lxii) Боярство, добившись осуждения Никона, обезсилило положение Патриарха в государственном строе . А это обезсиление в свою очередь устранило препятствия к государственному законодательству по церковным делам в 1700–1720 годах, вполне подготовившему и полное уничтожение патриаршества и постепенное полное разрушение общественной деятельности Церкви. lxiii) Сравнение Никона с Крижаничем и Петром I в политических идеях Любопытно сравнение, которое делает Пальмер, между Петром, Никоном и Крижаничем. Никон и Крижанич требуют от правителя государства прежде всего благочестия к Богу, а затем уже силы и мощи (военной и морской) и мудрости для заботы об общем благе, но у Петра первая идея – подвиги и слава и остальные упомянутыя свойства нужны лишь, поскольку они могут вести к подвигам и славе. Крижанич ставит мудрость правителя в соблюдении двух правил: «познай самого себя» и «не доверяй иностранцам». Петр сам ученик иностранцев, наводнил Россию иностранцами разных исповеданий. Здесь Никон едвали бы одобрил второе правило Крижанича в его исключительном значении, но в принципе все же он больше с ним, чем с Петром, но с условием принятия иностранцем православия, если он годный человек. Относительно сил государства. Крижанич не рекомендовал присоединять Балтийские провинции. Никон здесь с Петром, но только без допущения немцев и шведов к высшим государственным должностям, но допустил бы некоторую автономию для местных дел. Что касается мощи государства, то Крижанич и Никон хотят национального согласия и объединения; но Петр разделил Россию на два противоположных и враждебных лагеря с немецкой тенденцией и национальной, из коих одна материалистическая или неверующая, а другая религиозная или, по меньшей мере, супранатуралистическая. Что касается военного командования, то Крижанич не допускает иностранцев; Петр уничтожил наследственную знать и поставил Меньшикова над старыми фамилиями и свободно давал командование иностранцам. Никон, вероятно, не возражал бы против годных иностранцев, если бы они приняли православие, и свободно бы возводил до высшего ранга русского низшего происхождения, и в этом отношении похож на Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Кого-кого только здесь не было! И чиновник без места с прошением в руках, и учащаяся молодежь, и купцы, и какая-то девочка с атрофированной рукой, и масса других больных и страждущих. Полицейский пристав суетился изо всех сил, чтобы установить хоть какой-нибудь порядок, чтобы предотвратить давку. Но вот дверь распахнулась, и в ней показалась уже причастившаяся монахиня. Ее по-прежнему поддерживали под руки, но она шла уже гораздо бодрее с видимым духовным подъемом. Вечером того же дня, когда отец Иоанн, сделав визиты губернатору и еще нескольким лицам, опять заехал в подворье и вместе с другими сел за общий чайный стол, я, обернувшись назад, к великому своему удивлению увидел больную монахиню, сидящею без всякой посторонней помощи на стуле сзади отца Иоанна. Даже румянец заиграл на ее щеках. Она весело смотрела на окружающих и с жадностью прислушивалась к каждому слову, сказанному батюшкою. Я указал на нее отцу Иоанну. Он быстро обернулся, кивнул ей головой и проговорил: – Слава Богу, слава Богу, никто, как Бог. На третий день нашего пребывания в Архангельске я еще больше был поражен, увидев ту же монахиню совершенно здоровую и цветущую, явившуюся к обедне в огромный, переполненный молящимися Свято-Троицкий собор, где служил отец Иоанн. Она стояла среди толпы без всякой посторонней помощи и горячо молилась. В день нашего приезда отец Иоанн отслужил вечерню в Архангельском кафедральном Свято-Троицком соборе, построенном на месте, по преданию, указанном самим Петром Великим. Это прекрасный величественный храм, поражающий выдержанностью и строгостью линий своего огромного, в несколько ярусов золотого иконостаса. В верхний этаж собора ведет широкая лестница, на которой поставлены три пушки, пожалованные Петром I в 1701 г. архиепископу Афанасию со взятых в том году под Архангельском шведских фрегата и яхты. У правой от входа стены под золоченым балдахином, поддерживаемым тремя колоннами и двумя резными из дерева, в человеческий рост ангелами, помещается сосновый шестиаршинный крест, сделанный собственноручно Петром Великим в память избавления от бури в Унских рогах и перенесенный сюда из Пертоминского монастыря с разрешения императора Александра I. На кресте вырезана Петром голландская надпись: Dat Kruus maken Kartein Piter van a. Chr. 1694.