– 6 мая 1727 г.), избранная «правительствующими персонами» и гвардией 267 . Она и ее окружение, очевидно, уже понимали необходимость решительно рассеять сомнения относительно принадлежности царя к православной Церкви, которые возникли в народе в первую очередь под впечатлением сочинений Феофана. В своем завещании 1727 г. Екатерина I повелела: «Никто никогда российским престолом владеть не может, который не греческаго закона» 268 . Петр II (7 мая 1727 г. – 18 января 1730 г.), сын несчастного царевича Алексея, равно как и его приближенные, был так тесно связан с консервативной церковно-оппозиционной «старорусской партией», что в его православности не могло быть и тени сомнения. Совсем иначе обстояло дело с императрицей Анной Иоанновной (19 января 1730 г. – 17 октября 1740 г.). Она была выдана замуж за протестанта, герцога курляндского, и провела почти двадцать лет в немецко-протестантском окружении. Неудивительно поэтому, что уже в первых параграфах так называемых кондиций 1730 г. Анне предъявлялось требование исповедовать («содержать») православную веру и распространять православие 269 . После объявления 25 февраля 1730 г. о своем «самодержавии» Анна постоянно была обеспокоена настроением духовенства, и не раз в своих указах требовала от Церкви ежегодных молебнов о своем «богоугодном правлении». Ее Тайная канцелярия жестоко преследовала всех духовных лиц, которые не совершали таких молебнов. Кроме того, все духовенство обязано было в письменном виде клятвенно подтвердить свою верность императрице 270 . В манифестах императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г. – 6 ноября 1796 г.) упоминания о ее «православии» и ее усердии в делах православной веры занимают большое место 272 . На то у нее были веские причины. Во-первых, она хотела подчеркнуть различие между религиозной индифферентностью Петра III, его склонностью к протестантизму и пренебрежительным отношением к жизни Русской Церкви, с одной стороны, и своим правоверием – с другой 273 . Во-вторых, умная императрица полагала, что важно напоминать о своей принадлежности к православию и с психологической точки зрения для большего влияния на народное сознание 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А сию купчую запись писал Сумской писарь Семен Карпов. К сей купчей Манойло Лесенко руку приложил. К сей купчей Павел Пантелеев вмисто Еремы Супруненка, Михайла Николенка, Савки Давидова да Иляша Матвеева по их велению руку приложил». «1735 году марта 28 дня сия купчая в Сумах на указный срок явленна и крепостных дел в книгу записана под 627». 5. Замечательные пожертвования земель были следующие: а) «1730 года, мая 22 дня гор. Краснополя соборной Успенской церкви поп Карп Мартинов по доброй своей воле отдал в Сумской Успенский монастырь своего отчиннаго пахатнаго поля игумену Корнилию с братиею за поминовение своих родителей, которое поле в Краснопольской даче за р. Тонкою». б) «1730 г. мая 22 д. города Краснополя Воскресенской церкви поп Иоанн Семенович Треповский отдал в Сумской Успенский монастырь свое власное пахатное поле за поминовение своих родителей; поле зостает за р. Тонкою в Краснопольской даче». в) 1730 г. «города Краснополя житель Матвей Фесенко отдал свое поле пахатное Сумскаго Успенскаго монастыря игумену с братию; поле зостает в Краснопольской даче за р. Тонкою». г) «1730 г. ноября, Сумскаго полку подпрапорный Иван Иванов сын Романов отдал в Сумской Успенский монастырь свое сенокосное и пахатное поле; поле зостает в Краснонольской дачи, в урочищи под их же монастырским хутором». д) «1734 г. июня, Краснопольский житель Кирил Андреев сын Кириченко отдал за молитвы и за поминовение родителей Сумскаго Успенскаго монастыря игумену Илариону ниву в Краснопольской дачи за лесом, прозываемим волоком к Сагайдачному шляху на отвершку р. Дерновой». е) 1728 г. июля 24 Сумского полку сотник Нижней Сироватки Григорий Калинин сын Левченко отдал «по обещанию отцовскую и дедовскую землю – на Успенский монастирь за поминовение родителей и кревних всех, то поле пахатное и сенокосное зостает на дальних Ильмах... при свидетелях, при отцу духовном Сироватском священнику о. Андрею Тимофеевичу» и проч. ж) 1744 