Помимо жителей Александровского убежища храм посещали и жители сёл Всехсвятского, Петровского-Зыкова а также дачники. Храм был рассчитан всего на 350 человек, поэтому было принято решение его расширить. В 1892 году архитектором В.П. Загорским был разработан проект перестройки храма. Была увеличена площадь трапезной, алтаря и построена колокольня. С начала 1920-х гг. советские власти стали угрожать закрыть храм. Представители церковной общины в письме М.И. Калинину утверждали, что храм построен полностью на деньги благотворителей, а не за казённый счет. Тем не менее, в апреле 1923 г. храм был закрыт. Вся церковная утварь была изъята, а в помещении храма расположился клуб опытно-показательной колонии им. Карла Маркса. К 1930-м гг. храм внешне почти не изменился, были демонтированы кресты, а вместо одного из них установлена коммунистическая звезда. Храм пережил войну и ударные стройки конца 1940-х - начала 1950-х гг. Тогда в здании церкви размещался кинотеатр. Снесли церковь после 1963 г. История московских районов. Энциклопедия/Под ред. К. А. Аверьянова. - М.: Астрель, 2005. - 832 с. Александра Невского, благоверного князя, в Александровском убежище увечных воинов церковь Рядом с селом Всехсвятским, во Всехсвятской роще в августе 1878 г. открыли Александровское убежище для увечных престарелых воинов с домовой церковью святого князя Александра Невского. Призреваемые жили в пятнадцати домиках по восьми человек в каждом. Все постройки, включая и церковь, были возведены на частные пожертвования и входили в состав Общества для поощрения трудолюбия, которым руководила известная в то время в Москве благотворительница Александра Николаевна Стрекалова, урожденная княжна Касаткина-Ростовская. «Проехав около версты от военного лагеря, сворачиваем с Санкт-Петербургского шоссе и мимо часовни в память посещения императрицей, въезжаем через ворота с железной аркой, на которой читаем прорезные слова: “Состоит под Высочайшим покровительством Ее Императорского величества Государыни Императрицы Марии Федоровны”, – пишет корреспондент (иллюстрированная газета «Новости дня», 6256 от 20 октября 1900 г.). По соседству с Александровским убежищем несколько позднее было выстроено Алексеевское убежище – приют для увечных офицеров. Летом 1907 г. во Всехсвятском состоялась закладка Сергиево-Елисеевского трудового убежища для увечных воинов русско-японской войны.

http://sobory.ru/article/?object=34858

2. «Фоторепортаж» - 2 мин 36 сек. 13 ноября 2009 года исполнилось 72 года со дня преставления священомученика Алексия пресвитера Козловского, в честь и память которого силами студентов и педагогов возведен храм в Тверской области села Козлово. В данном репортаже представлены фотографии с праздничного богослужения в память свщ. Алексия и фотографии молебна, проводимого в Введенском соборе - «духовном наследии прежних жителей села». В работе принимали участие студенты отделения аудиовизуальных технологий ГОУ Колледжа предпринимательства Елена Ланьшина, Анастасия Присягина, Александра Петровская. 3. «Наш след» (2009 год) - 11 мин 50 сек. Фильм «Наш след» рассказывает о том, что представляет собой Фестиваль традиционных ремесел, социальных и предпринимательских проектов, который проводится ежегодно в селе Козлово Тверской области в рамках социокультурного проекта «Наследие». За пять лет существования Фестиваля вокруг него сформировалось особое сообщество: люди приезжают в Козлово потрудиться во славу Божию, отдохнуть и пожить спокойной и здоровой деревенской жизнью, проявиться в разнообразных образовательных и творческих проектах в качестве их участников и организаторов. Атмосферу Фестиваля традиционных ремесел: православной жизни его участников, строительства храма, а также досуговой и образовательной деятельности, - ярко и искренне передают три смысловые части авторского фильма «Наш след». (Реж. Сергей Фурсов, Москва ) 4. «Александр Невский» - мультфильм - 1 мин. 42 сек. Мультфильм, сделанный детьми 7-12 лет, участниками «компьютерной школы» Фестиваля традиционных ремесел, социальных и предпринимательских проектов «Наследие». Была поставлена более сложная задача: попробовать приблизить легендарные события прошлого, научить детей воспринимать историю своей страны как часть своей собственной истории. Александр Невский и его соратники - не просто красивый миф - реальные люди, ставшие героями на земле, на которой родились и живут сегодняшние юные «мультипликаторы». А героем стать просто - вот только что он был травинкой в поле, но немного усилий - и уже богатырь и защитник. Вопрос в усилиях, в силе и крепости духа. (Руководитель проекта - Алла Сырова, с. Козлово Спировского района Тверской обл.).

