4. Причетники В 1776 г. определен был к Морскому собору дьячком церкв??? дества пр. Богородицы дьячек Филипп Соколов, 86 но долго ли он был при соборе дьячком и был ли действительно, сведений об этом не имеется. В указе Интендантской Экспедиции от 17 июля 1795 г. за 4021 сказано, что при Морском соборе до сего года, должность дьячка исправлял магазин – вахтер Иван Киселев, в продолжении 40 лет, и за такое продолжительное прохождение сей должности награжден в 1795 г. комиссарским чином. Двадцать пятого июля 1795 г. принят в собор дьячком, в качестве певчего, Тверской Епархии, Осташевского уезда, погоста Березовского Рядку, пономарский сын Филипп Дмитриев, который состоял при соборе до 1801 года, был посвящен в сем году в стихарь. 12 Февраля 1802 г. поступил в собор Егор Дмитриев Чулков, с названием псаломщика. Чулков был сын Петергофского придворного мастерового, в 1775 г. он поступил в хор придворных в Петергофе певчих; с 1788 по 1795 г. был псаломщиком при соборе в городе Софии, а с 1795 года, по 7 февр. 1802 г. находился в таковой же должности при придворной Царскосельской церкви. При Николаевском соборе состоял дьячком по 1862 год. Матвей Баныгин также сын придворного Петергофского мастерового; в 1770 г. поступил в хор придворных в Петергофе певчих, в 1788 г. определен на должность псаломщика к соборной церкви города Софии, откуда в 1796 г. перемещен к придворной царскосельской церкви в 1802 году, в силу Высочайшего указа, от 18 декабря 1801 года, о штате для сей церкви, остался за штатом. К Морскому собору определен 12 февраля 1802 г. и был здесь не долгое время. Иван Петров, священнический сын: с 1794 г. по ноябрь 1805 года, был пономарем Софийская уезда, в селе Грызове, при церкви Св. Апостолов Петра и Павла; 20 ноября 1805 г. перемещен в Морской Богоявленский собор дьячком; в 1817 г. за невоздержную жизнь исключен из духовного звания и поступил в светское. Семен Афанасьев Воробьев, дьяческий сын; с 1791 по 1801 год был пономарем Новгородской Епархии в Сыркове монастыре, оттуда в означенном году перемещен был сначала в Шлиссельбургский собор дьячком, а потом в С.-Петербург в Воскресенский Новодевичий монастырь; в 1804 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но от монашества Петров не ушел. Великороссы Димитрий Сеченов и Гедеон чрезвычайно дорожили всеми талантливыми великороссами и тянули их вперед. Петров был для них такая находка, которую они не желали легко выпустить из рук. Заметив Петрова в синодальной типографии, Гедеон сразу оценил его и решил в себе, что он выведет его на дорогу. Он принудил его принять место в академии, ведшее за собой пострижение. Но Петров не постригался. Последовал указ об этом Синода, Петров не постригался. Гедеон в Синоде настаивал на своем требовании, и последовал вторичный указ, причем было прибавлено, что „уже отговоркам внимать не будут“ и чтобы Петров немедленно ехал в Петербург к Гедеону для пострижения. В 1759 году 29 лет от роду Петров пострижен Гедеоном с наименованием Гавриилом. Сеченов и Криновский стали так быстро возвышать его, что через два месяца он был ректором семинарии и лавры наместником. Три года он усиленно работал и по семинарии и над громадным хозяйством лавры, еле успевая принять раз в день пищу, состоящую из кашицы с сухарями. Чрез 3 года Гавриил сделан ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. По смерти Гедеона, поведшей за собой перемещение архиереев, он был назначен на Тверскую епископскую кафедру, на 33 году возраста, а в Петербурге ему поручали важные дела. Раз императрица Екатерина шла с ним рядом в крестном ходу и все время беседовала, и потом отозвалась, что он, „муж острый и резонабельный“. Она посвятила ему, в виде особого к нему уважения, свой перевод книги Мармонтеля Велизарий, причем в посвящении значилось: „Мы уверены, что сие сочинение вашему преосвященству понравится, потому что вы мыслями, как и добродетелью, с Велизарием сходны“. Покровители Гавриила выдвинули и другое духовное светило – Платона Левшина , тоже великоросса и тоже воспитанника московской академии. Платон рано прославился в Москве своей проповеднической деятельностью, которая началась в академии беседами с народом по катихизису, происходившими обыкновенно пред обедней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел, 1885 – Архимандрит Павел. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, о каждой с замечаниями. М., 1885 Панченко, 1973 – Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973 Панченко, Успенский, 1973 – Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепция первого монарха//ТОДРЛ, т. XXXVII. Л., 1983 Патерик, 1702 – Патерик Киево-Печерский. Киев, 1702 Пекарский, 1865 – Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. [Отдельный оттиск]. [СПб., 1865] Пернштейн, 1876 – Иоанн Пернштейн. Донесение о Московии. М., 1876 Петерсон, 1971 – Pemerson Th.G. The Survival of Byzanminism in 18 Century Greek Painting//Allen Memorial Art Museum. Bulletin, vol. XXIX, 1971, Петкович, 1965 – Петкович С. Зидно сликарство на 1557–1614. Нови Сад, 1965 Петров, 1866 – Петров П.Н. Сборник материалов для Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. Часть 3. СПб., 1866 Петров, 1902 – Петров Н.И. Коллекция старообрядческих икон и других священных предметов из Стародубья, собранная В.Н. Фальковским//Труды Киевской духовной академии, 1902, янв. Петров, 1911 – Петров Н.И. Один из способов похищения древних икон путем подмена их позднейшими копиями//Искусство. Киев, 1911, Пирсол, Солтер, 1973 – D. Pearsall, Е. Salter. Landscapes and Seasons of the Medieval World. Toronto. Buffalo, 1973 Писарев, 1904 – Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. Репринт. М., 1991 Побединская, Уханова, 1985 – Побединская А.Г., Уханов И.Н. Произведения мстерских художников М.И. Дикарева и О.С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Л., 1985 Покровский, 1895 – Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. М., 1895 Покровский, 1899 – Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства//ПДПИ, CXXXIV. см., 1899 Покровский, 1900 – Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб.. 1900

