Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.; Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие. См.: Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа// http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934 ; Смирнов С.Б. Конец русской демократии// . Из самых последних работ критического характера можно выделить книгу А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище» (М., 2006). «Какой же будет объективная оценка деятельности Александра Ярославича? Реальный Александр был пособником татар и не отражал никакой угрозы с Запада. Он не был защитником Русской земли и выдающимся полководцем», – такой вывод делает А.Н. Нестеренко (С. 270). Среди зарубежных критиков можно выделить работы профессора Оксфордского университета Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси: 1200–1304 гг.» (Под ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. С. 142–145, 162–163.) и статью директора Института восточной и юго-восточной истории при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана Эдгара Хёша (Хёш Э. Восточная политика Немецкого ордена в XIII в.//Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 65–74). Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182. Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф?//Родина. 2003. 12. С. 91–93. Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв.//Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164. Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Т. 3// .

http://pravoslavie.ru/48583.html

На Заседании обсуждались программы на 2007-2008 гг. Особое внимание было уделено образовательной составляющей проекта. Принято решение об объявлении Всероссийского конкурса «Александр Невский» на лучшую творческую, научную и методическую работу среди школьников, учащихся, студентов, курсантов, аспирантов, педагогов и журналистов по проблемам актуализации исторического наследия. Конкурс проводится в номинациях: творческая работа (художественные, публицистические произведения, мультимедийные презентации, теле- и радиопередачи, документальные фильмы, социальная реклама); научно-исследовательская работа (курсовые работы, дипломы, диссертационные работы, отчеты о поисковых экспедициях); научно-методическая работа (конспекты урока, лекции, сценарии внеклассного мероприятия, викторины, олимпиады). Примерная тематика конкурсных работ: «Великий князь Александр Невский как выдающийся государственный деятель», «Дипломатическая политика князя Александра Невского», «Святой Александр Невский и Русская Православная Церковь», «Великий князь Александр Невский — защитник Отечества». В настоящее время в рамках реализации программы «Александр Невский» осуществляется подготовка круглого стола по теме «Александр Невский — мудрый правитель и искусный дипломат», создается документальный фильм об Александре Невском телеканалом «Россия»; готовятся учебные пособия и научно-просветительские книги об Александре Невском. Рабочей группе было поручено доработать детальный план мероприятий на 2007-2008 гг. по другим направлениям программы. На Заседании выступали представители Министерства обороны, Министерства иностранных дел, представители ведущих ВУЗов страны, которые говорили об исторической значимости Александра Невского, как персоны, заложившей основы российской государственности, русской идентичности, межцивилизационного диалога. Посол РФ по особым поручениям М.В. Майоров отметил, что «Александр Невский заложил основы единого русского государства, основы веротерпимости в нашей повседневной жизни». По его словам, «дипломатия, служившая Старой России, считала своим покровителем Александра Невского». По его мнению, необходимо возрождение традиции почитания Александра Невского, как покровителя российской дипломатии.

http://patriarchia.ru/db/text/247651.htm...