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сделанный нами экскурс показывает, что упоминание в Послании к Галатам о конфликте между Петром и Павлом было предметом споров в ранней Церкви. Споры стали особенно жаркими в IV веке, когда вышедшая из катакомб христианская Церковь вела огромную работу по систематизации канона Священного Писания Нового Завета и толкованию новозаветных текстов. Авторитет Петра и Павла к тому времени был настолько высок, что сама мысль о возможности конфликта между ними многим представлялась кощунственной. Именно поэтому и получил широкое распространение взгляд на этот конфликт как на притворный, срежиссированный обоими апостолами по взаимному сговору с целью убедить бывших иудеев отказаться от иудейских обычаев. Данный взгляд, однако, разделяли не все комментаторы, что явствует из примера блаженного Августина . Споры в Коринфе Рассматривая упоминания о Петре в посланиях Павла, мы не можем пройти мимо следующего текста из Первого послания к Коринфянам: Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» ( 1Кор. 1:11–12 ). Из этих слов следует, что в Коринфе в то время, когда Павел писал свое первое послание христианам этого города 345 , существовала партия последователей Петра. Откуда взялась эта партия? Были ли ее члены обращены в христианство Петром? Бывал ли сам Петр в Коринфе? На эти вопросы ученые отвечают по-разному. В первой половине XIX века тюбингенский профессор Ф. Баур разработал теорию, согласно которой в ранней Церкви существовало два противоборствующих течения – петринизм и павлинизм. Ареной борьбы якобы был Коринф, где разразились баталии, отраженные в Первом послании к Коринфянам. Эта теория оказала влияние на некоторых последующих ученых, однако в целом была отвергнута научным сообществом 346 . «Слабым местом этой теории, – пишет современный отечественный исследователь, – является отсутствие каких-либо свидетельств посещения Коринфа апостолом Петром. Это не исключает возможности посещения Коринфа проповедниками из общин, основанных апостолом Петром, но убедительных свидетельств того, что эти люди инициировали или возглавили там оппозицию апостолу Павлу, также не существует» 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И того: денег 16 рублев 20 алтын, ржи 8 чети с полуосминою и полчетверика, овса 7 чети с четвериком, по 15 алтын юфть. И того 3 рубли 16 алтын 2 деньги. Всего денег и за хлеб 20 рублев 3 алтына. На посаде 2 церкви. 2) В Рождественской слободе церковь Рождества Христова (Уского конца на посаде); при ней поп Терентей Никитин 48 лет, дьячек и пономарь. Дани 1 рубль 4 алтына 5 денег; по книгам Звенигородские десятины поповского старосты села Кляпова Николаевского попа Ивана, те деньги на нынешний 1715 год взяты, платил он староста 81 . 3) В Вознесенской слободе церковь Вознесения Господня; при ней поп Макарей 25 лет, дьякон Афанасий 27 лет, Феоктистовы, дьячек и пономарь. Дани 1 рубль 7 алтын с деньгою. Стан Городской 1) За барином Петром Павловым сыном Шафировым, что в Переписных 186 (1678) году книгах написано Кормового дворца за подключником Петром, да за Герасимом Суровцовыми, в селе Дяденкове одна церковь , во имя Св. мученика Мины 82 ; при ней поп Никита Петров 60 лет, и дьячек. Дани (в патриаршую казну) 1 рубль 16 алт. 3 деньги. 2) За ближним боярином Алексеем Петровичем Салтыковым, что в Переписных 186 года книгах написано за боярином Петром Михайловичем Салтыковым, в селе Козине 83 одна церковь, во имя Введения Богородицы, да в пределе Николая Чудотворца; при ней поп Иван Петров 35 лет; дьячек, пономарь и просвирница Саломонида Евтропьева 70 лет. Дани церковныя 1 рубль 2 алтына 2 деньги. 3) За стольники за Алексеем, да за Иваном Петровичи Шереметевыми, что в Переписных 186 г. книгах написано за боярином Петром Васильевичем Шереметевым, в селе Спаском, Уборы тож 84 , одна церковь Спаса Нерукотворенного образа; при ней поп Сергей Назаров 35 лет, дьячек, у него мать вдова просфирня 80 лет. Церковной дани 1 рубль 1 алтын с деньгою. 4) За Святейшим Патриархом, что в Переписных 186 году книгах написано за боярином князем Юрьем Алексеевичем Долгорукова, в селе Дмитровском (на р. Истре) 85 одна церковь Св. Димитрия Селунского; при ней поп Дмитрей Гаврилов 60 лет, дьячек и пономарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

