делать). Преосвящ. Амфилохий, в издании Карпинского Апостола XIII–XIV века, говорит, что слова: иже речет... (до) твой выписаны из Апостола XV века которых нет здесь и у святителя Алексия, в разночтениях (же) Рейнекция есть (см. стр.29). Этот другой пример особенной полноты Славянского общепринятого текста показывает, что оригиналом для него был Греческий текст, наиболее полный и потому будто бы наиболее совершенный. Однако, более полное чтение в 39-м стихе 8-й главы святителем Алексием было принято, а сие нет. Посему можно сказать, что полнота сего текста не равнозначна в своем достоинстве, сравнительно с тою, которая находится в 39-м стихе 8-й главы, где эта полнота вносит существенное содержание в обстоятельства рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Советует обратиться к Финляндскому Прокурору и хлопотать об образовании общины со своим епископом» 656 . Текст самого особого письма, однако, приведен не был, из чего следует, что, если оно и было, то имело частный характер. Выступать же с официальными актами митрополит Петр не спешил. Большое количество проблем осталось Местоблюстителю в наследство от первой половины 1920-х гг. М. Е. Губониным весьма обстоятельно рассмотрена сложная ситуация в Белоруссии: конфликт между Преосвященными Тихоном (Шараповым) и Никоном (Дегтяренко), с одной стороны, и Мелхиседеком (Паевским), – с другой 657 . Как мог, Патриарший Местоблюститель стремился разрешить возникшее между ними противоречие. Сколь трудно это было сделать, видно, хотя бы из того, что на подготовленном для отправления Преосвященному Мелхиседеку определении от 5 октября 1925 г. (приводится полностью М. Е. Губониным 658 ), митрополитом Петром была наложена резолюция: «Не посылать» 659 . Особенно неприятно обернулось дело с епископом Никоном, который ушел, было, на покой с Могилевской кафедры, но вскоре начал пытаться на ней восстановиться. Патриарший Местоблюститель этим попыткам епископа Никона сочувствия не проявил, тогда тот стал искать поддержки у архиереев. На допросе 19 ноября 1925 г. епископ Никон дал следующие показания на этот счет: «Вследствие притеснения меня митрополитом Петром, который, как я узнал через одну женщину, а потом от еп[ископа] Бориса, отказывался служить со мной, а в ц[еркви] Георгия на Грузинах мне прямо сказано, что я – “нежелателен», – я решил ходить с подписным листом (копией прошения) по епископам. В прошении было указано, что я хотел бы быть опять Могилевским епископом. С этим листом я пошел к епископам Николаю Елецкому, Николаю Тульскому, митрополиту Серафиму Чичагову . Никого из них дома не застал. От Чичагова пошел к еп[ископу] Борису на квартиру и ему рассказывал о своих неудачах, о том, что я, вероятно, не буду поддержан влиятельными епископами, потому что они заодно с митрополитом Петром» 660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Этот protos, тем не менее, не означает единственный. Protos это «первый» среди остальных, но не arche, «сверх», так как «сверх» может быть только Христос. Другие апостолы – и пророки, многозначительно добавляет Павел – вместе с Петром составляют «фундамент» Церкви, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:20 ). Они также получают власть связывать и решать, что означает, в соответствии со смыслом этих слов у иудеев того времени, власть реинтегрировать (т. е. вновь принимать) в общину ( Ин. 10:23 ). Среди первенствующих оказывается и Иаков, брат Иоанна, первый апостол-мученик ( Деян. 12:2 ). Первый protos не заменяет собою остальных. На соборе в Иерусалиме его мнение имело вес, но не было решающим. Иаков, «апостолы, старейшины и братья» (15, 23) играют свою роль, вместе с Петром образуют общность. Таким образом, Петр «первый», он призван «утвердить» своих братьев, но не он устанавливает и подтверждает их апостольство: это исходит непосредственно от Христа, как-то показывает призвание Павла, признанное, но не совершаемое Петром. Также и судьба Иоанна оказывается вне его ведения: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, – говорит ему Иисус, – что тебе до того?» ( Ин. 20:22 ). Три высказывания Христа определяют роль Петра: «Ты Петр и на этом камне я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ); «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк. 22:32 ); «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?.. паси агнцев Моих» ( Ин. 21:15 ). Однако, в первую очередь следует подчеркнуть, что все три высказывания предполагают контекст воскресения и евхаристии. В соответствии с древней традицией именно евхаристия является основанием церковности местной