Во второй половине дня уже на теплоходе состоялось пленарное заседание. Открыл конференцию епископ Петр, который зачитал приветственное слово участникам конференции архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. По словам владыки Димитрия, победа, одержанная Александром Невским в проекте «Имя Россия», показало, какое большое значение современные русские люди придают историческим заслугам князя. Александр Невский, отметил архиерей, не только был героем, но также был и святым человеком, сочетавшим в себе смиренномудрие с воинским бесстрашием и отвагой. Александру Невскому, уверен владыка, мы обязаны тем, что Россия стала не католическим, а православным государством. Мудрая политика Великого князя в отношениях с татаро-монголами вообще определила развитее Руси на много столетий вперед. Святой князь, уверен владыка Димитрий, может стать наилучшим примером для молодежи. И если при жизни Александр Невский был отважным воином, мудрым правителем и тонким дипломатом, то после своей кончины, отметил витебский архипастырь, он стал нашим небесным покровителем и молитвенником на небесах. Не раз русский народ, по словам владыки Димитрия, получал помощь и поддержку Александра Невского. Невский герой явился народу накануне Великой Отечественной войны в фильме «Александр Невский» в «иконописном и гениальном исполнении Черкасова», с тем, чтобы укрепить дух народный перед надвигающейся бедой. Второй раз святой князь явил себя в 1942 году, когда был учрежден советский орден Александра Невского, который вручался военачальникам в знак особых полководческих заслуг. Затем выступил заместитель председателя правления Александро-Невского братства Сергей Шаров с докладом «Концепция программы «Александр Невский – Имя России». Главной целью программы, по его словам, является создание системы воспитания молодежных лидеров по примеру образа Александра Невского, которые могли бы стать частью национальной элиты. Молодежный лидер должен сочетать в себе все основные качества святого князя: святость, мудрость, здоровье, служение народу. Сергей Шаров, отметив полезную воспитательную деятельность государства и Церкви, обратил внимание на отсутствие между ними конструктивного взаимодействия. Александр Невский, уверен Шаров, может быть знаменем, вокруг которого могут консолидироваться эти институты. Тем более, что победа святого князя в конкурсе «Имя Россия», по его мнению, говорит о том, что это имя востребовано властью. Александр Невский является образцом того человека, который должен представлять национальную элиту. Если элита не будет состоять из людей, похожих на Великого князя, то Россию, считает С.Шаров, ничего хорошего не ждет. «Мы стараемся сделать так, чтобы во власти появились такие люди. Нашей главной задачей является разработка такой системы воспитания, которая позволила бы готовить молодежных лидеров, подражающих Александру Невскому».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отражают его духовный облик – облик смиренного подвижника, не любящего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христианской нравственности, святитель говорит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова учения, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи. Источники: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Царю Небесному и царю земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий–Невский). М., 1996. «Вы — соль земли»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 36. «Опомнимся! Покаемся!»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 216. «Поучение, сказанное в церкви Енисейского полка в городе Ново-Николаевске»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 201. «Что такое свобода?»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 240–241. «Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 306. «Семейное воспитание как наилучший способ приготовления народа к благотворному пользованию дарованной ему свободой»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 123.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Александр Невский своими подвигами и трудами оказал огромное влияние на формирование национального сознания русского народа. Это влияние с исключительной силой сказалось в годы Великой Отечественной войны. В годы войны с фашистской Германией в Советском Союзе появился и «чисто» военный орден Александра Невского, которым награждался высший командный состав Красной Армии. Александр Борисович Бадьянов, кандидат социологических наук Казимир-Полонская Е. Записки православного миссионера. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. О действии благодати Божьей в современном мире.- С-Пб,1998. Даманин А.А. Монгольская империя чингизидов. Чингиз-хан и его преемники.-М,. 2005. Почекаев Р.Ю. Батый, который не был ханом./ Р.Ю. Почекаев - М.,С-Пб., 2006,с. 117. Цит. по: Орлов А.С., Полунов А, Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России./под. Ред. Проф. А.С.Орлова .- М.,2005. С. 68. См. Чойсамба Чойжилжаван. Завоевательные походы Бату-хана.-М., 2006, с.78. Повесть о разорении Рязани Батыем. За землю Русскую. Древнерусские воинские повести.Сост. М.Е.Устинов ; пер. Д.М.Буланина. -Челябинск, 1991с. 68. См. История русской церкви/ М.В.Толстой . Рассказы по истории русской церкви СПб,1991. Цит. по: Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах.Том 1- М., 1994, с.233. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - С-Пб., 1992, с.1004. См. Орлов А.С., Полунов А, Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России./под. Ред. Проф. А.С.Орлова .- М.,2005. См. Шишов А.В. Александр Невский. 100 великих героев.- М., 2005, с.215. См. Хитров М. Великий князь Александр Невский.(подробное жизнеописание с рисунками, плакатами и картинами. -М., 1893,.с.83. См. Шишов А.В. Александр Невский. -Ростов н.Д., 1999, с.134. Карамзин Н.М. Предание веков.Сказания, легенды, рассказы из " Истории государства Российского " М.,1988, с.281-282. Данилевский В. Александр Невский. Дмитрий Донской. - Иркутск, 1946, с. 14. Беляев Н.И. Александр Невский. -М., 1951, с.28-29. См. Кареев Г.А. Потресов А.С. Загадка Чудского озера. - М., 1976, с. 216 - 217.- 238 с.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Реклама: С.61. Наталья Ключарева . Юркино Рождество . Рассказ. Рисунки Наталии Кондратовой. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.62-66. – (раздел « Книжный компас », рубрика « Читальный зал »). Имеется биографическая справка « Наталья Ключарева » (С.62). См. также подборку: «Это и есть христианская мораль?». На рассказ Натальи Ключаревой «Юркино Рождество», за январь 2009 года. Включает письмо в редакцию читательницы Светланы Лубенец и ответ на него священника Димитрия Струева , руководителя православного молодежного культурного центра «Экклезиаст», г. Липецк//Фома. - – март 2009. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Врезка к теме: Рекомендуем: Список произведений мировой литературы, связанных с темой Рождества Христова (11 назв.)//Фома. - – январь 2009. – С.65. – (раздел « Книжный компас », рубрика « Читальный зал »). Реклама: С.67. КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-91. (на заставке – фото Russian Look) Александр Невский :   Путь воина . Вступительная статья от Редакции. Об осуществленном в 2008 году телеканалом «Россия» уникальном телепроекте «Имя Россия», где среди двенадцати исторических «финалистов» реальным претендентом на «победу» является князь Александр Невский, прославленный Русской Церковью в лике святых//Фома. - – январь 2009. – С.69. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Во имя Александра. Информация о православных храмах в честь святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге, Пскове, Новосибирске, Москве и о том, как почитается его имя в Городце – городе, где он принял монашеский постриг и скончался//Фома. - – январь 2009. – С.70-71. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Только факты. Подборка биографических сведений о князе Александре Невском//Фома. - – январь 2009. – С.71. - (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Постижение России, или Открытый урок гражданственности. Беседовал Владимир Легойда . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Александр Невский в Орде. Генрих Семирадский; Князь Александр Невский. Виктор Васнецов. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве; Военные ордена Александра Невского: орден Российской империи (XIX век) и советский орден, введенный в 1942 году//Фома. - – январь 2009. – С.72-73,74-75,77,78-79,80,82. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

