Петр I: pro et contra. Сохранение суверенитета, абсолютизм и рывок к империи 19 октября 2022 г. 16:48 В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями  «Журнала Московской Патриархии»  анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор церковной истории Владислав Петрушко  10, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Отношение к императору Петру Великому в России всегда было полярным. Для одних он — великий реформатор, полностью преобразовавший страну и сделавший ее великой европейской державой. Для других — тиран, обезглавивший Русскую Церковь и подчинивший ее своей самодержавной власти, насильственно прервавший естественное развитие России как самобытного государства, основанного на православной монархической традиции, преемницы Византии. Так кто же он на самом деле?  Вестернизация по наследству  Как все великие личности, Петр I крайне противоречив и многогранен. Среди его деяний можно найти как те, что принесли Отечеству несомненную пользу, так и те, что в дальнейшем обернулись тяжелейшими последствиями. Более того, одни и те же начинания и реформы царя Петра зачастую одновременно несли славу России и бедствия русскому народу. Разграничить и отделить одно от другого в делах Петра Великого, дать им какую-либо однозначную оценку на самом деле довольно трудно. Да и нужно ли?  Петру I прежде всего адресуют упреки в том, что он резко порвал с русской национальной традицией ­— как в государственно-политическом, так и культурном отношении, и осуществил не просто модернизацию, но так называемую вестернизацию России, насильственно переустроив страну по европейскому образцу.  Однако в реальности Петр лишь продолжил курс, начавший формироваться еще в царствование его отца — Алексея Михайловича. Именно этот государь инициировал реформу в русской армии, впервые введя в ней так называемые полки нового строя, сформированные и обученные по образцу западноевропейских армий. В то же время Алексей Михайлович заимствовал у Запада и многие новшества в культурной сфере. В частности, именно при царе Алексее в Москве в 1672 году впервые появляется театр. Ставший воспитателем царских детей Симеон Полоцкий прививал им традиции западноевропейской культуры, которую он стремился адаптировать к условиям Москвы. Так, например, благодаря Симеону Полоцкому в России начинает активно развиваться виршевая поэзия. Русская иконопись все более обретает в это время черты фряжского стиля и приближается к западной живописи. Получает распространение жанр парсуны — светского портрета. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969177.ht...

Петр I. Гравюра ЖМП 10 октябрь 2022 /  17 октября 2022 г. 16:00 Петр I: pro et contra СОХРАНЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА, АБСОЛЮТИЗМ И РЫВОК К ИМПЕРИИ В этом году исполнилось  350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы,  сделавшие Россию великой  державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями  о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктор церковной истории  Владислав Петрушко.   PDF-bepcuя. Отношение к императору Петру Великому в России всегда было полярным. Для одних он — великий реформатор, полностью преобразовавший страну и сделавший ее великой европейской державой. Для других — тиран, обезглавивший Русскую Церковь и подчинивший ее своей самодержавной власти, насильственно прервавший естественное развитие России как самобытного государства, основанного на православной монархической традиции, преемницы Византии. Так кто же он на самом деле? Вестернизация по наследству Как все великие личности, Петр I крайне противоречив и многогранен. Среди его деяний можно найти как те, что принесли Отечеству несомненную пользу, так и те, что в дальнейшем обернулись тяжелейшими последствиями. Более того, одни и те же начинания и реформы царя Петра зачастую одновременно несли славу России и бедствия русскому народу. Разграничить и отделить одно от другого в делах Петра Великого, дать им какую-либо однозначную оценку на самом деле довольно трудно. Да и нужно ли? Петру I, прежде всего, адресуют упреки в том, что он резко порвал с русской национальной традицией ­— как в государственно-политическом, так и культурном отношении, и осуществил не просто модернизацию, но так называемую вестернизацию России, насильственно переустроив страну по европейскому образцу. Однако в реальности Петр лишь продолжил курс, начавший формироваться еще в царствование его отца — Алексея Михайловича. Именно этот государь инициировал реформу в русской армии, впервые введя в ней так называемые «полки нового строя», сформированные и обученные по образцу западноевропейских армий. В то же время Алексей Михайлович заимствовал у Запада и многие новшества в культурной сфере. В частности, именно при царе Алексее в Москве в 1672 году впервые появляется театр. Ставший воспитателем царских детей Симеон Полоцкий прививал им традиции западноевропейской культуры, которую он стремился адаптировать к условиям Москвы. Так, например, благодаря Симеону Полоцкому в России начинает активно развиваться виршевая поэзия. Русская иконопись все более обретает в это время черты фряжского стиля и приближается к западной живописи. Получает распространение жанр парсуны — светского портрета.

http://e-vestnik.ru/analytics/petr_i_pro...

