Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Захаров Владимир Иванович; 20.03.1897, Москва - 14.12.1966, Ростов-на-Дону), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Из купеческой семьи. В 1916 г. окончил Московское коммерческое уч-ще. В 1916-1918 гг. учился на филологическом фак-те Московского ун-та, одновременно в Ин-те экспериментальной психологии проф. И. Челпанова (ныне Психологический ин-т им. Л. Г. Щукиной), был вольнослушателем МДА. В 1918 г. в связи со смертью отца оставил учебу и поступил на службу в Красную Армию. Работал делопроизводителем, завхозом, помощником зав. клубом на Московских командных курсах тяжелой артиллерии (нояб. 1918 - авг. 1919), на Екатеринославских командных инженерных курсах (1920-1922), в учебном отделе Главного управления военно-учебных заведений (1923). С 1923 г. был пономарем и иподиаконом в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . Позднее поступил послушником в московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь , 22 авг. 1925 г. был пострижен в монашество с именем Иероним, в память почитаемых им блж. Иеронима Стридонского и Иеронима (итал. Джироламо) Савонаролы . Гомельским еп. Тихоном (Шараповым) был рукоположен 7 сент. 1925 г. во диакона, 21 сент.- во иерея. В сер. 20-х гг. познакомился с М. Е. Губониным , дружбу с к-рым поддерживал всю жизнь. После уклонения настоятеля Сретенского монастыря Можайского епископа Бориса (Рукина) в григорианский раскол И. уехал в Костромскую епархию, на родину матери. 10 янв. 1926 г. Костромским еп. Севастианом (Вести) был назначен духовником Свято-Троицкого жен. мон-ря в с. Н. Теляково (Сумароково) Галичского у. Костромской губ. В янв. 1928 г. вернулся в Москву, назначен помощником благочинного московских монастырей архим. сщмч. Петра (Руднева ; впосл. архиепископ). В том же году переведен настоятелем ц. арх. Михаила в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В 1929 г. возведен в сан игумена, 19 сент. 1930 г. вик. Московской епархии Подольский еп. Иннокентий (Летяев ; впосл. архиепископ) возвел И. в сан архимандрита. В 1931 г. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», приговорен к 5 годам ИТЛ. В 1931-1935 гг. отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала в качестве рабочего административно-хозяйственной части. В 1935 г. освобожден досрочно. В 1935-1944 гг. работал в различных учреждениях г. Костромы истопником, кассиром, бухгалтером.

http://pravenc.ru/text/293700.html

П.Г. Проценко Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Март-май 1933 Москва, Лубянка. «Дело» еп. Варнавы. Следствие. Поведение епископа и его духовных детей. Разговоры с сокамерниками: творчество в тюрьме. Приговор. В ночь на пятнадцатое марта 1933 года возле дома 39 по Первому Останкинскому проезду остановился воронок. В квартире 2 начался обыск. (О. Киприана забрали перед этим на работе, в канцелярии Синода.) Владыка лежал с высокой температурой, и его не тронули, обыск был не тщательный (так как хозяин – ответственный работник), может быть, только в комнате Валентины, во всяком случае рукописей не нашли – они лежали в кухне, в ящике для посуды и стеклянной тары, в котором владыка сделал двойное дно (на пользу пошло пристрастие к потайным емкостям; интересно, что в деле нет указаний на изъятие каких-либо вещей, а это стоит признать большой редкостью). Сестер Долгановых арестовали; перед уходом старшая, Фаина, поклонилась владыке в ноги. На следующий день, несколько оправившись от болезни, епископ сам направился на Лубянку, «выручать моих девчонок», и разминулся с машиной, набитой гэпэушниками, мчавшимися за ним. В материалах дела днем его ареста указано 16 марта. Обвиняли его по знаменитой 58-й статье (пункты 10,11) в создании контрреволюционной организации (то бишь монастыря) 492 . Основанием для возникновения дела послужила «докладная записка» некоего «служителя