Грамотою царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны монастырь «ради скудности и нищенства» был наделен землей и несколькими душами крестьян для обработки той земли. Земля эта (26 га) находилась подле деревень Ягодина и Палкина, на правой стороне р. Ваги, что на Перевозе, в полуторых верстах от монастыря. В это время ценные дары и пожертвования монастырю присылали бояре Нарышкины, Милославские, Морозовы, Хитровы, Голицыны, вклады делали важские воеводы и коменданты Козловский, Мышецкий, Вяземский, Соловьев. Последний построил на собственные средства церковь во имя Святой Троицы и снабдил ее церковной утварью. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорсой волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската. В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация – перераспределение церковной и монастырской собственности в пользу государства. В 1764 году последовало Высочайшее повеление – все бедные монастыри и пустыни упразднить, вследствии которого Шенкурский Свято-Троицкий девичий монастырь, признанный бедным, вместе с Богословским монастырем и всеми вышеуказанными пустынями, был упразднен, а 4 монахини его были переведены в Холмогорский Успенский женский монастырь. Монастырь был переименован в Свято-Троицкую белохрамную церковь, а через 15 лет состоялся обратный процесс: был образован заштатный мужской монастырь с тем же названием и настоятелем его определен игумен Макарьевской пустыми Ириней. Таким образом, это был единственный монастырь, возродившийся в Шенкурских краях. В 1800 г. Монахи получили для рыбной ловли озеро Лум (Святое). В 1857 г. земельные владения монастыря пополнились лесным участком в 150 десятин (163 га) в Уздринской лесной даче.

http://sobory.ru/article/?object=21350

Дубовка. Вознесенский женский монастырь. Храмы монастыря: Утраченный храм: Карта и ближайшие объекты Вознесенская женская община основывается протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским, пребывавшим настоятелем Успенского храма посада Дубовки в 1847-1850 гг. и в 1853-1876 гг. Современники характеризовали его как «человека замечательного по своей жизни, усыпанной терниями, по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству». После смерти матушки и гибели в Петербурге сына-студента, он жил один, следуя духовному водительству со стороны двух старцев – о. Андриана из Югской пустыни Ярославской губернии и о. Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии. Ведя жизнь настоящего аскета, священник выкопал в своём саду пещерку для уединённой молитвы (ныне на месте его дома размещается санаторий). Желая насадить благочестие среди односельчан, из которых многие принадлежали к различным толкам и сектам (старообрядцы, молокане, толстовцы и т.п.), о. Иоанн решился устраивать под Дубовкой обитель, на что его подвиг и прибывший от о. Петра послушник – некий раб Божий Иван Иванович, привезший благословление старца. Архипастырское благословение преподал ему и епископ Саратовский Иоаннкий (Руднев), к которому он ездил в 1864 г. При учреждении общины Дубовское посадское общество пожертвовало обители 1271/2 дес. земли. Сразу же откликнулся на этот почин владелец кирпичного завода мещанин М.Ф. Посохин (после его смерти завод и 10 десятин земли под ним были отданы монастырю). Летом 1864 г. о. Иоанн покупает у мещанки А.И. Шишлянниковой за 1000 руб. усадьбу с садом и двумя прудами близ посада. Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале XX в. П.М. Посохиным. Он наблюдал как о. Иоанн вставши на колени и воздев руки к небу долго и слёзно молился, а потом приподнялся и повис в воздухе. От крика свидетеля, батюшка очнулся и велел отметить это место, где вскоре был вырыт колодец со вкусной водой. В октябре 1865 г. возводится первый флигелёк, в котором поселились 5 насельниц (А.И. Заволженская, Т.И. Бондаренко и другие).

