Русские и шведы сошлись на берегу реки Невы, при впадении в нее Ижоры. В воскресенье 15 июля 1240 г. Александр Ярославич с новгородцами напал на шведов и совершенно разбил их. За эту славную победу Александр получил от современников прозвание Невского. Сохранилось сказание, что святые братья Борис и Глеб помогали в этой битве со шведами своему сроднику Александру Невскому. В память Невской победы над шведами Александр Невский установил праздновать 15 июля в честь св. равноапостольного князя Владимира. Вскоре после того Александр Невский не поладил с новгородцами и оставил их. Между тем, новгородцев начали беспокоить и теснить другие немцы и с другой стороны. Ливонские рыцари завоевали сначала земли, которые занимали соседние с Новгородом эсты и латыши, а потом стали воевать и самые новгородские пригороды. Новгородцы видели, что их никто не может защитить от немцев, кроме Александра Невского. Тогда они послали к Александру своего владыку Спиридона просить его в Новгород для защиты от немцев. Александр не хотел вспоминать обиды ему от новгородцев и поспешил к ним на помощь. Быстро с новгородскою ратью он очистил от врагов всю новгородскую область и освободил Псков от немцев. Между тем немцы собрали большую рать против Александра. Александр Невский знал об этом. По обычаю своему, он сам первым решил идти на врагов. Русские и немцы встретились на Чудском озере. Это было 5 апреля 1242 года. Озеро было покрыто еще льдом. Завидев приближающихся врагов, Александр Невский поднял руки к небу и сказал: «рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Битва была упорная и жестокая. Копья сражавшихся с треском ломались. Лед даже побагровел от крови и трескался местами. Немцы не выдержали и побежали. Русские с торжеством преследовали их на протяжении 7 верст. Эта битва известна под именем «Ледового побоища». Так защищал русскую землю Александр Невский от немцев. Отношение его к татарам. Иначе относился Александр Невский к татарам. Он видел, что с татарами, которые были сильны своею численностью, русские до поры до времени не могут справиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Выставку в Витебске открыли: Государственный секретарь Союзного государства Рапота Г.А., заместитель министра культуры РФ Овсиенко Н.П. и министр информации Республики Беларусь Карлюкевич А.Н., а в Торопце - глава администрации Торопецкого района Бриж А.Г. и епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Основу выставки в Витебске составили картины московского художника Филиппа Москви тина «Князь Александр Невский и Полоцкая княжна Александра Брячиславна», «Святой князь Александр Невский», «Князь Александр Невский и хан Сартак в Орде», а также объемная композиция Ирины Волкодаевой «Великий Князь Александр Ярославич Невский и княгиня Александра Брячиславна XIII век» и парсуны с образами князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны художника Сергея Феофанова, специально написанные к выставке. На выставке была представлена копия с оригинала фрески Федора (Фридрих) Моллера «Венчание князя Александра с дочерью полоцкого князя Александрой» из Александровского зала Кремлёвского дворца в Москве 1865 года, специально написанная к выставке по заказу Женского православно-патриотического общества. Уменьшенная копия картины «Венчание князя Александра с дочерью полоцкого князя Александрой» была передана в дар Художественному музею города Витебска. Основой презентации проекта в Торопце стала персональная выставка художника Филиппа Москвитина «Образ Александра Невского в изобразительной искусстве» и презентация проекта его скульптуры «Князь Александр Невский и Полоцкая княжна Александра Брячиславна». Торопчане оставили многочисленные отзывы и пожелания, чтобы такой памятник был установлен в их ­городе. Сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения. Программа «Супружества благословение» соединила святых Александра и Александры, Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

