Не будет ли такая федерация напоминать удельного устройства Руси с его кровавыми междоусобицами, закончившимися порабощением России монгольской орде? Кто, кроме врагов России, или безмозглых доктринеров, может предлагать план расчленения, а чрез то и ослабления России? Когда Давид с приближенными ночью прокрался в стан Саула, проник даже в палатку последнего, то Авесса просил позволения у Давида заколоть спящего Саула, этого личного врага и гонителя Давидова, но Давид воспретил ему, говоря: Не убивай его, ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? Меня да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня ( 1Цар.26:9–10 ). И кого же сравнивает с Давидом священник Петров? Тех, которые рвали, топтали русские национальные флаги, поднимали красный флаг – символ резни и крови, поносили царя, пели революционную марсельезу, издавали дикие вопли: «крови! крови»! били и убивали осмеливавшихся сказать слово в защиту царя, проявлявших патриотические чувства, любовь к России и к русским, называли их презрительно черносотенцами. Царь и русское правительство – Голиаф; социалисты, анархисты, революционеры, убийцы из за угла, жиды и жидовствующие враги России и русского народа – Давид. Только свящ. Петров и мог сделать такое сравнение. Точно в насмешку над самим собой, или над здравым смыслом читателей свящ. Петров оканчивает свою статью словами Христа: «Познайте истину, и истина вас сделает истинно свободными. (Слова «истинно» в этом евангельском изречении нет; свящ. Петров восполняет слова Христа своими словами). Сам то свящ. Петров держится ли истины; уважает ли и любит ли истину? Он – деятельный сотрудник Русского Слова; а в какой иной газете печаталось больше лжи, особенно в октябре, ноябре и декабре 1905 года, как не в Русском Слове? Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты. Свящ. Петров перечислил с полдюжины свобод, но опустил еще одну – свободу лжи. В газетах, особенно либеральных, ложь и прежде текла ручьями, а с дарованием свободы печати в газетах, подобных Русскому Слову, она полилась реками – мутными, грязными, зловонными, угрожая залить, затопить, задушить смрадом все живое и доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

401 В защиту православной веры. Пг., 1916. – Книга представляет собой разбор сочинения католического полемиста И. А. Забужного «В защиту веры» (СПб., 1908; изд. 2-е, Пг., 1914; изд. 3-е, под измененным заглавием: «Православие и католичество». Царьград, 1922). 402 Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550–1603). Казань, 1894. 403 Рождественский А. Я. Всели три степени церковной иерархии признаются в англиканстве Богоустановленными? Кутаис, 1901; Символические и богослужебные книги Англиканской Церкви, как выражение ее веросознания. Киев, 1908. 404 Ивановский Д. Отношение протестантов к церковному преданию. – «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1879. Т. 1; Морев И. Римско-католическое учение о священном Предании. – «Православное обозрение». 1891. Т. 3; Священник Иоанн Филевский. Учение Православной Церкви о Священном Предании. Харьков, 1902. 405 Святитель Филарет (Дроздов) . Значение церковной молитвы о соединении Церквей. – «Прибавления к Творениям святых отцов». Ч. 19. 1860; О непрерывности епископского рукоположения в Англиканской Церкви. – «Православное обозрение». 1866. 2; Изложение разностей между Восточной и Западной Церковью в учении веры, составленное митрополитом Филаретом. – «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1872. 410 Кроме указанных статей о старокатоличестве, см.: Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам (ЖМП. 1931. 2, 3, 4); О значении апостольского преемства в инославии (ЖМП, 1934. 23–24); Есть ли у Христа наместник в Церкви? (ЖМП. 1944. 2) и др. 414 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. С. 13. 416 Митрополит Гавриил (Петров). О служении и чиноположениях Православной ГрекоРоссийской Церкви. СПб., 1792, 104 с.; 1795, 105 с.; изд. 2. СПб., 1819, 318 с.; изд. 3. М., 1844, 185 с.; изд. 4. М., 1863, 178 с. – Об авторе: Архимандрит Макарий. Сказание о жизни и трудах митрополита Гавриила. СПб., 1857; Титлинов Б. В. