Лит.: Путинцев М. П. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Восп. о почивших миссионерах. М., 18912. С. 8, 14-16; Михайловский М. По поводу 40-летней годовщины служения Церкви Преосв. Макария, еп. Томскаго и Семипалатинскаго//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 7-15; 5. С. 4-12; Пятьдесят лет священнослужения Высокопреосв. архиеп. Макария (19 мар. 1861 - 19 мар. 1911 г.)//Там же. 1911. 7. С. 373-389; 8/9. С. 448-458; 10. С. 502-513; 11. С. 553-573; 12. С. 623-647; 13. С. 673-691; 14. С. 725-738; 15. С. 761-765; Его Высокопреосвященство митр. Московский и Коломенский Макарий у себя на родине//Моск. ЦВед. 1913. 40. С. 814-820; Поездка Высокопреосв. митр. Макария на Алтай//Там же. 1914. 46. С. 929-937; Макарова-Мирская А. И. На служении Алтаю: (Повесть о жизни и деятельности Высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского, в связи с деятельностью др. миссионеров Алтая). Х., 1914; она же. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 10-88; Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского. Каз., 1901. С.16-27, 68; Ливанский И., прот. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский, и архим. Макарий (Глухарев) - основатели Алтайской миссии. Орел, 1913; Авроров П., свящ. Пребывание высокопреосв. митр. Макария Московского на своей родине. СПб., 1914; Томская епархия//Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. VII-VIII; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 186-246; Сечина Н. В. Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926// Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 3-28; Царю Небесному и земному верный: Митр. Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926/Авт.-сост.: Т. Гроян. М., 1996; Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 83-86; Дмитрук А., прот. Патерик сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 337-340; Житие св. Макария (Невского; 1835-1926), митр. Моск. и Алтайского// Макарий (Невский), свт. Единое на потребу. М., 2011. Т. 1. С. 5-33; Шипилов В. Митр. Макарий (Невский): Апостол Алтая. Барнаул, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

По сохранившимся записям составлено было «ведение» взятого в Александро-Невский Монастырь имущества и новопоставленный архимандрит обратился в Святейший Синод с ходатайством о возвращении в Иверский Монастырь как всего, перечисленного в «ведении», так и того, что в «ведение» не вошло и было взято в свое время архимандритом Феодосием без всяких записей. «Ведение» было столь внушительно, что Святейший Синод не решился сразу сделать распоряжение о возврате взятого и предварительно затребовал справку из Александро-Невского Монастыря, подлинно ли указанное в «ведении» было взято в Александро-Невский Монастырь, взятое какое получило употребление и что имеется налицо 2654 . Тогда же Иверский Монастырь стал домогаться возвращения взятых в разное время из него в Александро-Невский людей, и получил благоприятное для себя решение Святейшего Синода 2655 . В январе 1731-го года новый Иверский настоятель, архимандрит Филарет просил Святейший Синод о возврате из Александро-Невского Монастыря взятых крепостей на монастырские вотчины и немалого числа оставшихся в Александро-Невском Монастыре крепостных служителей; крепости были нужны для доказательства прав при постоянных спорах с соседями, а служители «к рассылкам в вотчины и ко всяким послушаниям», – притом иные из них записаны были в подушный оклад, который за них платили их односельцы. Просьба была удовлетворена Святейшим Синодом в августе 1731-го года. Список «крепостей», возвращенных в Иверский Монастырь, занимает в описании Синодального Архива целых 100 столбцов. Служителей Иверских у Александро-Невского Монастыря было 167 человек. Александро-Невский Монастырь, расставаясь с ними, заметил, что они «обучены е немалым коштом». В 1732-м году Иверский Монастырь жаловался, что в Александро-Невском всетаки осталось 26 человек. Расчеты Иверского Монастыря с Александро-Невским закончились нескоро. В 1733-м году Александро-Невский Монастырь взыскивал с Иверского до 5.000 книг, доставшихся Иверскому на его подворьях в Москве, Новгороде, и Старой Руссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

