Архимандрит Макарий Период I. Жизнь митрополита Гавриила до вступления его на Санкт-Петербургскую кафедру (1730–1770) Глава I Место и время рождения м. Гавриила и известие об его родителях. Образование его в Московской академии и память его о ней. Избрание им рода жизни и определение на службу справщиком при синодальной типографии. Отречение от учительского места. Переведение его в лаврскую семинарию учителем риторики и обстоятельства поступления его в монашество (1730–1758). Митрополит Гавриил родился в Москве 18 мая 1730 года и в крещении наречен Петром 9 . Родители его отличались добротой души и благочестием 10 , качествами, которые вполне перешли и к сыну их Петру. Отец После домашнего воспитания, на 12 году возраста, Петров в 1741 году отдан был обучаться в славяно-греко-латинскую Московскую академию, помещавшуюся в Заиконоспасском монастыре. В академии он обучался «с отличным успехом» в продолжение 12 лет (1741–1753), и кончил курс учения в 1753 году, при ректоре Варлааме Лящевском. Московская академия, как место первоначального образования, во все время жизни была для преосв. Гавриила предметом любви и внимания. Он не забывал о ней и в то время, когда был в С. Петербурге и имел множество других дел и забот. Зная скудость содержания в академии, он в 1775 году, будучи архиепископом Новгородским и С. Петербургским, внес 1000 рублей в банк, с тем, чтобы проценты с сей суммы шли на содержание бурсаков Московской академии 16 , а в 1783 году внес еще 1000 рублей с предоставлением процентов для той же академии 17 . По окончании академического курса наук, Петров около двух лет проживал у отца в доме без места. В это свободное время он вникал в себя и занимался избранием рода жизни. По любви к уединению и ко храму Божьему, он решился не связывать себя узами брака, не вступая, однако же, в монашество; – почему как при окончании курса учения, так и после он избегал должности наставника, академии обязывавшей тогда к принятию монашества. Петров решился было испросить себе просфирническое место, чтобы только иметь, как сам выражался, «маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Петров пост в 2024 году — с 1 по 11 июля Как провести, почему мы постимся Петровским постом, что делать Петровым постом и какое задание дать себе на пост? 23 июня, 2019 Как провести, почему мы постимся Петровским постом, что делать Петровым постом и какое задание дать себе на пост? Петров пост в 2024 году: как поститься? Какого числа будет Петров пост в 2024 году? В 2024 году Петров пост длится с 1 по 11 июля. Петров пост в 2025 году — 16 июня- 11 июля В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье. Возникновение Петрова поста Через 7 дней после праздника  Троицы (Пятидесятницы) начинается  Апостольский, или Петров пост , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле. Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня. В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

http://pravmir.ru/vse-o-petrovom-poste/

Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (он открывает клады) . На Ивана Купала появляются светляки. Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов. На рождество крестителя собирают лекарственные травы. 26. На Тихвинскую ягоды поспевают. Пчела вылетает за поноской (?). 27. На Самсона дождь – до бабьего лета мокро (север.) . На Самсона дождь – семь недель дождь. Самсон сено загнаивает. Самсона сеногноя. Никола обыденный (сибирск., т. е. сооруженный в одни сутки, как в Вологде спас обыденный) . На Петров день солнышко играет (тульск.) . Второй покос (южн.; первый 24-го) . С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. Далеко кулику до Петрова дня. Худое (Шелудивое) порося и в петровки зябнет. В Петров день барашка в лоб. С Петрова дни зарница хлеб зорит. Петр и Павел два прибавил (два часа дня) . Утешили бабу петровские жары голодухой. Спасовка лакомка, а петровка голодовка. Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (гов. о уборке сена) . Доставай (Ладь) косы и серпы к Петрову дню. С Петрова дня пожня (покос, косьба). Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый. Петровка навозница. Межипарье, междупарье. На св.Петра дождь – жито как хвощ (западн.) . На св. Петра дождь – урожай нехудой, два дождя – хороший; три – богатый. Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку. Прошли петровки, опало по листу; прошел Илья, опало и два. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня. Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.) . На Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницей в лесу; замоск.) . Петров день – проводы весны. Мясоед с постом побранился (если 29 июня придется в среду или в пятницу) . До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса (16 авг.) засеять. Июль. Июль – макушка лета, сенозорник, страдник. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Июль – хоть разденься, а декабрь – потеплей оденься. В июле хоть разденься, а легче нет (а все легче не будет). Март, апрель, май, июнь вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А при таком бездействии гражданского начальства, хотя причиною и не были корыстные виды, и при невнимании ее к требованиям духовенства относительно поддержания благочестия не мудрено, что народная нравственность колебалась, и самый разврат выказывался уже безбоязненно. Об этом можем заключить из следующего, выходящего из ряда обыкновенных распоряжений, предписания Святителя к поповскому старосте в мае 1730 г.: «Понеже от некоторых людей мы известны учинились, что во граде Иркутску умножились между людьми блудныя дела, за что грядет гнев Божий на сыны противления. Того ради повелеваем тебе, чтоб всем градским священникам, соборным и приходским приказать накрепко, дабы оные читали книжки-заповеди с толкованием Закона Божия в Воскресные и в Праздничные дни, яко на утрени тако и после Литургии, по частям без упущения, также и иных святых и Богоносных Отец поучения душеспасительная, да поне негли (может быть) кто от слышащих, слышав и познав свою совесть, исправится. А аще кто от священников по церквам вышевеленнаго исполнять не будут, о таковых небрегущих о стаде словесных Христовых овец усмотря доносить нашему архиерейству, да не услышат они за свое небрежение сей страшный глагол Господень: от рук ваших изыщу овец моих!». И не напрасно сказал Святитель, что грядет гнев Божий на сынов противления. Действительно, не проходило года, чтоб Господь не посетил невнимательный к внушениям своего Святого Архипастыря край каким-либо выражением Своего гнева. В 1728 г. была засуха; в 1729 – безвременное многодождие; в 1730 г. опять слышим следующее воззвание Святителя к градскому духовенству: «По желанию нашему к общему всех православных христиан благу, повелевается соборне со всеми градскими священники, сего 1730 года Маия 22 дня, в соборе совершить ко всех благих подателю, Всещедрому Богу молебное по последованию требника о дожде пение по Божественной литургии, да и впредь по вся дни нынешния весенния, как в соборе так и у всех градских церквей чередным священникам исполнять на всяк день. Маия 21 дня 1730 года». Подобным бедствием был ознаменован и последний год жизни Святителя – 1731-й, и такое же со стороны Его, также в мае месяце было распоряжение о молении, чтоб Господь преложил гнев на милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем завещании 1727 г. Екатерина I повелела: «Никто никогда российским престолом владеть не может, который не греческаго Петр II (7 мая 1727 г.— 18 января 1730 г.), сын несчастного царевича Алексея, равно как и его приближенные, был так тесно связан с консервативной церковно-оппозиционной «старорусской партией», что в его православности не могло быть и тени сомнения. Совсем иначе обстояло дело с императрицей Анной Иоанновной (19 января 1730 г.— 17 октября 1740 г.). Она была выдана замуж за протестанта, герцога курляндского, и провела почти двадцать лет в немецко-протестантском окружении. Неудивительно поэтому, что уже в первых параграфах так называемых кондиций 1730 г. Анне предъявлялось требование исповедовать («содержать») православную веру и распространять После объявления 25 февраля 1730 г. о своем «самодержавии» Анна постоянно была обеспокоена настроением духовенства, и не раз в своих указах требовала от Церкви ежегодных молебнов о своем «богоугодном правлении». Ее Тайная канцелярия жестоко преследовала всех духовных лиц, которые не совершали таких молебнов. Кроме того, все духовенство обязано было в письменном виде клятвенно подтвердить свою верность В манифестах императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г.— 6 ноября 1796 г.) упоминания о ее «православии» и ее усердии в делах православной веры занимают большое На то у нее были веские причины. Во-первых, она хотела подчеркнуть различие между религиозной индифферентностью Петра III, его склонностью к протестантизму и пренебрежительным отношением к жизни Русской Церкви, с одной стороны, и своим правоверием — с Во-вторых, умная императрица полагала, что важно напоминать о своей принадлежности к православию и с психологической точки зрения для большего влияния на народное Вот почему в манифесте от 28 июня 1762 г. по поводу восшествия Екатерины II на престол подчеркивается не государственно-политический, а религиозный момент: «Всем прямым сынам отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начиналася самым делом, а именно: закон наш православный греческий перво всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так что Церковь наша греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности переменою древнего в России православия и принятием иноверного Коронация Екатерины II произошла 22 сентября, так же скоро, как и Анны Иоанновны, ибо эта церемония обеспечивала новой императрице церковное благословение.