ПЕТР ВЕЛИКИЙ. I   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью. Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание преступникам, а после крестин угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами. Даже в народных великорусских песнях осталось воспоминание о всеобщей радости и торжестве при рождении царевича, которому впоследствии суждено было стать первым русским императором. Быть может, царь Алексей Михайлович придавал такое значение рождению младшего сына потому, что из оставшихся у него двух сыновей от первой жены один был больной, другой малоумный, и сам царь, будучи еще не стар, мог дождаться, что новорожденный сын от второй жены, возрастая, покажет большие способности, чем другие его сыновья. Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми " робятками " из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в " воинское дело " , а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался он по Европе, убил в Польше на дуэли мужа одной пани, с которой был в связи, был взят в плен русскими, обласкан царем Алексеем Михайловичем и женился на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Царь Алексей Михайлович любил Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, и посылал его по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы не знаем подробностей обращения Менезиуса с царевичем, но ему принадлежит зародыш той горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет.

http://sedmitza.ru/text/435687.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Петр I: плюсы и минусы 6 мин., 09.06.2022 Второй год Россия отмечает исторические юбилеи, связанные с именем и деятельностью царя Петра Алексеевича. Это трехсотлетие победы в Северной войне, введения императорского титула, создания Синода и 350-тилетие со дня рождения самого монарха. Фигура первого российского императора вновь оказалась в фокусе общественного внимания. И конечно же, возобновились споры, которые давно ведутся в нашем обществе: кто этот человек в первую очередь — реформатор, давший России великое будущее, или тиран, сломавший традиционный уклад жизни? Опять и опять подсчитываются плюсы и минусы его царствования, но ответ не найден, да и, наверное, каждый образованный человек сам для себя формулирует этот ответ… Плюсы Жаль, что в жарких дискуссиях вокруг личности Петра I oчehь мало стремления отыскать историческую истину и очень много желания подавить оппонентов с помощью «бомбардировки аргументами». А наборы аргументов давным-давно сформированы под определенный взгляд на мир, под определенные политические и культурные предпочтения. В таком споре обе стороны плохо слышат друга друга… Между тем Петр Алексеевич правил Россией 36 лет, и невозможно весь этот огромный период объявить сплошь «светлым» или без изъятия «темным». Деятельность Петра I чepecnoлocha. Успехи и достижения перемежаются с ошибками и утратами. Этот государь — «пёстр», он из тех правителей, кого нельзя однозначно записать в «положительные» или «отрицательные» герои русской истории. Итак, если вновь подбивать баланс плюсов и минусов правления Петра Алексеевича, то в пользу правоты монарха говорит многое: Петр I  выиграл Северную войну  со Швецией, вернув нашей стране земли, населенные русскими православными людьми и потерянные ею еще в годы Великой Смуты. Помимо возвращения старых, ранее утраченных областей России, государь добыл для страны приращение новыми территориями в Прибалтике и Карелии. Он инициировал строительство Санкт-Петербурга , великого и прекрасного города, которым по сию пору гордится Россия, называя его своей культурной столицей.

http://foma.ru/petr-i-pljusy-i-minusy.ht...

Сердеж. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь в Сосновке Карта и ближайшие объекты На склоне высокого правого берега долины речки Сердежанки раскинулось старинное русское село Сердеж. Его можно увидеть издалека со всех сторон. Местность в окрестностях села очень красивая — холмистая, с березовыми перелесками, особенно со стороны сел Турминцы и Никулята. Ранее село называлось Сосновкой, вероятнее всего, в честь прежнего места жительства первых поселенцев. Происхождение марийского названия Сердеж достоверно не установлено. В центре села возвышаются руины большого храма. Основной холодный храм с куполом и теплыми приделами без паперти и колокольни. Это все, что осталось от бывшей Петропавловской церкви, давшей начало селу на речке Сердежанке. Приход в селе Сосновка (Сердеж) был открыт по указу Святейшего Синода от 31 июля 1792 года за и образовался из деревень Пиштанского села (Никольское — прим. автора ). Первую церковь построили деревянной по храмозданной грамоте от 28 мая 1793 года за во имя Святых Апостолов Петра и Павла с приделом в честь святых Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. «Грамота Преосвященного Лаврентия на построение в Пиштанском приходе Яранского уезда вновь (значит впервые — прим. автора ) деревянной церкви в селе Сердеж или Сосновка 1793 года 28 мая. Божьей Милостью Смиренный Лаврентий, Епископ Вятский. Слушав мы поданное к нам Вятского наместничества Яранской округи Пиштанского Николаевского прихода деревни Сердежа с починками от выборного из дворцовых крестьян Григория Михайлова сына Старикова с товарищем прошение, коим они просили о позволении в оной деревне Сердеже построить вновь деревянную церковь с приделом для зимнего времени во имя св. Чудотворцев Зосима и Савватия Соловецких, почему на представление от нас в Святейший Правительствующий синод полученным Ея Императорского Величества из Св. синода прошлого 1792 года августа 14 дня указом в упомянутой деревне Сердеж вновь церковь построить дозволено». Главная церковь, Петропавловская, освящена в 1799 году, а придел — в 1795 году. Клировые ведомости церквей Вятской епархии за 1806 год сообщают нам об этом храме следующее: «В селе Сосновка церковь одноприходная деревянная в именование святых апостолов Петра и Павла и при ней по правую сторону в трапезе придел преподобных отцев Зосиме и Савватию. При ней приходских дворов 185, а в них жителей мужска пола душ 908, женска 1065. Священник Петр Алексеев, сын Шевелев, 25 лет. Произведен в настоящий чин в 1805 году октября 8 дня Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским. Обучался в Вятской семинарии, философском классе.