http://sobory.ru/article/?object=18890

Заворово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Каменную церковь с колокольней построил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Адриана дядька (воспитатель) царя Петра I князь Михаил Никитич Львов в 1699 г. Храм кирпичный, на белокаменном фундаменте, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, одноглавый, с трапезной и небольшой шатровой колокольней. При священнике Троицкого храма о. Петре в 1865 г. по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) были пристроены два теплых придела во имя Владимирской Божией Матери (южный) и Святого Архистратига Михаила (северный). Последний священник храма, Иоанн Владимирович Косинский, 26 февраля 1938 г. был расстрелян в селе Бутово Московской области, оставив матушку и восемь человек детей в возрасте от 3 до 22 лет. На Архиерейском соборе 2000 г. о. Иоанн был причислен к лику святых. Написана икона Священномученика Иоанна, и каждый год 13/26 февраля совершается торжественное богослужение. Троицкий храм был закрыт в 1938 г. и использовался как клуб для показа кинокартин. В 1991 году храм был передан государством Церкви, возобновилось богослужение. http://www.bronblag.ru/hrami/93 Первые письменные источники о Заворово относятся к XVI - XVII вв., когда здесь был государев погост с приходским деревянным храмом во имя Живоначальной Троицы. Вероятно, после польско-литовской интервенции в начале XVII в. деревянный храм был уничтожен и упоминается лишь церковная земля сельца Заворово. Дошедшую до наших дней каменную одноглавую церковь с колокольней построил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Адриана дядька (воспитатель) царя Петра Алексеевича князь Михаил Никитич Львов в 1699 г. Каменный храм построен, вероятно, на месте деревянной церкви Заворовского погоста (на возвышенности) на краю села: небольшой одноглавый одноапсидный храм из кирпича на белокаменном фундаменте построен в традиционном православном стиле приходских церквей конца XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=03966

