Но Иаков с особенным намерением, к прискорбию Иосифа, правую руку свою возложил на голову Ефрема, а левую – на голову первенца Манассии и затем пророчески изрек им и потомству благословение, преимушественное же Ефрему ( Быт.48:8–20 ). По разумению Православной Церкви, таким крестообразным расположением рук Иакова при благословении предызображено было древо креста Христова и самый крест, как орудие благословения для верующих; преподанное детям Иакова благословение пророчески прознаменовало имевшее снизойти от Креста Христова благословение грешному человечеству. « Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори » (тр. Воздвиж. на вел. вечерни, на литии 3 стихира самогл.; 1 авг. кан. 8 песн. 1 троп.). « Внучата древле Иаков благословляя, проображаше светло Крест честный » (понед. 4 нед. Четыред. кан. 9 песн. 1 троп.). « На юные главы длани иногда Иаков крест прописоваше, на нем же Слово распростерл еси длани » (Окт. 2 гл. сред. утр. кан. 6 песн. 1 троп.). « Священно во пременении руками, приснославный, благословляя внуки иногда, образ являя священного древа, имже благословение всем даровася, проклятым злою древа снедию и поползшимся во глубину зол » (Окт. гл. 8 пятн. утр. кан. кресту 8 п. 2 троп.). « Подзнаменова издалеча тебе Кресте всечестный, в благословениих Иаков явленнее: мы же в благодати удостоившеся видети тя, верою несумненною приступаем вси, и касающееся богатное благословение объемлем, и свет, и спасение, и прегрешений разрешение » (Пятн. 4 нед. Четыред. кан. 8 п. 2 троп.). « Рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение, его же мы держаще тверда хранителя, демонские всенощно отгоним полки, и велиарову гордыню в нем низлагаем, враждебнейшего Амалика побеждаем всегубительную силу » (На вел. вечерни пр. Воздвиж. на литии 2 стихира самогл.; ср. кан. Воздвиж. 6 п. 1 троп. и друг.). [Жезл Моисея при переходе через Чермное море – Исх. 14:21–28 .] П о церковным песнопениям, крест Христов по своей форме предызображен чудным жезлом Моисеевым, посредством которого израильтяне перешли немокренно Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Третье ношение язв Господа Иисуса – в боголюбивом сердце, которое, как невидимо, так и неисследуемо и неудоборассматриваемо. Ибо кто может узнать тайны сердца? Два первые образа ношения язв Господа Иисуса – страдание за Христа и самоумерщвление – не для всякого выполнимы, третий же образ – ношение язв Господних в сердце, возможен для каждого христианина, только бы он пожелал этого. Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали из рук мучительских и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа, и не за отвержение Его. Таковые, если благодарят Бога за свои страдания, то носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и сами мученики Христовы. Не для каждого удобовыполнимо и самоумерщвление. Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19:11 ). Если хотя бы отчасти умерщвляли свои страсти, насколько возможно понести, то было бы у мирян, по крайней мере, воздержание! От сердечного же любления Бога никому нет никакого ущерба. Ибо какой труд, какое неудобство в том, чтобы любить Бога? Первый образ ношения язв Господних, то есть мученичество, оставим для неповинно мучимых и оскорбляемых. Да утвердит их Господь в терпении и да сподобит их венца мученического! Другой образ – совершенное самоумерщвление, отошлем в монастырь для чина иноческого. Пусть живет там и пострижется! Третий же образ – ношение язв Господа Иисуса в сердце, то есть любовь к Богу от всего сердца, – рассмотрим, ибо он и для тех двух служит причиной и началом. Ибо мученичество претерпевается ради любви Божией, и умерщвление себя совершается во имя любви к Богу, и «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Носить язвы Господа Иисуса в сердце – значит иметь сердце, уязвленное любовью к Господу Иисусу, уязвленному за нас гвоздями и копьем на Кресте. В Песни Песней я вижу некое лицо, как будто девическое, сидящее под прекрасным садовым деревом, под яблоней, преисполненной прекрасных яблок, и говорящее: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» ( Песн. 2:3 ). И затем опять вижу это лицо как бы изнемогающим от некоей внутренней раны, стонущим, воздыхающим из глубины сердца и говорящим: «Я изнемогаю от любви» ( Песн. 2:5 ), и еще: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда в 1783 г., по представлению Преосвященного Архиепископа Варлаама, в честь чудотворной Иконы, привлекавшей великое число богомольцев, в Абалакском селении устроен Монастырь (3-е классный) мужеской: то с учреждением Монастыря и благоговение к чудотворной Иконе Божией Матери еще более