Отписка вотчин от Александро-Невскаго Монастыря влекла за собою совершенный его хозяйственный разгром. «Не для сожаления тех Троицких и Иверских вотчин», – писал в августе 1730-го года архимандрит Петр Святейшему Синоду: «но понеже причина от того состоит и крайняя нужда, понуждены мы сим донести: 1) еше не успели мы настоящего о том указа получить, уже из Троице-Сергиева Монастыря в вотчины служители с заказом присланы, что ни в чем Невеких вотчинных управителей не слушать и ничего не отправлять; и которые припасы обыкновенными отправлениями в Невский отпускались, а паче заготовленный Тверскими и Новоторжскими монастырскими вотчинными доходы и людьми в Невский на строение белый камень отправлялся, остановили и прочие подобные помешательства оказались; 2) ежели с сего числа ничего в Невский из тех вотчин отпущаться не будет, а вместо них вскоре другие вотчины с денежными и хлебными доходами пожалованы не будут, то конечное в здешнем монастырском содержании учинится немалое помешательство и остановка, и как содержать Невский Монастырь, недоумеваемся; 3) в Невском Монастыре, по новости, кроме Иверских и Троицких, единого служителей и работников нет, из них многие изучены для строения монастырского разным художествам, каковых вскоре и сыскать невозможно, и ежели указ оный будет прислан, то могут они, покиня вдруг все монастырские дела и службы, на старину, где их природа влечет, сойти, – то, кроме одних монахов, ни единого человека не останется, и наличного смотреть и караулов содержать будет некому». Между тем присланные во все вотчины из Троице-Сергиева и Иверского Монастырей монахи и служители «Невских управителей от команд отрешили и денежных и прочих доходов отправлять в Невский воспретили, отчего в Невском конечная учинилась в содержании братства и служителей и в строении остановка. А в Старой Руссе соляные заводы, которые от Невского Монастыря немалою суммою возобновлены и камор-коллежская прибыль для новости того Монастыря на строение пожалована была, Иверского Монастыря монахи с подьячими описали и наличной соли близ 100.000 пуд запечатали и продавать в отпуски на продажу отпускать запретили». «И затем ниоткуду никакого доходу Монастырю нет», – жаловались Святейшему Синоду в августе и сентябре 1730-го года наместник, иеромонах Симон и эконом, иеродиакон Иосиф (Жданов): «и жалованья служителям и мастеровым произвесть не из чего, отчего опасно, дабы они послушаниев и мастерств монастырских не покинули и врозь не разбрелися; да и братству питаться нечем, ибо, вместо Иверских, отколь лучшие доходы были, награждения никакого в Невском не учинено» 2648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Александр Невский - знамя наших побед» В Нижнем Новгороде и Городце открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства 05.05.2010 505 Время на чтение 7 минут Вчера, 4 мая, открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед», сообщает наш корреспондент, принимающий участие в работе конференции. Мероприятие, проходящее в рамках межрегиональной программы «Александр Невский - имя России», посвящено 770-летию победы в Невской битве (1240 г.). Конференция проходит в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Конференция началась с посещения Нижнего Новгорода и Городца. Участники мероприятия съехались не только из разных городов России - Москвы , Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пскова, но и из разных стран мира - Украины , Белоруссии, Сербии и США. Перед началом пленарных заседаний участники конференции в ходе интереснейшей экскурсии ознакомились с достопримечательностями и святынями Нижнего Новгорода и Городца. После экскурсии состоялось посещение Феодоровского мужского монастыря в городе Городце. Посещение этого монастыря совсем не случайно предварило открытие конференции. В этом месте в 1263 г. после возвращения из Золотой Орды преставился Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский, а именно святой князь стал символом конференции. Главный монастырский храм встречал участников конференции колокольным звоном. Погода стояла ясная, солнечная. На улице собрались местные жители. Казалось, что весь Городец приветствовал гостей. В Феодоровском соборе был отслужен молебен Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Богослужение совершил викарий Витебской епархии Белорусского экзархата епископ Петр в сослужении наместника монастыря игумена Августина (Анисимова) и сонма