Закрыть itemscope itemtype="" > Как еврей – я имею право сказать это о Зеленском «Ходячее пособие для антисемитов» 11.07.2023 1051 Время на чтение 4 минуты Источник: ПолитНавигатор « Революции делают Троцкие, а по счетам платят Бронштейны», – сказал в 20-х годах Льву Троцкому главный раввин Москвы Яков Мазе. Эти слова можно с полным основанием отнести к тому, что сегодня творит единоплеменник и один из последователей Троцкого в деле сокрушения исторической Руси и погрома Православной Церкви – Владимир Зеленский. Ни в коей мере не хочу защищать предшественника Троцкого на посту главы страны «404» Петра Порошенко, но его совершенно напрасно называли «Вальцманом». Порошенко – идейный украинский националист, откуда исходит и его русофобия, и его триада « Церковь – язык – армия». Но при этом у Петра Алексеевича никогда не поднялась бы рука громить Киево-Печерскую Лавру, отдавать мощи святых в Европу или переводить церковный календарь на григорианский стиль. Потому что для него святые Лавры – это украинские святые, а церковный календарь связан с традицией его народа. Зеленского, шута еврейского происхождения, ничего не связывало ни с общерусской, ни с украинской национальной традицией. Вся его матрица жизненных ценностей укладывается в три понятия: деньги, власть и земная слава. Ради этого клоун, играющий пенисом на рояле, готов переступить через что угодно, в том числе память о своём собственном деде – ветеране войны. Он никогда не был ни идейным украинским националистом, ни идейным русофобом. Он просто знает, что за эти два товара глобальная элита щедро платит. Зеленский настолько органично вошёл в образ защитника западной цивилизации от варварской России, что готов переступить через что угодно. В том числе через многовековую традицию той земли, руководство которой он осуществляет. Зеленскому плевать на религиозные традиции православного большинства жителей Киева, Полтавы, Чернигова, Харькова или Винницы. Его мало волнует, сколько веков предки этих людей отмечали Рождество, Крещение, Сретение, Успение или Покров по юлианскому календарю, не говоря уже о днях памяти святых угодников. Это всё должно быть попрано и забыто во имя уничтожения Русского мира, « окончательного решения русского вопроса». Должно быть похоронено и предано забвению само слово «Русь» и память о Киеве как о матери городов русских. В какой части мира русские ни жили, им должно быть нанесено такое оскорбление, которое навеки отложится психологической травмой на исторической памяти русского народа.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/11/kak_ev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Орден Александра Невского Доклад на VIII Калязинских чтениях 08.04.2021 1980 Время на чтение 14 минут 5 Апреля исполнилось 60 лет со дня рождения нашего сподвижника по «Русскому Собранию» и автора «РНЛ», кандидата исторических наук Павла Геннадиевича Петина. От лица «Русской Народной Линии» и «Русского Собрания» поздравляем юбиляра со знаменательным этапом его творческой судьбы, желаем ему многих и благих лет жизни, крепкого здоровья и новых успехов в его исторических исследованиях. Предлагаем вниманию наших читателей доклад П.Г. Петина, подготовленный для VIII Калязинских чтений. Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского В этом году в России на высоком государственном уровне пройдут торжества в честь 800-летия со дня рождения Святого Благоверного Великого князя Александра Ярославича Невского. В связи с этим мне хотелось бы рассказать об ордене, учрежденном в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Принявший перед своей кончиной схиму с именем Алексий Великий Князь Александр Ярославич Невский был причислен к лику Святых 26 февраля 1547 года на Освященном Соборе, созванном по указанию Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. В 1710 году Царь Петр Алексеевич водружает Крест на месте основания будущего монастыря во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. Именно сюда 30 августа 1724 года из Владимира были перевезены Мощи Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Тогда же Император Петр Великий предполагал учредить военный Орден в честь Святого Великого Князя-воина Александра Невского. Во время Персидского похода Император даже разработал основные положения Статута будущего ордена. Однако смерть Императора Петра Великого прервала эти планы. 21 мая 1725 года согласно с волей Петра I его супруга Императрица Екатерина I учреждает Орден в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. С того времени орден стал вручаться высшим государственным служащим, высокопоставленным военным, архиереям Церкви и другим подданным за особые заслуги перед государством.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пётр Великий прославил русское имя О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра 28.01.2021 614 Время на чтение 5 минут Призывая готовиться к предстоящим торжествам , хочется обратить внимание общественности на место в Москве, которое естественным образом должно стать не только их временным, но постоянно действующим центром – музеем-заповедником. Это Преображенское. Петровское Преображенское – дворцовое село в семи верстах от Кремля. Отсюда. На рубеже XVII–XVIII вв. управляли страной, здесь принимались важнейшие внешнеполитические решения, здесь руководили созданием вооружённых сил, проведением великих преобразований. Здесь располагалась Преображенская солдатская слобода с полковым Спасо-Преображенским храмом, казармами, цейхгаузами, домами петровских сподвижников, в том числе генерального писаря полка и деда великого полководца Ивана Суворова. На Генеральной (Электрозаводской) улице находились Новый Государев (Нагорный) дворец, дома приближённых и знаменитый Преображенский сыскной приказ. Неподалёку, на Яузе, сохранилось здание Парусной фабрики. Здесь же находились: Старо-Преображенский дворец; «потешная» крепость «Прешбург» и корабельная верфь для строительства малых судов. Память о славном прошлом отражена в названиях – Преображенская площадь и вал, улицы, Суворовская, Бухвостова и Буженинова (сержанта бомбардирской роты), Потешная, Девятая Рота, Барабанный и Палочный переулки; Матросский мост, Матросская Тишина. Выдающийся русский историк И.Е. Забелин в своей работе «Преображенское или Преображенск – Московская столица достославных преобразований первого императора Петра Великого» (1883) назвал Преображенское – «Дедушкой самого Петербурга». О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра давно говорят историки, ветераны армии и флота и жители – преображенцы. Авторы этих строк неоднократно поднимали этот вопрос в 1980 – 2000 годах в периодической печати, на местном телевидении, перед руководством управы «Преображенское» и префектуры Восточного административного округа. Москва – место рождения и начала славных дел государя Петра Алексеевича – заслуживает такого музея! Место его на берегах Яузы, в Преображенском. Это будет первый в России Военно-исторический музей петровской армии и флота – новый подарок Москвы Вооружённым Силам.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/28/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политическое измерение исихазма в истории Византии и России Византистские политические идеалы оказались неотделимыми от религиозного измерения исихазма 21.01.2013 1269 Время на чтение 14 минут Отношения византийской и русской культур в определенном смысле парадоксальны. Несмотря на общую религию - православие - и пришедшую вместе с ней книжность, бросается в глаза, что политический, социальный и экономический строй как Киевской Руси и княжеств периода раздробленности, так и московского периода не имеет почти ничего общего с византийским. Несомненно, это долгое время затрудняло подражание Византии даже в сфере придворного церемониала и монархической идеологии - оно началось только после брака Ивана III с Софьей Палеолог, то есть уже после падения Второго Рима. Затем сознательная ориентация на византийский политический опыт, совершенно нехарактерная для русского Средневековья, постепенно усиливалась в течение XVI и XVII веков вплоть до Петра I. Иван IV, Алексей Михайлович, патриарх Никон, Федор Алексеевич по своему политическому имиджу сознательно приближались к византийским образцам. Это тем более поразительно, что в указанные два столетия в сфере культуры Россия наоборот все дальше отходила от Византии и все более приближалась к западной культуре. Новейшие исследования Александра Камчатнова показывают, какое огромное влияние на всю русскую книжность и образованность в XIV-XV веках оказал византийский исихазм. Болгарский ученик святого Григория Синаита Феодосий создал так называемую Тырновскую школу письменности, влияние традиций которой в России ощущалось вплоть до петровских реформ, но все же шло на убыль к XVII веку. Дальнейший всплеск темы византийского наследия в России произошел только после публикации первого «Философического письма» Петра Чаадаева, считавшего Византию причиной всех дальнейших бед нашей страны (1836 год). В качестве ответа на этот вызов византизм стал славянофильским лозунгом, занял важнейшее место в историософии Федора Тютчева, а затем был подхвачен Константином Леонтьевым и Тертием Филипповым. Однако следует признать, что действительное знание особенностей византийской истории названными мыслителями оставляло желать лучшего: русская общественная мысль и византинология развивались параллельными курсами. Исключением был труд Льва Тихомирова «Монархическая государственность», в котором подробно рассматривались отличия римской и византийской монархии от российской.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/22/...

