Патриарх Сильвестр ок. 1726 г. утвердил свою резиденцию в Халебе. Давнее соперничество христ. общин Халеба и Дамаска привело к тому, что прокатолич. Халеб согласился принять правосл. патриарха, чтобы не подчиняться патриарху-католику, ставленнику дамасской общины. Однако отсутствие у Сильвестра политического такта и стремление силой искоренить филокатолические настроения паствы быстро привели к его конфликту с халебскими католиками. В авг. 1726 г. патриарху пришлось бежать из города, спасая свою жизнь. Он вернулся в К-поль, а в Халебе с санкции К-польского Синода ок. 1730 г. утвердился митр. Герасим, выходец из шувайрских монахов, рукоположенный еще патриархом Афанасием, но потом сосланный им по подозрению в увлечении католичеством. Герасим поминал имя Сильвестра на богослужениях и вел себя внешне лояльно. Тем временем за его спиной униаты договаривались с Высокой Портой о выделении Халеба в автокефальную церковно-адм. единицу, не подчиняющуюся Антиохийскому патриарху. Соответствующий указ был издан в 1730 г. В ходе внутриклановой борьбы халебских униатов митр. Герасим в 1732 г. был принужден уйти в отставку и уступить место шувайрскому мон. Максиму Хакиму, имевшему влиятельных покровителей при султанском дворе. Автономия униат. Халеба продолжалась в 1730-1746 гг. (с коротким перерывом в 1733-1734, когда Максиму пришлось бежать из города). За эти годы католики окончательно стали доминирующей общиной города, фактически загнав оставшихся православных в подполье. После раскола 1724 г. христ. общины Сирии пребывали в состоянии брожения. По данным кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в., сильные позиции униат. Церкви сохранялись помимо Халеба на побережье (Тиро-Сидонская епархия), в Ливанских горах, в Юж. Сирии (Хауран). Ситуация в Дамаске, Баальбеке и христ. селениях плато Каламун оставалась нестабильной, храмы неоднократно переходили из рук в руки. Патриарх Сильвестр, вернувшийся в Дамаск ок. 1733 г., сумел при помощи османской администрации вытеснить проповедников унии из мн. районов внутренней Сирии, однако Ливанские горы оставались вне его досягаемости.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

В январе 1731 " вышеописанные просители Колошин и Сытин в поданном прошении писали, что " церковь Вознесения Господня, да в приделах против трапезы по правую сторону чудотв. Николая, а по левую сторону муч. Флора и Лавра построены и к освящению совсем изготовлены... " . В сентябре 1735 г. " Яков Григорьев сын Сытин в синод. казен. приказ писал: " в прошлых годех в Тушебине стану построена была приходская церковь во имя Собора Пр. Богородицы, а ныне на том месте желаю построить каменную церковь, да в трапезе в приделе вновь другой престол во имя Усекновения честные Главы Иоанна Предтечи, и прошу повелеть оную деревянную церковь снять и на том месте построить каменную церковь и о том в Галич кому надлежит послать указ " . В октябре 1735 г. " запечатан указ о строении церкви Якову Григорьеву сыну Сытину, по его прошению велено в Тушебинской волости вместо деревянной церкви Собора Пр. Богородицы построить вновь тот же престол, да придел во имя Усекновения честныя Главы Иоанна Предтечи каменные... " . http://old-churches.ru/ga_088.htm Наиболее значительный по своим художественным достоинствам сельский храмовый комплекс на территории Галичского района, основные постройки которого принадлежат к архаизирующей тенденции в провинциальной архитектуре 18 в. В обеих церквах преобладают черты допетровского зодчества, которые сочетаются с декоративными элементами барокко. Наиболее раннее документальное упоминание о Тушебине относится к 1534 г. В нач. 17 в. село принадлежало Ксении Ивановне Романовой, матери царя Михаила Федоровича. В 1628 г. здесь стояла деревянная церковь Собора Богородицы с приделом Николая Чудотворца. В 1653 г. упоминается и Вознесенская деревянная церковь с приделом Флора и Лавра. В 1730-е гг. оба храма были выстроены заново. В 1730 г. по заказу прихожан Дмитрия Юрьевича Колошина и Якова Григорьевича Сытина сооружена деревянная Вознесенская церковь с приделами Николая Чудотворца и Флора и Лавра. В середине — второй половине 1730-х гг. была построена сохранившаяся до нашего времени каменная церковь Собора Богородицы с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храмоздательная грамота и указ о ее строительстве по прошению Я.Г. Сытина были получены в сентябре-октябре 1735 г.