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/10/...

К 1719 г. в Г. м. находилось 5 деревянных келий, окруженных деревянной оградой с рубленой колокольней над св. вратами, к 1763 г.- каменные шатровая колокольня близ собора, хлебопекарня, ограда со св. вратами и 4 башнями. В 1835 г. по инициативе архим. Петра (Каменского) под колокольней был устроен храм во имя вмч. Феодора Стратилата. В нач. XX в. близ АлександроНевского храма по проекту архит. А. К. Никитина была построена 2я колокольня в 4 яруса; на средства московских купцов Е. А. и Е. И. Козловых - 3этажный каменный корпус с трапезной и ц. во имя вмч. Пантелеимона (освящена 14 окт. 1908). К 1917 г. в Г. м. кроме храмов и 2 колоколен находилось 5 братских корпусов, обитель окружала каменная ограда с угловыми башнями. Святыни. В иконостас Феодоровского собора входили почитаемые Феодоровская икона Божией Матери «в чюдесех» и образ св. кн. Александра Невского с частицей мощей. В 1830 г., во время эпидемии холеры, при настоятеле иером. Флавиане Феодоровскую икону принесли из Г. м. в г. Балахну. Вскоре эпидемия прекратилась, а монастырский образ стал почитаться чудотворным. С этого времени ежегодно во время Петровского поста из Городца в Балахну совершался крестный ход с монастырскими святынями - Федоровской иконой и образом св. кн. Александра Невского. (С 1869/70 крестные ходы совершались уже по неск. уездам Нижегородской губ.) Просветительская и благотворительная деятельность. К сер. XIX в. Г. м. становится центром духовного просвещения. Проживавший в Г. м. в 1833-1845 гг. на покое миссионер архим. Петр (Каменский) организовал т. н. школу стариков, в которой братия изучала творения отцов Церкви, античных философов. Он пополнял монастырскую бку книгами из своего собрания, оказывал монастырю материальную помощь. Архим. Петр был погребен за алтарем Феодоровского собора. В 1867 г. при Г. м. по ходатайству настоятеля иером. Феодосия было открыто учще для малолетних послушников и сельских детей. За обучение крестьянских детей взималась плата 10 р. в год. Почетное звание попечителя учща было присвоено балахнинскому купцу 2й гильдии И. К. Лазутину, который внес на его первоначальное обзаведение 125 р. и обязался жертвовать ежегодно по 100 р. По ходатайству Лазутина указом Нижегородской духовной консистории от 31 июля 1867 г. 2-классное учще было наименовано АлександроНевским.

http://sedmitza.ru/text/637426.html

- в 2008 году студент-неоязычник порубил топором мемориальную плиту и деревянный крест на территории Пензенского онкодиспансера; - в 2009 году неоязычники устроили поджог Казанского храма города Санкт-Петербурга; - в 2009 году во Владимире неоязычник бросил взрывпакет в окно храма святых Кирилла и Мефодия; - в 2010 году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле; - в августе 2013 года неоязычники подожгли Петровский храм в г. Санкт-Петербурге; - 9 февраля 2014 года в Южно-Сахалинске неоязычником Степаном Комаровым в Храме были убиты монахиня Людмила (Пряшникова) и Владимир Запорожец; - в Челябинске в 2015 году неоязычниками был совершен поджог строящегося деревянного храма; - в 2018 году неоязычником был подожжен храм на ул. Лодочная г. Москвы; - в 2018 году неоязычниками был подожжен деревянный храм Иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец», а также деревянный домик воскресной школы в районе Косино-Ухтомский. Такую вот " традицию " собрался преподавать язычник Евгений Лебедев молодому поколению в сквере " Торфянка " под одобрения муниципальных депутатов и главы Управы? В 2019 году неизвестными вандалами два раза уничтожался Православный крест на ул. Менжинского дом 48. (г. Москва ), установленный в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Именно на этот крест высказывал свои претензии язычник Лебедев, добиваясь принятия судом первой инстанции решения, теоретически открывающего возможность сноса этого поклонного креста. Также Лебедев является фигурантом уголовного дела по ст. 213 УК РФ (хулиганство) и на квартире у него не раз проходили обыски , а сам он неоднократно задерживался сотрудниками полиции и доставлялся в отдел МВД по району Лосиноостровский. Хотим обратить ваше внимание на то, что в видеозаписи с заседания Совета депутатов МО Лосиноостровский (с 27 минуты 07 секунды) главой Муниципального округа Лосиноостровский - Федоровой Анной Александровной зачитывается обращение Лебедева, в котором говорится следующее: " Прошу рассмотреть вопрос об установки камня перуна для жителей Лосинки, которые придерживаются языческого мировоззрения, чтобы у них было место куда можно было бы пойти и отдохнуть " . Получается, что все так называемое противостояние в парке " Торфянка " сводилось всего лишь к тому, что представители неоязыческого мировоззрения устроили конфликт на основе религиозной неприязни к Православным жителям Лосиноостровского района.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/04/do...