священников. На молебне присутствовал глава администрации Городецкого района Александр Минеев, который пожелал участникам конференции творческих успехов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Михаил Петрович ТРОФИМОВ, 5 линия, 10, кв. 7. Члены Приходского Совета Петроградского Казанского Собора: 1. Константин Михайлович СОПЕТОВ (Каменноостровский пр., д.22, кв. 12), 2. Николай Ксенофонтович ЛИБИН (проспект 25 октября, 19, кв. 3), 3. Феодосий Леонтьевич ЗОЛОТОВ (Казанская, д. 5, кв. 47), 4. Петр Антонович НЕШУМОВ (Гороховая ул., д. 17, кв. 43). Член Владимирской приходской общины Алексей Николаевич СЕРЯКОВ, студент 1-го курса Политехнич. Института (Загородный, 4, кв. 3). Член Владимирской приходской общины Федор Иванович МАЛОДЕРНИКОВ, сторож Балтийской север, жел. дороги. (Бол. Моск. д. 4, кв. 24). Той же общины члены: Анастасия Яковлевна ТАРАРИЧКИНА, сестра милосердия (Димитровский пер., 14, кв. 8), санитар Иван Николаевич ГЛАЗОВ (Больш. Московская, д. 5, кв. 4), Александр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (Больш. Московская ул., 4, кв. 8). Члены приходского Совета Знаменской церкви: Гр. НОСКОВ, Владимир Александрович АСАФЬЕВ (Невский, 147, кв. 50), Николай Иванович БРЕЕВ (Невский, 114, кв. 39), Федор Алексеевич ЛЮБИЩЕВ (Жуковского 57, кв. 8), Сергей Дмитриевич КОЗЛОВ (Невский, 97, кв. 35), БОБРОВ Всеволод Никанорович (Пушкинская 12, кв. 2), БУЧЕЛЬ Емельян Семенович (Лиговская 24, кв. 2). Д. ВОРОНИН, К. ПРИТЧИН (Невский, 96, кв. 65). М. САНОВ (Невский 132). В. СПЕРАНСКИЙ (Лиговка, 39, кв. 26). Члены Приходского Совета Петергофского Петропавловского городского собора:Инженер-электрик Федор Иванович МОСКАЛЕВ (Н. Петергоф, Кривая ул., д. 22, кв. 6), заведующий канцелярией управления Петергофскими дворцами-музеями Александр Михайлович АРБУЗОВ (Н. Петергоф, Красный проезд, д. 33), делопроизводитель мобилизационного Отделения Петергофского уездного Комиссариата по военным делам А. ГЕРАСИМОВ (Петергоф, Верхний сад, д. 14), секретарь Центрального Исполнительного Комитета служащих Управления Петергофскими дворцами-музеями Николай Матвеевич БОБРОВ (Советская, д.12). Члены Приходского Совета Петроградской Скорбященской церкви, что на Стеклянном – МАСЛОВ Петр Сафронович, артельщик Невского Судос.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11-13 июля 2008 г. на форуме соотечественников «Русский Царьград» сформировалась инициативная группа по возрождению существовавшего в 1918-1932 гг. при Лавре Александро-Невское братства. 18 ноября 2008 г. Епархиальный Совет одобрил соответствующее ходатайство архимандрита Назария, и в тот же день митрополит Владимир благословил воссоздание Александро-Невское братства как межрегиональной общественной организации. В декабре 2009 г. уже фактически больше года существовавшее братство получило государственную регистрацию. Председателем его правления был избран наместник обители епископ Выборгский Назарий. Братство насчитывает более 50 членов, в том числе коллективных, в частности Союз православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Его деятельность осуществляется по нескольким направлениям: общественно-политическое, духовно-просветительское, социальное, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. В мае 2009 г. Лавра и Александро-Невское братство предложили правительству Ленинградской области разработанную долгосрочную международную духовно-просветительскую программу «Александр Невский - имя России». Рассчитанная на 2010-2020 гг. программа была поддержана областным правительством, началом ее осуществления стало проведение двух межрегиональных конференций в стенах Лавры и фестиваля «Александр Невский - имя России» на территории Ленинградской области. С 2009-2010 учебного года начали проводиться конкурсы: педагогических работ «Александр Невский - образец для подражания» и детско-юношеский «Александр Невский - мой герой». В Петербурге планируется увековечить память святого князя возрождением разрушенных храмов в его честь, а в тех епархиях Русской Церкви, где подобные храмы отсутствуют, - инициировать постройку новых. Проходившая 13-16 мая 2009 г. в Петербурге конференция « Пути собирания Русского мира», помимо программы «Александр Невский - имя России», уделила большое внимание еще одной инициативе Александро-Невской Лавры - организации международных крестных ходов. Одним из первых было предложено провести крестный ход «Царский путь Германия - Россия».