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1730–1801). Его жизнь и деятельность Пгр., 1916, 1197 с. См. также: Вопреки веку Просвещения, Жизнеописание и творения Высокопреосв. Гавриила (Петрова). М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Он был возвращен из забвения державной волею Петра I. Духовное устроение монастыря обязано личности подвижника, не связанного непосредственно с Паисиевой школой. В 1781 году митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров, 1730—1801) вызвал из Саровской пустыни, сохранявшей и в «упадочном» восемнадцатом столетии традиции иноческого делания, иеромонаха Назария (Кондратьева), который в течение последующих двадцати лет, в сане строителя, а затем — игумена, занимался возрождением Валаама, уделяя главное внимание внутреннему строю монастырской жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так охарактеризовал деятельность игумена Назария: «Почти в наше XIX столетие Валаамская обитель выставляет одного из великих своих мужей, приснопамятного старца, подвижника, пустыннолюбца, отца игумена Назария, со славным именем которого на тверди валаамской появилась целая рать пустынных подвижников, воскресивших времена Египта и Фиваиды, которые, искали одного — единения со Христом... Двадцать лет провёл игумен Назарий в Валаамском монастыре, построил здесь каменные здания внутреннего монастырского корпуса, соорудил три каменных храма, умножил братство и по воле митрополита Гавриила ввел в Валаамском монастыре устав Саровской пустыни, на основании которого братия преуспела здесь во всех трёх родах подвижничества: общежитии, жизни скитской и отшельничестве». Дни своей земной жизни игумен Назарий, современник преподобного Серафима Саровского, окончил 23 февраля 1809 года в Саровской пустыни, куда он возвратился с Валаама в 1804 году.    Митрополит Гавриил (Петров) — ревнитель монашества, стремившийся к возрождению аскетических традиций и жизненного уклада русских монастырей, состоял в переписке с преподобным Паисием Величковским, способствовал изданию «Добротолюбия» на церковнославянском языке, привлекал учеников старца в качестве настоятелей и духовных наставников опекаемых им монастырей (в частности — Кириллова Новоезерского). Но все же основы самобытной валаамской традиции были заложены представителем Саровской пустыни игуменом Назарием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

с 22.10.1757 митрополит с 8.10.1762 † 14.12.1767 Период межархиерейства с 1767 по 1774 годы. С 1 января 1775 года Новгородская епархия, не сливаясь с Санкт-Петербургской, находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов. Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский и Новгородский с 1.01.1775 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Новгородская и Олонецкая С 16 октября 1799 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Новгородский и Санкт-Петербургский с 16.10.1799 по 19.12.1800 на покое; † 26.01.1801 Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский с 26.03.1818 †21.05.1818 25 июня 1818 года Новгородская епархия была присоединена к Санкт- Петербургской. Новгородская и Старорусская Восстановлена в 1892 году Феогност (Лебедев) архиепископ, бывший архиеп. Владимирский и Суздальский с 21.11.1892 по 13.08.1900 митр. Киевский и Галицкий; † 22.01.1903 Викарии Новгородской епархии Корельские и Ладожские епископы Викариатство учреждено в 1708 году Иоиль епископ, рукоположен с 18.01.1708 † 17.06.1712 Аарон (Еропкин) епископ, рукоположен с 24.01.1714 по 28.06.1723 (с 3.02.1716 по 1721 управлял Новгородской епархией) на покое, с 29.01.1728 еп. Корельский и Ладожский (повторно) Иоаким епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 23.06.1723 по 11.10.1725 еп. Суздальский и Юрьевский Аарон (Еропкин) епископ, повторно с 29.01.1728 по 1.07.1730 на покое; † 1.05.1740 Иосиф епископ, бывший архиеп. Самтаврский и Горийский с 15.05.1734 по 16.10.1740 на покое; † 1.09.1750 Маркелл (Родышевский) епископ, рукоположен с 10.01.1742 † 29.11.1742 Кексгольмские и Ладожские епископы Викариатство переименовано в 1757 году Иоасаф (Хотунцевский) епископ, рукоположен с 24.05.1757 † 29.04.1759 Парфений (Сопковский) епископ, рукоположен с 6.11.1759 по 7.03.1761 еп. Смоленский и Дорогобужский Тихон (Соколов) епископ, свт., рукоположен с 13.05.1761 по 3.02.1763 еп. Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отличные даром церковного витийства: греческий проповедник Илия Минятий . У нас: Святитель Димитрий Ростовский , Стефан Яворский , Гедеон Криновский , проповедник придворный († 1763); Георгий Кониский, архиепископ Белорусский (†1783); Тихон Соколов, епископ Воронежский († 1783); Гавриил Петров, митрополит Новгородский († 1801); Амвросий Подобедов , митрополит Новгородский († 1818); Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский († 1806); Михаил Десницкий , митрополит Новгородский († 1821); Платон Левшин , митрополит Московский ( † 1812); Иоанн Леванда, протоиерей Киевский († 1814), и многие другие. Писавшие Богословское учение, из греков: Мелетий Пигас, Патриарх Александр. (писал Катихизис в виде разговоров на греческом); а в новейшие времена, Патриарх Константинопольский Анфим (написавший систему Богословия на греческом). – У нас: Петр Могила , митрополит Киевский (написал Православное Исповедание); Феофан Прокопович , (Theol. Dogmatic); Самуил Миславский (дополнил и издал Богословие Феофана); Ириней Фальковский, епископ Чигиринский † 1823 (сократил и дополнил тоже Богословие); Сильвестр Кулябка, архиепископ СПб † 1761(оставил Богословие в рукописях); Феофилакт Горский, епископ Коломенский, † 1788 (De credendis et agendis); Сильвестр Лебединский , архиепископ Астраханский † 1808 (Compend. Theologiae); Ювеналий Медведский, иеромонах † 1809 (написал Систему богословия на русском); Парфений Сопковский, епископ и Георгий Смоленский, Кониский составили книгу о должностях пресвитеров приходских. По сочинениям духовно-нравственным наиболее известны: Святитель Димитрий Ростовский (соч. Алфавит духовный и проч.); Иоанн Максимович , митрополит Тобольский († 1715) (Царский путь Креста Господня); Тихон Воронежский (Сокровище духовное и прочее). по изъяснению Святого Писания: Гавриил Петров, митрополит Новгородский; Ириней Клементьевский , архиепископ Псковский († 1818); Тихон Малинин, архиепископ Астраханский († 1793); Аполос Байбаков, епископ Архангельский († 1801), и другие 257 . Учение Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

1729 г. июля 16 дня дана восьмая патрахельная память церкви Спаса Нерукотвореннаго образа вдовому попу Козьме Иванову на 2 года; пошлин 10 алт. 1730 г. указ ея императорскаго величества из Синодальнаго Казеннаго приказа Возмицкаго монастыря,что в Волоколамском, архимандриту Феодосию: сего мая 14 дня 1730 году в оный казенный приказ в поданном прошении села Ивашкова церкви Спаса Нерукотвореннаго образа дьякона Потапа Иванова написано: при вышеписанной де Спасской церкви имеется поп Козма Иванов да он дьякон Потапий дьячек Михаил Иванов, пономарь Петр Иванов. И в прошлом де году той церкви пономарь Петр Иванов просил о разделе церковнаго доходу, пашни и сенных покосов и в том прошении его дьякона прописал, по которому прошению посланным из онаго приказа указом велено тебе раздел показанной Спасской церкви служителям церковным доходу, пашни и сенных покосов по писцовым и переписным книгам учинить против прочих церквей, и по тому указу тобою ничего не учинено; а при той де Спасской церкви служит он дьякон с 1700 году и чтобы о разделе онаго церковнаго дохода, пашни и сенных покосов им против прочих церквей послать к тебе вторичной указ. А по справке в Синод. Казенном приказе онаго дьякона поставление в том 1700 г. значится преосв. Исаем митрополитом Нижегородским и Алатоским к означенной церкви и сего ж мая 27 числа 1730 года, по определению Синод. Казеннаго приказа велено тебе, архимандриту Федосию, послать вторичный указ, по которому означенному просителю пономарю Петру Иванову за прописку им в прошении своем показаннаго той же церкви дьякона Потапия учинить телесное наказание, бить плетьми, и той Спасской церкви служителем церковным доходом и пашнею и сенными покосами велел владеть против прочих церквей из примера платежа данных денег по равному чину, а именно: попу, против имеющихся служителей, половина, а из второй половины одна диакону, а вторая прочим церковнослужителя по равному числу; а попу по усопшим псалтырей читать не велел, а читать дьячку и пономарю, и архимандриту Феодосию о том учинить по указу непременно и что учинено будет о том репортовать.