20) «Татарский погром и св. благоверный вел. кн. Александр Невский». П. Рогов, СПб., 1890. 21) «Сказание о св. благоверном вел. кн. Александре Невском». А. Петрушевский. Изд. СПб. ком. грам. СПб., 1885. 22) «Святый благоверный вел. князь Александр Ярославич Невский». Изд. Правосл. Бр. св. Ал. Невского во Владимире. Вязники, 1888. 23) «Житие св. благоверного вел. кн. Александра Невского с приложением стихов в честь благоверн. князя». СПб. Изд. иеродиак. Серафима, 1888. 24) «Св. благоверный кн. Александр Невский». М., Изд. Преснова, 1876. 25) «Александр Невский». СПб. Тип. Штауфа, 1876. 26) «Жизнеописание вел. кн. Александра и указ о перенесении мощей в СПб.» в статье «Владимирск. Рождественск. монастырь». (Материалы для истории и археологии). Влад. губ. вед. 1869 24, 26, 31, 32, 34, 39 и 40. 27) Святый благоверный великий князь Александр Невский. Бронзова. Странник. 1880. Июнь–июль. IV. По истории России 1) Татищева (1686–1750): «История Российская с самых древнейших времен, неусыпным трудом через тридцать лет собранная и описанная». В 1769–1774 гг. изданы были, впрочем, не в полном составе первые три тома при Моск, университете. В 1784 г. в Петербурге был напечатан IV том. Пятый, случайно найденный Погодиным в его рукописях, издан в 1848 г. Моск. Общ. Ист. и Древн. в «Чтениях Общ. Ист. и Др», т. 3, кн. IV и IX. 2) Князя М.М. Щербатова (1733–1790) «История России» в 5 т. СПб., 1770–1792. 3) «Ядро Российской истории, соч. ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом князем Андреем Яковл. Хилковым». М., 1784. 4) Карамзина «История государства Российского с древнейших времен». Изд. А. Смирдина. СПб., 1851. 5) «Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою». Ч. III, М., 1823. 6) «История русского народа» Н. Полевого. Т. IV, 1833. 7) Арцыбашева «Повествование о России» в 2 т. М., 1837–43. 8) Соловьева «История России с древнейших времен». 9) Бестужева–Рюмина «Русская история». СПб., 1872. 10) Погодина «Древняя русская история до монгольского ига». М., 1872. 11) Беляева «Рассказы из русской истории». М., 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Фильм «Александр Невский», по их твердому убеждению, это «сталинская пропаганда», «сталинский миф», раздувание шовинизма и ненависти к Западу. Несколько лет назад в передаче Сванидзе «Суд времени» мы имели возможность наблюдать, как историки либеральных взглядов выплескивали свои обиды не только на «рабский народ» и «тысячелетнюю традицию деспотического правления» в «этой стране», но и нашли виновника всех русских бед и несчастий. Российские либералы, наконец, определили того, кто мешает им осчастливить «этот» народ. Виновником провала всех либеральных проектов в России оказался св. блгв. князь Александр Невский. Именно благоверный князь, по мнению российских либералов, основал «полицейское государство», с которым им, бедным, приходится бороться и в XXI веке. Действительно Российское государство построено на том духовно-нравственном основании, которое завещал потомкам святой князь Александр. Русская цивилизация, Русский мир стоит и будет стоять на завете Александра Невского: «Не в силе Бог, а в Правде». Пожалуй, самое выдающееся открытие из всех устроивших суд над святым Александром Невским сделал профессор Пивоваров. Мы услышали настоящий шедевр либеральной мысли: «Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского и лживый миф о нем. До революции этого не было». Пивоваров, а вместе с ним и прочие обвинители дружно утверждали : «Именно Невский и заложил основы самодержавия, деспотизма, полицейского государства… Именно Невский виноват, что к власти в стране пришли большевички». Пивоваров с комиссарским напором, будто на митинге, вбивал в сознание зрителей: «Невский - это идеал Сталина. Выбрав именем России Александра Невского, Россия выбрала ставленника Сталина». Когда же попытались напомнить этим либеральным «судьям», что в создании «мифа о Александре Невском», по их же словам, произнесенным в первой части передачи, виноваты «русские тираны» царь Иоанн Грозный и Петр Первый, а также императрица Екатерина, Пивоваров смутился ровно на секунду: «Да, виноваты и они. Они соучастники» . Но не дал себя сбить с мысли: «Повторяю, этот ложный отвратительный миф об Александре Невском навязал нашему народу богомерзкий Сталин». По мнению Пивоварова, «соучастники (!) Сталина», Иоанн Грозный и Петр I, как и диктатор, создавали культ Невского, так как были исполнены ненависти к Западу». Т.е. вся Русская история – это сплошная ксенофобия, отсутствие толерантности и братской любви к западным христианам.