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

кафедральный соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже ЦВ 24 (421) декабрь 2009 /  24 декабря 2009 г. Возрожденное сердце Воронежа В Воронеже прошли торжества по случаю первого соборного служения в новом главном храме епархии — кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. Этого долгожданного события верующие ждали много лет, и теперь в нем будут покоиться мощи Воронежских святителей: Митрофана, Тихона и Петра. Купола и кресты нового Благовещенского собора я увидела еще при въезде в город с железнодорожного вокзала. Встретивший меня сотрудник епархии отец Алексей Воронко не без гордости рассказал, что Благовещенский собор — один из крупнейших храмов России, третий по величине после столичного Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Конечно, мне очень хотелось сразу осмотреть этот храм, однако сначала мы отправились в Покровской собор, где начались торжества. Последние годы именно Покровский собор имел статус кафедрального. В нем покоились мощи святителя Митрофана Воронежского. По случаю праздника сюда из домовой Знаменской церкви Архиерейского дома были перенесены мощи свт. Тихона Задонского, а из Алексеево-Акатового монастыря — мощи архиепископа Петра (Зверева), минувшим летом переданные из Соловецкой обители (см. «Журнал Московской Патриархии» 9, 2009). Теперь все три святыни крестным ходом будут перенесены в новый кафедральный собор. Перед началом крестного хода митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил торжественный молебен. Когда мощи крестным ходом несли по городу, казалось, что весь Воронеж вышел поклониться своим святыням. Улицы были заполнены верующими, горожане стояли с иконами, с зажженными свечами в руках, во многих окрестных домах, несмотря на прохладу, были открыты окна, люди стояли на балконах. Кто-то читал молитвы, слышалось пение акафиста. Это был не только церковный праздник, а по сути общенародный, а потому в шествии кроме духовенства епархии приняли участие губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, представители исполнительной и законодательной власти региона.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennoe...

Кимры. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства. Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского, Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина). В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице. Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=01846

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010