о. Игорь: - В этом году мы предприняли дерзкое начинание – с 21 августа по 12 сентября прошли конным походом из Переславля-Залесского до Изборска через Новгород. 930 километров. 3 недели. 20 подготовленных коней. Это был костяк владимирских реконструкторов. Было невероятно трудно. Мы следовали с машинами сопровождения, которые везли весь скарб, заранее расставляли палатки. А конники просто скакали по пересечённой местности. Александр Невский с дружиной, состоящей из 2000 человек, преодолел это расстояние за 10 дней без техники, без какой-либо помощи. Крепкие ребята. Как им это удалось? Неясно. Это очень нелегко. Они не только проделали этот длительный путь, но и разгромили шведов. Наверняка, конечно, отдохнули после перехода, потренировались, но всё же. Шведы к тому моменту уже высадились на Неве, и Александр Невский разбил их. В летописях у шведов сказано: «Вероломно Александр Невский напал на шведов». У нас вся история против России именно такая – мы защищаем свою землю, но при этом якобы вероломно нападаем на своей земле. Образ Александра Невского красив со всех сторон. Не сохранилось его прижизненного доподлинного изображения, но существует описание из Орды, в котором сказано, что князь был неземной красоты. Если человек талантлив, то он талантлив во всём. Мне кажется, что Александр Невский был внутренне необычайно красив. Его, как и отца, новгородцы 4 раза выгоняли из Новгорода. Он их спасал, а они его удаляли. Только князь доходил до Переславля, как его звали обратно на помощь. Житие Александра Невского было написано через несколько лет после его смерти митрополитом Кириллом, духовником князя. Позже произошла канонизация Александра Невского. Из жития становится ясно, что князь был очень вспыльчивым, резким, но умел сдерживается и обладал невероятной волей. Можно сказать, что Александр Невский вместе с Феогностом воцерковил Орду. Он открыл там епархию, храм, начал крестить людей. Князь крестил не только тех, кто был угнан в плен, но и самих монголов. Даже в его дружине были люди, которых он крестил.

http://radonezh.ru/2021/10/18/k-800-leti...

С момента, когда послы Биргера пришли в Новгород, он получает от Василия-Варлаама эпитет «безбожный», который мгновенно переходит на всех, кто нападает с запада на русские земли, — просто «безбожные», безбожные римляне, безбожные немцы и, наконец, безбожные латиняне . Этот эпитет агиограф заимствовал из летописи, или, напротив, он мог повлиять на переписчика летописи (в Тихановском списке (XVII век) Первой Псковской летописи встречается эпитет «безбожные немцы», хотя отсутствует в других опубликованных А.Н. Насоновым псковских летописях, равно как и в других списках этой редакции ). Впоследствии в житии постоянно поминаются «безбожные и поганые немцы», «погании латына», «окаяннии немцы», «злодеи», равно как и «безбожные и поганые татары» и «окаянныи злоимянитыи царь Батыи» (в этом житие принципиально расходится с первоначальной редакцией, где «царь Батый» подан как человек, подивившийся силе и славе Александра, отпустивший его «с великой честью» ). Использование данных эпитетов применительно к католикам со стороны Василия-Варлаама было нормой, что, впрочем, позволяет достаточно точно датировать время окончательной адаптации жития к антилатинской пропаганде — между 1547 и 1555 годами, т. е. незадолго до начала Ливонской войны . Именно в эти годы складываются и определенные принципы составления богослужебных текстов святым, чей жизненный путь пересекался с латинским миром . К началу XVII века Александр Невский уже прочно ассоциировался с антилатинской тематикой в самых резких ее формах .   Источники и литература   Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 357.   Гумилев Л.Н. Александр Невский и восточное христианство//Колпица. Князь Александр Невский. Материалы научно-практических конференций 1989 и 1994 гг./Отв. ред. Ю.К. Бегунов и А.Н. Кирпичников. СПб., 1995. С. 73-78.   Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века/Отв.