http://sobory.ru/article/?object=30859

В октябре 1737 года ризничий иеромонах Феодор Игумен Евсевий (Леонов), настоятель Сретенского монастыря в 1732-1736 год В документах Святейшего Синода за 1731 год сохранились два прошения: одно прошение - крестьян Николаевского Амвросиева Дудина монастыря 1730 года о назначении к ним в игумены из московского Крестовоздвиженского монастыря Евсевия а другое прошение - иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском Ответ по первому прошению остался не известным, но в этом деле (N 331) сохранился послужной список иеромонаха Евсевия. Евсевий (в миру Евтихий Иванович Леонов) родился в Москве в 1687 году. Отец его был дьяком в Приказе Большого дворца и умер в 1704 году. С (т.е. 1697) года по 1706 год Евсевий был подъячим в означенном приказе, с 1706 по 1710 год - подъячим в московском Сибирском приказе; с 1710 по 1714 год был в Сибири, в городе Тюмени, " с приписью " , и в 1714 году - комиссаром в городе Кунгуре. 15 октября 1717 он овдовел, и 18 сентября 1718 года постригся в монашество в Троицком Тюменском монастыре при архимандрите Геннадии (Комаровском), который потом был архимандритом Тобольского Знаменского монастыря. С 30 января 1719 года Евсевий - казначей Тобольского архиерейского дома. 6 июня 1720 года рукоположен в иеродиаконы, а 8 июня - в иеромонахи. 10 октября 1722 назначен игуменом Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда. Монастырь этот был упразднен 25 ноября 1724 года, и Евсевий в 1724 году был перемещен в Успенский Долматов монастырь Тобольского уезда. В ноябре 1726 года Евсевий прислан в Московскою синодальную канцелярию, а затем в Преображенский приказ, где был оправдан. Поступил для пропитания в Чудов монастырь и 20 августа 1727 года сделан там казначеем. 31 октября 1729 года перешел на московский двор Ростовского архиерея и писался там казначеем. 21 апреля 1730 года Святейшим Синодом определен в московский Крестовоздвиженский 31 декабря 1731 года Святейший Синод уважил просьбу иеромонаха Евсевия о назначении его игуменом Сретенского