д. Иерусалимскую церковь основал сам Господь и все апостолы вместе. β) Это представление, что именно Петр есть основатель римской церкви, возникшее позже I-II веков, не точно. По Фирмилиану, Киприану и Стефану Римскому 1119 , жившим в III веке, римская кафедра есть именно кафедра Петрова, т. е. основателем римской церкви представляется один Петр. А по древнейшему представлению св. Игнатия, Дионисия Коринфского, Иринея, Тертуллиана , самого Климента Римского и Постановлений апостольских 1120 , по представлению, основанному на сказании священного Дееписателя и послания апостола Павла к Римлянам, учили в Италии, в Риме основали и устроили римскую церковь – Петр и Павел вместе, и Павел был первым из апостолов проповедником Евангелия в Риме и, следовательно, первым основателем римской церкви. αα) Яснейшие свидетельства о том, что Петра и Павла первоначальная древность представляла равно основателями римской церкви, дают Дионисий Коринфский, который говорит в послании к епископу римскому: «вы таким постановлением, произращенное Петром и Павлом, произрастание Римлян и Коринфян совокупили: ибо оба они... в вашей Италии проповедовали вместе» 1121 ; св. Ириней, который говорит: «Римская церковь основана и устроена двумя славнейшими апостолами, Петром и Павлом» 1122 , – и Евсевий, который повторяет эти свидетельства Дионисия Коринфского и Иринея и еще свидетельство писателя II века Кая: «Петр и Павел основатели римской церкви» 1123 . ββ) Что Павел был первым из апостолов благовестником Евангелия в Риме, и значит – первым основателем римской церкви, к такому заключению ведут, после слов апостола Павла, что ему – Павлу вверено бысть благовестие необрезания, якоже Петру обрезания, – что апостолы Иаков и Кифа и Иоанн дали ему – Павлу десницы общения, да он с Варнавою идет во языки они же во обрезание ( Гал. 2, 7–9 ), – после всеобщего голоса древности, который провозгласил Павла апостолом языков, – после содержания 1 главы Послания к Римлянам и последней главы Апостольских Деяний, которые приводят к мысли, что римские жители, если и знали Христа, то никого еще из апостолов не видели, – после совершенного молчания священного Дееписателя о пребывании Петра в Риме, как прежде, так и после первого прибытия Павлова в Рим, – к такому заключению ведет свидетельство Постановлений апостольских, по которым 1124 первый римский епископ Лин рукоположен Павлом, а Климент, третий епископ, рукоположен Петром: и по Тертуллиану , Петром рукоположен Климент 1125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

На всю же последующую жизнь христианина, на все дальнейшее его развитие и совершенствование при помощи благодати Божией, она смотрит не как на оправдание и освящение, а как на последствие того и другого, как на усвоение человеком плодов оправдания и освящения. Оно совершается верою, действующей любовью, т. е. всеми силами человеческой души, иначе — через веру и дела. 2. Сторонники сверхдолжных дел основание для этого своего мнения видят в некоторых местах Писания, в которых будто бы лишь условно, для ищущих сверхдолжного совершенства, предъявляются некоторые особенные, не общехристианские требования, как то: об отречении от собственности, или нестяжательность, напр., богатому юноше (Мф 19, 21), об отречении от семьи, или девство, и об отречении от собственной воли, или безусловное послушание (то и другое предполагают вытекающим из требования Спасителя следовать за Ним, и, кроме того, ссылаются на Мф 19, 11–12 и 1 Кор 7 гл.). Но в указанных местах предъявляются требования не сверхдолжного, а общехристианского совершенства; это условные заповеди, которые, однако, обязательны для некоторых, для тех, которые могут не иначе достигать общехристианского совершенства, как под условием их исполнения. 