I. Рождение Петра. – Детские годы. – Первоначальное обучение. – Майский бунт 1682 г. В ночь на 30 мая 1672 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, второй его жены, родился сын, царевич Петр. В субботу 29 июня, в день тезоименитства новорожденного царевича, в шестом часу утра, до обедни, в церкви св. Алексия митрополита в Чудове монастыре совершенно было над младенцем таинство крещения. Крестил царский духовник протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов, восприемниками от купели были царевич Федор Алексеевич и сестра Алексея Михайловича, царевна Ирина Михайловна. К крещению выносила царевича назначенная к нему в «мамы» боярыня княгиня Ульяна Ивановна Голицына. С новорожденного царевича была снята мерка, и в тот же день 29 июня иконописцу Федору Козлову заказан был образ тезоименитого царевичу св. апостола Петра на кипарисовой доске мерою в рост царевича: длиною в 11 вершков, шириною в 3 вершка. Новорожденного царевича окружала та же царственная роскошь, в какой проходили младенческие годы всех царевичей XVII века. К младенцу приставлен был целый штат. При нем мы видим кормилицу, «маму», и помощницу «мамы». При детской царевича состояли еще шесть женщин: казначея, заведовавшая бельем и платьем, и пять постельниц. Царевич со своим штатом помещался в особых пристроенных к дворцу деревянных хоромах. По мере роста царевича детская его наполняется игрушками, описание которых нам также сохранили хозяйственные документы дворцовых приказов. В январе 1673 г. восьмимесячному царевичу были сделаны «два стульца деревянных потешных на колесах». В мае того же года внесена в хоромы царевича исполненная шестью костромскими иконописцами «потешная книга» (книга с картинками). Ко дню именин годовалого ребенка был сделан «конь деревянный потешный» на колесах железных прорезных, обтянутый жеребячьей кожей, с седлом, положенным на войлок, обитый серебряными гвоздиками, с прорезными железными позолоченными стременами и с уздечкой, украшенной изумрудцами. К тому же дню были сделаны царевичу игрушечные два «барабанца», размерами один в четверть аршина, другой в 3 вершка. В июле 1673 года в детской появляется музыкальный инструмент «цымбальцы маленькие» с золотым шнурком и кистями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

XIII.Cuлa Дашкова. – Ревизия Синода. – Шаткое положение Феофана, – Покровительство Остермана Феофану. – Коронация Петра II. – Мечты о патриаршестве. – Новые протесты Родышевского. –Ответ Феофана. – Продолжение дела Носова. – Письмо Феофана к Голштинскому герцогу. – Свидание с Маркевичами. – Дело Каллиста Заленского Реакция, начавшаяся при Екатерине, развернулась во всей силе при Петре II. 289 Многие лица, заправлявшие делами в царствование Петра I и Екатерины сошли со сцены; новые или прежние опальные выступили на сцену. В мае 1727 г. Верховный Тайный Совет призвал в свое собрание синодального обер-прокурора Баскакова и приказал подать ведомости о состоянии Синода по экономическим делам: 1) сколько собрано с раскольников двойного оклада денег и что в расходе и на какие потребы; 2) сколько взято оставшихся после умерших архиереев и архимандритов денег и вещей и куда они употреблены и по каким указам; 3) сколько взято с кого по делам штрафов и что из того и куда издержано; 4) что, из оставшихся после святейших патриархов, в синодском доме всяких вещей, платья и прочего синодальным членам и другим разного звания людям роздано и кому что именно и по каким указам? В то же время Верховный Тайный Совет отрешил от должности синодального секретаря Палехина и назначил на его место своего кабинет-секретаря Черкасова, поручивши ему освидетельствовать с прежними книгами и описать патриаршую ризницу, а также ризницы и прочую церковную утварь во всех московских соборах и монастырях: все ли в них находится в целости, или где что и для чего убыло? 3-го июля, после поданой Баскаковым ведомости, Верховный Тайный Совет предписал Синоду, чтобы оставшиеся после патриархов панагии, кресты и прочие вещи у которые синодские члены разобрали по себе и другим роздали, отобрать назад в патриаршую ризницу. 290 Феофан был старшим в Синоде, но самый Синод был унижен, лишен доверия. Все вершил Верховный Совет. 291 Верховный Тайный Совет назначал архиереев я архимандритов на открывавшиеся архиерейские и знатные архимандрические вакансии, не обращая внимания на синодские доклады и синодских кандидатов. Из этих назначений, для нашей последующей истории важно назначение Игнатия коломенским митрополитом и, вслед за тем, синодальным членом, на место вологодского Афанасия Кондоиди, и горицкого архимандрита Льва –воронежским епископом. Игнатию поручено было ведать духовенство С.-Петербурга и новозавоеванных городов и наблюдать над ними всякое благочиние, совершенно на правах местного архиерея. 292