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Еще менее можно было бы предположить, что с католической верой внедрится в Россию больше знаний, так как в настоящее время царь, и без того, частию распространил уже их своими достохвальными учреждениями, частью же продолжает дальнейшее их распространение призывом многих ученых людей со всего света, и посылкою своих кандидатов в иностранные университеты. Таким образом, вследствие обучения своих подданных и вследствие ограничения в России авторитета патриарха, а еще более вследствие теперешнего устройства русской армии, значение духовной власти подвергнется еще большей зависимости, которой никогда не потерпит ни папа, никакой духовный совет и вообще духовенство, в приобретенных уже ими правах по делам вер. О таких важных пунктах, как, например, о браке священников, свято соблюдаемом в России, а равно и о других, в которых обе Церкви разнствуют и нелегко могут придти к единению, говорить здесь ничего не стану; замечу только, что царь никогда и не помышлял о таком соединении Церквей, и поэтому все слухи и суждения об этом приказал объявить ложными и неосновательными» 184 . Миссия герцога де Лириа (1727–1730 гг.) После смерти Петра I в 1725 г. сорбоннские богословы возобновили свои усилия по сближению Церквей. В 1728 году в Россию прибыл аббат Жюбе и начал осторожно пытаться склонить отдельных представителей Русской Церкви к возобновлению усилий по соединению Церквей. По его словам, такие видные церковные деятели как архиепископ Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский) (1670-е – 1741) и епископ Вологодский Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (ум. 1737), были согласны возобновить шаги в данном направлении. Однако после вступления в 1730 г. на российский престол императрицы Анны Иоанновны (1693–1740), с учетом влияния ее фаворита лютеранина Эрнста Иоганна Бирона (1690–1772), надежды на возобновление диалога угасли. Аббат Жюбе, к тому же, был выслан из России 185 . В эти годы активную миссионерскую деятельность в Петербурге развил первый посол Испанского королевства в России (в 1727–1730 гг.) Джеймс Френсис Фитцджеймс (1696–1738), 2-й герцог Бервик, 2-й герцог де Лириа-и-Херика, более известный просто как герцог де Лириа. Внук короля Англии Якова II Стюарта, принадлежавший к одному из самых знатных родов Европы, герцог получил при отъезде в Россию от испанского короля Филиппа V (1683–1746) наказ, в котором предписывалось проявлять благоразумие в делах веры: «Такая осторожность уже сама по себе нужна для Вашей службы и для исполнения возложенных на Вас обязанностей, но она тем более важна при дворах, которые не исповедуют нашу святую религию (католичество) и где поступки, дела и суждения католиков служат предметом внимания и обсуждения» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Несмотря на религиозность и благочестие императрицы (она любила ездить на богомолья, участвовать в богослужениях, беседовать с духовными особами), в царствование А. И. репрессиям подверглись 9 архиереев и значительное число священников и монахов. В 1730 г. число членов Святейшего Синода было увеличено с 4 до 12 чел., однако к 1740 г. в результате политических репрессий в составе Синода осталось лишь 2 архиерея и 1 протопоп. Только за 1732-1733 гг. в Тайной канцелярии было приговорено к различным видам наказаний 148 лиц духовного звания, что составило 37,5% от общего числа осужденных. Главным организатором «архиерейских процессов» являлся президент Синода архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович), широко использовавший покровительство А. И. и личные связи с нем. придворной верхушкой в борьбе со своими политическими противниками в Святейшем Синоде и в среде высшего духовенства. Одним из первых подвергся преследованию Воронежский еп. Лев (Юрлов) , обвиненный в том, что по получении известия об избрании на российский престол А. И. не отслужил торжественного молебна, а во время богослужения велел возносить имя бабки умершего имп. Петра II царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной без упоминания ее монашеского имени - Елена. Получившее политическую окраску дело было передано для рассмотрения в Святейший Синод. Еп. Льва поддержали архиеп. Ростовский Георгий (Дашков) и митр. Коломенский Игнатий (Смола) . Однако архиеп. Феофан постарался придать всему делу характер гос. измены и, пользуясь поддержкой А. И. и Кабинета министров, заставил Святейший Синод лишить обвиняемого священного и монашеского сана и предать его гражданскому суду. После расстрижения 2 окт. 1730 г. еп. Льва под именем Лаврентий сослали в Кий-Островский мон-рь на Белом м. Позднее архиеп. Феофан подготовил обвинительный материал против покровителей репрессированного архиерея - митр. Игнатия и архиеп. Георгия. Они были обвинены в попытке замять «дело» еп. Льва. Не дожидаясь окончания следствия, архиеп. Георгий попросился на покой, но и этот шаг не спас его от расправы. 28 дек. 1730 г. он был лишен архиерейского сана и отправлен в заключение в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз., а затем переведен в Нерчинский мон-рь . Митр. Игнатия также лишили священного сана и сослали 2 февр. 1731 г. в Свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/115600.html