Вторая версия, как уже говорилось, объясняет посвящение храма именинами его возможного основателя,  великого князя Василия III. Существует очень малораспространенное мнение, что эта церковь была первоначально освящена во имя св. Василия Парийского, так как именно этот святой мог быть небесным хранителем московского государя. А после смерти великого князя храм был переосвящен во имя более известного святого,   широко почитаемого святителя Василия Великого. Это возможное переосвящение относят  к концу  XVI – началу XVII в.в. когда в Васильевской церкви «переменился клир». Так или иначе, но именно по посвящению церкви считается, что Тверскую ямщицкую слободу основал Василий III, и что это произошло в начале XVI века. Первое документальное упоминание о слободе относится к 1566 году, то есть ко времени правления Ивана Грозного, а в 1581 году иностранные послы в Московии видели эту слободу уже заселенной и застроенной по улицам, параллельным главному Тверскому тракту,(2-я, 3-я, 4-я Тверские-Ямские ул.), как это было присуще московским ямским слободам. Центральной же была 1-я Тверская-Ямская. Судя по этому охвату, слобода была очень большая, а рядом еще  располагались «выпасы» и огороды для ямщицких семей: до самой Пресни с одной стороны, и до Миусской площади с другой, где были их пахотные земли. Ямщики обитали здесь очень долго, до середины XIX века, так как с петровских времен они обслуживали главный тракт между Москвой и новой северной столицей. Первая слободская церковь была деревянной, срубленная «клетски» наподобие русской избы. Впервые она упоминается в переписи 1620- 1621 г.г.  Однако древнейшее известие о церкви представлено в надписи на могильной плите, найденной под полом в Васильевской церкви при ремонте  во второй половине XIX века. Надпись датирована 1577 годом, то есть относится к концу  правления Ивана Грозного, при котором, следовательно, Васильевская церковь уже точно стояла. Уже в 1671 году Тверскую ямскую слободу уничтожил большой пожар, который и стал главной причиной последующей перестройки местной церкви. После этого бедствия  слободской храм стали в 1688 году восстанавливать каменным. Очень редко в исторической литературе  встречаются сведения о том, что до 1816 года Васильевская церковь якобы стояла близ нынешнего Телеграфа. Это странно тем, что ямская слобода безусловно существовала в  отдалении от центра, не в городе, а на его окраине. Известно, что утром 18 августа 1723 года при звоне всех московских колоколов у церкви Василия Кесарийского встречали с крестным ходом святые мощи благоверного князя Александра Невского, когда царь Петр, почитавшей его своим покровителем,  приказал перенести св. мощи из Владимира в Петербург. От Васильевской церкви шествие направилось к Кремлю, а оттуда в далекий Новгород. Вероятно, эта встреча действительно была у Васильевской церкви, только произошло это не у Кремля, а на Тверской заставе, где находился этот храм.