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему нельзя игнорировать Петров пост 16.06.2020 629 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 15 июня и продолжается до 11 июля. «Отправить в игнор» Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Смысловой центр поста Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным. «Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия. Метафизика в действии Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/pochem...

Но от монашества Петров не ушел. Великороссы Димитрий Сеченов и Гедеон чрезвычайно дорожили всеми талантливыми великороссами и тянули их вперед. Петров был для них такая находка, которую они не желали легко выпустить из рук. Заметив Петрова в синодальной типографии, Гедеон сразу оценил его и решил в себе, что он выведет его на дорогу. Он принудил его принять место в академии, ведшее за собой пострижение. Но Петров не постригался. Последовал указ об этом Синода, Петров не постригался. Гедеон в Синоде настаивал на своем требовании, и последовал вторичный указ, причем было прибавлено, что «уже отговоркам внимать не будут» и чтобы Петров немедленно ехал в Петербург к Гедеону для пострижения. В 1759 году, 29 лет от роду, Петров пострижен Гедеоном с наименованием Гавриилом. Сеченов и Криновский стали так быстро возвышать его, что через два месяца он был ректором семинарии и лавры наместником. Три года он усиленно работал и по семинарии и над громадным хозяйством лавры, еле успевая принять раз в день пищу, состоящую из кашицы с сухарями. Чрез 3 года Гавриил сделан ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. По смерти Гедеона, поведшей за собой перемещение архиереев, он был назначен на Тверскую епископскую кафедру, на 83 году возраста, а в Петербурге ему поручали важные дела. Раз императрица Екатерина шла с ним рядом в крестном ходу и все время беседовала, и потом отозвалась, что он, «муж острый и резонабельный». Она посвятила ему, в виде особого к нему уважения, свой перевод книги Мармонтеля Велизарий, причем в посвящении значилось: «Мы уверены, что сие сочинение вашему преосвященству понравится, потому что вы мыслями, как и добродетелию, с Велизарием сходны». Покровители Гавриила выдвинули и другое духовное светило — Платона Левшина , тоже великоросса и тоже воспитанника Московской академии. Платон рано прославился в Москве своей проповеднической деятельностью, которая началась в академии беседами с народом по катехизису, происходившими обыкновенно пред обедней.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Cioni P. Gorky and “the Gospel of the new faith”//Philological Class. 2018. 2 (52). С. 72. Пименов В. Ю. «Исповедь» М. Горького как манифест богостроительства//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. 2–2 (16). С. 169–170. Стейла Д. Богостроительство и авторитаризм: проблема соотношения большевизма и религии//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. 1–2. С. 546–547 К этому времени свящ. Г. Петров был автором двух брошюр, которые явно не могли быть близки М. Горькому: «Церковь Лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика Мирона: Чтение для народа»/Сост. свящ. Григорий Петров. СПб., 1896; «Соль земли [об истинно-христианской жизни и назначении человека]». СПб., 1896 (под псевдонимом). Щелкунов А. В. Формула добра и красоты. М.: Новый ключ, 2013. С. 13. Костромин К. А. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров//Коломенские чтения. 2015. Сб. ст./Под ред. Е. И. Жерихиной. СПб: Лики России, 2016. С. 115. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. С. 9. Там же. С. 18. Kenworthy S. M. An Orthodox Social Gospel in Late-Imperial Russia//Religion and Society in Central and Eastern Europe, Vol. I. Maiami: Maiami University, 2006. P. 19. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. C. 112; Эти призывы он будет повторять из книги в книгу вновь и вновь, пока в последний раз они не прозвучат в основной книге Г.С. Петрова «Финляндии, стране белых лилий» [ Петров Г. С. Финляндия, страна белых лилий/Пер. М. Витухновской. СПб: Европейский дом, 2004. С. 69-70]. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 1: 1888–1899. М.: Наука, 1997. С. 329. Там же. С. 335–336. Там же. С. 338. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М.: Главное издательство художественной литературы, 1955. С. 576. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 1: 1888–1899. М.: Наука, 1997. С. 348.

