Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (До перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (10(21).02.1728, Киль (совр. земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 6.07.1762, мыза Ропша С.-Петербургской губ.), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761), герц. Гольштейн-Готторпский (с 1739 г.), внук Петра I Алексеевича , двоюродный брат имп. Петра II Алексеевича , племянник имп. Елизаветы Петровны , муж имп. Екатерины II Алексеевны , отец имп. Павла I Петровича . Карл Петер Ульрих был сыном герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери имп. Петра I Анны Петровны (умерла от послеродовой болезни в возрасте 20 лет). Герц. Карл Фридрих уделял сыну мало внимания, мальчик был поручен воспитателям, главным из них стал гофмаршал О. Ф. фон Брюммер, подавлявший волю принца и сурово его наказывавший. Принцу с детства привили чрезмерную любовь к военному делу, преимущественно к его внешней, формальной стороне; отец в свою очередь внушал ему, что делом его жизни должна стать война с Данией за возвращение Шлезвига. 18 июня 1739 г. (н. с.) герц. Карл Фридрих умер и Карл Петер Ульрих стал герцогом Гольштейн-Готторпским. До наступления совершеннолетия юный герцог находился под опекой двоюродного дяди Адольфа Фридриха, князя-еп. Любека (буд. кор. Швеции Адольф Фредрик). Карл Петер Ульрих был вызван в Россию в дек. 1741 г., вскоре после вступления на престол имп. Елизаветы Петровны (25 нояб. 1741). Он был ее единственным близким родственником, кроме того, императрица опасалась, как бы юный герцог, являвшийся по отцу внучатым племянником швед. кор. Карла XII , не стал впосл. королем Швеции и одновременно - претендентом на российский трон. 5 февр. 1742 г. барон Н. А. Корф доставил юношу в С.-Петербург. Имп. Елизавета и имп. двор были удивлены слабым и болезненным видом герцога и неразвитостью его ума. В нач. нояб. 1742 г. он принял Православие с именем Петр Феодорович и манифестом от 7 нояб. 1742 г. был объявлен наследником российского престола. Одновременно швед. риксдаг избрал его швед. кронпринцем, однако посольство с известием об этом прибыло в Россию уже после крещения П. Ф. в правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/2580360.html

Первоначально приход храма состоял из 35 дворов, а к 1703 г. - из 48 дворов. В 1694 г. вотчина А. И. Траханиотова досталась его детям Роману и Петру. По «полюбовному» разделу село отошло стряпчему Петру Александровичу Траханиотову. В 1704 г. он заложил село майору Иеву Мисюреву. Выкупил родовую вотчину стольник Роман Петрович Траханиотов. Он же в 1720 г. купил соседние деревни Берково и Остров у княгини Марфы Степановны Черкасской, урожденной княжны Ромодановской. В 1719 г. в селе Горках значилось: «в помещиковом дворе дворовых деловых людей, которые своей пашни не имеют, а пашут на помещика и берут месячину 18 мужского пола душ, да крестьян, кои имеют свою пашню 60 мужского пола душ». В 1724 г. карьера Романа Траханиотова неожиданно закончилась: он был сослан, а недвижимое имение опального «за его вины» было отписано на «Великого государя». Возможно, что произошло это в связи с делом камергера Вильяма Монса, который в 1724 г. потерял голову (в буквальном смысле) из-за чрезмерной благосклонности к нему императрицы Екатерины Алексеевны. Заподозрив супругу в неверности, Петр I сурово покарал всех причастных к этому делу. Среди них оказался и Р. А. Траханиотов. В том же 1724 г. по именному повелению Петра I село Горки было пожаловано капитан-командору флота Никите Петровичу Вильбоа, ко¬торый участвовал в петровских войнах со шведами и в персидском по¬ходе. В начале царствования императрицы Елизаветы Петровны Н. В. Вильбоа получил назначение командиром кронштадтского военного порта. В 1760 г. после смерти старого моряка в возрасте 82-х лет его имения разделили сыновья Александр и Даниил. Горки унаследовал Александр Никитич Вильбоа. Он в молодости был близок к «молодому двору» великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны, при которых состоял в звании камер-юнкера. В 1747 г. А. Н. Вильбоа из-за придворных интриг перевели полковником в армию. Там он дослужился до генерал-аншефа и в мае 1762 г. стал членом Совета императора Петра III. Пришедшей к власти в результате дворцового переворота императрицей Екатериной II А. Н. Вильбоа был назначен на пост генерал-фельдцейхмейстера — начальника артиллерии всей русской армии. В 1763 г. он продал село Горки жене ротмистра лейб-гвардии Конного полка А. Б. Челищева — Варваре Ивановне. К этому времени в селе Горки насчитывалось 158 мужского и 152 женского пола душ. К 1782 г. от бригадирши В. И. Челишевой Горки перешли к дочери генерал-поручика Ивана Васильевича Левашева - Елизавете Ивановне. Население села за 20 лет изменилось количественно мало и к 1782 г. составляло 152 мужского и 153 женского пола душ крестьян соответственно.