http://sobory.ru/article/?object=00689

1745–1761 г. духовным управителем по Салтовскому округу был протоиерей Рубежной Кирилл Емельянович Жибокрицкий, владевший хутором близ Салтова. Число прихожан Рубежной: в 1730 г. 630 муж., 582 жен.; в 1750 г. 668 муж., 640 жен.; в 1770 г. 710 муж., 681 жен.; в 1790 г. 750 муж., 720 жен.; в 1810 г. 785 муж., 760 жен.; в 1830 г. 822 муж., 814 жен.; в 1850 г. 619 муж., 644 жен. душ. Ярмарки – в день Вознесения Господня, января 1, июня 24, июля 20 и сентября 14. СЕЛО ГРАФСКОЕ (Андреевка) Андреевка – на левой стороне Донца. Земли Андреевки были подарены императором Петром Шафирову, но потом, отобранные в казну, в 1723 году пожалованы были Екатериною I Гендрикову, тогда еще не графу, но племяннику Екатерины. Первый храм во имя Апостола Андрея Первозваннаго, сообщивший свое имя и поселению, построен здесь около 1720 года. В 1825 году, усердием графини Анны Александровны Гендриковой, построен каменный храм, который в 1829 году освящен во имя Апостола Андрея Первозваннаго. В храме семь достоин примечания иконостас по прекрасной живописи, написанной рукой храмоздательницы. На счет владельца в Андреевке содержится богадельня на 20 душ муж., 28 жен.– давнее заведение. От холеры умерло в 1831 г. 17 душ муж., 15 жен.; в 1848 г. 56 муж., 43 жен.; цинги не было. Число прихожан: в 1730 г. 163 муж., 130 жен.; в 1750 г. 210 муж., 178 жен.; в 1770 г. 330 муж., 308 жен.; в 1790 г. 685 муж., 677 жен.; в 1810 г. 1230 муж., 1080 жен.; в 1830 г. 1633 муж., 1614 жен.; в1850 г. 1207 муж., 1260 жен. Церковной земли 66 десятин. В составе прихода ныне числится сельце Ильмень, образовавшееся едва ли не из переселенцев из Сумской слободы Ильмов. Здесь был храм Св. Дмитрия, при котором было прихожан подданных черкасов: в 1730 г. 128 муж., 120 жен.; в 1750 г. 170 муж., 158 жен.; в 1770 г. 208 муж., 209 жен.; в 1790 г. 235 муж., 223 жен. СЛОБОДА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ В описи земель 1761 года сказано: «графа Ивана Симоновича Гендрикова на Волчанских дачах, на Белом Колодезе вновь населяется слобода – дворов с тридцать». В другом деле 1763 года сказано: «прошлаго 1760 года начала населяться Слобода Белый Колодезь». Белым колодезь назван оттого, что вода в нем беловатого цвета, и этот колодезь далеко прежде 1761 года был во владении казаков Волчанской сотни, которые пригоняли сюда на водопой скот свой, имея невдали от него хутора. Первый храм построен здесь графом Гендриковым в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1833 году поселили крестьян при большой дороге. И тогда же построили, на другой стороне колодезя, каменный храм, по прежнему в честь Иверской иконы Божией Матери. Храм построен Майоршей Екатериной Андреевной, урожденной графиней Гендриковой и Верой Федоровной Скалон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

был отправлен к псковскому архиепископу Варлааму Леницкому «для обучения детей латинскому языку», в лавре (дата неизвестна) 89 . 11)   Маркелл Залиевский, мещанский сын из г. Краковца, род. в 1698 г., учился «русскому и латинскому писанию», в 1728 г. принял монашество и в 1732 г. был рукоположен в иеродиакона 90 . 12)   Антоний (в миру Антонин) Кувичинский, священнический сын из г. Будищ, род. в 1705 г., «учился русскому, латинскому, французскому и немецкому языкам», в 1731 г. принял монашество, 1732 г. был сделан иеродиаконом и иеромонахом, был учителем Киевской Академии и 23 февраля 1733 г. был отправлен в Москву 91 , где был префектом, и ректором Академии и архимандритом в Заиконоспасском монастыре, в каковом звании и скончался 10 апр. 1737 г. 92 . 