3. Все эти положения приняты были на Дордрехтском Соборе 1619 г. Этот Собор разрешил и споры ο времени, когда сделал Бог Свои определения ο спасении одних и осуждении других, между супраляпсистами (ante supra lapsum) и инфраляпсисгами (infra lapsum), приняв мнение последних, т. е., что предопределение совершилось уже после падения первых людей. Cm. Canon, syn. Dordr. Cap. И. De divina praedestinatione. 4. Так, Иаков, называемый братом Господним, был поставлен в епископа Иерусалимской церкви ап. Петром, Иаковом и Иоанном, Лин — ап. Петром и Павлом. Анаклет — ап. Павлом в епископа Римской церкви, Климент — в епископа Римской же церкви ап. Петром, Еводий — им же в епископа Римского. Еводий, первый епископ Антиохийской церкви, рукоположен также ап. Петром, а Игнатий Богоносец, преемник Еводия, — ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

По вознесении Спасителя мы видим Иоанна в Иерусалиме вместе с Петром, причем всюду на первый план выступает более энергичная личность последнего. Вместе же эти два столпа первенствующей церкви были взяты под стражу по случаю исцеления хромого у Красных ворот ( Деян.4:3 ), но были отпущены, сопровождаемые только угрозами властей ( Деян.4:21 ). Они же были отправлены сонмом Апостолов в Самарию для возложения рук на обратившихся ко Христу самарян ( Деян.8:14–17 ). После этого мы не видим уже Иоанна вместе с Петром. Последний то бывает в Иерусалиме, то предпринимает небольшие путешествия, об Иоанне же Книга Деяний умалчивает. Это умолчание вполне понятно, если иметь в виду, что и ранее Иоанн упоминался только по причине его связи с Петром. Но где же был сын Зеведеев по разлучении с Петром? Для решения этого вопроса Книга Деяний не предлагает никаких данных. Можно думать, что его постоянным местом жительства неизменно оставался Иерусалим, – хотя временами Апостол, очевидно, ненадолго покидал город. По крайней мере, впервые бывший в Иерусалиме по чудесном обращении св. Апостол Павел не видел там Иоанна, – это событие случилось около 38 года 1044 ( Гал.1:18:19 ). По-видимому, в это время Апостол отлучился из Иерусалима. Наконец, еще последнее известие встречаем мы об Иоанне в Послании к Галатам. Он был в Иерусалиме, когда Апостол Павел около 51–52 года прибыл туда на Апостольский Собор 1045 , и считался одним из столпов церкви. То обстоятельство, что сын Зеведеев был π τν δοκοντων ενα τι, принадлежал к ο δοκοντες στλοι εναι ( Гал.2:6:9 ), заставляет предполагать, что он имел прочное местопребывание в Иерусалиме и выделялся своим положением из ряда других деятелей первоначального христианства. Никаких других сведений о жизни Иоанна не дает нам священная письменность, если не иметь в виду свидетельства Апокалипсиса об изгнании его на остров Патмос. Но вполне достоверное предание восполняет этот недостаток сведений сообщением о жизни и деятельности Апостола в Ефесе 1046 . Несмотря на то, что факт малоазийского пребывания его утверждается целым рядом знаменитых мужей древности, начинающимся с Поликарпа Смирнского , ученика самого Апостола, он, однако, в настоящее время отрицается многими представителями библейской критики Нового Завета. Говорят, Иоанн совсем не был в Ефесе, но рано претерпел мученическую кончину от руки иудеев в Иерусалиме. Впервые мысль о том, что Апостол Иоанн не был в Малой Азии, была высказана еще в самом начале девятнадцатого столетия 1047 , а затем позднее она решительно проводится Lümzelberger’oм 1048 , за которым следовали Keim 1049 и Scholten 1050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