г. окт. 23 Краснопольской Успенский церкви поп Кирил Мартинов отдал в Сумской Успенский монастырь «на молитвы за поминовение своих родителей сенокосную и пахатную землю в Краснопольской даче над р. Пожнею» и пр. СУМСКОЙ ПРЕДТЕЧЕВ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Репрессии обрушились и на архиереев. В 1730–1736 гг. прокатилась волна судебных архиерейских процессов, к которым был причастен и Феофан Прокопович . Первым в 1730 г. был осужден воронежский архиепископ Лев (Юрлов), обвиненный в том, что при получении известия о воцарении Анны Иоанновны не отслужил торжественного молебна. По той же причине осужден киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) и был сослан простым монахом в Кириллов Белозерский монастырь. Затем пострадали противники петровских церковных реформ и недружелюбно относившиеся к Феофану Прокоповичу : архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и архимандрит Гедеон (Вишневский). Всего в 1730–1736 гг. пострадали 6 архиереев. Репрессии против высших духовных лиц продолжались и после смерти Феофана Прокоповича в 1736 г., даже с еще большей суровостью. Известны имена не менее 10-ти архиереев, пострадавших в 1736–1740 гг. 215 «Ни до, ни после Анны русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью». Архимандрит Дмитрий Сеченов говорил впоследствии (в 1742 г.), что духовенство «так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверзти» 216 . Произведены были и перемены в высшем управлении, преследовавшие цель еще большего ее подчинения светской власти. Вместо упраздненного Верховного тайного совета учрежден Кабинет министров, в подчинение ему был поставлен Синод, в котором всеми делами заправлял Феофан Прокопович . Историк Русской церкви А.В. Карташев отмечает: «Синод был терроризирован через него, и в потоке дел, приобретавших характер политического розыска, часто забегал вперед и рекомендовал суровые меры раньше органов государственных. Дух диктатуры кабинет-министров поставил управление церковью в зависимость не только от учреждений государственных, но и прямо от лиц диктаторов, именовавшихся тогда временщиками» 217 . Правление Анны Иоанновны особенно тяжелым было для монастырей и монашества. 25 октября 1730 г. последовал ее указ о строгом соблюдении запрета монастырям под каким бы то ни было видом (покупки, дарения, завещания) приобретать земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30-го января 1726-го года архимандрит Петр определил штат Школы в 50 воспитанников. Приказано было содержать при Невском Монастыре для обучения школьников 50 чоловек. «Излишних, которые к обучению непонятны и ленивы, с монастырской пиши и одежды отрешить, а «коли из оных кто похощет на своей пище и одежде учиться, оным позволяется». Профессору Скяде поручено было школьников «рассмотреть и разобрать» 2568 . После этого в Школу за весь 1726-й год поступило только 3 человека, – 2 крестьянских сына и племянник Прилуцкого архимандрита Иов Григорьев, – все на монастырское содержание. Выбыло в 1726-м году 24 человека 2569 . В 1727-м году поступили опять только трое: 2 сына монастырского диакона Августа и сын Кронштадтского дьячка, – все на монастырское содержание. Затем в течение двух лет поступления не было. Выбыло за 3 года 26 человек. В 1730-м году поступило 2 школьника, выбыло в 1730-м, 1731-м и 1732-м годах 15 человек. Оставалось 18 школьников 2570 . Школа, таким образом, увядала. В 1727-м году, при восшествии на престол Императора Петра II-ro, показаны принесшими присягу в Александро-Невском Монастыре 59 семинаристов, 1 профессор и 2 учителя – арифметической и Славянского языка 2571 . Указ 15-го июля 1730-го года о возвращении вотчин вносил расстройство и в жизнь Александро-Невской Школы. В Школе – Семинарии обучались дети монастырских служителей и крестьян. По указу 15-го июля 1730-го года все служители Иверского Монастыря возвращались в Иверский Монастырь; между тем их детей обучалось в Невском Монастыре 24, из иих 11 не были записаны в подушный оклад. В указе о возвращении вотчин школьники не были упомянуты в числе подлежащих возвращению, но не было упомянуто и об их оставлении. Монастырь, в недоумении, и запрашивал разъяснения у Святейшего Синода, выражая желание, чтобы, в случае отдачи школьников из Невского Монастыря, последнему возмещены были издержки на их содержание и обучение 2572 . Из Школы были увольняемы учащиеся и по малоспособности к учению. Так, в октябре 1727-го года, Скяда «отрешил из Семинарии» одного школьника «за непонятием учения и за ручною болезнью» 2573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Новый лютеранский храм строился по его проекту. 