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Преосвященный Иннокентий, согласно приговору прихожан и желанию самого избранного, рукоположил его во диакона в июне 1730 г. Однако ж фамилия Кабаковых на служении церкви не удержалась, и теперь нет следов ее в списках церковных, тогда как в 1730 г. под присяжным листом на верность подданства Императрице Анне опять значится пономарь Нерчинского собора Федор Стуков. Род Стуковых и доныне не оскудевает на службе духовной и приобрел и по епархиальной и по училищной части различного рода известность. В мае 1730 г. умер престарелый священник Аргунской Вознесенской церкви Сергий Иванов Телятьев. Прихожане, во главе коих подписались обер-гитен-фервалтер Петер Дамес и Симон грек (последний по-гречески), представили кандидата Ивана Елизарьева сына Осколкова. От избранного, по обычаю, взята 13 октября того 1730 г. сказка, в которой он в правду Божию и по христианской совести показал, что родился в Яренском уезде, в Цырабской волости от крестьянина Елизарья Федотова Осколкова, и в возрасте своем отпущен из Яренска в Сибирские городы для торгового промыслу по пашпорту из Устюжской провинции от воеводы Ивана Петровича Матюшкина. В службах государевых ни в каких нигде не бывал, такожде и в подушные деньги ни к кому не приписан и не плачивал, а в солдатских наборах и в солдатах не бывал, и не беглой солдат, ничей крестьянин. Женился в Яренском уезде Жешерской волости у крестьянина Бориса Петрова Шепетева на дочери Анне, которая оставлена в доме отца своего, где, как видно из писем от нее, и слышно чрез купецких людей, здрава обретается, и аще Господь подаст ему быть в священном чине, то по нее пошлет в нынешнем же году чрез своих сродич. От роду он Осколков имеет тридцать первый год. Но Святитель на этой сказке написал: отказать по тех мест, пока жену сюда сыщет. Однако ж прежде чем достал Иван Осколков жену свою, по крайней необходимости он был произведен во священника и до приезда жены по требованию военного начальства, как видели, определен был к Селенгинской походной полковой церкви на место умершего иеромонаха Феофана Конарского, и на этом месте в 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В царствование Петра II (7 мая 1727 г. – 19 января 1730 г.), при господстве старорусской партии, Питирим оставался в тени, как миссионер, успевший дважды издать свою «Пращицу» (1721 и 1726 гг.), хотя вызывался в Петербург на череду служения. 303 С восшествием на престол Анны Иоанновны (25 февраля 1730 г.) снова вырос авторитет Феофана Прокоповича , а с ним и Питирима; напротив, для их недоброжелателей наступило тяжелое время. Первый год Аннинского царствования был ознаменован несколькими процессами иерархов, обвиненных в политической неблагонадежности. Имена большинства этих иерархов уже известны, то были Лев Юрлов, Георгий Дашков, Игнатий Смола, Сильвестр Холмский, Варлаам Ванатович, Феофилакт Лопатинский и Варлаам Псковский. 304 Аннинское правительства сразу обратило внимание на раскол, как противоцерковное явление, и вспомнило Питирима. В манифесте 17 февраля 1730 года Синоду говорилось: «раскольников, невежеством своим противляющихся Святой Церкви, обращать увещанием и учением». 305 8-го мая именным указом повелено Синоду в деле обращения раскольников поступать согласно петровским указам, данным Питириму нижегородскому «и во всем, что принадлежит к обращению раскольников и искоренению их противного учения всякое вспоможение чинить». 306 16 мая, в исполнение именного указа, Св. Синод снова отдал архиепископу Питириму взятые у него города: Балахну, Юрьевец-Повольский, Яропольч, Гороховец, Арзамас, Вязниковскую Слободу с их уездами, а также Галичский уезд по р. Унжу и Флорищеву пустынь – по всем духовным и раскольническим делам и поставлением во священство. Кстати Синод распорядился произвести следствие над архим. Лаврентием и чернецом Варсонофием. Последний называл себя игуменом Юрьевец-Повольского Пушавенского Воскресенского монастыря и, подобно Лаврентию, жалуясь на «обиды и напрасные налоги», просил об отписке от Питирима Юрьевца-Повольского с его монастырем. 307 Тогда же Св. Синод, по собственной инициативе, поручил Питириму, сверх дел духовного характера, производить там с 1731 г. «для лучшего по близости расстояния» все денежные сборы, состоявшие в ведении Синодального Казенного Приказа, и высылать их в Москву. Только назначение Питирима в синодальные члены (с 21 июля 1730 г.), сопряженное с отлучками из Н. Новгорода, и указание его, что сборы «учинят помешательство и остановку духовным делам», дали Синоду повод отменить свое решение. 308