Третие: Которыи поженились в седьмой и шестой степени запрещенной, тех не разлучать же ради вышеписанных обстоятельств и примеров; но позволить сожитие с великою епитимиею ожинившимся в 7-й степени, а женившимся в 6-й степени с большею сугубо. Четвертое: ожинившихся во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й степенех запрещенных, тех всех развесть, ради ближнего кровосмешения, и для того – и немного их обретается, и некоторые от них недавно, некоторыи же бездетны; и за погрешение их, им в наказание, прочиим же в страх и обережение, знатную наложить епитимию, какую святейший правительствующий синод рассудит. Пятое: Закон церковный о запрещенных брацех в духовном и плотском сродстве подтвердить указом из святейшего правительствующего синода и из высокого сената и оные указы публиковать в церквах, а в них прописать, что ежели кто дерзает жениться в запрещенной от церкви степени, таков без всякой надежды разлучен будет и наказан судом духовным и гражданским; мощно же и штраф знатный денежный назначить или ино что для большего страха и пресечения зла. Сие худшее мнение мое высокому благорассуждению вашего святейшества подвергаю всенижайше. Смиренный Гедеон епископ смоленский». Св. синод, по получении следствия с „мнением» епископа по делу смоленских шляхтичей, отложил его рассмотрение. В числе причин отсрочки рассмотрения дела были, между прочим и главным образом, политические обстоятельства времени. Мы упоминали, что на смоленское дело было обращено внимание верховного тайного совета. Но совет с сентября 1729 года был встревожен событиями в жизни императора Петра II, окончившимися его смертью в январе 1730 г. Затем наступило время восшествия на престол императрицы Анны Ивановны; а в марте 1730 года совет был уже упразднен. Верховный совет, обязавшись рассмотреть дело о браках смоленских шляхтичей вместе со св. синодом, в тех обстоятельствах, в каких он находился в 1729 и 1730 годах, не мог заняться смоленским делом; а синод, в виду таких обстоятельств, не находил надобности подвергать проверке и рассмотрению представленное ему епископом Гедеоном следствие и заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев ; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский ; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов ; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский ; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин ; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский ; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп.

http://pravenc.ru/text/76736.html

В Петербурге, в Москве и по губерниям, на видных местах были протестанты, из-за которых как высшее, так и низшее духовенство не смело поднять голос против, развивавшегося без удержу, религиозного рационализма. И не один Феофилакт Лопатинский умер страдальцем за противодействие лютеранству и ревность о Православии... Такие же, как он, ревнители Православия, – Сильвестр Казанский был отрешен от должности 3 декабря 1731 г., Лев, епископ Воронежский, лишен сана в 1730 г., Георгий Дашков, архиепископ Ростовский и Игнатий Смола, епископ Коломенский в 1730 г. лишены сана; Иларион Черниговский отставлен от должности в 1730 г.; Варлаам Псковский в 1739 году и т.д. Чтобы унизить духовенство, противодействовавшее введению лютеранства в России и лишить его доверия и уважения в глазах народа, Бирон в 1736 году истребовал повеление отдать в военную службу всех детей духовного звания, за исключением малолетних и учащихся, отдать туда же причетников и церковников; вследствие чего до сентября 1737 года и было отдано в солдаты духовных лиц 6557; в 1737 году был сделан второй набор в том же роде, причем забирали всех в возрасте от 15 до 40 лет. Таким образом, в 1739 году в одних четырех епархиях оказалось недостающих духовных только лиц около 1300 человек. Во многих церквах не было ни священников, ни дьяконов, и выбор было делать не из кого; храмы стояли запертыми. Петр III в свое царствование обнаружил тоже особенное пристрастие к немцам и лютеранству, так что Екатерина II в своем манифесте объявила Православную Церковь «крайне подверженной опасности переменою древнего в России Православия и принятием иноверного закона». Но при всем своем покровительстве Православию, Екатерина II не могла уничтожить посеянного так щедро рационализма. Инквизицию она не признала приличной для России и объявила свободу вероисповедания. Таким образом, весь XVIII век, сперва покровительствовавший лютеранству, а во второй половине освященный официальной веротерпимостью давал полную возможность моло­канству развиться в форме отдельных религиозных общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