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Но не всё так просто. Александр Невский и мягкой силой действовал, был стратегом. Когда произошло восстание в Новгороде, и там побили сборщиков налогов, князь их поддержал. Сначала Александр Невский написал письмо в их поддержку, а потом поехал в Орду, в Кара-Кум и так представил это событие, что монголы не ввели никаких репрессивных мер. Многие современные историки или историки царского времени, допустим, Ключевский, вообще не упоминают об Александре Невском, только разве что в связи с Александро-Невской Лаврой. Как будто его вообще не было в истории, и он ничего не сделал. Наш современник, историк Владимир Махнач напрямую говорил, что Александр Невский был первым русским человеком. До этого были славяне, а с Александра Невского мы можем смело утверждать, вот – Русь, вот – русский человек. Будут ли сменяться режимы на нашей многострадальной родине, будет ли монархия или что-то другое, но Александр Невский продолжит идти через всю историю до скончания века. Е. Никифоров: - Вы же наверняка разъясняете на проповедях и на встречах смысл вашего престола. Как-то студенты чувствуют это очарование? о. Игорь: - МГИМО многое делает для прославления и поддержания важности образа Александра Невского для современного человека. 10 лет назад была издана замечательная книга «Александр Невский». Это глубокий научный труд под руководством Виктории Ивановны Уколовой, профессора МГИМО. К 800-летию Александра Невского книга была переиздана. Недавно ректор собрал студенческий союз, и было предложно сделать вечер, посвящённый празднованию 800-летия Александра Невского. Ребята склонили ректора посвятить целую неделю Александру Невскому. Я присутствовал на этой встрече, и мне это всё очень понравилось. Студенты понимают, что личность Александра Невского настолько многогранна, что нельзя ограничить празднование его 800-летия одним вечером. Я видел, с каким благоговением и трепетом ректор относится к имени Александра Невского. Это достойно уважения и похвалы, даже подражания. Около нашего храма 1 сентября был открыт памятник Александру Невскому.