http://sobory.ru/article/?object=26763

Суздаль. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Около южной стены Покровского монастыря стоит церковь Петра и Павла (1694 г.). Это одно из наиболее монументальных сооружений поздней суздальской архитектуры, может быть, обязанное этим влиянию ансамбля соседнего Покровского монастыря, откуда происходили и заказчики постройки. Здание выглядит скорее как собор, нежели рядовая приходская церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками. К храму примыкала с запада одноэтажная паперть с перспективным западным порталом, а с севера — придел. У северо-западного угла храма была ныне не существующая шатровая колокольня монументальных и строгих форм. Две стороны ее четверика примыкали к паперти; две наружные — северная и западная — открывались арками, опертыми на круглый и короткий угловой столб. Этот мотив был подсказан устройством подобных же арочных входов с угловым столбом в древнем соборе Покровского монастыря. Живописность и подчеркнутая асимметрия композиции Петропавловской церкви, возможно, повлияли на замысел Козьмодемьянской церкви на Каменке. Соседняя, «теплая» церковь построена в 1712 году. Один из ее престолов — Алексеевский — был учрежден сосланной в Покровский монастырь женой Петра I Евдокией Лопухиной в память о сыне царевиче Алексее — противнике петровских реформ. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» 9 мая 1934 г. прихожане Петропавловской церкви г. Суздаля жаловались в облисполком, что 16 декабря 1933 г. по распоряжению Суздальского райФО за неуплату недоимки сняли колокола с колокольни их храма. 7 июня 1934 г. было постановление Ивановского облисполкома  о закрытии Петропавловской церкви за долги. 9 сентября 1934 г. данное постановление утверждено Президиумом ВЦИК [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 755. Л. 16, 13].

http://sobory.ru/article/?object=00927

(Титов Амвросий Васильевич; 1667 г., с. Михайловское Костромской губ.- 17.09.1750, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский. Происходил из рода бояр Титовых. В документах не сохранилось сведений о жизни А. до 1708 г. Под этим годом А. впервые упоминается как архимандрит московского муж. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» . 9 нояб. 1713 г. А. был хиротонисан во епископа Тверского. Поскольку Тверская кафедра была архиепископской, А. получил право носить архиепископские зеленые скрижали (см. Мантия ), хотя архиепископия в Твери в тот же день была упразднена. 21 янв. 1714 г. перемещен на Сарскую и Подонскую кафедру. 14 окт. 1714 г. присутствовал на Соборе в Патриаршей крестовой палате, осудившем Фому Иванова и Д. Е. Тверитинова. В период пребывания на Сарской кафедре А. пользовался расположением Петра I Алексеевича . Участвовал в погребении царевича Алексея Петровича и служил по распоряжению Петра заупокойные молебны. В 1718 г., накануне отъезда в С.-Петербург, где А. должен был принимать участие в хиротониях новых архиереев, к нему были направлены послания Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) и архиеп. Тверского Варлаама с наставлением, как поступить в случае, если к посвящению в архиереи будет представлен иером. Феофан (Прокопович). В том же году в расследовании по делу освидетельствования мощей, открытых в Иосифовом волоколамском мон-ре , на А. был сделан донос архимандритом мон-ря Германом. Указом от 25 янв. 1719 г. А. был определен на Вятскую и Великопермскую кафедру с умалением чина и степени. Существуют упоминания о том, что в 1723 г. в Вятке им была открыта первая школа, однако ее существование не было долгим. На Вятской кафедре А. получил разрешение Синода на возобновление миссионерской деятельности среди вотяков, но из-за нехватки священнослужителей, знавших вотяцкий язык, первоначальный успех миссии был незначителен: крещено было 57 чел. В 1724 г. А. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужений. В 1725 г. участвовал в церемонии погребения имп. Петра I. В 1726 г. А. получил поручение Святейшего Синода расследовать дела по жалобе бывш. игум. Невьянского мон-ря Пермской губ. Евсевия (Левонова) на наместника и казначея Далматова Исетского мон-ря Тобольской епархии. 25 февр. 1727 г. А. присутствовал при коронации имп. Петра II в Москве. В 1729 г. приказной архиерейского дома Исаия Богданов на допросе в Синоде показал, что неоднократно подвергался побоям и заточению со стороны А. В процессе начавшегося расследования обнаружилась лживость этих показаний. В период пребывания на Вятской кафедре А. построил много храмов, привлекая для этого (с разрешения Синода) ту часть доходов кафедры, к-рая ежегодно должна была отсылаться в С.-Петербург. По распоряжению А. был реконструирован кафедральный Троицкий собор, пристроена каменная колокольня, построены неск. каменных храмов в самой Вятке и в окрестных мон-рях, восстановлен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/64686.html