http://sobory.ru/article/?object=02468

3. Алексеевское село До устроения шоссе, Троицкая дорога на глинистой почве, в дождливую весну и осень, была грязна и ухабиста; она идет к Троицкой лавре все в гору, которая инде сменяется лощинами. По обе ее стороны, рощи и леса, которые прежде были и гуще и чаще. На правой стороне от большой дороги простирается до Алексеевского Сокольничья роща, составляющая, вместе с Оленьею, часть Лосинного погонного острова, где в старые года водились не только лоси и олени, но и разбойники, грабившие и убивавшие проезжих и прохожих на этом богомоленном и торговом пути. Ныне железная дорога в С. Петербург под мостом пересекает Троицкое шоссе. На третьей версте от заставы встречает вас стоящая на холме пятиглавая церковь села Алексеевского, расположенная между двух горок в лощине, в два посада, подобно и другим селам и деревням по Троицкой дороге. Село это прежде принадлежало к Радонежской десятине. Чрез него протекает речка Копытовка, которая берет свое начало из Бутырок и впадает в Яузу близ Сокольницкой рощи. От Копытовки Алексеевское в XVII веке называлось Копытовым и Новоалексеевским. Первое название, по преданию, происходит от копания подземного хода, проведенного будто отсюда до Останкина; а другое, вероятно, от того, что село вновь было выстроено после разорения в Ляхолетье, или в отличие от старого Алексеевского села на Стромынке, где также был Царский путевый дворец. От какого именно Алексея Алексеевское заимствовало свое название, нам в точности неизвестно. В XIII и XIV веках было на Москве два славных имени, коими могли быть запечатлены селения; мы разумеем двух святых Алексиев: ученый Герберштейн, посещавший Москву в начале XVI столетия, свидетельствует, что «Св. Петра Митрополита между прочим привлекла в Москву и преданность к некоему святому иноку Алексию, над гробом коего совершались чудеса». Кто не знает и другого Алексия великого Святителя, «печальника о всей Русской земле», который был владельцем нескольких подмосковных сел и деревень! Всего ближе казалось бы произвести название этого села от бывшей там церкви в память Св. Алексия Божия человека; но Алексеевское за 400 лет было еще деревней, и церковь в нем поставлена едва ли ранее XVII столетия; в делах Придворного Архива, только 1653 г. находим, что в Алексеевском-Копытове существовала церковь , вероятно, деревянная. В расходной же книге того года отмечено: «Царь Алексий Михайлович на Троицком походе, в селе Копытове попу у Св. Алексия Божия человека жаловал 1 рубль». Поставляя соображения сии на вид исследователям, обратимся к самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