http://radonezh.ru/2021/10/18/k-800-leti...

Итак, Империя преобразует образ Александра из православного святого в свой военно-политический символ. Эта национализация продолжается и углубляется — вплоть до окончательного вытеснения всего православно-христианского в эпоху Сталина. Александр Невский становится вполне тем, кем мы его представляем именно в 30-е гг. XX века. И тут все понятно: по мере того как Российское государство отказывалась от православия, оно все больше трансформировало образ Александра: от первых конфликтов московских правителей с Церковью через секуляризацию при Империи и вплоть до гонений при Сталине: все меньше христианского и все больше националистического во всей жизни страны и в частности — в образе князя-монаха Александра. Лекция филолога и культуролога Александра Ужанкова «Святой благоверный князь Александр Невский» из курса «Древнерусская литература» помогает нам вернуться к первоначальному образу Александра, до имперско-советской подмены святости на национализм. Ужанков, в частности, говорит: «Ратный и духовный подвиг. Древнерусская история — лишь фон, где происходит главное — спасение души. Особенно явно это видно в «Повести о житии Александра Невского». Александр Невский — еще один пример (из многих в древнерусской истории/литературе), когда князь, пребывая в земной славе, отказывается от нее, принимая схиму: ибо самое главное — спасение души» . Вот, пожалуй, главное: да, «Повесть о житии» (первичный источник о Александре, написанный сразу после его смерти) рассказывает о политике и войне, но они совсем не главный ее предмет. Главный ее предмет — спасение души, святость, никак не государство и война. Венец жизни Александра — отказ от славы и власти, принятие схимы. Углубить наше понимание аутентичного христианского образа Александра и его националистической подмены помогут тексты выдающегося историка, исследователя русской святости Георгия Федотова. В статье «Н. А. Клепинин. “Святой и благоверный великий князь Александр Невский”» Федотов затрагивает евразийско-белогвардейско- националистическое изращения образа Александра. Но самое интересное: эта белогвардейская подмена самым удивительным образом схожа со сталинистской подменой, которую Федотов живописует в статьях «Как Сталин видит историю России?» , «Александр Невский и Карл Маркс: два советских случая» . Эти статьи и, следовательно, процессы, ими описываемые, относятся еще к 30-м гг. — то есть еще до Великой Отечественной: национализация русской истории, включая Александра Невского, и в ее сталинистском варианте и в ее антибольшевистском варианте происходит не как патриотическая мобилизация против нацистов, но напротив — как один из случаев общего тренда на фашизацию, охватившего тогда все Европу.

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Александр Невский, по словам митрополита, отдает « надстроечные ценности », позволяя монголам собирать дань с России: « Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было ». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он « оторвал Золотую Орду от Великой Степи » . Своим хитроумным политическим ходом он « склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства ». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: « В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера... А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде... Вы представляете, какие слова? Какая сила! » Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: « Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере... Молодой, красивый парень!.. Смелый... сильный ». Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. « Боже ты мой! — восклицает митрополит Кирилл. — Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ... Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский... Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому — спасителю и устроителю России! » [xxxii]

http://bogoslov.ru/article/521521

Подпишитесь на наш Телеграм Благоверный князь Александр Невский — может быть, нет в русской истории фигуры, более подходящей для иллюстрации отношений Православие/национализм, для иллюстрации того, как аутентично христианские образы/концепты меняются до почти полной противоположности. Иллюстрации того, как нечто изначально православное меняется до такого состояния, что ничего православного уже не остается. Чтобы понять этот процесс, мы собрали несколько материалов. Хороший старт для нашего дела — две небольшие лекции Романа Шляхтина из его курса «Больные вопросы русской истории»: «Князь Александр Невский как историческая личность» и «Александр Невский в русской культурной памяти» . Сначала кратенько о том, что современная историческая наука может нам поведать о князе Александре, затем — кратенько о том, как (кардинально) менялся его образ на протяжении веков. Шляхтин, в частности, рассказывает: «Житие не описывает Александра как супервоина: он описан как тихий, смиренный, милостивый. «Повесть о житии», написанная сразу после смерти Александра, подчеркивает черты не воина, а смиренного боголюбивого правителя. Но уже в Новгороде XV века, боровшемся с Москвой, пишется новое житие Александра, подчеркивающее заслуги Александра для Новгорода: здесь князь впервые становится лишь поводом для политической идеологии; князя поднимают на знамя уже вполне с политическими целями. Интересно, что в Москве XV века Александр (предок московских правителей) — не князь-воин, а монах-постник, чудотворец. Только в эпоху Ивана Грозного образ монаха-чудотворца сменяется образом святого великого князя, чья мирская/военная/политическая жизнь становится значимой сама по себе. Происходит раздвоение образа Александр: монах и воин. В эпоху Петра происходит окончательная подмена: император, ведя войны и основывая новую столицу на тех землях, где воевал Александр, делает Александра образом своей империи: основание Александро-Невской лавры в Петербурге и пр. Александр Невский приобретает имперский образ, ставится прообразом Петра. Петр — «живое зеркало Александра», как говорил придворный богослов Петра Феофан Прокопович. Александр полностью становится политическим символом — символом государства и войны» .