http://pravoslavie.ru/84.html

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96). Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» ( Ковалёв. 1887. С. 92). В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 77). В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в. Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Без преувеличения можно сказать, что основателями Тосно стали потомки участников славных событий по прекращению на Руси в 1612 году Смутного времени. Неудивительно, что выходцы из упомянутых земель и храм посвятили чудотворной Казанской иконе Божией Матери, которая за сто лет до петровских преобразований стала символом национального самосознания русского народа. Тосненский приход был одним из первых, если не первый, на Северо-западе России, построивший в этом крае церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Как сообщает А. Галкин, «в 1746 году во всей С.-Петербургской епархии числилась единственная Казанская церковь – «при Тосненском Яму»» . Например, Казанская церковь в Царском селе была построена уже в конце XVIII beka. Нередко в статьях и заметках о тосненской церкви, увидевших свет в XIX-XX веках, писали (да и теперь иногда пишут) о том, что первый храм в Тосне был построен в 1715 году . Но справедливости ради надо сказать, что архивные документы петровского времени (как опубликованные, так и хранящиеся в фондах) указывают другую дату – 1717 год. Ее назвал сам священник Леонтий Титов, когда давал «сказки» (сведения на допросе) архиепископу Феодосию (Яновскому), настоятелю Александро-Невской лавры. Причем, давал с клятвой «по священству своему, под лишением чина своего, еже ей ей, в правду…» . Остановимся подробнее на предшествовавших данному утверждению отца Леонтия событиях, чтобы принять названную им дату постройки храма на Тосненском яму без сомнений. 1719–1720 годы, когда допрашивались Тосненский священник и староста, – суровое время: в России еще продолжались дознания по делу царевича Алексея Петровича (уже после страшных казней в Москве и Петербурге в 1718 году и после смерти наследника царского престола). Как известно, под подозрение в сочувствии царевичу Алексею подпадали почти все рядовые священники и простой люд. А переселившиеся на Тосну ямщики-нижегородцы вызывали особое подозрение, так как имели духовные и человеческие связи с последним (до петровского времени) Патриархом Адрианом, ризничий которого монах Тихон приходился земляком нижегородским ямщикам.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Интерьеры Феодоровского храма, освобожденные от всех позднейших пристроек, явили собой образец Петровского барокко архитектора Пьетро Трезини ( однофамильца и земляка знаменитого любимца Петра I Доменико Трезини) и пристройкой Елизаветинского периода архитектора Расторгуева, с интерьерами, расписанными в академической манере конца 19 века. Живопись Феодоровской церкви в 19 веке переписывалась трижды, но на северной стене первого этажа сохранились исключительной силы исполнения триптих «Рождество Христово». Безвозвратно потерянным в нем оказалось только «Явление ангелов пастухам», а все остальные сюжеты были реставрированы, несмотря на то, что лики Спасителя и апостолов на «Тайной вечере» были сугубо выбиты при устройстве второго этажа для ситце-набивной фабрики. Эту работу в Лавре вовсе не стремились завершить к юбилею. - Храм хоть и будет продемонстрирован в рамках окончания юбилейных торжеств, но реставрация в нем продолжится столько, сколько необходимо для полноценного воссоздания памятника, без аврала и работы «абы как», - подчеркивает Алексей Одинцов. У главного Свято-Троицкого собора Лавры более гуманная история. Реставрационные работы 1957 года смогли спасти приходящий в упадок памятник. И собор 40 лет «держался» в ожидании второго прихода реставраторов. В 1997 году они пришли. Протиаварийные работы заняли 8 лет: за это время были воссозданы утраты, обновлена живопись, найдены необходимые условия совмещения жизни 200 летнего храма и современных нужд - богослужений, турпотоков, телетрансляций. «5 тысяч софитов, и вот уже сажа на колоннах, - комментирует Алексей Одинцов. - Немного пыли на норковую шубу одной единственной тетеньке, и шуму не оберешься». Юбилейные торжества продиктовали хоть и быстрое, но научно-обоснованное поновление интерьеров - от сажи и копоти свечей были вручную вычищены все элементы храма, восстановлена система воздушного отопления собора, не допускающая образования росы на своде от перепада температур, раскрыты «тона» ( так реставраторы называют возвращение первоначального цвета поблекшей живописи), отреставрирована позолота капителей колонн и пилястр собора ( снизу видимые как легкие завитки, они на деле являлись массивным лепным изделием более метра высотой). В пиковый момент работ на «лесах» одновременно находилось 50 человек, и если бы не дружественное Лавре ООО «Монолит», более 10 лет рассчитывающее и проектирующее для нее внутренние «леса», нагрузка на конструкцию была бы такая, что собор изнутри напоминал бы дрожащую руку с гантелей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Летопись