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XI. Руководственные начала реформы Петра Великого относительно нашего высшего церковного управления Автор статьи «О нашем высшем церковном управлении» 228 проводит мысль, что «перемена высшего церковного управления, происшедшая при Петре Великом, была не столько личным его делом, сколько совершенным по разуму русского народа выполнением требования исторического хода и силы вещей. Петр I только дал определенную форму и узаконил то, что существовало и до него в жизни нашего отечества, уже готово было разрешиться теми или другими последствиями для следующих поколений; гениальный государь только направил ход вещей в данном направлении». Первое основание для своего заявления статья указывает в тех протестах, которые выражали русские епископы всякий раз, когда заходила речь о поднятии у нас значения патриаршей власти и введения на Руси византийских порядков. В этих протестах, по заключению статьи, русские епископы, подвигаясь несочувствием к патриаршему авторитету, выражали решительное нежелание иметь над собой патриарха, яко главу, и стремились к той реформе в высшем церковном управлении, которая и осуществлена Духовным Регламентом. Приводим буквальные рассуждения статьи. «В таком противлении (протестах) справедливее будет видеть доблесть русских иерархов, действительную их разумную заботу единственно о благе церкви по русскому православному понятию о ней, а не по тем представлениям, которые проникли к нам с учреждением патриаршества и сердечно восприняты были не только самими русскими патриархами, особенно Никоном, но и царями и по-видимому главным образом царями. Личный характер Федора Иоанновича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича очень известен: это люди чувства и воображения. А такие люди пленяются внешностью предмета, а не его внутренним содержанием. Не в этих венценосцах сосредотачивался современный им разум русской земли, и не они управляли силой вещей и их течением, они стояли только у русла этого течения, то восхищались его стройностью, то приходили в смущение и растерянность, когда оно принимало неожиданное непонятное для них направление: управляли этим течением «думцы», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1757 г. в обители приняла постриг с именем Нектарии и до самой кончины в 1771 г. жила княгиня Наталия Долгорукова. Дочь сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметьева, она родилась в г. Лубнах в 1714 г. В 1729 г. Наталия была обручена с другом Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым. Вскоре Петр II умер, и на престол взошла Анна Иоанновна, а Долгоруковы оказались в опале. Многие советовали Наталии расторгнуть помолвку, но девушка, по искренней любви к Ивану Алексеевичу и по совести («честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему»), вступила с ним в брак (1730). На следующий день после венчания, супругов известили о ссылке. В Сибири у них родились дети Михаил (1731) и Димитрий (1738). Перед рождением младшего, Ивана Алексеевича увезли в Новгород, где в 1739 г. четвертовали. С разрешения царицы в 1740 г. Наталия поселилась в Москве и посвятила себя воспитанию детей. Когда старший сын поступил на военную службу и женился, она удалилась во Флоровский монастырь, а младший сын поселился в Киево-Печерской Лавре. В 1767 г. м. Нектария описала для сына Михаила и его жены свою жизнь с детства до приезда в Сибирь, а также приняла схиму. В 1769 г. на руках подвижницы умер тяжело больной сын Димитрий. Его похоронили у входа в Успенский собор Лавры. Там же впоследствии было предано погребению и тело м. Нектарии. В 1810 г. внук Иван Михайлович напечатал ее «Своеручные записки», которые сделали княгиню 1-й мемуаристкой России и неоднократно переиздавались. «Не хвалюсь своим терпением, но от милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла… Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла… Я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ… Во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла… Не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить», – писала м. Нектария. Подвиг ее жертвенной любви воспели в стихах Кондратий Рылеев, Иван Козлов (в его поэме о княгине отражено предание, что перед постригом она бросила венчальное кольцо в Днепр), Николай Некрасов (поэма «Русские женщины»: «Пускай долговечнее мрамор могил,/Чем крест деревянный в пустыне,/Но мир Долгорукой еще не забыл,/а Бирона нет и в помине»).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