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

Показательно, с какими словами обратился Великий Князь Александр Невский к освобожденным псковичам: «Не простила бы Русь ни вам, ни нам маломужества. Так о том и помните. Детям и внукам накажите. А забудете - вторыми Иудами станете, Иудами земли русской». Это – страшное предупреждение современникам, склонных торговать Россией и оптом и в розницу, как это делал Твердила Иванкович. Своей мудрой политикой святой Князь Александр Невский неоднократно спасал Россию от татарских нашествий. Когда его призвал к себе Батый, Александр поклонился ему как царю, которому Бог даровал власть над многими землями, но отказался кланяться кусту и огню даже под угрозой мучительной смерти. И Бог его уберег: Батый подивился его смелости и отпустил живым. Последнее свое путешествие в орду Князь Александр Невский совершил в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия, за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, возвращаясь из Орды, он заболел и умер в Городце 24 ноября (6 декабря по н.ст.) Существует мнение, что Князь был отравлен в Орде. Если это так, то он увенчался и мученическим венцом. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединяясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу на Чудском озере. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский являет нам пример воинского предстояния перед Господом, защиты земного Отечества. В то же время он являет собой пример мудрого и сострадательного правителя, который делал, что мог для залечивания ран Русской Земли после монгольского нашествия. Он являет собой образ мудрого дипломата, достойно отвечавшего на вызовы своего лукавого времени. Он являет образ великого молитвенника и печальника за Землю Русскую. Он являет нам великий и высокий пример духовного мужества, человеколюбия, дерзновенной молитвы ко Христу Вседержителю. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский недавно был провозглашен Именем России. Сказать этого мало. Имя Александра Невского укрепляет, просветляет и преображает душу русского человека. Это один из стержней нашего национального самосознания, один из наших проводников по пути в Царствие Небесное.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/svy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед» Диакон Владимир Василик о Великом Князе ко дню перенесения его святых мощей в Петербург 11.09.2010 595 Время на чтение 5 минут Завтра Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного Великого Князя Александра Невского из града Владимира в град святого Петра, что произошло в 1724 года. Это перенесение явилось неслучайным и промыслительным. Святой Князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед, - на то место, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый Император Всероссийский Петр Великий. К сожалению, временами в отечественной историографии встречается мысль о том, что война со Швецией была не нужна, что ее урон был равен пяти Швециям. Это далеко не так. На самом деле этой война была нужна, во-первых, для освобождения православных Ингрии и Карелии, которых угнетали шведы-протестанты и стремились постепенно ассимилировать и опротестантить. Во-вторых, для того, чтобы Россия открыла себе «окно в Европу». И не для того, что заражаться тлетворным западным духом. Петр I сказал замечательные и глубокие слова: Европа нужна нам лет на тридцать, а потом смело можем повернуться к ней спиной. Это нужно было для того, чтобы устоять в технологическом соревновании с Западом, остаться великой державой и не погибнуть. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский своими мощами освятил град святого Петра – будущий маяк апостольства не только для северных земель, но и для всего мира. Для нас память святого Александра Невского жизненно важна по многим обстоятельствам. Во-первых, он показал нам наш путь и великий исторический выбор. В XIII веке Русь оказалась в клещах. С одной стороны – Золотая Орда, татары, с другой стороны – шведы и Тевтонский орден. Воевать на два фронта Русь не могла. С кем было мириться, заключать союз, а с кем – воевать? Святой Князь Александр Невский промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание асссимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные. И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию. Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/svy...

Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает» 21 , и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы… если решимся… стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе» 22 . 1 — Св. Николай Японский. Дневник, 8 августа 1881 г. 2 — Свт. Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. 3 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 17. 4 — Св. Николай Японский. Дневник, 23 декабря 1898 г. 5 — Свт. Макарий (Невский). Беседы о миссионерском деле. С. 223. 6 — Св. Николай Японский. Письма. С. 281. 7 — Св. Николай Японский. Письма. С. 78. 8 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 211. 9 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 212. 10 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе, XXXIII. 11 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 2. 12 — Св. Николай Японский. Дневник, 4 марта 1888 г. 13 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 33. 14 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 5. 15 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXVII. 16 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 202. 17 — Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Часть I.4. 18 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 227. 19 — Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви. 20 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 214. 21 — Свт. Филарет Московский. Письма к игумении Марии (Тучковой), 26. 22 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zhivoj-razgovor-o-miss...