http://bogoslov.ru/article/6170599

Вспомнил, как в декабре 2013 года, в День памяти Александра Невского, мы приехали из Харькова в Киев пошли Крестным ходом от Киево-Печерской лавры к Верховной раде – тогда мы впервые надели Георгиевские ленты. Когда мы шли по улице Крестным ходом, вокруг нас яростно бесновалась толпа майданутых бандеровцев, но в тот день мы были ограждены незримой стеной благодати Божией. В моем сознании звучали слова из фильма «Александр Невский»: «На Святой Руси не бывать врагу!». Тогда мы провели молебен возле Верховной Рады – на месте, где стоял палаточный храм Александра Невского. Храм был снесен при Януковиче (с этого началось его падение). Впоследствии, 18 февраля 2014 года, именно на этом месте произошло массовое рукопашное побоище между майдановцами и беркутовцами, которым помогали ополченцы из городов юго-востока бывшей Украины. Тогда нами была одержана убедительная победа. Эту битву участники окрестили Ледовым побоищем, но результат битвы был украден из-за трусости Януковича. Поразительно, как вовремя появилась на свет эта сверхактуальная опера! Драматичный сюжет разыгрался на Руси в XIII веке. Александру Невскому римские легаты передали письмо от папы римского, в котором значилось, что его отец, Ярослав Всеволодович, якобы принял католицизм и призывал к этому своего сына. Рим не интересует дань, его интересует лишь душа Русского народа. Ведь Даниил Галицкий получил корону из рук папы римского, принял католицизм и приобщился к европейскому выбору! Это же так просто и почетно! Ярко обозначена в опере звериная сущность псов-рыцарей. И этому сатанинскому натиску противопоставлены светлые образы благоверного князя Александра и русских ополченцев, исполненных мужества и жертвенной мощи. Терзания молодого князя Александра, который воспринимает свою жизнь как форму ответственного служения народу, вверенного ему Богом, в опере явлены через музыку. Сила и глубина переживания захватывает зрителя, минуя сознание, напрямую проникает в душу. Если в фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» главный мотив кантаты Прокофьева – это мобилизация народного духа с призывом «Вставайте, люди русские!», актуально прозвучавшего накануне Великой Отечественной войны, то в сегодняшней символ-опере «Александр Невский», которая родилась в условиях уже начавшейся войны с коллективным Западом, звучит не только мотив мобилизации духа, но уже и победный гимн «Русь Триединая»! Вэтом гимне явлено пророчество о будущей победе над силами мирового зла и о воссоединении русских земель.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/21/simvol...