29 июня 1728 года, в день святых апостолов Петра и Павла, был положен первый камень в основание новой церкви; поэтому она и была названа церковью свв. Петра и Павла. Впоследствии, однако, за церковью прочно закрепилось сокращенное название Петрикирхе. Император Петр II пожертвовал на постройку 1 тысячу рублей. Но так как денег для постройки каменной церкви было все-таки недостаточно, то было решено обратиться за помощью к немецким королям и князьям. Во все концы Европы, отчасти с помощью русских посланников, были отправлены просьбы о сборе пожертвований для строительства лютеранской церкви в новой русской столице. Денежные взносы были получены из Пруссии, Швеции, Гольштейна, Франкфурта-на-Майне, Готы, Ольденбурга, Ульма, Регенсбурга, Аугсбурга, Байройта, Ангальта, Любека, Гамбурга, Лондона, Амстердама. 42 По ходатайству Миниха из Германии было получено 3.500 рублей, а всех пожертвований было собрано 15 тысяч рублей. Непосредственное участие в создании церкви принимал граф Миних. Он собственноручно составил план здания и его фасада. Это была двухэтажная базилика, ориентированная с севера на юг, выложенная из кирпича и покрытая штукатуркой. Над входом в церковь с южной, противоположной алтарной части стороны располагалась деревянная башня. Возведение здания длилось два года. 43 14 (25) июня 1730 года, в день юбилея Аугсбургского исповедания (1530–1730), новая церковь была освящена. Первое богослужение в новом храме совершил пастор Г. Назиус, который и стал первым священнослужителем церкви свв. Петра и Павла. (Г. Назиус родился в 1687 г. в Вислебене, близ Эрфурта; скончался в Петербурге в 1751 г.) 44 . «Кирка лютерского исповедания на Адмиралтейской стороне на Большой преспективе, построена каменная, – отмечал историограф С.-Петербурга Г. Богданов. – Сия кирка зачата каменным строением строится в 1727 году, а совершилась в 1730 году, и наименовали во имя святых апостол Петра и Павла» 45 . Отечественный автор не забыл упомянуть и о судьбе «адмиральской» церкви: «Кирка лютерская, с первоначальных лет была на дворе адмирала Крейца деревянная, и в 1730 году, когда каменная построилась, оную сломали» 46 , – добавляет Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Гавриил (в миру Петр Петрович Шапошников; 1730–1801) — митрополит Петербургский в 1783–1799 гг. Гавриил (в миру Петр Петрович Шапошников; 1730–1801) — митрополит Петербургский в 1783–1799 гг. Имеется в виду Троицкий-Михайловский мужской монастырь в 15 верстах от Новгорода на реке Веряже, основанный в XVI b. св. Михаилом Клопским. Имеется в виду Троицкий-Михайловский мужской монастырь в 15 верстах от Новгорода на реке Веряже, основанный в XVI b. св. Михаилом Клопским. Впоследствии император Aлekcahдp I. Впоследствии император Aлekcahдp I. Константин Павлович (1779–1831) — великий князь, второй сын Nabлa I. Константин Павлович (1779–1831) — великий князь, второй сын Nabлa I. Торжественное перенесение чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, обретенной в 1560 г., состоялось в Тихвинском Большом Богородском мужском монастыре 26 июня 1798 г. Торжественное перенесение чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, обретенной в 1560 г., состоялось в Тихвинском Большом Богородском мужском монастыре 26 июня 1798 г. Шебуев Василий Кузьмич (1777–1855) — профессор исторической живописи в Академии художеств. Шебуев Василий Кузьмич (1777–1855) — профессор исторической живописи в Академии художеств. Мемуарист путает г. Устюжну Новгородской губернии и г. Великий Устюг Вологодской губернии (расстояние между которыми около 800 верст). В жизни св. Прокопия Праведного (? — 1303), юродивого, жившего в Великом Устюге, действительно есть эпизод об избавлении им Устюга от истребления «каменной тучей» (см.: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 61–85). Мемуарист путает г. Устюжну Новгородской губернии и г. Великий Устюг Вологодской губернии (расстояние между которыми около 800 верст). В жизни св. Прокопия Праведного (? — 1303), юродивого, жившего в Великом Устюге, действительно есть эпизод об избавлении им Устюга от истребления «каменной тучей» (см.: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 61–85).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