http://pravenc.ru/text/2578449.html

Период третий. От приписки к Московскому Донскому монастырю в 1684 году до восстановления самостоятельности обители в 1765 году Этот почти столетний период небогат событиями. Самое упразднение по современному акту случилось следующим образом. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя Росссии самодержцев, и по наказной памяти за приписью дьяка Григория Посникова, велено приказу большого дворца подъячему, Луке Волкову, ехать в Малоярославецкой уезд в монастырь, Тихонову пустынь. И того монастыря в вотчины, для того, что в нынешний 7192 (1684) год в 23 день декабря, великие государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцы, и сестра их, великая государыня благородная царевна и великая княжна, Софья Алексеевна, указали: тот монастырь Тихонову пустынь с крестьянами и с бобылями, и с пашнею, и с сенными покосами, и с рыбными ловлями и со всеми угодьями, что в том монастыре написано в писцовых и в переписных книгах, пресвятой Богородицы к Донскому монастырю приписать. И посему великих государей указу я, Лука, приехал в Малоярославецкий уезд в монастырь, Тихонову пустынь. И в том монастыре описал: церкви Божии и в церквах Божие милосердие, образа и книги и всякую церковную утварь, и на колокольне колокола, и в казне денежную и всякую казну, и вотчинные крепости, и всякие письма и монастырских служек, и служебников, и на монастыре властительские и братские кельи, и всякое монастырское строение. И в житницах хлеб, и на конюшенном и на воловьем дворах лошадей и коров, и всякую скотину, и всякой монастырской завод, и того монастыря в вотчинах переписал села и деревни, и в них дворы крестьянские и бобыльские, и во дворах, людей поименно, и места дворовые, и пашни, и сенные покосы, и лес и починки, пустоши и селища, и займища и всякие угодья, по писцовым и переписным книгам. А что в том монастыре в Тихоновой пустыни церквей и в церквах Божьего милосердия, образов и книг, и всякой церковной утвари, и на колокольне колоколов, и в казне денежной и всякой казны, и вотчинных крепостей, и всяких писем, и монастырских служек и служебников, и монастырского всякого строения, и в житницах хлеба, и на конюшенном и на воловьем дворах лошадей и коров, и всякой скотины, и монастырской всякой заводи, и того монастыря в вотчине сел и деревень, и в тех селах и деревнях крестьянских и бобыльских дворов, и в дворах людей и пашни, и сенных покосов, и лесу, и починков и пустошей, и селищ и займищ, и всяких угодий, по писцовым и по переписным книгам, и то все писано в сих книгах ниже сего по статьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По смерти царя Федора Алексеевича осталось несколько сестер его и двое братьев: Иван и Петр. Тогда, как известно, объявлен был преемником умершему царю меньшой из царственных братьев, Петр. Старшего обошли, как " скорбного главою " (недостаточно умного). Но, по интригам сестры их Софии, в Москве произошло смятение; устранение от престола старшего из братьев приписали козням Нарышкиных, родственников с матерней стороны меньшого брата; стрельцы произвели переворот, который привел к тому, что оба брата были провозглашены вместе царями и должны были нераздельно царствовать. Несмотря на то, что их происхождение от разных матерей уже прежде возбуждало недоразумения и послужило поводом к стрелецкому восстанию, оба брата не ссорились между собою, как ни старалась поселить между ними рознь царевна София, рожденная от одной матери с Иваном. Петр скоро показал свои необыкновенные способности и вступил в управление делами. Иван сознавал свою духовную скудость, ни во что не вмешивался, ни в чем не перечил брату и спокойно прозябал в своих кремлевских дворцах и в своем подмосковном селе Измайлове. В 1684 году 9 января он соединился браком с девицею Прасковьей Федоровной Салтыковой. Ее прадед был знаменитый в русской истории Михайло Глебович Салтыков. В Смутное Время он держался стороны поляков, горячо старался о воцарении в Московском государстве польского королевича Владислава, но не встретил сочувствия в русском народе и в 1612 году, когда дело поляков явно казалось проигранным, перебрался со всем семейством в Польшу. Его внук Александр (сын Петра Михайловича Салтыкова) во время завоевания Смоленска царем Алексеем Михайловичем присягнул московскому царю и перебрался в его владения, где оставалось немало лиц, носивших одно с ним родовое прозвище, и некоторые из них занимали в государстве важные места. Установившись на родине своих предков, Александр Петрович Салтыков служил некоторое время воеводою в Енисейске, был вызван оттуда царевной Софией Алексеевной и сделан воеводой в Киеве. Тогда он переменил свое имя Александра на имя Федора, в честь царя Федора Алексеевича. У него был сын Василий и две дочери: Прасковья и Анастасия. Первая стала супругою царя Ивана Алексеевича.