С 1889 г. протопресвитер Александр Желобовский лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885–1890 гг. протопресвитер Александр Желобовский повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы он практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Александр Желобовский являлся членом совета общества. В 1889 г. он заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890–1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также протопресвитер А. А. Желобовский требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1 января 1890 г. Александр Желобовский издавал журнал «Вестник военного духовенства» (см. «Вестник военного и морского духовенства») с периодичностью 2 номера в месяц. В 1911 г. на основе публикаций журнала за 1890–1910 гг. был издан 3-томник лучших проповедей, примененных к военному быту. А. А. Желобовский способствовал изданию с 1 января 1906 г. духовно-нравственного патриотического журнала «Доброе слово» для крестьян и воинов. При церквах военного ведомства по инициативе Желобовского были открыты библиотеки с книгами религиозно-нравственного содержания. В 1890 г. протопресвитер А.А. Желобовский ходатайствовал перед начальством о налаживании поступления журналов «Православное обозрение, «Разум и вера», «Вестник военного духовенства» в библиотеки офицерских собраний, а не только церковные библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

3. Епархиальному архиерею Читинской епархии иметь титул «Читинский и Петровск-Забайкальский». 4. Епископом Нерчинским и Краснокаменским избрать игумена Димитрия (Елисеева), клирика Читинской епархии. 5. Место наречения и хиротонии игумена Димитрия (Елисеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 6. Образовать в пределах Забайкальского края Забайкальскую митрополию, включающую в себя Читинскую и Нерчинскую епархии. 7. Главой Забайкальской митрополии назначить Преосвященного Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира.   ЖУРНАЛ 122 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Кишиневской епархии с титулом «Сорокский» избрать архимандрита Иоанна (Мошнегуцу), клирика Кишиневской митрополии. 2. Место наречения и хиротонии архимандрита Иоанна (Мошнегуцу) оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 123 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о внесении изменений и дополнений в типовые уставы православных религиозных организаций, действующих на территории Российской Федерации. Справка: 5 мая 2014 года были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон 99-ФЗ), в связи с чем типовые уставы религиозных организаций нуждаются в небольших изменениях. При этом уставы зарегистрированных религиозных организаций не подлежат перерегистрации, но должны быть приведены в соответствие с новым законом при первом изменении данных уставов. Новую редакцию типовых уставов должны будут использовать вновь создаваемые религиозные организации. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить изменения и дополнения в типовые уставы: епархии; прихода города Москвы; епархиального прихода; патриаршего подворья; архиерейского подворья; ставропигиального монастыря; епархиального монастыря; монастыря, приписного к ставропигиальному монастырю; подворья ставропигиального монастыря; подворья епархиального монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