29-го марта исполняется 50-ти летие церковно-общественного служения председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде и редактора «Церковных Ведомостей», протоиерея Петра Алексеевича Смирнова 1 . Юбиляр-сын соборного священника г. Мышкина, Ярославской губернии, родился 11-го марта 1831 года. Среднее богословское образование получил в местной духовной семинарии, а высшее в Московской духовной академии, курс которой окончил в 1854 году, со степенью магистра богословия. Московская духовная академия того времени, когда во главе ее стояли такие выдающиеся ученые и замечательные люди, как Ф.А. Голубинский, П.С. Делицын, А.В. Горский, а высшим руководителем и вдохновителем ее был мудрый Московский святитель-митрополит Филарет, – умела воспитывать крупные таланты, и притом отмеченные отсутствием тщеславия, сдержанностью в слове и уважением к чужой личности. Курс П. А. Смирнова так же не был обделен талантами. Достаточно сказать, что товарищами его по академии были А.Ф. Лавров, впоследствии Алексей, архиепископ Литовский, знаменитый канонист, – Михаил Лузин , скончавшийся в сане епископа Курского, известный ученый богослов, автор толкового Евангелия и других трудов по изучению Священного Писания , и Д. Ф. Голубинский . Вместе с ними, по окончании курса, Петр Алексеевич был оставлен в родной академии преподавателем, в звании бакалавра (по-нынешнему доцента) по кафедре еврейского языка и библейской археологии. Но преподавательская деятельность его в академии была непродолжительна. Сухой предмет, выпавший на его долю, не удовлетворял запросам его живой и чуткой души, требующей более свободной, творческой деятельности. Поэтому через 4 года, в 1858 году, он оставил академию и поступил во священники к церкви Московского вдовьего дома. Через несколько лет был переведен отсюда к церкви св. Космы и Дамиана на Малороссейке, а еще через 15 лет к церкви Петра и Павла на Басманной. На первых же порах своего священнического служения Петр Алексеевич заявил себя усердным и искусным проповедником. В записках С.М. Сухотина, напечатанных в «Русском Архиве», отмечены эти первые шаги молодого проповедника, сочувственно встреченные и по достоинству оцененные его немногочисленными еще в то время прихожанами. «Священник (вдовьего) дома», пишет С.М. Сухотин, «сказал прекрасную проповедь на текст: «покаяния отверзи ми двери, » где он указал на фарисейство, сокровенно в нас пребывающее и состоящее в самодовольстве, с соблюдением, по-видимому, всех нравственных правил со стороны хороших даже людей и так называемых благонамеренных». Под 19 марта 1861 люда С.М. Сухотин снова пишет: «сегодня священник во вдовьем доме на тот же текст сказал опять прекрасную проповедь против отчаяния духовного и мрачного настроения духа» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/p...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Состояние России от учреждения Сената до прекращения Северной войны. – Сенат, его отношения к царю, к губернаторам; отношения сенаторов друг к другу. – Коллегии. – Областное управление. – Уложение. – Уничтожение правежа. – Майорат. – Дворянство. – Войско и флот. – Купечество. – Торговля и промышленность. – Крестьяне. – Финансы. – Меры против казнокрадства. – Фискалы. – Деятельность обер-фискала Нестерова. – Подметные письма. – Дело сибирского губернатора князя Гагарина. – Злоупотребления в Астрахани, в Ревеле. – Злоупотребления магистратских членов; злоупотребления фискалов. – Злоупотребления Меншикова. – Дело Курбатова и Соловьевых. – Борьба с разбойниками. – Полиция. – Преследование нищих, кликуш. – Госпитали для подкинутых младенцев. – Меры против пожаров. – Нравы и обычаи в разных слоях общества. – Меры для просвещения: училища, издание книг, собрание естественных предметов, редкостей и древностей. – Меры для распространения географических сведений. – Искусство. – Церковь , ее борьба с раскольничеством, с протестантскою и католическою пропагандой. – Распространение пределов русской церкви на Востоке. – Меры для усиления