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

«А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога» 305-летию победы под Полтавой посвящается 8 июля, 2014 305-летию победы под Полтавой посвящается Пётр, натура страстная, напористая, нанёс немало оскорблений православной душе русского народа. Но он же сумел защитить страну от турецкой, польской и шведской агрессии тем, что превратил страну в укреплённый военный лагерь, заложил славные победные традиции русской армии XVIII века. Полтавской виктории – 305 лет. Военно-политическое значение славной битвы всем известно: победа над шведами, над великим (без преувеличений!) полководцем Карлом XII – это важнейший шаг в утверждении Российской империи, нашей непобедимой воинской державы. Об этом мы писали … А сегодня хотелось бы поговорить о личности того, кто втянул Россию в Северную войну, чтобы вытянуть её из войны империей. У царя Петра Алексеевича не лучшая репутация среди православных. Некоторые считают его губителем Святой Руси, который противопоставил православному царству железную империю, который усилил державу в ущерб христианству. Отчасти эти оценки справедливы. И колокола переливали на пушки тоже при Петре. Но посмотрим внимательно. Все эти – во многом печальные – тенденции прослеживаются и в политике великих князей московских, начиная с Ивана Третьего, Великого. А уж после Раскола и устранения патриарха Никона при отце первого русского императора, царе Алексее Михайловиче – те начала, которые мы связываем с ролью Петра, торжествовали вовсю. Однако Алексея Михайловича воспринимают как благостного православного царя, а Петра до сих пор в антихристах числят. Немало обид было русской душе нанесено самодержавной рукой Петра, немалый урон принесли его безудержные нововведения и православной Церкви. В петровском просвещении господствовал практицизм: церковные книги были потеснены всяческими учебниками и руководствами, которые издавались, между прочим, на русской типографии в далёком Амстердаме. В то же время, немало храмов на Руси, по легендам, связаны с Петром, а некоторые даже построены по его чертежам – как Петропавловская церковь на Новой Басманной в Москве.

http://pravmir.ru/a-o-petre-vedayte-chto...