культа», Руднева Петра Николаевича, выпускника Московской духовной академии (окончил ее в 1916 г.), знакомого с владыкой еще со студенческой скамьи. Знал он своего сокурсника поверхностно, со стороны, а после окончания учебы и вовсе по слухам, о чем говорит большое количество неточностей в изложении известных фактов (художника Карелина называет психиатром; неправильно указаны годы хиротонии и ухода с кафедры; причины ухода изложены также искаженно, открыто провозглашенная владыкой цель его необычного путешествия – в Небесный Иерусалим – переврана: «Помешался будто бы на путешествиях в Африку и другие далекие страны»).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вышел в свет февральский номер журнала " Вода живая " января 2014 Вышел в свет февральский номер журнала " Вода живая " . Как всегда, он открывается рубрикой " Актуально " , в которой опубликованы два материала.  Почему все больше абитуриентов обращают взор на учебные центры за границей? Стоит ли туда поступать? В беседе Марины Ланской " Кто ищет знаний, где же их искать? " с деканом факультета социологии петербургского филиала Высшей школы экономики Даниилом Александровым анализируются сравнительные особенности высшего образования в России и за рубежом.  Еще одна беседа, озаглавленная " Миссия выполнима? " , посвящена отношением Православной и Католической Церквей. Полезен ли их диалог в современном секулярном мире? Публикация подготовлена Владимиром Ивановым по результатам состоявшейся в Санкт-Петербурге пресс-конференции председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Коха. В рубрике " Подробно " на этот раз пристальное внимание уделено психологии. Как помочь, а не навредить? Какие опасности ожидают христианина на " рынке " психологических услуг? Об этом рассуждает декан факультета психологии и философии РХГА Мария Руднева.  " Главное: совместная работа " - так названа беседа Елены Миловидовой с председателем  общества православных психологов Санкт-Петербурга профессором Ларисой Шеховцовой. Оно действует в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице. Специалисты помогают священникам, в их планах - создать " телефон доверия " . Продолжая тему, корреспондент рассказывает, как организована психологическая помощь в детском кризисном центре при Чесменской церкви, где уже существует такой телефон. " Умный разговор " февральского выпуска ведут Тимур Щукин и известный философ Александр Секацкий. Отправная точка их диалога - утопия, которая рождается из способности человека мечтать и проектировать. " Рождение утопии " - так названа эта беседа. Среди " имен " февраля редакция выбрала почти забытое - Евгений Замятин. Русский прозаик родился 130 лет назад, 1 февраля 1884 года. " Высшая математика писателя " - так озаглавлены заметки Дмитрия Тарасова об основателе жанра отечественной антиутопии. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=447...

Сборники на религиозные и религиозно-философские темы COLLECTIONS ON RELIGIOUS AND RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL THEMES БЕССМЕРТИЕ ДУШИ M. 1947 стр. 141. БОГОСЛОВСКИЙ СБОРНИК. Труды преподавателей Св. Тихновской Сеыинарии. South Canaan, Pennsylvania. 1954–1956. Выпуски X-3. ВЕЛИКИЙ ПОСТ Ред. о. М. Польский Л. стр. 20. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО Ред. о. М. Польский Л. 1947 стр. 20. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА Ред. о. М. Польский Л. 1947 стр. 22. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Ред. о. М. Польский Л. 1947 ВЕСНА Ред. Архимандрит Виталий Л. 1948. стр. 20. ВЕРА, РОДИНА, СЕМЬЯ. Сборник, изданный Русским, Трудовым, Христианским Движением. Женева. 