нравственного значения духовенства. – Церковное управление. – Стефан Яворский и Феофан Прокопович . – Учреждение Синода. – Дела на украйнах. В мае месяце 1711 года Петр писал Апраксину: «О деньгах изволь писать к Сенату, ибо все на них положено». Мы видели, что именно было положено на Сенат, который немедленно и приступил к исполнению своих обязанностей, но Петр не всеми его распоряжениями был доволен. Царю хотелось, чтоб новое учреждение действовало не по-старому, не довольствовалось только распоряжением, посылкою указа, но старалось, чтоб все было исполнено немедленно, как следует. Царь прежде всего требовал от нового учреждения, чтоб оно не теряло дорогого времени; 8 апреля 1711 года он писал в Сенат: «За исправление дел благодарствую, в чем и впредь надлежит трудиться и все заранее современем (своевременно) изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно». В апреле 1711 года Сенат дал знать государю, что рекруты по указу в Ригу отправлены; Петр отвечал: «Шереметев и Меншиков доносят, что в Ригу явились рекруты только с одной Казанской губернии, и то не все, многие в бегах; вместо беглецов велите из губерний выслать вновь, чтоб указное число было исполнено. Зело дивлюсь, что пишете, как старые судьи: «послано», а то позабыли, что дошли ли? Или у вас уже та клятва вышла из души, которую недавно учинили? Над денежными дворами учините нового управителя, придав исправных товарищей; также и в прочих прибыльных делах усмотрение и добрый порядок учините, как я сам дал указ при отъезде своем, понеже деньги – жизнь войны». Находясь у Прута, за несколько дней до встречи с турецким войском Петр думал о прибыльных делах, писал в Сенат о распоряжении насчет векселей, поташу, смолы, соли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве» Святитель Иоанн Шанхайский о пути Русского народа, его исторической миссии и о почитании Царской семьи 12.08.2022 1350 Время на чтение 17 минут Фото: yarcenter.ru 12 августа, в день рождения святого Цесаревича Алексея Николаевича Романова, начнется посвященный ему ежегодный Свято-Алексеевский крестный ход, в котором по милости Божией мне посчастливилось участвовать в 2020 и 2021 гг. Ранее я также дважды участвовала в Царском крестном ходе на Ганину яму, в Царских днях в Екатеринбурге и Алапаевске. Дважды Бог сподобил меня участвовать и в ежегодном крестном ходе «Царский путь», который проходит по всем царским местам Санкт-Петербурга и области. В этом году крестный ход начался 12 июля, в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, а закончится 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери, в Кронштадте. Незабываемой была Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля в Феодоровском Государевом соборе Царского села. В ту ночь там собрались те, кто горячо почитает память святых Царственных великомучеников, включая участников крестного хода «Царский путь», организованного Владимиром Васильевичем Знахуром. Под колокольный звон во главе с духовенством мы прошли крестным ходом вокруг собора. Крестоходцы молились о даровании мира России и Украине и истинного покаяния, ведь по словам святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве. Владыка в своих записках доказывал, что Император и его семья обрели в Царствии Небесном венцы за свой подвиг. По словам протоиерея Петра Перекрестова, бесспорно, эти записи оказали влияние на процесс канонизации Царской семьи и в рассеянии, и в самой России. А в наши дни дело святителя Иоанна Шанхайского продолжают Фонд Иоанна Чудотворца и Музей Иоанна Чудотворца, которые уже много лет издают книги о владыке. Перечитывая недавно опубликованную ими книгу «Судьба человека и история человечества. По трудам Святителя Иоанна Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Чудотворца» (М., 2021), мне захотелось, чтобы слова из его проповедей на день 4/17 июля и на день 8/21 июля прочитали и те, кому эта книга пока не доступна.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/ro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010