церковная ведется, и весьма тщательно. За 1868 год, между прочим, отмечено: «К сожалению, прихожане не очень усердны; только небольшая часть их ходит в церковь, а к причастию и исповеди еще меньшая. Причина сему та, что, предавшись житейским заботам, они мало думают о душе своей и не находят достаточно времени ходить в церковь. Небрегут и о поминовении усопших. Думают, что постоянным хождением в храм Божий много убьют дорогого времени, необходимого для обеспечения своего в домашнем быту. Христианской общежительности и взаимного вспоможения между прихожанами не заметно; а повсюду слышны вражда, ненависть, драка, взаимные оскорбления и частые судбища. Общественных благотворительных заведений никаких не открыто, даже училищ не находят нужным открыть. Даже при частых внушениях прихожане-крестьяне не имеют расположения к грамотности. По беспечности и хлебопашеством занимаются в малых размерах, исключая некоторых домохозяев. Оттого и очень много здесь бедных, а зажиточных, не нуждающихся самая малая часть. Нравственное и умственное состояние прихожан в 1870 году осталось почти то же самое: та же холодность к храму Божию, та же беспечность о спасении душ. В 1871 г. нравственное и умственное состояние прихожан мало изменилось. Не смотря на явную кару от перста Божия, народ только тогда, по русской пословице, содрогался, когда гремел над головами гром мести Божией. В сем году народ падал, как снопы то от скарлатины, то от злого поноса, то от ужасного бича – холеры. В 1872 году, после прошлогодней страшной грозы прихожане пробудились нравственно, стали чаще и в большем количестве ходить в церковь божию; исполнивших долг исповеди и причастия было больше». Более резкие, иначе сказать – слишком резкие отзывы священника о своих прихожанах опускаем... «Часов около 8 утра, 22 июня, прибыли в село Енгалыш. Церковь села Енгалыша, во имя св. Александра Невского, приписная к селу Березовке. Настоятель церкви в селе Березовке, священник Алексей Малиновкин не явился сюда, в Енгалыш, к нашему прибытию, – не счел это своею обязанностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Согласно Жулевской редакции Жития М., Пресв. Богородица явилась вне града, за Днепром «в Печерстем монастыре» и повелела пономарю искать М. Тот нашел его у креста, находившегося в части города «Петровское сто» (на правом берегу Днепра). После отсечения главы М. пошел к Мологинским воротам (предполагается, что это искаженное название Молоховских ворот), где и упал. Здесь тело святого лежало 3 дня непогребенным, архиепископ и горожане не смогли поднять его с земли. Богородица Сама, взяв тело мученика, «принесше во свою соборную церков и положи на месте своем во гробе»; жители Смоленска, пришедшие утром в храм, увидели святого «на своем месте почивающа». Т. о., Житие свидетельствует о том периоде, когда в смоленском Успенском соборе почитались мощи М. В списках XVII в. зафиксирована т. н. смоленская, или западная, редакция Жития М.; она содержит незначительные разночтения с минейной редакцией. Церковь, в к-рой явилась Пресв. Богородица, названа Успенской; место сражения обозначено как Долгомостие. Там, где упал М., войдя в город, как сказано в Житии, был поставлен столб в память о мученике (в наст. время в дер. Долгомостье под Смоленском проходят праздники в честь св. воина). В нек-рых списках указано, что текст является переводом с польского; однако польск. оригинал пока не обнаружен. Анджей Литворня предполагал, что он существовал в 1-й пол. XVII в., и пытался его реконструировать. Гимнография В службе М. под 24 нояб., известной в списках с кон. XVI в., иногда упоминается имя еп. Варсонофия, по благословению которого был составлен канон. В связи с этим указанием церковные историки (архиеп. Филарет (Гумилевский), архиеп. Сергий (Спасский)) датировали создание службы временем, когда кафедру в Смоленске занимал еп. Варсонофий (1509-1514), т. е. периодом борьбы за Смоленск Василия III. Отношение Смоленского епископа к победителю в момент взятия города в 1514 г. было неоднозначным. Вторая Софийская летопись, почти современная событиям, описанным в Житии М., сообщает, что владыка встретил вел. князя с крестами, но потом свое крестное целование «преобиди» (нарушил.- Авт.) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 403), и вел. князь владыку «свел» в Москву. Офиц. Никоновская летопись, составленная под рук. митр. Даниила в 1526-1530 гг., представляет еп. Варсонофия торжественно несущим навстречу вел. князю чудотворную Смоленскую икону Божией Матери. Последовавшие затем действия владыки определены как «измена» и «крестное преступление». Несмотря на это обстоятельство, летописная и богослужебная традиции связывают почитание М. и Смоленской иконы Божией Матери с еп. Варсонофием, к-рый обращался к ним за помощью во время войны. Однако московские книжники видели в М. прежде всего защитника Руси во время Батыева нашествия и ставили легендарного воина в один ряд с рус. св. князьями Александром Ярославичем Невским и Михаилом Всеволодовичем Черниговским.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010