1941. стр. 115 ВЛАДИМИРСКИЙ СБОРНИК B память 950 – летия крещения Руси: 988 – 1938. Бл. 1938. стр. 220. ВОЛЬНЫЕ МЫСЛИ Буанос Айрес. Вып. I 1957, вып. 2 1960, внп. 3 1961. Статьи Арсеньева, Вейдле, Зандера, Зеньковского, Н. Лосского, Степуна и других. ВСЕЛЕНСКОЕ ДЕЛО Сборник памяти Н. Ф. Федорова, 1829–1903. Рига. 1925. стр. 205. Статьи Кононова, Чхеидзе, Александрова, Чуева и других. ДЕТИ ЭМИГРАЦИИ Ред. В. Зеньковский Пр. 1925. стр. 251 Статьи Зеньковского, Левитцкого, Руднева, Цурикова, Бема и Петра Долгорукова. ЕВРАЗИЙСКИЙ ВРЕМЕННИК Книга 3 – Б. 1923, стр. 174– Книга 4 – Б. 1925. стр. 445 Книга 5 – П. 1927. стр. 304. ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ П. 1937. стр. 195. Статьи Афанасьева, Булгакова, Зандера, Зеньковского, В. Ильина, Карташева, арх. Киприана Керна , арх. Кассияна Безобразова, Сове, Федотова, Лютова. ЗНАМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО 1934. стр. 134. ИСХОД К ВОСТОКУ Утверждения Евразийцев. Книга I – София. 1921. стр. 125. Статьи Савицкого, Сувчинского, Флоровского, кн. Н. Трубецкого.» НА ПУТЯХ Утверждения Евразийцев. Книга 2 – Б. 1922. стр. 356. Статьи Савицкого, Бицилли, Карташева, кн. Н. Трубецкого, Флоровского и других. НОВЫЕ ВЕХИ Пр. 1945. ОБНОВЛЕННАЯ РОССИЯ Франкфурт. 1960, стр. 200. Статьи Н. Андреева, И. Ильина , Н. Арсеньева и других.» ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ К столетию со дня его рождения. П. 1929. ПАМЯТИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА дж. 1950. стр. 57. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве.» П. 1936. стр. 167. Статьи Бердяева, Булгакова, Вышеславцева, Зеньковского, Франка, Флоровского.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Губонин Михаил Ефимович, Губонина Зоя Петровна ЦИА ПСТГУ Михаил Ефимович Губонин родился в 1907 г. в с. Болшево Московской губ. В молодости часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы. Был иподиаконом епископа Петра (Руднева). Хорошо знал церковную жизнь Москвы, не раз присутствовал на богослужениях Святейшего Патриарха Тихона. Учился в Московском художественном училище на живописном отделении. Уже в эти годы он стал собирать церковные документы, что стало началом создания научно-исторического архива. Работал художником-оформителем в разных учреждениях. В 1929 г. был арестован. Обвинен в «тесной связи с реакционными церковниками, под флагом религии вел антисоветскую агитацию». На 3 года сослан в Среднюю Азию. В ссылке проживал в г. Шахрисабз (Узбекистан), г. Текмезе (Туркменистан), г. Бек-Буди (ныне Карши) (Узбекистан). Общение с репрессированными иерархами обогатило Михаила Ефимовича богословскими и историко-церковными знаниями, в ссылке он собрал большое количество церковных документов. В 1941 г. был призван на фронт. В составе седьмого Гвардейского кавалерийского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина. Войну окончил в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями. Занимался реставрационно-художественными работами. В 1961–1967 гг. работал художником на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» и по совместительству в Издательском отделе Московской Патриархии (1960-е гг.). Участвовал в создании сени над ракой святителя Алексия, митрополита Московского, в кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Им были выполнены рисунки резьбы по дереву для всей сени. Всю жизнь создавал архив, который является одним из самых крупных исторических архивов, собранных в условиях гонений на Церковь в XX в. Он включает в себя свод материалов для биографии Святейшего Патриарха Тихона; документы самого Святейшего Патриарха Тихона и других церковных деятелей. Работал над словарем архиереев Русской Православной Церкви и епархиальными списками иерархов. Многие из собранных М.