Александр Ярославич вошел в нашу историческую память с прозвищем Невский. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Олександра», составленной во Владимире в промежутке между 1263 и 1280 гг., ни разу новгородский князь не назван «Невским». В новгородских летописях мы встретим его с упоминанием как Храбрый. Только в конце XV в., по наблюдению В.В. Тюрина, Александр Ярославич впервые упоминается в общерусских летописях как Невский (Тюрин В.В. Древний Новгород в русской литературе XX в.: Реальность и мифы//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Материалы науч. конф. 11–13 ноября 1998 г. Новгород, 1998. С. 197). Дело осложняется тем, что с тем же прозвищем в повести «О зачале царствующего града Москвы» из «Хронографа Дорофея Монемвасийского», сохранившегося в списке конца XVII в. (собрание Государственного Исторического музея) упоминаются сыновья Александра, которые ни при каких условиях не могли принимать участия в этой битве: «Лето 6889-го октября в 29-й день в Володимере граде по державе князя Владимера державствовал князь Андрей Александрович Невский, а во граде Суздале державствовал князь Данил Александрович Невский» (Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.//Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV–XVbb. М, 1992. С. 177). Иногда это объясняется тем, что прозвище Невский было связано не с победой Александра над шведами, а являлось посессивным, то есть оно указывало на княжеские владения на берегах Невы (Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 191–192). Попытка Владимира Рогозы объяснить то, почему Александр был назван Невским, а не Чудским, все-таки выглядят несостоятельной. Он пишет о том, что «решающую роль в сражении на льду Чудского озера сыграли дружинники брата Андрея, которых прислал Александру их отец – Ярослав Всеволодович. И об этом хорошо знали на Руси, в то время как Невская битва прошла незамеченной. Давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, составители Жития не стали» (Рогоза В.

http://pravoslavie.ru/48583.html

vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Старый сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Презентация выставки её организаторами vk fb tw ok @ g+ lj Панорама «Ледовое побоище» Автор: Евгений Емельянов vk fb tw ok @ g+ lj Панорама «Ледовое побоище», фрагмент Автор: Евгений Емельянов vk fb tw ok @ g+ lj Меч князя Довмонта-Тимофея. XIII век Псково-Изборский объединенный музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Княжеский шлем. XIII – пер. пол. XIV века Городецкий историко-художественный музейный комплекс vk fb tw ok @ g+ lj Неизвестный художник. Портрет Александра Невского vk fb tw ok @ g+ lj Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий, Зосима Соловецкий, Александр Невский (в схиме Алексий), Василий Блаженный, предстающие Пресвятой Троице Псково-Изборский объединенный музей-заповедник Раздел 1. Древняя Русь. Легенды и быль Одними из важнейших стали для художников сюжеты, отражающие события из истории Древней Руси, вобравшие в себя поэтические легенды о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире, периоде монголо-татарского нашествия. Эти и другие сюжеты бытуют в русской живописи разных эпох: от классицизма до реализма и импрессионистического направления начала XX века. vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов В.М. Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов В.М. Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890 Нижегородский государственный художественный музей vk fb tw ok @ g+ lj Горбатов К.И. Струги. Великий Новгород. 1912 Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

http://pravoslavie.ru/139872.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святой князь Александр Невский и Патриарх Сергий боролись с экспансией католицизма Православный ученый размышляет о параллели, которую провел Святейший Патриарх Кирилл 24.03.2010 441 Время на чтение 5 минут Два дня назад, 22 марта, как сообщала РЛ , под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета программы «Александр Невский». В ходе него, Его Святейшество сказал, что когда он прикасался к страницам жизни святого благоверного князя, то «вспоминал другого подвижника земли нашей - святаго, не святаго, но весьма уважаемого Патриарха Сергия, который в сложнейшее советское, сталинское время шел на самоуничижение, на уничтожение своего авторитета ради того, чтобы Церковь сохранилась, а вместе с ней сохранилась надежда на выживание всего народа». Эту оговорку Святейшего, назвавшего Патриарха Сергия (Страгородского) святым, прокомментировал в интервью РЛ доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик . Святейший Патриарх Кирилл многое сделал для становления и развития программы «Александр Невский - Имя России». В этом сказывается духовная мудрость Патриарха, который понимает, что в нынешнее сложное время только святые имена способны спасти Россию, воодушевить и поднять русского человека на труды и битвы. Собственно говоря, это происходит не впервые. С именем святого благоверного Великого князя Александра Невского шли в бой русские солдаты под Бородино, в Крымскую войну, с его именем умирали на Шипке, в окопах Первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны святой Александр Невский вновь позвал русского человека в бой за жизнь своего народа, за победу. Сейчас вновь ведется духовная битва за жизнь русского народа, хоть и в других условиях, при других опасностях. И это понимает Патриарх Кирилл, поэтому он и придает столь большое значение почитанию святого благоверного князя Александра Невского, который должен стать образцом для русского человека - для русского воина, русского священника, русского правителя, русского общественного деятеля.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/24/di...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010