общины, ее принадлежности к целому. Во-вторых, необходимо отметить, что после двух из этих высказываний почти что сразу же следуют достаточно жесткие предостережения. Когда Иисус в Мф. 16 , обращаясь к Петру, говорит о его исповедании, как о камне, на котором Он воздвигнет Свою Церковь , Петр отказывается принять провозглашаемого им Мессию, как Отрока скорбей. Иисус бросает ему: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (16, 23). Также, когда в Лк. 22 Иисус говорит Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», и тот, горячо заявляя, что готов разделить судьбу учителя, слышит в ответ: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» ( Лк. 22:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Хронологические указания, приводимые агиографом, позволяют заключить, что П. пострадал в сер. или во 2-й пол. янв. Год мученичества зависит от идентификации халифа Валида. По мнению К. Кекелидзе , речь идет о Валиде II (743-744), по мнению Петерса и большинства последующих исследователей,- о Валиде I (705-715), сын к-рого Умар был наместником в Заиорданье и который скончался в мон-ре Дайр-Мурран, расположенном на склоне горы Касиюн, в февр. 715 г. ( Peeters. 1939. P. 307-308). При этом прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» (нач. IX в.) упоминает 2 мучеников по имени Петр, пострадавших при Валиде II: митрополита Дамаска (см. Петр II , сщмч., еп. Дамаска) и хартулария, отвечавшего за сбор государственных налогов в Маюме (PMBZ, N 6000), к-рый, исходя из сообщаемых прп. Феофаном деталей, может быть отождествлен с П. В таком случае прп. Феофан мог ошибочно отнести его кончину ко времени правления одноименного халифа, при к-ром пострадал др. мученик по имени Петр. Петерс считал идентификацию П. как хартулария тоже ошибкой, произошедшей, возможно, из-за неверной интерпретации топонима «Капитолиада» при переводе сир. текста Мученичества на греч. язык ( Peeters. 1939. P. 322-323). По мнению Р. Хойленда, напротив, прп. Феофан сохранил оригинальные сведения о социальном статусе П., а в Мученичестве агиограф изобразил святого священником и монахом, либо спутав его с Петром Дамасским, либо сознательно избегая говорить о его службе у мусульман ( Hoyland. 1997. P. 360). Появившийся в сообщении прп. Феофана топоним Маюма, как предположил Петерс, может быть отнесен к мон-рю Дайр-Мимас (Маймас; арабизированный вариант названия Маюмы) близ Хомса (Эмесы), если принять как свидетельство рассказ мусульм. географа Якута (ум. в 1229) о попытке сжечь мощи почитавшегося здесь безымянного мученика. Согласно предположению Хойленда, Маюма - это искаженное имя Каюма, фигурирующее в Мученичестве, причем изначально это могло быть имя начальника, в подчинении к-рого находился П. на гос. службе, либо же этот топоним мог возникнуть в тексте «Хронографии» из-за смешения П. с Петром Ивером , епископом одноименного города в Палестине (Ibid. P. 355 (not. 69), 360). По мнению Петерса, именно из-за ошибочного отождествления с Петром Ивером П. мог получить в нек-рых источниках сан епископа ( Peeters. 1939. P. 328).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

«Я возлюбленный, любимый Господом, постановляю» 807 (содержание)... «Я Филипп, постановляю» 808 (содержание)... «Я Варфоломей, постановляю» 809 (содержание)... «Я Фома, постановляю» 810 (содержание)... «Я Матфей тот же, что и Левий, некогда мытарь, постановляю» 811 (содержание)... «Иаков Алфеев и я постановляю» 812 (содержание)... «И я Леввей, прозванный Фаддей, постановляю» 813 (содержание)... «Симон Кананит и я постановляю» 814 (содержание)… «Я Матфей, постановляю» 815 (содержание)... «И я Павел, меньший из апостолов, постановляю» 816 (содержание)... «И я Иаков, брат по плоти Христа, раб Его, как Бога единородного, епископ самим Господом и апостолами в Иерусалиме рукоположенный, говорю» 817 (содержание)... Приписывая каждое из этих постановлений одному какому-либо апостолу, все вместе, в то же время, составитель приписывает всем апостолам, вставляя в некоторые из этих постановлений такие выражения от лица всех апостолов: «мы говорим 818 , как мы выше сказали 819 ... Как мы в предшествовавшем постановили 820 ... Мы запрещаем 821 ... Итак, первый я говорю, Петр, как в предшествовавшем все мы постановили» 822 , – и заключая все постановления подтверждением от лица всех апостолов: «это сообща все завещаваем» 823 . Отсюда видно, что все постановления даются апостолами соборно, каждым из апостолов одинаково, Петром только, как первым из них: хотя и его постановления подтверждаются согласием прочих апостолов, равно как постановления