4 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (273–305) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за апрель 1880 г.) (306–322) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (33–48) Том 3 Июль 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга четвертая (177–232) 2 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 106–112] (325–389) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (390–421) 4 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе (422–451) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за май 1880 г.) (452–460) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (49–80) Август 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (255–356) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе [продолжение] (461–523) 3 . Шуази. Апостольское предание [продолжение] (524–553) 4 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [окончание] (554–575) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (576–583) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июнь 1880 г.) (584–588) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (81–128) Сентябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга пятая (231–296) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси (1–56) 3 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (57–95) 4 . Шуази. Апостольское предание [окончание] (96–136) 5 . Фоменко К., свящ. Древняя монолитная колонна на погосте Русского храма в Иерусалиме (137–143)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Студийский устав о пище в малые посты был снисходителен. В Петров пост было положено есть дважды и по два блюда, вина по две чаши на обед и на ужин; в Филиппов пост полагалось есть однажды, но пить три чаши. В праздники, воскресенья и субботы с благословения игумена разрешались уставом рыба, два варева с маслом (или второе без масла), есть дважды, пить три чаши за обедом, две за ужином. Предписания Иерусалимского устава несравненно строже. Так, например, в Петров пост по понедельникам, средам и пятницам разрешалось только сухоядение; по вторникам и четвергам, в девятом часу – одно горячее блюдо без масла, другое – сухоядение. В субботы и воскресенья позволялось масло, но относительно вкушения рыбы нет упоминания. В период Студийского устава русские уставные статьи в Петров пост предписывали (понедельник, среду, пяток) проводить без рыбы и вина (даже без варева) и есть однажды «хлеб с овощем» или «горох с яглы» и вишни; рабочим людям разрешалось есть дважды. В остальные дни седмицы разрешались рыба и вино (одна чаша). Филиппов пост проводили так же, как и Петров. В сочельники Рождественский и Крещенский дозволялось вкушать хлеб, капусту и рыбу. Малым детям и больным разрешалось молоко, кроме понедельника, среды и пятницы. Русские уставные статьи относительно малых постов по своему содержанию ближе к Студийскому уставу. Так, в Петров и Филиппов посты в субботу и воскресенье инокам разрешались рыба, вино и масло. Во вторник и четверг дозволялось вино и масло 32 . В Филиппов пост, начиная с Николина дня, а в Петров за две недели до Петрова дня рыба инокам воспрещалась 33 . Успенский пост, по предписанию русских статей устава, проводился как Петров и Филиппов. Но с XV века он приобретает более строгий характер. Сведения об этом содержатся в «Домострое», где говорится, что благочестивые люди не едят в «Госпожино говенье» свежей рыбы, кроме Преображения, а едят сушеную, не пекут пирогов. Были и такие, которые вовсе не ели рыбы этим постом. Таким образом, Успенский пост своим уставом о пище приближался к Великому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010