В Александроневской школе учились азбуке, письму, арифметике, псалтири, грамматике и толкованию евангельских блаженств. Духовным регламентом уже было предположено издать необходимые по этим предметам учебники: скоро такие руководства были приготовлены и напечатаны. Нуждам школы по этой части служила монастырская типография, учрежденная в 1720 г. ближайшим образом для печатания сочинений духовного содержания и узаконений духовного ведомства 9 . Первой напечатанной здесь книгой был Букварь или начальное учение отрокам; после печатались проповеди Гавриила Бужинского 10 , Феофана Прокоповича 11 , Пращица, нижегородского епископа Питирима 12 , Духовный регламент, Формы о возношении Высочайшего имени на ектениях, Устав келейный монахам Александроневского монастыря, Служба на 30 августа, составленная Гавриилом Бужинским 13 , Феатрон, соч. Страттемана, пер. Бужинского и проч. Здесь же несколько раз было предпринимаемо издание Библии полной и по частям. Когда, по повелению Императора Петра Великого, в 1717–1721 г. напечатана была Библия на голландском языке, Новый Завет в Гаге и Ветхий в Амстердаме: то в издании Ветхого и Нового Завета на каждой странице против голландского текста оставлена была белая половина страницы для славянского текста. Но припечатание его к Ветхому Завету не состоялось; только Новый Завет был напечатан славянским текстом на белых страницах голландской Библии, и это произведено, по Высочайшему повелению, в типографии Александроневского монастыря 14 . В 1727 г., по указу св. Синода от 31 окт., Александроневская типография закрыта, но в 1730 г. снова открыта для печатания славянской Библии , которое начинаемо было два раза, но ни в один раз не приведено к окончанию 15 ; а несколько экземпляров Нового Завета, отдельно напечатанного (в 1736–1739г., двумя изданиями), хотя выпущено было в продажу в 1745 г., однако же и его выпуск скоро остановлен 16 : не известно, какие были причины запрещения этого выпуска. В 1739 г. напечатано Православное исповедание веры, соч. Петра Могилы двумя заводами: одно в-8, с киноварью, другое в-4 без киновари; в 1740 г. Святцы–киевской азбукой; в 1751 г. здесь же на станках московской синодальной типографии напечатано первое издание новоисправленной славянской Библии 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Высокопреосвященнейший Владыко и Милостивые Государи! Предметом моего чтения будет – изображение религиозного характера русских государей от Петра 1-го до Павла 1-го. Предмет этот определяется с одной стороны моим положением, как преподавателя русской гражданской истории, с другой стороны характером настоящего собрания, как торжественного акта в высшем духовно-учебном учреждении. 1 Обозначая точнее свою задачу, я должен сказать, что не догматическая воззвания русских государей и не личная мораль их стоят для меня на первом плане. Если бы мне пришлось характеризовать византийских императоров, то никак нельзя было бы умолчать и об их догматствовании. Тогда была эпоха догматического движения, и государи не только принимали живое участие в спорах, но и сами становились во главе движения, хотели быть руководителями и решателями споров, нередко и сами возбуждали волнения в народе своими новоизмышляемыми догматическими формулами. Совсем иное было настроение ближайшего к нам времени, когда интерес к догматическим спорам угас, – и совсем иное было в данном случае поведение русских государей. – «Я солдат и в богословие не вмешаюсь», сказал первый русский император, – и слова его сделались как бы законом деятельности для его преемников. Увлечение догматическими спорами Петр Великий считал величайшею ошибкой византийских государей и одною из причин падения византийской империи. Не иначе рассуждали и преемники Петра и не хотели повторять старой ошибки. Они смиренно и послушно принимали церковные догматы и определения в их преданном церковью виде и не пускались ни в какие своемудрствования. «Я верю всему, на семи соборах утвержденному, потому что св. отцы тех времен были ближе нас к апостолам и лучше нас все разобрать могли». Так рассуждала имп. Екатерина II-я, государыня во всех других случаях склонная к свободным и самостоятельным воззрениям. Очевидно после этого, что для рассуждения о догматических воззрениях русских государей нет ни повода, ни содержанья. Равным образом и личная мораль русских государей стоит вне задач настоящего очерка. Она исключается не по недостатку материалов; напротив, благодаря услужливой болтливости современников, мы много знаем о доблестях каждого государя, а еще более о его слабостях, несовершенствах и причудах. Нет ничего легче, как написать такой очерк, как напр., о Петре Великом, как юмористе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Глава V. Внешнее