Александро-Невский монастырь в царствование Петра Великого (1713–1725 годы) Глава первая Основание Лавры Основание Петербурга. История края. Мысль у создании Лавры. Осмотр места для Монастыря; два креста. Начало строения. Освящение первой церкви. 1703-й год мощною рукою Петра Великого вернул России древнее ее достояние – берега Невы. Устье этой реки открывало Русскому Государству новый, – свободный и удобный – водный путь в Западную Европу. При тогдашних средствах передвижения международные сношения России сухим путем обходились дорого и длились долго. Путь Северным Ледовитым океаном от Архангельска был мало доступен и очень далек. Царь Петр тотчас же основал на выходе Невы в море новый город – Санктпитербурх, будущую новую столицу. Побуждением к этому служили ясно сознаваемые государственные «пользы и нужды». Быть может, Великого Преобразователя к этому влекло и свойственное древним знаменитым и великим властителям мира стремление при обновлении Царства полагать основание и новому «престольному граду». Наконец, творческий гений Петра не мог не чувствовать себя тесно в плотно-застроенной и крепкой стариною Москве и рвался к простору моря; его пленяла мечта о новой столице с новым укладом быта, распланированной прямыми и широкими улицами на могучей реке. Первый камень в основание Петербурга Царь положил 16-го мая 1703-го года, в лень Святой Троицы, заложив крепостной бастион 1 . Край, где положено было основание новой столицы, на заре его истории, в XI-м веке, был под властью Великого Новгорода. Нева, текущая с Востока на Запад, отделяла расположенную от нее на Север Карелию от Ингрии или Ижорской земли, лежащей на Юге 2 . С половины XII-ro века этот край является ареной борьбы Великого Новгорода со Шведами и Немецкими рыцарями, безуспешно пытавшимися его отвоевать, но все же постепенно оттеснявшими Новгородцев. В 1300-м году Шведы построили на устье Охты крепость Ландскрону, в переводе «Венец Земли», а в 1323-м году Новгородцы на истоке Невы – Орешек, нынешний Шлиссельбург. В 1478-м году Великий Новгород, завоеванный Царем Иоанном III-м, включен был в состав Московского Царства. В начале XVII-ro века, в лихолетье, Карелия и Ингрия отпали от России и в 1617-м году это отпадение было закреплено договором. В 1611-м году Шведы построили на устье Охты, на месте бывшей Ландскроны, новую крепость Ньюэнсканс, или Ниеншанц, в переводе «Невскую Крепость», впоследствии, у первых Петербуржцев, получившую именование Новые Канцы, или, короче, Канцы. В 1656-м году, при Царе Алексее Михайловиче, Нева была отвоевана Русскими, однако ненадолго: через 5 лет, вследствие военных неудач при продолжавшейся войне, край пришлось вернуть Шведам. С 1700-го года началась продолжительная борьба двух Северных Государей – Царя Петра Первого и Короля Шведского Карла Двенадцатого, вернувшая в 1703-м году Неву уже навсегда России 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В.И. Попов Вступление В 1721 году по инициативе государя императора Петра I учрежден был в России, взамен патриаршества, святейший правительствующий синод для управления всею русскою церковию. В ведение святейшего синода перешли те различные приказы, которые существовали при патриархах. Но с другой стороны стали формироваться под управлением его новые синодальные и епархиальные органы для управления различными отраслями цирковой жизни. Все эти учреждения, со святейшим синодом во главе, составляли правительственную власть в русской православной церкви. Имея в виду исследовать во всех подробностях устройство нового церковного правительства в России в первые годы его существования, ограничиваясь концом царствования Петра I, мы изложим этот предмет в следующем порядке: 1) изложим, в виде вступления, состояние церковного правительства в России от смерти последнего русского патриарха Адриана до учреждения синода; 2) изложим со всею подробностью обстоятельства, предшествовавшие открытию святейшего синода и покажем его состав, права, обязанности, отношения и деятельность в царствование Петра I, и 3) раскроем те учреждения, оставшиеся от патриарха и вновь сформировавшиеся при синоде, при посредстве которых он, то есть святейший синод, управлял церковию. I. Состояние церковного правительства в России от смерти последнего Русского патриарха до учреждения святейшего синода В 1700 году умер последний патриарх Русской православной церкви Адриан. Вопреки ожиданиям духовенства и народа, государь Петр Алексеевич нового патриарха не назначил, потому что имел намерение заменить патриаршество в России другою формою церковного управления. Чем же заменить патриарха? Кого поставить во главе церкви? На первых порах, пока ещё не было выработано ничего определенного относительно этого вопроса. Петр во главе Русской церкви поставил местоблюстителя патриаршего престола, назначив на эту должность знаменитого иерарха того времени, преосвященного Стефана Яворского , митрополита рязанского и муромского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памяти о. прот. Петра Алексеевича Преображенского (К десятилетию со дня его кончины 3 июня 1893 г.) Источник Тем, кому дороги интересы православной богословской науки и русской церковно-религиозной жизни, должно много говорить имя, названное нами. Десять лет тому назад в лице о. Петра Алексеевича сошел в могилу один из лучших и благороднейших служителей этим святым интересам. В нем и с ним мы, русские богословы, потеряли тогда очень многое. Он намечал для развития богословской науки и преуспеяния религиозной жизни в России глубоко верные пути, он шел, призывал других и вел их по этим путям. Богато одаренный духовными силами, он развивал и вызывал к действию духовные силы других. Теперь, когда пришел день десятилетнего юбилея печального события его смерти, полезно вспомнить об этом деятеле не для того, чтобы восхвалять его: он нуждается не в похвалах, а в молитвах, но для того, чтобы в его неутомимой и плодотворной деятельности найти поучительный пример и полезное руководство для деятельности собственной. Петр Алексеевич был одним из основателей, одним из соредакторов, а затем и единственным редактором журнала «Православное Обозрение». Журнал возник в 1860 г. и прекратился (по болезни Петра Алексеевича) в 1891, но он не умер еще и доселе. Еще и теперь в его статьях – статьях минувших десятилетий и минувшего столетия – не без основания и не без успеха ищут ответов на запросы дня, на возникающие недоумения. Еще и теперь порою – и дай Бог , чтобы так было и впредь – на появляющихся богословских статьях сказывается влияние этого журнала, его принципов, методов и направления. Богословских изданий теперь у нас немало, не мало на их страницах пишет ревнителей православной истины. Но многие ли из них имеют успех – успех не в смысле количества подписчиков, а в смысле религиозного воздействия на наше образованное общество? Я не берусь отвечать на этот вопрос, но не трудно доказать, что «Православное Обозрение» имело общественный и нравственный успех, какого можно только желать изданиям настоящих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010