Затем в конференц-зале Казанского кафедрального собора состоялась встреча митрополита Павла с общественностью края и духовенством Забайкальской митрополии. Глава Белорусского экзархата передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Наш визит на Забайкальскую землю — это отеческая забота Святейшего Патриарха о пастве Православной России, о православных Забайкальского края», — сказал архиерей. Празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира стало значимым событием для всех стран, объединенных верой во Христа. Забайкальская земля стала в эти дни местом молитвенного обращения ко святому князю Владимиру, местом его прославления. Митрополит Павел подчеркнул, что подвиг князя Владимира заключен в выборе пути развития нашей страны. И этот путь — путь Евангельский. Русь Святая хранит веру православную, как и завещал великий князь. Продолжая встречу, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Павлу за заботу и попечение о православных верующих Забайкальской митрополии. Затем владыка Павел ответил на вопросы собравшихся. После встречи с духовенством и общественностью было совершено всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе забайкальской столицы перед ковчегом с недавно обретенными мощами великомученика и целителя Пантелеимона в честь дня памяти святого угодника Божия, а на следующий день — Божественная литургия. Возглавили праздничные богослужения митрополит Минский и Заславский Павел и митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир. Торжественные богослужения в эти дни посетило несколько тысяч человек, на память о торжествах прихожанам раздавались иконки святого равноапостольного князя Владимира с благословением митрополита Минского и Заславского Павла. По окончании Божественной литургии Патриарший экзарх всея Беларуси благословил участников II молодежного велопробега, посвященного 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира. Молодые забайкальцы — участники православного молодежного движения Читинской епархии «Возрождение», спортсмены, прихожане храмов города проехали по маршруту: Казанский собор г. Читы — часовня святого великомученика и победоносца Георгия на мемориале Победы — поклонный крест, посвященный Крещению Руси, на вершине Яблоневого хребта. По прибытии к поклонному кресту был совершен молебен Крестителю Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

В 10 час. прибыли на ст. Петровск, около кот. в поле принял волостных старшин Ярославской губернии. Оттуда поехал с дочерьми в Петровск к обедне по случаю Вознесения. Вернулся в поезд в 12 1/2 к завтраку. Около 2 час. отправился с ними же в Переславль по отличному шоссе; на 13й версте переехали во Владимирскую губернию. Не доезжая города, остановился у Никитского монастыря; затем в городе посетил Даниловский мон. и Фёдоровский женский монастырь. Несколько раз собирался дождь, но проходил благополучно. Выехал за город вдоль красивого Переславского озера в усадьбу Владимирского дворянства. Прием его был прекрасно и широко устроен. Осмотрели ботик Петра Великого и памятник ему, поставленный на том месте, где когда-то стоял его дом. Спустился к озеру и с пристани смотрел на катание морских потешных на шлюпках. Затем поднялся к павильону, в кот. нас угостили чаем и пр. Для публики были разбиты шатры между деревьями. После взаимного пития здравий уехали и прибыли в Петровск в 7 1/2 (40 верст в 45 мин.). Аня тоже была на приеме с своими родителями; она проехала с нами в поезде до след. станции. Остановились на ночь на ст. Балакиреве в 10 1/2. 24-го мая. Пятница. В 10 час. утра при отличной погоде приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Элла встретила нас. Поехал с дочерьми к обедне и молебну. Затем зашли в митрополичьи покои и выпили чаю. В 12 1/2 продолжали путь. После завтрака стало жарко в вагонах. В 3 1/2 прибыли в Москву на бывш. Брест[ский], ныне Александровский вокзал. Поч. караул от Астраханского гренад. полка, семейство и все наивысшее нач. Сел верхом; Аликс с Алексеем и все вел. княгини в экипажах проехали к Иверской и к Спасским воротам. Встреча народа на улицах напоминала въезды на Коронацию. От ворот пошел пешком за крестным ходом к Архангельскому собору, где я возжег сооруженную всем семейством лампаду над гробницею Михаила Феодоровича. По отслужении литии по нашим предкам вышли во дворец. Принял поч. кар. от Екатеринославского полка. В 5 1/4 пришел к себе. Пили чай с Ксенией и Ольгой. Занимался.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010