положение раскола в государстве и духовные действования к ослаблению оного 1) Краткий статистический очерк правительственных к расколу отношений Историч. собрание Зак. Рос. госуд т. II Собр. постановл. по части раскола по М. В Дед. 1875 г. Собр. пост. по ч. раскол по Вед. Св. Синода 1860 г Раскольнич дела XVIII ст Есипова Состояние раскола при Петре I Елеонского Истор. Мин. Вн. Дел, Варадинова, кн. 8 дополнит. В течение двухсот тридцатилетнего существования раскола внешнее его положение в государстве было весьма разнообразно. Предпринимаемые правительством меры к его ослаблению были неодинаковы; их можно разделить на четыре периода. Первый период от начала раскола до царствования Петра I, или до 18 века; второй период заключает царствования Петра I в его преемников, до Екатерины II; третий – царствования Екатерины II и Александра I и четвертый – царствования императоров Николая I о Александра II. Меры против раскола, предпринятыя в XVII в. На самых первых порах образования раскола не было издано никаких специальных законов. Раскольники подводились под 1-ю сатью Уложения, изданного при Алексее Михайловиче и подписанного патриархом Иосифом, митрополитами, архиепископами, епископами и всем священным собором. В этой статье говорится, что те, которые возлагают хулу на Господа нашего И. Христа, на Божью Матерь, на крест Христов, должны быть сожигаемы. Кроме того, против раскольников употребляли разныя административныя меры; их велено было повсеместно сыскивать, ловить и представлять в приказ духовных дел для увещаний; непокорных подвергали наказаниям 80 . Царевна Софья, по укрощении стрелецкого мятежа, издала первый, прямо раскольников касающийся, закон. Этим законом воспрещалось самое содержание раскола: держащихся раскола, перекрещивателей и перекрещиваемых расколоучителями повелевалось казнить смертью чрез сожжение; в случае обращения, первых повелевалось отсылать в монастыри, а последних наказывать кнутом; укрывателей намеренных велено также бить кнутом: на укрывателей, которые о раскольничестве не знали, назначались денежныя пени. Этот строгий указ на деле применялся недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОКОНЧАНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ I АЛЕКСЕЕВНЫ Дела внешние. – Персидская война. – Мнение Остермана о персидских делах. – Князь Василий Владимирович Долгорукий назначен главнокомандующим. – Его донесения. – Дела турецкие. – Неудачи турок в Персии. – Деятельность Долгорукого. – Внушения французского посланника туркам. – Отношения России к Франции. – Ганноверский союз. – Появление английской эскадры у русских берегов в угрожающем положении. – Союз России с Австриею. – Дела польские. – Торнское дело. – Деятельность комиссара Рудаковского в Могилеве. – Дела курляндские. – Посольство Ягужинского в Польшу. – Дела шведские; отправление в Стокгольм князя Василия Лукича Долгорукого. – Приступление Швеции к ганноверскому союзу. – Отношения к Дании. – Отношения к Пруссии. – Общий взгляд на внешние отношения России при Екатерине I. – Вопрос о престолонаследии. – Мнение Остермана о соглашении интересов. – Герцог голштинский, епископ любский-жених цесаревны Елисаветы. – Заботливость о войске. – Меншиков переходит на сторону великого князя Петра. – Движение противной стороны. – Дело Девьера. – Завещание Екатерины. – Кончина ее. – Провозглашение великого князя Петра Алексеевича императором. Разбираясь в материале преобразования, стараясь выйти из затруднительного положения финансового, правительство Екатерины I постоянно имело в виду необходимость войска. И действительно, войско было нужно, ибо опасность постоянно грозила с юга и запада. Персидская война не прекратилась петербургским договором, который не хотели подтверждать в Персии, да и некому было подтверждать при страшной смуте, господствовавшей в этой стране. В Ряще русское войско с генералом Матюшкиным постоянно должно было отбиваться от нападения персиян, хотя и постоянно отбивалось с успехом, несмотря на многочисленность врагов. В Сальяне полковник Зимбулатов с офицерами были зазваны на обед княгинею и изменнически умерщвлены. Шамхал тарковский Алди-Гирей изменил и, поддерживаемый соседними владельцами, приходил осаждать крепость св. Креста, был прогнан, но не переставал враждовать. В апреле 1725 года Сенат постановил о персидских делах следующее: генералу Матюшкину послать указ, чтоб завоевание Мазандерана и Астрабата до времени отложил; для получения большего простора должен по возможности распространять русское владычество в Гиляни и укрепляться в тех местах, где идут сообщения из других областей с Гилянью, чтоб получить безопасность от неприятеля; если для очищения воздуха и безопасности