Е. Губониным документов были напечатаны в приложении к книге Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви», опубликованной издательством YMCA-Press во Франции в 1977 г. Михаил Ефимович скончался в 1971 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУБОНИН Михаил Ефимович (24.06.1907, с. Большево Московского у. и губ., ныне пос. Болшево в черте г. Королёва - 9.10.1971, Москва), историк Церкви, худож. Потомок известного предпринимателя П. И. Губонина, получившего дворянское достоинство. В 1928 г. окончил Московское художественное уч-ще (живописное отд-ние), работал в различных издательствах. В юности Г. был связан дружбой с С. М. Извековым (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Пимен ), иером. Иеронимом (Захаровым ; впосл. архиеп. Ростовский). Значительное влияние на Г. оказали Коломенский еп. Петр (Руднев) и Гомельский еп. Тихон (Шарапов) . Г. с большим почтением относился к Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) и Патриарху Московскому и всея России Тихону . Будучи иподиаконом еп. Петра (Руднева), неоднократно участвовал в патриарших богослужениях. Впосл. ежегодно в день кончины Патриарха Тихона старался бывать в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре на панихиде у его гробницы. М. Е. Губонин. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (Архив ПСТБИ) М. Е. Губонин. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (Архив ПСТБИ) 28 окт. 1929 г. Г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинялся в «антисоветской агитации». 15 мая 1930 г. приговорен особым совещанием Коллегии ОГПУ СССР к ссылке в Ср. Азию на 3 года. Отбывал ссылку в Туркмении, затем жил в Узбекистане в городах Шахрисабз, Термез и Бек-Буди (ныне Карши). Общался с репрессированными архиереями и священниками. 15 мая 1933 г. освобожден с ограничением места жительства (зона 101-го км от Москвы). Проживал в разных местах в Московской обл.: в Кашире, в Дорохове, под Можайском, работал художником при оформлении зданий различных фабрик, а также Государственного исторического музея. 22 июля 1941 г. Г. был призван на военную службу. Во время службы окончил Тульское оружейно-техническое уч-ще, в составе 7-го гвардейского кавалерийского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина. Войну окончил в звании старшего лейтенанта, был награжден 3 орденами и 5 медалями.

http://pravenc.ru/text/168233.html

А.А. Горбачев Последние месяцы свободы Архиепископу Илариону в период своей недолгой свободы в 1923 году приходилось заниматься и разбирательством административных дел Московской епархии, что было непросто по причине упадка церковной и, в частности, монастырской жизни. Об этом говорит, например, одно из дел, порученных для расследования патриархом владыке Илариону. Суть этого дела сводилась к тому, что пожилые монахи Симонова монастыря, привыкшие к спокойной, расслабленной жизни, враждебно отнеслись к законным требованиям молодого архимандрита Петра (Руднева) и устроили целую кампанию, чтобы выжить настоятеля из монастыря 355 . Кроме проповедей и докладов владыки большое воздействие на народ имели диспуты с его участием, которые велись с обновленцами и атеистами. Особенно сильный интерес вызывали диспуты архиепископа Илариона с обновленческим архиепископом Александром Введенским и наркомом просвещения Луначарским. Нам известно о следующих диспутах владыки Илариона с лидером обновленцев Александром Введенским . Намеченный на 31 июля 1923 года диспут не состоялся, чему причиной было отсутствие архиепископа Илариона, но в диспутах 17 августа, 4 сентября и 13 октября 1923 года владыка сумел принять участие 356 . Основательная, продуманная аргументация, уверенная, располагающая манера выступлений архиепископа Илариона склоняли подавляющее большинство слушателей на его сторону, а следовательно, на сторону патриаршей Церкви. Сам владыка Иларион о диспутах с Введенским позднее говорил: «Я его к стенке прижимал» 357 . Вот как описывал участие владыки Илариона в этих диспутах один из его земляков: «Держал себя преосвященный исключительно смело и дерзновенно, настолько, что иногда делалось за него жутко. Оратор он был необыкновенный. Казалось, вот-вот его арестуют тут же на месте за его смелые высказывания, которые, однако, вызывали бурю аплодисментов присутствующих рабочих. Долго продолжался диспут и закончился он тем, что все присутствующие рабочие этого завода стали подходить под благословение к преосвященному Илариону, а их было не менее 3–4 тысяч» 358 . Успех архиепископа Илариона на диспутах с Александром Введенским в значительной степени ускорил его новый арест. 