и каждого другого из апостолов подтверждается согласием всех. «О рукоположенных нами епископах при жизни нашей», говорит составитель от лица дванадесяти апостолов 828 , «мы извещаем вас, что они суть следующие: (епископ) Иерусалима – Иаков, Господень брат, по кончине которого второй – Симеон Клеопов, после которого третий Иуда Иаковлев; a Кесарии Палестинской – прежде Закхей, некогда мытарь, после которого Корнилий, и третий Феофил: а Антиохии – Еводий, мной Петром (рукоположенный), Игнатий же Павлом; а у Александрийцев – Анниан первый Марком евангелистом рукоположен, второй же Авиллий – Лукой, также евангелистом; а римской церкви Лин Клавдиев первый – Павлом, Климент же, по смерти Лина, мной Петром второй рукоположен; а ефесской Тимофей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Цель этого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазииских христиан, на что указывал сам апостол Петр: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Пет. 5:12). Местом первого послания указывается Вавилон (см. 1 Пет. 5:13). В истории христианской Церкви известна Церковь Вавилонская в Египте, где, вероятно, Петр и написал свое послание (также существует распространенное толкование, что под Вавилоном подразумевается Рим). В это время с ним находились Силуан и Марк, оставившие апостола Павла после его отправления на суд в Рим. Поэтому дата первого послания определяется между 62 и 64 годами по Р.Х.    Стиль послания и отдельные выражения напоминают нам Евангелие от Иоанна, и уже древнее предание считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника от первого брака. Таким образом, он приходился, по представлениям окружающих, племянником Господа. Старший брат его Иаков был тоже в числе 12 апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — Воанергес (Мк. 3:17). Повинуясь призыву Господа (см. Мф. 4:21; Лк. 5:10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных Его учеников вместе с Петром и Иаковом (см. Мк. 5:37; Мф. 17:1; Мф. 26:37). Господь удостоил Иоанна особенной любви: Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечере, а при Кресте Спаситель усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (см. Ин. 13:23-25; Ин. 19:26). Сам Иоанн, не называя себя, говорит о себе, как об ученике которого любил Иисус (см. Ин. 19:26). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого Креста. По преданию, после Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа евангелист Иоанн в течение 15 лет не оставлял Иерусалима до блаженного успения Божией Матери. Он с Петром и Иаковом принимал деятельное участие в устройстве Иерусалимской Церкви и вместе с ними считался одним из ее столпов (см. Гал. 2:9). Для низведения на крещенных самарян Святого Духа Иоанн отправился к ним вместе с Петром (см. Деян. 8:14). Позже он направился с проповедью в провинции Малой Азии и обосновался в Ефесе, откуда управлял всеми Церквами Малой Азии. Из Ефеса он был сослан на остров Патмос, при императоре Домициане, после того как чудесно сохранил жизнь, будучи ввергнут в котел с кипящим маслом. В ссылке он написал свой Апокалипсис — Откровение. Позже он возвратился в Ефес и в конце I века написал свое Евангелие и три Соборных послания. Он оставался девственником и умер несколько загадочной смертью в начале II века в городе Ефесе. Не называя себя в послании, Иоанн говорит о себе, как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа (см. 1 Ин. 1:1-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

К ней, как к прежнему своему промыслу, теперь возвратились ученики с Петром во главе. Все события, с этим связанные, имеют характер описательно-аллегорический, – и прежде всего, своеобразное первенство Петра среди учеников, проявляемое на этот раз в рыболовном промысле: «иду ловить рыбу», а ученики ответствуют: «идем и мы с тобою». Далее следует таинственное появление Иисуса на берегу, и после ночной неудачи в рыбной ловле чудесный улов с особо указанным мистическим числом пойманных рыб – 153, и трапеза со Христом после ловли, сопровождаемая беседой с Петром во время ее. Мы остановимся лишь на этой беседе, которая звучит некиим таинственным аккордом, завершающим «духовное» евангелие. На первом плане здесь стоит троекратное вопрошание Петра о верности его в любви к Учителю. Вне всякого сомнения, оно содержит торжественное свидетельство о прощении Петру троекратного его отречения от Христа, с восстановлением его во апостольстве. Есть достаточное основание думать, что такое прощение распространяется и на всех апостолов, поскольку все они, вслед за Петром, ( Мф. 26:35 ) сначала выражали