от подходу неприятельского понадобится вырубить лес, пусть вырубает по своему рассмотрению, какие бы леса ни были. На Куре или близ Куры должен занять пост и хотя маленькую крепостцу сделать, по своему рассмотрению также устроить сообщения от Гиляни к реке Куре и укрепиться в наших границах близ моря. Таким образом, круг военных действий уже был ограничен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Глава Четвертая. Петербургская Империя и Православная Церковь (1682 – 1700 – 1917). Петр Великий (1682–1725) и Церковь После короткого царствования царя Федора Алексеевича (1676–1682), началась в Москве борьба за власть между родственниками первой жены царя Алексея Михайловича, Милославскими, и второй, урожденной Нарышкиной. Обе партии втянули в эту борьбу стрельцов, составлявших ядро военных сил России. Эти распри придворных повлекли за собой бесчинства, убийства и грабежи. Разнузданная толпа стрельцов замучила на глазах царевича Петра боярина Матвеева и его дядей Нарышкиных. Страшные впечатления детства оставили неизгладимый след в душе будущего преобразователя России. Они вызвали в ней страх и отвращение к Московскому царству со всеми его обычаями и преданиями. Петр Великий стал революционером. Он отдал свою исключительную энергию на дело разрушения старого московского строя и на построение вместо него новой санктпетербургской империи. В своих попытках преодолеть сопротивление русского народа и повести его по пути европеизации Петр считал одним из своих главных противников Православную Церковь , ту силу, которая создала Московскую Державу, столь отличную от государств Западной Европы. Обессиленная расколом, лишенная поддержки своих наиболее ревностных членов, Церковь все же представляла из себя главный оплот самобытной русской культуры. Петр Великий, борясь с нею, лишил Церковь своего самостоятельного места в жизни русского народа и подчинил ее ничем неограниченной воле монарха. Начиная с Петра Великого, Россия строится по западному образцу. Абсолютная власть петербургского императора коренным образом отличалась от патриархального самодержавия московских царей. Эти изменения в особенности отразились на положении Церкви в русском государстве. Московский царь имел исключительное влияние в жизни Православной Церкви. Он считался ее покровителем и защитником. Им созывались церковные соборы, без его одобрения ни одно из их решений не могло быть проведено в жизнь. Но было бы большой ошибкой считать мюсковского царя верховным правителем Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Глебовское стоит при речке Выжиге. Часть его в 1620 году была пожалована царем Михаилом Романовым Степану Борисовичу Юрьеву «за московское сиденье в королевичев приход на Москву». Остальные части села в то время принадлежали разным помещикам. По писцовым книгам 1628-1629 гг. и патриаршим окладным книгам в Глебовском значились две церкви: во имя Николая Чудотворца «деревянная клецки с папертью, строение мирское» и за рекой так же деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского. С первой церкви взималось в патриаршую казну 8 алтын 3 деньги, наказная гривна, а со второй 4 алтына полпяты (4,5) деньги и по наказу гривна. В 1700 году церковь Николая Чудотворца перестраивалась и освящалась вновь в честь того же святителя. А 1728 году она сгорела и на погорелом месте в 1729 году построена деревянная, того же посвящения. При церкви же святого Великомученика Димитрия Солунского в 1715 году была построена другая теплая церковь – в честь благовещении Пресвятой Богородицы. В 1728 году Дмитровская церковь сгорела, а Благовещенская чудом уцелела, но престол, жертвенник и иконы на время пожара были вынесены. В том же году эта церковь была освящена, и богослужение продолжало совершаться в ней. В 1730 году местный помещик Алексей Васильевич Макаров решил построить новую церковь. Он был не знатного происхождения, но имел большое влияние, будучи кабинет-секретарем Петра I, а затем и Екатерины I, был тайным советником и замешан был в различных дворцовых интригах. Он и построил в Глебовском деревянную церковь с главным престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и приделом Великомученика Димитрия Солунского. Освящена эта церковь была в 1734 году. Две деревянные церкви простояли до 1792 года, когда вместо них потомком помещика Алексеем Петровичем Макаровым построен существующий ныне каменный храм с тремя престолами: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах – Святителя Николая Чудотворца и Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы. В 1812 году последний придел был упразднен.

http://sobory.ru/article/?object=05889

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010