63 Апостол Андрей Первозванный со своим братом апостолом Петром был в числе ближайших учеников Христа. Вместе с Петром он проповедовал христианство скифам, т.е. на берегах Понта. С берегов Понта он через Пропонтиду перешел во Фракию и Грецию и в Патрах (Ахайя) был распят по приказанию проконсула Эгея. 64 Марк был по происхождению иудей, первоначально носил имя Иоанн. Еще юношей он примкнул к общине христиан, поскольку его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний первых христиан ( Деян. 12:12 ). В молодости принимал участие в миссионерской деятельности Павла и своего дяди Варнавы. Впоследствии он стал неразлучным спутником Петра. С Петром, как и с Павлом, Марк бывает в Риме. Затем он переселяется в Александрию, где основал церковь и стал ее первым епископом, и через некоторое время претерпел мученическую смерть: в праздник Сераписа язычники схватили Марка в церкви, где он совершал богослужение, бросили его в темницу, а наутро протащили на веревке по улицам города. 65 Иероним, как и Евсевий, полагает, что Филон в своем труде говорит о жизни и учреждениях ранних христиан, а не терапевтов – религиозно-аскетического общества александрийских иудеев. 69 См. Иоан. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7 . Иоанн Богослов, сын зажиточного рыбака из Вифсаиды Зебедея, он слушал проповедь Иоанна Крестителя и сделался его учеником. Впоследствии последовал за Христом, был одним из трех апостолов, которым было дано присутствовать при всех величайших событиях земной жизни Иисуса. После казни и вознесения Христа Иоанн вместе с Петром проповедовал в Иерусалиме, где не раз подвергался гонению синедриона. Затем он отправился в Рим, где был арестован и отправлен в ссылку на остров Патмос, где и написал Апокалипсис. Освобожденный из ссылки, он поселился в Эфесе, откуда следил за жизнью окружающих церквей. 70 Иаков, как и Иоанн, был обращен Иоанном Крестителем и, так же как и брат, был свидетелем всех чудес земной жизни Иисуса. После вознесения Христа Иаков занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и претерпел мученическую кончину: царь Ирод Агриппа лично отрубил ему голову ( Деян. 12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этот же день была освящена надвратная Казанская икона Божией Матери с ангелами, воссозданная на внутренней стороне Никольской башни Московского Кремля. Чин освящения совершил управляющий делами  Московской Патриархии , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий .  Двухчастный образ Спаса Нерукотворного с ангелами и Пресвятой Богородицы на престоле со святителями Петром и Алексием Спасской башни Московского Кремля воссоздан в 2023 году. Согласно церковному преданию, появление икон над проездными воротами Спасской башни связано с избавлением Москвы от осады войском Мехмеда I Гирея в 1521 году, когда были написаны иконы Спасителя (на восточной стене) и Богоматери со святителями московскими Петром и Алексием (на западной стене). Появление живописного образа Спаса Нерукотворного над образом Богоматери Печерской связано со встречей царем Алексеем Михайловичем чудотворного Нерукотворного образа из Вятки в 1658 году. В 1866 году иконы были счищены и написаны заново, а в 1923 году было принято решение об удалении икон с фасада. Исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили полную утрату живописи в киоте. Для соблюдения исторической достоверности эскиз воссоздаваемого образа был разработан на основании иконографии, известной по рисунку 1860-х гг. и фотографиям начала XX века. Двухчастный образ в верхней части содержит изображение Спаса Нерукотворного в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Нижний сегмент занимает образ Богоматери Печерской с предстоящими святителями Петром и Алексием. Над воротами всех проездных башен Московского Кремля исторически располагались иконы, которые были особо почитаемы верующими, а некоторые из них считались чудотворными. В советское время они считались утраченными. Вопрос о возвращении надвратных икон на проездные башни Московского Кремля исследовался Фондом Андрея Первозванного с 2007 года. В результате проведенных архивных изысканий было обнаружено, что в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади иконы могли сохраниться. Для проверки этой версии в апреле 2010 года были проведены натурные исследования, которые подтвердили сохранность икон. Образы Христа Спасителя на Спасской и святителя Николая на Никольской башнях были бережно закрыты металлической сеткой с нанесенной поверх штукатуркой. Отреставрированные образы были вновь открыты в 2010 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6054242.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010