уверения в верности Христу, а после того с ним вместе бежали (26:56). Тот же Петр ранее исповедовал и веру во Христа на пути в Кесарию Филиппову, от лица всех апостолов, и конечно теперь он нуждается в особом восстановлении. Рассказ этот содержит в себе молчаливый ответ и на общее недоумение относительно дела Христа на земле после Его отшествия из мира, именно, о судьбах апостольства. Понятно, что и ответ на это недоумение дается от лица старца Иоанна, возлюбленного ученика Христова («сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие, и знаем, что истинно есть свидетельство его». – Ин. 21:24 ), и конечно, заведомо после смерти Петра, а также надо думать, и других апостолов. Насколько вообще нельзя оспаривать известного представительного первенства Петра в отношении к другим ученикам, настолько же слабо является самоуверение католиков, что это прощение Петра означает особое утверждение его «примата», который уже во всяком случае было бы больше оснований утверждать в отношении возлюбленного ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Тот же канон и с таковым же назначением мы видим и в требнике Львовском 1645 г. 960 и в Петро-Могилинском 961 . По Львовскому требнику, по каноне, положены две молитвы «во время мору и глада« патр. Каллиста: «Господи Боже, иже видимую сию тварь содетельным Твоим повелением от несущих в бытие привел» и «Боже чудесных, иже великая и чудная соделавый» (л. 279 об.–281 об.) 962 . Петр Могила присоединил к названному канону в честь Св. Троицы приличествующее начало, состоящее из обычных предначинательных молитв, псалма 87 и великой ектении со множеством приспособленных к случаю прошений. По ектении – тропари: «В гневе Твоем, Боже, помяни щедроты Твоя, прах бо и пепел есмы», и «Заступнице христианам непостыдная«. Первый тропарь, видимо, составлен самим м. Петром, так как доселе ни в греческих, ни в славянских памятниках не встречался. По третьей песни канона, положена, по обычаю, сугубая ектения, также, со специальными прошениями, видимо, тоже составленными Петром Могилой . По 6-й песни – степенны 6-го гласа, прокимен «Господи, не яростию Твоею обличи нас...», Евангелие от Луки, зач. 16, по Евангелию – стихира: «Страшен еси, Господи, и кто стерпит праведный Твой гнев«. По каноне, указываются шесть молитв во время губительства и напрасныя смерти – три патр. Филофея, нами уже упоминавшиеся: «Владыко Господи Боже наш, неисчерпаемый источниче щедрот», «Согрешихом, беззаконновахом» и – «Господи, едино в милости богатый, утробами благости преклоняяся«; и три молитвы патр. Каллиста: «Преблагий Господи, содетелю всяческих»; «Благопременительный Господи, долготерпеливе и многомилостиве» и «Вседержителю, Владыко, долготерпеливе, многомилостиве и благоугодне». Все эти молитвы заимствованы Петром Могилой из разных литийных последований печатных греческих венецианских евхологиев 963 . 6. Молитвы и молебное пение во время землетрясения («в страх труса») Землетрясения, иногда очень продолжительные, причинявшие страшные бедствия, были довольно часты в древней Византии. Как при других общенародных бедствиях, так и во время землетрясений, византийцы спешили обратиться за молитвенной помощью к Богу, устраивали крестные ходы (литии) по улицам города, совершали всенародные моления на площадях и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его – Марк – латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому 2747 уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира – Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей 2748 , он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском 2749 упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них ( Мк.14:51–52 ). Одеяние юноши 2750 показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка – Мария имела в Иерусалиме свой дом 2751 , в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведения из темницы Ангелом ( Деян.12:1–12 ). После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром, питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка своим сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам ( церковь ) Вавилонская и Марк, сын мой» ( 1Петр.5:13 ). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава , по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному Апостолу – святому Павлу, когда сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа ( Деян.9 ), в первый раз прибыл в Иерусалим 2752 . Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами – Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих великих Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010