усугубилось, как в Тобольской епархии, так и в соседних; с тем вместе и обыкновенный принос Ея в Тобольск на 8-е Июля время от времени делался общеизвестнее, многолюднее и торжественнее. Слово 1. На вынос иконы Божией Матери из Абалакского монастыря Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан? (Песн. песн. 3, 6). Могли бы и мы гласом песни песней вопросить: Кто это восходящая в кадильном облаке дыма ароматов и благоухания, восходящая от пустыни, из мирной обители своей, если бы сами не пришли просить Благодатную, чтобы Она благоволила изыти из мирной обители чудотворным Образом Своим во град, благоговейно чтущий Ее, благоволила изыти с Божественным милосердием, как с небесным миром и благоуханием. Так бывает в общественной жизни: когда намереваемся принять к себе великого посетителя, – Царя, князя, знаменитого вельможу, то усердно прося о благоволительном посещении нас, во свидетельство радостного ожидания почтительно посылаем приближенных нам в сретение вожделенному Посетителю, и всемерно тщимся уготовить Ему подобающий прием. Тоже, токмо в другом чувстве, делаем мы ныне, благоговейные чтители Богоматери, стекшиеся и из ближайших и отдаленных мест в Святую Обитель Ее. Мы стеклись в единой мысли в Св. Обитель смиренно просить Владычицу, дабы Она благоволила, в Божественном Лике Ея, посетить град наш, и посещением града, – Матери прилежащих градов и весей, простерла милость своего посещения и на прочее грады и селений нашей Богоспасаемой паствы. Нет сомнения, что усердное наше прошение Пречистой о посещении града нашего для Матернего сердца Ее приятно. И Она, преклоняясь на наше молитвенное прошение, готова изыти в обетовании небесных и земных благ, – и посещением своим явить нам милость Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Эту тайну в отношении Креста Христова так раскрывает св. Ефрем Сирин : «Исаак, уготовляемый на заклание, восходил как агнец незлобивый на гору, нося на себе дрова жертвенные: так и Спаситель наш восходил к лобному месту, обремененный Крестом. Вижу нож и разумею копье; вижу алтарь и представляю Голгофу; вижу дрова и проразумеваю Крест» (Слово о Аврааме). Исаак послушно предает себя для заклания на дровах отцу своему Аврааму, который из любви к Богу жертвует единственным от жены его Сарры возлюбленным сыном; так единородный Сын Божий – Иисус Христос является вполне преданным воле Отца Своего во время страданий и послушливым до смерти крестной ( Флп.2:8 ; Рим.8:32 ). [Поклонение Иакова на верх жезла Иосифа – Быт. 47:29–31 .] Д алее. Когда Иосиф для уверения умирающего отца своего патриарха Иакова поклялся ему в том, что кости его по смерти непременно вынесет из Египта в землю Обетованную и похоронит в гробнице вместе с отцами Авраамом и Исааком, тогда обнадеженный старец так обрадовался, что несколько привстал на одре «и поклонился (Израиль) на верх жезла его» ( Быт.47:29–31 ). По изъяснению церковных песнопений, Иаков преклонился на верх скипетра Иосифа, тогда бывшего правителем в Египте, в прознаменование царственного жезла Креста Христова, составляющего победную славу для царей благочестивых. « Жезла объемлет край Иосифова будущая зря Израиль, царствия державное, яко возъимуществит преславный Крест, проявляя, сей бо царей победоносная похвала и свет » 1 (кан. Воздвиж. 7 песн. 3 троп.). « Древле Иаков прообразуя крест Твой, Христе, Иосиф покланяшеся божественного жезла краеви, скиптр сей страшный царствия Твоего предвидев » (в нед. 3 св. Четыред. 8 песн. 5 троп.). [Благословение Иаковом Ефрема и Манассии – Быт. 48:8–20 .] Т от же Иосиф, некогда подведя сыновей своих для благословения к ослепшему от старости своему отцу Иакову, поставляет Манассию, как старшего, против правой руки его для получения преимущественного благословения, а Ефрема, как младшего, против левой руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

    О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты вызвала бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).     Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, заключающее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.     Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовая Туча, в чреве своем хранящая молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).     О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо напитала своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