После смерти мастера его дело наследовали сыновья Дмитрий и Иван. Дмитрий Моторин († не ранее 1696), являясь собственником колокольного завода, как и отец, одновременно числился в 1686-1696 гг. мастером Пушечного двора; сохранился единственный его К., отлитый в 1687 г. (ГМЗК). Известно значительно больше работ И. Моторина (60-е гг. XVII в.- 1735). В Покровском соборе на Рву хранится К., отлитый мастером в 1691/92 г. для ц. ап. Иоанна Богослова в Бронниках. Два его К. («Семисотный», он же «Великопостный», весом 798 пудов, 1704, и «Новгородский», весом 400 пудов, 1730) висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Набатный К. (1714) экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля . По одному К. находится в Софийском соборе в Вологде (весом ок. 177 пудов, 1691) и в Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни (весом 193 пуда, 1730). В Софии Святой соборе в Киеве был «Рафаил» весом 800 пудов (1733; сброшен в 1930). И. Моторин изготавливал К. для московских церквей свт. Николая на Берсеневке, Рождества Пресв. Богородицы в Путинках, свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе, вмч. Георгия Победоносца в Ендове и др., для московских Чудова и Страстной иконы Божией Матери , Старорусского на Острову в честь Преображения Господня мон-рей и Киево-Печерской лавры . В 1727 г. он отлил набор из 10 К. для Исаакиевского собора в С.-Петербурге . В 1730 г. имп. Анна Иоанновна повелела поврежденный в пожаре 1701 г. «Большой Успенский» К. работы мастера Григорьева весом 8 тыс. пудов (1655) перелить «вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было 10 тысяч пудов». Отлить новый К., получивший впоследствии название «Царь-колокол», поручили И. Моторину, числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и фортификации, и его сыну Михаилу. Однако в самый разгар работ, 19 авг. 1735 г., И. Моторин умер, и окончание работы было возложено на его сына. В том же году К. был отлит, но во время пожара 1737 г. сбежавшийся народ, боясь, что гигант расплавится, стал заливать его водой.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

8) Корнелий Столповицкий-Любецкий . Родился в слонимском уезде от родителей латинского обряда; по окончании учения в Риме, был проповедником в Вильне, учителем новициев в Бытенском монастыре, ректором во Владимире, протоархимандритом, старшим Березвецким, архимандритом Дерманского и Дубенского монастырей и игуменом святокрижским (св. Креста); с 1729 г. епископ. Скончался 20 января 1730 г. в Ятвисском римско-католическом монастыре, Гродненской губернии. 9) Феофил Голебский , из пинских епископов, с 1730 г. За два года до вступления его на эту кафедру, дом епископский сгорел до основания. Приходских церквей в городе считалось 11. Семинария заведена еще митрополитом Кишкой на 12 воспитанников. Оеофил умер 12 сентября 1756 года. 10) Филипп (Фелициан) Володкевич , из холмских епископов с 1756 г.; в 1762 г. назначен митрополитом, в 1773 г., по причине умственной неспособности, устранен был от управления. При нем коадъютором, с званием брестского епископа, с 1769 по 1778 г. был Антонин Млодовский , преемствовавший ему на владимирской кафедре. Луцкая епархия Луцкая епархия была православной до начала XVIII века. Но после Кирилла Шумлянского завладели ей униаты и уже не возвращали православным. – Епископы ее именовались луцкими и острожскими. 1) После устранения православного епископа Шумлянского, в 1713 г. управление луцкой епархией поручено Иосифу , графу Выговскому , посвященному в епископы, с титулом Мстиславского. Выговский родился в 1660 г. в Замостье, от родителей православного исповедания, Константина и Раины Выговских, и воспитан был в православии, но потом принял унию и вступил в базилианский орден в Супрасле; обучался в школах до философского класса; богословского образования не получил и духовных должностей не занимал, но propter commoditatem ecclesiae посвящен был в пресвитеры и потом в епископы. Именуясь мстиславским, он в 1713 г. давал присягу: имений до епископии луцкой и острожской належачих не имам даровати, а ни продавати. 1169 В 1720 г. Выговский присутствовал на Замойском соборе. Скончался в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010