Таким образом, Александр Невский не позволил крестоносцам или языческой Литве захватить части русских земель, на которых впоследствии образовалась современная Белоруссия. А поскольку династии литовско-русских князей, в особенности перешедший в католичество и ставший польским королём Ягайло, в современной Белоруссии объявлены едва ли не столпами белорусской государственности, Александр Невский является их очевидным историческим антиподом. Его отказ перейти в католичество, а также разгром литовцев, пытавшихся овладеть русскими землями, и сохранение единства и самобытности Руси, пусть и под монголо-татарским протекторатом, делают его фигуру столь ненавистной как для поляков, так и для нынешней русофобствующей части белорусского общества. Роль Александра Невского стараются всячески принизить: он объявляется всего лишь жалким слугой монголов, а его победы на Неве и Чудском озере - мелкими и ничего не значащими. Вместе с тем, старательно замалчиваются разгром литовских дружин в 1245 году и письма Папы Иннокентия IV. Александр Невский - православный святой, к нему с давних пор обращались за покровительством с молитвами православные белорусы и украинцы, как к защитнику веры и полководцу. Это религиозное и цивилизационное противостояние проходит через века. В 1894 году благодаря инициативе героя русско-турецкой войны И.В. Гурко, который был тогда временным генерал-губернатором Польши, на Саксонской площади в Варшаве был заложен храм Александра Невского. В то время в Варшаве насчитывалось приблизительно 42 000 православных верующих, много военных, для которых имя Александра Невского было священно, а православных храмов не хватало. Император Александр III лично утвердил проект Л.Н. Бенуа. Рядом с храмом начали возводить 70-метровую колокольню, ставшую самым высоким зданием Варшавы. Александро-Невский храм стал подлинной жемчужиной архитектуры и искусства. Алтарь расписывал В.М. Васнецов, иконы создавал В.П. Гурьянов и другие лучшие русские иконописцы. Было использовано большое количество гранита, мрамора, самоцветов, драгоценных металлов, изготовлено 16 богатейших мозаичных композиций, отлито 14 колоколов, самый крупный из которых был пятым по величине во всей Российской империи. Всего же, по оценкам независимых экспертов, в храме было не менее 2 000 предметов, представляющих значительную ценность для мировой культуры и искусства. 20 мая 1912 года собор был освящён.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В доношении Троицкого Александро-Невского монастыря Святейшему Правительствующему Синоду от 18 Марта 1721 года написано следующее: в прошлом 720-м году по указу Царского Величества присланы из Киево-Печерского и из других Малороссийских монастырей в Невский монастырь для пения на крылос иеромонахов и монахов шестнадцать человек, из того числа по свидетельству головщиков пять человек за негодностию отпущены в те ж монастыри, из которых взяты; а на место оных и в прибавок надлежит взять других. А кто именно из Невского отпущены и которых надлежит в Невский выслать, при сем доношении прилагается реестр. И о высылке в Невский нижеобъявленных монахов и о даче им подвод с напутствием дабы определено было указом Царского Величества по рассмотрению Святейшего Правительствующего Синода. Реестр За негодностию из Невского монастыря отпущены в прежние монастыри: Софейского монастыря иеромонах Гавриил Кияшка; Николаевского монастыря диакон Макарий; Брацкого монастыря монах Геласий; Черниговского Троицкого монастыря иеромонах Пётр; Елецкого монастыря диакон Анфиян; итого отпущенных 5 человек. Которые удобны быть в Невском для пения в крылос: басистые: Киево-Печерского монастыря иеромонах Гедеон Лясковский, бывший уставщик Выдубецкого монастыря; Густинского Прилуцкого монастыря иеромонах Иеремий; акселент Полтавского монастыря иеродиакон Иосиф; тенористые: Киево-Печерского ж монастыря иеродиакон Ипатий, иеродиакон Иевникиан; архиерейского Софейского дому иеродиакон Феофилакт Губовский; Новгородского монастыря иеродиакон Иосиф Кучар; Переяславского монастыря монах Иосиф, которые в мире служил у Строгонова; итого 8 человек. Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеписанного Александро-Невского монастыря доношения, приказали: помянутых крылоских монахов по приложенному при том доношении реестру из Киево-Печерского и из других Малороссийских монастырей для отсылки во оный Александро-Невский монастырь, дав им на подъём и ямские подводы и на них прогонные деньги против прежних таких же высылок, выслать в Санкт-Питербурх немедленно. И о высылке, и о даче помянутых денег к сенатору, к Киевской губернии к губернатору князю Петру Алексеевичу Голицыну послать Его Великого Государя указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уверен, что если Вы внимательно и вдумчиво прочитаете житие святого Александра Невского, то поймете, почему он был причислен к лику святых. Как Русская Православная Церковь относится к тому, что князь Александр Невский выдал на расправу татарам своего брата Андрея и угрожал войной сыну Василию? Или это так