13)    Никодим Рудзинский, шляхетский сын из польск. гор. Стрия, род. 1698 г., «из студентов», в 1729 г. принял монашество и тогда же сделался иеродиаконом, в 1732 г. иеромонахом и в 1738 г. отправлен, по указу, в Коломну, в 1744–1747 г.г.      был учителем Московской Академии, с 1747 г. законоучителем кадетского шляхетского корпуса, где и скончался в 1753 г. 93 . 14)   Иоанникий Соколович, мещанский сын из польск. мест. Городища, род. в 1694 г., «из студентов», в 1731 г. принял монашество, в 1731 г. был посвящен в иеродиакона и в 1732 г. в иеромонаха 94 . 15)   Иоасаф Руденский, мещанский сын из польского гор. Стрия, род. в 1703 г., «из студентов, учился русскому и латинскому письму», в 1730 г. принял монашество, в 1731 г. был сделан иеродиаконом и Х января 1739 г. был отправлен в С.-Петербургский кадетский корпус 95 . 16)   Виктор Сатарский, священнический сын из г. Гадяча, род. в 1705 г., «из студентов», учился русскому и отчасти латинскому письму, в 1729 г. принял монашество, в 1730 г. был сделан иеродиаконом; в 1740 г. «был взят по делу в Москву» 96 . 17)  Геннадий Дробецкий, «подпрапорский сын Харьковского полка», род. в Харькове в 1702 г., учился русскому и латинскому письму, в 1730 г. был пострижен в монашество игуменом Змиевского монастыря Тихоном, в 1732 г. (?) был рукоположен в иеродиакона белгородским епископом Епифанием Тихорским, 28 сентября 1735 г. 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

VII. В доказательство, что Русское Самодержавие может в более или менее отдаленном будущем рухнуть, ссылаются на конституционные попытки, которые делались у нас с конца XVI столетия, на конституционную агитацию времен Александра II и, вообще, на стремление к ограничению Царской власти, которое не раз обнаруживалось на Руси на деле или на словах. Попытки ограничение Царской власти доказывают непоколебимую устойчивость Русского Самодержавия. Ни одна из этих попыток не удалась, хотя некоторые из них и предпринимались, по-видимому, при самых благоприятных для них обстоятельствах, и даже при поддержке представителей верховной власти, или, по крайней мере, при отсутствии энергичного отпора с их стороны. Вспомним, например, 1730 год, или возведение на престол Василия Шуйского. Несмотря на то, что царь Василий и Анна Иоанновна без всякого сопротивления дали те гарантии, которых от них требовали, эти гарантии были вслед затем быстро устранены и не оставили после себя никаких следов. А между тем, в 1605 и в 1730 году подкапывались под Царскую власть самые влиятельные люди государства. В те же годы, а также в 1598 году, когда избирали на царство Бориса Годунова, и в 1613 году, когда избирали на царство Михаила Федоровича, русские люди, по-видимому, имели возможность навсегда покончить с Самодержавием. И что же? Оно не только было восстановлено, но даже крепло все более и более. История приводит к убеждению, что на Руси могли появляться конституционные замыслы лишь вот в каких случаях: 1) Когда прекращалась прежде царствовавшая династия, и когда стране, поэтому, приходилось избирать нового царя и, вместе с тем, родоначальника будущих царей (1598, 1605 и 1613 гг.). 2) Когда, вследствие отсутствия законов о престолонаследии, представители Царствующего Дома не решались заявлять свои права на престол и предоставляли решение вопроса о престолонаследии олигархам, захватывавшим власть в свои руки (1730 г.). 3) Когда сами Государи утрачивали временно веру в необходимость и правду Самодержавия и подготовляли своими мерами, предположениями и начинаниями конституционные брожения.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/26/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010