356 Сафонов Д. Публичные диспуты священномуче-ника Илариона с обновленцами в 1923 г.//Альфа и Омега. 2005. 2 (43). С. 168, 169, 172, 179. 358 В.К. [Виноградов Виктор Капитонович] Воспоминания неизвестного//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История РПЦ, 2010. Вып. II:1 (34). С. 122–123. Читать далее Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона/А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Получивши маленькую возможность читать книги, я подписался на два журнала церковно-исторические: The Ecclesiastic and Theologian и The Christian Remembrancer. – Вещь недурная... Вот списочек памятников в переводе: 1) Сведения о начале хр. в Р., из сказания о Стефане Сурож.; 2) Символ веры , данный Владимиру; 3) Послание Леонтия м. К.; 4) Поучение Луки Жидяты; 5) Послание м. Киев. Иоанна; 6) Слово Илариона и его же исповедание веры; 7) Жизнь пр. Антония и Феодосия, из Патерика; 8) Жизнь Никона Печерского, из Патерика; 9) Ц. Правила Uoahha II м. К.; 10) Сказание об Антонии Римлянине; 11) Поучение м. Никифора и его же ответы об отторжении латинян от православной церкви; 12) Часть завещания Мономаха; 13) Ответы Нифонта Кирику; 14) Послание м. Иоанна к папе Александру III; 15) Наставление попом Кирилла м.; 16) Постановление собора Владимирского; 17) 4 слова Серапионовы; 18) Наставление м. Петра игумнам и пр.; 19) Наставление м. Алексея; 20) Жизнь пр. Сергия, соч. м. Филарета; 21) Некоторое извлечение из сочинений Иосифа Волоколамского; 22) Два отрывка из Максима Грека ; 23) Послание п. Иова Грузинской церкви; 24) Жизнь Никона Шушерина; 25) Извлечение из путешествия Макария п. Антиохийского; 26) Письмо Никона к п. Константинопольскому, перехваченное боярами; 27) Три письма и несколько грамот Никона; 28) Нечто из записок Паисия Газского; 29) грамота о низложении Никона, составленная собором В. Патриархов; 30) Изложение веры Димитрия Ростовского ; 31) Катех. наставление его же; 32) Три письма Иннокентия Пензенского ; 33) Отчет Иннокентия Камчатского и Алеутского; 34) Часть сочинения Руднева о ересях и расколах; 35) Извлечение из книги Кульчинского, напечатанной в Риме в 1733 г., посвященной папе Клименту XII; 36) История Георгия Конисского ; 37) Памятники русской литературы XII в. Вот и все, что один из знаменитейших ученых английских знает о России и судьбах ее Церкви. Нужно доставить ему средства узнать еще более. Я уверен, что он несравненно умнее и дельнее Андрея Николаевича написал бы историю патриарха Никона , если бы познакомился со всеми материалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы следующие: « Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.), «Свидетели Иеговы», « Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), « Церковь объединения» и другие мунитские организации («Федерация семей за мир во всем мире», КАРП и пр.), «Общество сознания Кришны» и другие неокришнаитские миссии на Западе, «Трансцендентальная медитация» и другие организации Махариши, «Ананда марга», «Сахаджа-йога», культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», культ Сатьи Саи Бабы, ЗНО (Кундалини-йога), культ Ошо Раджниша, «Аум Синрикё», «Сока Гаккай», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), « Церковь Христа» (т.