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Реклама: С.15. Тема номера. Александр Невский: (на заставке – рисунок Наталии Кондратовой) Со стороны вечности . Вступление от Редакции //Фома. - – декабрь 2009. – С.17. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). Не напрасно носил меч. Беседа с доктором исторических наук Сергеем Алексеевым . Беседовал Виталий Каплан . Рисунки Наталии Кондратовой//Фома. - – декабрь 2009. – С.18-21. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). «Патриотический лубок»: как не превратить в него образ Александра Невского? Подборка мнений//Фома. - – декабрь 2009. – С.22-25. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). Свои мнения высказали: Юрий Кублановский , поэт, Москва. … снять новый фильм . Фото из архива автора. - С.22; Алексей Варламов , писатель, лауреат премии Александра Солженицына в области литературы, Москва. … бояться не лубка, а бренда . Фото Виталия Каплана. – С.22; Виктория Уколова , доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, Москва. … разделять реальность и миф . Фото из архива автора. – С.22; Феликс Разумовский , историк, писатель, телеведущий, Москва. … бороться с медиазомбированием . Фото Максима Праздника. – С.23; Александр Коновалов , министр юстиции Российской Федерации, Москва. … уйти от штампов. Фото Владимира Ештокина. – С.23; Владимир Лавров , доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН, Москва. … говорить правду . Фото Владимира Ештокина. – С.23; Александр Дворкин , президент российской ассоциации центров изучения религий и сект, президент Центра религиоведческих исследований, доктор философии, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва. … понимать, почему князь Александр – святой . Фото Владимира Ештокина. – С.24; Наталья Лосева , директор интернет-проектов РАМИ «РИА Новости», Москва. … заниматься просвещением . Фото Валентины Гусевой. – С.24; Андрей Козицын , генеральный директор Уральской горнометаллургической компании, член попечительского совета программы «Александр Невский», почетный консул Австрии в Екатеринбурге. … избегать атрибутов «лубка». Фото Алексея Морозова. – С.25.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-80-...

Со времени кончины святого князя прошло более века – и в ночь на 8 сентября 1380 г., в канун Куликовской битвы, пономарю монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение: князь Александр, восстав из гроба, выступил «на помощь правнуку своему, Великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Год спустя после победы князя Димитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле во Владимире состоялось открытие мощей Александра Невского, которые были обретены нетленными. По указанию Митрополита Московского святого Киприана Александр Невский стал именоваться «блаженным». Ему установлено было местное празднование в Рождественском монастыре. В начале XVI столетия Пахомий Серб составил канон князю Александру Невскому. Михаил Нестеров. " Александр Невский "      Имя святого Александра засияло особенно ярко в эпоху, когда Русь переживала один из самых важных рубежей в своей истории. Венчанием на царство 17-летнего Великого князя Московского и всея Руси Ивана, символизировавшим преемство Третьего Рима по отношению к Новому Риму, завоеванному османами, завершился процесс восстановления Руси как самодержавного, что значило, в переводе на современную терминологию, суверенного, государства – великой державы на востоке Европы, вскоре затем отодвинувшей свои восточные границы до самого Тихого океана и таким образом вступившей в наследие Империи Чингис-хана. Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви на Соборе 1547 г., при святителе Макарии и Царе Иоанне Грозном. Митрополит Макарий повелел составить житие святого князя Александра, включенное им в Великие Четьи Минеи. Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви при Царе Иоанне Грозном Почитание князя Александра Невского пережило новый взлет в эпоху петровских реформ. В 1710-м г. Царь Петр повелел заложить на берегу Невы, на месте победы над шведами, одержанной Александром Невским, монастырь в его честь и перенести туда мощи святого князя из Владимира. Впоследствии этот монастырь получил наименование и статус лавры.

http://pravoslavie.ru/140044.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010