http://bogoslov.ru/article/6193256

К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. Т. 1. С. 335). Однако восстановление Петрова в сане в то время уже не могло произойти по причине вступления его во второй, не венчанный, гражданский брак. В конце 1920 г. эмигрировал в Сербию, потом переехал во Францию. В 1923 г. закончил перевод своей книги «Страна болот: Финляндские впечатления» (М., 1910) на сербский язык, вышла под названием «Задари живота»(«Созидатели жизни»). Получив большую популярность, переведена на болгарский язык. В 1925 г. опубликована в Болгарии уже после смерти автора «В страната на белите лилии» («В стране белых лилий»), выдержала 14 изданий. В 1928 г. ее перевели на турецкий язык. В Турции книга переиздавалась 16 разот 12 до 25 тыс. экземпляров. В 2004 г. издана в РФ, см.: Петров Г.С. Страна болот: Финляндские впечатления. М., 1910; Он же. Финляндия, страна белых лилий/Авт. вступ. ст. и пер. М.А. Витухновская. СПб., 2004. О Г.С. Петровесм.: Петров Г.С. Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию.СПб., 1908; Преображенский И.В. Новый и традиционный духовные ораторы о.о. Григорий Петров и Иоанн Сергиев, Кронштадтский. СПб., 1902; Руманов А.В. Священник Г.С. Петров, член Государственной думы: Биографияи история ссылки в монастырь. М., 1907; Фирсов С.Л. Священник Григорий Спиридонович Петров//Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века: Тезисы докладов и сообщений науч. конф. С.-Петербург. 19–20 марта 1996 г. СПб., 1996. С. 208–211; Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. С. 334–335; Витухновская М. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни»//Родина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

4 радиопередачи января: Цикл Год памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского » в рамках программы «Душеполезные чтения». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Ежедневно в 13.00//Фома. - – январь 2009. – С.92-93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Цикл « К 90-летию со дня рождения А. И. Солженицына » в рамках программы «Литературные чтения» и «Лекторий». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге.  Каждое воскресенье, в 21.40 (повторение в понедельник, в 15.10)/Рекомендует Юлия Осинская , руководитель издательского отдела официальной радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров»//Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Бог и человек в мировой литературе. Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Каждую пятницу, в 21.40 (повторение в субботу, в 15.30)/Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); «Фома» – программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция « Говорит Москва ». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. Каждую среду, после 21.00. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »). Передача «Фома» – это вечерний разговор об актуальном и вечном, о вере и сомнениях, о церковной и нецерковной жизни. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова . Каждую первую среду месяца на вопросы слушателей отвечает священник Игорь Фомин . Последняя среда месяца – время главного редактора «Фомы» Владимира Легойды .   5 дисков января:   Представлены диски: «История Древней Руси». Ю. А. Соколов . Вып. 1. - Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3). Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков января »); Первый выпуск издания курса лекций по истории Древней Руси петербургского историка и постоянного автора радио «Град Петров» Юрия Алексеевича Соколова. Охвачен период от древнейших времен до основания Киева. Это не сухое изложение фактов и событий, а красочный рассказ о далеком прошлом.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