н. бостонское движение), «Поместная (Местная) церковь » Уитнесса Ли, «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты как « Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», « Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь Любви Христа», различные «церкви полного Евангелия» и пр.), «Братство фиолетового пламени», «Новый Акрополь», «Синтон» Козлова, « Церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»), «Белое братство», «Ревнители истинного благочестия» (секта Петра), « Церковь последнего завета» (секта Виссариона), культ Порфирия Иванова, культ «Анастасии», «Школа Щетинина», секта Евгения Березикова, «Радастея», секта Столбуна, «Тетрада», секта Толгата Акбашева, «Страна Анура», секта Ольги Асауляк, «Школа Лхасы» (секта А. Червоненко), «Академия фронтальных проблем им. Золотова», «Троянова тропа», «К богодержавию» (секта отставного генерала Петрова), псевдотантрические секты Лапина и Руднева, «Астральное карате», " Рейки», ОТО, «Ландмарк международное образование – Форум» (бывший EST -семинар Вернера Эрхарта), «Лайф-Спринг», «Всемирные центры взаимоотношений («Фиолетовые» Билли Ридлера), различные коммерческие культы и многие другие. Мы свидетельствуем об антихристианском и разрушительном характере различных культов, возникших на основе движения «Новой эры» («Нью эйдж»), теософии, антропософии, движении последователей семьи Рерихов, астрологических и уфологических культов, неоязыческих и нативистских культов, колдовства, ведьмовства, неошаманизма, люциферианства и сатанизма.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Согласно воспоминаниям другого члена Собора (от мирян Пензенской епархии) С. П. Руднева, святитель Тихон исполнил поручение Собора незамедлительно: «В тот же вечер Патриарх, подчинившись этому Соборному определению, выдал несколько таких грамот, причем был у нас слух, что первая грамота дана митрополиту Агафангелу. Кажется впоследствии, когда Патриарх был лишен свободы, этот слух подтвердился, и митр. Агафангел действительно явился его заместителем» 7 . Необходимо, однако, отметить, что до сих пор ни один из экземпляров того, первого, завещания Патриарха Тихона о высшей церковной власти, не обнаружен, и о его содержании приходится строить предположения на основании такого рода слухов . Наиболее достоверным здесь представляется свидетельство митрополита Арсения (Стадницкого). В своем дневнике 20 января 1918 года он писал: «В виду возможности ареста Патриарха обсуждался в присутствии митрополита Агафангела и члена Синода протоиерея А. П. Рождественского вопрос о местоблюстительстве патриаршем. Патриарх указал на меня, а затем, если меня арестуют, то на митрополита Антония» 8 . Учитывая то, что именно митрополиты Арсений и Антоний были товарищами (заместителями) Патриарха Тихона как Председателя Собора и что именно они были в ноябре 1917 года первыми кандидатами на выборах Патриарха, их кандидатуры в Патриаршие Местоблюстители, действительно, были наиболее вероятными. Правда, надо иметь в виду, что здесь митрополит Арсений писал о предварительном обсуждении и писал еще до составления самого завещания. Помимо имен митрополитов Арсения (Стадницкого), Антония (Храповицкого) и Агафангела (Преображенского) в качестве фигурантов патриаршего завещания 1918 года, в некоторых источниках называются еще имена митрополитов Кирилла (Смирнова) и Иосифа (Петровых). Так, епископ Питирим (Лодыгин или Ладыгин, в схиме Петр), вспоминая о том, как он ездил в 1926 году к митрополиту Агафангелу, писал: «Я лично поехал в Ярославль, и он мне сам объяснил свое положение и сказал, что теперь действительно остается каноническое управление за Кириллом и временно, до прибытия Кирилла, за митрополитом Петром. Сергия и Григория он не признавал. Я его спросил: как же нам быть дальше, если ни Кирилла, ни Петра не будет? Кого же мы должны тогда поминать? Он сказал: “Вот еще есть канонический митрополит Иосиф, бывший Угличский, который в настоящее время в Ленинграде. Он был назначен Святейшим Патриархом Тихоном кандидатом в случае смерти Патриарха, меня, Кирилла и Антония”» 9 .

http://bogoslov.ru/article/395859

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010