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

78 Евгений Савойский (1663–1736) – принц, выдающийся полководец; воевал на стороне австрийских Габсбургов, одержал победу над турками (1697, 1716–1717) и французами (1707–1709) в «Войне за испанское наследство», подавлял восстание в Венгрии (1703–1711) и в Нидерландах (1717). 79 Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (1684–1727) – русская императрица (1725), вторая жена Петра I; на престол после смерти мужа была возведена гвардией и А. Д. Меншиковым, при ней стал функционировать Верховный тайный совет (1726–1730), как совещательный орган при самодержце. 80 «Царевич» – Петр II Алексеевич (1715–1730) –сын царевича Алексея Петровича и его жены Софьи-Шарлотты, принцессы браун- швейг-вольфенбюттельской, внук Петра I, русский император (1727– 1730). 81 «Герцог и герцогиня голштейн-готторпские» – речь идет о дочери Петра I и Екатерины 1 Анне Петровне (1708–1728), которая была (с 1725) замужем за герцогом шлезвиг-голштейн-готторпским Карлом Фридрихом. Их сын Карл Петр Ульрих – будущий император Петр III (1728–1762). 82 Елизавета (Елисавета) Петровна (1709–1761) –дочь Петра I и Екатерины I, императрица (1741 –1761); была возведена на престол гвардией, вела активную политику; в ее царствование наблюдается оживление экономики и культуры страны с одновременным ростом эксплуатации народных масс. 83 Остерман Андрей Иванович (1686–1747)–родился в Вестфалии; в России с 1703 г., здесь сделал блестящую карьеру от переводчика Посольского приказа до канцлера и члена Верховного тайного совета, получил титул графа (1730). Активно поддерживал при дворе фаворита императрицы Анны Бирона и его «немецкую партию». С приходом к власти императрицы Елизаветы был обвинен в ряде преступлений, в том числе и в казнокрадстве, и сослан в Сибирь. 84 Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) –князь, лидер «верховников» – членов Верховного тайного совета; составил требования «Кондиции» с целью ограничения власти императрицы Анны, однако они не были приняты; вскоре он по требованию Бирона и «немецкой партии» был арестован и умер в каземате Петропавловской крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варвар — иноземец, говорящий на непонятном языке, невежественный, грубый и жестокий человек. Варяги-Русь — древнерусское название народов и племен, живших по берегам Варяжского (Балтийского) моря. Наемные дружины варягов находились на службе у русских князей. Варягом был и Рюрик — основатель Древнерусского государства, а также основатель правившей на Руси княжеской династии Рюриковичей. Васильевский остров — самый большой остров в дельте Невы, исторический район Петербурга. Свое название остров получил от имени инженерного офицера Василия Корчмина, командовавшего двумя батареями, защищавшими этот остров от неприятельских кораблей. Василий Корчмин часто получал письменные приказания от царя с надписью на конверте: «Василию на остров». С той поры повелось называть этот остров Васильевским. Вахмистр — чин и должность унтер-офицерского состава в русской кавалерии и конной артиллерии. Соответствовал чину фельдфебеля в других родах войск. Вельможа — знатный и богатый человек, обладающий властью и принимающий участие в управлении страной. Венец — металлический (золотой, серебряный) головной убор или корона как символ власти. Вензель (польск. узел) — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. Вербовать — нанимать на военную службу, набирать войска. Веред (др. — рус.) — болезнь, нарыв, гнойник; вред, ядовитое вещество. Верста — старая русская мера длины, равная 1,06 километра. Верфь — место постройки, оснащения, спуска на воду и ремонта судов. Верховный тайный совет — высшее государственное учреждение Российской империи в 1726–1730 годах. Он был создан указом Екатерины I от 8 февраля 1726 года. Задумывался совет как более эффективный (по сравнению с Сенатом) орган государственного управления. Он состоял из канцелярии и присутствия. В правление императора Петра II руководство этим учреждением перешло в руки знатных родов — князей Долгоруких и Голицыных. После смерти Петра II (18 января 1730 года) члены Верховного тайного совета («верховники») высказались за призвание на российский трон курляндской герцогини Анны Иоанновны (племянницы Петра I), но вынудили ее подписать «кондиции» — письменные условия, ограничивающие власть императрицы. После восшествия на престол 25 февраля 1730 года Анна Иоанновна демонстративно разорвала «кондиции», а 4 марта 1730 года своим манифестом упразднила и сам Верховный тайный совет.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010