Наконец, толпы народа последовали за Ним пешими, не на вьючных животных, не на повозках разного рода, а на своих ногах, чтобы показать пылкость своей души» . То есть Господь испытывает и народ, уходя от него в пустыню. С другой стороны, проповедь Моисея, звучала в Синайской пустыне, и Иоанн Креститель проповедовал там же, а теперь и Сын Божий, даруя людям духовное познание Закона Божия, проповедуя Евангелие прощения, оказывается в пустыне. В пустыне рождается переплавленный в горниле испытаний ветхозаветный народ, теперь и новозаветная Церковь тоже должна выйти из пустыни. Сказано: «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» ( Песн.3:6 ) – так описывается в Писании рождение церкви ветхозаветной; «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» ( Песн.8:5–6 ), – а так Писание описывает рождение в пустыни гонения и страданий любви Церкви новозаветной. Описание в Книге Песнь Песней ветхозаветной церкви – это описание воскуряемого от земли к небесам дыма жертвенных костров и каждения благоухания. Но при описании новозаветной Церкви, Церкви-Невесты, в этой же Книге Песнь Песней мы видим ее, уже опирающиеся на Жениха-Христа, и здесь та разительная перемена, о которой святитель Иоанн Златоуст восклицал: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет, выше Завета Ветхого» . И мы читаем далее: Мф.14:14 . «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их». Как народ нашел Господа в пустыне, несложно догадаться. Они наблюдали за Его «овцами» (апостолами), и там, куда отправились они (апостолы), в Вифсаиде, там народ и нашел в пустыне Господа Иисуса Христа. То есть мы должны искать Господа по следам Его избранных овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но, особенно при настоящем торжестве, мы должны размышлять о том, что ныне раздрано рукописание грехов и осуждения нашего, и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: земля еси, и в землю отидеши, ныне вознесено на небо. Псалмопевец о настоящем торжестве говорит следующее: яко взятся великолепие Твое превыше небес ( Пс. 8:2 ); взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне, ( Пс. 46:6 ); возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех ( Псал. 67:19 ). Восшедши на небеса, Он, подлинно, пленил плен: ибо силой Своего нетления истребил наше тление, и даровал даяние людям, потому что ниспослал Св. Духа на Апостолов, даровав иному слово премудрости, другому слово знания, – иному дух ведения, другому дары исцелений, – одному разные языки, а другому истолкование языков ( 1Кор. 12:8,10 ). Об этой славе вознесения Его и пророк Авакум говорит следующее: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем ( Авв. 3:11 ). Здесь под именем солнца разумеется не иной кто, как Сам Господь; а под именем луны св. Церковь : ибо, пока Господь не вознесся на небо, св. Церковь , противная миру, повсюду была объята страхом, а после вознесения Его она укрепилась, открыто проповедывала то, чему тайно веровали. Таким образом, действительно, сбылись слова: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем, потому что, когда Господь взошел на небеса, тогда святая Церковь Его возросла силой проповеди. Посему-то Соломон от лица Церкви говорил: се Той идет скача на горы, и прескача на холмы ( Песн. 2:8 ). Спаситель, идя на избавление нас, действительно как бы делал некие скачки. Вам желательно знать, какие это скачки? Вот они: во–первых, Он с неба сошел в девическое чрево, – из девического чрева пришел в ясли, – потом от яслей взошел на крест, – с креста сошел во гроб, – из гроба взошел на небо. Таким образом, проходя все степени человеческой жизни, Он пролагал нам путь, чтобы мы следовали за Ним. Поэтому Дух Св. устами Пророка говорит: возрадуется, яко исполин тещи путь ( Пс. 18: 6 ), – для того, чтобы мы от сердца говорили Ему с Премудрым: «влеки нас в след Тебе, в воню мира Твоего течем» ( Песн. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Правда, также освящен был и Иеремия, однако Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграл радостно ( Лк.1:44 ) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику. 4 . Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедовали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: порождения ехиднины! 2 , кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Мф.3:7 ). Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхого человека с делами его (см. Кол.3:9 ) и скажи слова, находящиеся в песнях: Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такие слова Иоанна: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:10 ). Неумолим Судья – оставь лицемерие. 5 . Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему ( Лк.3:11 ). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ромбообразные лики на челе и плечах Богоматери являются олицетворением звезд, символизирующих Ее приснодевство. На груди Пресв. Богородицы представлены символические изображения, имеющие прообразовательное значение: наиболее часто на иконах XVI в. встречаются гора, город и красный медальон с ликом юного царя. Гора - наиболее известный прообраз Богоматери, основанный на текстах ВЗ: Дан 2. 31-45 и Ав 3. 3, а также Ис 24. 23, Пс 67. 16-17, 77. 68, 14. 1, 22. 3 и др. Изображение города в виде крепостных стен, согласно восходящей к текстам ВЗ и НЗ (Пс 47. 34, Зах 1. 16, Мф 5. 35 и др.) надписи на иконе Н. Г. Строганова (1604-1605, ЕМИИ),- это «Град Царя Великого». В текстах Свящ. Писания в случаях, когда гора и град упоминаются вместе (Зах 8. 3, Ис 2. 2-3 и др.), речь идет о горе Сионской и граде Иерусалиме. Красный медальон с ликом юного царя не имеет однозначного объяснения. Наиболее вероятно, что данный образ является олицетворением солнца. Так изображается солнце в иллюстрациях к «Христианской топографии» Космы Индикоплова, в сюжетах на тему Сотворения мира на иконах, на миниатюрах и на шитых плащаницах XV-XVI вв. (напр., на т. н. Пучежской плащанице, 1441, ГММК). Этот образ мог быть заимствован из пророчества Малахии («взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» - Мал 4. 2; см. также: Ис 41. 2). Т. е. облачный рисунок и изображение солнца на мафории Богоматери могут быть связаны, но уже в XVI в. образ царя-солнца в медальоне предпочитали заменять образом Христа Еммануила. На иконах к указанным символическим изображениям могут быть добавлены: лествица («лествица Иакова»), радуга (символ завета с Ноем), «источник запечатленный» (Песн 4. 12), древо (7-й икос Акафиста Богоматери) или горящий куст, реже - изображения книги, киота, ковчега или храма Премудрости. Окружающее образ Пресв. Богородицы с Младенцем сияние Славы в виде 8-конечной звезды, образованное путем наложения синего ромба на красный, означает прославление Ее как «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т. е. превосходящей близостью к Богу все ангельские чины. Синий ромб, на фоне к-рого показаны изображения ангелов, обозначает небо, мир горний, а красный (с символами евангелистов) - землю, просвещенную светом евангельского учения. Это сияние символизирует Славу Господа Вседержителя, к которой причастна и Пресв. Богородица, послужившая Воплощению Христову. Форма ореола может также напоминать о пророчестве Валаама («Возсияет звезда от Иакова» - Числ 24. 17). В Акафисте Богоматерь также прославляется как Звезда, являющая Солнце (1-й икос).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

5. Ребро, которое взял Бог у уснувшего Адама и из которого создал жену ему ( Быт.2:21–22 ), предызображало прободенное копием ребро Господа Иисуса Христа. Как из ребра Адамова создана была Ева – мать всех живущих ( Быт.3:20 ), так из прободенного копием ребра Иисусова, из которого истекла таинственная кровь и вода, создана Церковь , мать всех духовно живущих. Ребро было взято у Адама во время его крепкого сна: ребро было прободено у Господа Иисуса Христа, –второго Адама также во время крепкого сна, – в то время, как Он почил плотию Своею на кресте ( Ин.19:83–34 ). «Пронзенная ребра Адамова образоваху ребро, от негоже Ева» (Из Синаксария во св. и вел. четверток). «Овдовевшая, Сыне Мой, невестныя одежды, Божественная Церковь Твоя от ребр святыя крове одеянна...» (Окт. гл. 3, во вторн. на повечерии канона к Богородице песн. 5, троп. 4). – «Прободен на тебе в ребра Зиждитель, кресте, вольно повешен, кровь и воду источает, имиже наздахомся верно тя целующий» (Сент. 13 дня, – канона предпразднества, пес. 6, троп. 1). – «Происшедши от безбрачной и быв прободен в ребра, Ты чрез Нее совершил восстановление Евы, Создатель мой, сделавшийся Адамом , уснувший сверхъестественно животворным сном и восставивший жизнь от (смертного) сна и тления, как всесильный» (Кан. на вел. субботу, пес. 5, троп. 3). – «Что в начале происходило с Адамом чувственно, – говорит св. Нил Синайский , – то давало проразумевать умом постигаемую тайну; ибо первый Адам означал Адама второго, то есть Господа нашего Иисуса Христа, Который имел опочить человеческою смертью на Кресте, чтобы из святого Его ребра, провоженного копьем и источившего кровь и воду, была создана духовная невеста Его, то есть вселенская Церковь » (св. Нила Синайского письмо 26). 6. В истории падения нашего во Адаме ( Быт.3 ) косвенным образом отражался порядок воссоздания нашего в Господе Иисусе Христе. Удивительно – тесная связь существует между падением нашим и восстановлением. Премудрым и всеблагим врачом составлено и преподано врачевство, вполне, до малейших тонкостей, соответствующее болезни. Весьма ясно раскрывает это Святая Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010