Какой, однако, о. Петров неотступный последователь за Толстым!.. Недаром, с другой стороны, сектанты говорят об о. Петрове: «вот, это наш проповедник» ... Чем же, по крайней мере, сам о. Петров объясняет такой, совсем необычный для православного пастыря, характер своего проповедничества? Некоторый ключ к уразумению этого можно находить вот в чем. Однажды, доказывая заслуги графа Толстого в интересах христианства, о. Петров высказал ту мысль, что своими трактатами на евангельские темы Толстой привел светское общество к Евангелию, заставил его читать Евангелие, размышлять над ним, поучаться из него нравственной жизни 6 . «Нас-де, церковников, общество не слушает, а Толстого послушало: в этом его и заслуга». Вот, вероятно, чтобы заставить себя слушать, о. Петров так и боится набросить на себя и малейшую тень церковности. Но та масса слушателей, которую имеет о. Петров, говорит-ли о том, что он достигает своей цели именно тем, что упорно открещивается от всякой церковности? – Позволяем себе усомниться. И вот живое основание для нашего сомнения. Кому неизвестен отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и как проповедник, истолкователь слова Божия? По характеру своих духовных бесед и в храме, и в общественных собраниях, и в частных домах о. Иоанн – оратор, в теснейшем смысле слова, традиционный и, как таковой, диаметрально противоположен о. Петрову. Вот, для примера, одно из поучений о. Иоанна (18 Апреля 1902 г.) на Леушинском подворье на дневное евангельское чтение – «Беседа Иисуса Христа с Никодимом». В этом поучении применительно к содержанию Евангелия, о. Иоанн развивает мысли о необходимости для всякого христианина таинств крещения, покаяния и причащения, вопреки учению толстовцев, пашковцев и др. еретиков и горячо призывает всех не внимать басням еретиков, а крепко держаться учения и верований православной Церкви. Произнесение такого или подобного поучения было бы для о. Петрова таким же неподходящим делом, как, напр., ношение при мундире прокурора священнической камилавки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Очень значима серия его эскизов для журнала «Пламя» 1919 года. Сохранились только три листа – «Целование Иуды», «Отречение Петра» и «Распятие». Для Петрова-Водкина была важна тема предательства. И Иуды, и Петра, который трижды отрекся, как и Христос предсказал. Момент, когда художник работает над этой серией эскизов, совпал с его личными переживаниями. Был разгром эсеров, взяли Иванова-Разумника, а в его записной книжке нашли адреса людей, с кем он сотрудничал, в том числе адрес Петрова-Водкина, и художника на один день арестовали. И все эти настроения вылились в рисунках. Здесь тему предательства Петра Петров-Водкин представляет как независящие от человека обстоятельства, которые толкают на крайности и которые сложно выдержать. Вот такое было настроение. И художник много рисует распятого Христа. 5 самых ярких картин дореволюционного периода «Купание красного коня», 1912 год Здесь четко видна связь с древнерусским искусством, Петров-Водкин обратился к теме всадников, которая возникает в новгородских иконах, в частности, иконах Георгия Победоносца. И современники это прочитали. Но у Петрова-Водкина была чисто художественная задача – соединить несоединимое, показать в единстве движение и статику. Кстати, эскизы он писал со своего племянника и коня по кличке Мальчик. Красный цвет коня – из-за желания оторваться от быта, сделать символического всадника, мифологического, нездешнего. Конь – как судьба. Смотрит косым глазом – и грозный, и торжественный. Что ждет этого юношу? Когда началась Первая мировая, Петров-Водкин уверял, что он предвидел эти события. Доказать это, конечно, нельзя, но видимо, он просто чувствовал в жизни и тревогу, и радость, хотел символически показать эту сложность судьбы людей. «Мать», 1913 год С одной стороны, мы видим обычную крестьянку. Причем в ранних эскизах было лицо девушки, но все-таки Петров-Водкин выбрал чуть более грубоватое лицо по чертам, старше. Он не хотел делать идеализированный образ. Для него эта крестьянка воплощает Россию, народную, крестьянскую. Петров-Водкин пытался обобщить портретный образ матери до образа символического – страны.

http://pravmir.ru/creative/petrov-vodkin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010