же соответствует канонам, как освящение боеголовок? Алексей Караковский Алексей, в первой своей части Ваш вопрос перекликается с вопросом Ивана Незабудко. Что же касается «освящения боеголовок», то мне неизвестен ни один подобный случай. Церковь всегда благословляла своих чад на защиту Отечества, руководствуясь заповедью Спасителя. Именно по этим причинам с древних времен существует чин освящения оружия. Мы за каждой Литургией молимся о воинстве нашей страны, понимая, сколь тяжкая ответственность лежит на людях, с оружием в руках стоящих на страже безопасности Отечества. Не получается ли так, Владыка, что выбирая Невского Александра Ярославича мы выбирем миф, кинообраз, легенду? Уверен, что нет. Александр Невский – это совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России. Исторические источники позволяют нам достаточно определенно узнать о его жизни и деятельности. Конечно, за время, прошедшее со дня кончины святого, людская молва привнесла в его образ некий элемент легенды, что лишний раз свидетельствует о том глубоком почитании, которое всегда воздавалось князю русским народом, но, убежден, этот оттенок легенды не может служить препятствием к тому, чтобы мы сегодня воспринимали святого Александра как реальный исторический персонаж. Уважаемый Владыка. На какие, на Ваш взгляд, качества русского героя святого благоверного Александра Невского могла бы обратить внимание, а, по возможности, и перенять их нынешняя российская власть? Какие принципы управления государством актуальны и по сей день? Виктор Зорин Виктор, святой Александр Невский принадлежит не только своему времени. Его образ актуален для России и сегодня, в XXI веке. Самое же главное качество, которое, как мне кажется, во все времена должно быть присуще власти – это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Дмитрий 25 октября 2017, 12:55 По-моему у многих сложилось ложное представление о том, что РФ - это православное государство. На самом деле, РФ чуть более терпимое к православию государство, чем СССР. Но и на том спасибо. У нас абсолютно атеистическое школьное образование. Министерство культуры крохи выделяет на финансирование сохранения и развития классической культуры и щедро оплачивает " современное искусство " . СМИ, в том числе и государственные, проповедуют свободу греха и безбожие. Всё это происходит при поддержке большинства населения. По этому нужно признать, что православные в нашей стране являются меньшинством, хорошо что, пока ещё, не гонимым. Может быть это и к лучшему. Слава Богу за всё! АлександрГ. 25 октября 2017, 12:44 И еще. Истории известно, что князь Александр Невский и князь Даниил Галицкий были родственниками. Выбор князя Александра Невского известен. А какой выбор сделал князь Даниил Галицкий? Он ведь даже корону из рук папских легатов принял. А что ему пообещал взамен папа Римский? Он обещал ему помощь в борьбе против татар. И что помощь пришла? Нет, таковая князю Даниилу папским престолом предоставлена не была. Не дождался князь помощи. Более того, земли Галицко-Волынского княжества были раздербанены между собой Польшей и Венгрией. Все. На этом русское Галицко-Волынское княжество кончилось. АлександрГ. 25 октября 2017, 11:51 Продолжение: Александр Невский в битвах на Неве и Чудском озере отбивает атаки шведов и немцев. И в этот же самый период времени, князь Александр Невский неоднократно встречает папских легатов в ставке хана. Для чего они туда приезжали? Русь с ханом поделить? И такие же папские легаты приезжали к самому Александру Невскому, но уже с другими предложениями. При этом, Александр Невский знал, что изначально " строго религиозные " крестоносцы были призваны защитить Византию от турок-сельджуков. А они, что сделали? И КАКОЙ ВЫБОР ОН ДОЛЖЕН БЫЛ СДЕЛАТЬ? Он выбрал восток. И уже при нем, в 1262 г. в ханской ставке, в Сарае была открыта Сарайская епархия. И Русь выжила и стала Россией.

http://pravoslavie.ru/107371.html

«Против зрелищ. Беседа третья»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 269. «Без веры нельзя обойтись. И у неверов есть вера»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 1. С. 150. «Простые речи о великих делах Божиих»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 328–345. «Призыв к покаянию»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 229. «Долг говения»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 20. «Два крыла молитвы»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 95. «Любовь благотворящая»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 2. С. 360. «Учите паству вашу!»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 24–25. «Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося пятидесятилетия со дня кончины основателя Алтайской миссии архимандрита Макария»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 3. С. 10. «Воззвание к православным христианам о помощи благовестникам веры среди язычников и магометан»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 3. С. 39.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010